Содержание тех и других просьб – самое разнообразное: не только вторые, но и первые имеют иногда объектом общественные или, во всяком случае, не единоличные интересы: с другой стороны, не только первые, но иногда и последние имеют иногда своим объектом интересы частного, отдельного лица и т. под. К просьбам, идущим от лица целого общества людей, обыкновенно обращаются для того, чтоб указать на степень важности, на степень значимости их. Отсюда такие просьбы удовлетворяются сравнительно чаще: общее мнение, общий голос менее субъективны, более правдивы, чем мнение и голос одного лица, и потому скорее могут привлечь к себе – кого надлежит... – Все это находит себе нечто совершенно аналогичное в том, что на богословском языке известно под именем молитвы. Последняя также бывает и частною, и общественною: каждый из нас – христиан – постоянно молится частным образом, встает ли утром со своего ложа, делает ли что, отправляется ли куда, ложится ли спать и т.д. При этом если мы совершаем свою молитву видимым для других образом, то в этом случае (разумеется частная именно молитва) Словом Божиим рекомендуется нам уединяться, чтоб каким-либо образом не пострадала чистота нашей молитвы ( Mф. VI, 6 ). Общественная молитва рекомендуется Самим Господом весьма ясно: где двое или трое, говорит Он, собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Mф. XVIII, 20 ) 19 . Смысл места не нуждается в каких либо комментариях. О том, что св. апостолы, следуя совету своего Господа, молились вместе, находим не мало свидетельств в кн. Деяний Апостольских. Все они, читаем в одном месте (И, 14) 20 , единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (сравн. II, 1); и они, читаем в другом месте (II, 42) 21 о принявших христианство , постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (ср. –46). Общественная молитва , получившая широкое употребление среди апостолов и первенствующих христиан, затем окончательно привилась в христианском обществе, определенно отлившись в известные формы так называемого общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Mф. XVI:19–20 . Лk. XXIV:50–53 . Дeяh. I:1–11 . По воскресении Своем, Иисус Христос пробыл на земле сорок дней. Во все это время Он являлся ученикам Своим, беседовал с ними, уча и вразумляя их тайнам Царства Божия. В сороковой день Апостолы, по случаю приближения Пятидесятницы, были в Иерусалиме. Здесь-то в последний раз явился им Господь. После различных наставлений Он сказал Апостолам: – Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли. Сказав сие, Он вывел Своих учеников вон из города до Вифании, на гору Елеонскую. Там, воздев руки, благословил их; благословляя же, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Апостолы с благоговением поклонились возносившемуся от них Господу. Наконец светлое облако сокрыло Его от очей их. Апостолы долго не сводили глаз с того места, где Он сокрылся из виду. И когда они все еще смотрели на небо, им предстали два мужа в белой одежде и сказали: – Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким образом, как вы видели Его восходящим на небо. Апостолы с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога. Господь же вознесся и воссел одесную Бога Отца, восприняв славу и величие, которые имел Он еще до сложения мира. § 111. Избрание апостола Матфия. Сошествие Святого Духа на апостолов Деян. Ап. I:11. По вознесении Иисуса Христа одиннадцать Апостолов возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и здесь неразлучно пребывали в молитве и ожидании Св. Духа, вместе с Мариею, матерью Господа, братьями Его и с некоторыми женами. Однажды, когда собралось учеников около 120-ти, Петр предложил на место Иуды избрать в апостолы одного из постоянно находившихся при Иисусе Христе от крещения Иоаннова до вознесения Господня. Собрание указало на Иосифа, прозывавшегося Иисусом и Матфия. После общей молитвы, посредством жребия, сопричислен был к одиннадцати Апостолам Матфий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

