Рассказ о танце дочери И. также является предметом споров в научной лит-ре. Во-первых, женщины, принадлежавшие к высшему сословию, обычно не принимали участия в муж. застольях, хотя данный случай мог быть исключением. Во-вторых, в античной лит-ре есть подобные сюжеты (см., напр., рассказ у Тита Ливия о кровавом пиршестве консула, исполнившего просьбу одной из гетер: Liv. Ab urbe cond. XXXIX 43. 3-4), возможно, и этот рассказ не историческое сообщение, а лит. сюжет. С т. зр. нарративной критики образы И. и ее дочери имеют как ветхозаветные прототипы (напр., Иезавель , враждовавшую с пророками, согласно 1-2 Цар), так и противоположные им по характеру образы в НЗ (напр., последовавших за Иисусом Христом женщин или воскрешенной дочери Иаира ( Janes. 2006)). По мнению Р. Кремер, рассказ об обезглавливании Иоанна в целом неисторичен, поскольку противоречит сообщению Иосифа Флавия, к-рый называет причиной конфликта Иоанна с Иродом Антипой не этот брак, а огромный авторитет Крестителя в народе ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), при этом ничего не сообщая о роли И. и Саломеи в убиении Иоанна Предтечи ( Kraemer. 2006). Др. проблемой, затрагивающей вопрос историчности евангельского рассказа об И., является имя ее дочери. Согласно Иосифу Флавию, ее звали Саломеей, она стала женой тетрарха Филиппа, а после его смерти вышла замуж за своего двоюродного брата Аристовула и родила ему 3 сыновей ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 4 факт 2-го брака подтверждается изображением Аристовула и Саломеи на монетах, к-рые обычно датируются 62 г.- Meshorer Y. Ancient Jewish Coinage. Dix Hills, 1982. Vol. 2. P. 171; Gillman. 2003. P. 120). Нек-рые исследователи усматривают в этом противоречие с повествованиями евангелистов, где не названная по имени дочь И. предстает юной девушкой, зависимой от своей матери, а не женой (вдовой) Филиппа. Как и в случае с именем 1-го мужа И., совр. библеисты либо предполагают наличие ошибки в рассказе Иосифа Флавия, к-рый спутал 2 женщин с именем Саломея, либо объявляют дочь И. в Евангелиях лит. персонажем ( Kokkinos. 1998. P. 305. Not. 147; Kraemer. 2006). Др. исследователи на основании собственной версии родословия семейства Ирода считают возможным гармонизировать рассказ Флавия с Евангелиями ( Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C.- A.D. 135)/Ed. G. Vermes et al. Edinb., 1973. Vol. 1. P. 348-349. Not. 28; Gillman. 2003. P. 119-120; подробнее см. в ст. Саломея).

http://pravenc.ru/text/674091.html

Основные аргументы в пользу того, что отрывок является христ. интерполяцией, состоят в следующем. Несмотря на огромное значение такого рода свидетельства для раннехрист. авторов, к-рые уже со II в. многократно цитируют И. Ф., данный отрывок впервые встречается в IV в. у Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. I 11; Idem. Demonstr. III 5. 105). Имеется свидетельство Оригена ( Orig. Comm. in Matth. 10. 17; Idem. Contr. Cels. 1. 47), что И. Ф. не признавал Иисуса Мессией (Христом). В пользу подлинности этого свидетельства (или его первоначального ядра) приводится тот факт, что оно содержится во всех сохранившихся рукописях, а также в переводах «Иудейских древностей». Кроме того, лингвистические исследования подтверждают, что язык отрывка существенно не отличается от остального текста 18-й кн. В наст. время большинство исследователей считают текст «Testimonium Flavianum» частично интерполированным. Скорее всего изначальный текст содержал краткие и нейтральные сведения об Иисусе Христе в контексте мессианских движений, к-рые И. Ф. описывает в этой части книги (подробный очерк обширной историографии этого вопроса: Feldman. 1984. S. 822-835; см. также: Schreckenberg. 1998. Sp. 786). «Иудейские древности» содержат также упоминание о св. Иоанне Предтече, его проповеди и казни по приказанию Ирода Антипы ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 Хотя рассказ И. Ф. расходится с текстом Евангелий (Мф 14. 3-12; Мк 6. 17-29) в указании причин казни Иоанна Предтечи, его сообщение в целом не противоречит евангельскому рассказу. Подлинность этого отрывка из текста И. Ф. подтверждает тот факт, что он цитируется Оригеном ( Orig. Contr. Cels. 1. 47 - Feldman. 1984. S. 821). Наконец, в 20-й кн. И. Ф. говорит об осуждении синедрионом на смерть Иакова, «брата Иисуса, называемого Христом» ( Ios. Flav. Antiq. XX 9. 1 Политические и религиозно-философские взгляды И. Ф. Называя себя фарисеем, И. Ф. является противником как апокалиптическо-эсхатологического, так и мессианско-политического течения ( Hengel.

