405 Прот. Лебедев, О глав. папы 109: «Определение истины баллотировкой голосов,-это другой факт, обличающий неправду папизма. Истина Христова есть положительная истина, данная нам во спасение, и потому требует всецелого принятия»; см. также 110 и сл. 407 Из этих слов Московского архипастыря видно, что, в борьбе против латинского лжемудрования о Церкви, он выходил от откровенного учения о Церкви, как теле Христовом. 408 М. Филарет. Слово на освящ. храма Благовещ. См. Прибавл. к Твор. свв. оо. Моск. 1844. Ч. II. Стр. 388–9. 409 Там же, стр. 384: «Если Церковь должна быть телом Христовым, то сим должна быть, без сомнения едина вселенская Церковь ; потому что никто никогда не приписывал Христу многих тел. Если вселенская Церковь есть тело Христа, Сына Божия, то сие тело, без сомнении, есть всегда чистое, всегда здравое, никогда неразрушимое; потому что противное сему было бы недостойно Сына Божия». В евхологии Goar’a S86, в чине присоединения к православию переходящих из манихейской ереси, читается: «анафематствую говорящих, что тело (даже человеческое тело!) составлено из злого начала»... См. в нашем соч. прим. 6 па 35стр. 410 Так, например, Köstlin. Das Wesen der Kirclie. Gotha. 1872. S. 74 уверяет, что «в первенствующей Церкви не было никакого различия (т.е. между верующими) относительно их принадлежности к общине». «Способ распространения (Церкви) был не иной, как чисто духовный». 77: Апостолы руководили общиною как только «посланники (Sendboten) Христовы и, таким образом, сами собою стали во главе тамошних (иерусалимских) учеников». 411 Ложно понятая идея христ. всесвященства. См. Hatch. Die Gesellschaftsverfassung der christl. Kirclien im Alterthum. Giessen. 1883. S. 109 ff 116 ff. Thiersch. Vorlesung. 1. 344 ff. 190 ff. 412 Hatch. Die Gesellsehaftsverf. 71 ff. Delitsch Io. Das Lehrsyst. d. röm. Kirche. Gotha. 1873. S. 61: «Обстоятельства с необходимостью привели к тому, что один из пресвитеров стал во главе пресвитерства». 414 «Словом Божиим сотворено все без изъятия», поучает Моск. м. Филарет: «земное и небесное, видимое и невидимое. В Нем заключается жизнь, источника, всего живущего, и наипаче живущего духовную и бессмертною жизнью». См. Приб. к изд. Твор. свв. оо. Моск. 1813. Ч. I. Стр. 220.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

697 Cod. Theod., 1. ii, tit. 8, 1: «Sicut indignissimum videbatur, diem Solis… altercantibus jurgiis et noxiis partium contcntionibus occupari, ita gratum et jocundum est, eo die, quae sunt maxime votiva, compleri; atque ideo emancipandi et manumittendi die festo cuncti licentiam habeant». 699 Cod. Theod., xv, 5, 2, a. 386: «Nullus Solis die populo spectaculum praebeat». Если день рождения императора приходился на воскресенье, то его празднование, сопровождавшееся играми, откладывали. 700 Can. xi касается предыдущих постановлений, см. также Can. Apost., xiii-xiv (xiv-xv) и собор в Эльвире, сап. xxi. Hefele: Conciliemgesch., i, p. 570. 702 Can. Apost., lui (alias Iii): «Si quis episcopus aut presbyter aut diaconus in diebus festis non sumit carnem aut vinum, deponatur». См. также can. lxvi (lxv) и Const. Apost., v. 20. Гангрский собор говорит в 18–м каноне: «Если кто-либо, по якобы аскетическим причинам, постится в воскресенье, тому анафема». Этот же собор осуждает тех, кто пренебрегает домом Божьим и ходит на собрания схизматиков. 703 См. Corpus juris, can. с. 13, dist. 3 de consecr. Однако католики всегда становятся на колени при совершении и для почитания таинства. 705 См. краткие отдельные постановления соборов об освящении воскресенья в Hefele, l. с, i, 414, 753, 760, 761, 794; ii, 69, 647, 756; Neale, Feasts and Fasts; Gilfillan, The Sabbath, &c, p. 390. 