Согласно преданию Эфиопской Церкви , Й. А. положил начало особым церковно-политическим отношениям, заключив серию «заветов» (религ. договоров) со св. Иясус Моа, следующим настоятелем монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос За-Иясусом и св. Такла Хайманотом. Достоверность большинства этих «заветов» сомнительна. Так, обещание о передаче трети всех гос. земель Церкви, якобы данное Й. А. За-Иясусу, является позднейшим вымыслом, по-видимому призванным подкрепить позицию сторонников монастырского землевладения в их споре с евстафианами . Не выдерживает критики и представление о посреднической миссии Такла Хайманота, сумевшего убедить загвейскую династию добровольно уступить власть Й. А. и удовольствоваться ролью наместников в обл. Ласта. Новый царь не мог даровать за это особые права монастырю Дэбрэ-Либанос в Шоа и удостоить его настоятеля титула эччеге , сделав 2-м лицом в эфиоп. церковной иерархии, поскольку этого монастыря тогда еще не существовало. С другой стороны, есть серьезные основания отнести к правлению Й. А. появление титула аккабе-саат у настоятелей Хайкского монастыря. Т. о. царь мог выразить признательность за духовную поддержку, оказанную ему в ходе переворота основателем обители Иясус Моа, одновременно лишив этого титула архимандритов монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане, служивших опорой династии Загве. Ист.: Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 157-171; Actes de Iyasus Mo " a, abbé du couvent de St-Étienne de Hayq/Éd., trad. St. Kur, introd. E. Cerulli. Louvain, 1965. Vol. 1. P. 22-37, 55-56 [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 19-30, 44-45 [франц. пер.]. (CSCO; 259-260. Aeth.; 49-50). Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâgwê e Takla Hâymânot//RRAL. Ser. 5. 1895. Vol. 4. P. 445-447, 452-454, 464-466; idem. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos//Ibid. 1901. Vol. 10. P. 193, 195-196; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 19, 64, 66-73, 119, 122-123, 126-128, 130-132, 150, 168, 250, 276; Belaynesh Michael. Yekuno- " Amlak//DEB. Vol. 1. P. 180-183. Pl. 10; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 13-17, 35-39; он же. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 41-48, 52-54.

http://pravenc.ru/text/1238039.html

. 36 DN V. 2//Ibid. Col. 816c . 37 DN V. 1 и 2//Ibid. . 38 DN V. 2//Ibid. Col. 817a . 39 « Παραδε γματα δ φαμεν ε ναι τος ν θεω @ τω ν ντων οσιοποιος κα νια ως προφεστω τας λ γους , ο ς θεολογ α προορισμος καλει κα θει α κα γαθ θελ ματα , τω ν ντων φοριστικ κα ποιητικα , καθ ο ς περοσιος τ ντα παντα κα προ ρισε κα παρ γαγεν » < " Мы говорим, что образцами являются сущетворящие и едино... [дальнейший перевод см. в тексте] " > DN V. 8//Ibid. Col. 824c . 40 Ep. V//Ibid. Col. 1073a ; ср. Ep. I//Ibid. Col. 1065a . 41 См. весь § 7 главы I трактата DN//Ibid. Col. 596597 . 42 Такой характер причинности у Дионисия отмечен св. Максимом (см.: Scholia in EH. Cap. III. III. § 2. π τω ν ατιατω ν //PG. 4. Col. 137cd). 43 DN II. 8//PG 3. Col. 645c . 44 DN IX. 7//Ibid. Col. 916a . 45 DN V. 8//Ibid. Col. 821d . 46 « ν παντα τ πρατα πασω ν τω ν γν σεων περα τως προφστηκεν ». — DN I. 4//Ibid. Col. 592d . 47 DN I. 5//Ibid. Col. 593c; P. 117. 1 Suchla. — Ред . 48 DN I. 5//Ibid. Col. 593b . 49 В греческом подлиннике: «ум» ( νου ς ). — Ред 50 DN VII. 3//Ibid. Col. 872b или : (в) неисследимой глубине] Премудрости осияваемый " > . 51 « ... πρς τν περοσιον του θε ου σκ τους κτι να ». — MT I. 1//Ibid. Col. 1000a . 52 DN I. 5//Ibid. Col. 593c . 53 См. цитату в сноске 46. 54 « Ο γρ κ τω ν ντων τ ντα μανθανων ο δεν θει ος νου ς , λλ ξ αυτου κα ν αυτω @ κατ ατ αν τν παντων εδησιν κα γνω σιν < κα οσ αν προχει > » < " Ибо божественный ум обладает ведением, не изучая сущее, [исходя] из сущего, но из самого себя и в самом себе причинно ведение всего, знание " > . DN VII. 2//PG 3. Col. 869ab . 55 « αυτν ο ν θε α σοφ α γιν σκουσα γν σεται παντα λως τ λικ κα μερ στως τ μεριστ κα τ πολλ νια ως ατω @ τω @ ν τ παντα κα γιν σκουσα κα παραγουσα . Κα γρ ε κατ μ αν ατ αν θες π σι τοι ς ο σι του ε ναι μεταδ δωσι , κατ τν ατν νικν ατ αν εσεται παντα ς ξ ατου ντα κα ν ατω @ προφεστηκ τα » < " Итак, божественная премудрость, зная себя, узнает все вещественное — невещественно, и разделенное — нераздельно, и многое — едино, самим единым зная и производя все. Ведь если по единой причине Бог сообщает всему сущему бытие, то по той же единственной причине Он узнает все как сущее из Него и в Нем предсуществующее " > . — DN VII. 2//Ibid. Col. 869b

