55 . Следствием этого стало определение Пятой Сессии Тридентского Собора: «Если кто утверждает, что преступление Адама повредило только ему самому, а не его потомству, что полученные от Бога святость и праведность утратил только он, а не мы, что он, будучи искажен грехом, передал человеческому роду «только смерть» и болезни тела, но не грех, который есть смерть души, да будет анафема. Ибо он противоречит Апостолу, говорящему: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 , согласно Вульгате)» 746 . 56 . В Катехизисе Католической Церкви (Catechismo della Chiesa Cattolica) говорится: «Учение о первородном грехе является, своего рода, обратной стороной Благой Вести о том, что Иисус – Спаситель всех людей, что все нуждаются в спасении и что спасение даровано всем по дару Христову. Церковь , имеющая «разум Христов», отчетливо осознает, что нельзя пренебречь Откровением о первородном грехе, не исказив тайны Христовой» 747 . 2.3. НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕРКВИ 57 . Исповедание необходимости Церкви для спасения, как посредницы искупительного дела Иисуса Христа, всегда было неотъемлемой частью Католической Традиции. Это убеждение нашло свое классическое выражение в аксиоме священномученика Киприана Карфагенского 748 (+258): «Вне Церкви нет спасения» 749 . Это утверждение веры воспроизводится в текстах Второго Ватиканского Собора: «Опираясь на Священное Писание и Предание, [Собор] учит, что эта странствующая Церковь необходима для спасения. Ибо только присутствующий для нас в Теле Своем, Которое есть Церковь , Христос, является Посредником и Путем спасения; Он Сам ясно выразил необходимость веры и Крещения (ср. Мк.16:16 ; Ин.3:5 ), одновременно, подтвердив необходимость Церкви, в которую человек входит чрез врата Крещения. Поэтому вне спасения находятся те, кто ведая о необходимости Кафолической Церкви и об основании ее Богом чрез Иисуса Христа, не пожелали войти в нее и пребыть в ней» (Lumen gentium 14). Собор вновь и вновь обращается к тайне Церкви: «Во Христе, Церковь является таинством, то есть знамением и инструментом личного общения с Богом и единства всего человеческого рода» (Lumen gentium 1). «Как Христос исполнил искупление в бедности Своей и преследованиях, точно также и Церковь призвана следовать этому пути для приобщения людей плодам спасения» (Lumen gentium 8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Догматическое постановление Lumen Gentium не могло не заинтересовать такого богослова, как владыка Василий. Еще в момент составления окончательного варианта текста на заседаниях Собора он внимательно следил за любой реакцией в прессе на этот документ (в особенности в газетах «Ле Монд» и «Ля Круа»), а также в хрониках, которые публиковали наблюдатели в различных журналах. В 1960 году он опубликовал одновременно в «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» (по-русски) и в журнале «Irénikon» (по-французски) статью о православном прочтении данного документа 364 . Двадцать страниц ремарок и замечаний, очень проницательных, а порой и весьма суровых, на текст данного соборного документа заслуживают того, чтобы перечитать их ещё раз сегодня, спустя 40 лет. Постановление Lumen Gentium в его глазах это документ «противоречивый», «двойственный» и с «неустойчивым равновесием» документ, который никак не способен согласовать первенство и непогрешимость Папы с соборностью Церкви и коллегиальностью епископата 365 . Хотя многие фразы документа и произвели на него «благоприятное впечатление», но он был «раздражен» его «снисходительным тоном» по отношению к Православной Церкви. Постановление Lumen Gentium несправедливо увязывает, на его взгляд, «целостность веры» или «принадлежность к Церкви» с «общением с Преемником Петра» 366 . В то же время он говорит в заключении, что «внутренний динамизм, присущий идее Церкви, как Телу Христову, и народу Божию, находящемуся на пути к полноте (вместо понятия Церкви как простого иерархического общества), – все это дает нам «надежду вопреки всякой надежды» на то, что Постановление «О Церкви» не является последним словом римокатолической Церкви в тех жгучих вопросах, которые отделяют её от Православия. Нашим римокатолическим братьям ещё придется проделать большой труд возвращения к истокам и обновления под водительством Духа Святого, для того, чтобы наконец открылся путь к единству христиан» 367 . Но Католическая Церковь , полагает он, не сможет довести в одиночку это дело до конца. Католики и православные должны работать