«Воскреснув из мертвых (ср. Рим.6:9 ), [Христос] излиял на Апостолов Свой Животворящий Дух, посредством Которого устроил Тело Свое, которое есть Церковь , как всеобщее спасения таинство» (Lumen gentium 48). Важнейшим в этих цитатах является универсальное вселенское измерение посреднической миссии Церкви в даровании спасения Божия: «Единство всего рода человеческого”», «спасение [всех] людей» и «всеобщее спасения таинство». 58 . Возникновение новых контекстов и ситуаций привели к необходимости осмысления так называемого экслюзивистского понимания аксиомы 750 «вне Церкви нет спасения». Потому, в новейшее время вероучительный авторитет Церкви сформулировал более дифференцированное понимание образа реализации спасительной связи с Церковью. Данная проблематика с ясностью отражается в обращении Папы Пия IX Singulari Quadam (1854): «Вне всякого сомнения, убеждение, что вне Римской Апостольской Церкви никто не может спастись является предметом веры; Она есть единый ковчег спасения, и кто не войдет в нее – погибнет в потопе. Но несомненно и то, что находящиеся в плену непреодолимого неведения об истинной религии, не будут осуждены за это в очах Божиих» 751 . 59 . Дополнительное разъяснение мы находим и в послании Святого Престола архиепископу Бостона (1949): «Хотя для достижения вечного спасения не всегда требуется действительная (reapse) инкорпорация в Церковь в качестве ее члена, совершенно необходимо, по меньшей мере, принадлежать ей желанием и стремлением (voto et desiderio). Это желание не всегда может быть ясно выраженным, как у оглашенных, ибо если человек находится в плену непобедимого неведения, Бог принимает и желание сокрытое, называемое таковым, поскольку заключается в том добром расположении души, в котором человек желает сообразования своей воли с волей Божией» 752 . 60 . Универсальная спасительная воля Божия, свершившаяся Иисусом Христом в Духе Святом и включающая в себя Церковь в качестве всеобщего спасения таинства, находит свое выражение в словах Второго Ватиканского Собора: «Итак, все люди призваны к этому предображающему и реализующему исполнение мира кафолическому единству народа Божия, к которому различным образом принадлежат и находятся в общении как верные католики, так и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди, благодатью Божией призванные ко спасению» (Lumen gentium 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Декрет «Christus Dominis» (28 октября 1965 г.) Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium углубила богословие епископата [ХВ 510/13–510/18], обновив его: декрет о пастырских обязанностях епископов составлен как документ о применении Догматической конституции. Будучи результатом работ, начатых в 1962 г., но обретших окончательный вид только в 1964 г., этот текст, сопровожденный необходимыми каноническими уточнениями, представляет собой обновленный взгляд на пастырское служение епископов. Его вторая глава начинается удачным определением епархии (диоцеза) как «части Народа Божия», по отношению к которой епископ с помощью своего пресвитериума исполняет свои пастырские обязанности. [Диоцез и пастырские обязанности епископов] (917/1, 4309) 11. Диоцез (епархия) – это часть Народа Божия, вверяемая пастырскому попечению Епископа в сотрудничестве с пресвитериумом, чтобы она, держась своего пастыря и будучи собрана им во Святом Духе посредством Евангелия и Евхаристии, составила отдельную Церковь , в которой воистину пребывает и действует единая святая Католическая и апостольская Церковь Христова. (4310) Все епископы, которым поручена забота о той или иной отдельной церкви, пасут своих овец от имени Господа под началом Верховного Первосвященника как собственные, ординарные и непосредственные пастыри этих церквей, исполняя по отношению к ним обязанность учительства, освящения и управления. Однако епископы должны признавать права, законно принадлежащие либо