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4115...

41 F. Drasekë in “Gesammelte patrlstische Untersuchungen», Altona, 1889, 169—207. 42 Le Bachelet, op. cit. col. 2164. 43 См. Архим. Киприан (Керн): «Антропология Св. Григория Паламы». УМСА – PRESS, Париж, 1950, стр., 139—144. 44 «Против Ариан», I, 14. 45 Ibid. I, 17. 46 Ibid. I, 20. 47 «Против Ариан», I, 22. 48 «Против Ариан», I, 39. 49 Ibid. II, 45. 50 Ibid. II, 46. 51 «Против Ариан», II, 47. 52 Ibid. II, 57. 53 Ibid. III, 1.4. 54 «Против Ариан», III, 30. 55 Ibid. III, 20. 56 Его можно найти и у писателей раннего христианства: Татиан, «Против язычников», 5; Ориген, «Против Целса», I, 3; VIII, 67; чтобы не говорить о позднейших. 57 Н. Е. II, 6. 58 Выражение церковного историка Сократа. Н. Е. II, 41. 59 Metaphys. V, 16. 60 Болотов, op. cit., 39—40. 61 «О Соборах», 26. 62 Ibid., 25. 63 Ер. I, 1. 64 J. Lebon, Introduction. Lettres a Serapion. S.CH. 15, Paris, 1947, pp. 31—39. 65 Stricken, op. cit. 66 Ер. 1, 10—12. 67 P.G. 25, 685—90. 68 Ер. 8 и 13. 69 «The festal letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version». London, 1848. 70 T. Vll 1. — Roma, 1863. 71 P.G. 26, 1351—1432; 1431—44. 72 A. Puech: “Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. III, p. 313. 73 cf. A. Puech: «Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. Ill, pp. 261—262. 74 Stanislas Giet: «Homйlies sur l.Hexaйmйron». SCH. 26. Paris, 1950, pp. 5-.69. 75 Cruicë “Essai critique sur l " Нехайтйгоп de Saint Basile», Paris, 1844. 76 Kari Gronau; «Posidonius, eine Quelle fьr Basilius " Hexahemeron», Braunschweig, 1912; «Posidonius, und die jьdischchrismliche Genesis-Exe-gese», Leipzig-Berlin, 1914. 77 J. Levië «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l " Нехайтйгоп». Musйe belge, 1920, pp. 113—149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн». 1900, сентябрь, стр. 79—106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

