Иаков-младший Иаков-младший , апостол, сын Алфеев, брат Господень, писатель соборного послания, епископ иерусалимский ( Mk. XV, 40 ) – по всеобщему мнению, сын Клеопы, или Алфея, и Марии, именуемый меньшим или по своим летам, или по своему возрасту и названный в Посл. к Галатам ( Гaл.I, 19 ) именем брата Господня (см. также Mф. XIII, 25 , Mk. VI, 3 ). Он имел право называться братом Господним, так как действительно был первый двоюродный брат Господа, вследствие того что мать его, Мария, была сестрой Матери Господа ( Uh. XIX, 25 ). Алфей, или Клеопа, муж Марии, имел от нее еще трех сыновей, кроме Иакова, и трех или более дочерей. Св. Иаков неоднократно упоминается и в кн. Деяний апостольских ( Дeяh.XII:17, XV:13, XXI:18 ) и в Посланиях апостольских ( I Kop. XV, 7 , Гaл. I:19, II:9, 12 ). Во время евангельских трудов прочих апостолов ап. Иаков находился в Иерусалиме, присутствовал вместе с Петром, Варнавой и Савлом в 48 или 49 г. по Р. X. на апостольском соборе, на котором, как кажется, и председательствовал, так как он последним произнес свое заключительное слово, с которым согласились все прочие члены собора ( Дeяh. XV, 13–19 ). О его высокой и строго нравственной жизни свидетельствует Егезипп, один из ближайших преемников апостолов. По его словам, святой Иаков был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос и т. д. Ему одному был дозволен вход в святилище храма, и его часто находили стоящим на коленях в храме и молящимся за народ. За эту-то святость и благочестие, прибавляет он, его и называли праведным. Первый епископ Иерусалимский, он мученически скончался в 62 г. по Р. X. Предание говорит, что иудеи во время его проповеди об Иисусе сбросили его с кровли храма, кидали в него камнями, и так как он продолжал еще молиться и за своих мучителей, то один суконщик ударил праведника белильным колом по голове, и он скончался и на том же месте похоронен близ храма. Память его празднуется 23 окт. и 26 декабря. Ап. Иаков, кроме соборного послания, оставил нам еще литургию, известную под его именем и отправляемую обычно в Иерусалиме в день его памяти. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда являются к вам семилетние дети, чтобы под вашим руководством приступить к Таинственной вечери; то они ждут от вас живого слова, которое бы, как искря, просветило и оживило их, так как приступая к Таинству Святого причащения, они не только идут: на; свидание с Невидимым, но и входят в таинственный союз, с Ним, – более притом тесный, чем в каком находятся со своими плотскими родителями. Кто из вас примет во внимание всю важность минут, какие тогда переживают дети, тот поймет, что от этих минут зависит, часто, правильная или неправильная, постановка всей их последующей жизни. А если так, то ревностный пастырь может ли не думать об этих минутах, в жизни детей раньше, чем они наступят, и не постарается ли он особыми наставлениями, приспособленными к пониманию детей, раскрыть им с одной стороны все несчастие греха, которым люди сквернят свою богоподобную душу, с другой блаженство общения со Христом, пришедшим в мир грешные спасти? А отсюда само собою понятно, что учительство ваше по отношению к детям должно начаться не в храме, и даже не в начальной школе, но еще в домах родителей сих детей, следовательно в тех селениях и городах, которые вы посещаете со Святым Крестом например, в Рождество Христово, в Светлое Христово Воскресенье и в другие праздники. И кто совершает эти посещения с надлежащим вниманием и пользуется ими, как случаями, самыми удобными для просвещения и утверждения в вере своих прихожан и особенно юнейших между ними, детей их, тот достоин всех благословений неба как исполняющий дело внутренней миссии и являющийся подражателем Святых Апостолов, которые ходили всюду с проповедью Евангелия во исполнение известной вам заповеди небесного Учителя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам. ( Mф. XXVIII:19–20 ). Благо детям, если и духовные отцы, изустно сообщая ими первоначальные наставления (подобные древним оглашениям) в истинах веры и основных началах нравственности, скоро сознают, что изустные наставления недостаточны, так как не прочны, – и придут к мысли, что эти наставления будут яснее понятны и прочнее усвоены с помощью грамоты – и именно той грамоты, которая введена в славянский мир первоучителями славян – Святым Мефодием и Кириллом (которых память так торжественно праздновалась 6 (19) апреля); потому что посредством этой грамоты передает нам Церковь все сокровища, необходимы и для просвещения верующей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