Патриархам, либо иным иерархическим властям... Декрет «Presbyterorum Ordinis» (7 декабря 1965г.) Размышления Собора о служебном священстве, суть которых изложена в Конституции о Церкви Lumen gentium 439 и в декрете Christus Dominus 440 о пастырской обязанности епископов, очевидно, имеют последствия и для пресвитерства. Было желательно посвятить священникам отдельный документ, отличный от первоначально предусмотренного и ограниченного «формированием» священства. Подготовленный в конце 1964 г., текст этот долго прорабатывался, с тем чтобы обобщить две основных утвержденных концепции: первую – скорее пастырскую, вторую – скорее теоцентрическую. Декрет Presbyterorum ordinis (О служении и жизни пресвитеров) был принят в конце 4-й сессии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Наделение властью сана, проистекающей из таинства священства (potestas ordinis) неизбежно затрагивает онтологическую сферу личности, поскольку рукоположенный, приняв это таинство, уже никогда не может быть лишён соответствующей власти – ему могут лишь быть поставлены препятствия к её осуществлению, полностью или частично (канн. 1338, § 2; 292) Это делается потому, что, будучи обязанным действовать «от лица Христа» (in persona Christi), он всегда может и должен будет осуществлять свою власть в соответствии с нормами права всякий раз, когда того потребует духовное благо любого верующего (канн. 976; 1335). Далее, Церковь сама по себе имела бы право установить строгие условия и препятствия действительности совершения всех таинств, но до сих пор, исходя из соображений уместности, это было сделано только в отношении миропомазания (канн. 882; 883), покаяния (кан. 966), рукоположения (кан. 1012) и брака (канн. 1075, § 2; 1083, § 1; 1086; 1087; 1088; 1090; 1091; 1092; 1093; 1094; 1108, § 1). Таким же образом можно рассмотреть и служение диаконов, которые, хоть они и не являются священниками, тем не менее принимают первую ступень таинства священства, что в отношении таинств не даёт им (с онтологической точки зрения) никакой новой власти в сравнении с крещением, но лишь причастность к власти освящения, проистекающей из рукоположения и не связанной с преподанием таинств (Lumen gentium, 29а; Christus Dominis, 15а; кан. 1168; 1169, § 3). Что же касается служений аутентичного учительства и церковного управления, которые совершаются «от имени Христа» (in nomine Christi) (Lumen gentium , 27а), поскольку в этом случае участие Самого Христа иное и наделение священной властью учительства и управления, или юрисдикции, не затрагивает онтологической сферы личности, то Церковь может ограничить осуществление указанной власти вплоть до её лишения (канн. 1336, § 1, 2 °; 1338, § 1). На деле власть учительства и управления передаётся в иерархическом общении, и для большей опеки над нею законная церковная власть делает её свободной к осуществлению посредством канонической миссии. Если же лицо, принявшее рукоположение, было наделено властью учительства и управления посредством таинства, то его уже нельзя лишить этой власти – можно лишь воспрепятствовать её осуществлению. Однако каноны не говорят об этом различии между рукоположенным и лицом, не принявшим рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Но роспуск Собора не позволил распространить текст среди Отцов. Нужно было ждать II Ватиканского Собора и Догматической конституции Lumen gentium [ХВ 510/1–510/22], чтобы совместное размышление Церкви претворилось в замысел Собора. Однако большинство Отцов выразило сожаление о том, что в длинной 11-й главе первого проекта ничего не говорилось о личной безошибочности папы, а только о его примате, и по решению папы Пия IX об этом было сказано в приложении. Предвидя, что медленность работ не позволит рассмотреть эту часть проекта скоро, те же Отцы добились, чтобы она была изучена в первую очередь. И чтобы эта процедура была лучше принята, было решено развить главу 11 и