En cuanto a los textos, antes de hablar del Ordinarium Missae, creo oportuno recordar un documento importante, llamado, con un título convencional, Missa catechumenorum; está sacado del palimpsesto del códice 908 de San Gao; fue editado primero por Wilmart y después en edición más perfecta, dados los recientes procedimientos fotográficos, por Dold. Contiene el Gloria in excelsis, pero en la redacción romana, seguida en la misa, al himno angélico sigue la invocación Kyrie eleison; siguen cuatro perícopas evangélicas y cuatro oraciones. Las cuatro perícopas son Mit. 8:2326; 15:2128; 9:18; Lc. 8:311. Las cuatro oraciones son: Ecclesiae tuae, Domine; Exaudí, Domine, vocem; Deus, qui Ecclesiam tuam; Porrige dexteram tuam. El palimpsesto, aun en su brevedad, es importante, sobre todo, por su antigüedad, que se remonta al siglo VII. Si el documento es ciertamente ambrosiano, tendremos como consecuencia que el Gloria in excelsis existía ciertamente en la misa ambrosiana en esa época. El Kyrie eleison, en efecto, si bien escrito de manera bárbara, después y no antes del Gloria, atestigua en favor de la ambrosianidad del fragmento. Pero no creo prudente hacer afirmaciones categóricas en la materia. En efecto, dom Wilmart observaba que el texto seguido en las cuatro perícopas evangélicas es el de la Vulgata, y la selección de ellas representa el uso de los países romanos, y especialmente el de la Alta Italia y el de Napoles. Por lo cual, después de la conclusión de que nos encontramos ante un pequeño misal de tipo ambrosiano o milanés, añade en una nota esta observación: «Nótese que no digo nada de más, porque subscribo plenamente las excelentes palabras de G. Morin, que no es inútil recordar: Es preciso desprendernos, de una vez para siempre, de este prejuicio, enraizado en muchos espíritus; de esta concepción excesivamente simplista, que consiste en creer que no existía más que una sola liturgia ambrosiana, en vigor indistintamente en todas las iglesias de la diócesis metropolitana de Milán; sin duda, en el fondo eran del mismo tipo; pero nada impide que hayan podido existir divergencias notables aquí y allá. Nótese que estas palabras dijo dom Morin a propósito de un sistema de lecturas de la Alta Italia; pero volveremos más adelante sobre el argumento.»

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Иакова и по распорядку частей, и по содержанию молитв и песнопений, и даже по букве речений. Таким образом, в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста мы слышим первоначальную, несколько сокращённую, литургию ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, по которой молились и приносили Евхаристию все свв. апостолы в первоначальной Церкви Иерусалимской. (Поучения, 3 т., 198 стр.). Употребляемая в настоящее время римская литургия получила свой окончательный вид с Тридентского собора и печатается в Missale romanum. Эта литургия поражает изменениями, удалившими её от типа древних литургий. Римская церковь изменила характер древней проскомидии, сохранив в ней только приготовление хлеба и вина для таинства (что делается католическим священником во время так называемого Offertorium’a, уже после Символа веры ), но устранив приношение верных и тем лишив их живого участия в приносимых Богу дарах. Нынешняя римская литургия не имеет ектений, которые, однако употреблялись в ней и в древности. В настоящее время в римской литургии поется только в начале её: Kyrie eleison, Christe eleison, и этими греческими словами невольно напоминается о древнем союзе римской церкви с греческой, разрушенном властолюбивыми притязаниями римских пап. Римская литургия не имеет ни малого, ни великого входа и вообще обрядами её не напоминаются так живо важнейшие события в жизни нашего Спасителя, как напоминаются они обрядами литургии православной. При совершении литургии не употребляется священная губка, копие, звездица, лжица; на престоле нет Евангелия; вместо антиминса на престоле лишь имеется простой плат, который только благословляется, а не освящается. Православная Церковь , признавая всю важность слов Спасителя, которыми Он установил таинство причащения, призывает после них Святого Духа на предлежащие дары и верует, что – в силу слов Спасителя – благодатию Святого Духа хлеб прелагается в Тело Христово и вино в Кровь Христову. Но римская церковь оставила бывшее и в её литургиях V в. призывание Святого Духа, хотя и предписывает священнику, после произнесения слов Спасителя (которыми, по её верованию, и освящаются дары), многократно делать над дарами знамение креста. Однако ещё в IX в. освящение даров не считалось совершённым произнесением слов Спасителя, и, когда призывание Святого Духа было оставлено в римской литургии, католические богословы и даже папы сознавали неудовлетворительность их нынешнего канона освящения и непонятность предписываемых этим каноном священнику действий после слов Спасителя, если этими словами освящаются дары. Так из недр самой западной церкви, из глубины протекших столетий, возникают неопровержимые свидетельства того, что св. православно-кафолическая Церковь Востока как во всём, так и здесь, в литургии, верно сохранила апостольское предание, наследованное от св. отцов (см. подр. Ц.