Сведения о Г. И. содержатся в Житиях прп. Евфимия Великого и прп. Кириака Отшельника, написанных Кириллом Скифопольским. В «Луге духовном» Иоанна Мосха († 619) приводится рассказ о том, как вылеченный Г. И. лев выполнял послушания старца, что, по мнению автора, служило примером того, как в раю звери подчинялись Адаму. Г. И. скончался 5 марта, в этот день его память отмечается в лат. и сир. календарях (Римский Мартиролог, Мартиролог Раббана Сливы). В греч. календарях память Г. И. празднуется 4 марта (SynCP. Col. 507-508; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 242) и лишь в нек-рых списках указывается 5 марта. В ряде визант. календарей память Г. И. помещена под 20 марта, что является особенностью агиографических памятников, связанных со Студийским уставом ( Евергетидский Типикон XI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428). С распространением Иерусалимского Типикона окончательно утверждается празднование Г. И. 4 марта (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 41), к-рое внесено в совр. церковный календарь. Ист.: BHG, N 693-696е; ActaSS. Mart. T. 1. P. 386-389; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 175-184; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 6; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого//Там же. 18982. Вып. 2. С. 50-51, 58, 65, 69; Житие прп. Кириака Отшельника//Там же. 18992. Вып. 7. С. 4-5, 18; Κοικυλδης Κ. Μ. Α παρ τν Ιορδνην λαραι Καλαμνος κα γου Γερασμου. Ιεροσλυμα, 1902; ЖСв. Март. С. 79-85; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19, вып. 3. (Вып. 57). С. 115-135 (1-я паг.), 131-152 (2-я паг.); Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 129-132; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 44, 51, 56, 60 (TU; Bd. 49. H. 2); idem. Vita Cyriaci//Ibid. S. 224-225, 235. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 108; Gr é goire H. La vie anonyme de S. Gérasime//BZ. 1904. Bd. 13. S. 114-135; Sauget J. -M. Gerasimo, egumeno in Palestina//BiblSS. Vol. 6. Col. 199-200.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Симеон реконструировал собор, построил кельи, укрепил стены и сделал значительные вклады: 5 икон, утварь, серебряные подсвечники, подаренные ему протом и собором игуменов, и книги (в 1089 б-ка насчитывала 136 богослужебных книг, в т. ч. Евангелие, подаренное Алексеем I). Кроме того, этот деятельный игумен насадил виноградник, попытался возвратить мон-рю обитель Фалакру (отобранную протом ок. 1070) и получил вместо нее Моноксилит (утрачен до 1141), вернул обитель Илариона Макрогена. Он приобрел владения на п-ове Касандра, дома в Фессалонике. Вместо обители Кекавменон, отданной брату императора Исааку Комнину, Симеон получил земельные владения в местности Аврамитон (τν Αβραμιτν) в Стомионе на п-ове Халкидики ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 49). Алексей I там же выделил Симеону еще один участок земли. Из-за утраты монастырского архива имена игуменов К. п. м. XII-XIII вв. известны только по подписям на актах др. мон-рей; иные сведения об истории К. п. м. не сохранились. Однако в 1300 г. игумен К. п. м. нашел часть архива, который считали погибшим после нападения на мон-рь итальянцев (Ibid. Σ. 50-51). Видимо, из-за угрозы таких нападений эти документы были отданы на хранение в более надежные места: напр., акт 1089 г. находился в ризнице ц. Св. Софии в Фессалонике. С нач. XIV в. К. п. м. стал именоваться императорским мон-рем (Actes de Xénophon. 