ее приложение в отдельную конституцию из четырех глав. Этот проект, переделанный после новых и горячих дискуссий, стал I Догматической конституцией Pastor Aeternus. Указанные исторические обстоятельства позволяют видеть, что эта Конституция может быть понята только в контексте Конституции Lumen gentium, хотя последняя была написана почти век спустя. Документ начинается длинным введением, связывающим установление Церкви и примат Святейшего Престола с Христом. В первых трех главах говорится о первенстве Петра и его преемников. Глава 4 рассматривает основную проблему безошибочности: в двух частях излагается ее историческое обоснование, затем следует собственно определение, где тщательно уточняются условия, в которых осуществляется прерогатива безошибочности. Безошибочным нужно считать то, что прямо утверждается в главах, а также каноны, которые их заключают. (466, 3050) Вечный Пастырь и Блюститель [Episcopus] наших душ [ 1Пет 2, 26 ] для того, чтобы вечно совершалось спасительное дело Искупления, решил основать Святую Церковь , в которой, как в доме Бога Живого, все верные были бы объединены узами одной веры и одной любви. Поэтому перед тем, как Христос был прославлен, Он просил Своего Отца не только за Апостолов, но и за «верующих в Меня по слову их, да будут все едино... как Мы едино» [ Ин 17 , 20сл.]. Так же, как Он послал Апостолов, которые были избраны в мире, «как послал Меня Отец» [ Ин 20, 21 ], так же Он хотел, чтобы в Его Церкви были пастыри и учители «во все дни до скончания века» [ Мф 28, 20 ]. (3051) Для того чтобы епископат был един и неразделим, чтобы, благодаря тесному и взаимному единению понтификов, все множество верующих сохранялось в единстве веры и общения, ставя блаженного Петра во главе всех остальных Апостолов, Он заложил в его личности прочное начало и зримый фундамент [perpetuum principium ас visibile fundamentum] этого двойного единства. На его надежности построен вечный храм, и на твердости этой веры воздвиглась Церковь , величие которой достигает небес 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

– проповедника Папского Дома; – мирян, призванных помогать Папе в осуществлении его миссии главы Церкви; – духовных лиц, содействующих ему в исполнении его обязанностей; – его родных. 1.2 Коллегия Епископов Второй субъект верховной власти во вселенской Церкви представлен, согласно кан. 336, «Коллегией Епископов, главой которой является Верховный Первосвященник, а членами – Епископы в силу таинства посвящения и иерархического общения с главой и членами Коллегии, в которой постоянно пребывает собор апостолов и которая тоже является, вместе со своим главой и никогда – без своего главы, субъектом верховной и полной власти по отношению ко всей Церкви». Эта формулировка верно отражает соборные принципы, провозглашённые Конституцией Lumen Gentium, и воплощает соборное учение о верховной власти в Церкви, признаваемой за коллегией Епископов в её полноте, а также границы осуществления этой власти. Так, в то время как Папа обладает в Церкви «полной, верховной и универсальной властью, которую он вправе свободно осуществлять» (кан. 331), коллегия Епископов располагает своими полномочиями лишь вместе с Римским Первосвященником, поскольку (как уточняет Предварительное пояснительное примечание к Конституции Lumen Gentium, 4), «при таких обстоятельствах, в случае отсутствия действия со стороны Главы, Епископы не могут действовать как Коллегия, что явствует из самого понятия «Коллегия» (In quo casu, deficiente actione Capitis, Episcope agere ut Collegium nequeunt, sicut ex notione „Cöllegii“ patet). Коллегия Епископов может осуществлять верховную власть во Вселенской Церкви различными способами: – в торжественном порядке: на Вселенском Соборе. В этом случае Коллегия Епископов действует в прямом смысле слова коллегиально, хотя Папа неизменно сохраняет своё особое положение в этой Коллегии (кан. 337, § 