вместе, чтобы подготовить необходимые условия для подлинного богословского диалога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Провозглашая слово, христиане свидетельствуют о своей надежде, «созидая пятое Евангелие» своими жизнями 410 . Новые подходы к проповеди нашли отражение в документах Второго Ватиканского Собора (1962–1965). Папа Иоанн XXIII еще до начала Собора указал, что главная цель Собора – найти пути к лучшему провозглашению Евангелия для людей XX в. В документах Собора особо подчеркивается важность проповеди для миссии Церкви (Lumen gentium 17) 411 . Церковь постоянно «провозглашает весть спасения неверующим, дабы все люди познали единого истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал, и обратились от путей своих, творя покаяние». Что касается внутрицерковной проповеди, то ее цель – это призыв к вере и покаянию. Проповедь готовит верующих к таинствам, «уча их соблюдать все, что повелел Христос», и побуждает «ко всем делам любви, благочестия и апостольства» (Sacrosanctum Concilium 9). Собор именует проповедь центральной частью служения епископов (Lumen gentium 25; Christus Dominus 12) и священников (Lumen gentium 28; Presbyterorum ordinis 4). В ходе литургической реформы, развернувшейся после Второго Ватиканского Собора, была возрождена традиция литургической гомилии. Теперь гомилия считается в Католической Церкви неотъемлемой частью евхаристического богослужения. Она должна разъяснять тайны веры и нормы христианской жизни (Sacrosanctum Concilium 35, 52). Гомилия является кульминацией литургии слова и должна основываться на библейских и литургических текстах дня. Проповедь не должна «ограничиваться общим и отвлеченным изложением Слова Божия», но должна «прилагать непреходящую истину Евангелия к конкретным обстоятельствам жизни» (Presbyterorum ordinis 4). В русле решений Второго Ватиканского Собора было пересмотрено и каноническое право Католической Церкви. В 1983 г. был введен в действие новый Кодекс канонического права, содержащий в том числе и ряд важных норм, касающихся проповедников и проповедничества 412 . Так, в каноне 204 указано, что все, кто принял крещение, составляют народ Божий и становятся «участниками священнического, пророческого и царского служения Христа». Поэтому все члены Церкви призваны к осуществлению той миссии, которую Бог доверил исполнять Церкви в мире. Все верные Христу обязаны содействовать тому, чтобы «Божественная весть спасения все более и более доходила до всех людей всех времен и всего мира» (канон 211). В силу крещения и миропомазания все миряне «являются свидетелями евангельской вести словом и примером жизни» (канон 759).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

– Священники Посредством канонической миссии священники получают от Епископа – а в отдельных случаях и от Римского Первосвященника – должности, вместе с которыми передаётся административная или судебная власть управления, необходимая для исполнения определённого служения в Церкви (Presbyterorum ordinis, 6а; 7b; Lumen gentium, 28а, b, d). Хотя власть учительства сама по себе принадлежит Римскому Первосвященнику как преемнику Петра, а также Епископам – по отдельности или коллегиально – как преемникам Апостолов, призванным отстаивать цельность веры (Lumen gentium 25; канн. 749; 752; 753), тем не менее некоторые священники вследствие пастырских обстоятельств осуществляемого ими в Церкви служения (напр., генеральные настоятели институтов посвящённой жизни духовенства, подчиняющихся понтификальному праву), могут быть призваны верховной властью Церкви на Собор, причём даже с правом решающего голоса (кан. 339, § 2; ср. ККП 1917, кан. 223, § 1., 1-е, 2-е, 3-е, 4-е). Это мотивировано их участием в священстве и служении Христа (Presbyterorum ordinis, 7а; 1; 2b; Lumen gentium, 28) и в обязанностях (munus) служения Епископа (Presbyterorum ordinis, 7b; 2b), а также в 228 апостольской миссии, вверенной им Христом (Presbyterorum ordinis, 2b; 10а). – Диаконы и миряне Та же власть управления для исполнения какого-либо служения, не требующего причастности к священному сану, может быть передана и даже делегирована посредством канонической миссии вместе с определённой должностью как диаконам (канн. 274, § 1; 129, § 1), так и мирянам (кан. 129, § 2). – Настоятели и капитулы институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни Настоятели и капитулы институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни также причастны священной власти управления, но в различной степени – в соответствии с природой этих институтов и обществ и в зависимости от того, составляет ли их духовенство или миряне, подчиняются ли они понтификальному или диоцезальному праву, являются ли они изъятыми или нет (канн. 596; 618). Это относится и к настоятелям общественных объединений верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Ю. Ф. Самарин приводит выдержки из английских откликов на смерть Хомякова… – Цитируется статья: The three pastorals 11 Edinburgh review. 