44 О диаконе он пишет: «Все почитайте τους διακονους , ς ησουν Χριστον (к Траллийцам, гл. 3). 45 К Траллийц., гл. 2. К Магнез., гл. 6. 46 К Смирнянам, гл. 8. Магнезийц., гл. 6. 47 Считаем нелишним привести еще следующее место из т. н. Постановлений Апостольских : «Диакон, хотя пусть все возносит к епископу, как Христос ко Отцу, но что может, то пусть исправляет сам собою, получив власть от епископа, как Господь получил власть от Отца создавать и промышлять» (Кн. II, гл. 44). А Сирийская Дидаскалия , повторяя ту же мысль, добавляет: «епископы и диаконы да будут единодушны и заботливо управляют народом в единомыслии, ибо они должны составлять одно тело : они отец и сын, ибо они суть образ владычества» (Божия?). Seit. 59. 48 К Смирнянам, гл. 8 et passim. 49 1 Апология, гл. 67. 50 Гл. 15. Памятник издан, между прочим, и в книге г. Карашева . О новооткрытом памятнике: «Учение» и проч. М., 1896. 51 Harnack . Die Quellen der apostolischen Kirchenordnung. S. 9—10. Leipz., 1886. 52 Ibid. S. 20—21. 53 Ibid., 26.48. 54 Это допускает и Гарнак. См. его книгу: Die Lehre der zwolf Apostel. S. 144. Leipz., 1884. 55 Лучшим доказательством этой последней мысли могут служить слова автора Постановлении. Апостольских . «Диакон да будет и ухом, и оком и устами, также сердцем и душою епископа, чтобы епископ не заботился о многом, но только о важнейшем» (Кн. II, гл. 44). 56 См. ниже главу: «Материальное состояние духовенства во II и III веках». 57 Hatch . Gesellschaftsverfassung der christlich. Kirchen. S. 29—30. Giessen, 1883. 58 Они поставлены, дабы пещись о столах , т. е. о ежедневном раздаянии потребного неимущим (Гл. 6). 59 Послан, к Траллийцам, гл. 2. 60 Harnack . Die Quellen der apostol. Kirchenordnung. S. 24—25. 61 Hatch . Opus cit. S. 46; R ade . Damasus Bischof von Rom. S. 12—14. 1882. 62 Кн. II, гл. 30. 63 Собора Эльвирского (306 г.) прав. 77. Hefele . Conciliengeschichte. В. I, S. 189. Freib., 1873. 64 Hatch . Op. cit. S. 46, 48. 65 Правда, в указанном месте Учения наряду с епископом упоминается и диакон, но последующая история своим течением отстранила последнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

В бытии Церкви «L. g.» открывает одновременно эсхатологическое измерение в силу того, что Церковь отождествляется с ростком и началом Царства Небесного, или Царства Христа, на земле (CVatII. LG. 5), и историческую динамику, поскольку это Царство, прообразованное и предуготовленное в истории ветхозаветного Израиля (CVatII. LG. 9), существуя в тайне (in mysterio), «зримо возрастает в мире силою Божией» и «обретет славное завершение в конце веков» (Ibid. 3, 2), когда Церковь в славе сочетается со своим Царем (Ibid. 5). Обетованное восстановление (restitutio) «уже началось во Христе, развивается ниспосланием Святого Духа и через Него продолжается в Церкви» (Ibid. 48). При этом мессианская задача Церкви носит универсальный характер: входя в человеческую историю и неся на себе «преходящий образ мира сего» (Ibid. 48), она «вместе с тем превосходит времена и границы народов» (Ibid. 9), «молится и трудится, чтобы мир во всей своей полноте превратился в народ Божий, тело Господне и храм Святого Духа» (Ibid. 17). Знáком и залогом ее возрастания является Евхаристия, в которой всякий раз совершается (exercetur) дело искупления (Ibid. 3). Эсхатологическая природа Церкви сказывается также в превосходящем временные границы единстве всех ее членов: те, кто еще странствуют по земле, находятся в духовном общении с теми, кто, окончив земную жизнь, подвергаются посмертному очищению в чистилище или пребывают в блаженном богосозерцании. «Ибо все те, кто Христовы, кто имеют Его Духа, созидаются в единую Церковь» (Ibid. 49), составляют единое мистическое тело Иисуса Христа, единую семью (Ibid. 50, 51). При этом, как отмечают комментаторы, составители «L. g.» сознательно избежали характерных для прежней католич. экклезиологии небиблейских терминов, обозначающих Церковь в 3 состояниях: «воинствующая» (militans), «страждущая» (patiens), «торжествующая» (triumphans) ( Rahner, Vorgrimler. 1979. S. 120). Единение Церкви земной и Церкви небесной осуществляется в литургии, прежде всего в Евхаристии и др. таинствах, проявляется в практике поминовения усопших в заупокойных молитвах, в предстательстве святых перед Отцом за грешников.

