О Боге Учение К. о Боге весьма архаично и представляет собой сочетание иудео-христ. элементов. В нем практически нет никакого следа учения о Логосе Божием, Его роли в творении мира или Промысле о нем. Все ветхозаветные богоявления К. относит к единому Богу, а не к Логосу. Сосредоточенная на Божием единстве, триадология К. представляет собой разновидность модалистического монархианства , или патрипассианства, смешивающего различия между Лицами Троицы (см.: Durel. 1912. P. 78-80; Daniélou . 1978. P. 94, 101; Di Berardino. 1986. P. 263; Heck. 2000. P. 701; ср.: Commod. Carmen apol. 277-278, 363-366): «Есть Бог всемогущий, единый, от Самого Себя рожденный,/Которого далее ты найдешь великим и уничиженным./Он был положен в Слове, Самому Себе лишь известен,/Он называется Отцом, и Сыном, и Святым Духом» ( Commod. Carmen apol. 91-94; ср.: Ibid. 803-804). Бог безначален, бесконечен и вечен (Ibid. 125-126). «Нельзя искать начала Его и конца» (Ibid. 124). Бог окружен Своей славой и обитает в неприступном свете: «Он есть слава, сокрытая для нас и для ангелов,/Так что величие Божие, каково оно, известно только Ему Самому./Сияет оно, безграничное, превыше небес, без конца;/Золотое все, что оно есть, словно пламенная сила./Эта слава Божия единственна, превыше всех ангелов,/Это есть Бог вечного света, это - Дух вечности» (Ibid. 101-106). Бог непостижим и невидим ни для какой твари: «Итак, даже сами ангелы не могут познать,/Каков и сколь велик Он» (Ibid. 99-100); «Каков Он в Своей основе (in primitiva sua), никто не видит» (Ibid. 109); «Невозможно познать форму столь великого Бога;/Все, что Он есть,- Единое, в беспредельном свете Единый» (Ibid. 113-114). Понятие «secreta Dei» (тайны Божии), т. е., вероятно, сокрытые в Боге замыслы, часто встречается у К. (см., напр.: Ibid. 502; Instruct. I 27. 19; I 29. 11). Бог пребывает над миром и промышляет о нем: «Все, что небо содержит, всюду с неба Он наблюдает,/И проницает все взором, и слышит слухом» (Carmen apol. 127-128). Он может являться везде, где пожелает, и в той форме, в какой пожелает: «Он преображается так, как пожелает Себя открыть./Он делает Себя видимым ангелам в их образе/И для человека становится человеком,/Впрочем, что Бог,- подтверждается словом» (Ibid. 109-112). «И если Он желает, чтобы узнали о Нем, кто Он есть,/С высоты Своего Божества Он делает Себя способным быть видимым./Одним Он являлся в огне и говорил гласом./Обретал плоть Тот, Кого никакая страна не вмещает./Он - Бог всемогущий, Господь Своего создания,/Хотя Он невидимый, делает Себя видимым некоторым» (Ibid. 117-122). Впрочем, все это лишь временные формы богоявления: «То Он принимает образ, то растворяется в воздухе» (Ibid. 123). О творении

http://pravenc.ru/text/1841856.html

94. Col. 659). От клириков, монахов и мирян, не владевших латынью, требовалось знание этих текстов на родном языке. Правила 3 и 10 Собора 747 г. в Кловешо предписывают священникам знать наизусть Символ веры и молитву «Отче наш», молитвы мессы и таинств, а также разъяснять эти тексты верующим на их языке ( Mansi. T. 12. Col. 396, 398). Эти же требования частично повторяются в 3-м прав. Собора 787 г. в Челси (Ibid. Col. 940). Требование знать наизусть Символ веры и «Отче наш» всем мирянам, и особенно восприемникам, содержится в «Постановлениях Бонифация» (2-я четв. IX в.; MGH. Capitula episcoporum. Hannover, 1995. T. 3. P. 364). Согласно прав. 33 Франкфуртского Собора 794 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars. 1. P. 169), все должны знать Апостольский Символ веры и «Отче наш» на память. На заседаниях Фриульского Собора 796/7 г. патриарх св. Павлин II Аквилейский требовал от пресвитеров знания наизусть Никео-Константинопольского Символа веры, а от мирян - Апостольского Символа веры и молитвы «Отче наш» (PL. 99. Col. 293-295). В империи Каролингов эта практика была распространена повсеместно и пользовалась поддержкой со стороны гос-ва. Капитулярии имп. Карла Великого содержат предписания к священникам, согласно к-рым они должны знать сами и разъяснять мирянам Молитву Господню и Символ веры, «дабы всякий знал, что Бог требует» (Admonitio generalis. 