Человеческая природа Христа для монофелитов, будучи лишенной собственной В., направлялась и управлялась божественной В. или «мановением» (νεμα - ACO II. Vol. 1. P. 160; ср.: Ibid. P. 200; Vol. 2 (1). P. 224; ДВС. Т. 4. С. 88; ap. Maximus Conf. Disp. Pyr. 297; ap. Anast. Sin. Opusc. P. 106). Дифелиты также соглашались с тем, что человечество Христа направлялось божественной В. В частности, прп. Максим Исповедник использовал картину тела, к-рое движется душой, с тем чтобы проиллюстрировать человечество Христа, движимое божеством (Ambigua//PG. 91. Col. 1049, 1056). При этом православные делали существенную оговорку, что человечество не лишалось собственной В., к-рая была полностью подчинена В. божественной ( Maximus Conf. Disp. Pyr. 297). Для монофелитов факт, что человеческая природа направлялась божественным «мановением», исключал любую возможность конфликта между человечеством и божеством во Христе. Если бы во Христе, по их мнению, сосуществовали божественная и человеческая В., тогда такой конфликт был бы неизбежен. В этом состоял наиболее распространенный аргумент в защиту единой В., приводимый практически во всех монофелитских текстах (Ibidem). Исходя из этого, монофелиты интерпретировали Гефсиманскую молитву Христа, в к-рой проявилась Его человеческая В. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26. 36-46; Мк 14. 32-42): борение Христа в Гефсиманском саду для них представлялось иллюзорным (ACO II. Vol. 1. P. 200-202) и воспринималось как нравственный урок и образец для подражания (Ibid. Vol. 2 (2). P. 552; ДВС. Т. 4. С. 177). Для православных, однако, такое истолкование было неприемлемым. Максим Аквилейский заявлял на Латеранском Соборе, что один и тот же Христос таинственным образом соединял в Себе желание пострадать и избежать страданий. Эти желания, одно из к-рых принадлежало божеству, а др.- человечеству, не противоречили друг другу, но таинственным образом сосуществовали во Христе (ACO II. Vol. 1. P. 346-348). Согласно прп. Максиму Исповеднику, для сотворенных вещей естественным является стремиться к жизни и избегать смерти. Поэтому во Христе Его человеческая В. естественным образом пыталась избежать смерти. Такое стремление было проявлением не непослушания В. Божией, но полного соответствия человеческой В. Христа естественному порядку вещей, заложенному Богом. Страх (δειλα), к-рый испытывал Христос, отличался от греховного страха, обитающего в падшей человеческой природе. Это естественный страх (κατ φσιν), направленный против всего, что угрожает целостности и жизни естества, тогда как греховный страх является противоестественным (παρ φσιν) ( Maximus Conf. Disp. Pyr. 297; см. также: Anast. Sin. Opusc. P. 99). В Гефсиманской молитве Христос показал, что Его человеческая В. находилась в полном послушании божественной В., несмотря на естественный страх, вызванный отвращением к смерти ( Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 65-69).

