18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19. Сии трое были сыновья Ноевы. От сих населилась вся земля. Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа? Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана. От сих населилась вся земля. Вот разрешение и цель настоящего сказания о сынах Ноевых. Весь нынешний род человеческий от них происходит. Образ жизни Ноя 20.  Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Поскольку природа после потопа не вдруг могла обогатиться как плодами, так и животными, употребляемыми в пищу, то неудивительно, что Ной преимущественно обращается к земледелию. В особенности же к насаждению виноградника и употреблению вина могли его побудить воды, может быть, надолгоповрежденные в источниках водами морскими, несовершенство снедных веществ на растленной потопом земле и собственная его старость, требующая пития подкрепляющего и ободряющего. Падение 21.     Однажды пил он вино, опьянел, и лежал обнажен посреди шатра своего. Опьянел. Отцы церкви: Златоуст (Нош. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Area, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира ( Mф. XXIV. 38 ). Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне. Свойства сынов Ноевых 22.     Хам, отец Ханаана, увидел наготу отца своего и сказал двум братьям своим на дворе. 23.   Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; и как лица их были отвращены, то они и не видали наготы отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати, с сынов ли своих или с посторонних? Апостол отвечал: – С посторонних. – Итак, – заметил Господь, – сыны свободны, то есть, если цари земные не берут подати с своих сынов, то значит и с Меня, как Сына Божия, также не должно требовать дани, собираемой от лица Божия на храм. – Но, чтобы нам не соблазнить их, – прибавил Он Петру, – поди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми: во рту у нее ты найдешь статир (монета, равняющаяся четырем драхмам, или 80 коп. сер.), возьми его и отдай им за Меня и за себя. Апостол сделал, как повелел ему Учитель, и найденным статиром удовлетворил сборщиков. § 54. Наставление о смирении и незлобии. Притча о милосердом царе и безжалостном должнике Mф. XVIII . Mk. IX:33–37 . Лk. IX:49–50 . Когда удалились собиравшие подаяние на храм, Иисус Христос призвал к Себе учеников и спросил: – О чем вы дорогою рассуждали между собою. Но они стыдились открыть предмет своего разговора и молчаши; на дороге же от Фавора к Капернауму они спорили между собою о том, кто из них будет кого старше в Царствии Небесном. Тогда он преподал им такое наставление: – Кто хочет из вас быть первым, будь последним и всем слуга. При этом, взяв дитя и поставив его посредине, Он присовокупил: – Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и будет большим в Царствии Небесном. Апостол Петр, желая знать, до какой степени должно простираться требуемое Господом детское незлобие, спросил: – Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи раз? Господь отвечал: – Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз. А чтобы ученики яснее могли уразуметь эту важную истину, Он предложил им следующую притчу. – Царство Небесное – подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, должный десятью тысячами талантов 19 . А он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Раб пал и, кланяясь государю, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Таково это необыкновенное пророчество, которое выражает в особой совершенно форме, презрение, какое покажут Иудеи к Мессии, и которое должно было, подобно пророчеству главы IX. 9, получить буквальное исполнение. Иудейский народ, в лице своих священников, оценил Иисуса Христа в тридцать сребренников. Но предатель, получивший эти сребренники, не хранит их, а бросает в храм будучи направлен так, без своего ведома, Богом, говорившим устами Захарии. Священники не желают внести в сокровищницу храма эту дорогую цену, в которую они оценили самого Всевечного: они покупают за эту цену невинной крови ( Mф. XXVII, 6. 4 ) землю крови (так же, Деян. 1:19 ) в месте, которое прежде уже было наполнено кровью невинных детей ( Uep. XIX, 4 ); здесь погребались иностранцы в ожидании того близкого дня, когда Римляне будут бросать тысячами в эту самую долину трупы самих Иудеев ( Uep. XIX. 11. 