706 См. основные отрывки о дне Господнем из отцов церкви в Hessey, Sunday, etc., p. 90 ff.; p. 388 ff. Хесси говорит (р. 114): «Ни у одного автора этих двух [IV – V] веков ни в одном публичном документе, церковном или гражданском, я не нашел ни одного ясного упоминания о том, что четвертая заповедь есть основание для соблюдения дня Господня». Деятели Реформации XVI века, ревностно выступая против формализма и за христианскую свободу, также придерживались весьма нечетких взглядов на закон о субботе. Только английское пуританство в конце правления королевы Елизаветы заявило о постоянной необходимости исполнения четвертой заповеди и о ее законном и моральном продолжении в христианской субботе. Книга доктора Баунда, впервые изданная в 1595 г. под заглавием «Учение о субботе» (Bownd, The Doctrine of the Sabbath), произвела настоящую революцию для восприятия этой темы в сознании англичан, что до сих пор проявляется в строгом соблюдении дня Господня в Англии, Шотландии, Британских провинциях и Соединенных Штатах. См. о книге доктора Баунда в моем вышеупомянутом очерке, р. 16 ff.; Gilfillan, p. 69 ff.; Hessey, p. 276 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

138 The Early Tractarians, 76; cf. the whole chapter, “The Early Tractarians and Reunion”, p. 59 ff. 139 Pusey to Rev. R. Harrison, Feb. 21, 1840, in Life of Edward Bouverie Pusey, by H. P. Liddon, v. II, London, 1893, p. 148 – 149. 140 The Articles Treated in Tract XC Reconsidered, and Their Interpretation Vindicated, in a Letter to the Rev. R. M. Jelf, D.D., Oxford, 1841, p. 184 – 185. 141 On the Jerusalem Bishopric see first of all W. H. Hechler, The Jerusalem Bishopric, London 1883 (all official documents in the Appendix); cf. Shaw, The Early Tractarians, chap. IV, p. 101 ff. See a new presentation of the whole story by Kurt Schmidt-Clausen, Vorweggenomme Einheit. Die Griindung des Bistums Jerusalem im fahre 1841 (Berlin and Hamburg, 1965). 142 George Tomlinson, Report of a Journey to the Levant, Addressed to His Grace the Archbishop of Canterbury, President of the Society for Promoting Christian Knowledge, s.d. (1841?); cf. J. Beaven, On Intercourse between the Church of England and the Churches of the East, and on the ecclesiastical Condition of the English abroad, London, 1840; see Shaw, 142 ff. and the other book by the same author, American Contacts with the Eastern Churches.1820–1870. Chicago, 111. (1937), p. 41 ff. 143 The whole story in Shaw, American Contacts, p. 35 ff. The American “Mission” seems to have been originally conceived as a “mission” in a narrow sense, but actually “was operated in support of Tractarian theology” (51), and this attitude involved Southgate in a bitter conflict with the other (“Protestant”) missionary agencies in the East, creating a disappointment in certain quarters in The States. It is interesting to compare this Episcopal “mission” with an earlier one, the “Greek Mission” in Athens, instituted in 1830. The missionary, Dr. Hill, was very cautious in his action, but even in the official instruction given by Bishop Griswold it was assumed that the Greek Church somehow “departed from the purity and simplicity of primitive times and scriptural example” (first published in S.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

650 Сарабьянов В. Д. Мастера фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и методы их работы//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. Μ., 2003. С. 57 и сл. 651 Так называемый стиль мастеров группы Иакова Коккиновафского. См. о нем: Anderson J. С 1) The Illustration of Cod. Sinai 339//AB. 1979. Vol. 61. P. 167 ff.; 2) The Seraglio Octateuch and Kokkinobaphos Master//DOP. 1982. Vol. 26. P. 83 ff. 654 См. о них: Лазарев В. Н. История византийской живописи. T. 1. С. 115 и сл.; Dennis О. The Mosaic of Norman Sicily. London, 1949. P 28 ff., 56 ff.; Kitzinger E. 1) The Mosaics of the Capella Palatina//AB. 1949. Vol. 31. P. 269 ff.; 2) I Mosaici del periodo normanno in Sicilia La Capella Palatina. Palermo, 1992–1993; 3) The Mosaics of St. Mary " s of Admiral in Palermo. Washington, 1990. 