VJoEl H.Delehaye, Une Vie inédite de Saint Jean l’aumônier. AnBoll 45 (1927) 5–74. [s.IX?] VJoGoth Vita des Joannes von Gothia, ed. A.Nikitskij. Zap. Imp. Odessk. Obšestva Ist. i Drevn. 13 (1883) 25–34. [s.IX] VJoseph Ioannis Diaconi Vita Josephi Hymnographi. PG 105,940–976. [s.XIII?] VJoXen Vita des Johannes Xenos, ed. N.Tomadakes, ΕΕΒΣ 46 (1983–1986) 4–8. [s.XI] VIrene J.O.Rosenqvist, The Life of St Irene abbess of Chrysobalanton. Uppsala 1986 (Index 135–169). [s.X] VisCosm Ch.Angelidi, La version longue de la Vision du moine Cosmas. AnBoll 101 (1983) 73–99. [s.X] VisDoroth Papyrus Bodmer XXIX, Vision de Dorothéos, ed. A.Hurst – O.Reverdin – J.Rudhardt. Genf 1984 (Wörterverz. 36–39). [s.IV] VisSah G.Garitte, La Vision de S.Sahak en grec. Le Muséon 71 (1958) 255–278. Viteau J.Viteau, Passions des Saints Écaterine et Pierre d’Alexandrie, Barbara et Anysia. Paris 1897. VLeoCat A.Acconcia Longo, La vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantesimi del mago Eliodoro. RSBN 26 (1989) 3–98. [s.IX] VLuca G.Schirò, Vita di S. Luca vescovo di Isola Capo Rizzuto. Palermo 1954 (Index 128f.). [s.XII] VLucAnt Leben u. Martyrium des Lucian von Antiochien, in: Philostorgius, Kirchengeschichte, ed. J.Bidez. Leipzig 1913 (Wortregister 309–340). [s.X] VLucia G.Rossi Taibbi, Martirio di Santa Lucia [s.IX?]. Vita di Santa Marina [s.XII?]. Palermo 1959 (Index 110–111). VLucStir D.Z.Sophianos, Οσιος Λουκς. Ο βος το Οσου Λουκ. Athen 1989. [s.X] VMacarPel Vita des Makarios von Pelekete, ed. I.van den Gheyn. AnBoll 16 (1897) 142–163. [s.IX] VMarAeg Vita Mariae Aegyptiae. PG 87,3697–3726. [s.VII] VMarcAc G.Dagron, La Vie ancienne de Saint Marcel l’Acémète. AnBoll 86 (1969) 271–321. [s.VI] VMarthae La Vie de Sainte Marthe, mère de S.Syméon Stylite le Jeune, ed. P.van den Ven, La Vie ancienne de S.Syméon Stylite le Jeune (521–592). Bruxelles 1970, II 253–314 (Index 354–358). [s.VII–IX] VMartin P.Peeters, Une Vie grecque du pape S.Martin I. AnBoll 51 (1933) 225–262. [s.VIII] VMax D.Kourilas – F.Halkin, Deux Vies de S.Maxime le Kausokalybe. AnBoll 54 (1936) 38–112. [s.XIV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Герман. Фрагмент витража ц. Сен-Жермен в Марсанжи. Ок. 1250 г. († 31.07.448, Равенна), свт. (пам. зап. 31 июля, 22 сент. (перенесение мощей из Равенны), 1 окт. (погребение), 1 сент. (перенесение мощей 841), 6 янв. (перенесение 859); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по др. источникам)), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция). Источники Первостепенное значение имеют сведения, к-рые содержатся в текстах V в., в первую очередь в Житии Г., составленном ок. 480 г. пресв. из Лугдуна (совр. Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития св. Илария Арелатского, написанного ок. 480 г. еп. Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (т. н. хроники Проспера Тирона) и нек-рых др. памятников. Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Г., не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в нач. IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в 2 книгах, «Второе Житие св. Германа» (Vita secunda), включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского (Vita Amatoris=Vita Germani. II 2-8), из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина» (Vita Germani. II 18-27), из Жития св. Геновефы (Vita Germani. II 42-44, 60), из «Церковной истории народа англов» Беды (Vita Germani. II 49, 60= Beda. Hist. eccl. 1, 18), из соч. «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского (Vita Germani. II 58), из Жития св. Кассиана Августодунского (Vita Germani. II 64).

