Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 15. С. 280–281.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 7. С. 66. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. I, 31//  Максим Исповедник,  преподобный. Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 220.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 6, 10. С. 168.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 16, 77. С. 165. Ср.:  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Слово на Преображение. 12, 15. С. 116, 119.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VI, 11, 37. С. 294. Ср.:  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Слово на Преображение. 12. С. 116.  Святитель Григорий цитирует эти слова апостола Павла в «Антирретиках против Акиндина». VII, 12, 46. См.:  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. С. 358–359.   Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 23. С. 287.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 18, 87. С. 175–176. Ср.:  Андрей Критский,  преподобный. Слово на Преображение//PG. 97. 948AB.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 6, 11. С. 168–169. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), XXII (V, 18). М., 2006. С. 109.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 28. С. 90.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 8, 20. С. 341.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 35. С. 97–98.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. II, 3, 22. С. 211. Преподобный Максим здесь цитируется святителем Григорием весьма приблизительно. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), XXII (V, 18). С. 109.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 22. С. 285.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Леонтий или Лев 911–928 . Афанасий или Анастасий 931. Николай I. Хритсофор, Христодор или Христодул I 936. Агафон. Иоанн VI. Христофор или Христодул II. Фома II. Иосиф II. Александр. Агапий. Иеремия или Орест ок. 980. Феофил. Арсений в нач. XI в. Иордан. Никифор 1048. Мина 1044. Софроний II 1059. Mapk II 1065. Евфимий. Симеон II 1099. Агапий I. Савва I в конце XI и в нач. XII в. Евхерий. Макарий III. Uakob II . Арсений II 1146. Иоанн VII (или Николай) 1156. Никифор II 1166. Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досифей I (с 1190 г. патриарх Константинопольский). Феофан в нач. XIII в. Григорий I 1261–1288. Афанасий III при Михаиле Палеологе. Фаддей 1298. Софроний III. Афанасий IV в нач. XIV в. Гавриил Брула. Афанасий IV (вторично). Лазарь ок. 1330. Герасим антипатриарх. Лазарь (вторично) 1367. Софроний IV. Дорофей I в конце XIV в. Феофил II. Феофан II. Иоаким 1438. Феофан III. Авраам † 1468. Uakob III . Mapk III . Григорий II. Дорофей II. в средине XVI в. Герман II 1534–1579. Софроний V 1579–1607. Феофан IV 1608–1644. Паисий I 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II 1669–1707. Хрисанф 1707–1731. Мелетий 1732–1737. Парфений 1737–1766. Ефрем II 1766–1771. Софроний VI 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанасий V 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875–1883. Никодим 1883–1890. Герасим 1891–1897. Дамиан I 1897. Е. Римские папы Св. Петр † 37 июня 29. Св. Лин 67–79. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Еварест 100–109. Александр I 109–119. Сикст 119–128. Телесфор 128–139. Гигин 139–142. Пий 142–157. Аникита 157–168. Сотер 168–176. Елевферий 177–190. Виктор I 190–202. Зефирия 202–218. Каллист I 218–223. Урбан I 223–230. Понтиан 230–235. Св. Антер (Анфир) 235–236. Св. Фабиан (Фавий) 236–250. Корнилий 251–252. Новатиан антипапа † 268. Лукий 252–253. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Дионисий 259–269. Феликс I 269–274. Евтихиан 275–283. Кай 283–296. Маркеллин 296–304. Св. Маркелл 304 или 308–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной Жизни по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру и не для успешного получения чинов, не из ласкательства перед сильными или по страху к ним, не делаться предателями неоцененного сокровища веры (27,469). Жизнь Вечная есть утешение в Боге, и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское (52,166). Ты, Христос, – часть моя и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (13,70). Ты, Христос, – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – рай зеленеющий, Ты – чертог