http://pravenc.ru/text/673709.html

Бежав в горы, Маттафия вдохновил иудеев на борьбу с гонителями (1 Макк 2. 26-70), хотя далеко не у всех его действия вызвали одобрение. Мн. иудеи предпочитали мученичество открытому сопротивлению правителю. Оппозиция усилилась после того, как Маттафия призвал своих воинов ради спасения жизни сражаться и в субботу (1 Макк 2. 41). В 166 г., спустя год после начала восстания, Маттафия умер и сопротивление возглавил его сын Иуда, прозванный Маккавеем (возможно, от  ,   - молот). Одержав ряд побед над сир. войсками, Иуда сумел объединить разрозненные евр. группировки и впервые со времен вавилонского плена создать евр. войско. В 165 г. он захватил Иерусалим, храм был вновь освящен. После этого события среди иудеев опять произошел раскол. Хасидеи, благочестивые иудеи, сочли основную задачу восстания достигнутой: они снова могли соблюдать законы отцов и совершать жертвоприношение в храме. Иуда стоял за продолжение борьбы, чтобы добиться освобождения всей Иудеи от селевкидского владычества и положить конец языческому влиянию. В 160 г. Иуда погиб и восставших возглавил его брат Ионафан ( Ios. Flav. Antiq. XIII 1. 1; 1 Макк 9. 23-30). ПЕРИОД МАККАВЕЕВ И ХАСМОНЕЕВ ПЕРИОД МАККАВЕЕВ И ХАСМОНЕЕВ С приходом к власти Ионафана начался новый этап восстания. В 159 г. умер первосвященник, и селевкидский царь Димитрий I не спешил поставить нового. Подобное положение сохранялось до 152 г., когда Александр Валас , свергший Димитрия, в благодарность за поддержку даровал Ионафану титул первосвященника и сделал его главой Иудеи, хотя некоторые районы Иерусалима, в частности крепость Акра, примыкавшая к храму, оставались во власти греков. В 143 г. селевкидский полководец Трифон, видя в усилении Ионафана угрозу власти, захватил его в плен, а затем казнил (1 Макк 12. 48; 13. 23). Власть перешла к брату Ионафана Симону (143-135/4; Ios. Flav. Antiq. XIII 6-7; 1 Макк 13. 8), унаследовавшему все титулы брата. Симон перестал платить подати Селевкидам, вновь освободил Иерусалим и объявил Иудею независимой.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Подлинность свидетельств Иосифа Флавия о Христе научным образом доказали: Карл Даубуз (Pro testimonia Flavii Ios. de I. Clir. libr. 2, Londini 1706), Гутевиль (Ervilsene Verheit der christ Religion durch ihre gech. Fraucfurt 1745), Обертюр (Flavius 1805), Брейтшвейдер (παεγου super Iosephi scriptis Lips. 1812), С. Ф. Бегмерт (Uber des Flav. Ios. Ieuguiss. von Christo Leipz. 1823), Ф. Г. Шредель (Flav. Iosephus dc I. Clr. testatus Vindiciae Flavianae. Lips. 1810), P. M. Групс (De Flavii. Iosephi in auctoribus contra Appionein afferendis fide et auctoritate, Paris 1844). При чтении вообще сочинений Иосифа Флавия всегда нужно иметь в виду два обстоятельства из его жизни, именно, что он был, как мы уже сказали, фа­рисей и, что он писал историю Иудеев не только для того, чтобы показать величие своего народа, но и чтобы польстить знатным римлянам. Фарисейский дух побудил его отступить от исторического повествования книг Моисея, и поэтому в его истории рассказываются басни талмудические, напр. о супружеском союзе ангелов с человече­скими дщерями, о браке Моисея с эфиопскою царев­ною, о двух столбах, кирпичном и каменном, будто бы поставленных Адамом и др. А льстя римлянам, он Божье повеление не злословить судей и начальников превращает в закон, воспрещающий злословить языческих богов, чудо, сотворенное Богом в Мерре над горькими водами, он объясняет естественным явлением. Но его сочинения всегда