173. Возможно ли подлинное христианство вне Церкви? Благовестие Христово верно изъясняется только Церковью. Спаситель не приносил молитвы об успехе Его учения, но молился об единстве верующих в Него. Это единство и образует Церковь ( Дeяh. XVII, 26 ). Вне Церкви же: Христа ищут и не находят; нет истинного покаяния; нет трапезы тела Христова; ни плодотворной молитвы; ни благословения Божия. 174. Как объяснить смуты и похрясения, коих в церковной истории было множество? Видимый образ Церкви не раз был возмущен и разорван злыми страстями Ея сынов. Однако зло, проникающее к святыне через человеческое сердце и которое тщится возстать на всякую святьшю, – не может поколебать непорочную сущность, Церкви благодаря действию в Ней Святого Духа-Бога. 175. Предсказано ли в Священном Писании тяжелое положение, в каком Церковь находится теперь? Настоящее бедственное положение Церкви предсказано Самим Спасителем, какь время предпоследнее перед концом мира. Святой апостол Павел тоже упомянул события нашей эпохи, которая предшествует последнему периоду. «Также услышите о войнах о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» ( Mф. XXIV, 6 ); «все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» ( Mф. XXIV, 8, 9 ); «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Mф. XXIV, 11 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Фec. II, 7 ). 176. Где еще Писание подробно говорить о состоянии Церкви в наше время? В книге «Откровение св. Иоанна Богослова». Если семь Церквей Асии символически изображают семь эпох между 1-м и 2-м Пришествиями Христа, то сказанное в обращении к Филадельфийской Церкви поразительно соответствует состоянию Церкви в нашу эпоху . Это время – предшествующее появлению антихриста. «Сохранил слово Мое» – это чередование гонений: идейного в XIX-м веке и жестокого физического в ХХ-м, в России, Германии, в Испаии, на Балканах и в Польше, при общем равнодушии к правде и нравственности, при широком распространении атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Конкретные черты новозаветной «правды» – в отличие ее от законнической, ветхозаветной – раскрыты Христом в той же беседе непосредственно далее (ст. 21 след.). Если Господь Иисус Христос есть совершенное исполнение «всей правды», то понятно, почему выражения правды ради и Мене ради употребляются не только как параллельные, но и как вполне покрывающие друг друга ( Mф. V:10–11 ),– в полном согласии с ветхозаветным представлением и изображением дела Мессии (Иерем. XXIII:6, XXXIII:16). У ев. Матфея в широком понятии новозаветной «правды» оттеняется преимущественно та ее сторона, по коей новозаветная δικαιοσνη есть исполнение на земле – столь же полное и совершенное, как и на небе – воли Божией, – чем и характеризуется, прежде всего, пришествие «царствия» Божия ( Mф. VI:10 ). «Алкать и жаждать правды» означает – всем существом желать возможно полного воплощения на земле совершенной правды царства Христова и стремиться к приобщению своей собственной жизни и к преобразованию своей личности по началам и духу этой правды (Ср. Лk. I, 75 ) 25 . Соответственно тому образу, под каким представляется горячее и неослабное стремление к «правде» царства Христова, – и удовлетворение этого стремления – полное и совершенное – характеризуется как «насыщение» ( χορτασθσονται), – т. е. насытятся «правдою» и всеми ее благами. И в других случаях приобщение благам царствия Божия представляется в Новом Завете под образами вечери или брачного пира ( Лk. XIII:29, XIV:6 ; след.; Anok. XIX, 9 ). Если несчастны и жалки те, кои алчут и жаждут временных, тленных земных благ, ибо они никогда не получат, насыщения и удовлетворения, успокоения, – то алчущие и жаждущие правды, напротив, получат удовлетворение своих духовных запросов полное и совершенное, ибо таково неотъемлемое свойство самых этих духовных благ ( Mф. VI, 19 – 20 : Uoah. IV, 3 – 14 и др.). Таким образом, δικαιοσνη человека является лишь частичным отражением «Божественной Правды» и, бесконечно отстоя от последней по степени совершенства, удерживает обязательно ее существенные, характерные свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

122. Какое событие осияло вселенную Христовой славою и облистало пресветлой радостью всех, кто уверовали в Богочеловека? Это событие – Воскресение Христово, возстание Господа из гроба на разсвете третьего дня после Его Крестной смерти и погребения. Церковь возвещает о Воскресении ликующим песнопением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Православный Символ Веры провозглашает веру в Господа Иисуса Христа, распятого и погребеннаго; 5-й же член Символа добавляет: «И воскресшого в третий день по Писанием ». 123. Как произошло Воскресение Христово? На разсвете третьего дня по погребении, в 1-й день недели, ко гробнице, высеченной в скале, сошел блистающий, как молния ангел. Он отбросил, сотрясая землю, большую каменную плиту, которая была привалена ко входу. Воины стоявшей стражи, трепеща от всего виденнаго, от страха онемели и стали, как мертвые. К этому времени приблизились женщины, принесшие ароматы для помазания тела. Сияющий белизною ангел, сидевший на каменной двери, обратил речь к женщинам, возвещая, что в гробу нет Иисуса распятаго, ибо Он воскрес, как сказал. Бежавшия от гроба к апостолам мироносицы, чтоб возвестить о Воскресении, встретили на пути Самого Воскресшого Христа. Некоторые воины стражи устремились тоже в город объявить первосвященникам все, что произошло ( Mф. XXV III, 2–4; Mk. XVI, 2–7 ; Лyk. XXIV, 3–7 ; Иоан. ХХ, 1–7 ). 