6312         Jub. 16:27; m. Git. 3:8; b. B. Mesi c a 28a; Sukkah 33b; Pesah. 34b; p. Git. 3:8, §4; Gen. Rab. 6:5; 35:3. 6313 For comments on John " s geographical symbolism here, see Fortna, «Locale,» 85. Jesus» «walking» (7:1) may suggest the previous context (6:66; Michaels, John, 111), though geographical avoidance represents one characteristic Johannine function of the term (11:54; cf. 10:23; 11:9–10; 21:18). Cf. Jathanna, «Religious,» who finds in 7:1–14 contrasting models for religious behavior. 6314 That Jerusalem stands for the hostile «world» here is often acknowledged (e.g., Haenchen, John, 2:6). 6315 They do not doubt his miracles but want him to use them to become known (ibid.). 6316 For onés «time» (καιρς) as onés appointed hour of death, see 1Macc 9:10; most fully, comment on John 2:4 . 6317 Commentators often observe the parallel between the two pericopes (e.g., Hoskyns, Gospel, 311 ); the pattern appears to some degree also in 4:46–54; 11:1–44 (Malina and Rohrbaugh, John, 68, following Giblin, «Suggestion»). 6318 Jesus also offers the disciples a sign to produce faith (11:15), whereas he resists his natural brothers» suggestion that he provide such (7:3). 6319 See Lewis, Life, 70 (for Egypt, where we have the most evidence). 6320 E.g., Demosthenes Against Stephanus 1.53; cf. DeSilva, Honor, 171–72. 6321 See, e.g., Xenophon Cyr. 8.7.14; DeSilva, Honor, 168 (citing Tob 5:8–14); though cf. Prov 27:10 . 6322 E.g., attributed to a demon in T. So1. 18:15; part of Socrates» tests of endurance in Seneca Ep. Luci1. 104.27; the cause of a young man " s suicide in Valerius Maximus 5.8.3. On the horror of intrafamily violence (though it goes far beyond the depiction of strife here), e.g., Diodorus Siculus 17.13.6; Appian C.W. 4.4.18; R.H. 7.5.28; Lucan C.W. 2.148–151; Ovid Metam. 1.144–148; Seneca Berief. 5.15.3; Josephus War 6.208–212. 6323 Pagans also could experience tension between familial responsibilities and those commissioned by a deity (e.g., the papyrus letter from 168 B.C.E. in Stowers, Letter Writing, 87–88).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

141-142 142-143 ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа 143-148 148-150 ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу 150-155 ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии 155-157 ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения 157-158 164-166 166-168 168-172 172-173 173-174 174-175 175-177 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви 178-179 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви 179-181 181-182 182-184 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV - нач. XVI в. в Новгороде и в Москве 185-194 194-195 ЖИЗНЬ особое проявление самобытности как природного свойства Божия, общего для всех Лиц Св. Троицы 195-246 246-247 ЖИЛИНЬСКИЙ Вацлав (1803-1863), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи 247-248 ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма 248-255 255-258 258-263 ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) 263-273 ЖИТИЕ БОГОРОДИЦЫ условное название различных христианских апокрифических и агиографических произведений, посвященных земной жизни и чудесам Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Александр Мень. Христианство. Лекция. В кн.: Александр Мень. Культура и духовное восхождение. Искусство: Москва, 1992, с. 26. 154 О. Степурко. Ты — живой. В кн.: Памяти протоиерея Александра Меня. — Ук. соч., с. 168. 155 З. Масленникова. «К истории книги О. Александра Меня «Сын Человеческий». В кн.: Aequinox — Ук. соч., с. 178. 156 Александр Мень. Христианство. Лекция. — Ук. соч., с. 19. 157 См. там же, с. 18. 158 Владимир Соловьев. Развитие догматической Церкви. В кн.: Владимир Соловьев. О христианском единстве. — Жизнь с Богом: Брюссель, 1967, с. 122. 159 Александр Мень. Христианство. Лекция. — Ук. соч., с. 21. 