п. III.2, 60. 37–38; св. Василия Великого, De Spiritu S., c. XVIII, §46, PG.32, 152B; р. п. III4, 255–256; ep.38, n.4, PG.32,329C; р. п. VI,83; св. Григория Нисского, Quod non sint tres Dii, PG.45, 133B-C; р. п. IV, 131. К уяснению вопроса см. Преосв. Сильвестра Опыт православного догматического богословия. Киев, 1881, т. II,440 сл., 514 сл., а также Orat. Dom. expositio, PG.90, 876В, р.346 [р. п. I,186]. 259 Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 272B, p.17 [р. п. II, 35]; LX, 624B-C, p.211; Orat. Dom. expositio, PG.90, 876C, p.346 [р. п. I,186]. Св. Григорий Богослов, см. выше, с.24.6. 260 Ambigua, PG.91, 1077С.1129А, f.123a, 146a. 261 Ibid. 1400A, f.257b. 262 Cap. quing. I,3; Cap. theol. II,22 [р. п. I,238]. В этом смысле преп. Максим утверждает, что пришествие Сына Божия принесло нам совершенное θεολογα: Orat. Dom. expositio, PG.90, 876C-D, p.346 [р. п. I,186–187]. Ср. св. Афанасия Великого, Contra gentes 45, PG.25, 89A; р. п. I.2,186. — Это нужно иметь в виду против Straubinger, 17, который, привлекая и Filioque, чрезмерно преувеличивает центральное значение идеи Логоса в учении преп. Максима о св. Троице, когда утверждает, что Логос»в известном смысле стоит над обоими другими Лицами как Сила, сохраняющая единство Божества в Троичности». Центральное место принадлежит Логосу лишь с точки зрения отношений Его к тварному миру и по значению Его в богопознании. 263 Ambigua, PG.91, 1133CD, f.148Ъ. Cap. de charitate II,27; I,100 [р. п. I,110. 106–107]. 264 Ер.26, PG.91, 629C-D, p.367–368 (промысл и суд проявляется в усвоении людьми добродетели и ведения); Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р. п. II,40] (он прежде всего касается разумно–духовных существ); Ambigua, PG.91, 1136А, f.149; 1104В–С, f.134b (и лишь под углом зрения высших нравственных задач распространяется на все вообще тварное бытие). ср. Ambigua, PG.91, 1168С, f.163b-164a; Cap. de charitate I,99 [р. п. I,106]. 265 Ambigua, PG.91, 1168В. 1240В, f.163b-164a. 194B. Дионисий Ареопагит, см. гл.«Ареопагитики», прим. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

до Р. Х., за к-рым последовала карательная экспедиция во главе с Марком Виницием, к-рый считается 1-м рим. военачальником, переправившимся на левый берег Дуная; неоднократные атаки даков на районы к югу от Дуная и их вытеснение к северу от Дуная Корнелием Лентулом и Секстом Алетием Катом (между 9 г. до Р. Х. и 11/12 г. по Р. Х.); нападение гетов на некоторые добруджские крепости (Эгисс в 12 г. и Троэсмис (Трезмис) в 15 г.) и т. д. Для ослабления военного потенциала гето-даков Римская империя применила метод их переселения вглубь империи ( Strabo. Geogr.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 237). Вместе с тем в Трансильвании в горах Орэштие и после смерти Буребисты продолжал существовать сильный центр; Сармизегетуза стала столицей, в которой правили главный жрец Буребисты Деценей (44-27 гг. до Р. Х.), Комосик (до 28 г. по Р. Х.) ( Iord. Get. 1939. P. 96), Скорило (28-68 гг.) ( Florus. Epitom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 520-528) и Дурас (68-87 гг.) ( Iord . Get. 1939. P. 99). Военные действия даков с римлянами возобновились зимой 85/86 г., когда даки вторглись в Мёзию и убили ее наместника Гая Оппия Сабина ( Ibid. P. 99). Рим. имп. Тит Флавий Домициан отбросил даков за Дунай и реорганизовал Мёзию, разделив на 2 провинции. Испытывая необходимость отразить готовящееся рим. вторжение, Дурас передал власть Децебалу (87-106) - очевидно, своему племяннику. В 86 г. римляне по плавучему мосту переправились у Олта через Дунай и стали продвигаться вглубь Трансильвании. Увидев многочисленное