124. Кто еще был удостоен видеть Воскресшого Спасителя в день Его Воскресения? В самый день Воскресения, кроме мироносиц, Господь явился во плоти: Петру, Марии Магдалине, ученикам на пути в Еммаус, а также апостолам в доме, двери которого были заперты ( Mф. XXVIII, 9 ; Mpk. XVI, 9 ; Лук. XXIV, 13–33; 36–49; Иоан. ХХ, 14–17, 19–23 ; 1Kop. XV, 5–8 ). 125. Какия меры приняли еврейские первосвященники, узнав от воинов о Воскресении? Устрашенные известием, они тотчас собрались на совещание со старейшинами и щедро подкупив державших стражу воинов, дали им наказ распространять ложное известие: »ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. . .» Воины, " взявши деньги, поступили, как научены были« ( Mф. XXVIII, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Мытарь просил отпущение грехов и получил оправдание. Разбойник просил, чтобы Господь его помянул во Царствии Своем и первый получил весь рай« (Пр. Иоанн Леств., ел. 25, § 56). 47. Тогда, правильно ли просить в молитве об успехе начатого дела, об избавлении от опасности, об исцелении от болезни и о подобных вещах земной жизни? О всем насущном для земного бытия, о том, что не содержит греха, и что сообразно с жизнью по Евангелию, – следует усердно, просто и с упованием просить Бога: ».. ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него« ( Mф. VI, 8 ). Вознося свое прошение Господу, надо вполне довериться словам Христа: »просите и дано будет вам..» ( Mф. VII, 7 ). По слову св. Василия Великого – «проси того, что достойно Бога». «Господь присущ каждому слову молитвы и о чем ни попросишь, Он есть исполнение для тебя и для всякого другого, каждого прошения твоего» (Св. Иоанн Кроншт. М. ж. во Христе, т. II, стр. 246). 48. Какое прошение Господь осеняет особым благоволением? Молитву за блого ближнего или о его спасении. Тогда оживает вторая заповедь из двух, названных Христом важнейшими: «... возлюби ближняго, как самого себя» ( Mф. XXII, 39 ). То – же находим в апостольском Послании: «.. и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» ( Uak. V, 16 ). 49. За кого еще христианин должен всегда молиться? За умерших, об их упокоении. Действительность и важность молитвы за умерших основывается на главных предметах христианской веры: 1) в блаженство Вечной Жизни; 2) во вторую смерть, что есть – осуждение на Последнем Суде; 3) в Святую Церковь , соединившую в себе живущих на земле и отшедших в невидимый мире; 4) а также – вера в силу молитвы за ближняго, как живого, так и отшедшаго. Если своею усердной молитвой мы можем получить прощение своих грехов, то такую же существенную помощь душе умершого окажет молитва, принесенная за него, особенно церковная молитва . Великую силу имеет молитва за душу усопшаго, приносимая к престолу Божию во имя Распятого Сына Его при совершении Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архим. Иоанн (впоследствии Епископ Смоленский – умер 1869 г.) в толковании этих правил говорит, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению от индеферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Особенное значение это имеет для духовных лиц, обязанных служить примером для других в строгом охранении святыни православного вероисповедания. В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам Св. Таин, ни вообще совершать для них какой-либо службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с Церковью; тем менее он может допустить еретического священника к какой-либо службе для православных. 46-е пр. Никифора Исповедника повелевает: «в церкви, основанныя еретиками, можно входить лишь в нужде, как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь, однако в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни вжигать лампад и свечей». На вопрос, должен ли священнослужитель молиться в присутствии еретиков, и не будет ли то нимало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие, Тимофей, Епископ Александрийский (скончался 355) ответил: «В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению (елицы оглашении) изыдите. Посему таковые, т. е. еретики, не должны присутствовать, если не обещаются покаяться и оставить ересь». 