1330) сообщается о св. Пуде следующее: о св. Пуде (Пуденте), упоминаемом у ап. Павла в 2-м послании к Тимофею, IV, 21 (писанном в 65 г.) Бароний, на основании некоторых писателей, думает, что он был римский сенатор и к христианской вере был обращен ап. Петром; в доме его проживал ап. Павел, но, замечает Минь, очевидно смешивают его (св. Пуда, упоминаемого в послании к Тимофею) с другим Пудом, сенатором, который был отцом св. мучениц Пракседы и Пуденцианы. По актам, открытым Болландистами, видно, что Пуд сенатор, живший в Риме, был обращен в христианство папою Пием I, управлявшим, римскою кафедрою в начале 2 века. По смерти своей жены (Прискиллы, а по другим Клавдии), Пуд обратил свой дом в церковь, дочерей своих Пракседу и Пуденциану посвятил на служение Церкви, на дела христианской благотворительности, а они обратили ко Христу многих, как из коренных жителей Рима, так и временно проживавших в столице мира. Папа Пий часто совершал богослужение в их домашней церкви. Когда скончался Пуд и его дочери, неизвестно. С первых почти времен христианства в Риме существует храм, посвященный св. Пуденциане и Пракседе (De Wette et Weltzer, Dictionnaire theologique, XIX 342 p.). Общее предание (в Риме), что на месте дома св. Пуда сенатора была впоследствии построена церковь в честь св. ап. Петра в узах. У Болландистов помещены акты мучениц Пракседы и Пуденцианы (19 мая). Клавдия, упоминаемая ап. Павлом в 2 послании к Тимофею была благочестивая знатного рода римлянка; вероятно, она была обращена в христианство самим апостолом и имела немалое значение в обществе римских христиан, как можно заключить из того, что св. Павел от её имени приветствует своего ученика св. Тимофея епископа Ефесского. Различны догадки церковных писателей о св. Клавдии, так как она поставлена наряду с Пудом (после Римского епископа Лина), то одни предполагают её супругой (Болландисты, Acta Sanctorum 19 мая), а другие считают её за супругу Пилата, которая после бывшего ей сновидения ( Mф. XXVII, 19 ), ко время страданий Иисуса Христа, уверовала в Него и, возвратившись из Иерусалима в Рим, заняла почетное место в христианском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Гостеприимство Гостеприимство ( Быm. XVIII, 1 и далее, Втор. Х, 17–19 , Ebp. XIII , и пр.) – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Прекраснейшие образцы оной видим в истории Авраама, удостоившегося однажды чести принять под видом странников Господа и двух ангелов ( Быm. XVIII, 1–8 ); племянник Авраамов, Лот, оказал гостеприимство проходящим странникам, которые также были ангелы ( Быm. XIX, 1–3 ); Иофор, священник мадиамский, радушно принял в дом свой Моисея ( Ucx. II, 20 ). Иов, в оправдание своей непорочности, говорил о гостеприимстве как о добродетели, которую он неуклонно исполнял: Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему ( Uob. XXXI, 32 ). Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Н. З., именно сам Господь Иисус Христос говорит: кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей ( Мф. Х, 42 ). Поэтому холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к Нему Самому: Странником был, говорит Он, и не приняли Меня, наг был и не одели Меня, болен и в темнице и не посетили Меня ( Mф. XXV, 43 ). Апостолы прямо внушают верным эту добродетель в посланиях к Римлянам ( Puм. XII, 13 ), к Тимофею ( I Tuм. III, 2 ), к Титу ( Tum.I, 8 ), и в I посл. св. ап. Петра ( INemp.IV, 9 ). Принимать странников и умывать ноги святых ( I Tuм. V, 10 ), по словам ап. Павла, есть одно из существенных качеств, требуемых от вдовицы, для внесения ее в список вдов, назначаемых на служение Церкви. Пример милосердного самарянина, представляя собой приложение основной заповеди христианства: любить ближнего, как самого себя, будет служить для всех времен образцом христианского человеколюбия и христианства. На Востоке и доселе высоко ценится гостеприимство, особенно между арабами и даже хищниками бедуинами. