Павел VI и Иоанн Павел II, не без помощи членов Секретариата по делам нехристиан, не упускали возможности применить и развить содержание этой Декларации – как в самом Риме, где они принимали множество представителей нехристианских религий, так и в ходе своих апостольских путешествий по всем странам света. В этой статье мы хотели бы углубить данное папами толкование пункта 3 названной Декларации, как он использовался ими в диалоге с мусульманами. При этом мы будем также иметь в виду другие фундаментальные тексты II Ватиканского собора, а именно: декрет Ad gentes, посвященный миссионерской деятельности Церкви 3 ; декларацию Dignitatis Humanae о религиозной свободе 4 ; конституцию Gaudium et Spes, где речь идет о Церкви в современном мире 5 ; и – прежде всего – конституцию о Церкви Lumen Gentium 6 . Обозначив основные направления торжественного учительства обоих пап, мы сможем затем более подробно проанализировать тексты их ординарного учительства, следуя порядку, установленному в пункте 3 Декларации Nostra Aetate 7 . Торжественное учительство Павла VI и Иоанна Павла II [ к началу ] Павел VI в энциклике Ecclesiam Suam (от 6 августа 1964 г.), упомянув первый круг бытия Церкви, " совпадающий со всем человечеством " , обращается ко второму кругу – кругу " людей, которые поклоняются единому суверенному Богу " . " Мы имеем в виду достойных нашего уважения и восхищения сынов еврейского народа, верных религии, которую мы называем религией Ветхого Завета; затем тех приверженцев Бога – в частности, приверженцев мусульманской монотеистической религии, – которые заслуживают восхищения за то, чтó есть истинного и благого в их богопочитании; и, наконец, приверженцев крупных афро-азиатских религий... Мы готовы с уважением признать духовные и нравственные ценности различных нехристианских религиозных исповеданий; мы хотим вместе с ними развивать и защищать идеалы, объединяющие нас: в области религиозной свободы, человеческого братства, полноценной культуры, социального благополучия и гражданского порядка. Что касается этих совместных идеалов, диалог с нашей стороны возможен " (111 – 112).

http://religare.ru/2_560_1_21.html

С целью подчеркнуть сугубо религ. характер подготавливаемого текста во время 3-й сессии Собора было предложено сделать его приложением к догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» . После очередной кардинальной переработки документ получил самостоятельную форму, а его содержание было распространено - отчасти из тактических соображений, чтобы не заострять внимание исключительно на иудаизме ( Rahner, Vorgrimler. 1968. S. 351),- также на др. нехрист. религии, соответственно центральной идее универсального отцовства Божия, и в таком виде принято за основу. Не последнюю роль в этом сыграли положительные впечатления папы Павла VI от непосредственного знакомства с жизнью азиатских религ. общин во время поездки на 38-й Международный евхаристический конгресс (см. ст. Евхаристические конгрессы ) в Бомбее (2-5 дек. 1964). Параллельно с работой Собора над текстом декларации в 1965 г. были предприняты шаги к значительным изменениям в богослужении Великой пятницы (см.: L " Osservatore Romano. 1965. 19 mar.), частично вносимым уже при папе Иоанне XXIII, упразднившем нек-рые антииудейские выражения, в частности именование иудеев «вероломными», «лукавыми» (perfidis). Теперь вместо литургического прошения об их обращении к познанию Господа Иисуса Христа было предписано молиться о достижении полноты спасения народом, к-рый Бог взял Себе в удел изначально («…ut populus acquisitionis prioris ad redemptionis mereatur plenitudinem pervenire» - Missale Romanum ex decreto SS. Oecumenici Concilii Vaticani II. Vat., 1970. P. 254). Из содержания прежней молитвы о неверных, или язычниках (Oratio pro paganis), получившей новое название - «О всех, кто не верует во Христа» (Pro iis qui in Christum non credunt), также исключен мотив обращения и заменен прошением о просвещающем содействии им в поиске истины и единения с Богом (Ibidem). 28 окт. 1965 г. в окончательной редакции текст был принят большинством участников Собора (2221 голос против 88) и утвержден в тот же день папой Римским Павлом VI во время торжественной церемонии по случаю 7-й годовщины интронизации его почившего предшественника Иоанна XXIII. Содержание