6 ). Завет благодати разрушен сперва (10) и Бог отнял Свое покровительство у Своего народа. Источник благословений иссяк. Между тем народ не погиб вслед за этим: воды реки стекают в известный срок и временное процветание переживает духовную смерть точно также как труп не предается гниению в то самое мгновение, когда оставляет его душа. Но пастырь не замедлил долго переломить и посох Уз: братство между Иудою и Израилем получило конец и уступило место междоусобным войнам, признаку разложения общественного организма. – 14. Когда был отвергнут истинный Мессия, тогда явились ложные Мессии. Стадо, убежавшее от своего пастыря, впало в руки наемников и разбойников, какими были Фарисеи, которые заявляли притязание на то, что они истинные пастыри; а избавившись от Иисуса Христа, они остались одни владыками народа (Иоанн. IX, X); таковы были равным образом ложные пророки и политические главы, которые губили и попирали ногами Иудеев до Тита и Адриана. И Господь сказал мне в видении: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов, снаряд пастуха, который был достаточно бессмыслен для того, чтобы распять Сына Божия, и который с того времени как бы впал в безумие ( Uep. IV, 22 ). Ибо вот, Я поставлю целое множество, целый ряд пастухов (8), и все будут одушевлены одним и тем же духом безумия. Он о погибающих не позаботится, потерявшихся (а не молодых) не будет искать, и больных не будет врачевать, не будет кормить утомленных, которые так слабы, что остаются на одном месте; подобно мяснику, будет выбирать самых тучных из них и мясо их есть и копыта их оторвет, чтобы съесть все до малейших частиц мяса ( Ueз. XXXIV, 34 ; Uep. XXIII, 1. 2 ). Но заставив так страдать и гибнуть своих овец, он, т.е. каждый из этих пастухов, в свою очередь будет постигнут болезнью и смертью. Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Рука, которою он должен защищать его и правый глаз, которым он должен смотреть за ним, будут поражены мечом иноземцев: рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет. – 15. 16. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой был для всех очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Tuм. IV, 14–46 ); здесь ап. Павел успех пастыря полагает в зависимости именно от внутренней жизни, от развития пастырем пребывающего в нем дара. Вникай в себя, говорит Апостол (ст. 16), в свою нравственную жизнь, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (-16). Не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о трапезах, но мы пребудем в молитве и служении слова ( Дeяh. VI, 2, 4 ). Поступавшая так евангельская Мария более угодна Господу, чем Марфа, предавшаяся внешнему деланию. Посылая апостолов на проповедь, Спаситель говорит им: не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои... ни двух одежд, ни посоха ( Мф. Х, 9–10 ), и с особенной силой воспрещает им какую бы то ни было дипломатию – политиканство: когда будут предавать вас, не заботьтесь, как, или что сказать (-19), говорит Он им. Своим последователям, пренебрегшим внешними жизненными удобствами и привязанностями, Спаситель обещает награду в сто раз большую того, что они оставили ( Mф. XIX, 29 ), и притом не только со стороны внутренней удовлетворенности, но и со стороны изобилия друзей. Действительность вполне подтверждает эту мысль о зависимости общественного влияния от внутренней жизни. Кто из пастырей известен особенно благотворной практической деятельностью? – Люди внутренней духовной жизни, люди молитвы и нравственных подвигов. Таков из древних – отшельник Стефан Пермский, великий подвижник и замечательный миссионер, пересоздавший целые народности; из недавних – Макарий Алтайский , Иннокентий Пензенский , выдающийся богослов, – оба великие богомольцы. Подобное преуспеяние внутренней духовной жизни в воздействии на жизнь общественную имеет объяснение в самом характере русской религиозности. Русский человек постольку религиозен, поскольку наличная действительность не удовлетворяет его. Русский человек ищет в религиозной жизни того, чего нет в мире, и потому он готов подчиниться только тому религиозному деятелю, который является гостем в этом мире, пришедшим как бы из другого мира, равнодушным ко всем внешним переменам, остающимся всегда самим собой, довольствуясь полнотой