2750 Cremer, Biblisch.-theologisches Wörterbuch der Neutest. Gräcität, Gotha, 1895, 8 Aufl.; L. Schmidt, Die Ethik der alten Griechen, I–II B., Berlin, 1882; Schmidt, Synonymik der griechischen Sprache, Lpz. 2776 Weber, Jüdische Theologie auf Grund d. Talmud und verwandter Schriften, 2 Aufl., Leipzig, 1897.   Lazarus, Die Ethik des Judentums, Frankfurtam. Μ. 1899. Hamburger, Real-Encyclopädie für Bibel und Talmud.   Глубоковский, Благовестие св. Апостола Павла, С-Петербург, 1897. 2784 Слово и в св. Писании Ветхого Завета имеет значение не только праведности, но и милости. У 70 оно переводится не только через δικαιοσνη, но и чрез λεημοσνη или чрез λεος, точно так же, как и (милость) переводится не только через λεημοσνη (и λεος), но и чрез δικαιοσνη. Иногда δικαιοσνη 70-ти в Гекзаллах переходит в λεημοσνη и наоборот. Даже в различных кодексах мазоретского текста эти выражения смешиваются. Очевидно, смысл слова колебался между праведностью и милостью (Hatch, Essays in Biblical Greek Oxford, 1889, 49–50), что и сказалось на учении раввинов о добрых делах и их отношении к праведности. 2805 Siegfried, Philo von Alexandria, als Ausleger des Alten Testaments, Jena, 1875; Lutterbeck, Die Neutestamentlichen Lehrbegriffe. Ein Handbuch für älteste Dogmengesch. und system. Exegese des n. T. B. I., Mainz, 1852; Μ.Д. Муретов, Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историч. развитием идеи Логоса в греческой философии, В. II. 2817 И в раввинской литературе закон признается основанием мира; та же мысль проводится и в 4Мак.5:24 (Siegfried, 156:257). 2828 Ср. πστις ερ κα συλος (Quis rerum divin. her. sit. III, 25) ερ λυχνς, ερ σκην (Quaestiones philoneae, Grossmann, 61). 2838 Учение о «жизненных духах» (spiritus animales) является общепринятым не только во времена Бэкона, но еще и гораздо позднее его. Но Бэкон принимает сверх того средневековое учение о присутствии духов не только в живых и одушевленных, а и во всех, даже неодушевленных телах. «Omne enim tangibile apud nos continet spiritum invisibilem eique obducitur atque eum quasi vestit» (N. O., II, 40; cp. ibid. aph. 7; lib, I, aph. 50 и др.; Historia vitae et mortis, Works by S. E. H., vol. II. p. 213). На ряду с этим Бэкон признает также spiritus vitales или animales, которые в одушевленных телах существуют независимо от spiritus mortuales (Hist. vitae et mortis, 1. c., p. 214). Все эти «духи» Бэкона, подобно «жизненным духам» Декарта, Гоббса, Локка, Юма и др., имеют материальную природу (как впрочем и в средние века): «духи» неодушевленных вещей приближаются по своей субстанции к воздуху, «духи жизни» – к пламени (Hist. vitae et mort., с., р. 216), или, как еще выражается Бэкон, spiritus vitalis sit tanquam aura, composita ex flamina et aëre. (Ibid., p. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

49 Vita s. Stephani Jun. 1112 A. Niceph Antir III, p. 517 A, 524 A. – Theoph. A.M. 6259, p. 442: εποι τις συμππτων λγν τν συνϑη χριστινοις φκε φονν, τ «ϑεοτκε βοϑη», παννυχεων φωρϑη, κκλησαις προσεδρεων, ελαβε συξν, μ ρκοις χρμενος φεις, ς χϑρς το βασιλως χολζετο, κα μνημνευτος νομζετο, т. е. недостойным поминовения в церкви, отлучённым, проклятым. – Theoph. Chronogr. t. II, р. 12. 50 Nicephorus, Breviarium, ed. de Boor, p. 71. Феофан говорит, что такие меры употреблялись против иконопочатателей вообще. Chronogr. А.М. 6259, р. 442. 51 Theoph.. А.М. 6257, р. 437. Niceph. Brev. р.74. Cedreni Histor. compend. Migne P. gr. t. 121, p. 896 A. 52 Theoph. A.M. 6257, p. 437, – Vita s. Steph Iun. 1112 В. Запрещение принимать причащение от монахов, а следовательно – и ходить к ним на исповедь едва ли можно объяснять как меру, направленную к защите интересов белого духовенства, как делает это Ломбар, op. cit. р. 150. 