Георгий, великомученик 284. Германия 1. 2. 5. 7. 12. 30. 31. 32. 33. 146. 180. 181. 184. 185. 187. 188. 283. 285. Германская культура 30– 33. Германские: лагери для военнопленных 183; лазареты 183: подданные 257. 258. Германский: плен 178. 179. 180; посол 7. Германские; лечебные места 32; правительственные лица и учреждения 32. Германское: нашествие 131; посольство 33; правительство 185. 186. 187. Герман, патриарх 306. Голицын Николай Дмитриевич, князь 180. Гордеева Валентина Сергеевна 281. Горемыкина Александра Ивановна 58. Горненская иерусалимская обитель 218. 219; община 219. Греко-униатское исповедание 191. 192. Греко-униаты 192. 195. Греция 218. Грибановский – см. Анастасий. Гродненская епархия 150. Грузино-имеретинская Синодальная Контора 92. 304. Грузинский экзархат 326. Грузия 15. 225. 245. Гумилевский – см. Филипп. Дабич – см. Сергий. Датский Красный Крест 187. Двинский: сводныи 1 госпнталь 280; 4-й сводный полевой запасный госпиталь 280. Двинск 279. Дернов Александр Александрович, протопресвитер 45. Дечаны 221. Дикер А. С., ректор 305. Дильман, город 223. Димитриевская суббота 148. Димитрий (князь Абашидзе), архиепископ 309. Димитрий (Добросердов), епископ 281. Димитрий, митрополит Сербии 194. 227.229. Дмитровский епископ 308. Добросердов – см. Димитрий. Донской мопастырь в Москве 310. Дроздов – см. Филарет. Дубно, город 217. Евлогий (Георгиевский), архиепископ 194.199. 200. 202. 205. 210. 211. 213. 214. 2и5. 217. 281. 282. Евреи 168. Еврейская организация 168. Европа 194. 226. Европейская война 82. Егерский полкт, 291. Египет 218. Екатерина Великая, Императрица 196. Екатеринбургская епархия 309. Екатерин6ургский преосвященный 310. Екатеринославская Семинария 280. Елена Петровна, княгиня 144. Елеонская община 219. Елисавета Феодоровна, Великая Княгиня 95. 96. 132. 150. 281. Елисаветинский Комитет 120. Жиркевич Александр, генерал 280. Жукович Платон Николаевич, профессор 194. 206. Задонский святитель 279. Закавказье 88. Замысловский Георгий Георгиевичь, член Государственной Думы 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

179 Мощи Никиты, епископа Новгородского, обретенные в 1588-м году, почивают на вскрытии, – преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 71, и гр. Толстой в книге: Святыни я древности Великого Новгорода, стр. 24–25 (у последнего пересказывается рассказ жития Никиты об обретении его мощей). 180 Маркеллом, бывшим игуменом Хутынским, см. Собр. лem. III, 158. О всех житиях Никиты см. у преосв. Макария в Ист. VII, 447 fin. sqq. 181 Есть известие, как будто относящееся к нашему вопросу, но такое, что и само остается непонятным. Во вторых вопросах царя Ивана Васильевича к Стоглавому собору делается собору предложение: «Да о Псковском чюдотворце Ефросине, да о Смоленском чюдотворце Аврамие на соборе уложити, как им праздновати», в ответ на каковое предложение собором постановляется: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна» (гл. 41, вопросо-отв. 5. Казанск. изд. 168). Своим предложением царь как будто дает знать, что на соборе 1549-го года сделано было относительно Евфросина и Аврамия какое-то особое определение против иных святых, но, с другой стороны, собор в своем ответе как будто дает знать, что тут по какой-то причине было лишь недоразумение, и во всяком случае остается для нас совершенно неясным, о каком бы тут можно было думать особом определении. Одно в ответе собора ясно, это – что всем чудотворцам, которым установлено было празднование на соборе 1549-го года, было установлено празднование с «Блажен муж» или полиелейное. 182 В 1563-м году царь Иван Васильевич, перечисляя Новгородских чудотворцев, называет: Никиту, Иоанна, Евфимия и Иону, но не называет Нифонта, – Акт. Ист. т. I, 168, стр. 320, col. 1 fin. (вероятно, потому, что он лежал не в Новгороде, а в Киеве, т. е. что по сей причине он был менее чтим в сравнении с предшествующими). 183 Житие напечатано в Памятниках старинн. русск. лumepamypы Kyшeл.-Бeзбopoдko, IV, 1; сейчас указанное в нем – стр. 8 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Что касается молитв апокрифического характера, то их гораздо больше, и они, так же как и молитвы первого рода, имеют или общее содержание, относящееся к болезням вообще или частное, рассчитанное на тот или иной вид болезни. Из молитв общего характера известны: 1) «Молитва на всяк недуг ходящей по человеку», 2) «на всю болезнь недугующую», 3) «на всяк недуг растущий на вся времена и присно». 