Сидон Сидон (рыбная ловля) – название лица и места: а) ( Быт. Х, 15 ; INap. I, 13 ) – первенец Ханаана, сына Хамова, как полагают, родоначальник сидонян; б) ( Быm. X:19, XLIX:13 и др.; Mф. XI:21 ; Дeяh. XXVII:3 ) – древнейший, богатейший и знаменитейший финикийский город, основанный, вероятно, лицом, упомянутым в первой цитате, почему и назывался Великим Сидоном ( Hab. XI, 8 ), находился в северо-западном углу земли Ханаанской в 20 или 30 англ. милях на с. от Тира. Он был отдан колену Асирову ( Cyд. XVIII, 28 ), но туземцы, жившие в оном, не могли быть совершенно изгнаны из этого города и постоянно тревожили израильтян ( Суд. Х, 12 ). По слову пророка, сидоняне служили колючим тернием и волчцом для Израиля ( Ueз. XXVIII, 24 ). Из пророчества патр. Иакова видно, что он был известен еще до Моисея ( Быm. XLIX, 13 ). Сидон иногда подпадал под власть своего могущественного соседа Тира, но и в это время он имел своих царей ( Uep. XXV, 2 ), свои стеклянные заводы, льняные мануфактуры, искусных мореплавателей, равно как и своих искусных плотников и строителей. Он был столько же велик и богат во время персидского владычества. Но он восстал против Дария и выгнал из города персидские войска, за что и подвергся ужасным жестокостям со стороны грозного властелина. 40 000 его граждан заперлись в стенах своего города со своими женами и детьми и зажгли свои жилища, предпочитая смерть от огня смерти от руки диких воинов. После битвы при Иссе Сидон открыл свои врата Александру Македонскому. Сидон был велик и находился в цветущем состоянии также и во времена римского владычества. Он выдержал несколько осад во времена крестоносцев и наконец в 1840 г. был осажден и взят английским полководцем Непиром, и войска Магомета Али были выгнаны оттуда. Его положение на берегах Средиземного моря, слава об его отличном строевом лесе и об искусных рабочих, выдающаяся известность его во многих полезных и изящных искусствах доставляли ему особенно большие коммерческие преимущества, как то мы можем видеть из гражданской истории. Стекло сидонское было столько же знаменито, как и пурпур тирский. Сидонское искусство было общим приточным изречением у древних и эпитет сидонский употреблялся для обозначения всего, что могло только быть изящным и величественным. Счастливая и роскошная жизнь сидонян довела их до беспечности и нечестия, на что указывается в кн. Судей ( Cyд.XVIII, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Проказа, прокаженный Проказа, прокаженный ( Лeb. XIII, 41 , Mф. VIII, 2 , Mk. I, 40 , Лk. XVII, 12–19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвой, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собой все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают, и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которой он был поражен ( Uob. II:7, 8, 12, VI:2, VII:3,5, XIX:14–21 ). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот, на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злой, отвратительной и заразительной, каковой она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этой болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенной и почти домашней, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озии. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в кн. Левит ( Лeb.XIV ), то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде наподобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашней болезнью. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Она есть золотой жертвенник и духовный алтарь. Ибо жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ). Она есть матерь премудрости. Кто ее имеет, тот и все прочее иметь будет. Итак, хочешь ли видеть главу, какой ты еще никогда не видывал? Хочешь ли видеть, или, лучше, узнать лицо добродетели? Для сего всмотрися сперва в цвет оного румяный, живой и весьма приятный, а потом узнай, от чего оный происходит. От чего же именно? От того, что добродетель стыдлива и всегда краснеет... Сие и на прочие члены разливает большую красоту. Если и тысячи смешаешь цветов, все не произведет такой лепоты. Ежели хочешь видеть и глаза, то посмотри: они тщательно очертаны скромностью и целомудрием. От сего они прекрасны и проницательны так, что видят Самого Господа. Блажени чистии сердцем, говорит Он, яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). Уста же добродетели суть премудрость, и разум, и знание духовных песнопений. Сердце ее есть глубокое ведение Писаний, соблюдение истинных догматов, человеколюбие и добродушие. И как без сердца не возможно жить; так и без исчисленного теперь невозможно спастися. Ибо отсюда рождается все доброе. У добродетели есть также свои руки и ноги – явление добрых дел. Есть у нее душа – благочестие. Есть у нее золотая и твердейшая адаманта грудь – мужество. Легче все одолеть, чем сокрушить сию грудь. Наконец, дух, пребывающий в мозгу и в сердце, есть любовь» (Толк. на Ев. Mф. II. 308–310 стр.). Так