http://pravenc.ru/text/2577967.html

Церковь оказывает оглашенным особое попечение и уже в этот подготовительный период распространяет на них различные права, принадлежащие христианам (кан. 206, § 2), предоставляя определение этих прав Конференциям Епископов (кан. 788, § 3). В отношении обряда похорон оглашенные приравниваются к верующим (кан. 1183, § 1). 3. Принцип равенства между всеми верующими 208 Между всеми верующими в силу их возрождения во Христе существует подлинное равенство в отношении их достоинства и деятельности, благодаря которому все они, в согласии с положением и обязанностями каждого, сотрудничают ради созидания Тела Христова. Кан. 208, верно отражающий соборное учение (см. Конст. Lumen Gentium, 32), вдохновлённое, в свою очередь, наставлениями Апостола Павла («Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса... Нет уже иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»: Гал. 3. 26–28 ), провозглашает «принцип равенства» – принцип, устанавливающий равное достоинство, свободу и ответственность всех верующих, основанные на т. н. «уподоблении Христу по крещению». Кан. 208 определяет статус верующих, общий для всех крещёных – для клириков и мирян, для монашествующих и для живущих супружеской жизнью, для Римского Первосвященника и для самого скромного крещёного. Этот статус, отождествляясь с самой принадлежностью к Церкви, составляет необходимую предпосылку всякого более частного положения в Церкви, связанного с выполнением определённых обязанностей или с практикой того или иного жизненного статуса. Равенство всех верующих «в отношении их достоинства и деятельности» представляет собой преодоление известного различения между верующими, свойственного канонической доктрине прошлого и систематике старого Кодекса. Речь идёт об отдельных теориях старой экклезиологии, которые подчас разделяли всех крещёных на некую преобладающую группу (coetus dominans, т.е. духовенство) и подчиняющуюся группу (coetus oboediens, т.е. миряне). Этот взгляд был преодолён в соборном учении – а, следовательно, и в нынешнем Кодексе. 4. Клирики и миряне

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Этот канон основывается на положениях Догматической конституции «Свет народам» (Lumen gentium, 31). К католической Церкви принадлежат крещёные, живущие в общениии с ней, основываясь на трёх видах уз, охватывающих все отношения крещёного с общиной его единоверцев. Полнота этого общения чётко очерчена в кан. 205: 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного правления. Узы исповедания веры предполагают: с позитивной стороны – что крещёный твёрдо верит в истины божественной и католической веры согласно кан. 750, а с негативной – что он не отрицает ни одной божественной и католической истины и не сомневается в ней (см. кан. 751). Узы управления подразумевают, что признаётся законность иерархического и апостольского управления Римского Первосвященника и Коллегии Епископов. Тот, кто отказывается подчиняться Верховному Первосвященнику и отвергает общение с членами Церкви, подчинёнными ему, является схизматиком (см. кан. 751). Узы таинств предполагают исповедание веры в таинства Церкви и участие в её богослужении. Полнота средств благодати, которыми Бог одарил свою Церковь для освящения людей, несомненно существует в католической Церкви: «Ибо только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту спасительных средств» (Unitatis redintegratio, 3). В этом смысле полнота общения обретается преимущественно в принадлежности к католической Церкви. Однако невозможно отрицать, что средства спасения (как, напр., крещение) присутствуют также в отделённых Церквах и церковных общинах. «Кроме того, из истин и благ, совокупностью которых созидается и оживотворяется сама Церковь , некоторые, и даже многие и весьма ценные, могут существовать вне зримых пределов католической Церкви: писаное слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого, а также и другие зримые проявления. Всё это, от Христа исходящее и к Нему Самому приводящее, принадлежит по праву единственной Христовой Церкви. Действительно, Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения, сила которых исходит от самой полноты благодати и истины, вверенной католической Церкви» (Unitatis redintegratio, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Разработанный подготовительной комиссией проект документа претерпел значительные формальные и содержательные изменения в ходе дискуссий на 1-й, 2-й и 3-й сессиях - от наполненного традиционалистским догматизмом изложения до искомого Собором выражения обновленного взгляда на сущность, структуру, вселенскую миссию и пастырские задачи Римско-католической Церкви в современности. Также было принято решение включить непосредственно в текст конституции главу о Пресв. Богородице и отказаться от подготовки задуманного ранее отдельного мариологического документа. В окончательном виде текст, изобилующий ссылками не только на лат. христ. тексты, но и на Свящ. Писание и творения вост. отцов Церкви (ср.: Lubac H., de. La costituzione «Lumen gentium» e i padri della Chiesa//La teologia dopo il Vaticano II: Apporti dottrinali e prospettive per il futuro in una interpretazione ecumenica/Ed. J.-M. Miller. Brescia, 1967. P. 191-219; Gianotti. 2010), составил 8 глав, разделенных на 69 параграфов: о Церкви, о народе Божием, об иерархическом строении Церкви, о мирянах, о всеобщем призвании к святости, о монашествующих, об эсхатологической природе Церкви, о Пресв. Деве Марии. Конституция была принята подавляющим большинством голосов (2151 голос против 5) на 3-й сессии Собора и 21 нояб. 1964 г. торжественно обнародована папой Римским Павлом VI. «Неукоснительно следуя указаниям предыдущих Соборов» (CVatII. LG. 1), «L. g.» не отменяет прежних и не провозглашает новых догматов в области экклезиологии. Тем не менее наименование конституции догматической указывает на ее высшую вероучительную значимость в Римско-католической Церкви и предполагает намерение II Ватиканского Собора дать на совр. этапе истории ориентиры, взывающие к совести и сознанию верующих ( Rahner, Vorgrimler. 1979. S. 105). В связи с опасениями консервативных участников Собора, т. н. интегристов, по поводу того, что заявленная в 3-й гл. конституции коллегиальность епископата во главе с Римским понтификом будет превратно понята и тем самым приведет к недолжной демократизации исконно иерархической церковной структуры управления, сделав Римского епископа «первым среди равных» (см.: История II Ватиканского Собора.