54 ibid. 1120 В. 1172 В. – Lenormant, La Grande – Gréce, t. II, p. 387. Количество иноков, бежавших из Византии в Великую Грецию при Льве III и Константине V исчисляется в 50.000. 56 Theoph. А.М. 6257, р. 436. Niceph. Brev. р. 72. Vita s. Steph. Jun. p. 1177 A: τελειϑη δ γιος τ πεντηκοστ τρτ χρν. Здесь слово τρτ возбуждает сомнение, так как противоречит хронологии летописцев и т. п. Codex regius не имеет его (ibid., nota t). 57 Theoph. А.Μ. 6259, р. 443. Далматская обитель была обращена в казармы, а обители Каллистрата, Дия и Максима разрушены. По Никифору, Antir. HI, р. 493 В, обитель Каллистрата была продана, как и монастырь Флора. Ср. Niceph. Brev. р. 75. 60 К. Диль (Figures byzantines, р. 83–86) видит в имп. Ирине только необыкновенно развитое властолюбие, уничтожившее в ней даже материнскую любовь к сыну: ни мужества, пи хладнокровья, ни тем более выдающегося государственного таланта у неё не было и следа (Ср. Finlay, op. cit. II. р. 82. – Schiumberger, Les iles des Princes, Paris, 1884, p. 112). Беллетрист же Поль Адам (Princesses byzantines. 33–34) рисует образ императрицы весьма привлекательными чертами и участие её в ослеплении собственного сына Константина VI оправдывает тем, что она prefera supprimer l’individu au profit de la race. Le droit absolu lui donnait raison.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Воплотившийся и вочеловечившийся Логос есть пришедший в мир Иисус Христос (I Apol. 5). Для христологии И. Ф. характерен акцент на реальности Боговоплощения. И. Ф. отмечает, что христиане почитают и любят «после Бога Слово нерожденного и неизреченного Бога», ставшее человеком ради всех людей, «чтобы сделаться причастным нашим страданиям и доставить нам исцеление» (II Apol. 13. 4; ср.: I Apol. 66. 2). И. Ф. раскрывает учение о чудесном рождении Иисуса Христа от Девы. Под Силой Вышнего, осенившей Деву, апологет понимает Второе Лицо Св. Троицы: «Под именем Духа и Силы от Бога должно не иное что разуметь, как Слово» (I Apol. 33). Родившись от Девы, Сын Божий стал «Сыном Человеческим», при этом человечество пребывало в Нем нераздельно с божеством (Dial. 100). Он явился новым Законодателем для всего человечества (Ibid. 14), открывшим совершенное познание Бога, истинный способ Его почитания; Он подает возможность прощения грехов в Крещении (I Apol. 13-19; Dial. 11); «через Него Бог поражает змия и уподобившихся ему ангелов и человеков, и освобождает от смерти тех, которые раскаиваются в своих грехах и веруют в Него» (Dial. 100). Эсхатология И. Ф. часто говорит о двух пришествиях Христа, провозвещенных ветхозаветными пророками (I Apol. 50-53; Dial. 32, 33, 40, 45, 49). Первое пришествие Сына Божия, «сделавшегося для нас человеком» и претерпевшего страдания и бесчестие, было уничиженным (I Apol. 50). Во Втором пришествии Христос «со славой придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством» (Ibid. 52). В учении о конце мира И. Ф. следует новозаветной эсхатологии, т. е. «футуристической» эсхатологии, связанной с апокалиптическими чаяниями, и «реализованной» эсхатологии, предполагающей наступление Царствия Божия с пришествием в мир Христа. И. Ф. приводит пророчества Свящ. Писания, прообразующие пришествие Христа. Так, крестообразно распростертые руки Моисея, поддерживаемые весь день во время битвы Израиля с Амаликом, прообразовали Крест и распятие, а победа в этой битве под предводительством Иисуса Навина (Исх 17.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на В. п.- один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока . Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сир. Псалтири (suyyaka; Пс 131-140), ночной службы (qala-d-Šahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го - в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31-44 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 45-50 + Лк 22. 