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Очевидно, говорят, Его и нет. Ибо, если бы Он был, то проявил бы силу над кощунством. Не смущайтесь всем сим, возлюбленные. Как позорные голгофские страдания Христос Спаситель восприял вольною своею волею, так и ныне по Его божественной воле, или вернее, попущению, совершаются насмешки над верою, Церковью. Господь вчера тот же и ныне и вовеки (Ebp.XIII,8). А мы должны говорить в таких случаях: да будет воля Твоя... «Мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние...» Апостолам предстояла всемирная проповедь. Скоро Господь Спаситель, после Своего преславного воскресения и вознесения на небо, пошлет на Апостолов Своего Духа Утешителя, который даст им чудную силу – просвещать всех омраченных и приводить к Богу. Апостолы пойдут в мир и будут учить людей всему, чему научил их Спаситель и чрез крещение привлекать людей к Церкви Божией (Mф.XXVIII,19—20; Деян.2—47). И когда будут спрашивать Апостолов: каким образом распятый Христос есть Бог, почему он допустил над Собою такое поругание – они скажут в ответ: мы возвещаем вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням наследуя, но быв очевидцами Его величия (2 Nemp.I,16—18). И нам, возлюбленные, уверенным в том, что Христос Спаситель есть не только простой человек, но и истинный Бог наш – необходимо возвещать неверующим в Бога. Пусть слабым будет твой голос, но сила его – в истине и убежденности твоей.    Не нужно молчать об учении Божественном ибо в этом наш долг. Если мы обладаем истиною, можно ли ее утаивать, если у нас настоящее несомненное счастье – в жизни с Богом, – то можем ли мы не делиться этим счастьем с теми, у кого его нет. АМИНЬ. Христианский взгляд на обиды    (Письмо к Другу).    «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Mamф.V:5).    Тебе, дорогой Друг, как служителю Божию, не раз приходилось теперь слышать всякие насмешки над собою. Нельзя пройти по улице, без того, чтобы не оскорбили тебя. Как же реагировать на эти издевательства? Единственное человеческое чувство подсказывает, что на оскорбления следовало бы ответить оскорблением, на брань – бранью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ложность и странность католического догмата о власти и непогрешимости папской, его несообразность с основными христианскими понятиями и нравственными началами, должны представляться очевидными для всякого незатемненного христианского смысла и чувства. Для Церкви, имеющей своею главою самого Иисуса Христа ( Eф. I:22, V:23 ; Koл. I:18 ), всегда пребывающего с нею до скончания века ( Mф. XXIII:20 ), и непрестанно одушевляемой и управляемой Духом Святым ( Uh. XIV:16–17 ; Koл. I:19 ) нет надобности ни в какой другой главе. У Церкви, божественного тела Христова, не может быть человеческая глава. Никто из людей смертных не может быть главою великого тела, имеющего пребывать во все роды века веков ( Eф. III:21 ), обнимающего собою не только бесчисленные ряды поколений, живущих на земле, но и бесчисленные сонмы святых, находящихся на небесах ( Ebp. XII:23 ). У Церкви, не имеющей скверны или порока или чего либо от таковых, – не может быть главою человек грешный, а папами, конечно, бывали люди грешные, и даже иногда отъявленные грешники – нечестивцы, неверы, богохульники, развратники, грабители, убийцы, отравители (как многие из пап X, XI, XIV, XVI вв.). Все самые высокие, самые святые христиане – не более, как члены Церкви; апостолы называли себя служителями Церкви ( Koл. I:18, 24–25 ). Никому из смертных людей нельзя также приписывать свойства непогрешимости, принадлежащей единому Богу. Таким образом католики, называя папу главою Церкви и непогрешимым, приписывают ему власть и свойства, приличествующие единому Богу, т. е. как бы обоготворяют смертного человека (конечно, не сознавая всей лжи и хулы, заключающейся в таких представлениях). На чем основывается у католиков учение о папе, как верховной непогрешимой главе Церкви? Римско-католические богословы учат, что Сам Иисус Христос, бывший во время своей земной жизни: главою основанной им церкви, после себя оставил верховную власть над церковью апостолу Петру, давши ему особенные преимущества пред другими апостолами – высокое свойство непогрешимости, ключи от царствия небесного, сделавшего его как бы князем апостолов – монархом всего христианского мира. В доказательство этой мысли, римские богословы указывают преимущественно на три места из евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Общеизвестно постоянно проводимое в Евангелии и Писаниях апостольских противоположение между обществом последователей Христовых и миром – обществом людей, живущих чувственною и полною страстей жизнию: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, – сего ради ненавидит вас мир( Uh. XV:19 ), в мире скорбни будете, – сказал Спаситель своим избранным от мира ученикам (XVI, 33); не любити мира, ни яже в мире, аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, ко от мира сего есть. И мир преходит и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки( 1Uh II– 17 ). Такой возвышенный дух христианства не мог не уносить искренних последователей Христова учения далеко за пределы земных стремлений и привязанностей – далеко из той области ежедневных забот и мелких страстей, в какой привык жить род людской, лукавый и прелюбодейный ( Mф. XII:39 ). Почему после апостолов весьма многие из учеников их, желая полнее и совершеннее исполнять заповеди Евангельские о едином на потребу, обрекали себя на одинокую, уединенную от мирской суеты жизнь, в девстве, трудах и подвигах молитвы, поста, бдения и т.п. Таковые назывались обыкновенно аскетами или подвижниками 36 .Впрочем, в первые века подвижничество еще не было определено и приведено в однообразие известными правилами и постановлениями, а располагаемо было по благочестивому произволению избравших его; в третьем веке подвижничество уже явственно отделилось от мира не только по духу, но и по внешности. «Домогавшиеся высших совершенств», стремясь к большему безмолвию, начали оставлять одинокие свои жилища, находившиеся близ селений и городов, удаляться общества, и, по примеру древних пустынножителей – Илии, Елиссея, других пророков и Иоанна Предтечи, стали селиться в пустынях, чтобы здесь, вдали от шума и соблазнов мира, без развлечения упражняться в подвигах благочестия и удобнее достигать высшей степени духовного совершенства» 37 . Из числа таковых совершенных, от сего, так сказать, плодоносного корня произрасли цветы и плоды св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Бога они называли обыкновенно Богом своих Отцов, уже скончавшихся, что, по объяснению Самого Иисуса Христа, также служило доказательством их веры в бессмертие, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Исход. III, 6; Mф. XXII, 32 ; сн. Лук. ХХ, 38 ); в) на смерть они смотрели как на приложение, присоединение к народу своему, причем отличали это приложение от погребения тела во гробе и следовательно указывали на переселение другой части человека, души, в страну, где уже обитали прежде отшедшие души; г) они действительно верили в существование шеола – места, куда переселяются души по смерти людей. Так, оплакивая потерю Иосифа, патриарх Иаков, не смотря на утешения со стороны всех сыновей и дочерей своих, не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. XXXVII, 35). Под словом «преисподняя» (шеол) патриарх разумел, без сомнения, не гробницу Иосифа, а место, куда отошла душа сына его, потому что Иаков не считал Иосифа погребенным в каком–либо гробе, а был уверен, что он растерзан зверем 391 . В позднейший период еврейской истории вера и надежда на бессмертие высказывается еще яснее и решительнее. В учительных книгах Ветхого Завета раскрывается мысль, что дух человеческий, по самой природе своей, есть начало неумирающее, что он должен возвратиться к Богу, Который дал его (Екклез. XII, 7), что смерть есть явление не необходимое, но превзошедшее в мир случайно, так как Бог смерти не сотворил, а создал человека для нетления (Премудр. Солом. I, 13; II, 23). Наконец, в книгах пророков Исаии (XXVI, 19) и Даниила (XII, 2) высказывается мысль о воскресении тел для будущей жизни и о вечности наград и наказаний. Независимо от всего этого, истина бессмертия души и воскресения мертвых самым осязательным образом открывалась для ветхозаветного человека в некоторых наглядных, чудесных явлениях, каковы: взятие Еноха и Илии на небо живыми, а также воскрешение мертвецов пророками Илиею и Елисеем. Здесь уже истина бессмертия находила свое предуказательно–фактическое подтверждение и