Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУДА ВАРСАВА [греч. Ιοδα Βαρσαβ(β)ς] (I в.), видный член христ. общины Иерусалима. И. В. упоминается в Деяниях святых апостолов среди «мужей, начальствующих между братиями» (Деян 15. 22) и как «пророк» (15. 32). После Иерусалимского Собора апостолов (49 или 50 г.), к-рый постановил не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (15. 1-31), И. В. и ап. Сила были посланы Иерусалимской Церковью в Антиохию с апостолами Павлом и Варнавой для разъяснения этого решения христианским общинам Сирии и Киликии (15. 22-32). Там И. В. и Сила «обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их» (15. 32). Спустя некоторое время И. В. возвратился в Иерусалим, а Сила остался с ап. Павлом (15. 33-34). Прозвище Варсава (от арам. bar-Shabba) скорее всего является патронимом, т. е. отцом И. В. был некий Савва. Мн. исследователи считают возможным, что И. В. был братом Иосифа Варсавы Иуста ( Boyd. 1916. P. 657; Strahan. 1916. P. 649; Munck J. The Acts of the Apostles. Garden City (N. Y.), 1967. P. 143; Hunter. 1982. P. 1151; Kerr. 1982. P. 1130), хотя нек-рые авторы допускают, что Иосиф Варсава Иуст и И. В.- это одно и то же лицо ( Johnson, Harrington. 1992. Р. 37). В греч. кодексе Безы (V в.) приводится вариант прозвища И. В.- Варавва (Βαραββν) ( Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971. P. 384), что, по мнению Ч. К. Барретта, является опиской ( Barrett. 1998. P. 738). На основании характеристики И. В. и Силы как «мужей, начальствующих над братией» (νδρας γουμνους ν τος δελφος) Барретт предположил, что они могли входить в число пресвитеров Иерусалимской Церкви (Ibid. P. 739). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. мн. исследователи (Э. Х. Пламптр, П. Дж. Клог, Э. К. Селуин, T. Барнс, архиеп. Димитрий (Самбикин), Дж. Моффатт) отождествляли И. В. с Иудой , братом Господним. Эту гипотезу разделяли и некоторые авторы сер. ХХ в. (O. Ж. Дю Плесси, Э. Э. Эллис), однако она не принята большинством совр. комментаторов НЗ ( Hunter. 1982. P. 1151; Johnson, Harrington. 1992. Р. 275; Barrett. 1998. P. 738-739; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998. P. 564; Bauckham. 2004. Р. 173; Pervo R. I. Acts: A Commentary. Minneapolis, 2009. Р. 380-381).

http://pravenc.ru/text/1237753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. XVIII в. (Геннадиевская б-ка, Афины) [Греч. Νικδημος Αγιορετης] (1749, о-в Наксос - 14.07.1809, Св. Гора Афон), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф. Н. С. считается духовным учителем греч. народа. Высокую оценку его творчеству дают как греч. авторы, так и зап. ученые (см., напр.: Stiernon. 1981. Col. 248-249; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 379; Citterio. 2002. P. 905). Н. С. даже на фоне своих знаменитых просвещенных современников (таких, напр., как Евгений (Булгарис), Никифор (Феотоки), Дорофей Вулизма и др.) выделялся знанием как святоотеческих трудов, так и греч. богословской, учительной, экзегетической лит-ры, созданной уже в годы тур. владычества. Несмотря на знакомство со схоластическим методом (и даже умеренное его использование в нек-рых изданиях), Н. С. всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом в том смысле, что был верен традициям визант. святоотеческого богословия, усвоил его дух и мн. сложные проблемы разрешал, руководствуясь глубоким пониманием творений древних святых. В то же время использование Н. С. текстов, принадлежащих римско-католич. традиции, и усвоение им некоторых свойственных этой традиции представлений (гл. обр. из области пастырского богословия и богословия таинств) были в последние десятилетия предметами дискуссии в Греции и вообще в правосл. мире. Источники Главным источником биографических сведений о Н. С. является его Житие, составленное иером. Евфимием (Ставрудой) (новейшее комментированное издание см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 1-27; сведения о 1-м издании 1920 г. см.: Ibid. Σ. 121-129 (здесь же обзор рукописей); Citterio. 