рим. войско, Децебал запросил мира и, получив отказ, предпринял молниеносное наступление на римлян. Рим. военачальник Корнелий Фуск был убит, легионеры истреблены или взяты в плен вместе с оружием, военными орудиями и знаменем легиона. Поражение, к-рое потерпела армия Фуска, считается одним из наиболее крупных поражений рим. армии за все время ее существования ( Dio Cassius. Hist. Rom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 683). В 88 г. Домициан, оценив силу даков, направил новое войско во главе с полководцем Теттием Юлианом, к-рый прошел в дакийские земли через Банат и выиграл бой при Тапах.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

495 Возможно, эту часть трактата имел в виду Августин, когда в письме к Океану говорил о написанной блаж. Иеронимом «книге о воскресении плоти», см.: Aug. Ep. 180. 5. 505 Имя Vigilantius (лат. «бодрствующий») блаж. Иероним предлагает заменить более подходящим именем «Дормитанций», Dormitantius, то есть «дремлющий». См.: Contr. Vigil. 1. 509 Aug. De peccatorum meritis et remissione, De spiritu et littera, De natura et gratia. См.: Hieronym. Dial. contr. Pelag. III 19. 532 См.: Hieronym. Vita Hilar. 1; Schiwietz S. Das morganlandische Mönchtum. Mainz, 1913. S. 103–126. 538 Epistula ad omnia monasteria de Pascha, CPG. 2375; PL. 23. Col. 99–100; Pachomiana Latina. P. 105–106. 539 Doctrina de institutione monachorum, или Liber Orsiesii, CPG. 2367; PG. 40. Col. 869–894; PL. 103. Col. 453–476; Pachomiana Latina. P. 109–147. 542 См.: Kelly. 1975. P. 281–282; De Clercq C. L’influence de la Règle de saint Pachôme en Occident//Mélanges Louis Halphen. Paris, 1951. P. 174–175. 547 Sermo de die Epiphaniorum et de psalmo xxviii, CPL. 599; Ibid. P. 530–532 (Ed. B. Capelle). 559 CSEL. 54 (1910), 55 (1912), 56 (1918)/Ed. I. Hilberg. Editio altera supplementis aucta: 1996. Indices comp. M. Kamptner (CSEL. 56.2). 563 CPL. 621а; CSEL. 88 (J. Divjak. 1981). P. 130–133. Исправленное издание см.: (Euvres de saint Augustin. Lettres augustinienne. Vol. 46B/Éd. J. Divjak. Paris, 1987. P. 394–401, notes: P. 560–568. 566 См.: Cain. 2009. P. 207. Письмо к Софронию о церкви г. Лиды (Epistula ad Sophronium de ecclesia Lyddensi), сохранившееся только в грузинском переводе (Ed. М. Van Esbroeck//Révue de karthvélologie, 35 (1977). P. 127–131), в настоящее время считается неподлинным. Ibid. 567 См.: Vallarsi. PL. 22. Col. XLIX–XCI; Щеголев. 1863. C. CLVI–CLXXII; Grützmacher. 1969. Bd. 1. S. 53–102; Cavallera. 1922. T. II. P. 1–63; Labourt. 1949–1963; Antin. 1958. P. 359–362; Gründel. 1958; Nautin. 1972. P. 209–218; 1973. P. 69–96, 213–239; 1974. P. 251–284, 1972–1973. P. 7–37; 1983a. P. 247–259; 1983b. S. 331–344; 1984. P. 441–449; 1990. P. 298–299; Duval. 1987–1999. P. 562–563; Rebenich. 1992a; Cain. 2009 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

98. Migne gr.s., t.79, " De volunt. paupertate " , col.968C. 99. См. об этом ниже. 100. Migne gr.s., t.79, col.720-809 и col.9681060. 101. См.: O. Bardenhewer. Gesch. der altkirch. Lit., 4 Band, par.52, S.174 и Cabrol. Dictionnaire d " Archeologie chretienne, t.1, Paris, 1924, p.308. 102. Migne gr.s., t.79, col.10611093. 103. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.12. 104. Migne gr.s., t.79, " Tractatus ad Eulogium " , col.10931140. 105. F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.12. 106. Migne gr.s., t.146, " Eccles. Hist. " , lib.XIV, cap.LIV, col.1256B. 107. Migne gr.s., t.79, col.12351240AB. 108. Ibid., col.1235B. Здесь, в частности, мы читаем: " Как невозможно быть увенчанным атлету, не участвовавшему в состязании, так невозможно стать христианином без борьбы " . 