Согласно свидетельству паломницы Эгерии, посетившей Иерусалим ок. 381-384 гг., праздник Обновления («день обновлений» - dies enceniarum) торжественно совершался Иерусалимской Церковью как день освящения храма на Голгофе, т. е. базилики, называвшейся Мартириум, а также как день освящения храма на месте пещеры Воскресения (quae est ad Anastase) ( Eger. Itiner. 48. 1-2). Торжественность праздника паломница объясняла тем, что Св. Крест был обретен именно в этот день и т. о. праздник был посвящен 2 событиям (Ibidem). Праздник совершался в течение 8 дней при участии множества мирян, монахов и аскетов (monachorum et aputactitum), приходивших из отдаленных мест (Месопотамия, Сирия, Египет, Фиваида), а также ок. 40-50 епископов (Ibid. 49. 2). Видимо, подобно ветхозаветному празднику Кущей (Суккот) (Втор 16. 16), праздник в Иерусалиме также воспринимался мн. христианами как день обязательного посещения св. мест: «...они считают, что тот, кто не будет присутствовать на таком великом празднике, совершает тяжкий грех» ( Eger. Itiner. 49. 2). Об особой торжественности праздника Обновления в Иерусалимской Церкви говорит и Созомен: «...он совершается ежегодно и весьма торжественно, так что тогда совершаются таинства, и церковные собрания продолжаются 8 дней. По случаю этого торжества туда для посещения святых мест стекаются многие почти со всей подсолнечной» ( Sozom. Hist. eccl. 2. 26. 4). Замечание Созомена не только свидетельствует о 8-дневном периоде попразднства Обновления в нач. V в., но и указывает на совершение таинства Крещения в этот праздник наравне с праздниками Пасхи, Богоявления и Пятидесятницы (согласно «Посланию к армянам», к-рое приписывают свт. Макарию Иерусалимскому († 333), см.: Macarius of Jerusalem. Letter to the Armenians/Ed. A. Terian. Crestwood (N. Y.), 2008. P. 83). Богослужебные чтения для праздника Обновления впервые засвидетельствованы в Армянском Лекционарии, отражающем богослужебную традицию Иерусалима 1-й пол.- сер. V в. ( Renoux. 1979. P. 139-164). Праздник 13 сент.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

47   Vogel C, Elze R.Le Pontifical romano-germanique du Xe siecle. V. 1 (Studi e Testi 226). Cite du Vatican 1963, 55. 48 Правила святых вселенских соборов с толкованиями. М., 2000 (репр. изд. ОЛДП. М., 1877). I. С. 444–445. 49   Троицкий С. В.Диакониссы. С. 113. 50   Synek Eva Maria.Der Frauendiakonat der Alten Kirche. S. 17–19. 51   Афанасий Великий , святитель.Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской. М., 2000. 52   Троицкий  С . В .Диакониссы. С. 102. 53   Ohme H.Frauen im niederen Klerus und als Ehefrauen von Kleriken in den ostlichen Traditionen//Kanon XVI (Yearbook of the Society for the Law of the Eastern Churches). Egling;  Beaucamp J.  Les Femmes et l " eglise: droit canonique, ideologie et pratiques sociales a Byzance//  Ibid.  P. 87–113. 54   Щапов Я. Н.Номоканон Мефодия в Великой Моравии и на Руси//Великая Моравия. Ее историческое и культурное значение. М., 1985. С. 238–253. 55 Подробно об этих редакциях см.:  Щапов Я. Н.  Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978;  Троицки С.  Како треба издати Светосавску Kpмчujy (Номоканон са тумаченьима)//Споменик CII. Београд, 1952. 56 Magnae Moraviae Fontes Historici. IV. Leges-Textus iuridici. Brno, 1971. S. 253. 57 В славянском тексте оно обозначено как Лаодикийское 44 – Magnae Moraviae Fontes Historici. IV. S. 297. 