1986. N 3). В это время при переписи собственности афонских мон-рей вместо владений на Касандре К. п. м. были предоставлены участки на Ситонии. Мон-рь достиг расцвета благодаря активной деятельности игум. Варлаама в 1312-1325 гг. Он приобрел новые владения (обители Мацука и ап. Филиппа на Афоне, подворье св. Георгия в Иериссе (ныне Иерисос) и поле рядом с ним, маленький монастырь Пресв. Богородицы в Фессалонике рядом с Римскими воротами, подворье близ с. Заварникия, около оз. Волви, получил в аренду участок в Эрмилии). Игум. Варлаам смог переменить враждебное отношение к мон-рю прота Исаака на дружественное. В 1322 г. этот прот выступил посредником в вопросе о предоставлении мон-рю имп. Андроником II Палеологом хрисовула, подтверждавшего владения мон-ря. Незадолго до 1338 г. насельники К. п. м. купили землю в Фускуле на п-ове Халкидики и приобрели новые владения в Иериссе. Протостратор Феодор Синадин подарил мон-рю владения близ Эзовы (между 1322 и 1338), а серб. царь Стефан Душан - землю в Мириофитоне (до 1352).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae et Moraviae. Praha, 1882. Т. 2. N 845. Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 273. Fiala Z. Sprбva a posmavenh cirkve v Иеснбсн od роиатки XIII do poloviny XIV smolemh//Sbornik hismorickэ. Praha, 1955. T. 3. S. 73. FRB. 1884. T. 4. P. 367. Fiala Z. Sprбva...//Sbornik hismorickэ. T. 3. S. 86–87. Abraham W. prawa... S. 43. Antiquissimae constitutiones synodales... S. 32–33. Ibid. S. 107 i n. Abraham W. O powstaniu dziesikciny swobodnej...//Biblioteka warszawska. 1891. N 4. S. 172 i n. Umicski H. Henryk arcybiskup gniezniecski zwany Kietliczem (1199–1219). Lublin, 1926. S. 46–49. Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 261–263. Ibid. S. 375–377; Fiala Z. Sprбva...//Sbornik hismorickэ. T. 3. S. 68–69. Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 382. Ibid. S. 273. Ibid. S. 383. Historia Т. 2. Z. 1. S. 339–340. Abraham W. Pierwszy spyr...//Rozprawy Akademii 1895. Ser. 2. T. 7 (32). S. 287, 289, 293, 310–311. Впрочем, еще в 40-х гг. XIII в. синод в Ленчице запрещал правителям и магнатам захватывать «res episkopales» в период седисваканции (Antiquissimae constitutiones synodales... S. 10). Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 283–294, 394. В Польше такую практику «occasione juris patronatus» запрещал статут 1279 г. (Antiquissimae constitutiones synodales... S. 107). Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 267; Abraham W. prawa... S. 43 i n. Примером может служить имевший место в 1238 г. спор комеса Здислава с цистерцианским монастырем (Abraham W. prawa... S. 50). Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 374. Antiquissimae constitutiones synodales... S. 107. Fiala Z. Sprбva...//Sbornik hismorickэ. T. 3. S. 79–80; Abraham W. prawa... S. 47–48. Silnicki T. Organizacja archidiakonatu w Polsce. Lwyw, 1927; Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 262–275; Fiala Z. Sprбva...//Sbornik hismorickэ. T. 3. S. 74–76. Первые сведения об окружных архидиаконах в Чехии относятся к 70-м гг. XII в. К 20-м гг. XIII в. сложилось деление Чехии на 10 архидиаконатов, в начале XIII в. в источниках появляются названия окружных архидиаконатов в Моравии. В Польше первые архидиаконы округов начинают упоминаться в источниках с конца XII в. (1198 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