Вед. 1894, 6; сн. 3 отд., 215, 217–218 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Even in Antiquity Jerusalem was never a large church with a significant sphere of political influence, but it always had a different kind of symbolic influence, and importance, for the universal Christian imagination, chiefly as the site of the holy places where the Lord taught, suffered, and rose again. In its most important patristic phase it was the center of an internationally influential liturgical revival, which followed after Constantine’s building of the Church of the Resurrection (Anastasis) which in the West is more commonly called by its medieval name: the Church of the Holy Sepulchre. The story of St. Helena’s discov­ery of the true cross in Jerusalem was added to by several other major discoveries (by aristocrats, founders, and archbishops) of the relics of New Testament saints such as John the Forerunner or Stephen the Protomartyr; these were stories of visions and findings that electrified not only Jerusalem itself but Christian cities from Constantinople to Rome and Syria, and which led to a massive movement of the building of pilgrimage churches in the Holy Land (many of which are still being excavated – the finding of an octagonal site being the give-away evidence of it as a Byzantine place of pilgrimage). From the late 4th to the 6th centuries, Roman Pales­tine, with Jerusalem at its center, was renowned throughout the Christian world as a thriving church based around such pilgrim traffic. Its liturgical traditions thus spread because of this to influence many of the rites celebrated in Orthodoxy today. The influence can especially be seen in festivals such as the blessing of the waters on The- ophany (formerly a pilgrimage rite peculiar to Jerusalem, when the clergy and people would make the journey from the holy city to the Jordan river) and the ritual of the Exaltation of the Cross (September 14), which was based around the acts of venera­tion celebrated in the courtyard of the Anastasis church buildings where a great cross was raised containing relics of the Lord’s own cross. The current festival com­memorates the loss ofthese relics from Jeru­salem to Persian raiders and their eventual reclamation by the Byzantine emperor. Jerusalem also seems to have adopted the common Orthodox liturgical practice of having the multinational congregation respond to complex prayer-petitions with a simple responsorial “Lord have mercy,” easily learned, in Greek, as Kyrie Eleison. The beautiful Liturgy of St. James is still in use in the Orthodox Church today, though rarely witnessed in the course of a year. It remains as the standard liturgical rite of Jerusalem.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Новости 25 января, 2013 Программа строительства 200 храмов может растянуться на 20 лет, заявил Владимир Ресин Причиной столь длительного срока станет финансирование строительства только за счет пожертвований, сообщил В.Ресин. 25 января, 2013 Духовная музыка Патриарха Илии II впервые прозвучала в Москве В исполнении Академического большого хора «Мастера хорового пения» и Национального филармонического оркестра под управлением В.Т. Спивакова прозвучали произведения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II — Kyrie eleison, Sanctus и Ave Maria, которые впервые были представлены в Москве. 25 января, 2013 Музей-заповедник Кижи должен стать максимально привлекательным для россиян и туристов, - Владимир Мединский Он рассказал, что концепция развития музейного комплекса Кижи обсуждалась в министерстве уже несколько месяцев, с осени прошлого года. 25 января, 2013 Работа музейных сотрудников должна быть престижной, их опыт надо использовать, - Владимир Мединский Он подчеркнул, что для постепенного повышения зарплаты сотрудников музеев, которое в основном будет осуществлено в 2013 году, уже разработан финансовый план. 25 января, 2013 У Церкви нет противоречий с интеллигенцией, она открыта для диалога, - Патриарх Кирилл Он отметил, что Церковь открыта к диалогу со всеми и готова встречаться с противниками, отвечать на вопросы, но ее представители не готовы быть статистами в стратегии, " которая сегодня определенными кругами выстраивается в борьбе с Церковью " . 25 января, 2013 Критики Церкви должны привыкнуть к ее естественному участию в общественных процессах, - прот. Всеволод Чаплин Он также заявил, что еще в начале 1980-х ясно осознавал, что советской власти придет конец и что православные " гораздо сильнее ее " . 25 января, 2013 Людмила Петрановская: Сопровождение приемных семей должно быть сервисом, а не контролем Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать?