http://pravenc.ru/text/155218.html

99. Городцев=Городцев П., прот. Религиозно-церковные вопросы. СПб., 1911. 100. Григоревский=Григоревский М. К вопросу о благоустроении церковного чтения//ЦТ. 1906. 33. С. 897–904. 101. Гумилевский И.=Гумилевский И.[В.], свящ. Реформа или творчество? (Размышление над богослужением первых христиан)//БВ. 1917. Т. II. Июнь-июль. С. 54–74. Сокращенная перепечатка: Свободное слово христианина. Киев, 1917. 1. С. 41–44. 102. Гумилевский Н.=Гумилевский Н. К вопросу о причинах уклонения из Православия в сектантство//Омские ЕВ. 1908. 6. С. 163–168. 103. Д.С.=Д.С, свящ. 4-е пастырское собрание 19 декабря 1906 г.//ИСПбЕ. 1907. 4. С. 21–26. 104. Далматов=Далматов К.[И.], свящ. Вечерние и утренние церковные богослужения на предпразднство Благовещения Богородицы, на Благовещение и на собор Архангела Гавриила, перевод со славянского на русский язык. Казань, 1907. 105. Дамаскин I=Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992. Кн. 1. 106. Дамаскин II=Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1996. Кн. 2. 107. Дело патриарха Тихона=Следственное дело патриарха Тихона. Сб-к документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. 108. Деяние (обновл.)=Деяние III Всероссийского Поместного собора, бывшего с 1 октября 1925 года, нового стиля, в городе Москве//Церковное обновление. Рязань. 1926. 1. С. 1–10. 109. Дeяhuя. I =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. М., 1918. Кн. 1. Вып. 1. 110. Дeяhuя. III =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. Пг., 1918. Кн. III. 111. Дeяhuя. VI =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. М., 1918. Кн. VI. 112. Деятельность Союза=Деятельность Союза духовенства и мирян в г. Архангельске//Архангельские ЕВ. 1917. 16. С. 330–335. 113. Дмитриевский. Вынос плащаницы=Дмитриевский А.[А.] Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток//РдСП. 1885. 9. С. 252–259; Idem. Вынос плащаницы и Евангелия в Великую субботу и хождение с ними кругом храма//Ibid. 10. С. 268–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

99 Prof. Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in Gegenwart (Göttingen 1908). S. 50. 100 Prof. Carl Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 105. 101 Prof. Carl Clemen: ibid., S. 19: Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments: Die Abhängigkeit des Ältesten Christentums von nichtjüdischen Religionen und philosophischen Systemen zusammenfassend untersucht (Giessen 1909), S. 285. 102 Rev. W. O. Е. Oesterley und G. H. Box, The Religion and Worship of the Synagogue (London 1907), p. 242. W. O. E. Oesterley, The Evolution of the Messianic Idea (London 1908), p. 185. 106 J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestamentlichen Zeitalter, S. 122. K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, Breslau (1908 ?) S. 10. 108 J. Bergmann ibid., S. 112. К. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 12. Prof. C. Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 103. 109 Prof. D. W. Lütgert, Freiheitspredigt und Schwarmgeister in Korinth в “Beiträge zur Förderung christlichen Theologie” herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert XII (Gütersloh 1908), 5, S. 36. 111 Rev.. Principal Alfred E. Garvie, Studies in the Pauline Theology в “The Expositor” 1909, III, p. 247. 112 См. Lewis A. Muirhead, The Terms Life and Death in the Old and New Testament, and Other Papers (London 1908), p. 25, 29. 114 Ср. к сему и М. Л., Сравнение античной морали с христианской по вопросу о любви к врагам в журнале “Вера и Разум” 1908 г., 22, стр. 485–498; 23, стр. 619–630; 24, стр. 752–766. 117 См. Prof. D. Dr. Max Löhr, Die Stellung des Weibes zu Jahve Religion und Kult (Lpzg 1908), S. 33. 120 Ср. и Трифон Джапаридзе, Влияние христианства на положение рабов в римском государстве, стр. 111. 121 Prof. W. M. Ramsay, Dr. Milligan’s Edition of the Epistles to the Thessalonians в “The Expositor” 1909, I, р. 288–291. Для сего Prof. Caspar René Gregory отмечает (The Reading of Scripture in the Church in the Second Century в “The American Journal of Theology” XIII, 1 [January, 1909], р. 87), что Апостол Павел, рекомендуясь по 2Кор.11:6 διτης τ λγ однако же не называет себя γραμματος.