будут замечательны и драгоценны потому, что И. Флавий единственный древний писатель, собравший из всех языческих писателей свидетельства о всех событиях, упоминаемых в Ветхом Завете. Свидетельства его точны и запечатлены характером несомненности, да иначе и быть не могло; книги предназначались для образованных римлян, которые были знакомы, или могли познакомиться с произведениями тех писателей, на которых он ссылается. Эго одно из самых важных доказательств несомненности библейских повествований Ветхого Завета, переносящих нашу мысль к истории Нового Завета. Вот почему в борьбе с Иудеями и язычниками сочинениями Иосифа Флавия пользовались древние отцы и учители церкви: Ириней, Иустин Философ , Тертулиан, Климеит Александрийский, Ориген , Евсевий, Василий Великий , Григорий Назианзин , Амвросий, Иероиим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J. M. Bartelink e. a. Steenbrugis, 1991. P. 395-406; Degórski B. L " insegnamento spirituale-monastico della «Vita S. Pauli primi Eremitae» di San Girolamo//Vox Patrum. Lublin, 1991/1992. Roc. 11/12. T. 20/23. P. 157-170; idem. Commento alla Vita S. Pauli Monachi Thebaei di san Girolamo//Dissertationes Paulinorum. Krakow, 1995. T. 8. P. 5-44; idem. Un nuovo indizio per la datazione della Vita S. Pauli di Girolamo?//StPatr. 1997. Vol. 33. P. 302-310; idem. Appunti per una ricostruzione dell " influsso della Vita S. Pauli Primi Eremitae sulla Vita S. Mariae Aegyptiacae//Ibid. 2001. Vol. 35. P. 65-80; Hamblenne P. Traces de biographies grecques «païennes» dans la «Vita Pauli» de Jérôme?//Cristianesimo Latino e cultura Greca sino al sec. IV.: XXI Incontro di studiosi dell " antichità cristiana, Roma, 7-9 maggio 1992. R., 1993. P. 211-234; Adamik T. The Influence of the Apocryphal Acts on Jerome " s Lives of Saints//The Apocryphal Acts of John/Ed. J. N. Bremmer. Kampen, 1995. P. 171-182; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 380; Miller P. C. Jerome " s Centaur: A Hyper-Icon of the Desert//JECS. 1996. T. 4. P. 209-233; Faraggiana di Sarzana Ch. «Apophthegmata Patrum»: Some Crucial Points of their Textual Transmission and the Problem of a Critical Edition//StPatr. 1997. Vol. 29. P. 456-467; Harvey P. B. Saints and Satyrs: Jerome the Scholar at Work//Athenaeum. Pavia, 1998. T. 86. Pt. 1. P. 35-56; Rebenich S. Der Kirchenvater Hieronymus als Hagiograph: Die Vita s. Pauli primi eremitae//Beträge zur Geschichte des Paulinerordens/Hrsg. K. Elm. B., 2000. S. 23-40; Wisniewski R. «Bestiae Christum loquuntur», ou des habitants du desert et de la ville dans la «Vita Pauli» de saint Jérôme//Augustinianum. R., 2000. Vol. 40. Pt. 1. P. 105-144; Š ubrt J. Bestiae Christum loquuntur: Mythological Creatures in Jerome " s Vita Pauli//Druhý ivot antického mýtu/Ed. J. Nechutova. Brno, 2004. P. 58-63; idem. Pauli principium et finis: Narrative Discontinuity in Jerome " s Vita Pauli primi eremitae//Acta Universitatis Carolinae Philologica.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Hoc Iohannes clamat: haec est autem vita aeterna, ut cognoscant te solum et verum deum et quem misisti Iesum Christum. Cognitio est vita. Porro autem sive vita, sive cognitio, motus est unus et idem motus agens vitam et per vitam cognitionem et per cognitionem vitam. Idem ergo motus duo officia conplens vitam et cognoscentiam. g-logos autem motus est et g-logos filius. Filius igitur unicus in eo quod filius. In eo autem quod g-logos, geminus. Ipse enim vita, ipse cognoscentia, utroque operatus ad animarum salutem, mysterio