Итак мы заявляем, что наличность трудов Прот. Светлова, Архиепископа Сергия и др. авторов освобождают нас от обязанности доказывать, 1) что юридическое учение об искуплении перешло к нам от латинян, а не от св. Отцов, и 2) что искупление есть не иное что, как дарование нам благодатной способности совершать свое спасение, а спасение есть духовное совершенствование чрез нравственную борьбу и богообщение. О прочих выражениях и изречениях Св. Писания, дающих мнимое основание для юридической теории мы скажем ниже, а теперь уже пора перейти к главной мысли нашей работы. Архиеп. Антоний. (Продолжение следует). Тареев Μ.Μ. Новое богословие: [Вступительная лекция. Сентябрь, 1916 год]//Богословский вестник 1917. Т. 2. 8/9. С. 168–224 (2-я пагин.) (Окончание) —168— Христианская философия, нравственно-субъективная по своему методу и духовно-мистическая по типу религиозной мысли, – духовная философия, философия сердца, – это наша русская религиозная мысль, наш национальный вклад в сокровищницу религиозной идеологии. Мы здесь природно отталкиваемся и от византийского гностицизма и от западного рационализма. Это – наша стихия, в которой раскроется своеобразный русский гений, проявится наше духовное лицо. История русского богословия свидетельствует, что оно уже проявилось, по крайней мере, в общих контурах, что русское религиозное слово уже прозвучало, в основной идее своей, что система русской религиозной мысли уже обозначилась – в главных чертах 716 . Если же доселе мы здесь ещё не одержали полной победы, не сделали всех приобретений, не выявили всех потенций, то объяснение этого лежит в нашей церковной истории, а вина падает на враждебные нам византийский гностицизм и западный рационализм. Развитие нашей религиозной мысли совершалось под тяжёлым давлением византийского и западного влияний. Западная схоластика господствовала в нашей духовной школе последние два века. Ныне это наше рабство западному рационализму осознано широкими кругами, и борьба схоластике объявлена довольно решительная. В последние годы, годы злосчастной всемирной войны, начатой немцами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И принесли к нему в то время мантию чёрную и клобук, и власти той мантии чёрной и клобука ему вздеть не дали. И он пошёл в ризницу сам в одной ряске и вздел мантию с источниками и клобук чёрный. И как вышел из алтаря, и посох поставил на патриаршеском месте, и взял посох простой, и пошёл было из соборной апостольской церкви вон. И власти его возвратили, и послали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, Крутицкого митрополита Питирима о том возвестить. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, прислал в соборную апостольскую церковь к нему патриарху Никону боярина своего князя Алексея Никитича Трубецкого. А что боярин князь Алексей Никитич его великого государя патриарху Никону слова говорил и что патриарх Никон ему боярину князю Алексею Никитичу сказал, того он Михайла не слыхал, потому что был в алтаре. То моя сказка. К сей сказке протопоп Михайло руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказки Златоустовского игумена Мисаила, Архангельского протопопа Кондрата, Сретенского протопопа Андрея и Успенского собора ключаря Иова о выходе патриарха Никона из того собора на Воскресенское подворье, по совершении литургии 10 Июля 1658 г. 168 года, Февраля в 14 день, Златоустовского монастыря игумен Мисайло сказал: во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, в службе я с святейшим Никоном патриархом на тот день был. И отпустив патриарх литургию, и народ поучив, почал с себя снимать клобук и мантию; а говорил так: да не буду де потом патриарх. То моя и сказка. А сказку писал я игумен Мисайло своей рукой. 168 года, Февраля в 14 день, Архангельского собора протопоп Кондрат сказал по священству: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я обедню с Никоном патриархом . И после обедни почал честь поучение в беседах апостольских Никон патриарх , как святителю оставить святительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

