81 Ibid., v. 132–134: sponte fatebor eum modo me non esse, sub illo tempore qui fuerim, quo non perversus habebar, et perversus eram. 82 Конечно, между рассматриваемыми памятниками есть и такие стихотворения, авторы которых были христиане не глубокие. Таков Авзоний, характер религиозности которого и степень христианской настроенности достаточно обрисовывается уже тем обстоятельством, что в VersusPaschales, представляющих пасхальную молитву, проводится им параллель между Троицей на Небе и «троицей» на земле (tale et terrenis specimen spectatur in oris, v. 24), причем под земной троицей разумеется император Валентиниан I и возведенные им в достоинство соправителей – его брат Валент и сын Грациан. См. о нем и ему подобных, Denk, 154 ff. 83 Commod. Carm. Apolog., recogn. E. Ludwig, 1887, praef., pag. v. Мнение об епископстве Коммодиана принимает и Schanz, Gesch. d. röm. L. III, 350. 84 Huber, Die poetische Bearbeitung der Vita S. Martini des Sulpicius Severus durch Paulinus von Perigueux. Diss., 1901, S. 9–10. 91 Apotheosis, v. 450 ss. Сравн. указания Allard’a на беспристрастие Григория Назианз. в суждениях об Юлиане (B. ph. W., 1904, 25, 786). 92 См. Bursian в Sitzungsberichte d. bayer. Akad. d. Wiss., philos-philol. Classe, Sitzung vom 3 Ianuar 1880. 94 См. Index verborum в изд. Ludwig. Сравн. комментарий к Hermae Pastor mandat. XI, 9 в Patr. apostolic opera, rec. et. Ill Gebhardt und Harnack, fasc. III, pag. 115 ss. 99 Сравн. выражение надежды автора на возвращение отпадшего в христианство в позднейший период жизни, определяемый как matura senectus – v. 74 ss. 102 Koffmane, De Mario Victorino philosopho christiano, Diss. 1880, p. 3–4. Geiger, C. Marius Victorinus Afer. Progr. I п. II Theil. 1888–1889. 105 См. Schmitz, Die Gedichte d. Prudentius. I Theil. Progr. 1889. Срав. Both, Des christl. Dichters Prudentius Schrift gegen Symmachus, Progr., 1882. 106 Радость христиан была так велика, что выражалась автором иногда в тоне, не вполне даже подобающем христианину, который должен быть проникнут идеальными возвышенными стремлениями. Автор иронизирует над язычниками, насмешливо и, по-видимому, не без злорадства спрашивая языческую аристократию, в особенности же посвященных в мистерии, к чему послужила вся их языческая набожность (срав. v. 25 ss.). Принятый автором тон, конечно, не достоин серьезного писателя, но он понятен, так как христиане Рима и Италии бывали сильно задеваемые угрозами фанатических приверженцев религиозной старины и сторонников религиозной реакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

94 Rostowzew M. Studien zur Geschichte des romischen Kolonates//Archiv fur Papyrusforschung. Beiheft 1 (1910). S. 57–58, 195,329–330; Monier . Épibolé. 95 Rostovtzeff . Gesellschaft und Wirtschaft. Bd. II. S. 177 ff.; Lot . Fin du monde antique. P. 62 sv. 96 Особенно познавательным для этой проблемы является следующее важное сочинение: Geiss H . Geld- und naturalwirtschaftliche Erscheinungsformen im staatlichen Aufbau Italiens wahrend der Gotenzeit. Diss. Breslau, 1931. 97 Ср.: Mickwitz . Geld und Wirtschaft; Bratianu . Études byzantines. P. 59 sv.; Segrè A. Inflation and its Implication in Early Byzantine Times//Byz 15 (1940–1941). P. 249–279. 98 Ср.: Mommsen Th . Das römische Militärwesen seit Diocletian//Hermes 24 (1889). S. 195–279; Grosse . Römische Militärgeschichte; Maspero J. Organisation militaire de l " Egypte byzantine. Paris, 1912; Ensslin W. Zum Heermeisteramt des spätrömischen Reiches//Klio 23 (1929). S. 306–325; 24 (1930). S. 102–147,467–502; Bury . Later Roman Empire. Vol. I 2 . P. 34 ff.; Stein . Geschichte. Bd. I. S. 106 ff., 186 ff. 99 О распределении населения в позднеримское время: Lot . Fin du monde antique. P. 27 sv.; Stein . Geschichte. Bd. I. S. 3 ff. 100 См.: Christerisen A. L " Iran sous les Sassanides. Kopenhagen; Paris, 1936; Sassanid Persia//Cambridge Ancient History. XII (1939). P. 109 и далее; Kornemann E. Die romische Kaiserzeit//Einleitung in die Altertumswissenschaft. Bd. III 3 , 2 (1933). S. 139 и далее: «Neurom und Neupersien»; Weltgeschichte. Bd. II. S. 276 и далее. 