crucis et vita, quia de morte liberandi fueramus, mysterio autem cognoscentiae, per spiritum sanctum, quia is magister datus et ipse omnes docuit et testimonium de Christo dixit, quod est cognitionem vitam agere et ex hoc deum cognoscere, quod est vitam veram fieri, et hoc est testimonium de Christo dicere. Ita dei filius Christus, id est g-logos et filius vita et, quia idem motus, etiam et cognoscentia filius est, opere quo vita est Iesus exsistens, opere autem quo cognoscentia est spiritus sanctus et ipse exsistens, ut sint exsistentiae duae, Christi et spiritus sancti, in uno motu qui filius est. Et hinc et a patre Iesus: ex ore altissimi processi, et spiritus sanctus etiam ipse a patre, quia unus motus utramque exsistentiam protulit. Et quia quae habet pater filio dedit omnia, ideo et filius, qui motus est, dedit omnia spiritui sancto. Omnia enim quae habet de me habet, inquit. Etenim, quia et ipse motus est, de motu habet. Non enim filius illi dedit, sed ille, inquit, de meo habet. Principaliter enim motus vita est et ipsa vita scientia est et cognoscentia. Ergo quicquid habet cognoscentia, de vita habet. Haec summa trinitas, haec summa unalitas: omnia quaecumque habet pater, mea sunt; propterea dixi: quia de meo accipiet et adnuntiabit vobis. 9. Hoc igitur satis clarum faciet esse quod pater est et vitam quod est filius et cognoscentiam quod est spiritus sanctus unum esse et unam esse substantiam, subsistentias tres, quia ab eo quod est esse quae substantia est, motus, quia et ipse, ut docuimus, ipsa substantia est, gemina potentia valet et vitalitatis et sapientiae atque intellegentiae, ita scilicet, ut in omnibus singulis terna sint.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

57 . Vita Antonii Junioris: Житие преп. Антония Нового/А. Пападопулос-Керамевс. Сборник Палестинской и сирийской агиологии//Православный Палестинский сборник, 57, 1907, с. 186–243. F. Halkin. S. Antoine le Jeune et Petronas, le vainqueur des Arabes//AB, 62, 1944, 187–225. 58 . Vita Methodii Patriarchae//PG 100, 1244–1261. 59 . The Life of Michael the Synkellos/text, translation and commentary by M. Cunningham. Belfast, 1991. 60 . Vita Nicetae Patricii: Papachryssantliou D. Un Confesseur du second iconoclasme: La Vie du patrice Nicetas//TM, 3, 1968, p. 309–351. 70 . Vita Nicolai Studitae//PG 105, 864–925. 71 . Vita Philareti: Fourny M. H., Leroy M. La Vie de S. Philarete//Byzantion, 7, 1934, p. 85–170. 72 . Vita Theodorae: BioV thV autokrateiraV QeodwraV/Ekd. L. Markopoulou//Summeikta, 5, 1983, s. 249–285. 73 . Vita Theodori Grapti a Symeone Metaphrasto//PG 116, 653–684. 74 . Vita Theodori Studitae per Michaelem (Vita B)//PG 99, 233–328. 75 . ВМЧ: Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием/изд. Археографической комиссией. Апрель, дни 1–8. М., 1910; Великие Минеи Четии митрополита Макария. Успенский список/изд. Э. Байер, А. И. Шкурко, С. О. Шмидт. Monumenta linguae Slavicae dialecti veteris, XXXIX, Freiburg, 1997. 3. Научная литература 1 . Васильев А. А. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. СПб, 1900. 2 . Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913 (2 т.). 3 . Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII-IX в. Пг., 1914. 4 . Мелиоранский Б. М. Из семейной истории аморийской династии//ВВ, 8, 1901, с. 1–37. 5 . Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/введение, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. 6 . Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб, 1892. 