4. 158 (105)), с этим Судаком, или древнею Сугдеею. Основание крепости, или города Сугдеи, относят к 212 г. по Р. X. (Записк. Одесск. общ. истор. 5. 695 (126)). 168 Описание рукоп. Румянцевского музеума, CLXIII, CLXIX, CLXXII, CCCCXXXIV, CCCCXXXV (25). Также Пролог (103) и Чети-Минеи (30), под 15 числом декабря. Есть житие святого Стефана Сурожского и на греческом языке, но неизвестно, тождественно ли оно с славянским житием или нет (Записк. Одесск. общ. истор. 5. 595 и 623 (7)). 169 Святой Стефан скончался 15 декабря, но в какой год неизвестно. Не совсем кажется вероятным известие некоторых рукописных житий сего святого, будто он присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе, который происходил в 787 г. в городе Никее; святой Стефан, по свидетельству жития его, на пятнадцатом году своей жизни прибыл в Царьград для окончательного своего образования, в лето Феодосия царя Андраминдина; но этот Феодосии, возведенный на престол в 716 г., царствовал только до 25 марта 717 г.; следовательно, святой Стефан должен был родиться около 701 г. и во время Седьмого Вселенского Собора иметь уже до 87 лет (Записки Одесского общества истории и древн. 1. 191–194 (93)). Не вследствие ли такого недоумения и святой Димитрий Ростовский не внес сего известия о святом Стефане в свою Чети-Минею? А подписавшийся под актами Седьмого Вселенского Собора (Стефан, недостойный епископ Сугдеи (греч.)); мог быть другой Сурожский же, или Сугдайский, епископ сего имени, уже преемник Филарета, наследовавшего святому Стефану исповеднику. Впрочем, решительно отвергать, что и сам Стефан исповедник мог еще, хотя в глубокой старости, присутствовать на Соборе, отнюдь нельзя: дело не невозможное при свежести сил святого старца-подвижника. 172 Броневского Tartaria. P. 283, ed. Elzevir. 1630 (168), а также в Записк. Одесс. общ. истор. 6. 347 (19). Впрочем, церкви эти были весьма малы, как показывают сохранившиеся некоторых из них остатки. «Изо всех древних греческих церквей, – говорит один новейший описатель Крыма, – которые я видел в горах, ни одна не была длиннее 18-ти и шире 9-ти аршин» (Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ПСЗ. 5. 2991, 3232, 3662, 3349, 3653. 159 ПСЗ. 5. 1713, 2863; 6. 3637, 3697, 3001, 3062; 5. 2920; 6. 3637, 3121, 3410, 3400. 160 Горчаков. Монастырский приказ. С. 102, 123, 128. 161 Там же. С. 136, 131 и след.; ПСЗ. 4. 1834. 162 ПСЗ. 4. 1886; Горчаков. Ук. соч. С. 140; Завьялов. С. 55–63. 163 Горчаков. Ук. соч. С. 242 и след., 163–168, 70–74. 164 Горчаков. Ук. соч. С. 123 и след.; см. различные указы Сената: ПСЗ. 4. 2321, 2349, 2380, 2454, 2571, 2394, 2482, 2415, 2597, 2462, 2514, 2376; 5. 3038, 2953, 3409; 6. 3659, 3502. 165 ПСЗ. 5. 2385; Пекарский. 2. С. 443; Верховской. 1. С. 91, 112. Позднее, в 1731 г., Феофан Прокопович написал специальное сочинение «Рассуждение о присяге, или клятве: подобает ли христианам присягать или клятися Всемогущим Богом?» (напечатано в 1734 г.). См.: Морозов. С. 358 и след. 166 Верховской. 1. С. 522, 524 и след. 167 Устрялов. 6. С. 29 и след., 506, 508, 512 (этот том целиком посвящен делу царевича Алексея); Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 270; Морозов. С. 92; Чтения. 1861. 3. С. 1–374; ПСЗ. 5. 3151 (манифест от 3 февраля 1718 г. об отказе Алексея от престолонаследия). Французский посланник Ла Ви также сообщал в Париж о спорах между Петром и Алексеем: Сборник. 34. С. 304 и след., 413 и след., 350, 354, 321 (тут он доносил, что Петр хочет якобы объявить Алексея патриархом!). По Устрялову (6. С. 512), Алексей симпатизировал местоблюстителю Стефану и подал ему через доверенное лицо совет примириться с царем. 168 О процессе против Тверетинова см.: Записка о деле Тверетинова, в: ПДП. 38 (1882); «тетради» Тверетинова: Прав. соб. 1863. 8 (отрывок); протоколы заседания Сената: ОДДС. 1 (отрывок); см.: Пекарский. 1. С. 481–492; Чистович. С. 64 и след.; Тихонравов, в: Сочинения. 2. С. 156–303; Соловьев. 16. С. 336 и след. (или 4 (Общ. польза). С. 256); Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время, в: Русс. в. 1872. 9; Терновский. Московские вольнодумцы; он же. Московские еретики в царствование Петра I, в: Прав. соб. 1862. 4–6; он же. «Рожнец духовный» и «Камень веры»: Два полемических сочинения против еретиков, в: Прав. соб. 1863. 12; Д. Извеков. Проповедническая и противопротестантская литература XVIII века, в: Прав. об. 1871. 8; Чистович. Неизданные произведения Стефана Яворского, в: Христ. чт. 1867. 