прекрасна добродетель. Отчего же многие, и очень многие не любят ее и не стремятся обогатиться ею? Зависит, братие, эта нелюбовь к добродетели часто от незнания ее. Известное дело, как будешь любить то, о чем не имеешь и понятия? Чтобы знать добродетель, нужно изучить те книги, которые изображают ее. А эти книги суть Священное Писание , Священное Предание, Богослужебные книги и жития святых. Много ли у нас, православных, людей, любящих чтение и изучение названных книг? Иные никогда не прочитали Евангелия, не говоря уже о Библии всей. Ее едва ли найдешь в одном из десяти домов. Других книг душеспасительных не приобретают и совсем не читают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Еще Св. Иоанн Златоуст , в прологе 18 апреля, в слове своем говорит: «где бы ты ни находился, говори так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Хотя бы ты и не двигал устами, но умом в сердце так молись: ибо и молчащих слышит Бог . Блаженству соименный, Египетское, лучше же сказать, вселенское солнце, ярче солнца просиявший неизреченными дарованиями Св. Духа, небесный человек, Великий Макарий (IV в.) в небесных своих словах об этой молитве говорит так: христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, есть и пьет, имел память о Боге, и любовь, и желание: ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Mф. VI:21 ), Преп. Симеон (XI в.), просиявший в царствующем граде, как солнце, умною молитвою, в неизреченных дарованиях Пресвятаго Духа, и за это получивший от всей Церкви наименование Нового Богослова, в Слове своем о трех образах молитвы, пишет об умной молитве и о внимании следующее: «Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и та суть оскверняющая человека ( Mф.XV:19 ), Учившего очищать внутренние сткляницы, да и внешнее ее будет чисто ( Mф. XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно, зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышеупомянутые Слова Господа Божественные Отцы признавали свидетельством и основанием хранения сердца, т. е. мысленного призывания Иисуса. Преп. Исаак Сирин (VI в.), всею святою Церковию приемлемый и почитаемый, великая похвала и светило, богодарованный учитель и наставник истинного безмолвия – во многих своих словах, исполненных благодати Божией, богомудро и премудро научает об этой святой и священной, умной, сердечной, непрестанной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В ночь на 10-е число скончался в С.-ПБ. генерал-адъютант, член Военного Совета Александр Феодорович Минквиц, бывший Командующий войсками Харьковского военного округа. У меня с ним в Харькове были мирные отношения, и я сохраняю о нем добрую память. 15-го ч. мимоездом С.-ПБ. посетил меня мой старый товарищ по академии и добрый друг Алексей Егорыч Викторов. Между прочим, он передавал мне замечание Синодского Обер-Секретаря Барсова 682 насчет будто бы частого моего обращения в Синод с мелочными просьбами по Вышневолоцкой Казанской Общине. Но упрек этот напрасный; он ко мне не относится. По всей вероятности, эти просьбы шли от имени митрополита Исидора, принимавшего особенное участие в означенной Общине. 17-го ч. (воскресенье). Служил я в Кафедральном Соборе и возвел в сан архимандрита настоятеля Успенского Желтикова монастыря, иеромонаха Гавриила. После литургии, при вручении жезла новопоставленному архимандриту, я обратится к нему с следующею речью: «Преподобный Отец, архимандрит Гавриил! Оставив после тринадцатилетних трудов 683 , по собственному произволению, учебное поприще ты вступаешь ныне, по соизволению высшего священноначалия, наипаче же по всеблагой воле Верховного Распорядителя и Строителя судеб человческих, на новый, более трудный и более ответственный пред Богом, путь служения Святой Церкви. До сих пор ты имел дело с юным поколением; отныне тебе вверяются начальственные заботы и попечения о мужах зрелого возраста и даже старцах. Но иное дело школа, иное – иноческая обитель. Иначе можно и должно было действовать на юношество, иначе следует относиться к зрелому и старческому возрасту. Легче склонять и убеждать молодые незрелые умы, нежели переубеждать умы старые, искоренять и исправлять навыки глубоко и твердо укоренившиеся. Доселе от тебя требовалось наиболее то, чтобы ты сеял и насаждал в душах юных питомцев семена доброго, христианского учения; о их нравственном воспитании преимущественная забота лежала на других. Отныне на тебя возлагается св. Церковью священная обязанность не только научать и просвещать вверенную твоему начальственному попечению братию, но и руководить ее на пути христианского благочестия и доброго иноческого жития, – руководить не только словом учения и вразумления, но наипаче примером своей доброй жизни. Ты должен твердо памятовать слова Божественного Подвигоположника – Христа: иже сотворить и научить, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Mф.V:19 ), и другие: горе человеку, тем паче начальствующему, им же соблазн