6) Б огопочитание состоит в исполнении своих обязанностей к Богу, так как они составляют основу всех наших обязанностей. Неисполнение этих обязанностей есть тяжкое церковное преступление. Оно выражается в различных видах, как-то: а) божба, хула на Бога, богохульство. Господь наш Инсус Христос, назвав всякую клятву служением диаволу ( Mф. V, 37 ). определенно говорит: «хула на на Духа Святого не простится человеку... ни в сем веке, ни в будущем» ( Mф. XII, 31–32 , ср. Mф. XXVI, 65 . Лyk. V, 21 , Иоанн X, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих. Место, куда отходят души грешников после частного суда, в Свящ. Писании и в писаниях древних учителей церкви называется: адом ( Лyk. XVI, 23 ; Дeяh. II, 51 ), тьмою кромешною ( Mф. XXII, 13; XXV, 30, 46 ), темницею духов ( 1Nemp. III, 18 ), бездною ( Лyk. VIII, 31 ), преисподнею ( Фuлun. II, 11 ), геенною ( Mф. V, 22; X, 28 ); печью огненною ( Mф. XIII, 50 ; Лyk. XII, 2 ) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божья (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится место мучения грешников – ад, об этом были только мнения. Само Слово Божье оставляет этот вопрос нерешенным. Этот вопрос, наравне с другими вопросами: где престол Божий? когда и как совершится кончина мира? и проч. – принадлежит к числу тех вековечных вопросов, которые искони занимали и занимают пытливый ум человеческий и для решения которых он употребляет все свои усилия... Но теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и когда знаем все только отчасти ( 1Kop. XIII, 12 ), многое и на небе, и на земле, должно навсегда оставаться для нас неразгаданным и неразрешимым. Одни, на основании слов Писания (Числ. XVI, 30 – ,34; Иезек. XXVI, 20; XXXI, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней (самое слово ад – греческое – означает низменное, весьма глубокое место). Другие, как напр., св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где–нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где–нибудь вне этой вселенной» 244 . – Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается... И так будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Мф. Х, 23–33 . Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди • Презрение смерти избавляет от истинной смерти • Для исповедания Христа нужна помощь благодати • Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание • Не должно бояться смерти • Должно радоваться, что тело истлевает • Сколько худых последствий имело бы неистление тел • Красота души сообщает благообразие телу • Должно любить и искать красоты душевной. Беседа 35 На Мф. Х, 34–42 . Единомыслие не всегда полезно • Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая • Единство и согласие ветхого и нового заветов • Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию • Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть • Награда принимающим апостолов • Должно принимать всякого нуждающегося в помощи • Не должно упрекать просящего милостыни • Нужда извиняет бесстыдство просящего • Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство • Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости. Беседа 36 На Mф. XI, 1–6 . Цель посольства Иоаннова ко Христу • Ответ Христа ученикам Иоанна • Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде • Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами • Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией. Беседа 37 На Mф. XI, 7–24 . Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа • Почему Иоанн назван большим пророка • Христос не может быть сравниваем с Иоанном • Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия • Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели • Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания • Увещание к странноприимству • Против срамных песен и рассказов • Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами • Где нужно искать чистых удовольствий. Беседа 38 На Mф. XI, 25–30 . Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях • Смирение делает человека достойным откровения • Единосущие Сына с Отцом • Невозможность полного познания Отца и Сына • Смирение • мать всякого любомудрия • Иго порока тяжелее ига добродетели • Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых. Беседа 39

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VII Малая леность подвергает нас великим опасностям. Поясняя сие, авва Дорофей говорит: пошел я не давно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости... Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя. VIII Вопрос. Слово Божие взимает ли духовное врачевство от вещественного мира? Ответ. Часто, и в Ветхом и Новом Завете. Так Господь Иисус Христос , желая исцелить нас от суетной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» ( Mф. VI, 26 ). Так врачует Господь тех, кои душою своею пекутся излишне о пище и питии. Также врачует Он недуг излишней заботливости об одеянии: «И о одежде что печетеся; – глаголет. – Смотрите крин селных, како растут, не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих... Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся. Всех бо сих языцы ищут» ( Mф. VI, 28–29, 31–32 ). IX Вопрос. Какою видимостию в мире Господь врачует самонадеянность духовную, т.е. надежду преуспеть в жизни духовной собственными силами? Ответ. Сею. " Кто же от вас пекийся может при ложити возрасту своему лакоть един?« ( Mф. VI, 27 ). Размыслим, что нам должно посему делать при нашем старании? Молиться, молиться и молиться. X Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекарство против безстрастия и безпечности? Ответ. Из сада и с гумна. «Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, не творящее плода добра: посекается и во огнь вметается» ( Лk. III, 9 ). Это из сада. «Емуже – Христу – лопата в руку Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем не гасающим» ( Лk. III, 17 ) Это рецепт с гумна! Воспользуемся им, безстрашные и беспечные.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