4) «над болем церковным и верующим», 5) «над всяцем болем, принесенном в церковь », 6) «над принесенном на носилех», 7) «над болем лежащем и над детищем». Все перечисленные молитвы имеются в глаголическом Требнике, изданном Гейтлером; но некоторые, а именно 1-я, 4-я, и 5-я встречаются и в русско-славянских рукописных Требниках встречается и еще несколько молитв подобного же рода, наприм., в Требники Сол. библ. 724 и 304 молитва без заглавия: «Господи всемогий, вечный Боже, отрини недуг и болесть от раба сего, от верху главы, от мозга от темени» и проч. или в Требнике той же библиотеки 725, л. 168 таже молитва, но в иной редакций и с именем Златоуста. Далее: молитва с именем Киприана 166 и «молитва архангелу Михаилу грозному воеводе» 167 . Обе последние молитвы обыкновенно снабжались особыми легендами, указывающими на их особенную чудодейственную силу. Так над молитвою архангелу Михаилу мы читаем: «аще который человек коего дни прочтет молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол , ни зол человек, ни леностию блазнитися имать низлобити ни на душу ни на сердце его; аще ли человек преставится от жития сего, то и ад души его не примет» 168 . О молитве Киприана говорится: «и кто убо стяжал будет молитву сию в своем дому, да будет соблюден от всякого ухищрения, потвора и отравы лукавых человек, ближних сосед и проч. Из молитв апокрифических специального содержания известны молитвы: от головной боли, от зубной боли, от немоты, над сухорукими, над олякомыми или скорченными, на «болезнь стречущую и бодущую», «на рватвы ручныя», от водяной болезни, от кровотечения, «над болем, пьющим много воду, от вереда, от укушения змием, от запора воды в человеке, от трудных родов, «от дны», «от нежита» 169 , от трясавицы различных видов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1660 г., февраля 15. Сказка Успенского собора священника Феодора Терентьева о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье 168 года, Февраля в 20 день, соборный священник Фёдор Терентьев сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, служил патриарх Никон божественную литургию, и по заамвонной молитве чёл поученье и называл себя крастоватым учением, и своим крастоватым учением и вас православных христиан окрастовал. И совершив то поучение, говорил перед народом, что отселева де я вам не буду патриарх. И то де ему помнится, что примолвил и ту речь; аще де вменюся впредь вам быти патриарх, да буду анафема. И не отпустив обедни, начал разоблачаться, и разоблачившись, пошёл в алтарь, и в ризнице сидел, покамест платье принесли. И принесли было ему чёрное платье, и ему де того платья власти надеть не дали и отдали то чёрное платье ему Фёдору, и он де то платье внёс в алтарь к Петру и Павлу, а он де Никон патриарх надел иное платье и пошёл из церкви вон на Воскресенское подворье. К сей сказке соборный поп Фёдор руку приложил. 1660 г., февраля 17. Дополнительные сказки и определение собора по ним Сербского митрополита Михаила и Тверского архиепископа Иоасафа и разных игуменов и священнослужителей, бывших при богослужении в Успенском соборе с патриархом Никоном 10 июля 1658 г., касательно произнесённой будто бы им на себя клятвы, как показывал Крутицкий митрополит Питирим, о невозвращении на патриаршеский престол, и что Никон ушёл в то время из Успенского собора, не сделав отпуска литургии 168 года. Февраля в 17 день, преосвященный собор слушали сказок. А в сказке преосвященного Питирима, митрополита Сарского и Подонского, написано: как Никон патриарх оставлял патриаршество, и в те поры де говорил: анафема де буду, аще буду патриарх. А Михаила митрополита в сказке того не написано, что патриарх себя анафема писал. И преосвященный собор Михаила митрополита допрашивали. И Михаил митрополит сказал: того де я (подлинно) не слыхал. Да митрополита ж Питирима в сказке написано: не отпустив обедни, патриарх пошёл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