http://pravenc.ru/text/2561084.html

Богословские истоки «практики евангельских советов» (praxis consiliorum evangelicorum) находятся в христологии («пример божественного Учителя») и эсхатологии («знамение Царства Небесного»), ее высшая цель - обретение совершенной любви (perfectae caritatis) (CVatII. РС. 1). В согласии с положением конституции «Lumen gentium» о неотъемлемой принадлежности монашества к жизни и святости Церкви (CVatII. LG. 44) составители «P. c.» указали на наличие в нем общей экклезиальной природы: несмотря на то что монашеское освящение носит особый характер, оно глубоко коренится в крещении (in baptismatis consecratione) (Ibid. 5). Одновременно благословляется разнообразие монашеских общин (coetuum religiosorum) как форм следования Христу в девственности, нищете и послушании, возникших по Промыслу Божию в Его многоразличной (multiformis) премудрости и являющих тем самым обилие даров Св. Духа. Выдающаяся ценность посвященной жизни заключена не только в святости и личном сочетании со Христом через молитвенное созерцание, но и в приносимой этим служением пользе апостольству Церкви в деле распространения Царства Божия на земле (CVatII. РС. 1, 5, 25). Поэтому обновление монашества должно заключаться как в постоянном возвращении к евангельским истокам и к первоначальному духу орденов, так и в приспособлении с помощью новых средств к изменяющимся условиям и потребностям времени и места. Ради плодотворной проповеди Евангелия всем народам институты должны «всячески сохранять миссионерский дух» (Ibid. 20) и «развивать у своих членов надлежащие знания об условиях, в которых живут люди настоящего времени, и о нуждах Церкви, чтобы они, в свете веры мудро судя об обстоятельствах современной эпохи и пылая апостольским рвением, могли успешнее приходить на помощь людям» (Ibid. 2). Декрет последовательно обращается с призывом к созерцательным и деятельным орденам, социально-благотворительным, секулярным и монастырским общинам встать на этот путь, активно применяя и развивая свойственные им дарования на благо Церкви и ближним (Ibid. 7-11, 20). Ради возможности исполнения обязанностей апостольства Собор посчитал необходимым отменить для большинства монахинь введенный в 1566 г. папой Пием V строгий затвор (т. н. папский - clausura papalis) и одновременно реформировать его правила для «ведущих сугубо созерцательную жизнь… применительно к условиям времени и места, отменяя устаревшие обычаи» (Ibid. 16). К новым потребностям апостольского служения должны быть также приспособлены монашеские одеяния, чтобы, будучи благопристойными и скромными, отвечать с учетом локальных особенностей практическим запросам и не наносить вреда здоровью (Ibid. 17).

