«И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие… облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение…» ( Мф.17:1–8 ). Святые Григорий Богослов 322 и Иоанн Дамаскин 323 в духе единого Предания учат: свет, увиденный апостолами, был проявлением «божественного сияния», «неизменной и нетварной славы». Несомненно, здесь речь идет о видении Бога. Преображение Господне является, поэтому, средоточием созерцательного богословия отцов. Святой Григорий Палама , в стремлении уточнить изложение этого православного учения, дает четкую, основополагающую для богословия Восточной Церкви, формулу: «Бог именуется Светом не по Своей сущности, а по Своей энергии» 324 325 . Традиция исихазма, идущая от Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , наиболее полно выражается относительно природы общения (communion) человека с Богом у святого Григория Паламы , защитника исихазма и его глашатая. Собиравшиеся в Константинополе соборы (1341, 1347, 1351–1352 годы) утвердили своим авторитетом его учение как полностью соответствующее догматическому учению Церкви (синодальный Томос 1351 года) 326 . Божественная сверхсущность («super–essence») абсолютно трансцендентна человеку, и этим обусловлена следующая антиномия (не противоречие): Бог абсолютно непостижим в Своей Сущности, но мы можем стать сопричастными Его проявлениям, Его имманентным миру действиям. Бог «изливается» в Своих энергиях и полностью в них присутствует. Таковы два модуса бытия и присутствия Божия – в Его трансцендентной Сущности и в Его имманентных энергиях. Эта энергия не является частью Бога, она есть Бог в Его Откровении. Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях, оставаясь совершенно непознаваемым и несообщаемым в Своей Сущности. Энергии эти принадлежат всем Ипостасям Троицы, они нетварны, но доступны восприятию творения. Различие–тождественность сущности и энергии нисколько не затрагивает единства, нераздельности и единосущия в Боге, подобно тому, как различие Ипостасей не означает многосложности Бога. Святой Августин был вынужден применить к Богу выражение simpliciter multiplex («просто многосложный») 327 . Бог превосходит бытие, особенно логическое его выражение. Поскольку Он Творец всякой формы, то ясно, что Он – выше и вне всякого представления. Простота Божия – совершенно «иного рода», нежели та, к которой относится наша антропоморфная идея простоты. Любой догмат антиномичен, металогичен, но никогда не противоречив.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Отсутствие электронной карты не является основанием для отказа в оказании медицинской помощи Москва, 4 мая 2011 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило ответ на письмо председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. В своем письме министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой отец Всеволод просил обеспечить добровольность принятия универсальной электронной карты и возможность предоставления всех социальных благ лицам, которые по тем или иным причинам не пожелают принимать упомянутую карту, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Уважаемый протоиерей Всеволод! Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение по вопросу использования электронных документов, в частности универсальной электронной карты, и сообщает следующее. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон 326-ФЗ), направленный на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Согласно статье 10 Закона 326-ФЗ к застрахованным лицам (лицам, на которых распространяется обязательное медицинское страхование) относятся все категории граждан Российской Федерации, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона 326-ФЗ застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Статья 45 Закона 326-ФЗ предусматривает введение полиса обязательного медицинского страхования единого образца, действующего на всей территории Российской Федерации и обеспеченного федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон 210-ФЗ).

http://pravoslavie.ru/46288.html

Ответ Министерства здравоохранения и социального развития РФ на письмо протоиерея Всеволода Чаплина о добровольности принятия универсальной электронной карты 3 мая 2011 г. 21:30 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило ответ на письмо председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина . В своем письме министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой отец Всеволод просил обеспечить добровольность принятия универсальной электронной карты и возможность предоставления всех социальных благ лицам, которые по тем или иным причинам не пожелают принимать упомянутую карту. Уважаемый протоиерей Всеволод! Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение по вопросу использования электронных документов, в частности универсальной электронной карты, и сообщает следующее. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон 326-ФЗ), направленный на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Согласно статье 10 Закона 326-ФЗ к застрахованным лицам (лицам, на которых распространяется обязательное медицинское страхование) относятся все категории граждан Российской Федерации, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона 326-ФЗ застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Статья 45 Закона 326-ФЗ предусматривает введение полиса обязательного медицинского страхования единого образца, действующего на всей территории Российской Федерации и обеспеченного федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон 210-ФЗ).