109. Zoeckler. Evagrius Pontikus, 4. Hfet, Biblische und kirchenhistorische Studien, Muenchen, 1893, S.44. 110. F. Degenhart. Der hl. Nilus Sinaita, с.12. 111. Лучшую классификацию писем мы находим у Й. Фесслера ( " Institutiones Patrologiae " , t.II, Pars altera, 1896, с.119125). Эту работу мы взяли за основу при нашем обзоре писем преп. Нила. 112. Известны три редакции писем преп. Нила: первое издание, насчитывающее 355 писем, принадлежит П. Поссинусу (P. Possinus, Paris, 1657); второе, самое полное, издание Л. Аллатиуса (Roma, 1668); третье, включающее в себя 316 писем, осуществил Никос Веис (он ошибочно указывает число писем 326). Последний кодекс писем, т.е. Веиса, основывается на рукописи XIII в., найденной в 1908 г. в монастыре св. Варлаама в Фессалии. К. Хойсси после детального сравнения всех кодексов приходит к выводу, что рукописи Поссинуса и Веиса проистекают из редакции, на которой базируется издание Л. Аллатиуса (см.: K. Heussi. Untersuchungen S.3437). 113. Migne gr.s., t.79, col.81581. 114. William Smith. A Dictionary of Christian Biography. Vol.IV, London, 1887, p.44. 115. Migne gr.s., t.79, col.577BCD580A. 116. Ibid. Epist. lib.IV, 62, col.580BCD581. 117. Mansi. Collectio sacr. conciliorum, 13, s.3138. 118. Migne gr.s., t.79. Ep. lib.II, 293, col.345BC.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

в: Art et société à Byzance sous les Paléologues: Actes du Colloque organisé par lAssociation Internationale des Études Byzantines à Venise en septembre 1968. Venisë s. e., 1971 (Bibliothèque de l’Institut Hellénique d’Études Byzantines et Post-Byzantines de Venise, 4). P. 55–71. Переизд. в: The Kariye Djami. Vol. 4: Studies in the Art of the Karije Djami and Its Intellectual Background ed. P. Underwood. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1975 (Bollingen Series, 70). P. 95–106. На рус. яз. публикуется впервые. Пер. с англ. А. А. Чеха. 730 Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 559d-560a. Скорее всего, «Похвальное слово» было написано в связи с канонизацией Паламы в 1368 г. 731 Gregorius Palamas. Contra Gregoras. Oratio I//Coisl. 100, fol. 236; приведено в: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 47, η. 15 [Введение в изучение. С. 29]. Филофей описывает этот случай в своем «Похвальном слове»: Ed. cit., col. 560а. 735 Gregorius Palamas. Pro hesychastis, I, 2,12//Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes. P. 99 [Триады. С. 56–57]. В другом пассаже Палама говорит о себе как о близком ученике Феолипта: Ibid., II, 2, 3. Р. 323 [Триады. С. 177]. Филофей сообщает, что это знакомство с Феолиптом определило выбор Паламой монашеского призвания. 736 Так же как и все прочие духовные сочинения, входящие в «Добротолюбие», этот труд Феолипта был переиздан в: PG 143, col. 381b-404c [Добротолюбие. Т. 5. С. 163–178]. 737 Ср.: Gouillard J. Théolepte, métropolite de Philadelphie//DTC. T. 15, 1. 1946. Col. 339–341 ; Salaville S. P. Formes ou méthodes de prière d’après un Byzantin du XIVe siècle, Théolepte de Philadelphie//EO. Vol. 39. 1940. P. 1–25; Idem. La vie monastique grecque au debut du XIVe siècle d’après un discours inédit de Théolepte de Philadelphie//REB. T. 2.1944. P. 119–125; Idem. Une lettre et un discours inédits de Théolepte de Philadelphie//REB. T. 5. 1947. P. 101–115; Idem. Deux documents inédits sur les dissensions religieuses byzantines entre 1275 et 1310//Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1418 Творения аввы Евагрия//Аскетические и богословские трактаты. Слово о молитве, 36. Москва, 1994. С. 81; La prie P. 46 ff.; La Spiritualité. P. 294 ff. 1421 (Волевой акт, выражающий себя через сердце. – Прим. Пер.). См.: Summa theol. 