655 По мнению археологов, к первой трети XII в. были христианизированы даже далекие северные окраины Новгородской земли. Иконки этого времени обнаружены в погребениях Вологодской земли (Макаров Н. А. Краденая память//Поиск. 19. 11. 2004). 656 Фрески Мартирьевской паперти, росписи церкви Успения в Старой Ладоге, сохранившиеся во фрагментах. 657 А. Грабар считал, что в храме, воздвигнутом на Фаворе, в алтарной части (конхе?) было «Преображение» (см. подробнее: Этингоф О. Е. Святые места... С. 142 и сл.). 658 «Вознесение» украсило купол Святогробской ротонды после восстановления её в середине XI в. Константином Мономахом (см.; Житие и хождение Даниила игумена Русской земли//Путешествия в Св. землю: записки русских паломников и путешественников XII–XIX вв. Μ., 1995. С. 14). 659 Эти эпизоды входили в состав так называемого Сионского цикла: он воспроизводил события, произошедшие в первой христианской церкви в Иерусалиме – Сионской горнице. 661 Окунев Н. Л. Крещальня Софийского собора в Киеве//ЗОРСА. 1915. T. X. С. 124 и сл.; Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. Табл. 127; Логвин Г. София Киевская. Киев, 1971. С. 84; Тоцкая И. Ф. 1) Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей». Киев, 1984. С. 25, 144–145; 2) Крещальня Софии Киевской//ДРИ. Византия. Русь. Западная Европа: Искусство и культура. СПб., 2002. С. 115 и сл.; Коренюк Ю. А. Росписи апсиды крещальни в Софийском соборе в Киеве//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 399 и сл. (датировка – 50–75 гг. XII в.); Этингоф О. Е. К вопросу о датировке... С. 413 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Holzmann. Pastoralbr. S. 193: Вся совокупная Церковь – это «чисто идеальная величина, тождественная с Телом Господа, но не существующая, как действенное учреждение». Эти положения и по сию пору считаются еще бесспорными. – «Суррогатом» церковного единства, недостающего в устройстве, была, согласно Rothe (S. 304), власть, которой пользовалась «апостольская коллегия» (а не отдельные апостолы) над всей Церковью, как непосредственно, так и при посредстве «института апостольских делегатов» (S. 305). Это (ныне по праву оставленное) воззрение лежит еще в основании изображения Lechler " ом (Apost. ZA. S. 91) «церковного единства иудейско-христианских общин». 17 Ср.: Harnack. Proleg. S. 103 ff.; Dogmengesch. Bd. I. S. 182: апостолы. пророки и учители «дарованы христианству, а не отдельной общине». Воззрению Harnack " a следует в этом отношении Weizsäcker (Apost. ZA. S. 616). Напротив, Litterar. Zentralblat. 1885. S. 137 высказывает сомнение, потому что «учители, а отчасти и пророки, действуют также и в отдельной общине». 18 Ср.: Harnack Proleg. S. 137 ff.; 140 ff.: Община, «поскольку она представляет правовую связь (и потому должна увещевать, судить и наказывать), носит, по крайней мере в принципе, чисто демократические формы», но она «сама поставляет себе административных чиновников (епископов и диаконов)», а «в поставлении подобных чиновников заключается существенное требование устройства отдельной общины». Епископы и диаконы суть «чиновники отдельной общины». Это воззрение с давних пор пользуется всеобщим признанием. 19 Ср.: Ritschl. Entstehuftg. S. 408, исследование, определившее господствующие теперь без изъятий воззрения. Ему следует также Harnack Proleg. S. 107–108, 145. Этому «языческо-христианскому» епископату, начавшемуся с общинной должности, затем поднявшемуся до значения церковной должности и овладевшему всем развитием католицизма, Ritschl противополагает (S. 415 ff., 427 ff.) «иудейско-христианский» епископат (образовавшийся в Иерусалиме, продолженный в Александрии, но позднее вытесненный католическим епископатом), который был с самого начала должностью, поставленной надо всей Церковью, в качестве основанного не на апостольском преемстве, а на заместительстве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