http://pravenc.ru/text/164693.html

Прп. Феодору удалось восстановить дисциплину и разрешить сложную ситуацию (Vita S. Pachomii (G1). 131// Halkin. 1932. P. 82-83; Vita S. Pachomii (S5). 19// Lefort. 1933/1934. P. 189): он отстранил от должностей глав мон-рей и назначил новых, нек-рых настоятелей поменял местами, а Аполлония убедил вернуться в общежитие. Прп. Феодор все важные дела совершал только после того, как отправлялся к О. и спрашивал его разрешения, так что О. даже говорил: «Я начальствую теперь больше, чем когда я был один» (Vita S. Pachomii (G1). 130// Halkin. 1932. P. 81). «С согласия аввы Орсисия» Феодор основал еще 3 муж. мон-ря (2 - возле Гермополя Великого и 1 - возле Гермонта) и один женский (недалеко от Пабау) (Idem. 134//Ibid. P. 84). В окт. 362 г. возле г. Антинои произошла встреча прп. Афанасия Великого, скрывавшегося от преследования имп. Юлиана Отступника , с прп. Феодором (Idem. 143-144//Ibid. P. 89-91; Vita S. Pachomii (Во). 200-203// Lefort. 1925. P. 197-201), во время к-рой свт. Афанасий передал Феодору письмо для О. (CPG, N 2103; изд.: Halkin. 1932. P. 91; PG. 26. Col. 977). Вернувшись из Антинои, прп. Феодор убедил О. оставить мон-рь Хенобоския и вновь исполнять обязанности главы общежития. С этого времени и до смерти прп. Феодора (368 или 371) они вместе управляли общиной (Vita S. Pachomii (G1). 145// Halkin. 1932. P. 91; Vita S. Pachomii (Во). 204// Lefort. 1925. P. 202). В бохайрской версии Жития прп. Пахомия прп. Феодор незадолго до смерти говорил братьям: «Вот уже восемнадцать лет, как я, по мере сил и по повелению Божию и нашего отца аввы Орсисия, нахожусь среди вас» (т. е. на посту главы общежития - Vita S. Pachomii (Во). 199// Lefort. 1925. P. 195). Все Жития прп. Пахомия заканчиваются на смерти прп. Феодора, поэтому в них отсутствуют сведения о последних годах жизни О. Vita prima приводит текст 2-го письма свт. Афанасия Великого, адресованного О. (CPG, N 2104; изд.: Halkin. 1932. P. 95; PG. 26. Col. 977-980), в к-ром свт. Афанасий обращается к О. со словами «Так как он [Феодор] уснул, прими на себя попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба, как один». Можно предположить, что после смерти прп. Феодора О. вновь стал единственным главой всех мон-рей. К этому периоду относится 4-е послание О., обращенное ко всем монахам общежития. В нем О. призывает поминать в молитвах преподобных Пахомия, Петрония и Феодора ( Orsies. Ep. 4. 5// Vogüé. 1986. P. 14) и, в частности, предостерегает монахов от переходов из одного мон-ря в другой. Последнее, по-видимому, свидетельствует о том, что О. вновь столкнулся со случаями нарушения дисциплины.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Flav. Antiquitates Iudaicae/Ed. J. Froben. Basel, 1470; Blatt. 1958) и 2 книги «Против Апиона» ( Ios. Flav. Contra Apionem/Ed. C. Boysen//CSEL. 1898. T. 37). К. приписывалось соч. «О речи и восьми частях речи» (De oratione et octo partibus orationis - CPL, N 908; PL. 70. Col. 1219-1240); в наст. время автором данного сочинения считается Сергий Грамматик (1-я пол. VI в.; см.: Stock Chr. Sergius (Ps.-Cassiodorus): Commentarium de oratione et de octo partibus orationis artis secundae Donati. Münch.; Lpz., 2005). Также не принадлежит К. и «Изъяснение на Песнь Песней» (Expositio in Cantica canticorum, CPL, N 910; PL. 70. Col. 1056-1106); в наст. время его автором считается экзегет IX в. Гаймон Осерский (см.: Vaccari A. L " editio princeps del commento di Aimone alla Cantica e la chiave di un problema letterario//Biblica. 