101 Maurice J. Numismatique Constantinienne. Vol. II. Paris, 1911. P. 481 и далее; Gerland E. Byzantion und die Griindung der Stadt Konstantinopel//BNJ 10 (1933). S. 93 и далее; Janin R. Constantinople byzantin. Paris, 1950. P. 29. 102 Это утверждается уже в: Gregorovius F . Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter. Stuttgart, 1889. Bd. I. S. 25: «Co времени основания Рима на земле не создавалось более важного города». Ср.: Schwartz E. Kaiser Constantin und die christliche Kirche. Leipzig, 1936 (2 Aufl.). S. 85: «С тех пор как Александр создал мировой город в Египте, никакое основание города не направило развитие истории на новые пути, кроме превращения пришедшего в упадок греческого городка в мощный очаг, который до сих пор свидетельствует о царственном духе его основателя». Филиппсон ( Philippson A. Das byzantinische Reich als geographische Erscheinung. Leiden, 1939. S. 26) сравнивает основание Константинополя с основанием Александрии и Санкт-Петербурга. См. тж. его же замечания: Ibid. S. 29–30, 214.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 Ibid. К сожалению, они этого не сделали: они допустили мнимый факт и пытались избавиться от возражения с помощью умозрительных доводов. 99 Возможность писать для преподавателей дидактики в семинариях в настоящее время затрудняется помимо здесь указываемых еще и другими условиями, о коих мы будем говорить в особой статье. 100 Мы не знаем, кто автор цитируемой статьи, но думаем, что он как-нибудь соприкасается в церковно-школьным делом. В таком случае ему не мешало бы знать, что «главный предмет церковно-приходских школ составляет Закон Божий», и что «все другие предметы должны быть, по возможности, поставлены от него в более или менее тесную зависимость». Стало быть, во главе угла церковных школ положены во всяком случае не славянское чтение и церковное пение. Подобные искажения основной цели церковных школ чрезвычайно прискорбны: они дают право и повод светской печати травить церковно-школьное дело, как такое, которое гонится за внешними, второстепенными результатами. 106 О приезде в Россию болгарской княжеской четы – в Церк. Вед. 29. Здесь же помещена приветственная речь, сказанная прот. П. А. Смирновым болгарскому князю и княгине, пред поднесением святой иконы князю Борису от С.-Петербургского Славянского благотворительного общества. 108 Епархиальные митрополиты в Болгарии избираются в члены Св. Синода обычно на четыре года, причем они могут быть и вновь избраны опять на четыре года. Так в эту сессию избран быть на новое четырехлетие доростольско-червенский митрополит Григорий (Новини, 75). 116 Добавочное вознаграждение болгарских священников в селах 480 левов в год, в уездных и других городах – 600 левов, а в окружных – 720 левов. Эта такса несколько повышается для священников, окончивших полный курс в духовных училищах (семинариях), для которых низкий оклад в селах – 720 левов, в уездных и других городах – 960, а в окружных – 1.080 левов. 128 Обстоятельную научную рецензию нового издания Лаврентьевской летописи можно читать в Русском Филологическом Вестнике 1898, 1 и 2, стр. 231–245 Е. Будде «Летопись по Лаврентьевскому списку».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99 По свидетельству И. Флавия (Древн. 