16. То же. С. 509–545 17. К вопросу о новой программе по нравственному богословию. Свящ. И. И. Филевского. С. 395–400 18. Значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Прот. И. Сергиева. С. 389–391 19. Изобразительные искусства и святые отцы Церкви 4 века. Ив. С. Бачалдина. С. 526–545 20. В чем основная ложь Ренановской жизни Иисуса. С. 546–585 21. Теистический взгляд на религию. Ив. П. Николина. С. 586–590 22. Слово Прот. И. Сергиева. С. 649–652 23. Значение предания. Свящ. И. И. Филевского. С. 697–708 24. Открытое письмо за Атлантический океан. Н. И. Троицкого . С. 709–719 25. Библия и наука. Свящ. Филевского. С. 720–723 Отдел 2 26. Религиозно–философские воззрения гр. Л. Н. Толстого и их психологический генезис. А. И. Солоникио. С. 83–116 27. То же. С. 591–619 28. То же. С. 858–792 29. История и развитие русской культуры. О. иеромонаха Тарасия. С. 117–129 30. К вопросу о религиозном воспитании в возрасте первого детства. Η. Е. Румянцева. С. 130–151 31. Проф. богословия, протопресвитер Н. А. Сергиевский (по поводу десятилетия со дня его кончины). Графа Л. А. Комаровского. С. 152–158 32. Христос в русской поэзии. И. Алешинцева. С. 236–253 33. О современных стремлениях к улучшению человеческой жизни. Свящ. Гр. М. Ключарева. С. 254–269 34. Заветные думы служителя Церкви в виду предстоящей реформы средней школы. Прот. И. Соловьева. С. 270–324 35. Пятьдесят лет служения Церкви борьбой с расколом (по поводу пятидесятилетия учено–богословской и церковно–общественной деятельности Н. И. Субботина ) Прот. И. И. Соловьева. С. 400–412 36. У преподобного Тихона Калужского. (Из путевых заметок паломника.) П. С. С. 412–429 37. История церковного пения, как наука. С. 430–449 38. По поводу 150–летия Елизаветинской Библии . Π. С. С. 619–630 39. Русская православная миссия на Дальнем Востоке. Н. Е. Румянцева. С. 724–739 40. Археологический съезд в Харькове. С. 740–757 БИБЛИОГРАФИЯ 41. А. Панков. Церковно–общественные вопросы в эпоху Царя– Освободителя. В. Хроневича. С. 158–168 42. Почитание креста язычниками, жившими до Рождества Христова. С. 168–173

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

158 Патр. Алексий (1025–1043). Главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы освящен им самим 14 авг. 1034 г. Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. I, Владимир, 1901 г., стр. 158. 161 При этом надо иметь в виду, что 12 августа по Алексеевскому уставу не было попразднством Преображения, а было совершенно будничным днем, так как отдание Преображения справлялось 9 августа. Там же, стр. 455. 163 Мать Митрополита Филарета скончалась 20 марта 1853 г. в пяток 5-й седмицы Великого поста, а погребение совершено в понедельник 23 марта. Письма к архим. Антонию, III 202–203. 165 Если усопший скончался не рано утром, а по окончании литургии, то ее уже не могло быть в тот день. 168 В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «со?роки», – наши благочиннические округа. В каждом таком со?роке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком со?роке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. По замечанию проф. Голубинского, «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3-й, 9-й, 40-й по смерти). (Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II). 171 Вел. Суб. на вечерне на «Господи воззвах» стихира на славу. «Суббота обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь пребывал в усопших». Филарет, Митрополит Московский. Письма к А. Н. Муравьеву. М., стр. 168. 172 Первые субботние каноны октоиха почти все имеют надписание: «Святым мученикам и святителем (в 7 и 8 гласах иерархом) и преподобным, и УСОПШИМ» (лишь в 3-м гласе отсутствует общее упоминание об усопших). Так объединив в один лик всех усопших, прославленных и непрославленных, Святая Церковь воспевает в память их каноны преподобного Иосифа Песнописца, в которых на каждой песни, кроме тропарей в честь святых, имеется по одному тропарю в память прославленных усопших. Субботние каноны преп. Иосифа имеют трогательные краегранесия (акростихи), также объединяющие всех в Бозе усопших: «Бога возлюбшим божественную воспеваю песнь» (I гл.); «рабом Божиим ближним хвалу пою» (2 гл.); «светло похвалю божественныя Христовы други» (4 гл.); «Твоим рабом сия песни приношу» (5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