1864. 245. С. 181… .работы Булгакова, широко ознакомившие Запад с восточной… экклези – ологией, стали известны там во всяком случае с 1926года… – См.: Б у л г а к о в С., прот. Очерки учения о Церкви//Путь. 1925. 1; 1926. 2, 4; 1929. 15, 16. …в схеме о Церкви II Ватиканского Собора, принятой в 1964году, в первой главе говорится о «мистической сущности Церкви». – Имеется в виду Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» (гл. Ï О тайне Церкви, особ. § 8). Материалы Собора (1962–1965) были известны С.И. Фуделю главным образом по цитированной им неизданной работе прот. В. Зуммера из библиотеки Московской духовной академии и по публикациям в «Журнале Московской Патриархии». См. новое изд. в русском переводе: Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998. В схеме о Церкви было определено, что верные (миряне), в силу их мирского священства, соучаствуют в приношении Евхаристии. – См.: Lumen gentium. Гл. II. §10,11. В этой же схеме говорится о спасении: «Не по делам, а по благодати». – Ср.: «Последователи Христа, призванные Богом и оправданные в Господе Иисусе не по делам своим, но по предустановлению и благодати…» (Lumen gentium. Гл. V. § 40). «Фактически раскол… искалечил не только Православную, но и Католическую Церковь ». – Источник цитаты не выявлен. Квинтеро Парра Хосе Умберто (1902–1984) – архиепископ Каракасский (1960– 1980), председатель Епископской конференции Венесуэлы; кардинал (1961). С. 182. «Большая доля вины лежит на нас… с языческим образом жизни». – См.: Quintero J. H. Confiteor//Konzilsreden/Hrsg. von Y. Congar, H. Kьng, D. O’Hanlon. S. 1.: Benziger Verlag, (1964). S. 113. Схизматики – раскольники (от греч. σχσμα, раскол). В католической практике так было принято называть лиц, отпавших от церковного единства, но не уклонившихся от основных догматов веры. Яждаы (греч. Ελτης) – крепостные, представители низшего класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

1169 Ср.: «В связи с единственностью и вселенским характером спасительного посредничества Иисуса Христа необходимо твердо верить в истину католического вероучения о единственности основанной Им Церкви. Поскольку есть один Христос, то существует одно Тело Христово и одна Невеста Господня: «Единая Вселенская и Апостольская Церковь » ( Symbolorum fidei: DS, n. 48. Cp.: Бонифаций VIII. Булла Unam Sanctam: DS, nn. 870–872; 2 Ватиканский Собор. Догматическая конституция Lumen gentium, n. 8). Более того, обетование Господа не оставить Свою Церковь (ср.: Мф 16:18; 28:20 ) и вести ее Духом Истины (ср.: Ин 16:13 ) означает, в соответствии с католическим вероучением, что единственность и единство Церкви, подобно всему тому, что относится к ее целостности, никогда не исчезнут (ср.: 2 Ватиканский Собор. Декрет Unitatis redintegratio, n. 4; Иоанн Павел II. Энциклика Ut unum sint, n. 11)» (Декларация Dominus Iesus. 4, 16). 1170 «В пункте 8 Догматической конституции Lumen gentium «пребывание» ( subsistentia) означает непрерывное историческое преемство и постоянство всех элементов, установленных Христом в Католической Церкви, в которой Церковь Христова и находит конкретное воплощение здесь, на земле. В соответствии с учением Католической Церкви будет верным утверждение, что Церковь Христова присутствует и действует в Церквах и церковных сообществах, еще не пребывающих в полном общении с Католической Церковью, благодаря элементам освящения и истины, наличествующим в них. Тем не менее, термин «пребывает» может быть употреблен исключительно в отношении Католической Церкви, поскольку он указывает на признак единственности, исповедуемый нами в Символе веры («Я верую... во единую Церковь »); и эта единственная Церковь пребывает в Католической Церкви» (Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов учения о Церкви/http://ww. baznica.info/pagesid–4302.html; документ от 29.06.2007 подписан префектом Конгрегации вероучения кардиналом Уильямом Джозефом Левадой и ее секретарем архиепископом Анджело Амато, одобрен папой Бенедиктом XVI и опубликован 10 июля 2007 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73 . b) В наши дни, огромное количество людей подвергается искушению отчаяния. Кризис упования в современном мире приводит Церковь к более глубокому пониманию находящегося в сердце христианского Евангелия упования надежды. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания», – пишет Апостол Павел ( Еф.4:4 ). В наши дни, христиане в мире призваны быть свидетелями и служителями этого упования надежды (ср. Lumen gentium 48–49; Gaudium et spes 1). В своей универсальности и кафоличности, Церковь является носительницей надежды, которая распространяется на полноту человечества. В призвании даровать эту надежду каждому заключается миссия христианина. 74 . с) Развитие коммуникации на глобальном уровне ясно выявляет трагедию человеческого страдания. Оно же дает Церкви лучше понять тайну любви, милосердия и сострадания Христовых и непреходящей ценности любви. Перед лицом невыносимых страданий мира мы учимся доверять Богу и прославлять милосердие Того, Кто «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» ( Еф.3:20 ). 75 . d) Страдание детей во все мире вызывает возмущение. Жизнь ребенка только начинается, а потому перспективы и возможности должны быть раскрыты ему навстречу 768 . Напоминая о говорящих об особой любви Христовой к детям новозаветных текстах, Церковь призвана к новому размышлению об их содержании: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (ср. Мф.19:14 ; Лк.18:15–16 ); «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» ( Мк.9:37 ); «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ); «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:4 ); «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ); «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Так Церковь напоминает себе и о собственном призвании являть любовь и заботу Христову о детях (ср. Lumen gentium 11; Gaudium et spes 48 и 50).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

В изданной в период между соборными сессиями энциклике «Ecclesiam suam» от 6 авг. 1964 г. (AAS. 1964. Vol. 56. P. 609-659) П. изложил модель новой пастырской коммуникации, заявив о необходимости диалога Церкви с совр. миром - со всеми христианами, а также с теми, кто исповедуют иудаизм, ислам и др. религии. Однако, если в этой энциклике П., продолжив линию папы Римского Пия XII, изложил традиц. католич. учение, согласно которому единственной истинной Церковью является католич. Церковь, то в принятой 19 нояб. 1964 г. на 3-й сессии Собора догматической конституции «Lumen gentium» содержался отход от признания тождественности этих понятий, утверждалось, что Церковь Христова «пребывает в католической Церкви» (CVatII. LG. 8). 14 сент. 1964 г. папа открыл 3-ю сессию II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «In signo Sanctae Crucis» (AAS. 1964. Vol. 56. P. 805-816). В аллокуции «Post duos menses» (Ibid. P. 1007-1018), произнесенной в день закрытия соборной сессии (21 нояб. 1964), П. утвердил новое офиц. католич. учение о Деве Марии как Матери Церкви (Beatae Virginis gloriam ad nostramque solacium, Mariam Sanctissimam declaramus Matrem Ecclesiae - Ibid. P. 1015). 21 нояб. П. подписал принятые Собором документы: конституцию «Lumen gentium», декрет о Восточных католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» и декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio» . Последнюю, 4-ю сессию II Ватиканского Собора 14 сент. 1965 г. папа открыл аллокуцией «In hoc laetamur» (AAS. 1965. Vol. 57. P. 794-805). На этой сессии были приняты и подписаны П. 11 соборных документов: догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 нояб.), пастырская конституция «Gaudium et spes» (7 дек.), декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28 окт.), декрет о монашестве «Perfectae caritatis» (28 окт.), декрет о духовном образовании и подготовке священства «Optatam totius» (28 окт.), декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (18 нояб.), декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» (7 дек.), декрет о священническом служении «Presbyterorum ordinis » (7 дек.), декларация о христ. воспитании «Gravissimum educationis» (28 окт.), декларация об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» (28 окт.), декларация о религ. свободе «Dignitatis humanae» (7 дек.). 8 дек. 1965 г. П. завершил работу II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «Ascolterete tra poco» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 5-8).