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1992. P. 184). Это намерение не было осуществлено. Еп. Неемия (ирл. имя Гилла на Наэм О Мурьхертах; † 1149) был деятельным сторонником реформы, для встречи с ним Клуан-Уаму посетил один из ведущих ирл. реформаторов св. Малахия . В повести «Видение Тнугдала» (ок. 1149) еп. Неемия представлен как мудрый и благочестивый пастырь, пребывающий на небесах с др. видными сторонниками реформы, в т. ч. со св. Келлахом ( Gwynn. 1992. P. 133; Flanagan M. T. The Transformation of the Irish Church in the 12th and 13th Centuries. Woodbridge, 2010. P. 99-100). На синоде в Кенаннасе (ныне Келлс) (1152) было подтверждено существование в Клуан-Уаме епископской кафедры в составе церковной пров. Кашел, в ее юрисдикцию вошли земли в вост. и сев. частях современного графства Корк. В нач. XIII в., во время англо-нормандского завоевания, в прибрежной части еп-ства возник г. Йол, но контроль над кафедрой оставался в руках ирл. духовенства (1-м англ. епископом был Николас из Эффингема (1284-1321)). В распоряжении Клойнского епископа были крупные земельные владения; в маноре Килмакленин находился один из епископских замков, в 1238 г. еп. Давид О Гилла Патрик основал здесь английскую колонию, получившую статус «боро» (borough - Olden. 1879/1888; A New History of Ireland. 2008. Vol. 2. P. 224). О держателях церковных земель («люди св. Колмана», «ирландцы св. Колмана») упоминается в сборнике финансовых документов Клойнской кафедры XIII-XV вв. (напр.: The Pipe Roll of Cloyne/Ed. R. Caulfield//J. of the Cork Hist. and Archaeol. Society. Ser. 2. 1913. Vol. 19. N 100. P. 165; Ibid. 1915. Vol. 21. N 106. P. 96). Стремясь укрепить контроль англ. администрации над внутренними районами Мунстера, кор. Эдуард II обратился к папе Римскому Иоанну XXII с просьбой объединить епископства Клойн и Корк (эта кафедра находилась под контролем англ. властей) (папская булла от 31 июля 1327), однако попытки объединить диоцезы завершились успехом лишь после назначения еп. Джордана Перселла (1429-1469). Епископская резиденция находилась в г.

http://pravenc.ru/text/1841766.html

93 Объём заимствований из сочинения «О свободе воли», входящих в состав диалога «О правой вере в Бога», значительно больше, чем объём соответствующих заимствований из трактата «О воскресении». 94 Zahn. Der Dialog des Adamantius mit den Gnostikern (Zeiischrift für Kirchengeschichte, В. IX, 1888, S. 193 ff. 222 ff); Harnack und Preuschen. Op. cit. S. 470—471, Bardenhewer.Op. cit., S. 248—255, 497—498. 95 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 471. 96 Harnack. Die Chronologie..., В. II, S. 149—151. 97 Zahn. Der Dialog..., S. 237. 98 Vaillant. Op. cit., p. 648—650. 99 Smith and Wace. Dictionary. Vol. III, p. 909. 100 Herzog und Hauck. Real-Encyclopädie..., 2 Auflage, В. IX, S. 724—726. 101 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 786—787. 102 Hieronimus. Advers. Rufin., I, 11. 103 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 472, 476; В ardenhewer. Op. cit., S. 292. 104 Vai11ant. Op. cit., p. 651—652. 105 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 471. 106 Езник Кохбаци. Книга опровержений (Перевод, предисловие и примечания В. К. Чалояна. Ереван, 1968). Проблема добра и зла, выяснению которой посвящена наиболее значительная часть трактата св. Мефодия «О свободе воли», занимает в сочинении армянского апологета центральное место; это объясняется основной задачей автора — желанием защитить христианское учение от воинствующего дуализма, успешно развивавшегося в сопредельных с Арменией странах, в которых уже активизировались силы, пытавшиеся уничтожить самостоятельность Армении и угрожавшие существованию Армянской Церкви. В книге В. К. Чалояна перевод трактата «О свободе воли», начинающийся с III главы, помещён на с. 41—59 и 141—142. 107 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 474. 108 Bonwetsch. Die Theologie..., S. 6. 109 Автором этого произведения прежде считали Анастасия Синаита, но на основании позднейших исследований установлена ошибочность этого мнения; автор в настоящее время остаётся неизвестным. 110 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 474. 111 Ibid., S. 476. 112 БО 13; 370; 387; 421; 436; 438; 439; 442; 477; 480; 481; 488; 503; 504. Бонвеч исключает возможность существования одного источника для обоих авторов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3669...