http://patriarchia.ru/db/text/1469931.ht...

О чем забывает осуждающий своих близких Человек, осуждающий своих ближних, сам не знает того, что осуждением он совершает больший грех, чем его ближний, потому что забывает о своей личной греховности и ничтожестве, но старается увидеть «сучец во оце брата... » ( Мф.7,3 ) (1.51) (7, с.326). Чью власть похищает осуждающий Он похищает власть, принадлежащую Единому Богу, попирает Его права и дерзко присваивает их. Один Творец имеет власть производить суд над Своими тварями и определять воздаяние каждому по его делам (2.181) (7, с.326). Кому осуждающий наносит оскорбление Человек очень часто поносит создание Божие, искупленное Спаси­телем мира дорогой ценой, не сознавая того, что в лице своего ближнего он уничижает Царя Небесного и наносит Ему оскорбление (4.281) (7, с.326). Почему нельзя осуждать даже явного и великого грешника Помня, какой великий вред наносит душе грех осуждения, человек не должен осуждать никогда и никого, даже явного и великого грешника, потому что согрешающий может в любой момент воззвать из глубины души к Богу с просьбой о помиловании, и милосердный Отец, оставивший грехи блуднице и разбойнику покаявшимся, примет и его (1.114). Но люди часто забывают об этой милости Божией к кающимся, душевное ослепление не позволяет им видеть собственное греховное безобразие и нечистоту (1.52) (7, с.326–327). Грех осуждения мерзок пред Богом Грех осуждения настолько мерзок пред всевидящим Оком Божиим, что поношение человека не только открытое, но даже выраженное «мыслью, помаванием, покиванием главою, вздохом, смехом и прочее» (2.180), оскверняет и помрачает душу. Помраченный грехом осуждения, человек наносит ближним не телесные раны, но более мучительные и трудно заживаемые «язвы душев­ные» (2.182) (7, с.327). Осуждающему добродетели не принесут пользу Никакие добродетели, совершаемые человеком, не принесут ему пользы, если он не обуздает свой язык от осуждения близких (2.183)(7, с.327). Осуждающий сам себя удаляет от Источника жизни Но в не меньшей степени эти же язвы, наносимые другим, приносят вред и ему самому. Осуждающий сам себя удаляет от Источника жизни – Бога, а это означает не что иное, как лишение Его милости и покровительства. В таком бедственном состоянии человек все более и более впитывает в себя греховный яд и лишает себя спасения (2.182) (7, с.327).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Нек-рые исследователи высказывают мнение о том, что убийства могли быть частью заранее продуманного плана К. Устранив Криспа, К. тем самым сосредоточил власть в руках лишь своих сыновей от брака с Фавстой и добился большей сплоченности правящей семьи. Убийство самой Фавсты при этом должно было продемонстрировать всем членам семьи их полную зависимость от К. и его решимость пресекать малейшие намеки на неподчинение или раздоры. Как и большинство попыток объяснений феномена «репрессий» исключительно рациональным расчетом, эта версия также не выдерживает критики. Если бы К. опасался конфликтов между сыновьями от разных жен, неясно, почему позднее он выдвигал в соправители не только сыновей, но и двоюродных племянников. Кроме того, возможный расчет К. обеспечить лояльность своих сыновей путем убийства их матери был бы по меньшей мере рискованным и скорее мог привести к прямо противоположному результату. Существует также предположение о том, что с гибелью Криспа и Фавсты были как-то связаны эдикты К. по семейному праву, изданные в 326 г. 25 апр. 326 г. К. издал закон, подтверждавший абсолютную власть отца семейства (pater familiae) над всеми членами семьи. Возможно, напоминание об этой традиц. норме рим. права должно было оградить императора от обвинений и представить общественности его действия (неясно, уже совершенные или только планируемые) как законные. Кроме того, 14 июня 326 г. был опубликован запрет женатым мужчинам иметь отношения с конкубинами (CJC. V 26). Связь этого документа с судьбами Криспа и Фавсты неочевидна, т. к. в течение 326 г. К. вообще издал целую серию актов, касавшихся семейного права и нравственности ( Grubbs. 1995). Однако возможно, что К. пытался задним числом обвинить убитых в конкубинате , хотя в источниках нет указаний для такой интерпретации (см.: Guthrie. 1966). Возможно также, что сама легенда о связи Криспа и Фавсты берет начало от этого эдикта, к-рый был обнародован почти одновременно с известиями о гибели имп. родственников. Константин руководит строительством Константинополя. Гобелен по эскизу П. П Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия)