б) ( I Цap. VII, 1 ) – сын Авинадава, избранный мужами Кириафиарима хранить Ковчег Завета по возвращении оного от филистимлян; в) ( II Цap. XXIII, 9 ) – сын Додо, один из трех сильных воинских начальников Давида, подвиги коих изложены во II кн. Цар. и I Пар. ( I Nap.XI, 12–19 ). Во время сражения с филистимлянами он до того поражал их, что рука его утомилась и прилипала к мечу его. В другое время, когда Давид захотел воды из колодезя вифлеемского, он с двумя другими воинами пробился сквозь стан филистимский и достал Давиду воды для утоления его жажды; г) ( I Nap. XXIII, 21, 22 ) – сын Махлия, потомок Мерари; д) ( I Eзд. X, 25 ) – сын Пароша, женившийся на иноплеменнице, но потом оставивший ее; е) ( Heeм. XII, 42 ) – один из священников, присутствовавших при освящении стены Иерусалимской по возобновлении ее Неемией; ж) ( Mф. I, 15 ) – сын Елиуда и отец Матфана, одно из лиц, упоминаемых в родословии Спасителя; з) ( I Mak. VI, 43–46 ) – четвертый сын Маттафии, брат Иуды Маккавея, убитый в сражении с Антиохом Евпатором. Еще пред вступлением в сражение с Никанором за несколько времени до вышеозначенной битвы Елеазар получил повеление читать народу свящ. книгу ( II Mak. VIII, 23 ); и) ( II Mak. VI, 18 ) – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Если в настоящее время я и избавлюсь от мучения от людей, говорил он, то не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти ( II Mak. VI, 26 ). И так скончался он в мучениях, оставив не только юношам, но и многим из народа, образец доблести и памятник добродетелей (ст. 31) (см. Саломея). Память его 1 авг.; к) ( I Mak. VIII, 18 ) – отец Иасона, бывшего посланником от Иуды Маккавея в Рим; л) ( I Eзд. VIII, 33 ) – сын Финееса, находившийся при Меремофе священник, во время возвращения Ездры из Вавилона, для сдачи золота, серебра и др. в Иерусалимский храм; м) ( III Mak. VI, 1–16 ) – один из уважаемых священников, во время нашествия на Иудею Птоломея Филопатора, молившийся вместе с народом об избавлении Израиля от руки врагов. По молитвам их иудеи чудесно спасены Богом от гонителя;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Грех осуждения    «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение,    Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Евр.Х,30).    Один из самых распространенных в нашей жизни грехов, является грех осуждения. Для иных осуждение кажется чем то маловажным. Но по сознанию Церкви Божией — это великий грех, омрачающий, мучающий нашу душу и влекуший за собою тяжелые наказания от Бога. Я не буду говорить об осуждении и понимании на верующих со стороны безбожия и расколов современных. Насмешки и издевательства над православными, со стороны неверующих и современных многочисленных раскольников – понятны: мы различных религиозных мировоззрений. «Если мир вас ненавидит, говорит Спаситель о всех верующих в Него – знайте, что Меня прежде вас возненавидели. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Uoah.XV,18—19). Я хочу сказать об осуждении в кругу православных. Очень нередко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже решаются осуждать и своих пастырей и святителей. Господь сказал всем нам: «не судите, да не судимы будете» (Mф.VII:1). ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе право на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья — Господь, ты восхищаешь Божии права. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает», «Все мы предстанем на суд Христов»... «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Бory»...(Puм.XIV,4—10—12). Тем более тяжкий грех осуждать своих пастырей. Осуждая служателей божиих, ты идешь против самого Бога. Представь, что ты осудил чиновника внешней власти, ты пошел не против личности, а против власти и понесешь наказание. Так и здесь, понося служителей Христовых, ты отдашь за сие пред Богом, как и говорит Сам Спаситель о всех православных святителях и пастырях: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.Х,16). Наши суждения о ближнем редко бывают правильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним проявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокровенных дум – не знаем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все в вере и от веры. Если таковой нет, – зерно погибает, при ее слабости и второстепенном значении- злак скоро засыхает и подавляется, но совершенно ее дает сторичный плод (VIII, 5 – 15). Неверующие не спасутся (VIII, 12), зато каждому обладателю ее Христос неизменно и властно говорит (VII, 50. VIII, 48. XVII, 19. XVIII, 42): вера твоя спасе т я, Мы видим теперь, что у Луки в процессе спасения всецело господствует благостная вера, как и термин, πστις встречается у него 11 – 15 раз, чаще других Евангелистов (у Мф. 8 , у Мрк. 5 , у Ин. нет). В согласии с нею даются и практические наставления. При немощности и недостаточности необходимо испрашивать верховную помощь по снисхождению к нуждающейся слабости. Поэтому у третьего синоптика особенно внушается неотложность взывающей и уповающей молитвы как прямыми заповедями (XI, 5 сл., 9 сл. XVIII, 1 – 8, 11 – 13. XXI, 36. XXII, 32, 40), так и примером самого Христа, о молениях которого Лука сообщает семь новых случаев по сравнению с другими uзbecmuямu(III, 21. V, 16. VI, 12. IX, 18, 29. XI, 1. XXIII, (34), 46). Для успешности -эти воззвания непременно должны связываться с покаянной