2) Г. Наровчата храм во имя Св. Троицы (строится после пожара в 1890 г.), с теплыми приделами Покрова Пр. Богородицы и Божией Матери Всех скорбящих Радости, каменный. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 38 д. Жалованья не положено. Причт пользуется % с капитала 1400 р. Прихожан м. п. 839, ж. п. 848. Приход состоит из жителей города. С 1891 г. при Троицкой церкви открыто приходское попечительство. 3) Село Азарапино. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделом в нижнем этаже во имя св. архангела Михаила, каменный, построен в 1866 г., расстоянием от г. Пензы 130 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли при церкви пахотной 33 дес. Жалованья священнику 90 р., псаломщику 24 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 671, ж. п. 728. Приход состоит из одного села. Церковно-приходская школа. 4) Село Ачасьево. Храм во имя св. пророка Илии, деревянный, холодный, построен в 1768 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 29 д. Жалованья 144 р. Прихожан м. п. 442, ж. п. 427. Приход состоит из села и дер. Морозовки (в 3 в. за р. Мокшей). В селе школа грамоты. 5) Село Виляйки. Храм во имя св. архангела Михаила, деревянный, холодный, построен в 1892 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 44 д. Жалованья 168 р. Храм во имя св. Георгия в с. Рузвеле, приписанный к Виляевской церкви, построен в 1753 г. Земли при церкви 18 д. пахотной и 1 д. усадебной. Приход состоит из сел Виляек и Рузвеля (в 1 в.), деревни Веденяпина (2 в.). Прихожан м. п. 825, ж. п. 894. В селе Виляйках церковно-приходская школа. 6) Село Вопиловка. Храм Покрова Божией Матери, с теплым приделом в память св. архангела Михаила, каменный, построен в 1839 г., расстоянием от г. Пензы 108 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 55 д. Жалованья 168 р. Прихожан м. п. 827, ж. п. 854. Приход состоит из села, дер. Новых Пичур, Александровки, Веселовки (½ в.), Слободки (5 в.). Училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В описании архидиакона Павла Алеппского также сказано, что патриарх Макарий, при служении в Яссах, в неделю крестопоклонную полагал земные поклоны. «Наш владыка патриарх, – говорит архид. Павел, – сойдя со своего места, сделал перед крестом три земных поклона и, приложившись к нему, благословил им народ по обыкновению. За ним подходили по двое и прикладывались игумены, священники и весь народ» (вып. I, стр. 79 – 80). Очевидно, патр. Макарий своим примером подтвердил тот устав, по которому в то время молилась наша святая Русь. Приведенная справка из Триоди постной издания 1651 г., находит себе подтверждение в типике XVI века, практикою которого руководствовалась наша древнерусская церковь . Авторитет же последнего утвержден особым постановлением «искусных мужей и добре ведущих божественная писания» 221 . «В лето 7073 случись быти в Казани из греческие земли святителю кизическому митрополиту Иосафу и святыя горы Афонские, Афанасьевы лавры, екклисиарху Феофану, кои о практике древнерусской церкви, совершаемой по вышеуказанному Типикону, торжественно заявили, что изложенные в нем чинопоследования «воистину добре» 222 . Таким образом, земные поклоны в неделю крестопоклонную вне всякого сомнения, что и соблюдали наши православные предки-христиане. Архидиакон Павел, как особенность, отмечает, что во время канона Андрея Критского , при чтении его «в Четверг покаяния» (вып. III, стр. 168) чтец и все присутствующие полагали по три земных поклона, при каждом стихе. «Мы сочли, – говорит Павел Алеппский, – что они сделали более тысячи больших поклонов» (вып. III, стр. 168). Служение в этот день патр. Никона отмечено архидиаконом Павлом как событие в литургическом отношении весьма примечательное. «В этот день», на литургии преждеосвященной, патр. Никон «рукоположил священника и дьякона» (вып. III, стр. 169). В какой именно момент совершено рукоположение во диакона и священника – об этом архид. Павел умалчивает, но добавляет, что оно совершено было «по нужде в них». Быт русских описываемой нашим автором эпохи, по справедливости, считается временем наивысшего процветания на Руси церковной обрядности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

