“Восхотеть спасти, говорит, например, святой Григорий Нисский , есть знак благости; ме­ной искупить пленника – знак правды; а недоступное для врага сделать доступным есть дело высочайшей премудрости”. 325 Мысль о всеведении Божием и взгляд на мир – дело рук Божиих, совершенно достаточны для убеждения естественного разума человеческого в высочайшей премудрости Вседержителя, которую признавали даже и язычники. 326 § 21. Свойства воли Божией. Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она пред­ставляется нам: а) по естеству своему высочайше свободной, а – б) по свободной деятельности всесвятой. В последнем – являет­ся: а) прежде всего всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной: поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец – право­судной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть: 1) высочайшая свобода, 2) совершеннейшая святость, 3) бесконечная благость, 4) совершеннейшая истинность и вер­ность и 5) бесконечное правосудие. 1. Высочайшая свобода. Бог называется высочайше-свободным ( λεθερος, υτεξοσιος, liberrimus), потому что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума и все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ): Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. 327 Священное Писание приписывает Богу высочайшую свободу: а) вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он совершает все по изволению воли ( Еф. 1:11 ), и в частности – б) в сотворении мира: Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Апок. 4:11 ). Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс. 113:11 ). Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так понимают это место многие современные экзегеты, объясняющие эти слова в историческом смысле, дальше которого некоторые из них (напр. Гитциг, Де-Ветте и т. и.) и не идут. И Ап. Павел, доказывая, на основании этих стихов псалма, замену ветхозаветных жертв жертвою, принесённою Спасителем, после приведения этих стихов, оставляя без внимания выражение, названное нами пока непонятным, говорит: „сказав прежде т. е. Иисус Христос (к Которому он относит предыдущие слова), что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: се иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе” ( Евр. 10:8–9 ). Ап. Павел ясно, таким образом, показывает, что произносящий означенные слова выражает в них ту общую мысль, что он, вместо неугодных Богу жертв, обещается исполнить волю Его, а так как эта воля в псалме представляется высказанною раньше, то, следовательно, можно сказать, что Апостол видел здесь замену жертв послушанием воле Божией. В чём состоит это послушание воле Божией, певец этого не определяет в разбираемых словах. Он говорит об этом весьма неопределённо. Однако же видно, что он хочет совершить что-то положительное, а не удержаться от чего либо, как думают иные 324 . „Вот я иду, чтобы исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у меня в сердце” говорит псалмопевец. К этому ещё он ранее заявил, что то, что он готов исполнить, уже было заявлено прежде. Кем это было заявлено: самим-ли им, или предначертано Богом и где, – всё это здесь не показывается. Ап. Павел, равно как LXX, высказываются в этом месте насколько частнее, но также не вполне определённо. Они только вместо „в свитке книжном”, как буквально переводится с еврейского (би мегиллат сефер) 325 согласно с переводами Акилы и Симмаха, переводят ν κεφαλδι γραμματικ что у нас переводится: „в главизне книжной” 326 . Почти все более замечательные немецкие экзегеты расходятся в определении того места, которое в частности имеется здесь в виду, но почти все соглашаются в том, что здесь под разумеется книга Закона Моисея, или вообще Тора 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так что, теперь мы можем с радостью узнать, что мормонскую землю обетованную – Америку открыл мормон – Христофор Колумб. Если кто-либо из ваших детей, внуков, правнуков станет мормоном, то он не оставит вас в покое и на том свете, приложит все силы, чтобы сделать мормоном и вас. Целью мормонов является «…в один прекрасный день завершить крещение всех людей когда-либо живших на Земле…» (12, с. 63). По имеющейся информации «…к сентябрю 1997г. функционировали пятьдесят два храма и ещё сорок шесть новых храмов объявлены и находятся на разных стадиях строительства. Сотни миллионов микрофильмов с генеалогией хранятся в Гранитной Горе.» (5, с. 191). Всех мормонов призывают заполнять специальные анкеты об умерших родственниках и направлять их в храмы для совершения над умершими обрядов: «Кроме необходимых таинств есть много законов, которым мы должны быть послушны, чтобы стать правомочными на возвышение. Нам надо: … 9. изыскивать сведения о своих умерших родственниках и совершать для них спасительные таинства Евангелия;… » (17, с.326). Эти сведения являются для мормонов настолько важными, что их хранение обеспечивается в хранилищах Гранитной Горы. Это было сделано для того, чтобы обеспечить сбережение генеалогических архивов, а попросту «Переписи когда-либо жившего населения Земли» в случае ядерной войны. По мнению руководителей ЦИХСПД «Регистрация наших имен в церковных записях и на Небесах, активное участие в жизни по законам Евангелия – это необходимые условия получения наследия в Сионе и благословений вечной жизни» (12, с. 44). При этом, мы должны помнить о том, что говорится о подобных действиях в Библии: «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.» (2Цар.: 24, 10). 4.10. Крещение за мертвых, проповедование мертвым «Но только, воля ваша, здесь не мёртвые души, здесь скрывается что-то другое» «Мёртвые души». Н.В. Гоголь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