Григорий Нисский , De hom. opif. 14. 8, PG.44, 176A-B,144D-145A; p.n.I,132. 98) и по бытию не зависит от тела (нетленна). Преп. Максим отвергал теорию предсуществования душ (Ambigua, PG.91, 1325D-1336B. f.230b-234a), а также вселения души по образовании тела (Ambigua, PG.91, 1336С-1341В, f.234a-236a; для той и другой теории см. св. Григорий Нисский , De hom., opificio, 28,29, PG.44, 229B-240B; p.n.I,192–203) и держался теории творения душ (Ambigua, PG.91, 1321С, f.228b). В учении о способностях ( θυμς, επιθυμα: Ambigua, PG.91, 1196С-1197С, f.176Ь-177b – Немезий, гл.17. 19–21, PG.40, 676BC. 683A-692A; p.99–100. 106–109) и в частности о воле (Ad Marinum, PG.91, 13A-21B, p.3–8 ­­ Немезий, гл.33. 34, PG.40, 733B-740B, p, 132–137) он прямо примыкал к Немезию. 360 Mystagogia 2, PG.91, 669 D, p.497 [p.n.I,160]. Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749C, p.282 (cap.quing. V, 35); LVIII,596D-597A, p.196 (cap.quing.IV,6). 361 Cap.de charitate III,25 [p.n.I,124]. Ambigua, PG.91, 1084A. 1345D, f.125a. 238a; ср. 1085С, f.126b. 363 Quaest. ad Tahl. XXXII,PG.90, 372C, p.75 [p.n.II,107]. Mystagogia 7, PG.91, 685AB, p.506 [p.n.I,167–168]. 367 Сар. quing. I.3,4. Ambigua, PG.91, 1085С-1088А,1196А, f.126b,176a. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332D, p.53 [p.n.II,84]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 876D. 892C, p.346,355 [p.n.I,186,194]. св. Григорий Богослов , Oratio 28 (de theol. II), a.17, PG.36, 48C; p.n.III3, 26; Or.12, n.1, PG.35, 844B; p.n.I,250; cp.Or.7, n.21, 784A; p.n.I,213. св. Григорий Нисский , Or.cat. 1, PG.45, 16CD; p.n.IV, 8–9. Ibid. 1084B, f.125a-b; ср. 1076C, f.122a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [p.n.II,112]; LX, 624D, p.212 (cap.quing.IV,32, αει ειναι­ θωσις). – Об обожении ( θωσις) человека преп. Максим говорит часто – главным образом, как о будущем блаженном состоянии вечной жизни (Ambigua, PG.91, 1084В,1088С, f.125a-B.127a; 1076С,1237В,1389В, f.122a,193Ь-194a,254a; ср. 1249С, f.199a; Ad Thomam, 1040D, f.107b; Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285BC, p.25 [p.n.II,47]; XXXV, 380A, p.80 [p.n.II,112–113]; XXXVIII,389D, p.86 [p.n.II,120]; LIX, 609A, p.202; LXI,640B, p.221 ( πληρεσττη θεσεως χρις); Orat.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Н. направил в Болгарию легатов - Павла, еп. Популонии, и Формоза, еп. Порто (см. ст. Формоз , папа Римский). Они должны были вручить Борису пространное послание со 106 ответами Н. на вопросы князя о христ. морали и церковной дисциплине (Ep. 99; рус. пер.: Харламова. 2017; см.: Златарски. 1927. С. 85-108; Duj ev. 1968). Кн. Борис интересовался гл. обр. вопросами, связанными с повседневной жизнью мирян: можно ли мыться в среду и пятницу (Ep. 99. 6), снимать пояс перед причастием (Ibid. 55), носить штаны (Ibid. 59); сколько раз в день нужно молиться (Ibid. 61) и т. д. Также князь попросил понтифика прислать ему свод рим. права (leges mundanas - Ibid. 13). Мн. вопросы относились к различиям между лат. и греч. церковными обычаями. В ответах Н. избегал негативных отзывов о визант. обычаях, даже если они противоречили рим. практике. В то же время он писал об иерархическом первенстве и апостольском происхождении Папского престола (Ibid. 92-93), о церковной юрисдикции папы Римского над Болгарией (Ibid. 73). Папские легаты должны были передать болгарам богослужебные книги и своды законов, консультировать их по вопросам церковного и светского права (Ibid. Praef., 13, 37, 75-76). В ответ на просьбу кн. Бориса рукоположить патриарха для болгар Н. объяснил, что повышение иерархического статуса Болгарской Церкви возможно только после распространения и укрепления христианства в Болгарии. Если число христиан увеличится настолько, что в Болгарии будет неск. епископов, они смогут выбрать архиепископа, к-рый получит от папы Римского паллий и начнет выполнять обязанности митрополита провинции (Ibid. 72-73). В жизнеописании Н. сообщается о радушном приеме, к-рый кн. Борис оказал папским легатам. Получив от князя исключительное право проповедовать христианство, Павел и Формоз вскоре крестили всех болгар (LP. T. 2. P. 165). Впосл. Анастасий Библиотекарь и защитники папы Формоза также свидетельствовали о плодотворной работе легатов в Болгарии (MGH. Epp. T. 7. P. 412; PL. 129. Col. 831; D ü mmler E.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