27 сент. 1684 г. вышел офиц. указ об освобождении К. из тюрьмы и о снятии с него всех обвинений; он был помещен под надзор в замок Стерлинг, где пользовался относительной свободой (Ibid. P. 100-101). Шотландские власти нарушили данное К. обещание: в ходе процесса по делу Роберта Бейли из Джервисвуда, отказавшегося признавать участие в заговоре, показания К., к-рый упомянул его имя среди заговорщиков, были привлечены в качестве улики обвинения. В кон. 1684 г. Бейли был признан виновным и казнен (Ibid. P. 102-106; Dunlop. 1967. P. 49). Вскоре показания К. были опубликованы в Эдинбурге и Лондоне как свидетельство его раскаяния в преступной деятельности (The Deposition of Mr. William Carstares. 1684). Возмущенный К. обратился к шотл. властям, обвинив их в нарушении договора; признав это, лорд-канцлер Шотландии в качестве извинения даровал К. свободу. Однако уже после того, как К. покинул Шотландию, его показания были использованы еще в 2 процессах ( Dunlop. 1967. P. 50). После освобождения К. отправился сперва в Англию, а затем в Нидерланды, куда он прибыл в мае 1685 г. Тюремное заключение и плохо отразившаяся на репутации К. история с дачей показаний и казнью Бейли привели к тому, что он утратил интерес к агентурной и политической деятельности, отдалившись от заговорщиков и сторонников вооруженных восстаний; он вновь задумался о том, чтобы стать протестант. пастором в к.-л. приходе. Летом 1685 г. К. совершил путешествие по неск. городам Нидерландов и Германии, желая лучше познакомиться с организацией церковной жизни местных протестант. общин; сохранился краткий дневник, к-рый он вел во время поездки (его фрагменты опубл.: Story. 1874. P. 111-127; ср.: Dunlop. 1967. P. 51-52). В авг. 1685 г. К. поселился в Клеве, где проводил время за чтением Свящ. Писания, а также за изучением философии и теологии; здесь его застало известие о смерти отца в февр. 1686 г. Советник Вильгельма Оранского (1686-1702) Осенью 1686 г. К. переселился в Лейден; вскоре в расположенной неподалеку Гааге он стал исполнять обязанности придворного проповедника и религ. советника принца Вильгельма Оранского, который был уверен в личной преданности К. и считал его одним из наиболее твердых в вере протестант. проповедников. Как и принц Вильгельм, К. был сторонником классического протестант. богословия Жана Кальвина (1509-1564) и его учеников (ортодоксального кальвинизма ) и с осторожностью относился к специфическим религ. идеям шотл. ковенантеров. В нач. 1688 г. при содействии принца Вильгельма К. получил постоянную должность 2-го проповедника в шотл. протестант. общине Лейдена. Из воспоминаний современников известно, что К. регулярно произносил проповеди, имевшие успех у городских жителей. В них К. предлагал евангельское учение об Иисусе Христе как Искупителе и Спасителе, опираясь преимущественно на Послания ап. Павла ( Dunlop. 1967. P. 53-54).

http://pravenc.ru/text/1681173.html

29 «Sero quidem et consuetum eXtra tempus scribo vobis». PG, 26 col. 1377. 30 «Hinc (т.е. к Пасхе) nectentes eX ordine s. pentecosten... Spiritus solemnitatem celebrabimus, qui iam proXimus nobis est». Ibid., 1422. 31 Procatech., c. 4, catech. IV, c. 3. 32 In Genes, hom. XI et XXX. 33 Цит. соч. «О Пасхе» — PG.24, col. 698. 34 И, 59, V, 14, V, 30, VIII, 33 и др. 35 Цитов. статья Ф. Функа, 266. 36 P. G. 65, col. 53; 70, col. 425. 37 Цит. изд., 78. 38 Opera, 1712,1,505. 39 P. G. 88, col. 1788. 40 Отрывок его см. в цитов. послании Дамаскина о посте. 41 Quaest. 64. 42 Cap. IV. 43 О постах православной церкви, 1887, стр. 35. Panaria, haeres. 75 v. 57. 44 В предисловии к указанному соч. Дамаскина о посте, Opera, 1,498. 45 Цит. соч., 502. 46 P. G. Ill, col. 1089—91. 47 Assemani, Bibliotheca orient., Ill, 1, p. 305. 48 K. Beth, D. orientalische Christenheit, 1902, S. 424. Простонародное ее название: «седмица для лиц, желающих жениться на двоюродной сестре». 49 Цит. изд., 505. 50 A. Maclean, East Syrian Daily Offices, 1894, p. 272. 51 40-е по изд. Pitra, Juris ecclesiastic! graecorum monumenta, II, 1868, p. 331. 