http://pravmir.ru/category/news/page/466...

2068 Для исправления этих нравственных бед он назначал расследования и издавал приказы. Еще более озабочивало его брожение умов. Константинополь был излюбленным местом предсказателей и гадальщиков 2069 ; с их голоса суеверная и нервная толпа часто доходила до безумия в непостижимых паниках. 2070 Нужно прочесть у историков того времени рассказ о тех трагических днях, когда неизвестно откуда появлявшаяся ворожеи и гадальщицы бегали по городу, возвещая близкий конец мира и новый потоп, который зальет всю вселенную. Благоразумные люди находили, что следовало бы попросту арестовать агитаторов, смущавших столицу своими обманами 2071 ; но перепуганный народ верил их словам и полные ужаса массы народа толпились в церквах, творя молитвы, оглашая храмы своими воплями и взывали к небесам, прося божеского милосердия пением жалобной, трогательной молитвы Kyrie Eleison. Некоторые поступали в монастырь, отказываясь от своего состояния и должностей; другие отдавали свои имущества церкви или расходовали их на благотворительные дела. Каждый желал умереть, получив прощение, и подобная смута иногда продолжались в течение нескольких недель, прежде чем императору удавалось успокоить страхи, которые он сам разделял. Но еще хуже было тогда, когда действительная опасность, – землетрясение или неожиданное нападение варваров, – возбуждала испуг населения столицы. 2072 В таких случаях паника становилась ужасающей; народ собирался на площадях, в лавках, в алтарях, крича и вопя, молясь и распевая гимны; иногда внезапные тревоги вызывали среди этой плотной толпы беспорядочные свалки. Спешно увозились церковные сокровища и образа, чтобы спасти их от катастрофы; каждый второпях старался поместить в безопасное место хоть немного из того, что имел, и сам император, потеряв голову, отчаивался в спасении государства. 2073 Но безумие достигло крайних пределов во время жестокой чумы в 542 г., которая в течение целых четырех месяцев губила население столицы. 2074 Сначала ежедневно она уносила по 5.000 жертв, но вскоре дошло до 10.000, а бывали дни, когда умерших насчитывали до 16.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Согласно этой легенде, землетрясение было катастрофическим, и люди собрались на молитву за пределами города, прося Бога о милости: «Kyrie, eleison» («Господи, помилуй»). Внезапно некий мальчик был взят на Небеса, где он слышал пение ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Вернувшись на землю, мальчик рассказал собравшимся об этом ангельском пении. Люди сами запели эту песнь, Трисвятое, и землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятое пелось в покаянных процессиях, шедших от одной церкви к другой, где служилась Литургия. Прежде чем придти в другую церковь , процессия могла делать одну или несколько остановок в назначенных местах, чтобы молить Бога об особых нуждах. Одной из таких обычных остановок был Константинопольский Форум, большая площадь в городе. Здесь читалась специальная молитва , Ectenes, или Усердное моление,которая потом была включена в состав Литургии 2 . Иногда патриарх сам читал другие молитвы, прося Бога о защите города. В особо торжественных случаях, таких, как начало года (1 сентября), или годовщина основания города (11 мая) пелись три антифона; за ними следовали чтения из Апостола и Евангелия. Сугубая ектенья завершала молитвы на этой остановке, и процессия двигалась дальше к храму, поя псалом с припеваемым после каждого стиха тропарём. В древности тропарём, поёмым на пути в храм, было само Трисвятое, повторяемое народом после каждого стиха избранного псалма. Этим псалмом обычно был, как кажется, псалом 79 «Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа», поскольку и в наше время епископ благословляет народ, во время пения Трисвятого, со стихами 14–15 из этого же псалма: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя». Прежде чем процессия начинала свой путь от первого храма, патриархом читалась «Молитва Трисвятого». Из её текста мы можем видеть связь этой молитвы с покаянной процессией: «… не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего Жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити: Сам, Владыко, приими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею: прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша душы