1924. T. 5. P. 183-191). Ошибочно среди творений К. помещалось и «Вычисление Пасхи» (Computus paschalis - CPL, N 2297а; PL. 69. Col. 1249-1250), в к-ром применялось впервые введенное в оборот Дионисем Малым летосчисление от Рождества Христова; это сочинение было составлено неизвестным автором в Испании в кон. VII в. Учение Богословское учение К. не отличается оригинальностью и всецело опирается на зап. авторов: свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина Гиппонского, Мария Викторина, Боэция, Дионисия Малого и др. Подобно Боэцию, К. видит определенную пользу в светских науках для изучения «наук божественных», т. е. Свящ. Писания: «Святейшие отцы отнюдь не постановили того, чтобы гнушаться изучением светских наук (saecularium litterarum studia), поскольку с их помощью наш ум получает немалое наставление к уразумению Священных Писаний, если только при поддержке божественной благодати познание этих предметов взыскивается трезво и разумно не для того, чтобы полагать в них надежду на наше [духовное] преуспеяние, но чтобы, изучая эти науки, мы желали удостоиться получить от Отца светов (Иак 1. 17) полезную и спасительную мудрость» ( Cassiod. De inst. div. lit. 28.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

33 «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен» ( Jos. Flav. Antiquitates. 18.5.2; ср.: Мф. 3, 1–12 пар.; 14, 3–10 пар.). 34 Флавий повествует, что первосвященник Анан «собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» ( Ios. Flav. Antiquitates. 20.9.1). 35 См.: Dodd С.Н. The Historical Problem of the Death of Jesus/Idem. More New Testament Studies. Manchester, 1968. P. 84–101. 36 Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону/Пер. прот. А. Горского/ПрТСО. 1861. Ч. 20. С. 613–628; Cureton W. Spicilegium Syriacum: Containing Remains of Bardesan, Meliton, Ambrose and Mara bar Serapion. L., 1855; см.: МакДауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1992. 38 « Библиотека» (Μυριοββλιον) Фотия (ок. 820–891; константинопольский патриарх в 857–867 и 877–886 гг.) представляет собой эпитомы (сокращения) книг, прочитанных им, «в количестве 279, коих наш возлюбленный брат Тарасий возжелал узнать содержание». Сочинение было составлено ок. 855 г. и содержит отзывы и извлечения из святоотеческих книг, соборных постановлений, а также трудов античных и византийских грамматиков, риторов, историков и натуралистов. В Европе «Библиотека» стала широко известна в конце 15 в. См.: Photius. Bibliotheque/Ed. R. Henry. 8 vols. Paris, 1959–1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус Христос принимает в И. крещение от Иоанна Предтечи (Мк 1. 9 пар.) (об Иоанновом крещении см. в ст. Иоанн Предтеча ). Но в дальнейшем И. не играет заметной роли в служении Иисуса Христа. Толкование наименования И. как «схождение» (καταβανων) встречается у Оригена ( Orig. Hom. in Luc. Fragm. 51//SC. 87. P. 499) и Амвросия Медиоланского (descensio; Ambros. Mediol. De Abr. II 6. 34; Idem. De Job. IV 4. 14//CSEL. Vol. 32. T. 2. P. 276; ср.: Idem. De fuga saec. 2. 12). Христиане считали это название состоящим из 2 частей Ιρ и Δνος, видимо, по причине того, что Иосиф Флавий называл один из источников И.- Δνος ( Ios. Flav. Antiq. I 10. 1 (глосса?); Philost. Hist. eccl. 7. 3b; Ps.-Chrysost. In Jordanem Fluvium//PG. 61. Col. 725; Hieron. In Matth. III 16. 