осуществление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Что касается составителя актов Пилата, то ученые полагают, что они написаны каким-нибудь христианином из иудеев. Целью его было убедить своих единоплеменников самым ходом судопроизводства над Иисусом Христом, свидетельством уважаемых между иудеями лиц и явным торжеством Иисуса Христа распятого и воскресшего, – убедить в несправедливости вражды против Него и в божественности Его самого и возвещенного Им учения. Для этого автор, кроме канонических Евангелий, которые служили ему как бы основанием, пользовался еще не умолкшими в его время изустными преданиями: и конечно он постарался верно передать их, потому что писал еще во время, очень недалекое от событий, им излагаемых, когда могли явиться обличители его обмана. Этим объясняется и тот успех, с каким те записки (акты Пилата) были приняты и распространены в христианской древности. Они с течением времени, естественно, подвергались некоторым переменам, получали вставки: на что ясно указывает и свидетельство св. Епифания 53 , и разнообразие существующих рукописных кодексов. Но все эти изменения вообще незначительны 54 . Таким образом в первой части так называемого евангелии Никодиме мы имеем весьма важные по содержанию акты Пилатовы второго века. Вторая часть, содержащая сказание о сошествии Иисуса Христа во ад, представляется с иным характеров, хота носит на себе следы почти такой же древности, как вышеупомянутые акты Пилата. Оно принадлежит не исторической области, а скорее догматической. Это наглядное, в живом действии представление глубочайшего догмата христианского об искупительной силе смерти и воскресения Христа, простирающейся на все времена и на прошедшие роды человечества. Основание для своего произведения автор, христианин из иудеев, заимствовал из ученияапостолов Петра (Петр. III, 18–19) и Павла ( Eфec. IV, 8–9 ) о сошествии Иисуса Христа во ад, и из сказания евангелиста Матвея о восставших из гробов святых, явившихся в Иерусалиме ( Mф. XXVII ) а для развития его в подробностях, он воспользовался воззрениями, господствовавшими между современными ему иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Ныне – день великого торжества нашего, ибо Христос Спаситель наш воскрес от гроба...Припомните, возлюбленные, в каком уничижении и страданиях был Спаситель наш в последние дни своей земной жизни. Его судили безвинно, бичевали, плевали на Него, издевались над Ним, и, наконец убили чрез позорное распятие на кресте, как самого последнего злодея. Злобные кнжники и первосвященники уже торжествовали свою призрачную победу: Спаситель, их враг, лежал мертвым во гробе; а гроб они запечаталми и приставили ко гробу стражу. Уже не будет этот Мессия учить людей, уже не будет иметь последователей, потому что Его уже нет на земле... И что же?.. Спаситель наш воскрес от гроба. Смерть только три дня держала в своих костенеющих руках Тело Господа нашего. В великой славе воскрес Христос Бог: сатана разбит, двери рая открыты всем людям. Христос Спаситель является своим ученикам, к несказанной их радости. Весть о Его воскресении разносится всюду и ее узнают и враги Христа от тех самых стражей, которые стерегли тело Спасителя... И число последователей Спасителя не только не уменьшилось, а еще больше увеличилось. Робкие Апостолы теперь стали дерзновенно возвещать о своем Божественном Учителе, ибо они сами, своими очами видели воскресшего Христа, Его язвы гвоздиные видели, и пречистое ребро. И под влиянием этой проповеди многие пришли к Церкви Божией чрез веру в распятого и воскресшего Господа. Даже из священников Иудейских немало уверовали во Христа Бога. (Mф.XXVII-XXVIII;Лk.XXIV,36—53;Uoah.XX,19—31) и др. А что было потом? Несмотря на все ужаснейшие гонения на Церковь Божию, когда за одно имя христианина калечили и убивали, – вера в Спасителя все ширилась и наполняла скоро всю вселенную, как воспел еще святой Амвросий Медиоланский: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Пречистого Отца вся земля величает... Тебе по всей вселенной исповедует Святая Церковь». И ныне нашего Господа Спасителя воспевает мир видимый же весь и невидимый. Ныне вся исполняюшаяся света: небо же и земля и преисподняя и вся тварь празднует востание Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010