настроенностью, которая потребна в качестве почвы для приложения милости Божией чрез отпущение грехов и для благодатного освящения бренной природы человеческой от Св. Духа. Соответственно преобладанию этих понятий – и в вокабуляре Луки мы находим больше примеров употребления слов такого содержания: 5 ( Лk. III, 3, 8. V, 32. XV, 7. XXIV, 47 ) 6 ( μετνοια (у Mф. 2: III , 8, 11, у Mpk. 1: I, 4 , у Ин. нет); 6 ( Лk. I, 50, 54, 58, 72, 78– X, 37 ) λεος (еще только у Mф. 3: IX, 13. XI I, 15. XXII, 23, а у Мрк., Ин. и в Деян. не имеется); 3 ( Лk. 1, 77. III, 3. XXIV, 47 ) 5 ( Дeяh. II, 38. V, 31. X, 43. XIII, 38. XXVI, 18 ) ψεσις μαρτιν (у Mф. 1: XXI, 28 , у Mpk. 2: I, 4. III, 29 , у Ин. не находится; Πνεμα γιον 12 (13) 41 (у Мф. 5 , у Мрк. и Ин, по 4 ре). При этом немыслимо и рассчитывать на вознаграждения, когда все зависит от верховного сострадания по благодати ( χρις у Лк. 8 17, у Ин. 3 , у Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3: M. gr. LVII 17) и имеет быть для него таким же родоначальником, что и тот, а это есть уже чисто Павлинистическая концепция «второго Адама». Наряду с этим не менее характерно, что ветхозаветные цитаты Матвея частию опускаются или стоят на втором плане (II, 23–24. III, 4. IV, 4, 8, 10, 11, 12,18, 19. VII, 27. X, 27. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 28, 37, 42, 43. XXII, 37) и все они по LXX-mu кроме VII, 27 (из Мал. Ill, 1), которая не совпадает до точности ни с этим переводом, ни с еврейским подлинником. Мало говорится об исполнении пророчеств и – за исключением одного случая (III, 4) – остальные четыре (IV, 21. XXI, 22. XXII, 37. XXIV, 44) встречаются в речах Господа к иудеям, где больше всего ссылок на Ветхий Завет (IV, 4, 8, 12, 18, 19, 26. VI, 4. VII, 27. VIII, 10. XIII, 19, 28, 29, 35. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 31, 42, 43. XXI, 10, 24, 26, 27, 35. XXII, 37, 69. XXIII, 30, 46), каковой чаще вспоминается еще другими Евангельскими лицами (1, 15. 17, 37, 46–55, 68–7Э. 11, 30, 31, 32. IV, 10, И. X, 27. XX, 28). Галилейское служение Христа не мотивируется словами Ucaйu IX, 1–2 (ср. Mф. IV, 13 –16 ) и сразу отрешается от национальных ограничений, при чем примеры Сарептской вдовицы и сирийца Неемана (IV, 25–27) ясно свидетельствуют об универсальности спасительной проповеди. Нагорная беседа не приспособляется столь близко к номистическим формулам, а вырежете насчет нескончаемой значимости закона ( Mф. V, 17 – 19 ) несколько сглаживается и в новой концепции получает тот смысл, что ветхозаветное домостроительства незыблемо лишь по силе своего утверждения в царстве Божием, не простираясь дальше его откровения, ибо здесь и теперь не оставлено ничего важнейшего из легализма, так что последний принципиально и фактически не прошел без реализации ни единою своею чертой (XVI, 16–17). Там, где – по Матфею (X, 5–6) – Христос направлял Апостолов «наипаче к погибшим овцам дома Израилева», воспрещая всякое уклонение на путь язычников и самарян, – тут Лука совершенно умалчивает о подобных условных оговорках (IX, 2 сл.), и у него сообщается лишь о посольстве «проповедовать царство Божие и исцелять больных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На Mф. V, 27–37 . Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии • Какое пожелание запрещает Христос • Почему запрещается самое воззрение на женщину • Обличение женщин, любящих наряды • Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей • Почему закон дозволял давать разводную • Почему запрещается брак с отпущенной • Ограничение свободы развода • Запрещение клятвы • Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве • Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете • Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим • От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом • Как можно отстать от привычки клясться. Беседа 18 На Mф. V, 38–48 . Для чего дан был закон око за око • Что значит не противиться злому • Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии • Зло побеждается терпением • Заповеди о непротивлении легкоисполнимы • Исполнение их приносит пользу и обижающим • Должно терпеть без сопротивления даже страдания • Девять степеней незлобия • Высшая степень добродетели • молитва за врагов • Образец незлобия, данный Христом • Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение • для Бога. Беседа 19 Изъяснение VI, 1–15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели • Бог смотрит на намерение творящего добрые дела • Как должно творить милостыню и молитву • Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви • В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность • От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение • Постоянство в молитве • Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды • Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели • Изъяснение молитвы Господней • Прощение обид преимущественно заповедуется Христом • Оно более всего уподобляет человека Богу • Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога • Памятование собственных грехов • лучший способ научиться прощению обид. Беседа 20