162-166 166-167 167-168 168-172 172-174 174-175 «ИГУМЕНИЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОНСКОЙ», ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Уманской и Звенигородской епархии УПЦ, в с. Роги Маньковского р-на Черкасской обл. (Украина) 175-176 176-177 ИДАЦИЙ († между 469 и 474), еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавиш, Португалия), хронист, продолжатель «Хроники» Евсевия-Иеронима 177-179 179-180 ИДЖМА согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу; один из источников мусульм. права - фикха 180-181 ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ [япон. Идзанаки-но ками и Идзанами-но ками], пара богов - создателей мира в япон. религии синто 181-182 182-183 ИДУМЕЯ в период Второго храма название территории, расположенной к югу от Иудейского нагорья до сев. части Негева 183-184 ИЕВЛЕВИЧИ правосл. церковные и общественные деятели XVII в. на белорус. и укр. землях в Речи Посполитой 184-186 186-188 ИЕЗАВЕЛЬ IX в. до Р. Х., дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала), жена и соправительница израильского царя Ахава, мать царей Охозии и Иорама 188-190 190-194 194-195 ИЕЗЕКИИЛЯ АПОКРИФ утерянное ныне сочинение (или ряд сочинений), к-рое представляло собой дополнение к канонической Иезекииля пророка книге или подражание ей 195-196 196-216 ИЕЗУАТЫ распространенное наименование существовавшего с XIV в. католич. братства мирян, преобразованного позднее в монашескую конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой 217-245 245-246 ИЕРАКС XVI в., великий логофет К-польского Патриархата, патриарший экзарх Пелопоннеса и всего Запада, греч. писатель 246-247 ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. 247-250 ИЕРЕЕВ МОНАСТЫРЬ (Агия-Мони), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви 250-252 ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

Петроградский: владыка 15; городской голова 145; городской Комитет Всероссийского Союза городов 281; Комитет оказания помощи Сербии 120. 144. 145; митрополит 187. 211.214. 804. 305; Областной Комитет Всероссийского Союза городов 178. 180. Петроградские учреждения н лица 295. Петроградское: дворянство 280; Славянское благотворительное Общество 141. Петроградцы 8. Петроград 3–4. 14. 30. 31. 39. 53И 54. 59. 95. 121. 123. 124. 135. 137. 138. 146. 164. 169. 179. 213. 214. 218. 263. 264. 277. 281.283. 284. 291. 294. Петропавловская крепость в Петрограде 10. Петр Великий, Император 281. Печьская митрополия 145. Питирим (Окнов), архиепископ, экзарх, митрополит 15. Платонова А. Ф. 284. Плюсса, станция варшавской железной дороги 151. Подольская епархия 150 Полоцкая епархия 150. Польская организация 168. Польский язык 216. Поляки 168. Порфирий II, архиепископ Синайской Горы 230. «Правительственный Вестник» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. 13. 14. 15. 24. 28. 29. 31. 33. 34. 35. 36. 90. 96. 112. 113. 166. 294. 331. Преображенский: полк 292; собор всей гвардии 292. «Приходский Листок» 70. 71. 251. 253. 264. 272. 273. 274. 275. 278. 301. «Приходское Чтение» 274. 275. Прозоровский Рафаил, благочинный 279 Прут, линейный заградитель 84. Псковская губерния 6. Пуришкевич Владимир Митрофанович 282. Пятигорск, г. 124. Раухфус Карл Андреевич, лейб-педиатр 109. Рига 151. Рижская епархия 150. Рижский: Политехнический Институт 279; Свято-Троице-сергиев женский монастырь 151. Римский-Корсаков Александр Александрович, сенатор 169. Римско-католическая Миссия 223. Рим, г. 227. Рим 282 . Рождественский –см. Никон. Романовский Комитет 120. 126. 127. 128. 129. 130. 261. Российская: Держава 44. 195. 196; империя 75. 138. 293. 305; Церковь 306. Российские воины 68. Российский: посланник в Сербии 143; консульский представитель в Дильмане 223. Российское: воинство 17. 18. 30. 31. 36. 305; государство 195; Общество Красного Креста 52. 62. 179. 279. 281. 282; оружие 46. Россия 2. 3. 5. 7. 11. 12. 13. 28. 31. 34. 35. 56. 45. 74. 85. 97. 112. 130. 131. 138. 139. 140. 141. 143. 150. 152. 182. 183. 184. 185. 186. 192. 194 195. 196. 197. 204. 208. 211. 217. 218. 219. 221. 222. 224. 226. 228. 237. 251. 252. 269. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010