13). В дальнейшем эта традиция сохраняется ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2; Anon. Placent. Itinerarium. 7). В раннехрист. письменности ветхозаветные тексты, упоминающие И., получают различные толкования. Прежде всего они связаны с богословием крещения. Посох, с к-рым в руках патриарх Иаков перешел И. (Быт 32. 10), рассматривается как символ Креста ( Aphr. Demonstr. 4. 6; ср.: Iust. Martyr. Dial. 86. 2). Чудо с топором, совершенное прор. Елисеем (4 Цар 6. 1-7), получает типологическое толкование у сщмч. Иустина ( Iust. Martyr. Dial. 86. 6; ср.: Iren. Adv. haer. V 17. 4). У Тертуллиана И. понимается как символ мира сего, погрязшего в грехе, но освобожденного Крестом Христовым ( Tertull. Adv. Iud. 13. 19). Чудо о топоре, утонувшем и всплывшем, прообразует сошествие Христа в преисподнюю (in inferni profunda descendens) и Его воскресение ( Aug. Contr. Faust. 12. 35). Род человеческий по своей гордыне освободился от руки Божией и погрузился в реку изобилия, И.- знак этого мира, где все подчинено желанию добиться изобилия и получить удовольствие ( Caes. Arel. Serm. 130. 1). Но есть и положительные толкования И. Переход израильтян через реку, так же как и переход через Чермное м. во времена исхода, является самым распространенным в святоотеческой традиции символом крещения (см., напр.: Ambros. Mediol. De Myst. 9. 51; Did. Alex. De Trinit. 2. 14//PG. 39. Col. 697). Ориген разделял эти 2 события: переход через Чермное м. он сопоставлял с оглашением катехуменатов, а переход через И. соотносил уже непосредственно с крещением ( Orig. In Ioan. comm. 6. 43-45; Idem. In Ios. 1. 4; 4. 1; Dani é lou J. Sacramentum future. P., 1950. P. 233-245).

http://pravenc.ru/text/578378.html

При Г. в мон-ре была выстроена базилика, главный алтарь к-рой посвящался мч. Викентию, под ним были помещены одеяния святого. Сев. алтарь был освящен во имя святых Ферреола и Феррутия, южный - во имя мч. Юлиана Бриватского, западный - во имя мучеников Гервасия, Протасия и Кельсия и вмч. Георгия. С юга к базилике примыкал ораторий мч. Симфориана. Первыми насельниками мон-ря стали монахи из аббатства св. Симфориана в Августодуне во главе с учеником Г. св. Дроктовеем, к-рый сменил Г. в должности аббата мон-ря св. Симфориана в Августодуне, а после смерти святого стал первым настоятелем нового мон-ря в Паризиях ( Gislemarus. Vita Droctovei. 10-11). Став епископом (Vita Germani. 12), Г. прославился благотворительностью и содействием в выкупе рабов, к-рых он отпускал на свободу (Vita Germani. 74). Кор. Хильдеберт поручал Г. от своего имени раздавать милостыню бедным (Vita Germani. 13). Как доверенное лицо короля он присутствовал при перенесении мощей свт. Альбина, еп. Андекавского († после 549), в новую базилику, выстроенную по повелению Хильдеберта у городских ворот (30 июня 556 - Venantius Fortunatus. Vita Albini. 19). К 558-560 гг. относится также обретение мощей св. Урсина, 1-го еп. г. Битуриги (совр. Бурж). Григорий Турский сообщает о явлении св. Урсина Г., находившемуся в это время в Битуригах; по инициативе Г. было совершено открытие мощей ( Greg. Turon. Glor. conf. 80). Там же Григорий Турский упоминает о ночном бдении Г. над могилой св. Лусора в сел. Доль (совр. Деоль) близ Битуригов (Ibid. 92). После 559 г. Г. также присутствовал на освящении мон-ря во имя мучеников Викентия и Лаврентия в г. Ценоманы (Vita Domnuli. 