300 А. Попов издал отрывки из «Диалексиса» по Рязанскому списку «Кормчей» 1284 г. (Попов 1875. С. 126–131). В каталоге славянских рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры указана «Кормчая» XVI в. 205 (1955), где гл. 84 – сочинение прп. Никиты, озаглавленное: «Никиты мниха, презвитера монастыря студийского, по реклом Сифитъ, к Литиномъ (sic), о опресноцехъ» (f. 391–394 v ) (См.: Описание 1878. Ч. 1. С. 337). «Диалексис» был включён в 47 гл. печатной «Кормчей» 1653 года (Горский 1862. С. 299). 303 См.: Чельцов 1879. С. 23, 357–368. Трактат Стифата извлечён из сб. Кирилло-Белозерского монастыря «Книга о латынехъ» l-й половины XVI в. 76 (1153) (ff. 205–215) под заглавием: «Никиты пресвитера и инока обители студитьскые, нарицаемаго стифата, послание къ римляномъ о опресноку и посте суботнемъ и брацехъ священническыихъ». Нач.: «Добро яже к искреннему любы, о всех язык премудрейшии римляне и благороднейший». 304 Добротолюбие ил словеса и главизны сщеннаго Москва 1822, Часть 4 ff. 38–82. В БАН хранится рукопись «Сотниц» 2 пол. XVIII в. из собрания А. И. Яцимирского (Яц. 62), писанная, скорее всего, прп. Паисием Величковским (ff. 1–122). Автор писал южнорусской скорописью, делая в тексте и на полях многочисленные поправки, исследование которых позволило бы лучше представить его переводческую технику. После «Сотниц» (ff. 1–115 v ) помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кий есть разумъ мира и сущихъ в мире отречения » ff. 116–117 v ) и самостоятельный отрывок из трактата «О рае» «О еже кий есть мысленный рай, и кии иже в нем сади и божествении сих плоди, премудрейше и высоко нравоучително разумение» (нач.: «Древо разума Святый Духъ есть »). (См.: Описание рукописного отделения библиотеки Императорской Академии Наук. I. Рукописи. Т. 2./Сост. В. И. Срезневский и Ф. И. Покровский . Пг., 1915. С. 48). 305 Из более богатой рукописной традиции укажем рукописи Троице-Сергиевой Лавры (в настоящее время находятся в РГБ). В библиотеке ТСЛ имелось 6 рукописей, в которых полностью или частично содержались «Сотницы», Лавра 704, 756, 308, 751, 770, 777:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Gräber Versucb einer historischen Erklärung der Offenb. Joh. mit besond. Berücks. von Bengel, Hengstenberg und Ebrard. Heidelb. 1857; J. K. Richter Bibelstunden aus der Offenb. Joh. Epz. 1864 г.; A. C. Lämmert Die Offenb. Joh. Stuttg. 1865; G. Kemmler Die Offenb. Jesu Christi an Joh. Tüb. 1865 г.; I. Dietrich Die Offenb. Joh. Neu-Ruppin 1865 г.; H. Röhmer Die Offenbarung Joh. Bresl. 1866. и др. Исагогические труды (кроме более специальных, ниже указываемых сочинений): Kleuker Ueber Ursprung und Zweck der Offenbarung Johannis. Hamb. 1799; Steudel Über die richtige Auffassung der Apocalypse, в Bengels N. Archiv IV, 2. S. 285 ff.; H. E. Weyers De J. Apoc. argumento, sententia et auctore. Lugd. B. 1828; мои Fortgesetzten Beitrage zur Einleitung ins N. T. Halle, 1831; F. Lücke Versuch einer vollständ. Einleit in die Offenbarung Johannis. Bonn. 1832. 8. 2 Aufl. 1852. 2 Bde.; Hävernick Uber die neueste Behandlung und Auslegung der Apocalypse (в Evangel. Kirchenzeitung. 1834. Nr. 88 ff); C. Stern De quaestt, quibusd. ad Apoc. pert. Br. 1846; Hofmann Weissag. und Erfüll. 11. S. 300. ff.; W. F. Rinck Apokal. Forschuogen, oder Grundriss der Offenbar. Joh. und Anleit zu ihrem Verständn. Zür. 1853; Luthardt Die Lehre von den letzten Dïngen. Lpz. 1861. (S. 165 ff: die Offenb. Joh.) u. A. 1125 Есть немало таких, которые считают эту книгу более за образное, поэтическое изображение прошедшего и настоящего. Но она сама себя называет пророчеством (ср. Апок. 1, 3; 22, 7. 10. 18. 19 ; также 1, 1. 