Почувствовав приближение смерти, Е. назначил преемником прп. Вальдеберта. Святой был похоронен в Луксовии, впосл. его мощи хранились в монастырской церкви (утрачены после закрытия мон-ря в 1790). К Е. обращались с молитвами об исцелении душевнобольных и бесноватых. Память Е. упоминается в Мартирологе свт. Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 243) и в более поздних церковных календарях, в т. ч. в Римском Мартирологе. В 966 г. гр. Сигерих основал в сел. Вергавиль (совр. деп. Мозель) жен. мон-рь Пресв. Богородицы и св. апостолов, впосл. получивший имя Е. Из Люксёя в мон-рь была перенесена часть мощей святого, многочисленные паломники посещали святыню (в 1670 мощи исчезли из мон-ря). Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт и разорен. В приходской церкви в Вергавиле сохранилась каменная статуя Е., выполненная на рубеже XIII и XIV вв. Ист.: BHL, N 2773-2774; Ionas. Vita Columbani abbatis et discipulorumque eius//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 61-152; ActaSS. Mart. T. 3. Col. 784-790; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. IV 44//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 142-143; Vita S. Amati. 5//Ibid. T. 4. P. 217; Vita S. Romarici. 4//Ibid. P. 222; Vita S. Sadalbergae. 2-3, 6-8//Ibid. T. 5. P. 51-54; Vita S. Faronis episcopi Meldensis//Ibid. P. 186; Vita S. Audomari. 3//Ibid. P. 754-755; MartRom. Comment. P. 116-117. Лит.: Peruy G. La vie de S. Eustase, deuxième abbé de Luxeuil et patron de l " abbaye de Vergaville. Metz, 1645; Stokes M. Three Months in the Forests of France: A Pilgrimage in Search of Vestiges of the Irish Saints in France. L., 1895. P. 54-69; MacLaughlin T. Le très ancien droit monastique de l " Occident. Ligugé; P., 1935; Viard P. Eustasio//BiblSS. Vol. 5. Col. 294-295; Morembert T., de. Eustase//DHGE. T. 16. Col. 12; Parat H. L " abbaye de Luxeuil. Luxeuil-les-Bains, 1994; Les moines irlandais dans la Lorraine médiévale/Éd. F. Kurzawa. Metz, 1999; Moyse G. L " essaimage colombanien: Un moment de l " histoire monastique européenne//Actes colombaniens. Luxeuil-les-Bains, 2000. P. 39-74; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Германские земли II/III - сер. XI в. СПб., 2001. С. 101-108, 138-139; Stancliffe C. Jonas " Life of Columbanus and His Disciples//Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars/Ed. J. Carey, M. Herbert, P. Ó Riain. Dublin, 2001. P. 189-220; Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001; Cugnier G. Histoire du monastère de Luxeuil à travers ses abbés: 590-1790. Langres, 2003-2005. 3 vol.

http://pravenc.ru/text/187404.html

Среди рим. авторов упоминания об И. есть в «Естественной истории» Плиния Старшего ( Plin. Sen. Natur. Hist. V 15. 71, 18. 74). Иосиф Флавий упоминает И. в связи с рассказами о завоеваниях Александра Янная ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7, 20. 3; II 6. 3, 18. 1, 5; III 3. 1, 10. 10), а также о разделе Палестины между наследниками Ирода Великого решением рим. имп. Августа ( Idem. Antiq. XVII 11. 4; Idem. De bell. II 6. 3). После смерти Ирода И. был возвращен в состав пров. Сирия. Во время 1-й Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Х.) горожане-язычники изгнали и частично истребили евр. население. В ответ на это евреи соседних городов атаковали И. ( Idem. De bell. II 18. 1, 5). Евреи из И. участвовали в обороне Тарихеи (Магдалы; Ibid. III 10. 10). Вероятно, после окончания войны в черту И. вошли и поселения евреев на вост. берегу Тивериадского оз. Возможно, большая евр. община проживала и в И. В Иерусалимском Талмуде есть упоминание о действующей в городе синагоге (Кетубот. 2 26). В нач. III в. по Р. Х. при иудейском патриархе Иуде I евреи И. были освобождены от десятины как живущие вне земель «исконного Израиля» (Тосефта. Охалот. 18 4). Остатки синагог рим. эпохи обнаружены в поселениях Фик (Афек) и в Умм-эль-Канатир, входивших во владения И. во II-III вв. Сведений об истории И. во II-III вв. мало. В талмудической лит-ре Сусита появляется как языческий город-анклав, к-рый не платит десятину и не соблюдает субботний год (каждый 7-й год - год покоя земли; Там же. 18 4). Вероятно, И., как и весь Декаполис, в это время переживал период стабильности и экономического расцвета. Греч. И. был серьезным хозяйственным конкурентом для иудейской Тивериады, расположенной на зап. берегу Тивериадского оз. (Иерусалимский Талмуд. Шевиит. 8. 38a). У И. было 2 порта на Тивериадском оз., к-рые имели большое значение для экономики и связей города с др. поселениями региона ( Nun. 1992). И. был включен в систему рим. дорог Палестины, хотя мощеная дорога подходила к городу только с юга, от Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль).