7 . Alexander P. Religious Persecution and Resistance in the Byzantine Empire of the eighth and ninth centuries: methods and justifications//Speculum, 52, 1977, p. 238–264. 8 . Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Oxford, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VMaxConf Vita Maximi Confessoris. PG 90,68–109. [s.VII] VMelan Vie de Sainte Mélanie, ed. D.Gorce. Paris 1962 (Index 295–304). [s.V] VMelet Chr.Papadopulos, σιος Μελτιος Νος. Athen 1935, Nachdruck 1968 (mit veränderter Seitenzählung). [s.XII] VMethod Vita Methodii patriarchae Cp. PG 100,1244–1261. [s.IX?] VMetr F.Winkelmann, Vita Metrophanis et Alexandri. AnBoll 100 (1982) 147–183. [s.V?] VMiSync The Life of Michael the Synkellos. Text, transl. and comm. by M.B.Cunningham. Belfast 1991 (Index 193–202). [s.IX] VNaum E.Trapp, Die Viten des hl. Naum von Ochrid. BSl 35 (1974) 161–182 (Wörterverz. 182). [s.XIII?] VNiceph F.Halkin, La Vie de Saint Nicéphore fondateur de Médikion. AnBoll 78 (1960) 396–430 (Index 429f.). [s.IX] VNicMed Vita S. Nicetae confessoris auctore Theostericto. AASS Aprilis I, p.XXII–XXXII. VNicMil Vita Sancti Nicephori Episcopi Milesii saeculo X. AnBoll 14 (1895) 133–161. VNicod Vita di S. Nicodemo di Kellarana, ed. M.Arco Magrì. Roma 1969 (Index 163–192). [s.XI] VNicol The Life of Saint Nicholas of Sion. Text and Translation by I.Ševenko and N.Patterson Ševenko. Brookline, Mass. 1984. [s.VI] VNicolIamb S.G.Mercati, Vita giambica di S.Nicola di Mira secondo il codice Messinese greco 30, in: MercColl I 44–65. [ca 1300?] VNicPatr D.Papachryssanthou, Un confesseur du second iconoclasme: la Vie du patrice Nicétas (836). TM 3 (1968) 309–351. [s.IX] VNikMed T.Euangelides, Ο βοι τν γων. Athen 1895, 286–313 Vita des Niketas von Medikion. [ante s.XII] VNil Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Νελου το Νου, ed. G.Giovanelli. Grottaferrata 1972 (Index 173–178). [s.XI] VNStud Vita Nicolai Studitae. PG 105, 864–925. [s.X] VOnuph F.Halkin, La Vie de Saint Onuphre par Nicolas le Sinaite. RSBN 24 (1987) 7–27. [ante s.X] VPach Sancti Pachomii Vitae Graecae, ed. F.Halkin. Bruxelles 1932. VPachom F.Halkin, Une Vie inédite de Saint Pachome (BHG 1401a). AnBoll 97 (1979) 5–55. 241–287. [s.XI vel antea] VPais itie Paisija velikago i Timofeja patriarcha Aleksandrijskago povestvovanie o udesach Miny, ed. I.Pomjalovskij. Zapiski ist.-filol. fak. S.-Peterb. univers. L/3. St.Petersburg 1902 (Index 92–107). [s.XIII?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1182 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.177; also in: Vita Patrum. Р.15. 1184 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.183; also in: Vita Patrum. Р.20. 1185 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.181–182; also in: Vita Patrum. Р.17–18. 1187 Fr.Seraphim Rose. Orthodoxy in 5th and 6th Century Gaul//The Orthodox Word. 1977. Р.35; also in: Vita Patrum. Р.90. 1189 Daniel Olson. A Pilgrimage to the Jura Mountains//The Orthodox Word. 1977. Р.133; also in: Vita Patrum. Р.153. 1190 Fr.Seraphim Rose. Orthodoxy in 5th and 6th Century Gaul//The Orthodox Word. 1977. Р.36; also in: Vita Patrum. Р.91. 1193 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West. Р.209; also in: Vita Patrum. Р.26. 1195 In Bishop Sava of Edmonton. Blessed John: The Chronicle of the Veneration of Archbishop John Maximovitch. Platina, 1979. Р.154; also in: The Orthodox Word. 1985. Р.167. 1197 Fr.Seraphim Rose. Orthodox Monasdcism Today in the Light of Orthodox Monastic Gaul. Р.146; also in: Vita Patrum. Р.159. 