70//MGH. Capit. T. 1. P. 59; Capit. 36 (an. 802). 5//Ibid. P. 106); всякий, кто принимает крещение, должен знать «Отче наш» и Символ веры (Capit. 38 (an. 802). 14//Ibid. P. 110); верующие должны уметь цитировать эти тексты по памяти, а священники обязаны разъяснить их пастве на понятном ей языке; при крещении эта обязанность возлагается на восприемников, и тот, кто не знает «Отче наш» и Символ веры, не может стать восприемником, пока не выучит их ( Caroli Magni Capitularia//PL. 97. Col. 248; Idem. Ep. 15//PL. 98. Col. 917-918). О необходимости знания Символа веры и молитвы «Отче наш» писал, обращаясь к своей пастве, видный просветитель и интеллектуал эпохи Карла Великого Теодульф , еп.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

I. Huemer. Vindobonae, 1891. P. 1-2. (CSEL; 24)). Пруденций призывал свою «грешницу душу» отречься от мирской суеты: «Голосом Бога хотя бы прославь, если не можешь делами» ( Prudent. Praefatio// Idem. Carmina. P. 1-2). Т. о., описание жизни М. должно было стать для Сульпиция «духовным упражнением» - «аскезой пера» ( Fontaine J. La question martinienne//Peritia. 1985. Vol. 4. P. 373). Сульпиций Север считается одним из лучших лат. писателей поздней античности, хотя Эразм Роттердамский оценивал его стиль как слишком изысканный и манерный, далекий от «выразительной строгости» классических авторов (см.: Sulpice S é v è re. 1967-1969. T. 1. P. 107-110). Сульпиций уделял особое внимание стилю своих произведений, намеренно усложненному и вычурному, в избытке используя малоупотребительные слова и поэтические аллюзии, экспрессивные и драматические сцены. Получив прекрасное классическое образование, Сульпиций хорошо знал не только светскую лит-ру, но и сочинения христ. авторов (Ibid. P. 110-121; Stancliffe. 1983. P. 55-70). Наибольшее влияние на него оказали Цицерон и особенно Саллюстий ( Sulpice Sé vè re. 1967-1969. T. 1. P. 103-106). Сульпиций не только подражал экспрессивному и лаконичному стилю произведений Саллюстия, но и во многом заимствовал пессимистический морализм, свойственный рим. историку, поэтому Сульпиция даже называли «христианским Саллюстием» (Ibid. P. 99-100; др. источником мотива нравственного упадка могла быть «История от основания города» Тита Ливия; см.: Labarre. 2004. P. 109-111). Однако основные идеи Сульпиций почерпнул из Свящ. Писания и христ. лит-ры, гл. обр. из сказаний о мучениках, ранних агиографических сочинений об аскетах и, вероятно, апокрифических Деяний апостолов ( Stancliffe. 1983. P. 61-62). Хотя «Жизнь Мартина» продолжает традиции античной биографии, Сульпиций ориентировался гл. обр. на жизнеописания христ. подвижников, прежде всего на «Жизнь Антония», написанную свт. Афанасием I Великим вскоре после 356 г. ( Sulpice S é v è re. 1967-1969.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Задача созерцаний, к какой бы они области ни относились, одна и та же – тщательно искать божественные идеи ( λγοι) Логоса, искать везде, где Он в них проявился, т.