http://pravenc.ru/text/2580062.html

В его работах показателен весь ход мысли: видно, что действительно человек поработал без устали над текстами Св. Отцов, -правда, с помощью метода кройки и шитья, ухитряясь придать своим богословским изобретениям православный внешний вид, тогда как по содержанию это в чистом виде новая папская экклесиология. Зизиулас глубокий знаток и последователь всех немецких и французских богословов, выразителей нового движения внутри католичества «Nouvelle Theologie», (И.Конгар, Д.Шеню, А.Любак, К.Раннер, Г.Бальтазар, Ж.Даниелу, Х.Кюнг, Ратцингер и др.), богословие которых отмечено печатью решений 2ВС и особенно догматической части Положения о Церкви, -Lumen Gentium, «Свет языков». Богословскому направлению последнего документа следуют все позднейшие папские энциклики и разъяснения комиссии по вопросам веры. Если католики со своей позиции вполне открыты и последовательны внутри своей еретической богословской системы; то Зизиулас методично, но допуская неясности, двусмысленности, искажая святоотеческие тексты – что мы увидим на примере,– пытается мало-помалу привести кристально чистое православное богословие к переосмыслению, изменяя традиционные термины и выражения в католическом (папском) духе. Мы выбрали для анализа статью «Conciliarity and Primacy», (Соборность и Примат), которая была опубликована в почетном журнале Элладской Церкви «Теология» в 2015г. Прежде в этом же журнале была напечатана статья «Соборный (синодальный) институт». В выбранных текстах видно, как на основании нового представления о соборности, автор хочет воздвигнуть цельное богословское построение о примате (первенстве), как якобы вполне православное. Пользуясь убожеством богословской мысли большинства православных духовных руководителей – к сожалению, это стало ясно на Критском Соборе- он уже преуспел выдать за православие откровенно католические эклессиологические теории, главным образом триадологического содержания. Тематика статьи «Соборность и Примат» вращается в пределах тем экуменических диалогов и производного от них богословия. Как сообщает автор, он отталкивается от текста Равенны (2007) и на его основании развивает тему. По его мнению, именно на обсуждениях в Равенне были достигнуты первые результаты в осмыслении соборности и примата. Уже в введении заявлено, что вопрос примата в церкви занимает центральное место в экуменистических прениях, -заявлено с тем намерением, чтобы отныне использовать примат как инструмент единства церкви, - " единства», в понимании экуменистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

На Соборе в комиссию по выработке декрета вошли представители мн. крупных вост. Церквей, включая 6 патриархов. Документ создавался в атмосфере напряженных дискуссий, выявивших глубокие разногласия по нек-рым вопросам в первую очередь между самими униатами. Спорным представлялось, напр., употребление именования «восточные католические Церкви», ввиду того что в нек-рых пунктах «O. E.», первоначально предназначавшихся для декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , речь идет также о вост. христианах-некатоликах; сомнительной казалась и сама необходимость принятия отдельного декрета наряду с догматической конституцией о Церкви «Lumen gentium» , как бы ставящая экклезиологию вост. католич. Церквей в разряд своего рода исключения в рамках нормативной лат. традиции (ср. подспудное противопоставление католич. и униатских Церквей во Вступлении и Заключении - CVatII. OE. 1, 30). В то же время для униатов Украины и Румынии, существовавших тогда в условиях коммунистических режимов, необходимость специального соборного изъявления поддержки, признания их обрядовой и церковной идентичности была продиктована политическими обстоятельствами, затрагивавшими проблемы религ. свободы и самосохранения. Составители документа высказывали также противоположные суждения относительно экуменического характера документа ( Hilberath. 2009. S. 57-58). Текст OE претерпел 3 редакции и дорабатывался вплоть до последнего дня перед офиц. обнародованием. Содержание В «O. E.» «торжественно» (sollemniter) отдано должное почтение заслугам вост. Церквей, «священной древности» уклада их духовной и литургической жизни, к-рые относятся к общецерковному достоянию, высказывается пожелание, чтобы они процветали и «пребывали целыми и невредимыми», соответствуя локальным нуждам и запросам душепопечения (CVatII. OE. 1-2, 4-5). В основе такого отношения находится новая экклезиология, подчеркивающая единство Церкви как мистического Тела Христова в многообразии находящихся в общении (communio) традиций, носители к-рых «органически объединены в Святом Духе одной и той же верой, одними и теми же таинствами, одним и тем же управлением», так что «разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его» (Ibid. 2; ср: Ibid. LG. 23; Ibid. UR. 16). Под единым управлением в декрете понимается всеобъемлющая пастырская власть (gubernium pastorale) Римского понтифика, обеспечивающая юрисдикционное и обрядовое равноправие отдельных Церквей (particulares Ecclesiae), пребывающих зачастую на одной территории, c собственными уставами, богослужебным языком, иерархией и приходами (Ibid. OE. 3-5, 23), а также выполняющая наряду с Соборами координирующую и учредительную функции в вопросах относительно общих для них литургических праздников (Ibid. 19).