http://pravenc.ru/text/2561084.html

Весной 251 г. в Африканской Церкви обострилась фракционная борьба. В отличие от Рима, где против К. выступили ригористы во главе с Новацианом, в Карфагене еп. Киприан столкнулся с оппозицией лаксистов, требовавших, чтобы епископы ввели упрощенную процедуру принятия «отпавших». В этом конфликте римское духовенство и исповедники поддерживали Киприана (Ibid. 30-31, 36), но после избрания К. положение осложнилось из-за новацианского раскола. Поэтому Киприан в поисках поддержки демонстрировал лояльность Римскому епископу. Стремясь установить доброжелательные отношения с К., он велел всем епископам Африки направить ему письменные заверения в признании его легитимности и полной поддержке его действий (см.: B é venot. 1977). В послании еп. Антониану, усомнившемуся в правоте К. и Киприана (кон. 251?), Карфагенский епископ изображал Римского епископа как идеального пастыря и истинного служителя Христа, оклеветанного раскольниками ( Cypr. Carth. Ep. 55). Киприан также послал в Рим субдиак. Меттия с письмом Максиму, Никострату и др. исповедникам, к-рых он призывал отказаться от поддержки Новациана и вернуться к законному епископу, т. е. к К. Во избежание недоразумений Меттий должен был показать письмо К. и только потом вручить его адресатам (Ibid. 46-47). По-видимому, под влиянием Киприана нек-рые исповедники, в т. ч. пресв. Максим, Урбан, Сидоний и Макарий, перешли на сторону К. На созванном совете пресвитеров в присутствии 5 епископов исповедники выразили сожаление о том, что поддерживали схизматика Новациана, и заявили: «Мы признаем, что Корнелий - епископ святейшей Вселенской Церкви, избранный всемогущим Богом и Христом, нашим Господом. Мы осознаем свое заблуждение... Мы прекрасно знаем, что един всемогущий Господь Бог, един и Христос - Господь, которого мы исповедуем, един Святой Дух, и во Вселенской Церкви может быть лишь один епископ» (Ibid. 49. 2. 4). Решением К. и его советников все они были прощены, а Максима допустили к исполнению обязанностей пресвитера. Об этих событиях К. поставил в известность Киприана Карфагенского (Ibid. 49; 51. 1. 1; Idem. De unit. Eccl. 22); исповедники также сообщили Киприану, что они «примирились с... епископом Корнелием, равно как и со всем клиром» ( Idem. Ep. 53; ответ Киприана: Ibid. 54). Однако др. исповедники - диак. Никострат, пресв. Новат, еп. Эварист, Прим и Дионисий - отказались присоединиться к К. и отправились в Африку, очевидно в поисках поддержки. К. предупредил Киприана, что они отлучены от Церкви (Ibid. 50), и епископ Карфагена поддержал его решение (Ibid. 52).

http://pravenc.ru/text/2458665.html

46.    “Le Gloria in excelsis du début de offices maronites,” OS 12 (1967) 117-121. 47.    “The Origins of the Divine Office,” Worship 41 (1967) 477-485. 48.      “Trois recueils anciens de Prooemia syriens,” OCP 33 (1967) 457-482. 49.    “Évolution historique de la liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie. Le chant du trisagion et la session à l’abside,” POC 17 (1967) 141-176. 1968 50.    Salmos. Traducción de Luis Alonso Schökel, Juan Mateos y José María Valverde. Introducciones y notas de Luis Alonso Schökel (Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 51.    Isaías. Traducción de Luis Alonso Schökel y Juan Mateos. Revisión literaria de José María Valverde. Revisión exegética de Ernesto Vogt. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 6, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 52.    Proverbios y Eclesiástico. Traducción de Luis Alonso Schökel, revisada por José María Valverde y Juan Mateos. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 11, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 53.    Oración de la tarde , preparada por Juan Mateos, melodias por Jose Maria Alcacer (Madrid: Selecciones graficas 1968). 54.    The Morning and Evening Office,” Worship 42 (1968) 31-47. 55.    “Prières syriennes d’absolution du VII e -IX e siècles,” OCP 34 (1968) 252-280. 56.     “Évolution historique de la Liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie §2. Les lectures,” POC 18 (1968) 305-325. 57.    “Les origines de l’office divin,” in id., De Officio matutino et vespertino in ritibus orientalibus (pro manuscripto) (Rome: Pontificio Ateneo Sant’Anselmo 1968) 5-16. 58.    “Modes d’execution de la psalmodie dans le rite byzantin,” ibid. 17-48. 59.    “Anciennes descriptions de l’office du soir,” ibid. 49-59. 60.    “Le ram‰o maronite,” ibid. 60-69. 61.    Рецензия : Enrica Follieri, Initia hymnorum Ecclesiae Graecae, vols. 1-5bis (ST 211-215bis, Vatican City : Biblioteca Apostolica Vaticana 19601966), OCP  34 (1968) 431-432. 1969 62.    De  Liturgia Sancti Ioannis Chrysostomi (pro manuscripto, Rome: PIO 1969).