49-50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52-75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание великопостного периода подготовки оглашаемых. Литургии в В. п. нет; на вечерне вечером в В. п. бывают чтения (Ис 52. 13 - 53. 12; Дан 9. 20-27; Гал 2. 17 - 3. 14; Лк 22. 63 - 23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13-23 + Мф 27. 24-25 + Лк 23. 24-25 + Мф 27. 51-54 + Ин 19. 23-42), после к-рых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (ibid. P. 153-157). Эфиопский обряд. В В. п. совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в В. п. начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (ibid. P. 93-133). В коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в т. ч. в В. п., используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/coptic. html [Электр. ресурс]). Богослужение В. п. на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат.- Триденствие), включающего в себя В. п., Великую субботу и день Воскресения ( Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). В. п.- единственная пятница в году, к-рая обозначается греч. словом παρασκευ (в лат. транскрипции), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://pravenc.ru/text/150067.html

1104 Origenes. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis) 17. 176. 34: δα τς λογικς φσες στιν ρετ. 1107 Blosser B. J. Become Like the Angels: Origen’s Doctrine of the Soul. The Catholic University of America Press, 2012. Р. 59. 1109 Balthasar H. U., von. Origen Spirit and Fire: A The matic Anthology of His Writings. Edinburgh, 2001 (repr.). P. 193. 1111 Если выражения «λογικ ψυχ» и «λογικ φσις» употреблены каждое более чем по 100 раз, то в сохранившихся оригинальных текстах выражение «λογικ ζον» использовано менее 20 раз. 1114 «γγελος» и «νθρωπος» не только могут применяться к одним и тем же субъектам, но ангельские силы даже по своему «подлежащему» (т. е. по субстанции) не отличаются от человека, см.: Ibid. 2. 23. 146. 7: τ ποκεμενον οκ λλο τ στιν νθρωπος. 1115 Ibid. 2. 23. 148. 2–3: παντς λογικο τ «κατ’ εκνα κα μοωσιν» εναι θεο νθρπου τυγχνοντος. 1118 Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzen of acta 19. 4. 19–20. 1119 Свт. Петр Александрийский посвятил этой теме специальное сочинение, сохранившееся во фрагменте PG 18. 520 C – 521 A; отвергали это учение и многие другие отцы Церкви, что служит одновременно свидетельством вредности, устойчивости и популярности лжеучения, см.: S. Gregorius Nyssenus. In Canticum canticorum (Homiliae 15) 6. 241. 4–6; S. Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem 1. 10. 4–5; 1. 108. 2 t. Преп. Анастасий Синаит и преп. Иоанн Дамаскин отмечают происхождение этого лжеучения в христианской среде от Оригена , см.: S. Anastasius Sinaita.Questiones et responsiones. Question 21. 5. 49–50 (κατ τος ριγνους μθους); S. Joannes Damascenus. Oratio in Sabbatum sanctum 6. 5–6 (τς ριγενιαστικς φληναφας). 1122 S. Athanasius Alexandrinus. Oratio III contra Arianos 48. 4. 2–3: σρξ ναστσα κα… θεοποιηθεσα. 1123 Larchet J. C. La divinisation de l’hommeselon saint Maxime le Confesseur. Paris: Cerf, 1996. P. 141–151, 606–608. 1125 Ambiguorum Liber//PG 91. 1133 C: κατ οσαν κστου κατ εδος παρλλακτον ταυττητα. См.: Максим Исповедник , преп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия/Пер. архим Нектария (Яшунского). М., 2006. С. 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