и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего…» 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именно такая настойчивость, что досаждает людям, Праведному Судии угодна. Ибо Благой и Милосердный Бог хочет, чтобы мы своими молитвами добивались у Него прощения, гневаться же на нас, как мы того заслуживаем, Ему не угодно. Потому-то и говорит Он устами псалмопевца: «Призови Меня в день своей скорби, и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» 1638 . Итак, Сам Бог свидетельствует о Себе, что Он хочет сжалиться над призывающим Его, раз Он побуждает нас призывать Его. Посему, возлюбленные братья, с сокрушенным 1639 сердцем и став лучше в делах своих, в душе готовые к слезам, соберемся с самого рассвета четвертого дня недели 1640 в нижеопределенном порядке, о котором я сейчас скажу, для крестного хода из семи процессий, дабы Строгий Судия, когда увидит, что мы сами наказуем себя за свои грехи, отказался от исполнения предуготованного нам проклятия. Итак, пусть клирики и пресвитеры шестого округа 1641 выйдут из церкви святых мучеников Космы и Дамиана, а все аббаты со своими монахами и с пресвитерами четвертого округа – из церкви святых мучеников Протасия и Гервасия; все аббатисы со своими монахинями и с пресвитерами первого округа – из церкви святых мучеников Марцеллина и Петра; все дети с пресвитерами второго округа – из церкви святых мучеников Иоанна и Павла; а все миряне с пресвитерами седьмого округа – из церкви святого первомученика Стефана; все вдовы с пресвитерами пятого округа – из церкви святой Евфимии; а все замужние женщины с пресвитерами третьего округа – из церкви святого мученика Климента, чтобы, выйдя из каждой церкви с молитвой и плачем, нам собраться у базилики Блаженной Приснодевы Марии 1642 , Матери Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы, долго молясь там, плача и рыдая, смогли заслужить прощение за наши грехи». Сказав так, он собрал клириков и велел в течение трех дней петь псалмы и молить Господа о милосердии. Оба хора с трех часов дня шли с пением псалмов к церкви, возглашая на улицах: «Kyrie eleison!» 1643 . Бывший же при этом наш диакон рассказывал, что в то время как народ произносил слова молитвы, обращенные к Господу, за один час восемьдесят человек упали на землю и испустили дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Праздничный день продолжился в стенах старейшего профессионального музыкального учреждения Санкт-Петербурга — академической капелле, где зрителям был представлен музыкальный проект, сочетающий в себе лучшие образцы классического музыкального наследия, а также литературные тексты, посвященные святым апостолам Петру и Павлу. Ведущими вечера стали заслуженная артистка России Анастасия Мельникова и народный артист Александр Галибин. Перед открытием концерта приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия зачитал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. В программе вечера прозвучали такие композиции, как соната для органа Ф. Мендельсона в органном исполнении монхини Светланы (Тарасевич); «Днесь благодать» И. Кузнецова, Похвалы первоверховным апостолам, кант «Радуйся, Петре» И. Валяева, «Kyrie eleison», «Молитвословие священномученику митрополиту Вениамину» в исполнении Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под руководством Юрия Герасимова; «Ave Maria», ария Альмиры из оперы «Ренальдо»  в исполнении меццо-сопрано Дарьи Телятниковой, увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Тройка» Г. Свиридова в исполнении Большого симфонического оркестра Северо-Запада под управлением Льва Дунаева. Также на сцене выступили Женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель — Сергей Екимов) и Детский хор «Перезвоны» Детской школы искусств им. М. И. Глинки (художественный руководитель — Лариса Яруцкая). Последним концертным номером стал гимн православных христиан Н. Виноградова на слова Н. Петровой, который исполнили все участники музыкального проекта. В завершение вечера в знак почтения иерей Илия Макаров вручил благодарности Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии за подписью ректора  Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия  солистам концерта: Дарье Телятниковой, монахине Светлане (Тарасевич), ведущим: Анастасии Мельниковой и Алексадру Галибину, а также руководителям хоровых коллективов.