божественный, Ты – неизреченная таинница… Ты – Хлеб жизни, Ты – питие совершенно новое… Ты – для каждого из святых светильник неугасимый, Ты и одеяние, и венец, и раздаятель венцов, Ты – радость и упокоение, Ты – утеха и слава, Ты – веселие, Ты и радование… (56,121). Сын Божий – Плод Святой от Святого, Вечный от Вечного, Податель Духа Святого в осуществлении и образовании твари (3,168)… Отец Истины не сотворил Истинщ, не существующей прежде, но, будучи Источником света и всего благого, воссиял из Себя Единородный Свет Истины, чрез Который отображается всегда слава Его Ипостаси… (19,168). Все имеет Отец, Он поистине Жизнь и Бессмертие, и Свет, и Всемогущ, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын (33,949). Бог есть великое благо и в какую душу вселяется, ту исполняет всяким благом, сколько возможно вместить человеческому естеству… (58,134). Вкуси бессмертной сладости, обоняй духовное миро и познай, что нет никого другого столь прекрасного как Бог, или столь приятного, или столь сладкого, или столь могущественного, или столь премудрого, или столь славного, или Такого, Который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным (58,410). Господь есть световидный Источник бессмертного потока, в каковом источнике моются водою, текущею из Него, и очищаются душевно и телесно от всякого осквернения, и начинают сиять, как светила и как лучи солнца все те, которые любят Его от всей души (58,480).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из летописи Татищева видно, что этот Феодор был тот самый, который прежде клеветал пред Андреем Боголюбским на епископа Ростовского Нестора, теперь является игуменом суздальским, потом сделался Ростовским епископом, совершил разные злодейства и наконец казнен. Он был брат киевского боярина Петра Борисовича (Татищ. 3. 160, 161, 167, 168 Но в Никоновой летописи показания о Феодоре не совсем ясны: в послании патриарха к Боголюбскому Феодор назван сестричичем (племянником по сестре) епископа Мануила, а далее в самой летописи назван сестричичем Петра Бориславича и постриженником Киево-Печерской обители (2. 184, 206 П. собр. р. лет. 1. 152; 2. 102–103; 4. 12 Никон. лет. 2. 206–208 Татищ. 3. 167–168 У Татищева прибавлено, будто труп Феодора наконец сожгли на торгу пред народом. А Никонова летопись говорит, будто казнь Феодора состояла в том, что его с камнем на шее бросили в море (откуда оно взялось в Киеве?). Замечательно выражение Новгородской летописи: «Изгна Бог... злаго врага Феодора, белого клобучка» (4. 12 Не носил ли Феодор самовольно белого клобука вместо черного для отличия от других епископов? В Новгородской епархии были владыками: Нифонт (1130–1156), Аркадий (1156–1163), Илия, в схиме Иоанн (1163–1186), Григорий, в мире Гавриил (1186–1193), Мартирий (1193–1199), Митрофан (1199–1212), Антоний (1212–1220), опять тот же Митрофан (1220–1223), Арсений (1223–1225), опять тот же Антоний (1225–1229), Спиридон (1229–1249). (П. собр. лет. 1. 148, 177; 2. 79, 84, 93, 121; 3. 6, 12, 13, 19, 21, 22, 25, 31, 37, 39, 42, 44, 45, 54 Известны Ростовские епископы: Нестор (ок. 1156–1158), Леон (1158–1162), Феодор II, или Феодорец (1169–1171) , Лука (1185–1189), Иоанн I (1190–1214), Пахомий (1214–1216), Кирилл I (1216–1229), Кирилл II (1231–1262). (П. собр. р. лет. 1. 148, 149, 151, 165, 171, 172, 185, 186, 191, 192, 194; 2. 82, 91, 102, 127, 136 Известны Черниговские епископы: Онуфрий (1143–1147), Антоний (упом. 1159–1168), Порфирий I (упом. 1187), Порфирий II (упом. 1230–1239) . (П. собр. р. лет. 1. 149, 151, 170, 194, 200; 2. 19, 30, 92

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

268 Аф. Синт., ΙV, 386: κ τς πρς Νικοπολτας πιστολς – περ το πομνειν κα εχαρστως φρειν τος πειρασμος. 269 Γεδεν, Πατριαρχ. πνακες. ΙI, 168. – Был на Константинопольском престоле с 398 по 404 год. В Афинской Синтагме (IV, 387) это озаглавлено: Κεφλαιον κανονικν, а у Pitra (II, 169): Παραγγελλα. 270 Αф. Синт., ΙV, 388: Το γου ναστασου, ρωτηθντος, πτερον καλν, τ συνεχς κοινωνεν, κ διαλειμμτων ποκρισις. Ср. Cave, 346, а также «Anastasiana» в Pitra, II, 238 sq. 272 Кроме определения, упомянутого в 81 примечании этого §, и этих двух, Pimra указывает еще следующие канонические определения Иоанна Златоустог о, которые содержатся в его многочисленных сочинениях: 1) о разрешении грехов ( ες τν ν ψαλμν), 2) об исповеди ( κ το κατ ωαννην), 3) что миряне не смеют ни обижать, ни судить священника (из толкования на евангелие Иоанна), 4) о Христе и священнике (из толкования на послание к Солунянам), 5) о священниках, их качествах и обязанностях (из толкования на послания к Тимофею), 6) о священниках (из книги о священстве), 7) о том же (из той же книги), 8) 143 канона, коими предписываются наказания за различные преступления и 9) Στχοι παραινετικο. Op. cit., II, 168–169. 