http://pravenc.ru/text/2578533.html

В последнее время было предпринято множество попыток рассмотрения возможности желания (votum) некрещеных младенцев. Среди предложенных направлений ответа: желание (votum), выражаемое от имени младенца родителями или Церковью 791 , или желание (votum), неким образом принадлежащее самому младенцу 792 . Сама по себе, подобная возможность никогда не исключалась Церковью, а имевшие место попытки осудить это мнение на Втором Ватиканском Соборе, были отвергнуты. Необходимость дальнейшего исследования, отсутствие однозначного решения по тематике и желание Церкви вверить младенцев милосердию Божию послужили причиной такого решения. 95 . Существует двоякий дар (doppia gratuità) – дар бытия и дар жизни вечной. Полностью естественный порядок бытия представим в теории, но ни одно человеческое существо никогда не существовало в нем на практике. Действительное существование сверхъестественно. С самого первого момента человеческой жизни в ней раскрываются пути благодати. Каждый человек рождается с уже воспринятой Самим Христом человеческой природой и каждый, каждый миг, пребывает с Ним в некоторой явной или неявной связи (ср. Lumen gentium 16), в различной степени единения. Подобная перспектива делает для человеческого бытия только два возможных исхода: боговидение или ад (ср. Gaudium et spes 22). Как уже упоминалось в тексте, некоторые средневековые богословы говорили о возможности приобретенной благодатью Христовой (gratia sanans) и называемой лимбом некоей промежуточной, естественной участи 793 . Международная Богословская Комиссия считает теорию лимба проблематичной и стремится к поиску других путей решения проблемы, в основе которых лежало бы упование подаваемой некрещеным младенцам и открывающей им путь на небо искупительной благодати. Комиссия полагает, что достигнутое в свете христианской теологальной надежды раскрытие христианского вероучения делает предлагаемое лимбом решение не актуальным. 3.4 ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ 96 . Каждый человек некоторым образом связан со Христом (ср. Gaudium et spes 22). Церковь же Тело Христово, а потому каждый человек определенным образом с Ней связан. Находясь в глубинной солидарности и общении со всем человечеством (ср. Gaudium et spes 1), Церковь живет в динамической направленности к полноте жизни во Христе с Богом (ср. Lumen gentium cap. 7), и желает привлечь к полноте этой жизни всякого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Вершина таинственной жизни Церкви – совершение Евхаристии (Lumen gentium, 11). Ею живет Церковь. Церковь присутствует там, где совершается Евхаристия. Прежде всего: поскольку мы признаем Евхаристию Православных Церквей (Unitatis redintegratio, 15), то мы признаем их как подлинные Церкви и ценим их как Церкви-Сестры (там же, 14). В-третьих: Эта сакраментальная видимость Церкви, в конечном итоге, выражается в апостольском служении епископа, который через Таинство хиротонии состоит в преемстве апостолов. Посредством этого Таинства Дух Божий наделяет епископа полнотой не только правовой, но и сакраментальной власти (exousia), в силу которой он может, в Духе Святом и от имени Иисуса Христа, учить и действовать (Лк 10, 16; II Кор. 5, 20). Следовательно, православные епископы заслуживают нашего полного уважения и почтения. Они поставлены Святым Духом пастырями вверенных им стад (Деян. 20, 28). Эти общие убеждения были выражены в разных документах " Общей международной комиссии для богословского диалога " . О первом документе 1982 года, озаглавленном " Тайна Церкви и Евхаристии в свете Тайны Пресвятой Троицы " , я уже упоминал. Теперь приведу еще два документа: " Вера, Таинства и единство Церкви " (1987 г.) и " Таинство Рукоположения в сакраментальной структуре Церкви, и в особенности, значение апостольского преемства для освящения и единства Народа Божия " (1988 г.). Эти глубокие общие убеждения не исключают различий. Следовательно, при такой ситуации, необходимо делать разницу между разделяющими Церковь различиями и проявлением законного многообразия в литургических, духовных и богословских формах выражения. Такое многообразие отнюдь не противоречит единству, а, напротив, обогащает его. Говоря о различных традициях, II Ватиканский Собор подчеркивает, что Церкви Востока " с первоначальных времен " имели " свои собственные правила " , узаконенные " Свв. Отцами и Соборами, в том числе и Вселенскими " (Unitatis redintegratio, 16). Для устранения любого сомнения, Собор торжественно заявляет, что внутри необходимого церковного единства, Церкви Востока " могут управляться согласно своим собственным уложениям, так как они вернее отвечают характеру их верующих и более способствуют благу их душ " . Из этого вытекает, особым образом, значение Патриарших Церквей, возникших " по Божественному провидению " (Lumen gentium, 23; Orientalium ecclesiarum, 5; Unitatis redintegratio, 16).

http://religare.ru/2_8409.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010