3). Подпись святого значится под завещанием еп. Домнула. Сложно поначалу складывались отношения Г. с кор. Хлотарем I, братом Хильдеберта. Венанций Фортунат сообщает, что Г., отправившись к Хлотарю, так и не был допущен во дворец и о его приходе даже не было доложено. Однако в ту же ночь король заболел и был исцелен по молитве святого. После этого чуда король стал относиться к епископу с большим уважением (Vita Germani.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Sanctus ergo spiritus, omnis beatitudo, in prima ingenita generatione, quae sola generatio est et dicitur, ipse pater, ipse filius fuit. Spiritu enim moto a semet ipso, hoc est vitae perfectae in motione exsistentis, volentis videre semet ipsam, hoc est potentiam suam, patrem scilicet, facta est ipsa manifestatio sui, quae generatio est et dicitur, et iuxta hoc foris exsistens. Omnis enim cognoscentia, secundum quod cognoscentia est, foris est ab illo quod cupit cognoscere. Foris autem dico, sicut in inspectione, secundum quod est videre semet ipsam, quod est scire vel videre potentiam illam praeexsistentem et patricam. In isto igitur sine intellectu temporis tempore, ab eo quod erat esse veluti egrediens in inspiciendum ipsum quod erat, quoniam ibi omnis motus substantia est, alteritas nata cito in identitatem revenit. Non enim secundum dorsum effulgentia, sed sicuti lumina aut vultus se intuentes visione in se invicem, id ipsum unum eodem modo et perfectum substitit. Lumina autem undique ut vultus se aspicientes sunt et dorsum non habent et mystice dicitur: deus secundum dorsum videtur. Nulla igitur deminutione totum semper unum mansit, maxime potentificata counitione potentia patrica. Sanctus igitur spiritus motus primus intus, quae sit excogitatio patrica, hoc est sui ipsius cognoscentia. Praecognoscentia[m] enim cognoscentia praecedit. Iuxta istum ergo cognoscentiae modum naturalem foris effecta[m] intellegentia[m], natus est filius, vita factus, non quo non fuerit vita, sed quoniam foris vita, magis vita; in motu enim vita. Hic est g-logos qui vocatur Iesus Christus, per quem effecta sunt omnia, semen omnium ad id ut sint, quippe vita, qua sine inpossibile est esse aliquid in his quae sunt et in his quae non sunt, quae consecutiones sunt. 58. Quoniam autem diximus unam motionem et eandem et g-logon et sanctum spiritum, g-logon in eo quod vita est, sanctum spiritum quod est esse cognoscentiam et intellegentiam esse, quoniam que diximus id ipsum esse vitam et cognoscentiam, et quoniam diximus motam in prima motione intellegentiam – iste enim ordo naturalis et divinus: potentia cum sit, necesse fuit intellegentiam ad suimet ipsius cognoscentiam moveri – natus est filius, g-logos qui sit, hoc est vita, virtute patrica generante intellegentia hoc quod est esse omnium quae sunt veluti aeternum fontem.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

частью, к старому нефу с запада пристроена Галилейская капелла с криптой для заупокойных богослужений, с юга - портик. В XV в. при Галилейской капелле сооружена ризница, в главном храме - деревянный резной потолок, в хоре - резной заалтарный рередос (преграда). В 1940 г. церковь была сильно повреждена взрывом бомбы. В 1937 г. при раскопках близ храма обнаружены остатки хозяйственных построек (подворье аббатства Тьюксбери). Ист.: BHL, N 4268-4269; ActaSS. Nov. T. 3. P. 219-236; Gildas. The Ruin of Britain and Other Works/Ed., transl. M. Winterbottom. L., 1978; Vita S. Samsonis//ActaSS. Iul. T. 6. P. 573-591; Vie de Saint Paul de Leon en Bretagne d " après un manuscript de Fleury-sur-Loire conservé a la bibliothèque publique d " Orléans/Éd. C. Cuissard//Revue celtique. P., 1881/1883. Vol. 5. P. 413-460; Vita S. Pauli episcopi Leonensis in Britannia minori auctore Wormonoco/Ed. F. Plaine//AnBoll. 