19; 22:6), и только с этим характером могла она быть (гл. 22:21) назначена для всех верных. Кроме того, если содержание заключительной ее части, полная, конечная победа царства Божия на земле, второе пришествие Господа, и. т. д. имеет бесспорно пророческое значение: то естественнее заключать, что и предшествующее имеет, по крайней мере в главном, пророческое значение. Не говорим уже о том, что вообще, если понимать Апокалипсис не как пророчество, а как поэтическое представление прошедшего и настоящего: то он является такою высокопарною, с странными гиперболами и в сущности ничего не говорящею книгою что не понятно, как Апостол Иоанн или другой какой-либо апостольский муж мог написать произведение такого рода. 1126 «Откровение Иоанна имеет предметом своим более важные предметы, чем события времени Нерона в его преемников. В сильном заблуждении находятся все те, которые считают собственным предметом видения падение Иерусалима и римского императора. Что случилось в то время – было не целью, но исходным пунктом пророческой речи; оно составляло, так сказать, переднюю сторону созерцания; последняя борьба была еще в будущем. Но тогдашнее время, по божественному распоряжению, было богато предзнаменованиями будущего. Те 5 лет от Неронова гонения до разрушения Иерусалима представляла как в церкви, так и вне ее, великое предзнаменование последних времен» и т. д. – Thiersch Die Kirche im apost. Zeitalter. S. 234 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

679 Berger (Versuch einer moralischen Einleitung ins N. Т. Th. 11. s. 118.) – практическою, Storr (Zweck der evangelischen Geschichte und Briefe Iohannis s. 313 ff.) – полемическою. Что 1-е послание знакомит читателей Иоаннова Евангелия с практическою стороною гностицизма, опровергнутого в этом Евангелии – это мнение разделяет и Reuss Gesch. des N. Т. 2. A, s. 216 f. 680 Раннее сравнительно с Евангелием происхождение 1-го послания признает и HiIgenfeld Ev. Ioh. 1849, но против этого решительно высказался Baur в Целлеров. Iahrbb. 1857. H. З. s. 315 ff. (оба они впрочем согласны в том, что отрицают происхождение послания от Иоанна – Апостола иудеев). 681 Augusti и Hug смотрят па послание, как на писание, заключающее в себе так сказать рекомендацию или посвящение только что написанного Евангелия, но без достаточных оснований. Напротив, внутренние признаки, именно самостоятельное и глубокое раскрытие содержания послания, при всей зависимости этого последнего от Евангелия и др., скорее говорят о том, что послание и Евангелие были по времени написания не в такой степени близки между собою. 682 1Иоан. 2, 18 и дал. бесспорно указывает на Ап. Павла, который свидетельствовал о будущем отпадении и о появления среди христиан человека беззакония, пророчествуя о нем и предчувствуя его близость. Тогда еще не наставало последнее время, теперь же оно настало. Из среды верующих вышли лжеучители, которые пролагали путь антихристу. И эти соблазнители, когда Иоанн писал Апокалипсис, были еще терпимы, когда Иуда свидетельствовал против них, они еще пресыщались на вечерях любви вместе с верующими ( Иуд. 12 ст). Теперь же они отделились, их отпадение совершилось. Ср. Тирш там же s. 256 ff. 683 О нем см. особенно 1Иоан. 1, 1–3; 2. 18–26; 3, 4–10; 5, 1. 21 . Точное знание характера лжеучения и частностей его воззрения для новой богословской критики конечно не совсем доступно, и потому явились разные о нем представления. Ср. между прочими Löffler Diss. Ioh. ер. 1. gnosticos imprimis impugnari negans. Frcf. ad V. 1784. (также в Yelthusen Commeatatt. theol. vol. 1); Kleuker lohannes, Petrus uud Paulus als Chris – tologen 1785. s. 68 ff; Tittmann De vestigiis gnosticorum in N. T. frustra quaesitis. Lips. 1793. p. 179 sqq; С. C. Flatt Diss., qua variae de antichristis et pseudoproph. in 1 Ioh ep, notatis senteatiae modesto examini subjiciuntur. Tub. 1809; Lucke там же s. 49 ff.; Thiersch там же s. 259 ff. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