http://bogoslov.ru/person/525657

47 Cp. Selmar Keferstein: Die Offenbarung St. Johannis, S. 44; Dr. Friedrich Bleek; Vorlesungen über die Apokalypse, S. 172. 48 Tertullian: Adv. gnosticos. Mignë Patrologiæ cursus compl., séria lat. II, 163. 49 Martyrium S. Polycarpis, cap. XII, 2; XIII, XVI, XVII, XVIII, 1. 50 Pr. Dr. Sales Tiefenthal: Die Apokalypse des Hl. Johannis, S. 166. предполагая тут даже речь «von einigen massgebenden Persönlichkeiten». 51 Не совсем понятно, когда А. А. Жданов пишет («Откровение Господа о семи Асийских церквах», стр. 188), что «об иудейском элементе церковной жизни (Пергама) нет и речи», между тем иудеи там несомненно существовали (Jos. Flav.: Antiq. Jud., XIV, 10—22) и, конечно, старались оказывать разлагающее влияние в христианском обществе. 52 Р. Pleters: Analecta Bollandiana, XXXIX (1920), р. 50—64: Les traditions orientales du mot «Martyr », констатирует, что это слово, как только появилось на восточных языках, отмечает человека, который умер за веру; однако H. D (elaharge ), ibid. XXIX, P. 20—49 заявляет, что значение «мученик» не удостоверено твердо в Новом Завете, и ссылается на Апокалипсис, XXIV, 20; но последнее показывает, что данный термин не утратил и своего первоначального смысла, усвоив и христиански-специальный характер. 53 И в Ветхом Завете всякое отступление от Бога называлось «прелюбодеянием». Ср. В. В. Четыркина: Апокалипсис св. Иоанна Богослова, стр. 339. – См. и у А. А. Жданова: Откровение Господа о семи Асийских церквах, стр. 222; См. Privat Dozent Gustav Staehlin: Skandalon («Beiträge zur Förderung der Christlichen Theologie», herausg. von Privat Dozent A. Schlatter und D. W. Luetgert), Gütersloh, 1930, S. 168: «In dem Wleam-Beispiel scheint es sich um Verführung zur Hurerei, vielleicht zur sacraler Prostitution, wie sie mit dem ε δωλ θυτα φαγε ν · verbunden gewesen sein mag, zu handeln... Das πορνε σαι im thatsächlichen Sinn war nur Mittel und Weg zu dem schlimmeren πορνε σαι im übertragenen Sinn (ein Treubruch) zu begegnen». 54 Так сказано в письме Лионской и Виенской церкви (стр. 45 у Евсевия, Церковная история, V, 1: κα γνετο πολυλ χαρ τ παρθ ν μητρ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3731...