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Таков рассказ Зосима. Откидывая из этого рассказа тенденциозную оболочку, какую он, естественно, должен был принять в устах язычника, мы легко откроем в нем известие само по себе вероятное и нимало не роняющее ни нравственной ценности поступка Константина, ни достоинства той религии, к которой он обратился. В существе дела, Зосим в приведенном рассказе говорит только то, что Константин поспешил отказаться от культа отцов и примкнул к новому нечестию потому, что культ отцов не мог доставить ему того нравственного удовлетворения, в котором он так сильно нуждался. Действительно, в 326 году, во время посещения Константином Рима, по приказанию его были умерщвлены его старший сын и жена; несмотря на все усилия, историкам доселе не удалось разъяснить этой загадочной трагедии в семейной жизни Константина, тем более что и самые сведения древности о ней крайне отрывочны и противоречивы. Но несомненно, что эти тяжелые события, пережитые Константином в Риме, в которых, по-видимому, он считал виновником себя, сильно повлияли на его душевное состояние. Именно около этих годов в нем замечается необыкновенное усилие набожности: он удвоил льготы в отношении к Церкви и решительнее, чем прежде, стал заявлять себя христианином. – Но когда языческий историк с событием 326 года хочет связать начальный момент обращения Константина в христианство, то он впадает в грубую хронологическую ошибку. Не подлежащие ни малейшему сомнению официальные документы, сохранившиеся в «Церковной истории» Евсевия, с полной очевидностью удостоверяют нас, что сближение Константина произошло гораздо ранее 326 года; что по крайней мере начиная с 313 года он стоял в союзе с христианской Церковью и действовал на пользу ее и что, следовательно, первое сближение его с христианами совершилось ранее эпизода, передаваемого у Зосима. Это, впрочем, признает и сам Зосим: он свидетельствует, что и ранее события 326 года Константин держался религии отцов только по необходимости и даже презирал древние обряды. Рассказ Евсевия всем нам хорошо знаком с раннего детства 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Скоро поддавшись этим убеждениям и отвергнув отеческие обряды, Константин присоединился к наставлениям, какие преподал ему египтянин, и своё нечестие обнаружил тем, что усомнился в предсказаниях, а так как посредством их были предвозвещены ему многие благоприятные события, осуществившиеся на самом деле, то опасаясь, чтобы кто-нибудь из врагов его не воспользовался ими против его, он решил уничтожить их. Когда же по отеческому обычаю наступил праздник, в который войску нужно было восходить в Капитолий, в презрительных словах подвергши этот обычай порицанию и уклонившись от священных преданий, наследовал ненависть сената и народа“ 2281 . Таков рассказ Зосима. Откидывая из этого рассказа тенденциозную оболочку, какую он естественно должен был —647— принять в устах язычника, мы легко откроем в нём известие, само по себе вероятное и нимало не роняющее ни нравственной ценности поступка Константина, ни достоинства той религии, к которой он обратился. В существе дела Зосим в приведённом рассказе говорит только то, что Константин поспешил отказаться от культа отцов и примкнул к новому нечестию потому, что культ отцов не мог доставить ему того нравственного удовлетворения, в котором он так сильно нуждался. Действительно, в 326 году, во время посещения Константином Рима, по приказанию его были умерщвлены его старший сын и жена; несмотря на все усилия, историкам доселе не удалось разъяснить этой загадочной трагедии в семейной жизни Константина, тем более, что и сами сведения древности о ней крайне отрывочны и противоречивы. Но несомненно, что эти тяжёлые события, пережитые Константином в Риме, в которых, по-видимому, он считал виновником себя, сильно повлияли на его душевное состояние. Именно, около этих годов в нём замечается