273 Аф. Синт., IV, 391–392: Παργγελμα πρς τν ερα περ τς θεας χριτος. В Кормчей (гл. 24) стоит такое заглавие: «К пресвитеру о божественной службе». 274 Ср. об этих постановлениях J. A. B. Mortreuil, Histoire du droit byzantio. III, 383–394. Heimbach, Criech.-röm. Recht. § 31 (Ersch. und Gruber’s Allgem. Encyklop. 86, 380–384). Const. Popovicii jun., Fôntânele si Codicii. p. 10–18. Сведения о времени, когда жили известные-патриархи, мы берем из Μ. . Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες. Εδησεις στορικα. βιογραφικα περ τν πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως π νδρου το πρωτοκλτου μχρις ωακεμ Γ’ το π Θεσσαλονκης. 36–1884. ν Κωνσταντινουπλ, 1887. До февраля 1889 года вышло 8 томов этой книги, в которых история доведена до 1635 года, когда на Константинопольский престол вступил Кирилл II ( κκλησιαστικ λθεια. ν Κωνσταντινουπλει, 8 Φεβρουαρ 1889). – Синодальные постановления, касающиеся брака, мы не приводим, так как они указаны уже в J. Ζhishman, Das Eherecht der orient. Kirche. Ed. cit, S. 34–43. – В Афинской Синтагме эти синодальные постановления находятся в 5 томе, стр. 1–181, под заглавием: ποφσεις συνοδικα κα διατξεις τν Κωνσταντινουπλεως ρχιεπικπων κα πατριαρχν; отдельно они встречаются и в других томах, что мы будем отмечать в надлежащих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Вомперский В. П. 394, 461 Вонифатий (ум. 290), св. мученик 74 Вонифатий (Виноградский Дамиан Федорович, 1786–1871), подвижник, игумен Феофаниенского скита в Киеве 52 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), религиозный философ 372, 461 Г Гаврилов Афанасий, крестьянин 56 Гагарин Григорий Григорьевич (1810–1893), вице-президент Академии художеств, художник, археолог 268, 296, 461 Ганс Датский (XVI в.), автор описания путешествия в Москву 25, 28, 41, 461 Гаридис М. 436, 461 Гарэн Э., итальянский философ 314, 461 Гебхарт Эдуард Карл Франц фон (1838–1925), немецкий художник 295 Геннадий, иеромонах 56 Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1453–1459) 82 Георгиевский Василий Тимофеевич (1861–1923), историк искусства, уполномоченный Комитета попечительства о русской иконописи 70, 165, 167, 170, 175, 176, 179, 184, 194, 199, 245, 253, 262, 272, 273, 281, 287, 332, 392, 418, 461 Георгий Всеволодович (1187 или 1189–1238), великий князь Владимирский 311, 379, 385, 386 Георгий Новый (ум. 1515). св. мученик 151 Георгий Победоносец, св. великомученик 50, 52, 96, 151, 168, 169, 234, 358, 360, 379, 386, 425, 435 Герасимов Константин, иконописец 182 Герберштейн Сигизмунд (1486–1566), барон, немецкий дипломат и путешественник, автор «Записок о московских делах» 24, 38, 461 Герман, монах 53 Гермоген, патриарх (1606–1612), святой 241, 242 Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 159 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), историк-славист, фольклорист, публицист 30, 31, 461 Глеб (ум. 1015), св. мученик 275, 277, 311, 361, 373, 379. 385, 386 Голенкина А.Р., художница 453 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), государственный деятель 328, 350, 360 Головин Н.Г. 200 Головкин Михаил, граф 182 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), историк церкви, профессор Московской духовной академии 57, 83, 221, 240, 253, 461 Голынец Г. 163, 461 Голышев Григорий (упом. 1718), иконописец из Мстеры 160 Голышев Иван Александрович (1838–1896), крестьянин-археолог, основатель литографии в Мстере 160, 166, 168, 171, 172, 177, 179, 196, 199, 201, 205, 206, 208, 209, 262, 271, 272, 294, 354, 427, 428, 429, 433, 461, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