1); – посредством совместной деятельности Епископов, рассредоточенных по всему миру – с тем условием, что она должна всегда сохранять коллегиальный дух сотрудничества с Римским Первосвященником и прочими Епископами. В этом случае также можно говорить о подлинно коллегиальной деятельности, пусть и не в строго юридическом смысле слова. Эта форма деятельности Коллегии Епископов имеет первостепенное значение, поскольку она представляет собою наиболее обычный и регулярный вид воплощения принципа коллегиальности, и от верности этому принципу зависит жизнь всей Церкви во всех её аспектах (337, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Также и папа Пий IX, наш приснопоминаемый предшественник, уча, что благородная роль богословия – в том, чтобы показывать, каким образом учение, определенное Церковью, содержится в этих источниках, добавил, не без существенного основания, такие слова: «в том смысле, в каком это определила Церковь ». Экклезиология II Ватиканского Собора II Ватиканский Собор (XXI Вселенский) (11 октября 1962 г. – 7 декабря 1965 г.) 3-я сессия (15 сентября – 21 ноября 1965 г.) Обстоятельства, при которых был приостановлен I Ватиканский собор 243 , могли оставить впечатление, что его работа будет продолжена, когда в Европе воцарится спокойствие. Между тем, некоторые считали, что определение безошибочности папы [ХВ 466–485] сделало отныне соборные заседания ненужными. Если папе Пию XI и папе Пию XII приписывалась намерение созвать новый Собор, то нужно было ждать папы Uoahha XXIII , чтобы этот замысел стал реальностью. Объявленный 25 января 1959 г. и созванный 25 декабря 1961 г., Собор должен был, как наметил папа, преследовать три основных цели: реформу Церкви, сближение всех христиан, отношения Церкви и мира. Открытый 11 октября 1962 г., отмеченный 3 июня 1963 г. смертью папы Uoahha XXIII , которому наследовал папа Павел VI, Собор закончил свою работу 7 декабря 1965 г. Работа была разделена на четыре сессии. Первая (11 октября – 8 декабря 1962 г.) не утвердила никакого документа, но решающие направления здесь уже были намечены. Во время последующих сессий 244 были утверждены конституции и декреты. Догматическая конституция «Lumen Gentium» (21 ноября 1964 г.) В конце 3-й сессии были утверждены три документа: Lumen gentium [ХВ 510/1–510/27], Orientalium Ecclesiarum [ХВ 510/28–510/30] и Unitatis redintegratio [ХВ 510/31–510/58]. Наиболее важным с доктринальной точки зрения, бесспорно, является первый. Отвечая на вопрос: «Что такое Церковь ?», Собор, задуманный папой Иоанном XXIII как пастырский и вносящий обновление [aggiornamento], больше осознает природу Церкви. I Ватиканский Собор правел к утверждению юридического примата Римскою Понтифика и к определению его безошибочности, но не смог определить существующих отношений между епископами, преемниками Апостолов, и папой, преемником Петра. Адекватное постановление о епископской коллегии не могло быть ни разработано, ни обнародовано. Не хватило времени. Время еще не пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Церковь – «всеобщее спасения таинство» (Lumen gentium 48; ср. 1 и 9). Спасение социально (ср. Gaudium et spes 12). Церковь уже переживает жизнь благодати общения святых, жизни, к которой призваны все, и которая в молитве объемлет каждого человека, в любых обстоятельствах, что в особенности раскрывается в праздновании Евхаристии. Церковь включает в свою молитву и почивших нехристиан и умерших некрещеными младенцев. Проблема отсутствия текстов литургической молитвы за некрещеных младенцев была решена в следствие Второго Ватиканского Собора 794 . Объединяемая общим сознанием веры (sensus fidei) и (ср. Lumen gentium 12), и осознанием всеобщей любви Божией Церковь взывает к каждому. Собор отказался одобрить учение о лишении некрещеных младенцев боговидения 795 , как не соответствующее сознанию верных (sensus fidelium) и не являющееся верой народа Божия. 