http://pravenc.ru/text/673805.html

77, 1040–1049 5207/2, cp. 5253 77, 1009–1016==98, 1248–1254 Commentarii in Lucam (in catenis) [Scholia in catenis] 5207/3a 72, 476–949 Commentarii in Lucam [Scholia in catenis] 5207/3b Commentarii in Matthaeum[Scholia in catenis] 5207/3c X95, cm. 29–30 Commentarii in Joannem (additamenta) Fragmenta in sancti Pauli epistulas 5209/1–3 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Romanos (Explanatio in epistolam ad Romanos) 5209/1 74, 773–856 Fragmenta in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios (Expla­natio in epistolam I ad Corinthios) 5209/2 74, 856–916 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ii ad Corinthios (Expla­natio in epistolam II ad Corin­thios) 5209/2 74, 916–952 Fragmentum in sancti Pauli epistulam I ad Corinthios (Explanatio in epistolam I ad Co­rinthios) 5209/2 Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos (Explanatio in epistolam ad Hebraeos) 5209/3   74,953–1005 Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas: Fragmenta in Acta apostolorum 47, 757–773 Fragmenta in epistolam B. Jacobi apostoli [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1007–1012 Fragmenta in epistolam I B. Petri [Fragmenta in Acta apos­tolorum et in epistulas catholicas] 74, 1012–1016 Fragmenta in epistolam II B. Petri [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1017–1021 Fragmenta in epistolam I divi Joannis [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1021–1024 Fragmenta in epistolam Judae[Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1024 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate 109, X66 (frr., см. TLG 7051/1), X68 (frr., см. TLG 4147/1) 75, 9–656 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate (additamenta) 130,cp. 4090/109 75, 1479–1484 De Sancta Trinitate dialogi i-vii 23, X67 (frr., см. TLG 7051/1), X91 (fr.) 75, 657–1124 Capita argumentorum de Sancto Spiritu 75,1124–1145 Adversus Nestorium [Libri v contra Nestorium] X47, cm. 5000/1 76, 9–248 X62, cm. 5000/2; X69 (fr. a), cm. 4147/1 75, 1369–1412, cp. PL 48,1005–1040

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344—349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , — разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января 55. Добротолюбие. Т. I, 9. 56. Служба 17 января. 57. " Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, — и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392. 58. Добротолюбие. Т. I, 9. 59. Из писем св. Антония к инокам. 60. Четьи-Минеи, 17 января. 61. Афанасий. Vita Antonii, 46. 62. Там же, 73. Созомен: " Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа " . 63. Афанасий. Vita Antonii, 72—80. 64. Письмо Антония к инокам. 65. Афанасий. Vita Antonii, 69—70. 66. Письмо Антония к инокам седьмое. 67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина — Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. 68. Афанасий. Vita Antonii, 94. 69. Служба 17 января. 70. Apolog. II, 424. 71. Фридленер " Картины из истории римских нравов " . II. С. 333—334. 72. Беседа на Евангелие от Мф. VII. 73. " Лавсаик " , 103. 74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в " Лавсаике " Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124—147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, " О граде Божием " . К. V, гл. 26. " Попечение об умерших " , гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в " Похвале пустыни " , и многие другие. Память его 27 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