115  Socrati Hist. Eccl. I, 6  – PG Т. LXVII, col. 45–49 русский перевод 18–19. Ср. Athanasii М. Contra Arian 2, 21 – PG Т. XXVI, col. 197 русский перевод II, 294. De Synodis 15 ibid, col. 708, русский перевод ч. III стр. 108. Об Евномии Gregorii Nys. Adv. Eunom. 12 PG Т. XLV, col. 932; русский перевод V, 29 стр. 119  См. фрагменты его PG XVIII, col. 673–84, 691–6. Ср. Salaville S – DCT v. V (Eustathe v. Antioch.), col. 1562. 122  Подробное сопоставление соч. Василия Великого „о Св. Духе” с Еннеадами Плотина см. в цит. соч. проф. Спасского „История догматических движений” стр. 530–537. О неоплатонизме в его богословии см. цит. соч. Орлова А. стр. 256. Ср. Wiegand Е. Dogmengeschichte der alten Kirche (Evangelisch-Theologische Bibliothek). Leipzig, 1912. S. 77. 123  Дружбу св. Афанасия с Аполлинарием удостоверяет Созомен (Hist. Eccl. VI, 25 . PG LXVII, col. 1561–1562; русский перевод 430). Об учении Аполлинария см. исследования проф. Спасского А. „Историческая судьба сочинений Аиоллинария Лаодикийского с кратким очерком его жизни” С. Посад, 1895; Lietzmann Apollinaris von Laodicea und seine Schule. I B. Tübingen 1904. 130  Трудно вообще установить на основании исторических данных, сколько лет греко-римские юноши или эфебы посвящали афинскому образованию. О Василии Великом и Григории Богослове можно сказать, что они прожили в Афинах почти 5 лет (Tillemont Memoires. Т. IX, р. 7–9, 828, ср. cit. Julleville L’école d’Athènes. 136 p.). Ливаний пробыл 3 года (336–340), но через год после оставления Афин он вновь возвращается туда – ср. Sievers. Das Leben d. Livanius cit. ed. 48, 50 S. ср. Julleville ibid. 131  О монашестве около Антиохии можно не раз читать в гомилиях св. Иоанна Златоуста , например, беседы на Ев. Mamфeя LXVIII, LXX (русский перевод VII, 695, стр. 715. Ср. Толкование послания к Ефесянам – русский перевод XI, 118–119 стр.), причём, гомилии восхваляют монашество, как давно известный факт. В числе исторических свидетельств давности антиохийского монашества можно упомянуть свидетельство Созомена, который говорит, что в IV веке иноки в сирийских странах очень размножились (Н. Eccl. VI, 31 PG LXVII, col. 1392; русский перевод 455). Затем факты подвижничества Иакова Низивийского, который уже был на первом вселенском соборе известным мужем своими добродетелями, некоего Аона, сынов завета, Юлиана, Афраата. К преп. Маркиану пришла сестра, предварительно пройдя от Кира до Халкиды множество монастырей (Theodoretus. Hist. Relig. 3. PG LXXXII, col. 1364; русский перевод 58). Подробнее см. исследование иером. Анатолия (ныне епископа). Исторический очерк сирийского монашества до VI века. Киев, 1911. I-II главы стр. 1–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

115 Самые жестокие гонения, которые претерпели египетские христиане, произошли при Максимиане Галерии, кесаре, затем августе Востока, в 303–310 гг. Эти гонения начались при императоре Диоклетиане, но продолжались в восточных провинциях дольше, чем по всей Империи, и отличались особой жестокостью (Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. С. 144–152). 116 Имя судьи-правителя Антинои – Ариан – сохранилось в коптской традиции вместе с рассказом о его обращении и даре чудотворения, дарованном ему Богом (Malaty T. Y. Ibid.). 120 Нитрия – первым местом монашеской жизни по традиции считается Нитрийская гора, на которой поселился Аммон (Амун, Аммоний), см. гл. XXII. Позже (ок. 335 г., см.: Meinardus О. Op. cit. Р. 49–50) отшельники стали селиться на юго-западе от горы в местности, которая от большого количества в ней монашеских жилищ стала называться Келлии. Раскопки, проведенные там в середине XX в., обнаружили в районе Келлий несколько «монашеских городов», общей площадью 100 кв. км (Ibid.). В 60 км от Келлий св. Макарием Египетским (см. о нем гл. XXI) был основан Скит, совр. Wadi-Natrun (Нитрийская пустыня), в которой сохранились до сегодняшнего дня четыре монастыря Коптской церкви: Абу Макар, ал-Барамус, Анба Бишой и монастырь «сирийцев» – ас-Суриан. В тексте «ИЕМ» основателем монашеской жизни в Скиту назван св. Макарий Александрийский (см. гл. XXIII), это сообщение противоречит другим источникам. 