е. и в природе, и в человеке, и в Писании, и Церкви, ибо все это – и природа, и Писание, и Церковь – представляют собой таинственные воплощения Логоса 769 . Незримые энергии Его сокрыты в них под покровом символов; но они ощутимы для ума просветленного, собирающего их в созерцаниях 770 . Созерцания эти суть отражения действительных идей или энергий Логоса и соответственно трем видам духовного умозрения γνωσις, φυσικη θεωρα, αληστος γνωσις) могут быть трех родов: нравственными, естественными, богословскими 771 . Собирая и осуществляя их в себе, душа сама становится Логосом в миниатюре, принимает Его в себя со всей совокупностью Его λγοι, словом, вполне уподобляется Богу и становится достойной божественного вселения. 745 Cap.de charitate I,97,94 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5 [p.n.II,25]. Cap.theol. I,32; II,74 [p.n.I,220,249]. Созерцание – центр аскетики по учению мистиков-созерцателей. См. о нем выше, гл. «Мистика...», прим.9. 746 Cap.de charitate II,5; I,33.94; III,34; IV,86 [p.n.I,107.99.106,125,143]. Ambigua, PG.91, 1360C, f.243b. Quaest ad Tahl. LIV, PG.90, 512A-B, p.152 [p.n.II,185]. – Евагрий, Cap.pract.59, PG.40, 1236A; р.п., с.579 [с.99,гл.87]; [блаж. Диадох, гл.72, с.393:6–8]; см. выше, гл. «Мистика...», прим.30. 748 Cap.theol. I,98 [p.n.I,232–233]. Mystagogia 7.24, PG.91, 688A,709B, p.507,522 [p.n.I,168,180]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877B, p.347 [p.n.I,187]. Св. Григорий Богослов , Or.2, n.7, PG.35, 413C-416A; p.n.I,15. 750 Cap.de charitate II,34. 94; IV, 69 [p.n.I,112,120,141]. Quaest. ad Tahl. LII, PG.90, 497D, p.145 [p.n.II,179]; LXV, 764A, p.290. Cap.theol. I,17; II,72 [p.n.I, 217–218. 248]. – Св. Григорий Богослов , Or.4. n.71, PG.35, 593В; p.n.I3,103. Блаж. Диадох, гл.7,67, с.28:10–16. 362–369. 751 Cap.de charitate IV,57,58 [p.n.I,140]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 861C, p.338 [p.n.I, 210]. Путь к ведению – бесстрастие: преп. Исихий, Cap.de temperantia I,67, PG.93, 1501D; р.п., с.172 (­ Cap.de charitate IV,58 [p.n.I, 140]); оно возможно лишь по «очищении»; преп. Исихий, ibid. I,75, 1504С, с.174 (­ Cap.de charitate IV,72 [p.n.I,142]).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

754 Cap.de charitate IV, 79,80 [p.n.I,143]. Ep.20, PG.91, 601B-C, p.349. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681A, p.244 (cap.quing.IV,89); schol.32, 689D-692A, p.249 (IV,88). Cap.theol. I,22 [p.n.I, 218–219]. Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a ( γνωσις εμπρακτος). Ср., впрочем, Ambigua, PG.91, 1108C-D, f.136b; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 [p.n.I,192] (на высших ступенях мистического озарения πραξις не является безусловно необходимым). – Ведение без делания нетвердо и не приносит пользы: преп. Марк, De his qui putant 12,13.7, PG.65, 932C. A; р.п., с.44,43; De lege spirit. 87,88(85,86), ibid. 916C; с.23. 755 Cap.de charitate II,5 [p.n.I, 107]. Cap.theol.I,50 [p.n.I,223]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 300C, p.34 [p.n.II,60]; LXV, 753A, p.284 (cap.quing.V,38) – Созерцание отрывает от чувств (св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. horn. X, PG.44, 993CD; p.n.III,271) и приводит к бесстрастию (Евагрий, Сар. pract. 38, PG.40, 1232В; р.п.,с.577 [с.107,гл.66]). 756 Cap.theol. I,64 [p.n.I,102]. Mystagogia 24. PG.91, 709А, p.522 [p.n.I,180] ( λγοι αρετων); см. выше, с.118,прим.8. 758 Cap.de charitate IV,44,64; III,44 [p.n.I,138–139,141,126]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581C, p.188 (cap.quing.III,70). – Евагрий, Cap.pract. 6, PG.40, 1224A; р.п., с.571 [с.99,гл.15]. Преп. Марк, De lege spirit. 5(7), PG.65, 905В; р.п., с.10. Преп. Исихий, Cap.de temperantia I,68, PG.93, 1501D; р.