своей внутренней жизни, своего внутреннего содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Так судят и поступают не только многие сектанты, но и некоторые из православных, и в свое оправдание ссылаются на слова Христовы о молитве в уединенной клети, – но ссылаются напрасно. Эти слова направлены не против общественной молитвы, а против лицемерия и тщеславия, побуждавшего фарисеев молиться напоказ, с целью прослыть богомольными и набожными и этим поддержать уважение к себе народа. Но что Христос, говоря об уединенной молитве, не восставал против общественной, это видно из того, что Сам же Он указал на силу и пользу молитвенного общения с другими. «Если два из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». (Mф.I8:19, 20). Если для успеха молитвы достаточно участия в ней двух или троих людей, то не наипаче ли плодотворна молитва, когда она приносится Господу Богу во имя Христово не двумя или тремя, а десятками, сотнями, даже тысячами людей, собравшихся в одно место во имя Христово, каковы, например, собрания в храмах Божиих и вне храма в крестных ходах? Чем больше молящихся, единым сердцем и едиными устами умоляющих Бога о даровании той и другой милости, тем усерднее и угоднее Богу такая молитва . Здесь одни помогают в молитве другим, немощь и слабеть в деле молитвы одних подкрепляется усердием и примером других, вместе с ними и за них молящихся. Особенно спасительна общественная молитва, совершаемая в храмах на литургии, на которой приносится за всех бескровная ходатайственная жертва. Здесь наши молитвы приемлются Богом ради того, что Сам Христос ходатайствует пред Богом Отцем за молящихся. Без Его ходатайства никакие молитвы, как бы ни были усердны, не могут быть успешны, потому что приносятся людьми грешными, которые недостойны милости Божией сами по себе без веры в умилостивительную силу жертвы Христовой, принесенной однажды навсегда на Голгофе и приносимой в таинстве евхаристии. Благодать Божия, прощающая и милующая нас, привлекается только этою верою, и так как она преподается в храме при общественном богослужении, то само собою понятно, как необходимо присутствовать при этом богослужении всякому, ревнующему о угождении молитвою Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

19 ργζομαι (εργ; др. бактр. varez действовать; готск. vaurk-jan, wärab, werk; Курц.). Мф. ХХ, 1 : ργτας – делатели, работники (С. Р.)– operarios – arbeiter, – ouvriers – lavoratori – strahdneekus (Л.). По родственности к основному корню здесь лучше было бы употребить слав, работами. 20 Δχομαι принимаю с благодарностью предложенное. Здесь нет оттенка λαμβνειν, и С. текст предлог воз, употребленный в отношении постившегося, отбрасывает В новейших языках смешиваются понятия ас (re) сирио и prebendo ( Мф. Х, 40 , сравни λαμβνω). В Н. С. Л. один и тот же корень пят для λαμβνω и δχομαι. 21 Δκαιος (Ск. diç, diçami показывать, Прел.; сравни Mф. XIII, 17 ). Выражается понятие о высшем критерии, который в отношении людей является критерием нравственности (у Гомера не нарушающий прав богов и людей), и животных – критерием пригодности и соответствия своей цели (Бенз.). Этот критерий таков, что он всем и всюду объявляется, показывается, как нечто необходимое. Он есть нечто неизменное и выше людей стоящее. Словом, это истина, справедливость, отражение вечной Истины и Правды.– φλημα (готское gild подать, налог; корень ghel, Прельв.; срав. Mф. XVIII, 32 ). Уплата приобретенного, должного, выраженная в определенных ценных знаках. 22 Ε+χαρζομαι имеет тот же корень, что и χαρω, но его тонкий смысл невозможно с буквальной точностью передать на каком бы то ни было из известных нам языков, почему последние чаще всего прибегают к описательным выражениям (смотри напр. Mф. XXVI, 27 ). Во всех языках оттенок одной благодарности, а здесь такой акт любви, когда обе стороны хотят выразить свое взаимное чувство взаимным же одолжением. Хорошо сделано, что название литургии εχαριστα у нас оставлено без перевода. 23 ορτζω (Ск. vratam положение, богослужение, Курц. Сравни. Mф. XXVI, 5 ), Понятие чего-то твердо (fest) установленного, узаконенного, и именно насчет богослужения. Следов., ορτ обычный праздничный день. Во время афинских панафиней это был второй момент, самая торжественная процессия. Праздник (праздно, свободно, Л. bes darba, и день) свободный от работ день.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