1; Морев. «Камень веры» (1904); он же. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями. СПб., 1905. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Лука, написавший икону Богоматери, которая хранится в московском Успенском соборе (л. 4 ср. л. 95); потом встречаются здесь имена: митрополита Петра (л. 428 и 445), Мануила (л. 239–240), Прокопия Чирина как знаменщика и «мудрейшего иконописца» (л. 213, 227, 238, 254, 407, 427), государевых изографов Симона Ушакова (л. 247, 252, 279, 281, 282, 400) и Федора Евтихиева (л. 423); знаменщика Москалева (л. 164, 168, 169, 170, 173, 174, 184, 230); иногда указания безымянные, как: перевод греческий свидетельствованный (л. 224), учеников Симона Ушакова (л. 269), государева мастера (л. 412, 214–215); деисус греческий (л. 570), добрейшего изографа (л. 91), добрейшего мастерства (л. 92), зело пречудно (л. 96), мастерский перевод, должно ревновать (л. 168), с греческого доброго мастерства (л. 209, 222, 223, 224), сей образ на Вологде в соборной церкви писан (л. 211), на Москве у Артемона Сергеевича в церкви Николы столпа сей образ писан местный (л. 220), с важнейших образцов (л. 242), Кириллова монастыря (л. 421), с печатного перевода (л. 424). Сверх того, здесь отмечены многие имена простых иконописцев, отчасти неизвестных доселе знаменщиков: чернец Никодим (л. 65, 110, 114, 115, 118, 119, 124, 127, 128, 162, 225, 226, 233, 267, 272, 274, 276, 278, 284, 305, 314, 329, 333, 335, 347, 356, 361, 366, 385, 388, 390, 391, 425, 471, 478, 480, 482, 485, 491, 546, 556, 562–565, 577, ср. л. 169 и 170 – подпись Никодима на образцах Москалева), Василий Мамонтов каргополец (л. 98, 105, 107, 108, 109, 132, 138, 165, 177, 258, 259, 261, 262, 280, 283, 289, 290, 291, 301, 302, 331, 363, 367, 379, 383, 387, 429, 457, 459, 475, 477, 576), Василий Кондаков усолец, отчасти знаменщик (л. 107, 166=знамя, 192, 237, 244, 266, 268, 273, 309, 426, 443; ср. 474 Василий Осипов усолец), Терентий Силин (л. 152, 205), Федор усолец знаменщик (л. 163), Семен Спиридонов (л. 190), Ермолай вологжанин (л. 250) и Иоанн (л. 442). Большая часть листов помечена именем чернеца Никодима «чернец (н), Никодим (ч)», который был, вероятно, иконописцем Сийского монастыря, собрал листы от разных лиц и разместил их в известном порядке 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Книги приемные платяной казне, что принял Казначей Сосипатр у Казначея Лаврентия в Воскресенском монастыре, за рукою, на тетрати. Книги переписные, села Рожествина большого и что по нем тягла, переписки конюшего старца Леонида да слуги Михаила Бахтеярова, на тетрати. Книги приемные Архимандрита Герасима, что принял он у Строителя старца Савы, всяких книг монастырским вотчинам и иных всяких писем, на тетрати. Книги приемные пустошным и всяким приемным деньгам, Иконома Иеромонаха Сосипатра, за рукою, на тетрати. Книги записные, что брано с лавок денег на торжку у Пятницы Берендеевой, на тетрати. Книги росходные деньгам Воскресенского монастыря Иконома Иеромонаха Сосипатра, на двух тетратех. Книги записные покупным лошадям, что куплено в Воскресенской монастырь, на тетрати. Книги отдаточные, что отдано на конюшню старцу Леониду всякой конюшенной сбруи, за рукою, на листу. Книги приходные и росходные казенным деньгам старца Наума, да в тех же книгах писан расход яблоков, на тетрати, за рукою. Книги посевные и ужинные, и умолотные и росходные всякому хлебу монастырскому, села Казанова, деревни Соснина, Старосты Никитки Кузмина, на тетрати. Книги приемные платяного Казначея старца Флавиана, что он принял всякие платяные рухляди у Иконома Сосипатра, на тетрати. Книги росходные платяной казне, раздачи Казначея старца Флавиана, 167 и 168 годов, за рукою, на получетверте тетрати. Книги приемные старца Ефрема, что он принял у старца Ермогена всякого платья и платяной рухляди, на тетрати. 168 (1660) года Книги росписные приемные Казначея Иеромонаха Акакия, что принял на лицо у прежнего Казначея старца Лаврентия, за их Казначеевыми руками, писаны на семи листах. Книги переписные, за рукою Иверского монастыря Архимандрита Филофея, что ему отдана из Воскресенского монастыря Государева жалования, и отказных грамот, и выписей и с писцовых, и с переписных, и с отказных книг и воевоцких отписок, и всяких монастырских крепостей, на трех тетратех. Книги росходные деньгам Клинского Уезду Успенского монастыря Казначея старца Якова, за руками, на двенадцати листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сборн. Киево-Соф. соб. библ. 168). 