2588 ibid., стр. 252, столб. 2 – стр. 253, столб. 1. «Митрополит молвил: «прежние еретики не каялися и святители их проклинали, и цари их осуждали и заточали и казнем предавали; и Ортемей молвил: «по меня посылали еретиков судити и мне так еретиков не судити, что казни предати, да ныне еретиков нет и в спор никто не говорит» ibid., стр. 253, стол. I, sub. fin. – столб. 2. 2589 См. выше, стр. 99 примеч. 2-ое. Артемий, по его собственному сознанию, высказанному в Литве, не всегда держался строго православного учения. «Послания старца Артемия…» Р. И. Б. т. IV, столб. 1420. Сравн. 1372, 1394, 1399. 2590 А. Э., т. I, 239 Соборная грамота в Соловецкий монастырь, стр. 254, столб. 1 sun. fin. – столб. 2 2591 C. Г. Вилинский, Послания старца Артемия (XVI в.). Записки Императорского Новороссийского Университета, том 106-ой, II, стр. 177141. 2592 «Послания старца Артемия, XVI века». Р. И. Б. т. IV, столб. 1212 fin. – 1213. Печатный текст посланий приводится с теми поправками, какие внесены в него, по сравнению с рукописным оригиналом, исследованием С. Г. Вилинского, Послания старца Артемия (XVI в.), Записки Императорского Новороссийск Университета, том 106-ой, II, стр. 74–82. 2594 В послании «в просившому слова Божия» Артемий наставление об изучении Св. Писания излагает буквально повторяя обычное выражение преп. Нила Сорского : «связи (и) себе законы божественных писаний и последуй тем, писанием же истинным и божественным. Писания бо многа суть, но не вся божественна. Ты же истинная известне испытав от чтений сих и бесед духовных и разумных мужей. Понеже не вси, но разумнии разумевают», ibid., столб. 1406. Сравн. с подобным же изречением в послании преп. Нила к Гурию Тушину, откуда, без сомнения, оно заимствовано. См. выше, стр. 55. А. С. Архангельский , цитов. сочин., стр. 75 fin. 2616 «Невозможо человеку, праве живущу и благочестне мудрствующу, оставлену быти впасти в некое прегрешение сромное, или в прелесть бесовскую» ibid., столб. 1290. 2618 «Никтоже достигнути может духовного разума, точию, по реченому: аще не обратитеся и будете яко дети, не внийдете в царство небесное» ibid., столб. 1341.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По поводу этого известия можем прежде всего сделать общее замечание, о том, что стремление к отысканию и перенесению в столицу свящ. реликвий резкой чертой проходит чрез всю историю Византии от Константина великого почти до самого падения Царьграда. (См. напр. у Амартола стр. 400, 401, 411, 438, 480–1, 502, 510, 512, 515 и т. д). Только в эпоху иконоборства против стремления собирать и чтить свящ. реликвии была сделана значительная реакция. Тем не менее ко времени принятия Русью христианства Константинополь снова обиловал свящ. реликвиями, и благочестивые русские паломники с благоговейным любопытством созерцали священные остатки, напоминавшие им о дорогих для верующего сердца лицах и событиях. Изучая напр. паломник Добрыни Ядрейковича, в последствии Антония архиепископа Новгородского, бывшего в Царьграде в 1200 г. 170 , мы можем составить по нему следующий каталог константинопольских свящ. реликвий, относящихся только к библейским мощам и событиям. А. Реликвии ветхозаветные. а) крест в лозе Ноеве учинен, юже по потопе насади; в сучец