приходит ( Mф.XVIII:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Эти уста и Господь призывает нас иметь отверстыми ко приятию пищи истинной: расшири, говорит Он, уста Твоя, и исполню я. Может однажды начертанная и запечатленная в разуме души мысль о Боге именоваться хвалою, от Бога всегда пребывающею в душе; может и по Апостольскому слову, старательный вся творит во славу Божию. Ибо всякое делание, и всякое слово, и всякое действие умное имеет силу хваления». «Св. Григорий Богослов говорит об умной молитве так: Всегда делай ум храмом Богу, чтобы иметь внутри своего сердца невещественное пребывание Царю». «У Св. Макария Великого находим: Христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы не только тогда, когда входишь в молитвенный дом, любить Господа, но и тогда, когда ходишь, беседуешь, ешь и пьешь, иметь память о Боге, и любовь и желание; ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше». «Преподобный Симеон, Новый Богослов, пишет об умной молитве и о внимании так: Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека ( Mф.XV:19 ), учившего очищать внутреннее скляницы да и внешнее ее будет чисто ( Mф.XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может.» Как и всякий другой духовный подвиг, молитва может совершаться правильно или неправильно. Неправильною молитва бывает тогда, когда она совершается невнимательно, небрежно, торопливо, или когда естественные, сопровождающие молитву, ощущения принимаются за благодатные действия Св. Духа, или когда к молитве примешиваются тщеславие, самомнение, и когда молящийся, не имея надлежащей осторожности, принимает коварные внушения диавола за явление благодати Божией, как это случилось, например, с преп. Исаакием Печерским, принявшим в ослеплении гордости явление бесов за явление самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Но мы уже видели, что цитируемое место из „Второзакония” XVIII, 18 не может относиться к Мохаммеду, а относится к Христу. Отсюда – „Пророк” в этом стихе есть Христос. Иудеи делали обратное исчисление. Они думали, что Иоанн Креститель мог быть обещанным Мессией. Когда сам Иоанн стал это отрицать, они спросили его: „может быть, ты предтеча Мессии Илия? ( Maл. IV, 5 ; Mф. XVII, 10 ; Mapka IX, 11 ). Иоанн объясняет посланным, что он лично не Илия, да последний ещё не возвратился на землю, как иудеи думают об этом возвращении (хотя Иоанн был именно личностью, на которую указывает пророк Малахия (IV, 5); см. Mф. IX, 14 . („Аще хощете прияти, той есть Илия, хотяй приити”). Будучи неспособны понять, кто же, наконец, был Иоанн, к которому они были посланы, иудеи потом спросили его: „может быть, ты пророк, о котором говорится во „Второзаконии” (XVIII, 18)? По отношению к значению последнего пророчества в это время между иудеями было некоторое различие во мнениях. Многие правильно понимали, что в книге „Второзакония” указывается обещанный Мессия, как это ясно из Евангелия Uoahha VI, 14 . („Человеци же, видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину Пророк, грядый в мир!”) Это говорилось по поводу чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа. Но некоторые вовсе не были такого мнения, как это явствует из того же Евангелия Иоанна (VII, 40, 41). („Мнози от народа, слышавше слово, глаголаху: сей есть воистину пророк. Друзии же глаголаху: сей есть Христос. Овии же глаголаху: егда от Галилеи Христос приходит?”) Последняя группа иудеев предполагала, что пророк, возвещённый в XVIII, 18. „Второзакония”, есть другой Предтеча обещанного Мессии. Рассказ ев. Иоанна (I, 19–28) показывает, что спрашивавшие у Иоанна Предтечи сильно нуждались в том, чтобы узнать: кто же такой Иоанн Креститель: Мессия ли он или же один из Его предшественников? Неразумно было спрашивать о том: есть ли Иоанн Креститель предполагаемый пророк, долженствующий пришёл спустя столетие после Мессии, когда сам Мессия ещё до сих пор не объявился, как таковой, и не был признан ими (иудеями).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

апостола ( Римл. Х, 10 ) 18 . Пока вера не проникнет в наше сердечное святилище, пока она обитает лишь за пределами его, она остается еще мертвою, не оживотворяемою ничем. Но лишь только она сделается достоянием и сердца, положение дела сразу изменяется. Сердечно верующий, движимый побуждениями своего сердца, проявляет свою веру в делах. Эти последние и являются жизненными элементами они только и ничто более. Это положение подробно раскрывается св. ап. Иаковом, говорящим, что хотя теоретическая вера дело хорошее, но, взятая помимо подтверждения её соответствующим ей поступанием человека, она мертва. В обоснование истинности своих слов св. апостол ссылается на оправдавшихся своими делами Авраама и Раавблудницу. Веру он уподобляет телу, т.