2002. P. 906-907). Иером. Евфимий был «собратом» Н. С. по постригу; греч. παραδελφς на Афоне означает обычно монахов, постриженных одним и тем же старцем и подвизающихся в одной келлии или каливе; возможно также пострижение старцем монаха из др. келлии или каливы, причем в этом случае последний будет считаться собратом по отношению к др. постриженикам того же старца (см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 41. Σημ. 12; ср.: Citterio. 2002. P. 906). Об иером. Евфимии известно, что он подвизался на Афоне, в скиту Пантократора на Капсале, в братстве старца Анании, к к-рому принадлежал и старец Дамаскин (Ставруда), впосл. постригший Н. С. в великую схиму (Ibid.; подборку сведений об иером. Евфимии (Ставруде) см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 44-50). Скончался иером. Евфимий в 1829 г. на о-ве Скиатос в мон-ре Благовещения (Ibid. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИИ ПРОРОКА КНИГА [евр.  ; греч. Ζαχαριας], пророческая книга ВЗ, входит в число малых пророков . Личность автора Прор. Захария. Миниатюра из Книги 16 пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173. Л. 90 об.) Прор. Захария. Миниатюра из Книги 16 пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 173. Л. 90 об.) В начале З. п. к. дается краткое родословие ее автора: Захария назван «сыном Варахииным, сыном Аддовым, пророком» (Зах 1. 1). В Ездры первой книге он упоминается вместе с прор. Аггеем и назван просто «пророк Захария, сын Иддо» (  ; в синодальном переводе «сын Адды» - 1 Езд 5. 1; 6. 14); нек-рые исследователи считают это сокращенной формой родословия: выражение «сын Иддо» (  ) может быть понято более обобщенно как «потомок Иддо» ( Craigie. 1985. P. 154). Иддо, деда (или, возможно, отца) прор. Захарии, обычно отождествляют ( Redditt. 1995. P. 38) с носившим то же имя священником, пришедшим в Палестину вместе с Зоровавелем (Неем 12. 16); в этом случае Захария принадлежал к священническому роду. Высказывалось также предположение, что отец прор. Захарии, «прозорливец Йедо» (2 Пар 9. 29;  ; в синодальном переводе - Иоиль), и «Адда прозорливец» (  - 2 Пар 12. 15) - одно лицо ( Wilson. 1980. P. 289). В З. п. к. не содержится дополнительных данных о ее авторе; поскольку он был тесно связан с репатриантами Зоровавелем и Иисусом, сыном Иоседековым, и принимал деятельное участие в восстановлении храма, исследователи делают вывод, что он также принадлежал к числу иудеев, вернувшихся в Палестину из Вавилонии ( Redditt. 1995. P. 38). Нек-рые исследователи находят в книге свидетельства того, что Захария был хорошо знаком с положением иудеев, живших в Вавилонии, а в его видениях обнаруживают месопотамские влияния ( Amsler. 1988. P. 49-50); такая т. зр. не получила всеобщего признания в науке ( Petersen. 1985. P. 109-110). Свое имя (  ) прор. Захария носил, по-видимому, не случайно. Это имя, означающее «Господь (Яхве) вспомнил», связывало пророческое служение Захарии с более ранней традицией: «Яхве помнит, что он сделал для Израиля в прежнее время... и будет поступать в будущем таким же образом» (Ibid. P. 110). Текст

http://pravenc.ru/text/182655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНЕЛИЙ Св. Корнелий. Ок. 1500 г. Худож. Я. Бэгерт (Музей искусства и истории культуры в Дортмунде) Св. Корнелий. Ок. 1500 г. Худож. Я. Бэгерт (Музей искусства и истории культуры в Дортмунде) [Корнилий; лат. Cornelius] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с марта 251). Важнейший источник сведений о К.- послания сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (248/9-258), в числе которых сохранились письма К. ( Cypr. Carth. Ep. 49-50), его противника Новациана , клириков и исповедников Римской Церкви (Ibid. 8, 23, 30-31, 36, 53, 77, 79). В письмах Киприана и его корреспондентов содержится подробная информация об избрании К. на Папский престол и о связанной с этим событием схизме (см. Новациане ), но хронология писем и событий, о которых в них говорится, вызывает дискуссии (о датировке писем Киприана согласно Г. У. Кларку см.: Sancti Cypriani episcopi Opera. 