160 Почему мне трудно поверить в Бога?: Отец Александр отвечает на наши вопросы. — Россия, 16–17.09.91. 161 1 Ин. 2, 15. 162 Ин. 3, 16. 163 Протоиерей Александр Мень. На пороге Нового Завета. — Слово: Москва, 1992, с. 486. 164 Это письмо цитируется в статье: 3. Масленникова. Феномен отца Александра. — Ук. соч., с.197. 165 А. Мень. Дорожите временем. — Ук. соч., с. 197. 166 Речь идет об одном представителе целого теологического течения, истоки его лежат в протестантизме. Он перед лицом секуляризации современного общества в мире, который отныне предстал без Бога, попытался заново интерпретировать основные христианские догмы. Так, для англиканского епископа Джона Робинсона люди не в состоянии думать о Боге, как о личности «совершенно отличной от человека»: слово «Бог» для него значит «предельная глубина нашего существа», тогда как Иисус Христос является «человеком для других». 167 Почему мне трудно поверить в Бога? — Ук. соч. 168 Джон А. Т. Робинсон (1919–1983) изложил свою концепцию в книге, вышедшей в 1963 г. под названием Honest to God, она стала бестселлером, вокруг нее было много шума. Затем, как и другие теоретики секуляризированного богословия, он пересмотрел свои прежние позиции и в области толкования Нового Завета, где он был специалистом, и высказался за установление более ранних дат, чем те, которых придерживается большая часть современных экзегетов. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

851 Буйских А. В., Золотарев М. И. Градостроительный план Херсонеса Таврического//ВДИ. – 2001. – – С. 128, рис. 9; Романчук А. И. Указ. соч. – С. 165–169; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 557–561. Обмеры, дающие площадь античной агоры в 18700 м2, представляются неоправданно завышенными (ср.: Снитко И. А. Методика реконструкции античного города (на примере Херсонеса Таврического). – С. 13). 852 См.: Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 168. 854 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989. – Гл. 53. 4 60–469, с. 270–271. В свое время на агоре стояло немало статуй божеств, героев, знаменитых граждан, военачальников, как например, стратига царя Митридата Евпатора, Диофанта, жреца и дамиурга Аристона, сына Аттины, легатов и пропреторов императоров Веспасиана и Домициана, соответственно Секста Ветуллена Кериалиса и Октавия Фронтона, Лаодики, дочери Зета, жены Тита Флавия Партенокла, еще одной Лаодики, дочери Тита Флавия Аполлония и др. (IosPE, 12, 352, 353,420,421,422,431,432; Антонова И. А., Яйпенко В. П. Херсонес, Северное Причерноморье и Маркоманские войны по данным херсонесского декрета 174 г. н.э. в честь Тита Аврелия Кальпурниана Аполлонида//ВДИ. – 1995. – – С. 58–86). Какая часть из них уцелела от разгрома в эпоху победившего христианства, не была переплавлена, установить невозможно, но то, что византийцы, а значит, и херсониты, отчасти утилизировали подобное сохранившееся наследство и органично включали его в интерьер своих площадей, не подлежит сомнению (подр. см.: Mango С. Antique Statuary and the Byzantine Beholder//DOP. – 1963. – – P. 53–75). 855 Лосицкий Ю. Г. О доминантном каркасе застройки средневекового Херсонеса//Сугдея, Сурож, Солдайя в истори и культуре Руси – Украины. Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 167–168. 857 См.: Dubois de Montpereux Fr. Voyage autor du Caucase, chez les Tcherkeses et les Abkhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee. – Paris, 1843. – Vol. 6. – P. 141 (судя по плану и описанию к нему, автор путал названия базилики 2 8 и крестовидного храма 2 7 на агоре, называя их то церковью Владимира, то церковью Богородицы); Мурзакевич Н. Херсонисская церковь св. Василия (Владимира)//ЗООИД. – 1863. – Т. 5. – С. 997; Маркевич А. Несколько слов о деятельности в тавриде Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического/ИТУАК. – 1901. – – С. 39 (архиепископ Иннокентий тоже отождествлял храм на месте Владимирского собора с «церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы»); Повесть временных лет. – М.; Л., 1950. – Ч. 1. – С. 275; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.; Л., 1950. – С. 152.