152 Кроме Б.-Каменского ему хотел было послужить А. И. Ермолаев. В Ростове, писал он Евгению в конце 1809 или в начале 1810 г «у протопопа нашел я роспись бывшим (там) епископам, архиепископам и митрополитам, которую и списал для себя но как сие может быть нужно для вашего преосвященства при издании росс. иерархии, то я и прошу позволения доставить сию роспись к вам». (Сб. ст. 2 отд. Акад. Наук, V, I, стр. 239). Роспись эта, действительно, была доставлена (Хран. в рук. сб. Киево-Соф. с. б. 161 л. 1–18 in fol.), но в дело не пошла (ib., 168). 153 В 1821 г. Евгений писал еще И. И. Кеппену: «В Новгороде под кровлею Софийского собора вы найдете необозримую кучу гниющих бумаг, но я опытом дознал, что их от гнилой вони и пыли нельзя разворачивать ни на два часа». (Евген. сб. п. 1, СПБ. 1871 г., стр. 26). 155 Здесь же 599) вплетены: 1., Присланная Евгению из Иркутска копия с указа 30 окт. 1728 г. в Троицкий Киренский монастырь архим. Иоанну из тобольского архиерейского приказа, относительно подведомственности 42 церквей Иннокентию, еп. Иркутскому и титулования его Иркутским и Нерчинским, и 2., Записка о Камчатской духовной миссии, исправленная рукою Евгения. Записку эту или «статью, некогда полученную из Иркутска», Евгений в 1821 г. отослал чрез Анастасевича в редакцию «Сибирского Вестника» (письмо Евгения к Анастасевичу от 19 февр. этого года, Древн. и Нов. Россия, 1881 г., февр., стр. 300), где она и была напечатана в 1822 г., ч. 17, стр. 89–98. Подписи: под статьей нет, а лишь одна помета: «Сообщено». 159 Собрав вчерне данные о Московском соборе 1557 г. о котором идет речь под этим Амвросий делает любопытную заметку: «У нас пропущено это до будущего издания». 160 Письма о Киеве. Соч. M. А. Максимовича, М. 1869 г. стр. 7. Такой, а не иной взгляд мог составиться у Максимовича после неоднократных бесед его с Евгением. 161 Рук. сб. Киево-Софийского соб. 599 – «Записки к Истории рос. иерархии относящиеся». Ненапечатанное Амвросиевское предисловие гораздо короче того «предуведомления», которое помещено при 1 ч. Истории рос. иерархии и которое, вероятно, принадлежит перу Евгения или по крайней мере им редактировано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

XXXIV, т. V, стр. 264–270. 1171 Сочинения Епископа Игнатия, т. IV, стр. 373–374. К смертным грехам принадлежит отчаяние т. III, стр. 163. 1176 Там же, стр. 374–375. Тем же подобием для уяснения значения грехов несмертных пользуется Епископ Игнатий в другом месте (т. III, стр. 168), где указываются и некоторые виды греха простительного, несмертного. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего,–во всех таких увлечениях по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога. Простительный грех не разлучает человека с Божественной благодатью и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем бремя их. (т. III, стр. 168 ). В другом месте, в ряду несмертных грехов Владыка Игнатий отмечает объедение, лакомство, роскошь, празднословие, смехословие. Но тут же отмечает, что эти и другие несмертные грехи, выросши и объявши человека, обратившись, так сказать, в направление жизни, могут близко подойти к грехам смертным. И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особенно должно наблюдать, чтобы какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть. Для очищения от таких грехов и для лучшего наблюдения за собой, св Церковь положила каждому православному никак не менее четырех раз в год прибегать к святому таинству исповеди. Есть грехи, совершаемые словом, их никак не должно считать маловажными: от слова шуточного до слова преступного–самое краткое расстояние. Есть грехи, совершаемые мыслью, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все–вражда на Бога. Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием испещренным, украшенным и продолжительным; таковой тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самим делом (Сочинения Епископа Игнатия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010