4, 8, 44, русск. пер. Г. Г. Генкеля. СИБ. 1900, т. 1, стр. 232233), Моисей нисколько раз собирал народное собрание. 106 Мидраш Wajikra rabba (изд. Wunsche), par. 19, s. 122; срв. слова р. Самуила-бар-Ицхак (Раши), ibid, s. 124. 107 Сендерленд, Свящ. книги Ветхого и Нового Завета. Их происхождение, развитие и характеры Пер. с англ. СПБ 1907, стр. 6263. 112 Творения в русск. пер. СПБ 1900, т. VI, стр. 6?8 [Вторая цифра неразборч. – Редакция Азбуки веры.] 115 По этой причине и будущему царю законодатель предписывает иметь всегда пред глазами книгу закона (27:18), М. Филарет, О Пятикнижии..., стр. 627. 118 Несколько наивной можно считать мысль Ефрема Сирина , что Моисей, задумав писать Второзаконие, т. е. изложить в одной книге то, что было написано в трёх, руководился следующим соображением: „дабы ленивые не могли отговариваться трудностью отыскать законы, и для прилежных отыскивать оных было бы утомительно” (Твор. ч. 8, стр. 507). 123 Лопухин, Библ. История при свете новейших исследований и открытий. СПБ. 1889, т. 1, стр. 650. 128 Уже Иисус Навин обращается в своей речи к современному ему Израилю (1Пав. 2:11), не как очевидцу, а как к получившему представление о рабстве Египетском от своих ближайших предков. С другой стороны, Израиль в речи Иисуса Навина (23:3; срв. 5:7) представляется очевидцем событий по завоевании земли обетованной, очевидцем поражения хананеев и прочих народов, живших в западно-Иорданской Палестине. 130 Этот грех заключался в изготовлении золотого тельца, что имело место вскоре по исходе из Египта. Упоминание Моисея о золотом тельце, идея которого, равно как и сам ритуал почитания, коренятся в Египте (Елеонской. Религиозное состояние Израильтян в Египте. Христ. Чт. 1882; 1, стр. 7688) дышит сравнительною свежестью влияния египетского богопочитания. По мнению пр. Филарета, под тельцом нужно разуметь египетского бога Аписа, что признавал ещё Филон (Начертание ц.-б. истории, стр. 97а). 133 Welsch, Biblisches Handworterbuch Paderborn 1905, s. 267; Елеонский, Краткий обзор результатов египтологии в отношении к данным Пятикнижия. Христ. Чт. 1, стр. 492.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Adderet Eliyahu. Constantinople, 1530. Gozlow, 1835. Odessa, 1870 (на евр. яз.); Aaron ben Josef. Kelil yofi. Constantinople, 1581. Gozlow, 1847 (на евр. яз.); Mibhar Yesharim: Aaron ben Josef. Sefer ha-Mibhar. Jacob ben Reuben. Sefer ha-Osher. Gozlow, 1834 (на евр. яз.); Yehuda ben Eliya Hadassi. Eshkol ha-Kofer. Gozlow, 1836; Eliyah ben Abraham. Hilluk ha-karaim we-ha-rabbanim// Pinsker S. Lickume kadmoniot: Zur Geschichte des Karaismus und der karäischen Literatur. W., 1860. S. 99-106 (на евр. яз.); Sahl ben Masliah. Sefer tokahat megilla//Ibid. S. 19-43 (на евр. яз.); Aaron ben Elijah. Gan Eden/Ed. J. Savuskan. Gozlow, 1866 (на евр. яз.); idem. Keter Tora/Ed. J. Savuskan. Gozlow, 1867; Anan ben Danid. Fragments of the Book of Commandments by Anan/Ed. S. Sehechter//Documents of Jewish Sectaries. Camb., 1910. N. Y., 1970r. Vol. 2; Benjamin ben Moses an-Nahawendi. Menat Binyamin [=Benjamin " s Portion. A Karaite Book of Laws]// Ali ben Suleiman. The Arabic Commentary of Ali ben Suleiman the Karaite on the Book of Genesis/Ed. S. L. Skoss. Phil., 1928; Salmon ben Yeruhim. Sefer milhamot Adonai/Ed. I. Davidson. N. Y., 1934 (на евр. яз.); idem. The Arabic Commentary of Salmon ben Yeruham the Karaite on the Book of Psalms (Chap. 42-72)/Ed. L. Marwick. Phil., 1956; David ben Abraham al-Fasi. The Hebrew-Arabic Dictionary of the Bible, Known as K         of David ben Abraham al-Fasi the Karaite/Ed. S. L. Skoss. New Haven, 1936-1945. 2 t.; Jacob (Abu Yusuf Ya‘kub ibn Ishak) al-Kirkisani. Kitab al-anwar wa-marakib/Ed. L. Nemoy. N. Y., 1939-1943. 