1999. Pars 3/3. P. 691-709. (CCSL; 3D)). Евсевий Кесарийский упоминает о неск. письмах К., адресованных Антиохийскому еп. Фабию († 252/3), и приводит выдержки из одного послания ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Краткие жизнеописания К. содержатся в памятниках папской историографии - в Каталоге Либерия, включенном в состав т. н. Хронографии 354 г. (MGH. AA. T. 9. P. 75), и в Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.). О К. упоминали церковные историки и полемисты, к-рые обращались к теме новацианского раскола. Так, Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» описывал эти события на основании посланий К. и Дионисия Великого , еп. Александрии, а св. Пациан, еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания) (2-я пол. IV в.), в полемике с новацианином Симпронианом опирался гл. обр. на сочинения Киприана Карфагенского. Свидетельства более поздних авторов, напр. Феодорита Кирского в «Кратком обзоре еретических басен» ( Theodoret. Haer. fab. III 5//PG. 83. Col. 405-408), Сократа Схоластика в «Церковной истории» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28) и свт. Евлогия I , правосл. патриарха Александрии (580-607/8), в соч. «Против новациан» (CPG, N 6976), не всегда достоверны.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

27 сент. 1684 г. вышел офиц. указ об освобождении К. из тюрьмы и о снятии с него всех обвинений; он был помещен под надзор в замок Стерлинг, где пользовался относительной свободой (Ibid. P. 100-101). Шотландские власти нарушили данное К. обещание: в ходе процесса по делу Роберта Бейли из Джервисвуда, отказавшегося признавать участие в заговоре, показания К., к-рый упомянул его имя среди заговорщиков, были привлечены в качестве улики обвинения. В кон. 1684 г. Бейли был признан виновным и казнен (Ibid. P. 102-106; Dunlop. 1967. P. 49). Вскоре показания К. были опубликованы в Эдинбурге и Лондоне как свидетельство его раскаяния в преступной деятельности (The Deposition of Mr. William Carstares. 1684). Возмущенный К. обратился к шотл. властям, обвинив их в нарушении договора; признав это, лорд-канцлер Шотландии в качестве извинения даровал К. свободу. Однако уже после того, как К. покинул Шотландию, его показания были использованы еще в 2 процессах ( Dunlop. 1967. P. 50). После освобождения К. отправился сперва в Англию, а затем в Нидерланды, куда он прибыл в мае 1685 г. Тюремное заключение и плохо отразившаяся на репутации К. история с дачей показаний и казнью Бейли привели к тому, что он утратил интерес к агентурной и политической деятельности, отдалившись от заговорщиков и сторонников вооруженных восстаний; он вновь задумался о том, чтобы стать протестант. пастором в к.-л. приходе. Летом 1685 г. К. совершил путешествие по неск. городам Нидерландов и Германии, желая лучше познакомиться с организацией церковной жизни местных протестант. общин; сохранился краткий дневник, к-рый он вел во время поездки (его фрагменты опубл.: Story. 1874. P. 111-127; ср.: Dunlop. 1967. P. 51-52). В авг. 1685 г. К. поселился в Клеве, где проводил время за чтением Свящ. Писания, а также за изучением философии и теологии; здесь его застало известие о смерти отца в февр. 1686 г. Советник Вильгельма Оранского (1686-1702) Осенью 1686 г. К. переселился в Лейден; вскоре в расположенной неподалеку Гааге он стал исполнять обязанности придворного проповедника и религ. советника принца Вильгельма Оранского, который был уверен в личной преданности К. и считал его одним из наиболее твердых в вере протестант. проповедников. Как и принц Вильгельм, К. был сторонником классического протестант. богословия Жана Кальвина (1509-1564) и его учеников (ортодоксального кальвинизма ) и с осторожностью относился к специфическим религ. идеям шотл. ковенантеров. В нач. 1688 г. при содействии принца Вильгельма К. получил постоянную должность 2-го проповедника в шотл. протестант. общине Лейдена. Из воспоминаний современников известно, что К. регулярно произносил проповеди, имевшие успех у городских жителей. В них К. предлагал евангельское учение об Иисусе Христе как Искупителе и Спасителе, опираясь преимущественно на Послания ап. Павла ( Dunlop. 1967. P. 53-54).