http://patriarchia.ru/db/text/4964789.ht...

Приветствие в адрес организаторов и участников концерта направил председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко. Текст послания огласила Татьяна Орлова. Режиссер Алена Поликовская, отвечая на вопросы журналистов, отметила: «Третий год мы на сцене Мариинского театра, третий год у нас истории о святых России. Все герои нашего спектакля прожили очень долгую жизнь, оставили важный след в истории нашего города и нашей страны. Это настоящая живая история». В 2015 году в Мариинском театре был представлен спектакль «Наследники князя Владимира: линия времени — обратный отсчет», посвященный 1000-летию преставления святого князя Владимира, а в 2014 году состоялась премьера постановки «Преподобных подвигов эпоха» в честь 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского. Ведущими концерта «Небесные Серафимы. Музыкальная история» стали заслуженные артисты России Анастасия Мельникова и Евгений Дятлов. Вниманию зрителей была представлена музыкальная история о трех святых — преподобном Серафиме Саровском, священномученике Серафиме Петроградском и преподобном Серафиме Вырицком. В первом отделении концерта с духовными песнопениями выступили хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, женский хор Санкт-Петербургской митрополии под управлением Игоря Матюхова, детский хор Санкт-Петербургской епархии под управлением Валентины Королевой, а также солисты Анна Шпагина (фортепиано) и София Сабанская (флейта). Прозвучали колокольные звоны в исполнении священника Павла Радина, руководителя «Школы звонарей» при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Были исполнены следующие произведения: «Христос Воскресе» Б. Ледковского, тропарь Пасхи А. Кастальского, «Хвалите имя Господне» (византийского распева), величание преподобному Серафиму, «Ангел вопияше» диакона Сергия Трубачева, «Под Твою милость» П. Чеснокова, Kyrie eleison и молитва Серафимам Павла Бембенека и др. Иерей Илия Макаров выступил с духовной проповедью о смысле веры.

http://patriarchia.ru/db/text/4469666.ht...

Использовалась литургия святого Иоанна Златоуста в переводе на церковно–славянский; хор прекрасно пел короткие ответы на славянском языке, такие как «Господи, помилуй!» (Kyrie Eleison), а также заповеди блаженства, Никейский символ веры (конечно же, без Filioque, осужденного Греческой церковью как еретическое нововведение) и Gloria in Excelsis на английском. Для того чтобы иллюзия слияния двух церквей была полной, недоставало только многочисленных коленопреклонений и падения ниц, тройного погружения в воду и причащения детей. Отдельные светские издания представили это событие как политическую демонстрацию в поддержку России! Одна из религиозных газет увидела в нем демонстрацию единства и соборности церкви и сравнила его с чудом Пятидесятницы – греки, славяне и американцы услышали о чудесных деяниях Бога, каждый на своем языке! Но большинство епископальных и других протестантских газет осудили такую доктринальную непоследовательность, так как греческая литургия во всех важных моментах совпадает с католической мессой. К несчастью для русофильского движения, православный монах Агапий позже публично объявил о своем несогласии с ортодоксией Восточной церкви и обвинил ее в серьезных заблуждениях. Нынешняя Греческая церковь , которая даже архиепископа Кентерберийского и папу Римского считает некрещеными (так как они не погружались в воду) еретиками и схизматиками, конечно, никогда не согласилась бы на такое ненормальное богослужение, которое состоялось в часовне Троицы в первый и, скорее всего, в последний раз. 1081 Нил (The Liturgies of S. Mark, etc., 1859, p. vii) делит примитивные литургии на пять групп: 1) святого Иакова , или иерусалимские ; 2) святого Марка , или александрийские ; 3) святого Фаддея , или восточные ; 4) святого Петра , или римские ; 5) святого Иоанна , или ефесские . Прежде (Hist, of the Holy Eastern Church) он отдельно выделял литургию Климента, но когда Дэниэл доказал ее родство с иерусалимскими (или, как он называет их, антиохийскими) литургиями, Нил стал относить ее к этой группе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010