масличн тутоже, егоже голубь внесе (стр. 102) б) трапеза, на нейже Авраам со св. Троицей хлеба ел (ibid) в) Авраамова овня рога; в те рога вострубят ангели во второе пришествие Господне (– 101) г) палица Моисеова, ей же море разделил, (ibid) д) скрыжали Моисеова закона и киот, в нем манна (– 86) е) труба медная Ерихонского взятья Иисуса Навина, (– 90 и 100; ж) Самоилов рог, из негоже масло излиял на Давида царя, (– 101) з) Илиины милотии часть и пояса его (– 103 и 126) и) мощи пророка Исаии (– 146) пр. Даниила (– 135) пр. Захарии (– 107). Б) Реликвии новозаветные а) повой св. Богородици и пояс (– 96); риза св. Богородицы н посох ее (– 106); б) пелены христовы и дароносивые сосуды златы, иже принесоша Христу с дари волсви (– 68) в) керемиде две и лаханя Господня мараморана (– 99); г) срачица Господня, плат шейный, и лентий, калиги Господни (– 96); д) убрус, на немже образ Христов (– 99); е) камень мраморен, издолблен, яко кадь, кладезя Самарейска, у негоже глоголал Христос к Самаряныне (– 90) ж) 12 коша хлебов исполнена Христовым благословением, их же Господь ял со ученики своими (– 108); з) лохань мраморяна, из неяже Христос умыл нозе ученикам (– 99); и) трапеза, на ней же Христос вечерял со ученики своими в великий четверток (– 67) и) столп мраморян, у негоже Христос привязан бысть (– 121); древо, иже на шии у Христа под железом было (– 90); к) свердлы и пилы, имиже чинен крест Господень (ibid) л) крест честный, венец, губа, гвозди, кровь Христова, багряница, копие, трость (– 96, 123 и 151); м) доска, на ней же положен бысть Господь, егда сняша его со креста, и тогда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

отцов: свт. Петра Александрийского, свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Афанасия Афонского. Для соответствия резному декору темплона икона получила оформление из тонированного гипса в виде арочек, опирающихся на витые колонки. Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Иконное собрание Протата продолжало пополняться моленными образами, как, напр., написанной по заказу мон. Дионисия иконой «Богоматерь Всех Радость» (Πντων Χαρ) (1632, Θησαυρο. 1997. Σ. 167-168, N 2. 99; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 98, N 45). Богоматерь представлена в типе «Умиление»: Еммануил, приникнув щекой к лику Матери, правой рукой обнимает Ее за шею, а Мать поднимает Его на руках, прижимая к Себе. Поля иконы оформлены черненым орнаментом по золоту. Триптих «Второе пришествие», или «Страшный Суд», состоит из изображенной в верхней части полуфигуры Христа в золотых одеждах (Спасителя Судии), благословляющего обеими руками, и образов молящихся архангелов Михаила и Гавриила по Его сторонам. Ниже на створках (многолопастных по очертаниям) в особых колонках записаны имена архиереев, рус. царей, иереев и иеромонахов, ктиторов и дарителей из Угровлахии и Молдавии, монахов и мирян (Ibid. Σ. 99-100, N 47). К 1-й трети XVIII в. относятся иконы кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота, пытавшегося возродить образцы Мануила Панселина. Напр., икона «Христос Вседержитель» (Ibid. Σ. 106, N 55) представляет поясное изображение Спасителя, восходящее к фресковому образу Христа на троне с юж. предалтарного столба собора Протата. К числу повторений визант. образцов кон. XIII - нач. XIV в. принадлежит и икона Божией Матери «Одигитрия» (Ibid. Σ. 106-107, N 56). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным и в сер.- 2-й пол. XVIII в. Примером тому служат росписи артели мон. Макария из Галатисты, сочетающие наследие иером. Дионисия Фурноаграфиота с элементами народного искусства. Видимо, мон. Макарию принадлежит икона «Собор Афонских преподобных отцов», как и фреска с аналогичным сюжетом в трапезной монастыря Ватопед (1786).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010