п., с.173(- Cap.de charitate IV,64 [p.n.I,141]). Блаж. Диадох, гл.68, с.376. Св. Григорий Нисский , De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; p.n.VII,265. 759 Cap.de charitate I,97–99 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5–6 [p.n.II,25]. Ambigua, PG.91, 1216B, f.184b. 761 Cap.de charitate I,94 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]. Expos, in psalm. LIX, PG.90, 869B, p.342 [p.n.I,213]. Cap.theol. I,60 [p.n.I,225]. Содержание φυσικη θεωρα составляет онтология преп. Максима, изложенная выше, гл. «Божественный Логос», прим. 13–21. 762 Сар. de charitate I,94,97 [p.n.I,106]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [p.n.II,51]; cp.XV, 297D, p.33 [p.n.II,59]; Prol. ad Tahl. I,252C, p.6 [p.n.II,25] ( υλος γνωσις, термин ареопагитский: см. выше, гл. «Ареопагитики», прим. 44; см. также у преп. Нила (Евагрия), De oratione 132,142, PG.79, 1196D. 1197А; p.n.I,196,198). Cap.theol.I,59,60 [p.n.I,224–225].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

14 Так описательно передаем греч. θζσον , точное значение которого заколи или зарежь (Goar, р. 100. § 36) неудобно. В слав.-русск. жертва, пожри скрывается также это первое значение. 15 В этом случае древние греки называли вино не ονος , a ναμα ­ живой источник воды. Этим названием они хотели выразить истечение крови из пронзённого бока Иисуса Христа (вино красно, как и кровь). Goar, р. 101. § 39. 16 Точно передаются θυμιατριον чрез курильница и курение; но эти выражения слишком у нас опрощены. 17 Звездица ­­ αστερσχον в древности и теперь представляет из себя две металлических дуги, сложенных крестообразно в центральной своей точке (См. у Goar " a рисунок, р. 99). 18 В древности и теперь различаются три покрова для св. даров: два малых и равной величины, — для дискоса и чаши, — и один большой, который со всех сторон закрывает малые покровы. Его название воздух есть передача греч. αρ ­ воздух; назывался он также у греков νεφλη ­ облако. Оба названия объясняются в символическом смысле (Goar, p. 105. § 51). 19 Так передаём: δσαντεκτας χερας , что сам Goar переводит: actis in crucem manibus (p. 51. § 51). Но это выражение во всяком случае недостаточно ясно, и замечательно, что оно не отразилось на нашем служебнике (см. издание 1890 года). 20 Греческ. ποιε απλυσιν , чему в нашем служебнике отвечает творит отпуст, Goar понимает, как finem imponit ­­ полагает конец (всему богослужению, или отдельной части его), заканчивает (р. 105. § 53). 21 παλατι есть огрецизированное латин. palatii, по поводу которого Du Cange замечает, что только иногда здесь разумелось высшее чиновничество (ibid. col. 1082). 22 αντφωνον значит собственно ответное пение (что у латинян responsatorium). Один хор отвечал пением другому хору. В древней Церкви так пелись псалмы (с прибавлением новозаветных стихов), но постишно, или целиком — это неясно (Goar, р. 106. § 63). 23 Под образными ­­ τυπικα разумеются псалмы XXII ( πρτα τ .) и CXLV ( δετερα τ .). Греч. τπ о ς означает в данном случае норму, образец (Goar, р. 28. § 74). Эти псалмы так назывались потому, что они в случае нужды брались из особого последования ακολουθα τν τυπικν , совершавшегося после междучасия ( μεσριον ) за шестым часом (Goar, p. 107. § 69).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Большинство исследователей полагают, что перу И. Г. также принадлежит «Сад» (Παρδεισος//PG. 106. Col. 867-890) - собрание 99 написанных элегическим дистихом четверостиший на сюжеты сб. Apophthegmata Patrum. Но были выдвинуты аргументы и в пользу того, что «Сад» написан автором V в. Нилом ( Scheidweiler. 