123 Аммоний – один из четырех братьев-монахов, известных своей благочестивой жизнью и строгостью подвигов, см. ниже прим. 126. 125 Четыре брата-монаха известны по многим древним источникам как δελφο μακρο – Диоскор, Евсевий, Евфимий и Аммоний. Диоскор был назначен епископом города Гермополя, Евсевий и Евфимий рукоположены во пресвитеров, потом выбор пал на Аммония. Именно Аммоний отрезал себе ухо, говоря, что по закону Моисееву не имеет права быть священнослужителем, и пообещал отрезать себе язык (Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–162). 126 В Древней Церкви в большей степени сохранялся закон, данный Богом через Моисея Аарону ( Лев.22:17–21 ), что служащий Богу не должен иметь телесного изъяна, хотя Апостольские правила 77 и 78 определенно заявляют: «...Телесный недостаток... не оскверняет, но душевная скверна». Лишь физический недостаток, мешающий в церковных делах, может воспрепятствовать рукоположению (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 (репринт). Т. 1. С. 160–161).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

39 Ibid. Также рассуждает Симеон, Mumponoлum Coлyhckuй, ad Gabriel. Pentapol. Metropol. Respons. LVI. 42 Пр. XI. Время сего Собора полагается во второй четверти UV-ro века, по соображениям Беверегия – в 340 году. Pand. Τ. II. Adnotal. р. 183. 43 Пр. XXVIII. Время сего Собора в точности не определено, но большею частию полагается в третьей четверти IV века. 45 Ιn 1 Epist. ad Timolh. cap. I. Hom. У. Operum S. Chrysost. ed. Montfaucon. T. XI. p. 577. Cnfr. in Epist. ad Ephes. cap. I. Hom. III. Tom. XI. p. 22–23. 46 Собрание мест из древних церков. писателей, коими подтверждается тоже словоупотребление, см. y Aлляцuя de Missa Praes, p. 1567–69. y Cbuцepa Thesaur. Ecclesiast. Tom. II. Sub. voce Προσφορ. 47 Прав. Лаод. Памяти мучеников чтимы были в древней Церкви совершением Евхаристии, общим причащением и трапезами любви; тоже торжество соединялось с празднованием дней рождения или рукоположения епископов. Bingham. Orig. Eccles. Vol. IX. p. 133. squ. 49 Hist. Eccl. Lib. V. с. 22. Πντα δε τα τς συνξεως γ νεται? δ χα τς το ν μυςηρ ων τελετς. Cnf. Husm. Nucephori Call. XII. 34. 50 S. Cyrill Alexandrini Operum Т. VI. Lutet. 1638. in Praefat. Libri, adv. Antropomorphylas, Epist. ad Calosyrium. pag. 365. 51 Из сочинений несторианских писателей известно, что сии еретики запрещали хранить Евхаристию для будущего употребления, издавна осуждая в Православной Церкви Литургию Преждеосвященных. Иоанн Бар-Абгари, Патриарх несторианский с 900 г. в своих правилах писал, «чтобы хлеб (Евхаристии) не был приготовляем для двух дней, чтобы от того же хлеба не было что-нибудь сохраняемо на следующий день, чтобы не был освящаем хлеб для настоящего дня и следующего вместе, чтобы не совершалось освящение однажды для двух дheй». Assemani, Bibl. Orient. Т. III. pars 1. pag. 243. В несторианском сочинении «Liber demonstrationis de vera fide», писанном, по замечанию Ассемана, после 1000 г. содержится такое осуждение против Православных: «в пост служат Литургию за целую седмицу, и от сей Евхаристии каждый день предлагают для причастия». Bibl. Orient, ibid. p. 305.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

48 Dean Inge, so. preoccupied with his thesis, so comfortable with his historiosophical assumptions, either did not know or simply ignored the words of Ignatius of Antioch, “For Christianity did not believe on Judaism, but Judaism on Christianity” (Ep. ad Magn., 11). The Dean’s lectures neither mention nor show any acquaintance with the Christian mysterion. 