H. Wolfii præfatio, 95–100. J. Bekkeri præfatio, 115–16. Index scriptorum in historia Nicephori memoratorum (Fabricius), 103–14. Index græcitatis, 149, 1051–64. Index analyticus I (1–24), 148, 1451–1502. – II (25–37), 149, 1063–68. Allocutio ad imperatorem (Westermann), 149, 1067–74. Vita S. Codrati (AA.S5.), 503–20. Scholia in Synesium de insomniis (Morellus), 52l-642. Florentius seu de sapientia fg. (in dissertation gallica V. Parisot), 643–48. Epistolæ 1–15 (variorum), 647–64 (græce præter 1 et 2). Epistola 16 ad Theodulum, 145, 425–30 (inter epist. Theoduli, 7). Encomium in Odvsseam Homeri, græce (Matranga), 663–72. Epigramma in Theodorum Metochitam, , 144, 929–32. Laterculum paschale correctum, 19, 1313–6. Boivin. N. G., vita, 148, 19–44. – – opera, 43–58. elogia, 57–96. Notitia FH., 99–114 (in qua est index scriptorum in historia laudatorum, 103–14). NICEPHORUS MONACHUS. s. XIV, 147. De sobrietate et cordis custodia catena ascetica, 945–66. Notitia ex Philocatia (1782), 943–4. NICEPHORUS PHILOSOPHUS, s. IX, 106. Vita S. Antonii Cauleæ patr. CP. latine, 181–200. AA.SS. Commentarius prævius, 177–82. Notitia Oudin, 177–8. NICEPHORUS II PHOCAS, 963–69, 117. Velitatio bellica, 925–1008 (editio Hase), Excerpta ex historicis orientatibus (cum præfa tione Lessen, 1007–10), 1009–26. Index scriptorum quibus Hase usus est in notis, 1483–90 Index analyticus, 1437–84 mutatione facta ab ima cot. 1449]. NICEPHORUS SCEUOPHYLAX, s. X. Vita S. Theophanis, confessoris (Combefis), 108, 17–45. NICEPHORUS URANUS (Co_elum), s. VII, 86, II. Vita S. Symeonis junioris, 2987–3216. AA.SS. Commentarius prævius, 2965–86. NICETAS ACOMINATUS CHONIATES, s, XII-III, 139–40. Historia, 139, 319–1058. Præfatio Wolfii, 1303–8; Fabroti, 1301–4. Fabroti Breviarium historiæ, 1309–18; chronologia, 1057–64. Glossarium Fabroti, 1063–88. Index scriptorum FH., 140, 1569–78. Index analyticus, 1577–1602. Narratio de statuis, 39, 1041–58. Witken præfamio, 1037–40. Thesaurus fidei orthodoxæ 139, 1091–1444, lib, 1–5, latinë 140, 9–284, lib. 6–27, græce et latine, fg. [lib. 6, 8, 9, 10, 12, 15, 17, 20, 23.]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Cosmas et Damianus. Georgius Nicom., 100, 1503–28. Cyprianus et Justina. Gregorius Naz., 35, 1169–93. Passio, 115, 847–82. Eudocia, , 85, 831–64. Cyriacus, 115, 919–44. Cyrus et Joannes. Sophronius, 87, HI, 3379–422; 3423–548; 3517–612; 3611–7(5. Vita, 87, III, 3677–90; 3689–94; alia, 114,1231–50. Seneca, epigramma, , ,3421–4. In translatione=Cyrillus Alex. Orationes 1–3, 77, 1099–1106. D Daniel Stylita, 116, 969–1038. Demetrius, 116 (supplementum ad Metaphrasten ex AA.SS.), 1167–1426 in quo Passio, 1167–72; 1173–84. Miracula, lib. 1 a Joanne Thessalonicensi 1203–1324; lib. 2–3 ab anonymis, 1325–84 et 1383–1426 521–24=116, 1387–94]. J. Stauracius. De oleo S. Demetrii, fg., in Analectis, 116, 1399–1422. Demetrius Chrysoloras (ibid.), 1422–6. Leo, imperator. Laudatio, 107, 667–8. Eustathius Thessalonicensis. Canon., , 136, 161–8; Laudes, 