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I . Государственное законодательство о церкви выражалось: 1) в издании особенных законодательных постановлений относительно церкви и 2) санкционировании правил, изданных или издаваемых церковью. Так как древнему миру чуждо было различие церкви и государства, как двух особых организмов, то церковные законы христианских императоров были в то же время и государственными законами. Государственные узаконения относительно церкви издавались обыкновенно в виде эдиктов, конституций, впоследствии новелл. Узаконения, изданные со времени Константина Великого до Феодосия В. Были сведены вместе в Codex Theodasianos (438 г.); первый закон этого кодекса предписывает всем народам, подвластным римскому императору, содержать ту веру, которой апостол Пётр научил римлян. Особенное значение в истории источников Церковного права имеют памятники Юстиниановской законодательной деятельности: Pandectae, Codex, Novellae, в совокупности носящие название Corpus juris civilis. В Пандектах нет указонений, прямо касающихся Церковного права, но многие положения их, относящиеся до ius sacrum имеют немаловажное значение и для правовой жизни церкви, применяясь к соответственным предметам христианской религии и усвояя лишь некоторое нравственное содержание. В кодексе Юстиниана (Codex repetitae praelectionis, 534 г.) первые 13 титулов первой книги посвящены уже исключительно законодательству о церкви, а именно: первый титул заключает в себе изложение христианских догматов, возведённое в закон; три следующие обширные титула заключают в себе массу законов относительно церквей, их имуществ и привилегий, относительно епископов, прочего духовенства и круга ведомства церковного суда. Законодательство Юстиниана обняло церковную дисциплину со всех сторон, почему и до сих пор не потеряло своего значения при выяснении разных сторон и институтов церкви. После издания кодекса стали выходить новые законоположения Novellae, о таких предметах, о которых говорится и в кодексе Юстиниана; в них Церковное право изменялось или развивалось. Новеллы заключались в сборники, известнейший из коих состоит из 168 новелл, он входит в III т. Corpus juris civilis. Из этих 168 новелл 30 посвящены исключительно церковным вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Наряду с воскресными песнопениями нек-рые рукописи древнего Тропология содержат также корпус будничных песнопений со строгой системой осмогласия, но еще недостаточно развитым вариативным формуляром. Так, рукопись Sinait. iber. 40 в каждой гласовой группе будничных песнопений имеет тропари на «Господи, воззвах» и на вход на вечерне, вечерний прокимен и тропари на хвалитех; рукопись Sinait. iber. 53 и 34, кроме того, содержит песнопения на стиховне вечерни и утрени, а последняя - еще и гимны на литии и тропари к 9 библейским песням. Эти песнопения не дифференцированы по дням седмицы, однако содержат уже достаточно развитую систему посвящения: тропари на «Господи, воззвах» и хвалитех состоят из покаянных, крестных, мученичных (отдельно - св. первомч. Стефану), заупокойных, богородичных и посвященных св. Иоанну Предтече; каждая библейская песнь будничного «канона» в рукописи Sinait. iber. 34 содержит тропари воскресению, Св. Кресту, святым мученикам, святителям, тропари заупокойные и Богородице ( Хевсуриани. 1984. С. 143-150; Fr ø yshov. 2007. P. 168-169; Idem. Byzantine Rite. 2013). Рукопись Sinait. iber. 34 имеет сложную структуру, содержащую пласты гимнографии как иерусалимской (кафедральной) традиции, так и савваитской (монашеской), как древнего, так и нового Тропологиев. В частности, эта рукопись является свидетельством зарождения системы тематического наполнения каждого дня седмицы: день воскресный посвящен празднику Воскресения Христова, понедельник и вторник - теме покаяния, среда и пятница - Кресту, четверг - Пресв. Богородице и суббота - всем святым и умершим ( Хевсуриани. 