С. Франк , Свет во тьме. Париж, 1949. С. 268 и сл.; Москва, 1998. Kirche und Kosmos. Orthodoxes und evangelsches Christentum//Studienheft 2. Witten/Ruhr, 1950. H. О. Лосский, Мир как органическое целое. Москва, 1917. Ю. М. Лотман, О понятии географического пространства в русских средневековых текстах//Труды по знаковым системам II. Вып. 181. Тарту, 1965. Н. Страхов, Мир как целое. Черты из науки о природе. С.-Петербург, 1872. Е.Трубецкой , Миросозерцание Вл. С. Соловьева . Москва, 1913. С. 366–394: Бог и мир. Л. А. Зандер, Бог и мир. Париж, 1948. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 262: Космология; С. 263: Мировая душа, мировой разум; С. 259: Биоцентрическое понимание мира (Предметный указатель). Естественное созерцание La spiritualité. P. 325. Lapriére. P. 197 ff., 405 ff. С. H. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 192–198: Мир как теофания и теогония. Схимонах Иларион, На горах Кавказа. Баталпашинск, 1910; ср.: S. Bolšakov,/mistici russi. Torino, 1962. P. 247 ff. П. Коропцев, Публичные чтения. Воронеж, 1978. С. 52–65: Из видимой природы можно поучаться мудрости. Свт. Тихон Задонский , Сокровище духовное, от мира собираемое//Творения. Т. IV. Москва, 1899. С. М. Зарин, Аскетизм по православно-христианскому учению II. С.-Петербург, 1907. С. 412 и сл. Мать сыра-земля Г. Федотов , Стихи духовные. Париж, 1935. С. 67–84; Москва, 1991. Г. Федотов , Мать земля. К религиозной космологии русского народа//Путь. 46 (1935). С. 3–18; перепечатано в сборнике: Г. Федотов , Тяжба о России. Париж, 1982. С. 219–240. I. Kologrivof, Essai sur la sainteté en Russie. Bruges, 1953. P. 160 ff. Русское издание: Иеромонах Иоанн (Кологривов), Очерки по истории русской святости. Сиракузы, 1991. М. Murjanov, «Tatjanin den» nella cultura russa//OCP 38, 1 (1972). P. 243–252. K. Onasch, Geist und Geschichte der russischen orthodoxen Kirche. Berlin, 1947. S. 37 ff. Преображать космос N. Afanassieff, «Le monde» dans lEcriture Sainte//Irénikon 42(1969). P. 6–32.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

На основании нескольких сохранившихся свидетельств об отдельных литературных сочинениях прп. Нила Отшельника на сирийском языке, 7 приводимых различными сирийскими писателями (например, Дадишо из Бет-Катрайе (VII в.) и Авдишо бар Бриха († 1318 г.), и благодаря дошедшим до нас сирийским рукописям, надписанным его именем, а также – и это является особенно важным – ввиду того, что сличение греческих и сирийских текстов одноименных трактатов, автором которых назван святой Нил, при всем их тематическом и текстуальном сходстве, иногда вплоть до буквального, обнаруживает тем не менее их принципиальное различие, 8 – П. Беттиоло считает возможным говорить о «сирийском» Ниле. Что же касается вопроса о том, греком или сирийцем был писатель, творивший на сирийском языке, то он остается открытым. 9 3. Рукописная традиция сирийских «Жемчужин» В настоящий момент нас интересует сохранившееся на сирийском языке сочинение, озаглавленное «Жемчужины», за авторством «Нила, духовного философа». О нем упоминает в своих комментариях к аскетическим сочинениям аввы Исайи Дадишо из Бет-Катрайе, который дважды цитирует «блаженного Нила». Как говорит П. Беттиоло, «в обоих случаях ссылка может быть установлена на основании прочтения некого собрания апофтегм под названием “Жемчужины”, приписываемого, за исключением единственного экземпляра, Нилу Отшельнику, что в различной степени подтверждается позднейшими рукописями». 10 Среди восьми дошедших до нас манускриптов 11 (см. список ниже) два, наиболее древних, составлены и датированы IX в.: D=BL Add. 17.172 (780), ff. 123r–125r, IX в.; и C1=BL Add. 12.167 (785), ff. 275r°b– 277r°b, A. G. 1187=876 г. по Р. Х.). Однако в наиболее полном варианте (160 изречений) «Жемчужины» представлены в двух копиях одной и той же рукописи из монастыря Госпожи Марии в селении Алькош (совр. Эль-Кош, близ Мосула, Ирак), датируемой 1289 г. Копии были сделаны соответственно в 1928 г. и 1932 г.: А1=Vat. syr. 509, ff. 83v–88r, 1928 по Р. Х. и А2=Mingana syr. 601, ff. 115r–121v, 1932 по Р. Х. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010