169–216. Theophanes Cerameus, 132, 849–58. Gr. Palamas, 151, 535–50. Dionysius Areopagita, ex Menæis, , 4,577–88. Methodius (Metrodorus), 4, 669–84. Symeon Metaphrastes, 4, 589–608; 116, 1031–50. Michael Syngelos, 4, 617–68; ex Suida, 607–12. Christophorus patricius, , 3, 115–6. Anonymi, , 115–8. Dorotheus junior. Joannes Euchaitä Vita, 120, 1051–74. Drosis. Chrysostomus, 60, 683–94. E ELEUTHERIUS, 115, 127–42. Ephrem, Syrus. Gregorius Nyssenus, 46, 819–50.; Vita, 115, 1253–68. Epimachus, 115, 1319–26. Epiphanius. Joannes discipulus: Vita, 41, 23–74. Polybius, 73–116. Epipodius. Passio, latine, 6, 1455–62. Eudocimus, latine, 115, 487–8. Eudoxius et socii, 115, 617–34. Eugenia, 116, 609–502. Eugenius et Maria, 115, 347–56. Eulampius et socii, 115, 1053–66. Euphemia, 115, 713–32. Asterius Amasenus, 40, 333–8. Euphrosyne, 114, 305–22. Euplus, 115, 523–30. Eusebia. Joannes Euchaita, 120, 1297–8. Eusebia seu XenE, 114, 981–1000. Eusebius Alexandrinus, Joannes monachus, 86 I 297–310. Eustathius Ant. Chrysostomus, 60, 597–606. Eustathius et socii. Nicetas David, 105, 375–418. Acta antiqua in iisdem imis paginis. Eustratius et socii, 116, 467–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 532 г. К. С. принял пострижение во чтеца от митр. Скифопольского Феодосия (Vita Sabae. 75// Schwartz. 1939. S. 181). В 543 г. К. С. был пострижен в монашество Георгием, основателем и игуменом мон-ря Веэлла (Βεελλ), расположенного недалеко от Скифополя ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 74//Ibid. S. 71). Игум. Георгий упоминается в одной из греч. надписей, найденных в Скифополе ( Fitzgerald G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shan (Scythopolis). Phil., 1939. P. 16). В том же году с разрешения игумена К. С. покинул монастырь и направился в Иерусалим, чтобы посетить св. места и присутствовать на освящении построенной по повелению имп. св. Юстиниана I (527-565) базилики во имя Пресв. Богородицы (освящена 20 нояб. 543). Движимый желанием подвизаться в одном из мон-рей Иудейской пустыни, К. С. в 544 г. по наставлению матери обратился к прп. Иоанну Молчальнику (454-559), подвизавшемуся в Саввы Освященного лавре , с вопросом о возможном вступлении в эту обитель. Прп. Иоанн посоветовал К. С. поступить в киновию прп. Евфимия Великого , чтобы здесь подготовить себя к более строгой монашеской жизни лавры. Однако К. С. предпочел сразу начать жить отшельником в лавре Каламон , месте подвигов прп. Герасима Иорданского († 475) (Vita Euthym. 74// Schwartz. 1939. S. 72). Здесь К. С. серьезно заболел. После 6 месяцев болезни ему явился во сне прп. Иоанн Молчальник и повелел отправиться в гостиницу в Иерихоне, принадлежащую мон-рю прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217). К. С. проявил послушание и оставался в мон-ре прп. Евфимия более 10 лет, до февр. 555 г. Вероятно, в этот период К. С. начал собирать сведения о жизни преподобных Евфимия и Саввы, продолжая поддерживать отношения с прп. Иоанном Молчальником, доставляя иногда по его просьбе письма нек-рым отшельникам (Ibidem). Исполняя одну из таких просьб, К. С. познакомился с прп. Кириаком Отшельником и имел с ним продолжительную духовную беседу. Прп. Кириак сообщил К. С. много сведений о жизни святых Евфимия и Саввы и о смуте оригенистов ( Idem.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