необыкновенное усилие набожности: он удвоил льготы в отношении к церкви и решительнее, чем прежде, стал заявлять себя христианином. – Но когда языческий историк с событием 326 года хочет связать начальный момент обращения Константина в христианство, то он впадает в грубую хронологическую ошибку. Неподлежащие ни малейшему сомнению официальные документы, сохранившиеся в церковной истории Евсевия, с полной очевидностью удостоверяют нас, что сближение Константина произошло гораздо ранее 326 года, что, по крайней мере начиная с 313 года, он стоял в союзе с христианской церковью и действовал на пользу её и что, следовательно, первое сближение его с христианами совершилось ранее эпизода, передаваемого у Зосима. Это, впрочем, признаёт и сам Зосим: он свидетельствует, что и ранее события 326 года Константин держался религии отцов только по необходимости и даже презирал древние обряды. Рассказ Евсевия всем нам хорошо знаком с раннего детства 2282 . Вынужденный политическими обстоятель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидна также некоторая степень сходства между старосирийскими (Syr s и Syr c ) переводами и кесарийским типом текста. Короче, кесарийский тип текста представляется наиболее смешанным и наименее однородным из всех групп, которые можно классифицировать как различные типы текста. Александрийский тип текста Общепринято мнение, что александрийский тип текста подготовлен опытными редакторами, воспитанными на научных традициях Александрии 319 . Текст, на который они опирались, был во всех отношениях древним. Еще недавно главными свидетелями этого типа были В и À, датируемые примерно серединой IV b. Однако с открытием P 66 и P 75 , которые датируются примерно концом II – началом III bb. 320 , было получено доказательство того, что “нейтральный” текст Хорта восходит к архетипу, который должен быть отнесен ко II b. Эта более ранняя форма текста, которая может быть названа прото-александрийским текстом, в основном короче, чем текст любой другой формы, в то время как западный тип текста наиболее пространный. Более того, представляется, что прото-александрийский тип текста не подвергся систематической грамматической или стилистической обработке, как другие типы, включая и поздние формы собственно александрийского типа текста. Хотя многие ученые отвергают оптимистическое мнение Хорта, что Ватиканский кодекс ( B ) содержит почти неизмененный, если не считать помарок, оригинальный текст, они все же склонны рассматривать александрийский тип текста в целом как наилучший древний вариант текста, наиболее приближающийся к оригиналу. СВИДЕТЕЛИ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ТИПА ТЕКСТА 1) Прото-александрийские: P 45 (в Деян), P 46 , P 66 , P 75 , B , саидский перевод (частично), Климент Александрийский , Ориген (частично), и большое количество папирусов с фрагментами Павловых Посланий. 2) Позднеалександрийские: ( C ), L , Т , W (в Лк 1:1 –8и Ин) ( X ), Z , D (в Мк) X , F (в Мк, частично в Лк и Ин), 33, 579, 892, 1241, бохейрский перевод. Деяния: P 50 , А , ( С ), Y, 33, 81, 104, 326. Павловы Послания: А , ( С ), H , P , Ι, Y , 33, 81, 104, 326, 1739. Соборные послания: P 20 , P 23 , А , ( С ), F , 33, 81, 104, 326, 1739. Откровение: А , ( С ), 1006, 1611, 1854, 2053, 2344; несколько хуже – P 47 . После установления типов текста, поддерживающих каждый из вариантов чтений в процессе исследования, студент должен сделать предварительные выводы о предпочитаемом чтении на базе данных о датировке рукописей, географическом распространении источников, поддерживающих данное чтение, и типах текста, к которым они принадлежат. Оценка значения генеалогических связей между рукописями не позволяет в этом случае предпочесть чтение только по причине большого числа поддерживающих его свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Нужно заметить еще, что составленное при Феодосии Младшем сочинение «Notitia urbis Constantinopolitanae» не упоминает ни о каких языческих храмах, хотя с точностью исчисляет все существовавшие в Константинополе храмы. 