е., веру теоретическую, историческую; а дела душе. Душа ожитворяет тело, дела ожитворяют веру, Вера, словом, достигает совершенства только делами... ( Uak. II, 14 26) 19 )... И так, вера должна проникать все наши душевные силы: и волю, и ум, и чувство; должна быть свободною, разумною, сердечною. При таких только условиях она и может быть совершенною. Конечно, степеней этого совершенства много. Возможно высшая для человека ступень достигается не вдруг. На нее восходят только чистые сердцем, вера которых уже тождественна с получаемым нами при посредстве чувства зрения знанием: чистые сердцем узрят Бога ( Mф. V, 8 ) 20 . Отсюда совершенно понятными для нас становятся слова Спасителя, поясняющие силу и значение веры. Его ученики не могли изгнать беса из одного человека. Не могли, как Он говорит, только по их неверию. Между тем как, если бы им была присуща вера лишь только с горчичное зерно, то и тогда, по их слову, гора перешла бы с места на место и вообще для них все было бы возможно ( Mф. XVII, 19, 20 ) 21 . Вера наша, по слову св. Иоанна, есть победа, победившая мир ( 1Uoah. V, 4 ) 22 , и т. д. (ср. Ebp. XI )... В виду всего сказанного вполне ясно, почему всюду в Слове Божием весьма выразительно говорится о вере, как деле Божием ( Uoah. VI, 28, 29 ) 23 , именно вере в I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Это тем более знаменательно, что священная седьмерица, как закон литературной композиции, встречается чаще, чем какое-либо иное число, и, притом, в равной мере во внебиблейской и в библейской письменности. В классической литературе, как пример седьмеричного деления, называют Четвертую Эклогу Вергилия 81 . Особое значение седьмерицы в сознании древних вытекает и из элегии Солона о десяти седьминах человеческой жизни 82 . В Библии , если ограничить наше внимание одним только Новым Заветом, надо отметить явное для всякого даже поверхностного наблюдателя построение по седьмеричному принципу Иоанновского Апокалипсиса. Элементы седьмеричного построения наблюдаются, несомненно, и в Евангелии от Иоанна 83 , хотя попытка Ломейера вскрыть его до последних частностей в плане Евангелия и распространить его и на Первое Послание Иоанна не убеждает читателя 84 . Очень вероятно, что в формальной истории Евангелия принцип седьмеричного деления есть элемент досиноптический. Небезынтересно, что образ семи злых духов мы встречаем не только в Мф. (ср. Мф.12:45 ), но и в Лк. ( Лк.11:26 ), а, может быть, и в Мк. (ср. неподлинное заключение Мк.16:9 , которое, однако, в этой точке совпадает с Лk. VIII, 2 ). Допустимо, конечно, что текст Лk. XI, 26 восходит к Mф. XII, 45 , но столь же возможно, что оба Евангелиста его заимствовали из общего источника предания. Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены встречается у всех трех синоптиков ( Mф. XXII, 23–33 , Mk. XII, 18–27 , Лк. ХХ, 27–40 ), а насыщение толпы семью хлебами, от которых осталось семь корзин кусков, не только у Матфея ( Мф.15:32–39 ), но и у Марка ( Мк.8:19 ). В той среде, в которой возникли наши Евангелия, числу «семь», очевидно, приписывалось особое священное значение. Мы не имеем основания утверждать, чтобы Евангелист Матфей этого значения за ним не признавал, но изучение его книги показывает, что большого интереса он к нему не имел. Седьмерицы в Мф. по всей вероятности, принадлежат не ему, а тем источникам предания, из которых он их заимствовал. Одною из этих седьмериц является и седьмерица М. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Что вы объясняете свою немощь, что нередко побеждаетесь высокоумием в советах приходящих к вам о чем-либо посоветоваться, — удивительно для меня, о чем бы здесь высокомудрствовать, когда что вы скажите вопрошающему вас, ибо если бы что и скажете ему не от себя, но наставляеми благодатию Христа Спасителя и по вере требующего. Разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и наказывать мода стала или пала». Спасение Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение    Все нам причиняют огорчения, чувствительно о всем соболезнуем. Желаю скорого избавления от сих неприятностей, но, ежели угодно будет Богу и еще отложит на время избавление, будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты Милостиваго Господа, что Он и противными нам случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточность к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей. От какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» (Mф.:XIX, 26)    О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Mф.:XIX, 26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий. Спасение приобретается терпением    Писание ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения вашего устроения, которым вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем вам во утешение и для укрепления в находящих на вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лk.:XXI, 19) и Св. Илия Екдип пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения». Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3579...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010