21 Обрати внимание на то, что, согласно повествованию Иосифа об Иудейской войне (кн. 7, гл. 18), Иерусалим получил такое наименование потому, что Мелхиседек, основатель города, когда создал храм (ερν), от него назвал город Иерусалимом (εροσλυμα), а прежде он назывался Салим (Σλυμα) (Jos. Flav. De bell. VI, 10//TLG 0526/004, 438. 3–4). Другие же, как Прокопий (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 198), говорят, – и это, пожалуй, вернее – что из названий этого города «Иевус» и «Салим» составилось это сложное название «Иевусалим», а в искаженном произношении «Иерусалим». Но как бы то ни было, название «Иерусалим» – целиком еврейское, означающее «видение мира», согласно отцам. Впрочем, кое-кто говорит, что оно составлено из еврейского и греческого слов (как и слово «антиминс» состоит из греческого и латинского), но в таком случае оно уже не означает «видение мира». Называемый прежде Иерусалимом, этот город, согласно Диону, позднее получил имя Элии Капитолины. Элия – от императора Адриана, носившего имя Элий. Иерусалим, ранее разрушенный, перепаханный быками и засеянный, по словам Евсевия (Euseb. Demonstr. Evang. VIII//PG 22, 636В), и едва узнаваемый по местности, согласно Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Or. 6. 18//PG 35, 745B), Адриан переименовал в Элию, как говорят Феодорит (Theod. Cyr. In Is. 6, 13 //PG 81, 272B) и Евсевий (Euseb. De Theophania 9//PG 24, 649A). А Капитолиной он назван потому, что тот же самый Адриан, как указывает уже упомянутый Дион, на месте храма Божия выстроил храм Юпитера, почитаемого на Капитолии в Риме. 22 Кесария получила такое название потому, что Ирод, согласно Евсевию, выстроил ее в честь Кесаря Августа (раньше она называлась Стратоновой Башней) (Idem. Hist. eccl. II, 10//PG 20, 160A); в ней находились и статуи Кесаря и Рима, как свидетельствует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 15, гл. 13) (Jos. Flav. Antiq. XV, 9. 6//TLG 0526/001, 15. 339. 4). Три Кесарии было в Асии: одна – митрополия Палестины, о которой мы сказали; вторая – Каппадокийская, которая называлась Мазой Кесаревой, согласно Созомену (кн. 5, гл. 4) (PG 67, 1224A), а также Мазакой; и третья – Филиппова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

βτινον, τ Brombeere: DelAn II 492,18. βτινα μρα AemOl II 465,12; 467,7.– LS, DGE, Tgl; -νος (DGE), HL, Stam. βατοκπι(ο)ν, τ Busch-, Heckenmesser: AXer 9 A,14; В 20 (ca.1270–4). BryerImpl 78=DerenziniHesiod 22 (-π).– HL -i. βατοκπος, Heckenmesser: Derenzini 22. – HL. βατμορος morula (Brombeere oder Himbeere): CorpGloss.– HL -μορο. βτον, τ Brombeere: GuillCorp I 2,23 (a.1036).– LS. βατρ(ρ)ιζα, τ Brombeerwurzeln: Geopon VIII 37,3. Hippiatr II 279,24; 282,16.– HL βατρριζα. βτος, (= βατς) Raja clavata, Rochen: Kyran IV 5,1.2.– DGE, Kr; TinnFisch 165,26. βατρχειος (frosch)grün: NChonHi 230,79; 507,48; 654,43. -ειον (subst.) grüne Farbe: Suda I 462,30. -χιος (subst.) ein Edelstein: Phys 140,8. -ιος (adj.) der Frösche, Frosch-: -ιον γννημα AHG V 92,186.– LS, DGE, Tgl, Stam; -ιος Duc. βατραχς, Fröschlein: TzetzEp 61,1. TzetzHist VIII 434 – LS, DGE, Tgl. βατραχοβτανον, τ Ranunkel: BoissAn II 396. DelAn II 282,5.