2-II, 44, 5; La prie P. 264. 1424 О латинском культе сердца Иисусова. Разности церквей Восточной и Западной (в способе воззрения и учении о любви). 2-е изд. С.-Петербург, 1903. 1425 Th. Spáil, Doctrina theol. Orientis separati de revelatione, fide, dogmate. Roma, 1935. P. 106 ff. 1426 Т. Špidlík, La doctrine spirituelle de Théophane le Rectus. La Co_eur et lEsprit//OCA, 172. Roma, 1965. 1440 Письма о духовной жизни. Москва, 1903. С. 247; Théophane. Р. 196 ff.; La Spiritualité. P. 34. 1463 Thére D " avila, Obras completas. Madrid, 1951. Vol. I. Libro de la vida. Ch. 6. P. 624. 1464 Bossuet, Instructions sur les etats doraison. Livre 1,20. Paris, 1697. P. 26; La Spiritualité. P. 108. 1472 Толкование послания св. Апостола Павла к Филиппийцам. Москва, 1895. С. 31 и сл.; ср.: Jean Chrysostome, In epist. ad Philipp. II, 1//PG 62, 189. 1477 Такую же убежденность мы встречаем и у одного популярного проповедника, жившего в XIX веке: «Премудрость Божия так устроила телесный организм наш, что малыми чувствами его мы обнимаем весь вещественный мир со всеми его свойствами и произведениями». См.: Прокопий Коропцев, Публичные чтения. Воронеж, 1878. С. 13. 1483 Сердце в христианской и индийской мистике. С 11; ср.: В. Pascal, Les pensées. Paris, 1935. P. 99. 1502 Т. Špidlík, Lautorita del libro per il monachesimo russo//Monachesimo orientate/ОСК 153. Roma, 1958. P. 172. 1503 Изд. на сирийском яз. под редакцией W. FRANKENBERG, Evagrius Pon-micus. Berlin, 1912. S. 47–544. 1505 Exercices spirituels, Discernement des esprits, Seconde semaine, Premie re Ed. P. Jennesseaux, Paris, 1886. P. 315. 1509 Jean Lhermite, Le co_eur dans ses rapports avec les états affectifs//Le Co_eur. Etudes carmélitaines. 1950. P. 33. 1512 Ibid. P. 348 ff.; новое исправленное издание этой книги можно найти в журнале Символ. 27, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

191 Мифический царь Аргоса, узнав от оракула, что он погибнет от руки сына своей дочери Данаи, заключил её в подземных хоромах. 192 Т. е. бедняки рады и малому. Этот большой фрагмент о голоде и действиях свт. Афанасия, начиная со слов: «Поскольку мы ходили вслед злых похотей наших...», почти дословно заимствован у Никиты Хониата , из того же 18-го Слова без заглавия, где он описывает того же безымянного архиепископа, облегчавшего страдания бедных от голода (Nicetas Choniates. Oratio 18//CFHB. 3. P. 189:24–190:15, 190:26–191:9). 193 В этой части повествование Феоктиста вполне аутентично и подтверждается другими источниками, в частности, письмами самого свт. Афанасия. Святитель организовал комиссии по контролю за поставками зерна и ценами на него (Athanasius I Constan tinopolitanus. Epistulae (Ta.) 72; 73; 74; 93; 100; 106//CFHB. 7. P. 178–186, 242–244, 256, 266) и надзору за пекарнями (Ibid. 93; 100//CFHB. 7. P. 242–244, 256). Сохранилось также поучение (διδασκαλα) патриарха жителям столицы с увещанием помочь бедным, страдающим от голода (Idem. Epistula (Pa.) 9//Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople. P. 294–295). 194 Μεγαλοπρεπς μα κα θεκς ξνυσται – ср.: Nicetas Choniates. Oratio 18//CFHB. 3. P. 192:1–2. 195 Греч. να μ τ παλν κλυτον γνηται, ср.: μτε τ παλν κλυτον – «и мягкость не составляла слабости» (Gregorius Nazianzenus. Oratio 21: In laudem Athanasii 9//PG. 35. Col. 1092:20. Рус. пер.: Цит. соч. С. 310). 198 Известная латинская поговорка: paritur pax bello – «мир достигается войной», принадлежит римскому писателю Корнелию Непоту (99–24 до Р. Х.); здесь приводится как расхожая сентенция. 