97 . Апостол Павел учит, что неверующий супруг освящается верующей супругой, дети их святы (ср. 1Кор.7:14 ). Так делается зримым, как святость, пребывающая в Церкви, распространяется на тех, кто в связях человеческого общения, семейных узах мужа и жены, общении детей и родителей находится вне ее видимых границ. Апостол Павел подразумевает, что супруг и ребенок верующего христианина обладает определенным отношением к принадлежности к Церкви и спасению в силу самих семейных уз. Семейная связь уже «включает в себя определенное введение в Завет» 796 . Слова Апостола Павла не дают никакой гарантии спасения для некрещеных детей и супруга (ср. 1Кор.7:16 ), но они же – свидетельство надежды. Крестящийся младенец не может лично произнести исповедание веры. А потому, именно родители и Церковь вместе придают сакраментальному действию контекст веры. « Церковь приносит младенца для Крещения», – пишет Августин 797 . Исповедуя свою веру и в силе ходатайствуя за младенца, Церковь совершает дело веры, на которое сам он неспособен. Так явлены бывают, так действуют узы естественного и сверхъестественного общения. Некрещеный младенец неспособен к желанию крещения (votum baptismi), но в силу тех же уз общения, Церковь может ходатайствовать за него, выражая от его имени действенное желание крещения пред Богом (votum baptismi). Церковь делом выражает подобное этому желание (votum) на Литургии, в любви ко всем обновляемое в каждом евхаристическом праздновании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

327 S. Ioan. Damasc. Encomium in dormitionem Dei Genitricis semperque Virginis Mariae, horn. II, 14; cfr. etiam ibid. n. 3. Рус. пер. см.: Св. Иоанн Дамаскин . Второе похвальное слово на всечестное Успение Пресвятой Богородицы//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Пер. и комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. – М.: Мартис, 1997. – (Серия «Святоотеческое наследие»), С. 286–287. 329 Encomium in Dormitionem Sanctissimae Dominae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae [S. Modesto Hierosol. attributum], n. 4. 330 Ср.: S. Ioan Damasc. Encomium in Dormitionem Dei Genitricis semperque Virginis Mariae, hom. 11, 2, I I ; Encomium in Dormitionem [ S. Modesto Hierosol. attributum], 332 AMEDEUS LAUSANNENSIS, De Beatae Virginis obitu, Assumptione in Caelum, exaltatione ad Filii dexteram. 333 S. ANTONIUS PATAV. Sermones dominicales et in solemnitatibus. In Assumptione S. Mariae Virginis sermo. 335 Idem, Sermones de sanctis, sermo XV: In Annuntiatione Beatae Mariae; cfr. etiam Mariale, q. 132. 337 Ср.: Summa Theol. q. 27, a. i с.; ibid., q. 83, a. 5 ad 8; Expositio salutationis angelicae; In symb. Apostolorum expositio, art 5; In IV Sent. D. 12, q. r, art. 3, sol. 3; D. 43, q. i, art. 3, sol. I et 2. 343 S. ROBERTUS BELLARMINUS, Conciones habitae Lovanii, concio 40: De Assumptione В. Mariae Virginis. 350 Источник: Paulus episcopus. Constitutio dogmatica de Ecclesia. Lumen 19641121 _lumen-gentium_lt.html. Рус. пер.: Документы II Ватиканского Собора. – М.: Паолине, 2004. С. 140–150. 351 Конст. Символ: Mansi 3, 566. Ср. Эфес. Собор, там же, 4. 1130 (и там же, 2. 665 и 4. 1071); Халкид. Собор, там же, 7. 111–116; II Конст. Собор, там же, 9. 375–396; Римский Миссал, из Верую (Credo). 355 Ср. Св. Герман Конст., Гом. на Благовещ. Богородицы: PG 98, 328 А; На Усп. 2. 357. Анастасий Антиох., Слово 2 о Благовещ., 2: PG 89, 1377 АВ; Слово 3. 2:1388 С. Св. Андрей Крит., Кан. на Рожд. Пресв. Девы, 4: PG 97, 1321 В. На Рожд. Пресв. Девы, 1:812 А. Гом. на Усп., 1:1068 С. Св. Софроний, Мол. 2 на Благовещ., 18: PG 87 (3), 3237 BD.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