49 The Philosophy of Plotinus (vol. 1). London, 1923, p. 11–14. In fact, Inge held that NeoPlatonism is so much “part of the vital structure of Christian theology that it would be impossible to tear them apart” (Ibid., vii). Hence, there is no reason to separate Athens and Jerusalem, since “neither in philosophy nor in ethics were the differences very great.” The Dean described “Catholicism” (of which Roman Catholicism, Anglicanism and and “the Greek Church” are its “branches”) as “the last great achievement of classical culture” (Ibid., p. 14). 50 Plotinus» “trinity” – “the One,” “the Intellect” or Nous, and the “Soul” – may have been influenced by Jewish and Christian theology, even if mediated through Gnosticism (Katz, J., “Plotinus and the Gnostics,” JHI XV, (1954), 289–298). 51 H. Dörrie agrees that the Incarnation was, perhaps, the chief difference between Christianity and Platonism (“Die andereTheologie,” in Theologie und Philosophie LV (1981), 1–46. He does not go far enough. The Incarnation presupposes an ontology not found in Hellenism. Fr Georges Florovsky believed that central to the antagonism between Christianity and Hellenism is the idea of time (See his " The Idea of Creation in Christian Philosophy,” in ECQ VIII (1949), 3, Supplementary issue: Nature and Grace). Valuable, too, are the observations of Oscar Cullmann on “the linear conception of time in revelatory history of the Bible as contrasted with the cyclical conception of Hellenism” (Christ and Time: the Primitive Christian Conception of Time and History, ch. 2). 52 Meredith, A., “Gregory of Nyssa and Plotinus,” in SP XVII, 3. ed. by E. A. Livingston. Oxford, 1982, 1120f. According to C.W. Macleod, none can prove St Gregory read more than Plotinus’s Enneads I, 6 & VI, 9 (“Allegory and Mysticism in Origen and St Gregory of Nyssa,” JTS XXII. 2 (1971), 366 n. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

49 В письме к Льву, приписываемом папе Григорию 2-му, 1-й год его правления помечается 14-м индиктом, т. е. 716 г. G. D. Mansi, t. 12, p. 959–966–В. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», т. 7, изд. 2-е, стр. 15. 50 «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 390: λαβε λγον σλευτον φυλττειν τν κκλησαν. Anastasii Bibliothecarii. «Chronographia tripartita» v. 2, p. 251. 51 Валарсапат (Вагаршапат, Эчмиадзин) – главная митрополия Армении до половины 5 в. J. E. T. Wiltsch. a. a. O. (am a ngegebenen O rt – в указанном месте). Bd. 1. S. 229. 52 Wilhelm Möller. «Lehrbuch der Kirchengeschichte» 3 Bänden. Freiburg im Breisgau. 1889–1894. Bd. 1, S. 566–567. [Вильгельм Меллер. «Учебник церковной истории» в 3-х томах. Фрайбург в Брейсгау. 1889–1894] 53 Все сведения об Армянской церкви извлечены из статьи Dr. J.-H. Petermann " а «Armenien» в «Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche» 18 Bänden. 2 Aufl. 1877–1888. Herzog–Hauck–Plitt. Bd. 1. 1877, S. 662–681. 54 K.-J. von Hefele. 2 verbefferte Auflage. Bd. 3. 1877, S. 324; cnf. J. E. T. Wiltsch. a. a. O. S. 468. 55 Sancti Germanii Patriarcæ Constantinopolitani. «Epistola græcorum ad Armenios» J.-P. Migne. Series Græca. t. 98, caput 4, col. 137–A. 57 ibid. cap. 19, col. 143–В–С: Nemo scandalum nostri causa patiatur, dum peccatis suis quaeiit excusationes. – neque is, qui in peccato persistit, ecclesiam Dei vituperat, quasi ea divisionem in Christi mysterio doceat. Nemo nonnullas perperam intellegens Patrum auctoritates, vel ea distorquens per verse, aliquid adversus veritatem concludat: idque iis praecipue dicitur, qui beatum Leonem Romanum antistitem ejusque verba temere et inique scandalo habent... Анжело Маи по поводу последних строк замечает. „Армяне Евтихианисты-монофизиты – до сих пор заставляют клириков при рукоположении присягать по формуле, в которой проклинается собор Халкидонский и Лев Римский, и не без основания, – ибо никто больше и сильнее не обличал Евтихия, как Лев в своих речах и посланиях“ (ibid. Annot. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010