5 t. (на араб. яз.); Daniel ben Moses al-Kumisi. Commentarius in Librum Duodecim Prophetarum/Ed. I. D. Markon. Jerusalem, 1958 (на евр. яз.). Лит.: Pinsker S. Lickume kadmoniot: Zur Geschichte des Karaismus und der karäischen Literatur. W., 1860 (на евр. яз.); Frankl P. F. Beiträge zur Literaturgeschichte der Karäer//V. Bericht über die Lehranstalt für die Wissenschaft des Judenthums in Berlin. B., 1887; idem. Karäische Studien//Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judenthums.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

Edersheim ibid. I, p. 97, 5 , и о. M. П . Фивейского I, стрн. 124, 1 ). 2720 Это видно и из свободного отношения талмудического иудейства к каноническим писаниям ветхозаветного откровения (о чем см., напр., Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 24. 28. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 81=Jüdische Theologie, S. 83 и ср. у H. K. Дагаееа, История ветхозаветного канона, Спб. 1898, стрн. 131–132. 151 сл.; для Екклезиаста ср. мнение школы Шаммая в журнале «Восход» 1900, I, стрн. 51: «Агада» проф. Бахера [Die Agada der Tannaiten von Dr. Wilhelm Bacher] в изложении H. А. Переферковича), в котором для него абсолютно важно только «законническое» содержание Торы, почему и новейшие иудейские ученые в ветхозаветной критике часто поощряют всякий рационализм и по временам превосходят либерализмом самых завзятых скептиков. Эти же тенденции вели и к тому, что, преследуя партикуляристически-номистические цели, «раввинизм, как таковой, не имел богословской системы» (А. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 106, и у о. M. П. Фивейского I, стрн. 135). 2722 Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 8. 9. См. еще A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 100. 99, 1 . 85, и у о. M. П. Фивейского I, стрн. 126 и прим. 1. 108: «Традиционализм (иудейский)... поставил на практике устный закон выше письменного. Выражение ( Исх. 34:27 ): «в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» было объяснено (Jer. Chagiga, p. 74 d) так, что завет Божий основан на сказанных словах в противоположность письменным», а из Исх. 24:12 выводили (Berach. 5 а, lin. 11–16), что мишна с талмудом тоже дарованы Богом Моисею на Синае, почему «традиционализм имел одинаковое начало – и по времени и по авторитетности – с самим законом». 2723 Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 25: « Все думали находить в Торе и, если находили нечто новое у пророков, то полагали видеть в этом лишь пояснение к известному месту Пятокнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Gött., 1918. S. 29; Lazzati G. Gli Sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Torino, 1956. P. 119; Simonetti M. Qualche osservazione a proposito dell " origine degli Atti dei martiri//REAug. 1956. Vol. 2. P. 39-57; Delehaye. Passions. 19662. P. 87-89; Freudenberger R. Die Acta Justini als historisches Dokument//Humanitas-Christianitas: W. v. Loewenich zum 65. Geburtstag/Hrsg. K. Beyschlag u. a. Witten, 1968. S. 24-31; Garnsey P. The Criminal Jurisdiction of Governors//JRS. 1968. Vol. 58. P. 51-59; Barnes T. D. Legislation against the Christians//Ibid. P. 32-50; idem. Pre-Decian Acta Martyrum//JThSt. N. S. 1968. Vol. 19. N 2. P. 509-531; Hamman A. La Confession de la foi dans les premiers actes des martyrs//Epektasis: Mélanges Patristiques offerts au Cardinal Jean Daniélou. P., 1972. P. 99-105; Williams G. H. Justin Glimpsed as Martyr among His Roman Contemporaries//The Context of Contemporary Theology: Essays in Honor of P. Lehmann/Ed. A. J. McKelway, E. D. Willis. Atlanta, 1974. P. 109-112; Pizzolato L. F. Cristianesimo e mondo in tre passiones dell " età degli Antonini//Studia Patavina. Padova, 1976. T. 23. N 3. P. 501-519; Bisbee G. A. The Acts of Justin Martyr: A Form-Critical Study//Second Century. Abilene, 1983. Vol. 3. P. 129-157; Girgenti G. Giustino Martire: Il primo cristiano platonico: Con in appendice «Atti del martirio di San Giustino». Mil., 1995. P. 174. (ST; 7); Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. СПб., 20063. С. 104-106. А. Н. Крюкова, Э. П. К. Гимнография Память И. Ф. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 303) 1 июня без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. Ф. не упоминается, однако в рукописных Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 65) содержится последование И. Ф., состоящее из канона, стихир и седальнов. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

LXIV, PG.90, 716С, p.264. св. Григорий Богослов, Or.38, n.10, PG.36, 321В; р. п. III, 199. 353 Mystagogia I, PG.91, 668В, р.495 [р. п. I,158]. 354 См. гл. " Тайна Троичности " . 355 Mystagogia 2, PG.91, 669А, р.496 [р. п. I,159]. Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [р. п. II,96]; LXIII,685D, p.247; schol.47, 692D-693A, p.249 (cap. quing. IV, 91). 356 Cap. de charitate I,98-99 [р. п. I,106]. Ambigua, PG.91, 1400A. 1133C, f.157B.148b. 357 Mystagogia 7, PG.91, 685AC, p.506 [р. п. I,167–168]. Св. Григорий Богослов (см. выше, с.24, прим.7.). Св. Григорий Нисский, De hom. opif. 16, PG.44, 180A; р. п. I,136; De anima et resur., PG.46, 28B; р. п. IV, 212. 358 Ambigua, PG.91, 1153A, f.157a-b; 1305B, f.221b. 359 Ibid. 1248AB, f.198a. В учении о душе преп. Максим примыкает к Немезию и св. Григорию Нисскому. Основная черта его психологии — взгляд на душу как на бестелесную субстанцию (Ер.6, PG.91, 425В-428С, р.239–240; ср. Немезия, гл.2, PG.40, 541А. CD. 589В. р.30–31. 54–55). Душа обладает способностью равноангельского познания Бога (Ambigua, PG.91, 1308А, f.222a; Mystagogia 23, PG.91, 700D, p.516 [р. п. I,176]); по смерти она не оставляет своей мысленной деятельности (Ер.7, PG.91, 436В-437В, р.245–246; Ambigua, PG.91, 1368D-1369A, f.247a). В человеке она объединяет все функции, которые в других существах принадлежат растительным (питание, рост) или животным силам (φαντασα ορμ: Сар. de charitate III,32 [р. п. I, 125]; Ambigua, PG.91, 1337C. 1116A, f.235a. 139b) или душам: она, значит, едина (св. Григорий Нисский, De hom. opif. 14. 8, PG.44, 176A-B,144D-145A; р. п. I,132. 98) и по бытию не зависит от тела (нетленна). Преп. Максим отвергал теорию предсуществования душ (Ambigua, PG.91, 1325D-1336B. f.230b-234a), а также вселения души по образовании тела (Ambigua, PG.91, 1336С-1341В, f.234a-236a; для той и другой теории см. св. Григорий Нисский, De hom., opificio, 28,29, PG.44, 229B-240B; р. п. I,192–203) и держался теории творения душ (Ambigua, PG.91, 1321С, f.228b). В учении о способностях (θυμς, επιθυμα: Ambigua, PG.91, 1196С-1197С, f.176Ь-177b — Немезий, гл.17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

M. P. Gr. T. 149, col. 946 sq. Mansi, t. XXXI, col. 1057. BC. Mansi, t. XXXI, col. 1683 sq.; см. также работу Dr. J. Holler. «Die Epiklesse der griech.-oriental. Liturgien». Wien, 1912, Ss. 136, в которой освещаются различные взгляды на эпиклезу в течение веков. Salaville. «Epiclese eucharistique» in: DTC. T. V, col. 258-259. «Tractatus de Ss. Eucharistiae Sacramento et Sacriflcio». Roma, 1887. Holler, op. cit., pp. 80-93. Ibid., p. 95. «Die katholische Lehre uber die Konsekrationsworte der Hl. Eucharistie». Trier, 1850. Holler, op. cit., pp. 99-105. Holler, op. cit., pp. 106-134. Близко к взглядам этогоученого стоит и мнение Bouvy («Les Eglises orientales». 