145 В подтверждение этого достаточно посмотреть: A. Ottaviani, Institutiones Iuris Publici Ecclesiastici, Citta del Vaticano 1959, Vol. I, nn. 164_170; а также J. Ferrante, Summa Iuris Constitutionalis Ecclesiae, Roma 1964, n. 59. 146 В этом мнении сходятся: E. Corecco, Teologia del diritto canonico, op. cit., с. 1740; A. De La Hera, Inmroduccimn a la ciencia del derecho canonico, Madrid 1967, сс. 38_52; см. также A. De La Hera-Ch. Munier, Le droit publique ecclesiastique а travers ses definitions, в: RDC 14 (1964), сс. 32_63. 147 По этому поводу достаточно привести мнение одного из самых известных канонистов и моралистов начала нашего века, иезуита Arthur Vermeersch " а (1858_1936): «О Церкви слишком много рассуждают, как если бы она была обществом, основанным на естественном праве. Здесь налицо злоупотребление или пренебрежение, на которое необходимо указать» (Idem, La tolerance, Lourain 1912, с. 96). 148 Тот факт, что в Кодексе канонического права 1917 г. не используется этот terminus tecnicus (технический термин), воспринимается многими авторами как указание на его неадекватность. См. Morsdorf, Lb, Vol. I, с. 42; U. Stutz, Der Geist der CIC, op. cit., сс. 109_126. 149 Текст проекта этой главы, озаглавленный De relationibus inter Ecclesiam et Statum (Об отношениях между Церковью и государством), находится в: G. Alberigo-F. Magistretti, CD «Lumen Gentium». Synopsis historica, Bologna 1975, сс. 307_308. 150 Не только в некоторых конкордатах – например, испанском конкордате 1953 г. (статья 2) – открыто признается, что Церковь является юридически совершенным обществом, но и Второй Ватиканский собор (хотя он избрал новую перспективу, исходящую из утверждения фундаменталь ного права свободы вероисповедания) окончательно принял, на уровне отношений Церкви и государства, многие из принципов, развивавшихся IPE. 151 E. Corecco, Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali del cristiano, op. cit., с. 1212. 152 См. ОТ 16,4; Павел VI, Discorso ai partecipanti al II Congresso Internazionale di Diritto Canonico, в: Persona e Ordinamento nella Chiesa . Atti del II Congresso Internazionale di Diritto Canonico (Милан 10_16 сентября 1973), Milano 1975, сс. 579_588.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

153 J.Polturzycki, Dydaktyka doroslych , Warszawa 1991, c. 166–168. 154 Этот вид дискуссии называют также многократной дискуссией, дискуссией 66 и Филиппс 66, см. J.Polturzycki, Dydaktyka dla nauczycieli , c. 123. 155 Более подробно о способе организации обучения см. в работе E.Perrot Efektywne nauczanie. Praktyczny przewodnik doskonalenia nauczania , Warszawa 1995, c. 103–148. 156 A.Dlugosz, Katechetyczne przeslanie …, c. 37. 157 RH 14. 158 DV 2. Принятые сокращения CD – Декрет Второго Ватиканского Собора о пастырском служении Епископов в Церкви Christus dominus Com – Communio, Франкфурт-на-Майне, 1972 CT – Иоанн Павел II, Апостольское обращение о передаче катехизации Catechesi tradendae Ct – Collectanea Theologica, Warszawa, 1949 DCG – Общее катехетическое руководство DM – Энциклика Иоанна Павла II Бог, богатый милосердием – Dives in misericordia DV – Догматическая Конституция Второго Ватиканского Собора о Божественном Откровении Dei Verbum EN – Апостольское обращение Павла VI о евангелизации Evangelii nuntiandi GE – Декларация Второго Ватиканского Собора о христианском воспитании Gravissimum educationis GS – Пастырская Конституция Второго Ватиканского Собора о Церкви в современном мире Радость и надежда – Gaudium et spes LG – Догматическая Конституция о Церкви Второго Ватиканского Собора Свет народам – Lumen gentium OR – L’Osservatore Romano , Ватикан, 1926 OT – Декрет Второго Ватиканского Собора о подготовке ко священству Optatam totius RH – Энциклика Иоанна Павла II Искупитель человека – Redemptor hominis SC – Конституция Второго Ватиканского Собора о богослужении Sacrosanctum Concilium UR – Декрет Второго Ватиканского Собора об экуменизме Unitatis redintegratio ККЦ – Катехизис Католической Церкви Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 23  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010