А отсюда в протестантстве естественно явилась склонность к отрицанию таинств, как и большей части других внешних религиозных действий. Оправдывая себя тою мыслью, будто большая часть таинств не имеет оснований в священном писании (но оправдывая неправильно, ибо на все таинства есть более или менее ясные указания в священном писании, приводимые обыкновенно в православных катехизисах и богословиях), протестанты большую часть таинств отвергли совсем или приравняли к простым обрядам. Но они не могли не сознаться, что относительно таинств крещения, покаяния и причащения выражения священного писания до того ясны ( Mф. XXVIII:19 ; Uh. III:5 ; Mф. XVIII:18 ; Ин. ХХ:21–23 ; Mф. XXVI:26–28 ; Mk. XIV:22–24 ; Лk. XXII:19–20 ; Uh. VI:48–58 ), что их невозможно отвергнуть. Потому они на первых порах расположены были удержать эти три таинства. Но потом воспоминания о католических злоупотреблениях тайною исповедью и разрешительною властью привели протестантов к тому, что они и таинство покаяния стали отвергать, по крайней мере в двух важнейших его сторонах – устной исповеди и разрешения от грехов, признав необходимым лишь внутреннее сокрушение о грехах. Что касается до двух оставшихся в протестантстве таинств, по поводу их открылись между протестантами большие разноречия и споры. Согласно с основным взглядом на таинства, как внешние лишь выражения и запечатления веры, с протестантской точки зрения приходилось отвергнуть благодатную силу и этих двух таинств. Но лютеране до того были поражены твердыми и ясными выражениями евангелия о крещении и причащении, что не осмелились прямо противоречить им. Лютер отверг в таинстве евхаристии пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову (transsubstantiatio): но признал, что причащаясь хлеба и вина мы действительно принимаем в себя тело и кровь Христову – самого Христа, невидимо присутствующего в хлебе, с хлебом, под хлебом (in pane, cum pane, sub pane). Реформаты и в этом случае оказались решительнее и последовательнее лютеран. Согласно с основным взглядом на таинство евхаристии признали лишь простым обрядом, совершаемым в воспоминание смерти Христовой; и хлеб и вино в евхаристии, по их представлению, служат только символами тела и крови Христа (впрочем и между реформатскими учителями этот взгляд у Цвинглия был выражаем резче, у Кальвина мягче).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Обед и ужин Обед и ужин ( Лk. XIV, 12–24 ). Обеды обыкновенно приготовлялись у евреев от 10 часов утра до полудня и главным образом состояли из плодов, сыра, молока и проч. Жители Персии в настоящее время садятся в первый раз за стол завтракать между 10 и 11 часами. Более питательная пища подавалась во время обеда. У римлян в древнее время обыкновенно обедали в 3 часа, но на Востоке, как и в настоящее время в Персии, около 6 или 7 часов вечера для того, чтобы избегнуть расслабляющего действия полуденного жара. Перед тем как садиться за стол, в общем обычае было умывать руки, что, конечно, требовалось способом употребления ими пищи. Того же самого обыкновения держались греки и римляне в первые времена, и оно доселе еще преобладает на Востоке. Фарисеи придали этому обычаю особенное религиозное значение, и, по их верованию, нарушение оного учениками Господа считалось большим грехом ( Mф. XV, 2–20 , Лk. XI, 38 ). Во времена Самуила народ не хотел есть, пока он не благословит жертву, и в этом случае в первый раз встречается упоминание в Свящ. Писании о благословении на пишу ( I Цap. IX, 13 ). Впрочем, во времена Господа Иисуса Христа было общим правилом призывать благословение или благодарение перед принятием пищи ( Mф. XIV:19, XV:36 ). В более древний период времени евреи садились за стол ( Быm. XXVII, 19 ) подобно тому, как и древние египтяне, а впоследствии древние греки и римляне, но затем они ввели в обычай возлежать за столом ( Aм. VI, 4 ). Столы, вероятно, были небольшие, и несколько столов вместе употреблялись только в известных случаях ( Быm. XXVI, 32 ). Пища подавалась на блюдах, и гость обмакивал свой кусок хлеба в уксус ( Pyф. II, 14 ) – обычай, бывший во время земной жизни Спасителя ( Mф. XXVI, 23 ). В назначении мест за столом руководились