199 Эти два абзаца, за исключением перечня добродетелей святого, – образец высокого византийского красноречия. Они являются переработкой уже знакомого нам 18-го Слова Никиты Хониата , посвящённого епископу «города Филиппа» (Nicetas Choniates. Oratio 18//CFHB. 3. P. 192:3–13, 193:24–194:7). 202 Этого Иакова исследователи иногда пытаются отождествить с протом Афона Иаковом, претендентом на патриарший престол в 1289 г., но это маловероятно, поскольку Пахимер характеризует того претендента как «мужа простого нравом и исполненного благоговения» (Georgius Pachymeres. Relationes historicae VIII, 13//CSHB 24.3. P. 157:8), который к тому же добровольно отказался от предлагаемого ему престола. В действительности круг заговорщиков и их подлинные намерения неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19–21, PG.40, 676BC. 683A-692A; p.99–100. 106–109) и в частности о воле (Ad Marinum, PG.91, 13A-21B, p.3–8=Немезий, гл.33. 34, PG.40, 733B-740B, p, 132–137) он прямо примыкал к Немезию. 360 Ibid. 1084B, f.125a-b; ср. 1076С, f.122a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II,112]; LX, 624D, p.212 (cap. quing. IV,32, αει ειναι=θωσις). — Об обожении (θωσις) человека преп. Максим говорит часто — главным образом, как о будущем блаженном состоянии вечной жизни (Ambigua, PG.91, 1084В,1088С, f.125a-B.127a; 1076С,1237В,1389В, f.122a,193Ь-194a,254a; ср. 1249С, f.199a; Ad Thomam, 1040D, f.107b; Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285BC, p.25 [р. п. II,47]; XXXV, 380A, p.80 [р. п. II,112–113]; XXXVIII,389D, p.86 [р. п. II,120]; LIX, 609A, p.202; LXI,640B, p.221 (πληρεσττη θεσεως χρις); Orat. Dom. expositio, PG.90, 893D, p.357 [р. п. I,195]; Mystagogia 21, PG.91, 697A, p.514 [р. п. I,174]; Cap. theol. II,88 [р. п. I, 253]); как о цели и назначении человека (Ambigua, PG.91, 1092В, f.128b; 1345D, f.238a; ср. 1308В, f.222b; Quaest. ad Tahl. XI, PG.90, 292D, p.29 [об ангелах] [р. п. II,52], XXII,317D, p.45 [р. п. II,75]; Orat. Dom. expos., PG.90, 873CD. 905D, p.345. 365 [р. п. I,185–186,201]; EP.24, PG.91, 609C, p.355 (cap. quiug. I,42). Но говорит он также об обожении и как о частично достигаемом в сей жизни состоянии богоподобия (Ambigua, PG.91, 1200А–В, f.177b; 1224B, f.196a; EP.1, PG.91, 376A, p.208; EP.2, 393B, p.219; Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280D-281A, p.22 [р. п. II,42]; XV, 297D, p.33 [р. п. II,58–59]), особенно в высших мистических состояниях соединения с Богом (Quaest. ad Tahl. XXII, schol.7, PG.90, 324C, p.48 [р. п. II,240–241] (cap. quing. I,63); XL, 396B, p.88 [р. п. II,123]; LXIII,673D, p.240; Or. dom. expositio, PG.90, 877C, p.347 [р. п. I,187]; Mystagogia 23, PG.91, 701BC, p.517 [р. п. I,176–177]; см. гл.«Таинственное богословие», прим. 8). Полное осуществление идеи обожения дано в Лице Господа нашего Иисуса Христа (Ambigua, PG.91, 1320А,1280А, f.227B.211b). Пределы нашего обожения зависят от степени уничижения Господа (см. гл.«Таинства как плоды Божественной благодати», прим.33). ср. об обожении у Дионисия Ареопагита (гл.«Ареопагитики», прим.10; см. еще Div. nom. II,11. VIII,5, PG.3, 649С.893А) и св. Григория Богослова (гл.«Свв. Григорий Богослов…», прим.26). 371

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