IV. Нарождение духовной жизни в человеке совершается чрез крещение духом, которое символизируется крещением водою. В области сознания нарождение духовной жизни начинается покаянием и верою. «Покайтесь; ибо приблизилось царство небесное» ( Mф. III, 2 ), проповедовал Иоанн Креститель. «Исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие» ( Mp. I, 15 ): так начал проповедовать Иисус Христос (ср. Mф. IV, 17 ). Призывом к покаянию начали свою проповедь и апостолы ( Дeяh. II, 38 ). Покаяние (μετνοια), как покаяние в жизнь (μετνοια ες ζων), Дeяh. XI, 18 ), в отличие от Uak. V, 16 (признавайтесь друг перед другом в проступках), как начало духовной жизни, есть полная перемена в человеке мыслей или чувствований, внутреннего настроения (φρνησις), так что человек становится другим. Это перемена стремления к самодовольству и самоправедности на сознание своего материального ничтожества. К сознанию своего материального ничтожества, своей беспомощности, тленности и ничтожности всего мирского человек может прийти сам по себе, может быть доведен страданиями и неудачами своей мирской, лично – человеческой жизни. Но это сознание само по себе совершенно пусто и ведет или к отчаянию, или к нирване, в основе которой то же отчаяние. Это сознание обращается в плодоносящую смерть, когда оно становится отречением от себя ради жизни для Бога ( Puмл. VI, II; XIV, 8 ; 2Kop. V, 15; I Пет. IV, 2), когда оно соединяется с верою в евангелие, в наступление царствия Божия: «исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mp. I,15 ). Поэтому лишь предтеча Христа – предварительно и Сам Христос подлинно могли проповедовать покаяние в жизнь. Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии была, по справедливому замечанию одного из позднейших богословов, комментарием на Puмл. III, 20 : «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех». Ветхозаветный закон был дан евреям для того, чтобы породить в них сознание своей греховности, своего нравственного бессилия. Между тем евреи, за исключением небольшого «остатка», во всем своем объеме, а преимущественно в тех частях, которые сами себя считали высшими, видели в ветхозаветном союзе с Богом основу своего достоинства, а в исполнении закона находили источник своей самоправедности. Вот на эту-то национальную гордость и были направлены обличения Иоанна Крестителя. Он ясно и, что особенно важно, с указанием на приблизившееся царствие небесное, говорил то, что символически выражал ветхозаветный закон. Проповедь Иисуса Христа о покаянии стоит в связи со всем Его учением о царствии небесном, о царствии кроткого Сына человеческого, и особенно уясняется первыми так называемыми заповедями блаженства: призывая к покаянию, Он призывал к нищете духовной, плачу, кротости и пр. Его проповедь о покаянии сводится к Его наставлению: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Mф. XVIII, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Между ветхим и новым заветом находится великий Пророк Предтеча Иоанн, представивший начало и образ иночества в новом завете. Сам Спаситель, родившись от Девы, отдал этим предпочтение девству. Сам заповедал последователям своим отречься, от себя для него (Мф. XVI, 24), искать прежде, царствия небесного ( Mф. VI, 34 ), не стяжать ни сребра, ни двух риз ( Лyk. IX, 31 ) и для приобретения высшего совершенства раздать имение свое нищим ( Mф. XIX, 21 ). Он же говорил, что суть скопцы, иже скопишася царствия ради небесного ( Mф. XIX, 14 ). Апостол Иоанн Богослов, Иаков, Павел, Филипп и Андрей Первозванный были девственниками. Апостол Павел прямо говорил: хощу, да вси человецы будут, яко же и аз (скор. VII, 7); не оженивыйся печется о Господнем, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1кор. VII; 32, 33); вдаяй браку дщерь свою добре творит, и невдаяй лучше творит (VII, 38). По этому сами Апостолы распространяли иночество. Апостол Павел привел к иночеству, по свидетельству Св. Златоуста, двух жен императора Нерона. – Апостол Петр, по свидетельству Климента, обратив в Христианскую веру в Риме Софию и с ней три тысячи человек, желающим из них высшего совершенства жизни, велел проводить целомудренную жизнь и 160 христиан постриглись и проводили уединенную жизнь. Также Марк, ученик Петров, по свидетельству Евсевия, устроил в Египте много монастырей и предал им иноческий образ жизни. В церкви Христовой всегда были два рода жизни: жизнь супружеская и девственная, как об этом свидетельствуют: Дионисий Ареопагит , Евсевий, Афанасий Великий и Василий Великий . – Таким образом, если иноки поступили против Св. Писания, то и Пророки и Апостолы оставили заповедь Божию; но последние не оставляли заповеди Божией, также и Св. и Преподобные отцы наши – иноки не отвергли Св. Писания и не держат предания человеческого. – Апостолы, будучи поставлены учителями вселенной, не все свое учение предали письменно, но многое из их слов сохранили Св. Отцы. Тоже должно сказать и об иночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010