относительным достоинством приглашенных на обед лиц ( Лk. XIV, 8 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Выражение мир в Свящ. Писании имеет столь же растяжимое понятие, как и выражение: иудеи и язычники. Слово «мир» означает иногда весь земной шар в смысле жилища и обитания всего человеческого рода; иногда же означает весь человеческий род. Господь Иисус Христос употребляет оное для указания границ и целей новозаветного домостроительства Божия. В притче о добром семени и плевелах ( Mф. XIII, 24–30 ) Он сравнивает Своих верных учеников с добрым семенем, посеянным между плевелами, и поле, на котором произрастало то и другое, не есть только палестинское, или поле тех стран, которые населяли только иудеи, нет, это поле есть весь мир. Он нарочито заявляет Никодиму, одному из начальников иудейских, что любовь Божия послала Его на землю единственно для спасения мира и что Он пришел сюда не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир ( Uh. III, 16, 17 ). При другом случае, делая указание на хлебы, которыми напитал несколько тысяч человек в пустыне, Он наименовал Себя хлебом жизни, сшедшим с неба для пищи верующим. Впрочем, Он прибавил к этому, что сия небесная пища будет дана не только иудеям, но и всему миру, т. е. всем без различия уверовавшим и желающим сердечно принять оную ( Uh. VI, 33–51 ). В том же самом смысле, называя Себя светом жизни, Он представляет Себя учителем и благодетелем всего человеческого рода, подобно солнцу, изливающему всюду свой живительный свет ( Uh. III:19, VIII:12, IX:5, XI:9 ). За несколько дней до Своей смерти, когда одна женщина помазала Его драгоценным миром, Он сказал Своим ученикам, порицавшим такую, бесполезную по их мнению, трату: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память ее о том, что она сделала ( Mф. XXVI, 13 ). Покорность и смирение, с какими Он претерпел крестную смерть, по Его слову, служат доказательством для мира необъятной Его любви к Отцу Небесному и строжайшей точности, с каковой Он исполнил Его заповеди ( Uh. XIV, 31 ). Он обещал Своим апостолам послать им после Своей смерти Духа истины и что Он пришел обличить мир о грехе ( Uh. XVI. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Прекрасный и полезный член – глаза, но если бы они захотели видеть без света, то красота и собственная сила их нисколько не принесла бы им пользы, но еще причиняла бы им вред. Так и душа, если захочет видеть без Духа, то сама себе послужит препятствием» 59 . Это послушание разума вере не в том состоит, чтобы оставить собственное мышление, исследование основания, причин и цели всего существующего в мире, а в том, чтобы в познании предметов, особенно божественных, не полагаться на свой разум, не доверяться своему суждению, а, по выражению апостола, нужно разум пленить в послушание Христово ( 2Кор. Х:5 ), т.е. подчинить разум вере Христовой, божественному учению, изложенному в Священном Писании , так чтобы оно было главным, руководительным началом в познании предметов, особенно божественных; всякое знание, согласное с этим учением, признавать за истинное, несогласное отвергать как ложное. Это покорение разума вере не только не стесняет свободы мысли и не означает верования слепого, но, напротив, требует, чтобы наш разум свободно, самостоятельно, относился к истинам веры. Выражение слепо веровать не свойственно вере христианской, которая по существу есть свет для просвещения ( Лk. II:32 ; Uh. I:9 ) всех народов ( Mф. XXVIII:19 ) и ум для познания истины ( I Tuм. II:4 ). Сам Иисус Христос ум называл внутренним светом ( Mф. VI:22, 23 ) и для доказательства раскрываемых истин часто обращался к здравому смыслу 60 своих слушателей и чувству истины, убеждая, что истина сама о себе свидетельствует ( Uh. VIII:32; XVIII, 37 ). Не слепая, а разумная вера была у апостолов, как засвидетельствовал о них Сам Божественный Учитель пред Отцем Небесным, глаголы, ихже дал ecu Мне, дах им: и тии прияша и разумеша воистину ( Uh. XVII:8 ). Святые апостолы всегда требовали глубокого самостоятельного исследования предметов Божественного учения и вооружались против слепого бессознательного исполнения его предписаний: не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия, – убеждает апостол ( Eф. V:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010