1882. T. 1. P. 208-258; Lectiones de vita S. Dubricii//The Liber Landavensis (Llyfr Teilo)/Ed. W. J. Rees. Llandovery, 1840. P. 75-83; Vita S. Cadoci//Lives of the Cambro-British Saints/Ed. W. J. Rees. Llandovery, 1853. P. 22-96; Vita S. Iltuti//Vitae Sanctorum Britanniae et Genealogiae/Ed. A. W. Wade-Evans. Cardiff, 1944. P. 194-233; Vita Gildae auctore monacho Ruiensi//MGH. AA. T. 13. P. 91-101; Монах из Рюи. Первое житие Гильды// Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. М., 2003. С. 378-381; Vita S. Brioci episcopi et confessoris/Ed. F. B. Plaine//AnBoll. 1883. T. 2. P. 161-190; Nova Legenda Angliae/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 52-56; Lewys Morganwg. Llyma Gywydd Ylltud Sant//Iolo Manuscripts: A Selection of Ancient Welsh Manuscripts... from the Collection Made by the Late Edward Williams (Iolo Morganwg)/Ed. T. Williams. Llandovery, 1848. P. 292-295, 683-685; [Genealogies of the British Saints]//Ibid. P. 113, 131, 148-149; Lobineau G.-A. Les Vies des Saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 24-25.

http://pravenc.ru/text/389467.html

Ergo motus et patris est. Filius ergo eadem substantia./ Hunc g-logon Graeci vocarunt, intus in patre deum,/Causa qui sit ad partum atque ad ortus omnium./ Nihil namque absque hoc creatum est, per hunc creata cuncta sunt./ Hic g-logos, si Christus est et si g-logos vita est,/Genitus g-logos a patre est. Est enim vivus deus./ In quo, cum substantia deus sit deus que sit vita substantia,/Genitus autem filius vita est, una est substantia, g-logos, deus./ Indiscretus ergo semper, semper et alter simul,/Missus mittenti par, et fons tamen manet,/Semper discurrit, spargens vitas, missus ut flumen filius./ Hinc substantia unum ambo, fons deus, flumen filius./ Sed quia in divinis substantia hoc idem quod vita est,/Vita que ipsa ipsa est sapientia, ut praecedit esse, cui inest/Princeps ac simplex vivere, sic adest/Intellegens sapiens que, semper cum praecedit vivere, /Non quo praecedat quidquam alterum, neque quod sit omnino alterum,/Sed quo progressu actuum sit ter triplex alterum./ Christus igitur actus omnis, actus, cum procedit filius,/Actus que vita est, qua procedunt et creantur omnia,/Fit idem doctor et magister, idem perfector spiritus,/Seminatas saeclis animas inrigans scitis sophiae./ Sophia autem cum sit Christus, idem Christus filius docet,/Profectus patre patrem et Christum spiritus./ Hinc patris cuncta Christus, hinc habet Christi cuncta spiritus./ Sic Christus me us inter parentem et sese alterum/Spiritum implet parentem, dum esse praestat omnibus/Atque esse cunctis vita est et hoc est quod in Christo factum est./ Quid quia iungit ac salvat omnia ac docet verum deum,/Christum sequentes, Christo renatos, sanctus iungit spiritus?/ Ergo Christus omnia, hinc Christus mysterium,/Per ipsum cuncta et in ipso cuncta atque in ipsum omnia./ Cuius altitudo pater est, ipse vero totus/Progressu suo longitudo et latitudo patris est./ Hinc Christus apparens saeculis ad profundum docendum id que arcanum/Et intimum intus docendo, Christus occultus sanctus spiritus./ Omnes ergo unum spiritu, omnes unum lumine./

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010