58 Греческий текст в издании:Ρλλη Γ. Πτλη Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων.. T. I. S. 28. 59 Древнеславянский перевод дается по изданию:  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т. 1. СПб., 1906. С. 10 (орфография упрощена). 60 Указатель по рукописи XIV в. имеется в издании: Мазуринская Кормчая–памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв.//  Белякова Е. В., Князевская О. А., Старостина И. П., Соколова Е. В., Щапов Я. Н.  М., 2002. С. 793–837. 61 Г. A. " Palin M. ПотА/П- Shvtayma wv 0ewv ка! ieprnv Kavovrnv. T. 2. S. 254. 62 Правила святых вселенских соборов. С. 205. 63   Бенешевич В. Н.Древнеславянская Кормчая… С. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В базе данных DOHD, N 25 учтено по 2 Житиям 88 чудес П. А., из них 33 посмертных. В большинстве случаев это исцеления, среди к-рых прижизненные: от глухоты (BHG, N 2364. Cap. 16, 68), от различных неназванных болезней (Ibid. Cap. 19, 35, 37, 44, 51, 54, 58), от паралича и немоты (Ibid. Cap. 20) или только от паралича (Ibid. Cap. 24, 45), от проказы (Ibid. Cap. 27, 35, 70), от врожденных уродств (Ibid. Cap. 29), от кожной болезни, вызванной укусом змеи (Ibid. Cap. 32), от болезней суставов (Ibid. Cap. 50) и зубов (Ibid. Cap. 56), от болезни горла (Ibid. Cap. 77), от рака (Ibid. Cap. 78); также описано воскрешение мертвых (Ibid. Cap. 22, 47). Из посмертных чудес можно привести исцеление от различных недугов (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 159): проказы (BHG, N 2364. Cap. 27), болезней суставов, опухолей, разного рода болей (BHG, N 2365. Cap. 137-139), рака (BHG, N 2364. Cap. 141, 157), ран (Ibid. Cap. 149, 151), паралича (Ibid. Cap. 147, 171), хромоты (Ibid. Cap. 161), болезни горла (Ibid. Cap. 163), кашля и лихорадки (Ibid. Cap. 169-171), слепоты (Ibid. Cap. 86; 113; BHG, N 2365. Cap. 159), болезней внутренних органов (BHG, N 2364. Cap. 114); помощь при родах (Ibid. Cap. 161). Очень часто святой изгонял бесов, как при жизни (Ibid. Cap. 13, 21, 25, 31 36, 60, 61), так и после смерти (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 153, 161). Мн. чудеса связаны с животными, в частности с их спасением или возвращением хозяину (BHG, N 2364. Cap. 20; посмертно: Cap. 101, 106, 110), а также с изгнанием вредителей, напр. саранчи (Ibid. Cap. 16, 62). Нек-рые чудеса заключались в том, что святой становился невидимым или входил в запертые помещения (Ibid. Cap. 3, 14, 26). Особенно интересен следующий эпизод: когда П. А. служил литургию в кафоликоне мон-ря Захарии и туда зашли чиновники-иконоборцы, чтобы арестовать его, святой сотворил крестное знамение и стал для них невидим (Ibid. Cap. 14). Неск. чудес состояли в умножении припасов - масла (Ibid. Cap. 30), хлеба и вина (Ibid. Cap. 49, 116), вина (посмертно: Ibid. Cap. 96). Часто святой демонстрировал свою власть над природными явлениями, изводя источники, усмиряя бури, пересекая бурные реки (Ibid. Cap. 6, 8, 16, 18, 19, 40, 71, 76; посмертно: Cap. 111). Наконец, отдельную категорию составляют случаи чудесного освобождения из тюрьмы или спасения от врага (Ibid. Cap. 39, 41). Еще одно чудо, описанное мон. Саввой, говорит о смирении П. А.: отшельник Павел велел ему бросить его церковное облачение в огонь и забрать через час. Святой повиновался и через час нашел облачение не тронутым огнем. Основным способом получить исцеление от гробницы П. А., характерным для визант. Житий, было помазание маслом из лампады, горевшей над местом его упокоения.