284 Brown S.G. Mark’s Other Gospel: Rethinking Morton Smith’s Controversial Discovery. Ontario, 2005. (Etudes sur le christianisme et le judaisme; 15). 285 Clement. Paedagogus. 6. 34. 3; 36. 1; 45. 1; 50. 3–52. 2. См.: Kilmartin E. The Baptismal Cups Revisited//Carr E. et. al., eds. Eulogêma: Studies in Honor of Robert Taft, S.J. R., 1993. P. 265–266. (Studia Anselmiana; 110. Analecta Liturgica; 17); Kretschmar G. Die Geschichte des Taufgottesdienstes in der alten Kirche//Leitourgia: Handbuch des evangelischen Gottesdientes. Kassel, 1970. Bd. 5. S. 108; Betz J. Die Eucharistie als Milch in früchnstlicher Sicht//Zeitschrift für katholische Theologie. 1984. Bd. 106. S. 1–25, 169–185. 286 Этот раздел опирается на: Ferguson E. Christian and Jewish Baptism According to the «Epistle of Barnabas»//Porter S.E., Cross A.R., eds. Dimensions of Baptism: Biblical and Theological Studies. L.; N-Y., 2002. P. 207–223. (Journal for the Study of the New Testament. Supplement Series; 34). 287 Ibid. P. 210–211. Критическое издание, на котором основывается перевод Фергюсона: Lindemann A., Paulsen H. Die Apostolischen Väter. Tübingen, 1992. 290 Ferguson E. Christian and Jewish Baptism According to the «Epistle of Barnabas»//Porter S.E., Cross A.R., eds. Dimensions of Baptism: Biblical and Theological Studies. L.; N-Y., 2002. P. 210. (Journal for the Study of the New Testament Supplement Series; 34). 292 Laporte J. Models from Philo in Origen’s Teaching on Original Sin//LWSS. P. 113–115. О богословии Крещения у Оригена см. также: Blanc C. Le Baptême d’après Origène//Studia Patristica. 1972. Vol. 11. P. 113–124; Crouzel H. Origène et las structure du sacrement//Bulletin de littérature ecclesiastique. 1962. T. 2. P. 81–92; Daniélou J. Bible and Liturgy. Notre Dame, 1956. P. 99–113; idem. Origen. N-Y., 1955. P. 52–61; и Ferguson E. Baptism according to Origen//Evangelical Quarterly. 2006. Vol. 78/2. P. 117–135. 295 PG. 14. Критическое издание: Caroline P., Bammel H. Der Römerbriefkommentar des Origenes:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

70 Leimbach. Wann ist Irenaeus geboren?//Zeitschrift für Lutherische lluwlotf und Kirche. Bd. 34.1873. 78 Möhler. Patrologie oder christliche Literaergeschichte, herausgegeben von. Reithmayr. Regensburg, 1840. S. 330. 82 Real-Encyclopädie v. Herzog-Hauck. 3-е изд. Bd. IX. 1901. S. 407–409; также: Forschungen zur Geschichte d. neutestamentlichen Kanons. Thl. IV. S. 275–281 ;Thl. VI. S. 27–40. 83 Geschichte d. altchristlichen Litteratur bis Eusebius. Bd. II, 1. S. 325–356; ср.: S. 479–381 и др. 85 14 Erhard. Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung von 1884–1900. Bd. II. S. 262–264 (полагает дату рождения Иринея не ранее 135 г.). 90 Corssen P. Zur Chronologie des Irenaeus//Zeitschrift für neutestament-liche Wissenschaft. 1903. S. 166. 91 Wieten L. T. Irenaeus» Geschrift «Теп Bewijze der apostolische Prediking». Utrecht, 1909. Biz. 94; ср.: 107–109. 92 По словам Преображенского в его предисловии к русскому изданию творений св. Иринея. С. 5, прим. 2. 96 См.: Dodwell. Р. 225–229; Leimbach. S. 622, 625; Ziegler. S. 16; Lipsius//Diction. of Christ. Biogr. P. 253–254; Zahn//RE. S. 408; Forshungen z. G. IV. S. 281–282; VI. S. 28–30; Ropes//The Bibliotheca sacra. P. 288–292; Dufourcq (изд. Lecofre). P. 56–57 и прим., и др. 98 Греческий текст этого места сохранился у Евсевия в «Церковной истории» (V, 8,6) (у Schwarmz’a S. 190; русск. перев. С. 254; у Migne’я Ibid.). 99 В таком виде ( οδ вместо простого ο) приведена эта фраза в Dionysii Areopag. Epist. X. P. 181 (у Grabe. P. 449, прим. 7). Так же читают ее все издатели творений св. Иринея и большинство исследователей. Лишь Гарнак пишет ο без δ (Gesch. 11,1. S. 330–331). Смысл от такого чтения не изменяется, но в первом случае получается более выразительная фраза. 100 Как мы покажем ниже, « τ νν καιρ» нельзя смешивать с « π τς με– τρας γενε ς». Этими терминами определяются различные периоды времени. 106 Во всяком случае, однако, ясно, что σχεδν не требует обязательно согласиться с мнениями Додвеля и Грабе, относящих дату рождения Иринея к 97 (Додвель) или 108 (Грабе) году.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010