43 Базилика, построенная Юлием Цезарем и его друзьями (начало постройки 42 г. до Рожд. Христова). 52 Начат постройкой при папе Юлие II (18 апр. 1506 г.) известным архитектором Bramantes, продолженный с 1515 г. знаменитым Рафаэлем при содействии также известного Джиокандо и потом не менее известными архитекторами Антонио Сангалло и Бальдассаром Перацци (с 1546 г.), Микеланджело Буонарроти, законченный и освященный в 1626 г. папою Урбаном VIII-м. 54 «Die geistliche Gerichtsbarkeit für weltliche Zivil-wie kriminal-Angelegengeiten ist ganzlich abzuschaffen, auch ohne Befragen und gegen den Einspruch des apostolischen Stuhles»... 55 «Daher verfügen und bestimmen wir durch dieses Motu-proprio: Jeder Privatmann, sei er weltlichen oder geistlichen Standes, männlichen oder weiblichen Geschlechtes, der irgend welche geistliche Personen, sei es in einer Kriminal-oder Zivilsache, ohne Erlaubnis der kirchlichen Behörde, vor das veltliche Gericht zieht und zu offentlichen Erscheinen dort nötigt, verfällt der speciell dem Papste vor behaltenen Excommunicatio latae sententiae. Was aber hiermit verordnet ist, soll, so wollen. Wir, volle Gültigkeit haben, ohne dass irgendwelche gegenteilige Entscheidungen im Wege steht»... (Preussische Kirchenzeitung. 1911. S. 84–89). 59 Prezzolini. Wesen, Geschichte und Ziele des Modernismus. 1909. S. 143–144. Сравн. Le P. Maumus. Les Modernistes. Paris. 1909. S. 72–74. 61 Morin. Vérités d " Hier ? La Théologie Traditionelle et les Critiques catholiques. Paris. 1906. Pg. 6–104. Сравн, Abbe Loisy. Etudes bibliques. Pg. II et III. Pg. 131–145, 157–168, 182 и др. Сравн. Prezzolini. Op. cit. S. 188–189. 63 Jean Vray. Ephémérides de la Papauté. Paris, Pg. 1–2, 16–17. 341–358. Сравн. Morin. Op. cit. S. 293–300. Сравн. Loisy. L’Evangile et L’Eglise. 2 Edit. Pg. 167–168. Сравн. Autour d’un petit livre. Pg. XXVI. 161–162. 169. Цит. по Maumus. Op. cit. S. 41–49. 64 По поводу издания этого исследования издатель его брат автора Brüno Wieland в предисловии между прочим пишет: «на мировом конгрессе свободного христианства и религиозного прогресса профессор А. Гарнак изложил христианское учение о спасении в том виде, как оно изложено в посланиях апостола языков. К моему удивлению это изложенное Гарнаком учение о спасении, признанное им за учение ап. Павла, вполне совпадает с теорией, которую изложил автор этого труда»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

112 Епископ Агафангел (Соловьев) : Слова: Отцу Господа моего, составляют объяснение псалма 109, 1 и выражают собою веру в грядущего Мессию, обетованнаго Избавителя человеческого рода. Сирский и Арабский перевод читают только: я воззвал к Отцу моему на небе. (( Агафангел (Соловьев) , еп. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с кратким объяснением. – СПб., 1859 г., – с. 383.) 114 В статье «Давид» в «Православной энциклопедии» приводится также гипотеза, согласно которой «Ледавид» может указывать на сборник, из которого заимствован псалом/Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XIII. – С. 550. 116 У родоначальника левитов Левия были сыновья: Гирсон, Кааф и Мерари. Они стали родоначальниками племен колена Левиина. 119 Такого рода надписания встречаются уже в древней шумерской литературе. На глиняной табличке III тысячелетия до Рождества Христова, содержащей текст предания «О сотворении мира», имеется запись мелодии и сопроводительные пояснения: «песнь под литавры», «песнь под барабаны», «плач на флейте». 126 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 16. 127 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 19. О стихотворных переложениях М.В.Ломоносова см. статью О.А. Державиной «Стихотворные переложения Ломоносова//Ломоносов и русская литература. – М., 1987. – с. 189–199. 130 См.: Филарет, святитель митрополит Московский. Толкование 2-го псалма/предисловие иером. Ианнуария (Ивлиева) /Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академию – М., 1986. – С. 281–294. 133 См. славянский перевод стиха 7: «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». 146 Симон (Новиков), иером. Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1959. – С.105. 168 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М., 1991. – с. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