52 Ad Nicephorum notae, Corp. script, bysantin. VII, Venetiae 1729. 53 Неизданный кондак на среду 2-й седмицы поста. Приведен у Р. Maas " a; D. Chronologic d. Hymnen d. Romanos, Bysantinisch. Zeitschr., XV (1906), S. 25. 54 A. Baumstark, D. Kirchenjahr in Antiocheja; Romische Quartalschr., 1893, S. 56—57. Автор видел один армянский полемический памятник против греков, в котором, между прочим, сообщается, что сырная седмица введена была импер. Анастасием (491—518) потому, что он, как то раз заговляясь пред 40-цей объелся мясом. Это известие, несомненно, такого же свойства, как и известная греческая легенда об армянском посте арачаворк». Но, быть может, в отнесении времени происхождения сырной седмицы к царствованию Анастасия есть некоторая доля справедливости, как и в греческой легенде армянский ересиарх Саркис или Сергий является историческою личностью (Мансветов, цит. соч. 49). К сожалению, автор утратил заметку об этом памятнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перед началом битвы с аммонитянами И. обещал Господу «вознести... на всесожжение» то, что «выйдет из ворот дома... навстречу» (Суд 11. 31). Запрещенные законом Моисея (Лев 18. 21; 20. 2-5; Втор 18. 9-10) человеческие жертвоприношения присутствовали только в религ. культе окружающих Израиль языческих народов (Втор 12. 31; 18. 9-10; 4 Цар 3. 27). Поэтому мн. комментаторы считают, что И., принося обет, имел в виду домашних животных, к-рые в те времена жили с человеком под одной крышей (Judges/Ed. R. G. Boling. Garden City; N. Y., 1975. P. 208. (AYBC; 6а)). Однако первой поздравить И. с победой вышла его незамужняя дочь, которая с покорностью приняла свою участь, попросив только о 2 месяцах отсрочки, чтобы оплакать свою участь. Эта история послужила основой для возникновения у израильских женщин ежегодного ритуала плача в течение 4 дней (Суд 11. 29-40). Мн. совр. исследователи видят в этом рассказе повествование, в назидательных целях раскрывающее происхождение обряда оплакивания у евр. женщин ( Boling. Jephthah. P. 682; Brettler M. Z. The Book of Judges. L.; N. Y., 2002. P. 107). Мотив о принесении ребенка в жертву встречается в сказаниях о героях античности, напр. в истории с критским царем Идоменеем, к-рый, возвращаясь после сражения в Трое и попав в сильный шторм, обещал принести в жертву Прометею первого человека, к-рого встретит на берегу (ср. также принесение в жертву героем Троянской войны Агамемноном своей дочери Ифигении или Поликсены, дочери Приама - Gunn. Judges. P. 137). Уже Иосиф Флавий, отмечая добродетель дочери И., к-рая «не сочла за чрезмерное несчастие поплатиться жизнью за победу отца и за восстановление свободы своих сограждан» ( Ios. Flav. Antiq. V 7. 10) считал, что это жертвоприношение «было и незаконно и не угодно Господу Богу» (Ibid.). По мнению блж. Августина, этот сложный для истолкования отрывок не содержит явной оценки или осуждения со стороны Господа ( Aug. Quaest. in Jud. 49. 7). Необдуманный обет И., приведший к убийству собственной дочери, был попущен Господом, чтобы показать недопустимость человеческих жертвоприношений и необходимость приносить обеты Богу по любви, а не по страстям ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; Ephraem Syr. In Diatess. X 3. 2; Hieron. Adv. Iovin. I 23. 3). Этот рассказ является прообразом совершенного также по причине поспешно данной клятвы убийства царем Иродом Иоанна Предтечи ( Ambros. Mediol. De offic. I 50). Неразумная клятва И. была диавольским искушением ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; In Rom. X 6). Дочь И. предвосхищает подвиг христ. дев ( Method. Olymp. Conv. decem virg. XI 2; Ephraem Syr. De Nativitate. 2).