1984. С. 144-145; Fr ø yshov. 2007. P. 168-169). Богатый репертуар древнего Тропология практически полностью обновился в новом Тропологии, однако нек-рые песнопения этого гимнала все же сохранились и вошли в современные богослужебные сборники. В современном О. находится ряд «воскресных» и «анатолиевых» стихир (всего ок. 30 песнопений), текстуально близких к некоторым гимнам древнего Тропология. Такие текстуальные параллели между печатным О. и древним гимналом характеризуются в большинстве случаев также идентичной гласовой принадлежностью, однако лишь в половине случаев древние гимны Тропология сохранили свои литургические функции: некоторые современные стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех ранее являлись гимнами на литии или же исполнялись после чтения утреннего Евангелия или на литургии ( Епифаний (Булаев), Желтов. 2018). Помимо стихир и некоторых ирмосов воскресного О. небольшая часть песнопений древнего Тропология вошла в будничный О. в качестве стихир (см.: Древнейший Иадгари. 1980. С. 643-650), причем большинство таких совпадений отмечено не в соответствующей (вседневной) части древнего Тропология, а в его минейном или же триодном разделе. Т. о., общие гимны древнего Тропология и печатного О. обнаруживают пласт доиконоборческой гимнографии в современном сборнике. О. нового Тропология

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

1 Кор 16:13–24 Неделя 13. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ Зачало 167А 167Б 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182А 182Б 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 Второе послание к Коринфянам, зачало 167А Павел, волею Божией Апостол Христа Иисуса, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми, находящимися в Ахаии, – благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всяческого утешения, утешающий нас во всей нашей скорби, чтобы мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. Потому что, как умножаются страдания Христовы в нас, так умножается Христом и утешение наше. А скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения; утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения, осуществляющегося стойкостью в тех же страданиях, которые переносим и мы; и надежда наша о вас тверда: мы знаем что,вы общники как страданий, так и утешения. 2 Кор 1:1–7 Четверг 10 седмицы. Второе послание к Коринфянам, зачало 167Б Братья, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всяческого утешения, утешающий нас во всей нашей скорби, чтобы мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. Потому что, как умножаются страдания Христовы в нас, так умножается Христом и утешение наше. А скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения; утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения, осуществляющегося стойкостью в тех же страданиях, которые переносим и мы; и надежда наша о вас тверда: мы знаем что, вы общники как страданий, так и утешения. 2 Кор 1:3–7 Мученикам. Второе послание к Коринфянам, зачало 168 Братья, мы не хотим, чтобы вы пребывали в неведении о скорби нашей, происшедшей в Асии, что мы были удручены чрезмерно, сверх силы, так что мы потеряли надежду и остаться в живых; но сами в себе мы получили осуждение на смерть, чтобы полагаться нам не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых, Который избавил нас от столь верной смерти и избавит, на Которого мы возложили надежду, что Он и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, для того чтобы из многих уст вознесено было о нас благодарение за дарованное нам по молитве многих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/aposto...

Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Аффект (от лат. affecmus - душевное волнение, страсть) - бурная кратковременная эмоция, возникающая в ответ на сильный раздражитель. Св. Филарет, митр. Московский и Коломенский. Записки на Бытие. Ч. 1. М., 1867. С. 50. Там же. С. 50. Четьи-Минеи. Декабрь. 4. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 86-87. Там же. С. 83. Четьи-Минеи. Октябрь. 2. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 44. Блаж. Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 692. Четьи-Минеи. Декабрь. 4. С. 78. Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 77. М.: Правило веры. 1993. С. 383. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 1. К Филипп. Бес. IV. § 4. М. 2004. С. 255. Св. Игнатий Брянчанинов. Христианский пастырь и христианский художник.//Богословские труды. Сборник 32. М., 1996. С. 295. Последнее важно настолько, что без него стыдливость не возникнет, ибо «ничто не делает так бесстыдным, как грех» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. М. 1994. С. 168). Именно неосознанный грех производит бесстыдство в грешниках или порочная совесть (там же. С. 168). В житии преп. Иллариона описывается случай, когда бес вошел в девицу и в такой степени распалил ее блудной похотью, что она начала бесстыдно кричать, призывая юношу по имени для удовлетворения страсти, сбрасывать с себя одежды, обнажаться, и всячески метаться, сгорая огнем любодеяния (Четьи-Минеи. Октябрь. 21. С. 477). Не этим ли объясняется ничем непреодолимое влечение некоторых к публичному эксгибиционизму? См.: св. Григорий Богослов. Т. 2. На женщин, которые любят наряды. М., 1994. С. 247. Там же. С. 248. Четьи-Минеи. Сентябрь. 24. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1991. С. 474. Четьи-Минеи. Февраль. 6. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1993. С. 103. Четьи-Минеи. Январь 21. М., 1991. С. 729. Четьи-Минеи. Ноябрь. 5. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1991. С. 93. Св. Филарет, митр. Московский. Записки на Бытие. Ч. 1. С. 50. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 10. С. 238-239. Впрочем, некоторые расширяют смысл слов апостольских, говоря, что он требует накладывать печать стыдливости не только на одежду, но и на походку и всякое движение, на взор и выражение лица в целом, т.е. на все, через что она являет себя окружающим (св. Феофан Затворник. Толкования посланий ап. Павла. Пастырские послания. 1 посл. к Тимофею. М., 1995. С. 263).

http://bogoslov.ru/article/547331

Духа» (Ч.-Мин. 10 дек.). По примеру древней Церкви, поступала православная Церковь и в последующее время. Так, на Константинопольском соборе (1301 г.), состоявшем из греческих и русских епископов, был предложен, между прочим, такой вопрос: «приходящих от татар, хотящих креститися, и не будет сосуда, в чем погружати ему» (т. е. священнику?) Отцы собора отвечали: «да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Ркп. моск. дух. акад. за 191, вопр. 23, л. 168). 388 От XIV же века сохранились славянские списки Номоканона, под названием «Зонара» или «Зинара» (по имени известного толкователя церковных правил в XII в. Иоанна Зонары). Номоканон этот состоит из 200 глав. В 168 главе читаем: «аще хощет дитя умрети, родители его да призовут иерея. Аще иерей обращает и уже на концы, да кропит е водою святых богоявлений, и речет молитву крещальну над ним, и тако окрещено бе». 389 В старописьменных Служебниках, Потребниках и Уставах, начиная от митр. Киприана до патр. Иова включительно, есть наставление, как крестить слабых и больных младенцев, при чем замечено, что вследствие слабости младенца и опасения залития следует обливать его водою (см. свид. в Вып. Озер. 2, 400–403). Наконец, в старопечатных Служебниках: Иовлевском (1602 г.) и междупатриаршем (1616 г.) сказано, что больного младенца следует «погрузить в воде по выи и возливать ему на голову воду от купели десною рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий...». Таким образом, поливательное крещение, в случае крайней нужды, Церковью всегда допускалось, признавалось за истинное и никогда не повторялось: в истории христианской Церкви нет не только ни одного постановления какого либо собора, запрещающего крестить поливательно, но, даже и частного случая, чтобы крещенный поливательно был снова крещен. 390 б) Принимая в общение латинян, лютеран, кальвинистов и др. иноверцев без повторения крещения, наша Церковь поступает согласно с практикой вселенской Церкви. В XII в., по случаю принятия нескольких латинян в православную Церковь , александрийский патриарх обратился с вопросом об этом к знаменитому канонисту Феодору Вальсамону, и тот ответил: «присоединяемый должен быть оглашен (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010