http://pravenc.ru/text/2581527.html

Калийский приход – пример единения Церквей-сестер – Константинопольской и Русской. Здесь можно увидеть иконы из Греции и России. Службы совершаются на испанском, греческом и церковнославянском языках. Главные церковные праздники отмечаются как по старому, так и по новому календарю. Настоятель носит русский иерейский крест и русскую скуфию. За богослужением он облачается в рясу и камилавку греческого образца. На Пасху отец Хризостом служит в ризах красного цвета, как принято в Русской Церкви. В помещении домового храма стоят флаги Колумбии, Греции и России. «Среди прихожан есть один грек, сербы, колумбийцы, но большинство составляют россияне, – рассказывает отец Хризостом. – В приходском активе – пять русских женщин, еще в советскую эпоху вышедших замуж за колумбийцев. Татьяна Размахнина де Харамильо живет в Кали более двадцати лет. Любовь де Льянос по образованию экономист, она переехала в Колумбию 35 лет назад. Елена Рюбина преподает английский язык в университете Сантьяго-де-Кали. Дина Максимова обучает маленьких детей искусству. Лариса Мовляв работает на промышленном предприятии, помогает нам с переводами с русского языка на испанский». Каждого прихожанина отец Хризостом оповещает о предстоящем богослужении по электронной почте. На службы собираются 25–30 человек. После общей молитвы верующие пьют кофе или чай. Для праздничных трапез готовятся традиционные блюда колумбийской кухни – рис со специями, окорок, соевое мясо, эмпанадас (пирожки с начинкой). 30 ноября 2008 года община апостола Андрея Первозванного впервые отметила престольный праздник. Всенощное бдение возглавил архимандрит Иосиф. Сослужил ему отец Хризостом. Накануне ректор католического университета Кали «Lumen Gentium» отец Альваро Дуарте, знаток восточного христианства, прочитал лекцию о русской иконописи. Также состоялось выступление русских классических музыкантов, специально приехавших из Попаяна, столицы департамента Каука, расположенной в 120 км от Кали. В мае 2009 года отец Хризостом пригласил сослужить в Андреевской домовой церкви протоиерея Александра Горбунова, настоятеля прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Московский Патриархат) в Панаме. Отец Александр изредка посещает Колумбию с пастырскими целями.

http://pravoslavie.ru/31618.html

28 окт., во время публичной сессии Собора, декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» был окончательно принят (2319 голосов против 2) и подписан папой Павлом VI и участниками Собора. Содержание Декрет о пастырском служении епископов в Церкви был призван отразить в виде практических рекомендаций по применению принцип коллегиальности епископата, сформулированный в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium». В связи с этим во вступлении были сформулированы в кратком виде положения, касавшиеся примата папы Римского, т. е. его высшей, полной, непосредственной и универсальной власти в Римско-католической Церкви (CVatII. CD. 2), а также вхождения каждого епископа на основании принятого им епископского посвящения в коллегию епископов, которая вместе с Римским епископом участвует в деле учительства и управления всей Церковью (CVatII. CD. 3). 1-я гл.- «О епископах относительно всей Церкви в целом» - также основана на учении о епископате, изложенном в догматической конституции «Lumen Gentium». Помимо указания на Вселенский Собор как на способ осуществления коллегией епископов совместно с Римским епископом верховной и полной власти во всей Церкви (CVatII. CD. 4), декрет указывает на учрежденный во время Собора консультативный орган управления католич. Церковью - Синод епископов, к-рый составляют избранные епископы из разных регионов мира, выступающие от лица всего епископата как знак того, что «все епископы в иерархическом общении принимают участие в попечении обо всей Церкви» (CVatII. CD. 5). Коллегиальность епископата в деле заботы обо всей Церкви также должна проявляться в совместном попечении епископов о евангелизации и проповеди христианства, в т. ч. о подготовке миссионеров и клириков для тех регионов, к-рые в них нуждаются (CVatII. CD. 6). В подтверждение ординарной собственной и непосредственной власти правящего епископа в его диоцезе в декрете уточняется, что Римский епископ имеет власть оставлять в своем ведении нек-рые вопросы, в т. ч. перепоручая их своим представителям (CVatII. CD. 8), прежде всего ведомствам Римской курии, к-рая действует от его имени и его властью (CVatII. CD. 9). Декрет заложил основу последующей реформы Римской курии, закрепив пожелание II Ватиканского Собора о новом порядке деятельности конгрегаций и привлечении в них лиц из разных регионов мира, особенно правящих епископов, а также мирян (CVatII. CD. 9-10).

http://pravenc.ru/text/2462007.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010