1198 Fr.Seraphim Rose. Orthodox Monasticism Today in the Light of Orthodox Monastic Gaul. Р.146–147; also in: Vita Patrum. Р.159–160. 1199 Речь идет о св.Анаклете, пале Римском (память 26 апр.); св.Каллисте, папе Римском († 218–222, память 14 апр.); св.Юлии, папе Римском († 352, память 12 апр.); прп.Схоластике Нурсийской (сестре прп.Венедикта Нурсийского) († 543, память 10 февр.); св.Евгении, епископе Карфагенском († 505, память 13 июля); св. мч.Урсуле Британской (III в., память 21 окт.) и св.Елигии, еп.Нойонском († 659, память 1 дек.). 1203 Письмо о. Алексия Янга автору данной книги от 1 авг. 1991г. Частично взято из статьи о.Алексия Янга «Personal Reminiscences of Fr.Seraphim» (The Orthodox Word. 2002. Р.238; см. также: Letters from Fr.Seraphim. R.211). 1204 После выхода этой книги в 1988г. некоторые из житий святых, включенных в нее, были переведены на греческий язык и изданы афонским монастырем Ксиропотам (см.: Agioretiki Martyria (June – November, 1991). P.205–208). В полном объеме книга вышла на румынском языке в Бухаресте в 2004г. и на русском языке в Москве в 2005 г. Братство прп.Германа Аляскинского планирует выпустить новое издание этой книги под названием «Православное наследие Запада».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Quo enim est, hoc est quod est vita. Illud enim esse isti ipsi quod substantia est et vita est et supra vitam est. Non enim aliud vivificat, neque semet ipsum. Non enim ab alio quasi aliud accipit. Hoc enim ipsius quod est esse ipsi est moveri et motionem esse, et quod est motio, hoc vita est, et quod vita est, hoc est intellegentia. Ista enim substantialia, dico motiones, vitam, intellegentiam, nullam dicens sensibilium motionum, nec in locum transitum. Duo ergo haec, vita et intellegentia, g-homoousia sunt ei quod est esse, hoc est animae. Quae duo una est motio. Quae quidem prima[m] potentia[m] vita est. Forma enim eo quod est esse vita est. Definit enim infinitum esse quod est prima potentia motionis. Secunda autem potentia ipsa notio, quoniam quod definitur et intellegentia conprehenditur, a vita innata intellegentia, substantia quae sit iuxta quod est intellegentia et subsistens, et per semet ipsam deducta a substantia vitae. Unum haec duo et unum iuxta motum; filius est unigenitus animae nihil passionis patientis iuxta quod anima est. Hoc autem est vel mater vel pater unigeniti filii, motione in duplicem potentiam procedente quae sola patitur. Motio enim passio et motione passio. In motione enim motio et status. Statum autem esse in motione passio est, et in motione esse a statu est passio; ergo et motio. Motione igitur omnis passio. Haec autem duplex secundum vitam et intellegentiam. Secundum vitam quidem passio, quod adhuc indiget alterius quod vult vivefacere, et ideo iuxta quod ei est particeps et alias patitur passiones usque in mortem. Secundum autem intellegentiam, quoniam et ista indigens est eius quod intellegibile est ut intellegentia subsistat, magis passiones et infirmitates incurrit et volvitur in sensibilibus et per fantasiam in falsam subsistentiam circumducitur. Istis igitur exsistentibus, ista patientibus, manet anima iuxta substantiam custodiens in semine motionis potentiam vitae et intellegentiae, qua semper manente vita et intellegentia accenditur, magis autem erigit, si in fontanam vitam, hoc est in Christum, et fontanam intellegentiam, hoc est in sanctum spiritum, resurgit resuscitata anima.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010