Точнее и нагляднее объяснил это св. Феофилакт: как нельзя сказать, что ум иногда бывает без слова, так и Отец Бог не был без Сына. Отношение Сына Божия к Богу Отцу есть отношение вечного сопребывания с Ним; Сын Божий, как Слово, от вечности рождается от Бога Отца, как Ума, внутренним образом, бесстрастно. Кроме того, наименование Слово показывает отношение Сына Божия ко всем тварям: «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, по и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. А иной сказал бы может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший Сына познал Отца, и Сын есть выражение Отчего естества, поскольку и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом». Далее, это наименование выражает отношение Сына Божия к людям, сообщившего им откровение об Отце: «потому еще наименовал Евангелист Сына Божия Словом, что Сын пришел возвестить нам об Отце. Вся, яже слышал от Отца Моего, сказах вам», 323 и «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно как и всякое слово объявляет настроение ума». Итак, по учению отцов Церкви, «слово» обозначает как безначальное, бесстрастное рождение Сына Божия от Бога Отца, так и откровение Бога Отца через Сына миру и людям. Св. Писание, и преимущественно Евангелие св. Иоанна, подтверждает это учение: 1) в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 324 2) Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. 325 3) И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истицы; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца... Бога не видал никто, никогда; единородный Сын, сущий в ведре Отчем, Он явил. 326

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» 322 ? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поскольку Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков со свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставя им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» 323 . Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев и книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, – когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях Апостолов Его 324 , для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» 325 . Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня», Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога, сотворившего все, и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением или богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бога, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом – ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» 326 , – то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих? Глава 103

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Сам Христос и Апостолы писали о чудесах, которые совершаются нечистой силой: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» 325 . «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщение погибающих»... 326 «... и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле»... 327 «это бесовские духи, творящие знамения;»... 328 «... и с ним лжепророк, производивший чудеса,»... 329 Чудеса истинные совершаются Богом Самим или через Ангелов, святых, пророков, мощи и иконы. Они характеризуются тем, что оказывают большое влияние на человека и направляют его к спасению. Отличительной чертой истинных чудес является способ совершения, поэтому нужно обращать внимание на ряд моментов: человек, через которого Бог творит чудеса, должен быть православными и соответствовать понятию святости, в нем не должно быть и тени гордости; воздействие на человека, с которым произошло чудо, должно характеризоваться резким поворотом к благочестивой православной жизни; не должно быть ничего показного, никакой экзальтации или искусственности. Чудеса ложные совершаются диаволом и ангелами его. Они могут носить объективный характер, и даже объективная проверка может зафиксировать сверхъестественное явление. публичность совершения; реклама; неправославие совершителя и несоответствие идеалу святости. Воздействия на психику и мистификации нет смысла особенно рассматривать, нужно знать о таких возможностях, но, главное, следует иметь в виду, что возможны ложные чудеса. Опасность прибегать к ложным чудесам и целителям в том, что это происходит силой диавола. Человек сам покидает Бога и приходит к диаволу, соединяется с сатаной, нарушает первую и вторую заповедь, но что самое опасное, не осознает греха, будучи уверен, что получил исцеление от Бога. Не раскаивается и может погибнуть духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Священство и Ветхого, и Нового Заветов имеет три иерархические степени. Левит, священник и первосвященник Ветхого Завета соответствуют сану диакона, пресвитера и епископа Нового Завета. Три священных всенародных праздника были установлены в Ветхом Завете ( Исх. 23:14–17 ). Среди воинов царя Давида особо отличились трое храбрых – Исбосеф Ахаманитянин, Елеазар, сын Додо, и Шамма, сын Аге, с которыми никто не мог сравниться даже в несравненном войске этого царя ( 2Цар. 23:8–13 ). Трехсоставным был животворящий Крест Господень. Состоял из трех дерев: кедра, кипариса и певка. Крест Христов был найден равноапостольной царицей Еленой в 326 г. Трехчасовой была тьма по всей земле во время пребывания Спасителя на Кресте ( Мф. 27:45 ). Тридневным – пребывание Спасителя во гробе, прообразованное тридневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита ( Мф. 12:39–40 ). На три ипостаси Бога и на тридневное пребывание Спасителя во гробе указует троекратное погружение в воду в таинстве крещения. Все православное богослужение насквозь пронизано троическим богословием. Да и вся Церковь есть не что иное, как явление миру Божественной Троицы. Троичное богослужение совершается у небесного престола горними воинствами, всегда взывающими: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его! ( Ис. 6:3 ). Число четыре (4) Четыре – число этого мира. Наш мир – это творение Божие, существующее в пространстве-времени. При этом, как уже ранее отмечалось, пространство-время не должно отрываться от твари. Оно само – тварь, форма существования мира. Рассмотрим четверку пространства, четверку времени и четверку твари. – Четверка пространства «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал... Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон... Имя второй реки Гихон [Геон]... Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]... Четвертая река Евфрат» ( Быт. 2:8,10–14 ). Из единого океана воды сотворил Господь жизнь на земле ( Быт. 1:2,6,9,20,21 ). Из Едема, этого средоточия и начала земной жизни, выходила река, разделявшаяся на четыре реки, орошавшие младенческие просторы земли. Ныне эти реки соответствуют Фисону, Араксу, Тигру и Евфрату. Теперь, как видим, география несколько изменилась по сравнению с первоначальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко твое есть царствие и сила и слава во веки. Аминь!» – учит Христос ( Мф.6:9–18 ). § 326. Молитва , или призывание имени Божиего, принадлежит к троякому долгу христианскому: к долгу по отношению к Богу, долгу по отношению к самому себе и долгу по отношению к ближнему. 1) К долгу нашему касательно Богу относится то, чтобы молитвой и призыванием Его показывать нашу веру в Него, что мы истинно веруем в Него, иного Бога, кроме Него, не знаем, как источника всех благ Его исповедуем, надеемся на Него, как на Истинного Отца, Который чад Своих любит и просимое подает, как и дети по плоти не к чужому отцу, но к своему, от которого родились, с прошением приходят. И апостол говорит: «Как призывать Того, в Кого не уверовали» ( Рим.10:14 )? И Сам Господь Бог говорит: «Я Господь Бог твой» ( Исх.20:2 ), то есть Меня одного знай, исповедуй, на Меня одного надейся и от Меня ищи всего добра. «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» ( Пс.49:15 ). 2) Долг по отношению к самим себе: поскольку мы как телесно, так и духовно скудны, бедны и окаянны, то должно с верой искать всего добра от Подателя всех благ – Небесного Отца. 3) К долгу, касающегося ближнего, относится следующее: христианская любовь требует, чтобы мы и за ближнего нашего молились, и как себе, так и ему просили добра у Бога нашего, как апостол говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ). § 327. Знает Бог и прежде прошения нашего, чего мы требуем, как Христос говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф.6:32 ), то есть в пище, питье, одежде и во всем, необходимом для жизни, и подает блага Свои праведным и грешным, так как Милостив и Щедр: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Также ведает, что и духовные блага, как-то: вера, благодать, мир совести и прочее, нужны нам к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Абсолютная прерогатива Христа становится очевидной, когда Он делает радикальные заявления и осуществляет фундаментальные переоценки священных традиций. Его заповеди показывают, что изрекает Он их божественной властью. 10. Мк 10:13–16 319 доносит до нас прекрасный и трогательный рассказ о любви Мессии к детям, одновременно излагая важные мысли о Царстве Божьем. Отрывок также отражает божественную власть и силу Иисуса 320 . Особая власть Христа и Его уникальное милосердное могущество проявляются в том, что «приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним» (10:13). Глагол πτομαι («прикасаться) у Марка, как и у Матфея с Лукой, связывается с чудесными исцелениями Иисуса (1:4; 3:10; 5:27–31; 6:56 и т. д.; Мф 8:3; 9:20; 14:3–6 и т. д.; Лк 5:13; 6:19; 8:44–47 и т. д.). Это слово красноречиво указывает на сверхъестественную спасительную силу Иисуса 321 . Ту же идею выражает конец отрывка, где сказано, что Мессия, «обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их» (10:16). Отрывок описывает Его безграничную любовь и благотворную энергию 322 . Власть Христа заметна и в том, как Он одёргивает учеников. Они выпроваживали людей, которые приносили к Иисусу детей. Однако, «увидев то, Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (10:14). В Его словах чувствуется глубокая эмоциональность 323 , и они показывают Его превосходство. С христологией Власти связано и речение Иисуса о Царстве Божьем: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божьего, как дитя, тот не войдет в него» (10:15), «ибо таковых есть Царствие Божье» (10:14). Эти слова опять же выдают Его божественную власть, ибо трактуют столь высокий предмет как Царство Божье 324 абсолютным образом. Слова Иисуса обладают божественным авторитетом. 11. Наше последнее наблюдение применимо и к перикопе Мк 10:17–27 325 , которая посвящена вопросу богача: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (10:17). Эпизод содержит интересные экзегетические проблемы 326 и опять-таки указывает на божественную власть Иисуса. Это впечатление этиологически связано с тремя основными речениями Христа 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010