1894, pp. 756), видящего в эпиклезе проявление πδειξις Агнца Божия, Его теофанию «Explication de la Messe». Paris, 1716. Всё это подробнее изложено в статье августинского ассумпциониста Салавиля в «Словаре католического богословия» под заглавием «Eplclese eucharistique», t. V. col. 274-276. Salaville. «Epicl. Euchar.», col. 256-265; Jugie, op. cit., pp. 290-301. Д. Вишневский. «Киевская Академия в первой половине XVIII в». в: «Тр. К. Д. Ак.», 1903, том II, стр. 366-372. Б. Гречев. «Святитель Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский» в: «Богосл. вестн.», 1911, сент., стр. 207 и прим. 1. B. Эпиклеза на Востоке и вопрос о её древности вообще Прежде всего следует отметить, что долгое время в практике обеих половин христианского мира существовало параллельно два обычая: Восток не знал иной формы освящения, кроме эпиклезы, и Запад, который начал с известного момента выводить эту молитву из своей практики. Это не могло не быть известным в обеих Церквах. Вместе с тем, у нас нет никаких данных, позволяющих предполагать, чтобы это служило препятствием к литургическому общению, единомыслию и прославлению " единеми усты и единем сердцем " . Больше того, даже во время обострившихся взаимоотношений между Церквами эта разность литургических обычаев не была предметом полемики. Ни святой Фотий, ни Патр. Михаил Кируларий ничего не говорят в своих полемических выступлениях против латинян об эпиклезе, да и римо-католики не ставили в упрек грекам этого общеизвестного литургического факта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Phil., 1985; idem. The Sermon on the Mount, Its Literary Genre and Function//Idem. Synoptische Studien. Tüb., 1992. S. 77–91; idem. The Sermon on the Mount and Q: Some Aspects//Ibid. S. 249–269; Allison D. C. The Structure of the Sermon on the Mount//JBL. 1987. Vol. 106. N 3. P. 423–445; Kingsbury J. D. The Place, Structure, and Meaning of the Sermon on the Mount within Matthew//Interpretation. Richmond, 1987. Vol. 41. N 2. P. 131–143; Patte D. The Gospel according to Matthew. Phil., 1987; Strecker G. The Sermon on the Mount: An Exegetical Comment. Nashville, 1988; Bergemann T. Q auf dem Prüfstand: Die Zuordnung des Mt/Lk-Stoffes zu Q am Beispiel der Bergpredigt. Gött., 1993; Stanton G. A Gospel for a New People: Studies in Matthew. Louisville, 1993; Carter W. What are They Say ing about Matthew’s Sermon on the Mount? N. Y., 1994; Schnackenburg R. The Gospel of Matthew. Grand Rapids; Camb., 2002; Stassen G. H. The Fourteen Triads of the Sermon on the Mount (Matthew 5. 21–7. 12)//JBL. 2003. Vol. 122. N 2. P. 267–308; Meier J. P. A Marginal Jew. New Haven, 2009. Vol. 4: Law and Love; Thom J. C. Justice in the Sermon on the Mount: An Aristotelian Reading//NTIQ. 2009. Vol. 51. N 4. P. 314–338; Carlston C. E., Evans C. A. From Synagogue to Ecclesia: Matthew’s Community at the Crossroads. Tüb., 2014; Луц У. Нагорная проповедь. М., 2014; Baasland E. Parables and Rhetoric in the Sermon on the Mount. Tüb., 2015; Kinney R. S. ; Hellenistic Dimensions of the Gospel of Matthew: Background and Rhetoric. Tüb., 2016. В экзегезе древней Церкви. Turner C. H. The Early Greek Commentaries on the Gospel According to St. Matthew//JThSt. 1910. Vol. 12. N 1. P. 99–11; Buzy D. Beatitudes//DSAMDH. T. 1. Col. 1298–1310; Massaux E. Influence de l’Évangile de S. Matthieu sur la literature chrétienne avant S. Irenée. Louvain, 1950; Hasler V. E. Gesetz und Evangelium in der Alten Kirche bis Origenes: Eine auslegungsgeschichtliche Untersuchung. Zürich; Frankfurt, 1953; Conrad R. W. The Sermon on the Mount in the Writings of the Ante-Nicene Fathers from New Testament Times to Origen: Diss.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010