– HL -o; vgl. βατρχιον LS. βατραχοσαυροφγος Frösche und Eidechsen fressend: πελαργο Melit 338.– Vgl.βατραχοφγος HL. βατραχδης schmutzig: βος VAkatz 268. αρετικ συρφετα SynodPatr 16,15.– L, DGE, Tgl, Stam. βατταλζω närrisch reden: GabHym 6 λε» 6.– Vgl. βταλος LS; βατταρζω LS, Stam; s. βατταλω. βατταρτης ζα φλογοειδς (=βαρας Jos.Flav. Bell. Jud. VII 6,3). id. GMon 710,3. -τις GCedr I 535. id. Glykas 515,18. ρημος Βατταρτις JoDam II 231,15 (cf. Jos. Flav. V 6). βαττολλος plappernd: CorpGloss.– HL s.v. βατταλλος. βαττολγημα, τ Gestammel, Geschwätz: ThStudCatM 33 (p.240, pl.). Theod. Icon., PG 120,165В (pl.).–Stam. βαττολογα, ausführlicher Bericht: σαφς GuillCorp V 3,34 (a.1098).– (LS, LSSup, L, DGE, Stam). βαττς, ? Geschwätz ? PlanCat III 11β (of. p.48).–Vgl. βττος LS, DGE. βτυλος, Zwergin: TzetzAr I 208,21.–LS, Tgl -λη. βατδης dornbuschgleich: χερ Rom. 46,2,6 (Grosdidier).– LS, Kr. βαυκαλα, ein Gefäß: Achmet 153,1 v.l. pro βαυκλιον.– Vgl. LS, LSSup, DGE, L βαυκλιον, βαυκλη, βακαλις. βαυκαλισμς, Einschläfern, das in den Schlaf Lullen (eines Kindes): τιθνησις κα β. CodManCol 103,1.– Vgl. -ζω LS, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

– Проф. Muhlau (у Riehm’a Hadword d. Bibl Atl. В. II. S 1786) высказывает догадку, что еврейское название города (которое он переводит: Schmelzhutte), ука­зывает на то, что тут было «главное место стеклянного финикийского производства». 1834 Jos. Flav. Antiqq. VIII, 13. § 2. Plinius. Н. N. V. 19. Hieron. Ер. 108 ad Evstoch. Sidon Aollin. Garm. XVII, 16 так воспевает лозы Са­репты: Vina mihi non sunt Gazetica, Chia, Falerna, Qaeque Sareptano palmite missa bibas. Cf. Steph. Bys. Περ πλεων, pag. 587, прим. 50. 1836 По крайней мере и дом и ложе Илии видел св. мученик Анто­ний. Норов. Путеш., ч. 2, стр. 312. Крестоносцы на этом месте постро­или церковь . Теперь тут стоит мечеть, а самое место носит название: Weli – el – Chidr, что значит: гробница Илии. Riehm. Handw. В. II. S 1786. – В настоящее время, недалеко от того места, где была расположена древняя Сарепта находится маленькая деревня: Sarfand (или Sarfend, Suratend) Ritter. Ibidem. Сведения о ней можно почерпнуть в описаниях новейших путешественников, о которых см. у Herzog’a в Real-Enc., В. ХШ, S. 425. 1839 Еврейское наименование города, происходя от , означает: рыбная ловля, место рыбной ловли. По объяснению Юстина (Just. XVIII, 3) оно указывает на первоначальную добывающую промышленность этого города: urbs, quam а piscium ubertate Sidona apellaverunt, nam pisces Phoenices sidon vocant. 1841 Riehm, ibidem. Mannert, ib. S. 373. – от Сарепты до Сидона –10 римских миль, или 2 геогр., или 3 часа пути по указанию араб, геогр Scherif Ebn Idris у Riehm’a ibid. S. 1786 Cp. Mannert, ibid. S. 372. 1861 Iliada. VI, 289; XXIII, 743; Odyss. XV, 115. 425. Virgil. Аен. IV, IV, 75 Страбон. География. I, 41, § 16. Dion. Perieg, 912. 1863 Историческая судьба Сидона вкратце такова. 1) В период 1500–1209 до Р. X. Сидон был могущественнейшим из всех финикийских городов, не знавшим никаких соперников. Пределы его округа были обширны ( Быт. 49:13 ; 3Цар. 17:9 ; Лк. 4:26 ; Нав. 13:6 ; Чис. 3:3; 18:7 ; Jos. Flav. Ant. V. 1, § 22); в его руках сосредоточи­валась гегемония над всей Финикией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010