http://pravenc.ru/text/293808.html

«Книга о визитации» П. предназначена для духовных лиц, осуществляющих визитацию приходских церквей. Она построена в форме обращений к прихожанам, написана простым народным языком, содержит пословицы и поговорки. Пастор, осуществляющий визитацию, должен убедиться, что о церковном здании и церковном дворе заботятся надлежащим образом, что пол чист, кладбище содержится в порядке, имеется необходимая утварь. Прихожанам следует прилежно посещать приходскую церковь, т. к. она является домом Божиим (En Visitatz Bog. 1872. S. 17). Посещение церкви П. уподобляет пиру души (Ibid. S. 36-37). П. разъясняет обязанности мирянина (молиться, слушать проповедь, причащаться, хвалить и благодарить Бога, подавать милостыню у церковных врат), основываясь на лютеран. вероучении. П. предписывает верующим отказаться от молитв, обращенных к Деве Марии, и вместо этого обращаться к Богу. Исповедь, согласно П., должна заключаться в том, чтобы верующий осознавал свою греховность и каялся перед Богом, а священник произносил слова утешения и давал добрый совет, основанный на тексте Свящ. Писания. По мнению П., не следует отказывать грешникам в причастии, ибо подобный отказ приведет к тому, что они погрязнут в грехах (Ibid. S. 49-50). В разделе о восхвалении Бога П. подчеркивает важность духовных песнопений, к-рые, по его убеждению, должны исполняться верующими не только во время богослужений в храме, но и в повседневной жизни. Рассуждая о помощи нуждающимся, П. отмечает: бедных стало больше, и в этом винят сторонников новой веры, т. е. лютеран. реформаторов (Ibid. S. 55-56). Отвечая на указанное обвинение, П. приводит распространенный у протестантов тезис, согласно которому они проповедуют не новую веру, а древнее учение, возвещенное в НЗ (см. ст. Аугсбургское исповедание ). Лица, производящие визитацию, должны, согласно П., выяснить, насколько добродетелен приходский священник, и узнать, проповедует ли он пастве Слово Божие «ясно и чисто», а также убедиться в том, что диакон добросовестно исполняет свои обязанности - в частности, учит грамоте приходских детей. Особое внимание П. уделяет необходимости дать образование способным детям из низших слоев общества. П. напоминает прихожанам о том, что нужно исправно платить десятину. Имеется раздел, посвященный церковным праздникам, число к-рых значительно сокращено по сравнению с католич. календарем. П. отвергает католич. представления о посте, полагая, что истинный пост заключается в том, что христианин делится пищей с ближним. Заключительный раздел посвящен темам, касающимся брака и семьи, а также отдельным проблемам: как и за что следует отлучать от церкви, какие вопросы находятся в ведении приходского собрания, каковы обязанности и права пробста, посещающего приход.