http://pravenc.ru/text/2580370.html

Энциклики и апостольские послания, предшествовавшие Ватиканскому II Собору , стремились отстоять авторитет Церкви в вопросах интерпретации Свящ. Писания и поддержать в рамках основной направленности интерес к специфическим вопросам научной методологии. Вновь обратились к энциклике «Spiritus Paraclitus» от 15 сент. 1920 г., в к-рой папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) поставил в пример блж. Иеронима Стридонского , отличавшегося послушанием по отношению к Церкви, «высочайшей учительнице Римских понтификов» (supremae per Romanos Pontifices magistrae - Enchiridion Biblicum. 461). В 1954 г. П. б. к. выпустила 2-е издание, содержащее все церковные документы по вопросам интерпретации Свящ. Писания. В 1955 г. бенедиктинец А. Миллер провел презентацию издания (см.: Miller A. Das neue biblische Handbuch//Beneditinische Monatschrift. 1955. N 31. S. 49-50). Он был убежден в том, что каждый экзегет может проводить научные исследования, не ограничивая своей свободы декретами, к-рые не затрагивают вероучение и этику. 21 апр. 1964 г. П. б. к. издала инструкцию «Sancta Mater Ecclesia» об исторической достоверности Евангелий (Enchiridion Biblicum. 644-659). В ней говорится о возможности применения «положительных элементов, предлагаемых «методом истории форм» (Formgeschichte), чтобы должным образом пользоваться ими в целях более глубокого понимания Евангелий» (Ibid. 647; об этом см. в статьях Библеистика , Бультман ). Применяя классическую схему историко-критической методологии (критика истории традиций, форм и редакций - Tradition-Form-Redactiongeschichte), экзегеты призваны обращать внимание на «3 стадии, посредством которых учение и жизнь Иисуса дошли до нас» (Ibid. 648): 1) служение Иисуса в сопровождении избранных Им учеников; 2) проповедь апостолов с характерным для нее «более ясным пониманием событий… вслед за прославлением Христа и просвещением их Духом истины» (Ibid. 649); 3) священные авторы, которые составили 4 Евангелия (Ibid. 651). Эти положения легли в основу параграфа, посвященного историческому характеру Евангелий (Ibid. 698), в догматической конституции II Ватиканского Собора «Dei Verbum» от 18 нояб. 1965 г. Т. о., плодотворным завершением работы дореформенной П. б. к. стало полноценное участие в подготовке соборной конституции «Dei Verbum», имеющей и в наст. время статус magna charta католич. экзегетики (см. в статьях Герменевтика библейская ). 3-й этап (1971-1993): реорганизация П. б. к. и активизация ее научной деятельности.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Ист.: Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; Idem. 149. 17//PL. 37. Col. 1880; Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1400-1405; Aug. Serm. 306a//Miscellanea Agostiniana. R., 1930. T. 1: Sancti Augustini Sermones post Maurinos reperti. P. 645-646; Aug. Serm. 306b//Ibid. P. 90-97; Aug. Serm. 306c//Ibid. P. 646-653; Aug. Serm. 306d//RBen. 1938. T. 50. P. 16-20; Aug. Serm. 306e// Augustin d " Hippone. Vingt-six sermons au peuple d " Afrique/Éd. F. Dolbeau. P., 1996. P. 210-218; Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456-1459; Aug. Serm. 335e//RBen. 1939. T. 51. P. 21-23; Possid. Indiculus opusculorum S. Augustini. 9//PL. 46. Col. 19; Prudent. Perist. XIII 76-87//Prudentius/Transl. H. J. Thomson. L.; Camb. (Mass.), 1953. Vol. 2. P. 334-335; ActaSS. Aug. T. 4. P. 761-765; MartHieron. Comment. P. 274-275, 448-450, 455; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 270, 335; MartUsuard//PL. 124. Col. 89-90, 393-394; Petr. Natal. CatSS. VII 105; MartRom. Comment. P. 209-210, 350-352, 356-357. Лит.: Benson E. W. Cyprian: His Life, His Times, His Work. L., 1897. P. 517-518; Monceaux P. Les martyrs d " Utique et la légende de la «Massa candida»//RA. Sér. 3. 1900. Vol. 37. P. 404-411; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 141-147; Franchi de " Cavalieri P. I martiri della Massa candida// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. P. 37-51. (ST; 9); Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 248-249, 268-270, 369, 380, 428, 482-483; Morin G. La Massa Candida et le martyr S. Quadratus d " après deux sermons inédits de S. Augustin//Rendiconti della Pontificia Accademia romana di archeologia. Ser. 3. R., 1925. Vol. 3. P. 289-312; Delehaye. Origines. P. 384-385; Gordini G. D. Massa Candida//BiblSS. Vol. 9. Col. 4-6; idem. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1270-1271; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980. P. 214-219, 223, 226-227, 318-319; Petruccione J. The Persecutor " s Envy and the Martyr " s Death in «Peristephanon» 13 and 7//Sacris Erudiri. Turnhout, 1991. Vol. 32. P. 69-93; Scorza Barcellona F. In margine ai sermoni «de sanctis» di Agostino//L " adorabile vescovo d " Ippona: Atti del convegno di Paola (24-25 maggio 2000)/Ed. F. E. Consolino. Soveria Mannelli, 2001. P. 111-132; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: «Peristephanon» 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 82-83; T. 2. P. 89)). В разных источниках учениками К. названы св. Даг , сын Карелла (Vita S. Dagaei mic Cairill// Heist. Vitae. P. 389-394), св. Келлах из Келл-Алада (ныне Киллала, графство Мейо) (Betha Chellaigh Chille Alaidh//Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 49-65; T. 2. P. 50-69), св. Фехин, к-рого К. нарек этим именем (Moecca, Mo Fecca - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 48-49). К. приписывается авторство нескольких стихотворений ( Kenney. Sources. P. 381-382) и монашеского устава ( Strachan J. Two Monastic Rules//Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 227-228). О К. упоминается в житиях многих ирландских святых, напр. в Житии св. Аэда, сына Брекка (Vita S. Aidi episcopi Killariensis. 20// Heist. Vitae. P. 173-174), в Житии св. Сенана (Vita S. Senani, episcopi et abbatis de Inis Cathaig. 17, 21//Ibid. P. 316, 319-320), в ирландском Житии св. Брендана (Betha Brenainn Clúana Ferta. 185// Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 88; Vol. 2. P. 85). К., 3-й сын Бео-Аэда и Дарерки, род. в крепости Кримтанна (Ráith Crimthainn) на равнине Аи (Маг-Аи; совр. графство Роскоммон). Крещение младенца совершил диак. Диармад, к-рый также именовался Юстом (в оксфордской версии - «святой диакон Диармад, прозванный Юстом» (Dermicio cognomento Iusto)). Уже в детстве К. прославился даром чудотворения. Когда умер любимый конь Оэнгуса, сына правителя Кримтанна, К. воскресил коня и получил в подарок от Оэнгуса участок земли. Однажды мать упрекнула К., что он в отличие от др. детей не собирает дикий мед. Набрав воды, отрок благословил сосуд, и вода превратилась в мед. Родители святого отдали этот мед диак. Диармаду (по ирл. Житию, в качестве платы за крещение К.). К. стал учиться грамоте у Диармада, но, поскольку ему приходилось пасти скот, у него не было времени посещать наставника. Тем не менее К. и Диармад, находясь в разных концах равнины Аи, чудесным образом разговаривали, и никто не мог услышать их беседу. В Житии говорится, что на равнине Аи сохранился камень, на к-ром во время уроков сидел К., на нем был установлен крест.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

23). В этом же смысле «узы» Апостола не редко выступают и в книге Деяний. Речения в роде γ νεσις πνεοματικ , также употреблявшегося в языке мистерий, опять-подобно δ σμιος-возводятся к св. Ипполиту (ibid. V, 9, р. 170). Но это выражение находится у христианско-гностической секты нассенов, и потому, объективно рассуждая, мы не можем отрицать вероятность здесь христианских влияний. Это самое истинно и для многих других случаев. Фактически же несомненно, что христианство заимствовало много выражений из мирской, языческой жизни, но пополнило их новым содержанием, сообщив им новое духовное значение. А что для тогдашнего человечества это часто было новостью, мы видим, напр., из отношения Никодима к речи Господа Спасителя об νωθεν γεννηθ ναι, каковое выражение он готов был понимать во внешне-буквалистическом смысле ( Uoah. III, 3 сл.), между тем Христос разумел внутреннюю жизнь (духовного возрождения). Таким путем чисто светские, мирские речения наделялись богатым, новым содержанием. И даже сам Дейсман указал 49 , что слово γ πη первоначально принадлежало нелитературному народному языку и употреблялось здесь в чувственном смысле, в каком оно применяется потом и у LXX-mu, напр., в Песни Песней, равно в (фрагментарной) Писидийской надписи императорского периода, но языческого происхождения. Насколько известно доселе,-больше это слово в литературе не встречается. Затем наблюдается процесс одухотворения по пути к религиозно-моральному значению уже у LXX-mu, Филона и (однажды) у (Псевдо-) Аристея. А в Новом Завете оно употребляется у Апостола Павла 1Kop. XIII для духовной «Песни Песней» и служит к обозначению «небесной любви» 50 . б) Фонетика Нового Завета. Очень трудно говорить с уверенностью о фонетике новозаветного языка, ибо манускрипты по месту происхождения и по времени слишком удалены друг от друга, и потому по ним весьма рискованно восстановлять первоначальный вид новозаветной орфографии. Будет крайне поспешно допускать, чтобы рукопись от IV века в орфографическом отношении точно представляла текст Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