166 Выражение λαμπρ σθς, наверное, можно соположить с тем белым одеянием, в которое облачается новокрещённый и которое в литургических текстах и в святоотеческих писаниях именуется также блистающей ризой, ризой царской, одеждой нетления и т. п. Облачение в «ризу света» после крещения означает прежде всего возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, замутнённой и искажённой грехом. Св. Амвросий сравнивает эту одежду с одеждой Христа на горе Фавор. Преображённый Христос являет Своё совершенное и безгрешное человечество не в «обнажённом» виде, но в одежде, «белой, как снег», в нетварном сиянии Божественной славы. «Не грех , а рай являет истинную природу человека; и в крещении человек, возвращаясь в рай, вновь обретает своё изначальное одеяние славы» (Шмеман А. Водою и Духом. О Таинстве Крещения. Париж, 1985, с. 93–98). – 91. 167 О «благовонном фимиаме» см. гл. 1. Под «недром» (κλπος) можно просто понимать глубинные пласты человеческой личности, н примерно в этом смысле св. Василий Великий говорит о «недрах мысли» (νεσκηψε τος τς διανοας κλποις) (см.: Saint Basile. Lettres, t. I, p. 112). Но его слово может иметь оттенок и некой «бездны души (сердца)», непросвещённой светом Божественного ведения и Божией благодати, где во тьме копошатся ползучие гады порока и зла; эта «бездна» тождественна безднам ада. В таком смысле употребляет данное понятие преп. Макарий Египетский , который говорит, что Сам Творец, создавший тело, снизошёл в два удела (ες τ δο μρη): в бездну ада и в «глубинное недро сердца, где скованная душа удерживается смертью и помыслами её». И Господь вынес из этой мрачной пропасти наверх «мёртвого Адама» (см.: Makarios/Symeon. Reden und Briefen, Bd. II, S. 149). – 91. 168 Понятие τ πολτευμα, употребляемое св. Апостолом Павлом, имело прямое юридическое значение и предполагало представление о христианах как «жителях Града Небесного» и «гражданах горнего Иерусалима», которые не принадлежат «здешнему граду». Оппозиция двух «градов» прослеживается уже в самых ранних памятниках христианской письменности: «Пастыре Ермы», «Послании к Диогнету», в сочинениях Климента Александрийского и т. д. (см.: Minnerath R. Les chrétiens et le monde (I et II siecles). P., 1973, p. 169–170). Постоянно эта тема звучит и в аскетической литературе, как, например, у преп. Макария: «Ибо мы, будучи на земле, имеем жительство на небесах, в уме и согласно внутреннему человеку придерживаясь образа жизни и правления горнего мира» (Die 50 geistliche Homilien des Makarios, S. 168). – 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Владыка Леонид учал говорить архимандриту Юрьева монастыря Феоктисту: почему дей ты, архимандрит, мне своей настольной грамоты не кажешь и не подписываешь? Как ты архимандритишь? и архимандрит молвит так: вскоре ялось, не успел тебе государю! И владыко молвил так: как у мене настольной грамоты не было, и я три дни не служил. и архимандрит молвил владыке: тобе дей у мене хочется содрать, а мне тебе нечего дать; тебе де и архимандритство и настольная грамота; хочешь де с меня, владыко, и ризы сдери, и я о том не тужу. И владыка: игумены и все священницы! на соборе слушайте, того не попритеся: архимандрит прекословить на соборе пред вами» (168, 170). Любил составитель летописи изображать явление северного сияния (156, 157, 160, 168). Рассказ летописца спокойный и ровный; он остается хладнокровным свидетелем передаваемых событий. В его приемах нельзя уловить ни желания поучать, ни стремление к задуманной цели, ни особенного пристрастия к известным предметам... Он передает события коротко, сухо и без заметного участия. О пребывании Грозного в Новгороде говорится одинаково простодушно, но с крайнею осторожностью: выставлено только, как он молился, как его встречали, а об ужасных казнях его не упомянуто; сказано только мимоходому, что он бояр топил. Третья новгородская летопись Третья новгородская летопись представляет замечательное явление для церковного историка по своему исключительному направлению к церковно-историческим событиям. На нее можно смотреть, как на попытку – сообщить повествование об одних событиях Церкви, не касаясь происшествий гражданской жизни. Эта цель высказана в самом начале летописи: «книга, глаголемая летописец новгородской вкратце, церквам Божиим, в которое лето, которая церковь во имя строена, и при котором епископе или архиепископе или митрополите, и в котором годе который епископ или архиепископ или митрополит поставлены быта, и прилучаи в которому годе какие были в великом Новегороде и в пригородех: и то в сем летописце чти и обрящеши», – Составитель летописи имел под руками много разных летописных памятников и выбирал из них известия, сообразно с предположенною задачею – описывать преимущественно церковно-исторические события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010