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Дело не в условной набожной жестикуляции, но в готовности ко вслушиванию, к сосредоточенности. Но даже тогда, когда никаких загадок нет, раскованная жестикуляция может отвлекать внимание не только читателя, но и самого переводчика от точного смысла оригинала. Вот один поразительный пример. Мы читаем, что Иисус пришел e­iV ­idian p¦olin (Mф 9:1); имеется в виду, естественно, Капернаум. Но переводчица автоматически нажимает педаль, у нее потребность оттенить чересчур неприметное выражение, заставить его заиграть. “Свой” — в пару по привычке просится “родной”. И вот мы читаем: “Иисус… вышел на берег в Своем родном городе” (с. 150). И это — именно в Евангелии от Матфея, где мы читаем, что Христос родился в Вифлееме (2:1 и далее), вырос в Назарете (2:23) и уже после крещения, непосредственно перед выходом на проповедь, переселился из Назарета в Капернаум (4:13)! Уму непостижимо, как редакторы пропустили такую обмолвку. Не на каждом шагу установка на “оживление” текста дает результат столь коварный. Но повсеместно она ведет к многословию. Единственное слово dikaioV (Mф 1:19) передано так: “человеком благочестивым и исполняющим Закон”. В профессиональной среде каждый знает, до чего трудно сберечь в переводе сжатость выражения мысли на древних языках, однако к этому можно хотя бы стремиться. У Кузнецовой такого стремления нет. При передаче Иоаннова пролога даже знаменитое ­en ­arc© ¨hn ®o l¦ogoV nepeлoжeho в двух “колонах”: “Изначально — до сотворения мира — был Тот, кто зовется Словом”. Это место — конечно, уже не перевод текста, а скорее медитация над ним, т.е. религиозно-философская проза самой В.Н.Кузнецовой. Три значащих слова в начале ст. 9 ¨hn tªo fwV tªo ­alhJin¦on переданы: “Истинный свет — это Тот, кто зовется Словом”; на сей раз в подлиннике отсутствует не только “Тот, кто зовется”, — вообще свободная инвенция переводчицы, — но даже и “Слово”. Если эти парафразы по крайней мере на правах размышлений верны смыслу, то “жар в крови” в ст. 13 и смысл дает совсем не тот, не говоря уже о соображениях вкуса.

http://pravmir.ru/recenziya-kanonicheski...

Mф. XXVII:27–30 ; Uh. XIX:1–6 . По римскому обычаю приговоренных к бичеванию раздевали донага, привязывали к низкому столбу и били ременным бичем, перевитым иногда с железной проволокой. К такой-то поносной и жестокой казни присужден был теперь Иисус Христос! Воины взяли, отвели Его во внутренность двора претории, и здесь излили над Ним все свое зверство. От бичевания они перешли к насмешкам. Издеваясь над тем, что иудеи обвинили Его в домогательстве царской власти, воины возложили на главу Его венок, сплетенный из ветви колючего терния, надели на Него багряницу, наподобие царской; дали Ему в руки простую трость, вместо скипетра, и с насмешливым восклицанием: «Здравствуй, царь иудейский!» – один за другим преклоняли пред Ним колена; потом били Его по ланитам, плевали в лицо, и тростью ударяли по голове, отчего терние более и более вонзалось в нее, и кровь струилась по лицу божественного Страдальца. Пилат вышел и остановил своих свирепых воинов. Между тем старейшины, несмотря на объявление правителя, что бичеванием Иисуса Христа должно кончиться все дело, продолжали стоять у претории с явным намерением требовать Его на смерть. Пилат видел это и должен был снова выйти и выслушать их; за собой велел он вывести также Иисуса Христа. Измученный, окровавленный предстал он народу; кровь текла из-под его тернового венца. Пилат не мог смотреть на Него без сострадания. Растроганный, он воскликнул: – Се Человек! (Смотрите, как Он в угодность вам поруган, измучен!) Положение Господа не могло не тронуть народа: он замолк. Видя, что народ молчит, первосвященники и старейшины сами первые закричали: – Распни, распни Его! Пилат вышел из терпения и с гневом сказал: – Возьмите Его вы и распните; а я не нахожу в Нем вины. § 97. Осуждение Иисуса Христа на смерть Mф. XXVII:24–26 ; Mk. XV:15–19 ; Лk. XXIII:23–25 ; Uh. XIX:7–16 . Первосвященники и старейшины, видя, что Пилат, подвергнув Иисуса Христа бичеванию, хочет отпустить Его, начали кричать: – Мы закон имеем, и по закону нашему должен Он умереть; потому что сделал Себя Сыном Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010