68 Между важнейшими источниками, служащими к ознакомлению с религиозной политикой Константина, возбудила особенный интерес надпись, открытая в марте 1733 г. в умбрийском городке Спеллоне и в том же столетии не раз опубликованная. Особенности орфографии и еще более самое ее содержание побуждали некоторых ученых считать надпись подозрительной (Муратори) или решительно фальсификацией. В новейшее время Моммзен подверг тщательному исследованию вопрос о подлинности надписи, и после этого исследования все сомнения рассеялись: надпись оказалась не поддельной, а подлинной. Надпись начинается латинскими литерами Е. S. R., которая, по вероятной догадке Муратори, значит список священного рескрипта (Exemplum Sacri Rescripti); затем указываются имена Константина и его троих сыновей: «Император цезарь Флавий Константин Великий , победитель германцев, сарматов, готов, триумфатор, август, – и Флавий Константин, – и Флавий Юлий Констанций, – и Флавий Констанс». Так как в этом перечне сыновей Константина не упоминается сын его Крисп, казненный в 326 г., то, значит, надпись возникла не раньше 326 г. Самое позднее время, когда могла явиться та же надпись, по изысканию Моммзена, есть 333 г. Следовательно, она возникла между 326 и 333 гг. Побуждением к изданию императорского рескрипта, список которого находится в надписи, служило следующее: Две провинции, Тусция и Умбрия, будучи в административном отношении подчинены одному и тому же корректору, обязаны были, по древнему обычаю, в общей их митрополии – Болзене (Volsinii) ежегодно держать собрание, с которым соединялись игры цирка и театральные зрелища. Жители Умбрии такое собрание в вышеуказанном городе находили для них обременительным, вследствие затруднительности путей сообщения; поэтому они обратились с просьбой к императору, испрашивая разрешения иметь отдельные от жителей Тусции собрания и соединенные с этими последними игры; городом, где должны были происходить собрания, они желали иметь Спеллон, митрополию Умбрии; при этом они просили позволения называть этот город впредь Urbs flavia Constans, а также позволения устроить храм Флавиева рода в память об императорской фамилии Константина, принадлежащего к роду Флавиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Раны душевные тяжелее телесных. Как можно осуждать, когда сам грешник. Часто осуждаем малый грех, а у самого гораздо больший. Многие не замечают этого тяжкого греха – осуждения. Брать пример с Христа, Который никого не осуждал. Как телесное страдание ближнего вызывает у нас сожаление, так и человека, духовно страждущего, не осуждать, а пожалеть. Не замечать чужих ГРЕХОВ. Чтобы избежать искушения осудить, посмотри на себя, ибо и ты ранами греховными покрыт. Беречься даже рассуждать о согрешающем. Чтобы избавиться от осуждения, удаляться от разговоров и людей злых. Осуждение начальствующего более тяжкий грех. Осуждение пастыря – тяжкий грех. Осуждение пастырей есть диавольская хитрость. Беречься осуждать пастыря. Подающий СОБЛАЗНЫ к осуждению также виновен (8, с.629–636). Осуждение – пагубная страсть Желающие достигнуть спасения не должны обращать внимания на недостатки своих ближних и осуждать их, ибо осуждение также является одной из пагубных страстей (6, с.127). Связь осуждения с гневом и памятозлобием Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325). Откуда берет начало страсть осуждения Препятствием в деле спасения человека является осуждение. Свое пагуб­ное начало оно берет не от одной какой-либо страсти, а из нескольких, как-то гордости, родоначальницы всех страстей, зависти, погубившей наших прародителей, и злобы, которая существует в мире не для созидания мира и благополучия, но для смут и раздоров, приносящих многие бедствия и стра­дания людям. Страсть осуждения может действовать в человеке по причине злой его привычки завидовать благополучию ближних, а также в силу его нетерпеливости (2.181) (7, с.326). Что внешне выражает осуждение Губительно влияя на человеческую душу, страсть осуждения средством своего внешнего выражения имеет язык человека (7, с.326). Осуждение – яд, убивающий душу Каждый человек приходит в трепет и ужас, увидев какое-либо смертоносное вещество, способное лишить его земной жизни. Однако упиваться в осуждении ядом греховным, убивающим душу, эту Божественную жемчужину, никто не устрашается и не остерегается (4.82) (7, с.326).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010