1952. S. 295-297). Несмотря на возможность такой атрибуции, поддерживаемой рукописной традицией, содержание сборника указывает, что он не мог быть создан ранее сер. X в., т. к. его составитель был знаком с традицией афонского монашества ( Speck. 1965). Соч.: Cramer J. A. Anecdota graeca e codd. manuscriptis Bibliothecae Regiae Parisiensis. Oxf., 1841. T. 4. P. 265-388 [Appendix ad Excerpta poetica. Cod. 352 suppl.]; Sternbach L. Joannis Geometrae Carmen de S. Panteleemone//Rozprawy Wydziatu Filologicznego/Polska Akademia Umiejtnoci. Ser. 2. Kraków, 1882. T. 1. P. 218-303 [BHG, N 1415]; Sajdak I. Spicilegium Geometreum//Eos. Lwów, 1929. Vol. 32. P. 191-198; 1930/1931. Vol. 33. P. 521-534; idem. Ioannis Kyriotis Geometrae Hymni in ss. Deiparam. Posnaniae, 1931; The Progymnasmata of Ioannes Geometres/Ed. A. R. Littlewood. Amst., 1972; De Groote M. Joannes Geometres " Metaphrasis of the Odes: Critical Edition//GRBS. 2004. Vol. 44. P. 375-410; Jean Géomètre. Poèmes en hexamètres et en distiques élégiaques/Éd., trad., comment. par E. M. van Opstall. Leiden; Boston, 2008. Лит.: Васильевский В. Г. К истории 976-986 гг.: Из Ал-Мекина и Иоанна Геометра// Он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 56-124; Scheidweiler F . Studien zu Johannes Geometres//BZ. 1952. Bd. 45. S. 277-319; Карышковский П. О. К истории балканских войн Святослава//ВВ. 1953. Т. 7. С. 224-229; Moravcsik G . Byzantinoturcica. B., 1958. Bd. 1. S. 319-320; Speck P. Zur Datierung des sogenannten Paradeisos//BZ. 1965. Bd. 58. S. 333-336; Darrouzès J. Géomètre//DSAMDH. T. 6. Col. 235-236; Бибиков М. В. Иоанн Мелитинский и Иоанн Геометр: проблема идентификации//Българско средневековие. София, 1980. С. 65-66; он же. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 301-304; Kazhdan A. P. John Geometres//ODB. Vol. 2. P. 1059; Lauxtermann M. D. John Geometres - Poet and Soldier//Byz. 1998. Vol. 68. P. 356-380; idem. Byzantine Poetry and the Paradox of Basil II " s Reign//Byzantium in the Year 1000/Ed. P. Magdalino. Leiden; Boston, 2003. P. 199-216; idem. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres: Texts and Contexts. W., 2003. Vol. 1; De Groote M. Der byzantinische Zwölfsilber in Joannes Geometres " Metaphrase der Oden//BZ. 2003. Bd. 96. S. 73-81; idem. Joannes Geometres und das Metaphrasieren der Oden//Ibid. 2004. Bd. 97. S. 95-111; Demoen K. John Geometres " Iambic Life of Saint Panteleemon: Text, Genre and Metaphrastic Style//Philomathestatos: Studies in Greek Patristic and Byzantine Texts Presented to Jacques Noret for his Sixty-Fifth Birthday/Ed. B. Janssens, B. Roosen, P. Van Deun. Leuven, 2004. P. 165-184.

http://pravenc.ru/text/471112.html

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

По расчетам Л. Клюнье, Е. С. должен был покинуть Египет не позднее 522 г., т. к. в повествовании сообщается, что он жил в К-поле в правление имп. Юстина I (518-527). Т. о., 2-я встреча Е. С. с прп. Даниилом произошла в 60-х гг. (Vie et récits de l " Abbé Daniel le Scétiote. P. III). Нек-рые совр. исследователи усматривают в описании поспешного бегства Е. С. из К-поля намек на восстание «Ника» (532), к к-рому тот мог быть причастен (ODB. Vol. 1. P. 584). Эфиоп. редакция с португ. переводом была опубликована в 1897 г., в 1901 г. под рук. Клюнье в одном томе были собраны все известные редакции рассказов о прп. Данииле (в т. ч. сирийская, к-рая не содержит повествования о Е. С.). Греч. текст рассказа о Е. С. был издан по парижской рукописи X в. (Paris. gr. 241, Fol. 277v - 282) и сверен с др. списками (в основном парижскими и афонскими). Новейшее комментированное издание греч. редакции с англ. переводом было подготовлено Б. Дальманом и основано на списках, неизвестных Клюнье (Scorial. R. II. 1; Paris. gr. 919; Sinait. gr. 345; Vat. gr. 858). В Синаксаре К-польской ц. сообщается, что праздник в честь прп. Е. С. справлялся в ц. св. Мокия (SynCP. P. 632, 638; Janin. Églises et monastères. P. 367-371). В нек-рых греч. синаксарях память Е. С. отмечена под 28 апр. Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 493; Vida do Abba Daniel do Mosteiro de Scete/Eds. L. Goldschmidt, Esteves Pereira F. M. Lisbone, 1897; St. Daniel of Sketis: A Group of Hagiographic Texts/Ed., intr., transl., comment. B. Dahlman. Uppsala, 2007; Vie et récits de l " abbé Daniele de Scété (VI s.)/Ed. L. Clugnet//ROC. 1900. Vol. 5. P. 50-73, 254-271, 370-391 [греч. Житие]; Idem/Ed. M. F. Nau//Ibid. P. 391-406; 1903. Vol. 8. P. 99 [сир.]; Idem/Ed. M. I. Guidi//Ibid. 1900. Vol. 5. P. 535-564; 1901. Vol. 6. P. 51-56 [копт.]; 1901. Vol. 6. P. 56-87 [введ. Л. Клунье]; Vie (et récits) de l " abbé Daniele le Scétiote (VI siècle)// Clugnet. Bibl. orient. Vol. 1. P. XVIII-XXXII [описание ркп., содерж. повесть о Е. С.], 30-47 [греч.], 83-99 [копт.], 102-106 [франц. пер. копт. ред.], 115-116 [эмендации к эфиоп. ред. по лиссабонскому изд.]; A Corpus of Christian Palestinian Aramaic. Vol. 3: The Forty Martyrs of the Sinai Desert, Eulogios the Stone Cutter, and Anastasia/Ed. and transl. by Ch. Muller-Kessler, M. Sokoloff. Groningen, 1996. P. 69-82.

http://pravenc.ru/text/187212.html

Das Reliquiar des Despoten von Epirus (соавтор Schweinfurth Ph.)//SK4 (1931). S. 165–172,2 Taf. Отношение Церкви и государства в Византии//Ibid. S. 119–134. Афонские исихасты и их противники: (К истории поздневизантийской культуры)//Записки Русского научного института в Белграде 5 (1931). С. 349–370. Nikolaj Beljaev//BZ 32 (1932). S. 254–255. Lohne und Preise in Byzanz//Ibid. S. 293–333. Zum Reisebericht des Harun-ibn-Jahja//SK 5 (1932). S. 251–257. Славянский перевод хроники Симеона Логофета //SK 5.1932. С. 17–37. Die Kronungsordnungen des Zeremonienbuches: Chronologische und verfassungsgeschichtliche Bemerkungen//Byz 7 (1932). S. 185–233. (Соавтор: Stein E.; Stein E. Opera minora selecta. Amsterdam: Hakkert, 1968. P. 255–304). Das Projekt einer Rangtabelle aus der Zeit des Caren Fedor Alekseevi//Jahrbücher für Kultur und Geschichte der Slaven, N.F. 9 (1933). S. 87–138. Rom und Byzanz im Kampfe um die Bilderverehrung//SK 6 (1933). S. 73–87. Theophanes//Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissen-schaft/Hrsg. A. Pauly, G. Wissowa u.a. 2. Reihe. Bd. V A.2. 1934. Sp. 2127–2132. Из чега и како je постала Buзahmuja//Српски Гласник. 1934. С. 508–514. Zum Stratordienst des Herrschers in der byzantinisch-slavischen Welt//SK 7 (1935). S. 187–204. Cuhajcka икона св. Jobahha Владимира//Гласник Српског научног друштва 14 (1935). С. 99–106. Die Kronung Symeons von Bulgaren durch den Patriarchen Nikolaos Mystikos//Известия на Българския археологически институт 9 (1935). С. 275–286. Автократор и самодржац: Прилог за ucmopujy владалачке титулатуре у Buзahmuju и у jyжhux Словена//Глас Српске Akaдeмuje Наука 164 (II разр. 84) (1935). С. 95–187. ( Он же. Сабрана дела. 4. Београд, 1970). Das Kondakov-Institut in Prag (1925–1935)//BZ 36 (1936). S. 276–277. Historische Entwicklung der Balkanhalbinsel im Zeitalter der byzantinischen Vorherrschaft//Revue international des Etudes balkaniques 4 (1936). S. 389–397. Возвышение рода Ангелов//Сборник Русского археологического общества в королевстве Югославии. 1936. С. 111–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010