Согласно редакции Типикона 1695 г., принятой в наст. время в РПЦ (главы 2, 9, 27, 49), К. (иногда он обозначен как «чтец» или «учиненный чтец») должен возглашать (употреблены также глаголы «сказует», «глаголет», «поет», «канонархати») стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне, прокимен или «Аллилуия» на вечерне, «Бог Господь» или «Аллилуия» на утрене, тропарь на часах - в дни, когда на утрене поется «Аллилуия», «Да исправится» со стихами - на литургии Преждеосвященных Даров (Типикон. Ч. 1. С. 14, 15-16, 20, 42, 47, 51, 81-82; Ч. 2. С. 831, 833, 834, 836, 838, 851-853; ср.: Часослов. С. 56-57; Ирмологий. Кн. 1. С. 120, 128). В совр. практике РПЦ все виды стихир возглашает К., а «Бог Господь», «Аллилуия» и прокимны на вечерне и утрене - священник или диакон. В монастырях, если на всенощной поют 2 хора, К. возглашает глас и стихи, стоя посередине на солее, а стихиру - поворачиваясь к исполняющему ее хору. При возглашении последних стихир на «Господи, воззвах» К. должен стоять в центре полукруга из сошедшихся на середине храма 2 хоров, лицом к певчим (см.: Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 89). В соборных и приходских храмах функцию К. выполняет один из певчих, стоящих на клиросе; возглашаются чаще всего только глас и начала псалмовых стихов. Ист.: Doroth. Doctrinae. 11. 7//PG. 88. Col. 1741 (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания/Изд. Оптиной пустыни. М., 1900. [Тула], 1991р. С. 130); Theodorus Studites. Poenae monasteriales. 1. 99-104//PG. 99. Col. 1745-1748 (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Монастырский устав. Великое оглашение. М., 2001. Ч. 1. С. 27-28); Idem. Iambi de variis argumentis/Ed. P. Speck//Supplementa Byzantina. B., 1968. T. 1. P. 109-308; idem. Epistulae/Ed. G. Fatouros. B., 1992. T. 2. P. 680-681. (CFHB. Ser. Berolinensis; 31) (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Послания. М., 2003. Кн. 1. С. 459); Ioan. Mosch. Prat. spirit. 50//PG. 87. Col. 2905 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Серг. П., 1915 2, 1991р. С. 67); Pseudo-Kodinos. Traitè des offices/Ed. J. Verpeaux. P., 1966; Fiaccadori G. Pantelleria: Typikon of John for the Monastery of St. John the Forerunner on Pantelleria//BMFD. 2000. P. 59-66; Talbot A. M. Akropolites: Testament of Constantine Akropolites for the Monastery of the Resurrection (Anastasis) in Constantinople//Ibid. P. 1374-1382.

http://pravenc.ru/text/1470231.html

4. 1-9). Однако затем последует 2-й период апостасии, правление хасмонеев и Ирода Великого (Ibid. 5. 1 - 6. 9). Последнее событие, которое предсказывается,- сожжение части храма «царем запада». Речь идет о подавлении восстания Квинтилием Варом в 4 г. до Р. Х. (см.: Ios. Flav. De bell. II 3. 2-3 (47-50); II 5. 1-3 (66-79)). Поколение того времени будет управляться безбожными лицемерами (Test. Mos. 7. 1-10). За их грехи начнется последнее гонение на Израиль (Ibid. 8. 1-5). Праведный человек по имени Таксо и 7 его сыновей будут поститься и уйдут в пещеру, предпочитая умереть, но не преступить закон. Бог отомстит за смерть невинного праведника (Ibid. 9. 1-7). Избранный народ будет восстановлен среди вселенского хаоса (Ibid. 10. 1-10). Далее говорится о плаче Иисуса Навина о надвигающейся смерти Моисея (Ibid. 10. 11 - 11. 19). В последних словах Моисей уверяет Иисуса в непреложности исполнения божественного замысла, основанного на завете, и напоминает главный принцип Второзакония - тот, кто повинуется закону, будет процветать, а тот, кто не повинуется, сам лишает себя обещанного возвышения над народами в конце времен (Ibid. 12. 1-13). Поскольку Иерусалим в тексте называется «колонией», «Завещание Моисея» могло быть написано после 135 г. Однако такая терминология, вероятно, привнесена переводчиками. Во всяком случае храм описывается как действующий (Ibid. 1. 17). Дж. Никелсберг предложил датировать памятник эпохой маккавейских войн ( Nickelsburg. 1973), поскольку многое в тексте созвучно 1 Макк 1-2 и 2 Макк 5-7 (особенно 1 Макк 2. 29-38, 49-50 и 2 Макк 6, 7). По его мнению, автор не заимствовал сведений из Маккавейских книг, а сам был свидетелем описываемых событий. В таком случае повествование об эпохе Ирода является интерполяцией, а текст памятника, известный в наст. время, отражает редакцию первых десятилетий I в. по Р. Х. Против теории Никелсберга выступил Дж. Коллинз, к-рый считал, что текст написан в I в. по Р. Х. ( Collins J. J. 1973), когда Ирод Великий уже умер (Test.

http://pravenc.ru/text/182429.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010