38 Перевод сомнителен. Можетъ быть ”под (?) правдой (?) которого сгибались руки“, может быть ”сгибавший руки под сенью (?) его“, т. е. царя? Cp. j, 7, где: ”среди (тт, вм. нашего т hr ib) князей“. В надписи 96 (159) Брит. Муз. из той же эпохи (Hierogl. Texts, pl. 47. 1. 10): ”сгибавший руки (?), знавший свое место среди князей“. Речь идет об известной египетской почтительной позе. Breasted переводит из надписи j: “(to whom) the arms were drooped (in respect) among the grandess“. Такой перевод нелегко оправдать грамматически. Может быть, оба вельможи говорят о себе, что, находясь среди князей при дворе, они перед царем становились в почтительную позу, а не падали ниц? 39 r ritï. Сб. “к дверям“, не храня тайны. Этих достоинств не упоминают другие современные надписи. 40 Лакуна, оставляющая место для одного, много для двух малых знаков. По остатку знака, это былъ не пв. 44 Dt – нередко в современных текстах. См. на плитах Брит. Музея, Hierogl. Texts, pl. 46, 51 (даже “десятник – сб. пятерник) – крепостных“), 54. 45 Эта же фраза есть и на плите j, где она читается: „простирание руки к обильным кускам мяса для k m’a j». В других местах эта формула не встречается. Она выражает словами то, что дает барельеф, изображающий правую руку покойного простертой к жертвенному столу. (Левой он подносит к лицу сосуд с благовониями). 47 Они еще прододжают писать на одной линии nick (я), удерживают странную форму иероглифов d и s’, и т. п 49 Автор описания пояснил картуши как: “Ramses VI. Familia Sesostris Magni“. Богиню Ренут он считал “Neith“, остальные его объяснения правильны (“Stéle funeraire, Dien Och-Joh, Thth, Thôaut, Dieu Iune“… и т.п.). 50 Под этой надписью есть еще несколько знаков, чтение которых сомнительно. Можно распознать имя Амона, дальнейшее может быть обычным на подобного рода документах и принесение жертвы из всяких хороших вещей, но это крайне сомнительно. Ibid. Recueil II, 185, LXII. Он, кроме того, носил еще титул “староста рабочих“. 51 См. Rapport sur une mission en Italie. Recueil de travaux, II, 159 – 199. III, 103–114. Cp. Histoire, II, 526.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

Исследователи указывали несколько причин составления «Книги из Фина». По мнению П. Уолша, во 2-й пол. XIV в. должность комарбы К. перешла к представителям рода О Родахе, или О Родахан (О " Родди) (комарба Шан О Родахан упом. в анналах под 1377). Вероятно, в связи с этим была предпринята попытка переработать материалы, вошедшие в «Старую книгу Каиллина», и включить в нее обоснование наследственных прав О Родахе ( Walsh. 1947. P. 50-53). К нач. XVI в. изменилось политическое положение обл. Брефне, где укрепились позиции рода О Руарьк, представители к-рого установили контроль над Фина. В связи с этим в «Книге из Фина» подчеркивается тесная связь К. с племенем Конмакне, от которого происходил род О Руарьк. Предком правителей обл. Брефне из династий О Руарьк (О " Рурк) и О Рагаллаг (О " Рейли) считался Аэд Финн, сын Фергны, к-рый якобы пользовался особым расположением К. Предание о том, как Аэд, сын Фергны, изменил облик и получил прозвище Финн (Светлый), заимствовано из агиографических источников, где это чудо приписывается св. Бераху (Vita sancti Berachi abbatis de Cluain Coirpthe. 16-19//Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1910. T. 1. P. 81-83; Betha Beraigh. 65//Bethada Náem nÉrenn=Lives of Irish Saints/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1922. Vol. 1. P. 36-37) и св. Маэдоку (Betha Máedóc Ferna (II). 41, 48-49//Ibid. P. 202, 204). В «Книге из Фина» подчеркивается, что пока правители обл. Брефне исполняют свои обязанности перед К. и его церковью, на них почивает благословение святого, в противном случае их постигнут бедствия и они будут лишены возможности спастись. Неоднократно говорится об обязательствах гэльских правителей из рода О Домналл, которые были наиболее могущественной соседней династией ( Simms. 2008. P. 36-39). Основанием для выплаты О Домналлами дани преемникам К. была его дружба со св. Колумбой, к-рый считался покровителем династии, а также то обстоятельство, что в Фина был якобы похоронен предок О Домналлов - Коналл Гулбан. По преданию, спустя 7 лет после смерти Коналла К. воскресил его и крестил, затем тот вновь скончался и был погребен как христианин.

http://pravenc.ru/text/1320011.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010