http://pravenc.ru/text/2578745.html

История взаимоотношений Л. с Иаковом наглядно продемонстрировала двуличие и корыстолюбие Л. как руководствующегося мирскими расчетами человека, в к-ром за видимым простодушием скрываются лукавство и алчность. Л. знал через откровение свыше об истинном Боге (Быт 24. 50-51; 30. 27; 31. 49-50, 53) и в то же время не мог отречься от своих родственных языческих пристрастий, поклоняясь идолам (Быт 31. 19), его мировоззрение сохраняло в себе отголосок патриархального благочестия, смешанного с элементами язычества. Более подробно, нежели в библейском тексте, история Л. представлена в пересказе Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. I 16-20) и в апокрифической «Книге Юбилеев» (главы 27-29). В раввинистической традиции подчеркиваются идолопоклонство и алчность Л., к-рые приобретают порой карикатурные формы: при встрече с Иаковом он обыскивает его, пытаясь найти в одежде золото (Midrash hag-gadol. 1902. P. 460-461), а после лицемерного примирения с Иаковом Л. посылает гонцов к Исааку, подстрекая к братоубийственной ссоре (Бэрешит Рабба. 74. 16; Сэфер ха-Йашар. 59а - 59б). Согласно комментарию Раши (XI в.), словосочетание «бог Нахора» (Быт 31. 53) указывает на имя идола (Тора с комментарием Раши. 2009. С. 584). Христ. экзегеты, называя Л. язычником, человеком с нечистой совестью, хитрецом, обманщиком и даже «прообразом дьявола» ( Caes. Arel. Serm. 88. 4), видели и положительные черты его личности, находя оправдание отдельным поступкам. Так, свт. Иоанн Златоуст, отмечая его «усердие в гостеприимстве» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 48. 4), полагал, что в истории с его дочерьми можно заметить любовь Л. к Иакову: таким необычным способом он пытался «подольше удержать при себе праведника» (Ibid. 56. 1). Подмена Рахили была связана не столько с желанием Л. выдать замуж некрасивую старшую дочь, сколько с видением «Божиего благословения на имуществе своем во время Иаковлева пастырства» ( Ephraem Syr. In Gen. 29). Кроме того, св. отцы констатируют перемену в сердце Л. по отношению к Иакову, особенно после вразумления от Бога (Ibid. 31), а также то, что кротость Иакова способствовала пробуждению у Л. доброго расположения сердца (Быт 30. 27-28) и его постепенному приходу к богопознанию ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 1, 8).

http://pravenc.ru/text/2462405.html

При жизни святитель прославился как чудотворец, изгонял бесов и исцелял различные болезни. Был погребен в пригородной базилике св. Иулиана Антиохийского, к-рая впосл. была освящена в честь Е. К VI в. относится стихотворная эпитафия, высеченная на крышке древнего саркофага святителя (обнаружена в 1801; в наст. время хранится в музее Кальве, Авиньон). В 1561 г. мощи Е. были сожжены гугенотами. По преданию, часть мощей осталась в серебряном реликварии, увезенном в г. Кондом. Реликварий был уничтожен протестантами, а св. мощи собраны местными католиками. В XVII в. глава Е. хранилась в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе. В XII в. была составлена проповедь, анонимный автор к-рой включил повествование о Е. в цикл провансальских легенд об ап. Трофиме и о святых Марфе и Марии , сестрах Лазаря, к-рые якобы проповедовали Евангелие в Юж. Галлии. Е., причисленный автором проповеди к 70 апостолам, вместе с Марфой и Марией прибыл в Юж. Галлию и проповедовал в Аравсионе, где стал 1-м епископом, а впоследствии участвовал в легендарном I Галльском Соборе под рук. св. Трофима. Это предание легло в основу службы (officium proprium) в честь Е. (Оранжский Бревиарий, кон. XV в.). В чтениях святитель назван греком из Антиохии. Петр Наталис для краткого пересказа сведений о Е. в «Каталоге святых» использовал Житие, составленное Вером. Он отождествил святителя с жившим за 50 лет до него церковным писателем пресв. Евтропием, о кото-ром сообщал Геннадий Массилийский ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 49). В галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима память Е. не значится, впервые появляется у Флора Лионского (IX в.), затем в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики. Кард. Цезарь Бароний включил память святителя в Римский Мартиролог. Ист.: BHL, N 2782-2783; ActaSS. Maii. T. 6. Col. 693-694; Sidonius Apollinaris. Ep. VI 6//PL. 58. Col. 455-456; Hilarius, papa. Ep. 11//Ibid. Col. 28-32; Vie de S. Eutrope/Éd. P. Varin//Bull. de Comité historique des monuments écrits de l " Histoire de France. P., 1849. Vol. 1. P. 52-64; MartRom. Comment. P. 212.

http://pravenc.ru/text/187598.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010