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Г. С. известен прежде всего как богослов полемического направления. К основным антилат. сочинениям кон. 40-х - нач. 50-х гг. XV в. относятся: опровержение догматических речей Виссариона Никейского (Œuvres. T. 3. P. 100-116); 3 трактата об исхождении Св. Духа в связи с проблемой Filioque (Ibid. T. 2. P. 1-495) и 2 диалога на ту же тему: «Новый мыслитель, или Пустословие» (Νεφρων Αερομυθα) и «Обличение софистических оборотов о [церковном] мире в форме разговора» (ρδβλθυοτεΕλεγχος ... τν σοφιστικν τρπων τς ερνης ... ν σχματι διαλγου - Ibid. T. 3. P. 1-49); «Краткий и ясный ответ о словах западных святых, на к-рые особенно ссылаются латиняне» (Περ τν ητν τν δυτικν γων, φ ος μλιστα ρεδονται Λατνοι, πκρισις σντομος κα σαφς - Ibid. P. 49-63); «Краткая апология того, что здравые греки не принимают Флорентийский Собор и худо провозглашенную на нем унию» (Απολογα σντομος πρ το μ δχεσθαι τος γιανοντας τν Γραικν τν κε κακς ρισθεσαν νωσιν - Ibid. P. 77-101) и др. Среди многочисленных сочинений, написанных Г. С., выделяется его полемика с «атеизмом», фатализмом и политеизмом Георгия Гемиста Плифона , к к-рому он некогда ездил в Морею изучать античную мудрость. В трактатах он не только защищал от нападок морейского поклонника Платона авторитет Аристотеля, но обвинял автора в отступлении от христианства (Ibid. T. 4. P. 1-189). Г. С. требовал сожжения главного труда Плифона - «О законах», что и удалось ему осуществить во 2-е Патриаршество; от трактата были сохранены только оглавление и отдельные главы. Г. С. проявил себя ревностным продолжателем дела свт. Григория Паламы и борцом с приверженцами Григория Акиндина (трактаты об используемых акиндинистами словах прп. Феодора Начертанного и о Божественных энергиях - Ibid. T. 3. P. 204-239). Мн. сочинения Г. С. посвящены различным догматическим вопросам, в т. ч. триадологии и христологии (Ibid. T. 3. P. 343-368, 430-433), Божественному Промыслу и предопределению (5 трактатов - Ibid. T. 1. P. 390-460), загробному существованию разумной души (4 трактата - Ibid. P. 461-539) и др. Во время пребывания в мон-ре Продрома (с 1457) Г. С. написал неск. толкований на трудные места Свящ. Писания (о словах Христа: «Отец, зачем Ты оставил Меня?»; о том, почему прикасаться к телу Господа было запрещено Марии Магдалине, но позволено Фоме; об отречении Петра и крике петуха; о часе распятия; о Втором Пришествии; о райских деревьях - Ibid. P. 315-343).

http://pravenc.ru/text/162102.html

В эпоху исихастских споров Н. К. сыграл весьма важную роль в составлении основополагающих соборных документов, однако, несмотря на то что современники высоко ценили его ученость и богословский талант, подробных сведений о его деятельности в 40-50-х гг. XIV в. сохранилось мало. Вначале столкновения сторонников и противников свт. Григория Паламы Н. К. старался занимать нейтральную позицию по отношению ко всем участникам спора. Возможно, знакомство с патриархом Иоанном Калекой и дружба с Никифором Григорой служили для Н. К. препятствием для открытого вступления в дискуссию на стороне свт. Григория Паламы и его соратников (см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 48). Однако в результате Н. К. встал на сторону свт. Григория Паламы. В 1351 г. он совместно со свт. Филофеем Коккином участвовал в составлении соборного томоса ( Ioan. Cyparis. De transgres. palamit. I 2//PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96). Особенно важна была его роль в отборе святоотеческих текстов для известного паламитского флорилегия о божественной сущности и энергии в 16 главах, как следует из автографов Н. К. ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 25, 48-50, 68 [перечисление всех известных рукописей, содержащих флорилегий], 74-79 [подробное описание рукописей]). Флорилегий не издан. Наиболее важной является рукопись Vat. gr. 705 (1351 г.), к-рая содержит 3 слоя правки, принадлежащей 3 писцам, одним из которых был Н. К. (Ibid. P. 68). После Собора 1351 г. Никифор Григора был заключен в мон-рь Хора в К-поле (Ibid. P. 49), патриархия предпринимала попытки убедить его принять постановления Собора. Имп. Иоанн Кантакузин и патриарх Каллист I поручили Н. К. провести собеседования с Никифором Григорой и постараться убедить его в правоте Собора. Григора посвятил этим собеседованиям 2 книги своей «Истории» ( Niceph. Greg. Hist. XXII 4 - XXIV 2). Из его описания следует, что он относился к Н. К. с большим почтением, однако с его доводами не согласился, сетуя, что его «лучший друг» (Ibid. XXI 5. Vol. 2. P. 1025:15; ср.: Ibid. XXII 4. Vol. 2. P. 1050:14) - Н. К.- оказался увлечен учением свт. Григория Паламы. Вероятно, Н. К. после 1351 г. предпринимал и другие попытки убедить противников и колеблющихся принять постановления, содержащиеся в соборном томосе. В дальнейшем, однако, Н. К. сыграл решающую роль в осуждении Никифора Григоры ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 50-51). В сочинении против Григоры, написанном, по-видимому, в нач. 60-х гг. XIV в., Н. К. встал на защиту личности и учения свт. Григория Паламы. Осуждение Григоры в Фессалонике произошло, когда Н. К. возглавлял архиерейскую кафедру этого города; им же, по-видимому, был составлен текст анафематизма в адрес Григоры (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/Нил Кавасила.html

Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на Великую Пятницу – один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока. Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сирийской Псалтири (suyyaka; Пс 131–140), ночной службы (Qala-d-sahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го – в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31–44 + Лк 22. 43–44 + Мф 26. 45–50 + Лк 22. 49–50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52–75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание велико-постного периода подготовки оглашаемых. Литургии в Великую Пятницу нет; на вечерне вечером в Великую Пятницу бывают чтения (Ис 52. 13–53. 12; Дан 9. 20–27; Гал 2. 17–3. 14; Лк 22. 63–23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13–23 + Мф 27. 24–25 + Лк 23. 24–25 + Мф 27. 51–54 + Ин 19. 23–42), после которых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (Ibid. P. 153–157). Эфиопский обряд. В Великую Пятницу совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в Великую Пятницу начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (Ibid. P. 93–133). В Коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в. т. ч. В Великую Пятницу, используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/html [Электр. ресурс]) Богослужение Великой Пятницы на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат. – Триденствие), включающего в себя Великую Пятницу, Великую Субботу и день Воскресения (Ambros. Mediol. Ep. 23. 12–13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). Великая Пятница – единственная пятница в году, которая по латыни обозначается греческим словом (приготовление), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://sedmitza.ru/text/414284.html

II. «Добродетели праведного отца нашего аввы Макария» ( Am é lineau. 1894. P. 118-202; новый, уточненный перевод отрывков, не сохранившихся на др. древних языках: Regnault L. Les Sentences des pères du désert: Troisième recueil et tables. Solesmes, 1976; англ. пер.: Vivian T. The Virtues of St. Macarius. Pt. 1//Hallel. Roscrea, 1999. Vol. 24. N 2. P. 116-135; Idem. Pt. 2//Ibid. 2000. Vol. 25. N 1. P. 1-20). «Добродетели...» объединяют апофтегмы М. В., «Послание к чадам», отдельные фрагменты Макариевского корпуса и апофтегмы, принадлежащие др. авторам ( Дунаев. 2015. С. 51). III. Апофтегмы ( Am é lineau. 1894. P. 203-234). Копт. версия зависит от греч. сокращенной редакции апофтегм и др. текстов ( Дунаев. 2015. С. 49-50). Греч. оригинал для некоторых фрагментов «Добродетелей...» и апофтегм обнаружен П. Жеэном в рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2492 (Там же. С. 53). Рус. пер.: Палладий (Добронравов). 1898; Изречения египетских отцов. С. 106-111 300-325: 26 апофтегм М. В. из алфавитной версии по изданию Амелино, дополняющих 8 апофтегм копт. тематической версии Патерика. Основной перевод апофтегм 1-299 был выполнен А. И. Еланской по каирскому изданию тематической версии с восстановлением нек-рых недостающих фрагментов по др. рукописи). Житие М. В. род. в дер. Джиджбер (ныне Шабшир) на юго-западе Дельты ( Am é lineau. 1894. 50-51). В детстве и юности воровал овощи или фрукты вместе с товарищами, пас стада, добывал и продавал селитру. Затем стал вести уединенную жизнь поблизости от др. деревни. Согласно прп. Иоанну Кассиану, М. В. «не учился аристотелевскому хитрословию» ( Ioan. Cassian. Collat. 15. 3). В 30 лет удалился в Скитскую пустыню (ныне Вади-эн-Натрун). Эту местность он знал еще с юности. Отказавшись стать священником, ушел в деревню, где был оклеветан одной женщиной, утверждавшей, что он имел связь с ней. Сначала пребывал в центральной части пустыни, поблизости от озер, потом южнее, где ныне располагается монастырь Дейр-эль-Барамус. Здесь он приспособил для своих нужд грот с 2 помещениями, одно из к-рых служило ему молельней. Затем перебрался на восток Нитрии , где в наст. время расположен мон-рь Дейр-Абу-Макар. Во время арианских гонений в 374 г. был сослан имп. Валентом и еп. Александрии Лукием на неск. месяцев на остров Дельты вместе с прп. Макарием Александрийским и др. монахами. В 388 г. М. В. в последний раз посетил Нитрию. Когда Палладий прибыл в Келлии в 391 г., М. В. уже год как преставился в возрасте 90 лет.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010