Итак, в своих Посланиях апостол Павел неоднократно возвращается к разъяснению той мысли, что Бог по Собственному предведению приводит к вере во Христа, но только тех, кто хочет веровать. И спасаются они не потому, что по природе были сосудами милосердия, а потому, что предваряющая благодать Божия дала им возможность услышать и воспринять евангельскую проповедь . Есть люди, которые могут принимать евангельскую проповедь, – и это результат воздействия на их сердце предваряющей благодати (или долготерпения Божия). «Впрочем, на одних эта благодать действует, на других – нет. Причина этого различия лежит уже в самих людях» 325 . Урок четвёртый По воле Господа дары были даны именно немудрым, несильным, неблагородным, чтобы посрамить мудрых и сильных и упразднить значащее (ср.: 1Кор.1:27–28 ). Однако коринфяне, опьянев от обилия полученных дарований, возгордились, впали в самодовольство, всякое самохвальство (см.: 1Кор.4:18 ). И апостол Павел пишет им с укоризной: вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? ( 1Кор.3:2–3 ). И далее: Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас ( 1Кор.4:8 ). У святителя Иоанна Златоуста находим об этом такие размышления: «...если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они (остаются) плотскими? Если они в начале имели всё это, то не тем ли более теперь? Почему же он называет их плотскими? Я не мог, – говорит, – говорить с вами... как с духовными, но как с плотскими ( 1Кор.3:1 ). Что сказать на это? То, что они, в начале уверовав и получив всякие дарования, – о которых ревновали, – впоследствии сделались нерадивыми» 326 . И далее: «Но как он называет плотскими людей, которые получили столько (даров) Духа и которых он в начале послания превозносил такими похвалами? Точно также, как были плотскими те, которым говорит Господь: отойдите от Меня... не знаю вас, делающие беззаконие ( Мф.7:23 ), хотя они изгоняли бесов, воскрешали мёртвых и изрекали пророчества. Следовательно, и тот, кто совершал знамения, может быть плотским» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2:10, 20 и 22). Все мы, таким образом, — не что иное, как людие зиждемии, т.е. представляющие из себя людей, которые созидаются и будут созидаться до скончания мира верою во Христа и благочестием и которым принадлежит честь славить Бога (восхвалять Господа). Как освобожденные от плена, так и новосозданная в христианской Церкви тварь, имеют много причин на то, чтобы восхвалять Господа. В дальнейших изречениях молитва нищего и пророческое предвидение пришествия Христова и Его явления в мире как бы сплетаются в устах пророка в одну речь, так что он говорит о том и о другом вместе. Когда Господь Бог услышал моление нищего, тогда Он приникнул с святой высоты Своей и милостиво воззрел с небес на землю, чтобы услышать стоны узника (услышати воздыхание окованных) и разрешить сынов смерти, т.е. чтобы пленные иудеи (находящиеся в узах), как говорит блж. Феодорит, «возвратились на место умерщвленных» с. 481]. «А кто сии окованные говорит св. Афанасий, — как не те, которых ненавистник добра диавол ев зал пленицами греха?.. А сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих» с. 326]. Так и потом, при вочеловечении Своем, Господь приниче с высоты святыя Своея, как бы наклонился, приклонил небеса, чтобы посмотреть на землю. Таким образом выражается Божественное сошествие на землю Сына Божия: «Царь Небесный на земли явися и с человеки поживе, от Девы бо чисгыя плоть приемый и из Нея прошедый...» (Догматик, гласа 8). Сын Божий сошел на землю, чтобы услышать стон праведников, стенавших о людях, связанных пленицами, или узами, грехов своих и освободить от оков греха, или рабства диавольского, сынов умерщвленных, т.е. погибавших от грехов своих. И кроме того, говорит пророк, Сын Божий и Царь Небесный явился на земле для того еще, чтобы возвестить на горе Сион имя Господне, имя Бога Отца Своего, т.е. что Он есть Отец Единородного Сына Своего, Бога, явлынегося во плоти, и чтобы все люди могли получить чрез Него «жизнь вечную», которая состоит в том, «чтобы познали Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

313 Должно быть не судьей дел отца своего, но исполнителем его заповедей, 314 ибо в простоте повинующиеся ради Господа благополучно совершают путь свой, не навлекая на себя коварства бесов своими тонкими исследованиями. 315 Демоны, как обычно им, начнут указывать на недостатки его, чтобы оглушить уши для уроков его и чрез то или сделать немощным и страшливым воином на брани, или одними помыслами неверия расслабить и разленить ко всякому виду добродетели. 316 Но, кто объявляет другим болезнь свою, тот близок к уврачеванию и легко найдет его. 317 Потому прежде всего исповедуй доброму судье своему согрешения наедине, если же повелит, то и при всех 318 ; не стыдись открывать ему все борющие тебя помыслы, если хочешь найти отраду и облегчение, ибо для демонов нет больше радости, когда человек скрывает свои помыслы 319 ; и не думай, что неприлично исповедовать грехи твоему отцу, споспешнику твоего спасения, падши пред ним на землю, 320 но в присутствии его будем обучать себя крайнему смирению и молчанию, ибо молчаливый муж есть сын любомудрия, который всегда приобретает многий разум. 321 Открывающий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, то еще блуждает по беспутиям и пребывает не исцелен и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных, 322 ибо верование своему помыслу есть ложное знание; кто желает избавиться сего, пусть не верит помыслу, а о всем пусть советуется со старцами, 323 и их свидетельством пусть довольствуется, ибо они говорят по воле Божией. 324 Но, каждодневно исповедуя помыслы духовному отцу своему, должно, что он будет говорить, принимать то, как из уст Божиих, с полным убеждением в истине сказанного, другому же никому не передавать, что-де я спросил отца своего о том-то и о том-то и он ответил мне то-то, тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это и что мне делать в уврачевании себя. Потому что это суть слова неверия отцу своему и пагубны для души. 325 Впрочем, не всякому должно говорить помыслы, кому бы ни случилось, но открывать старцам духовным, имеющим рассудительность, 326 не на того обращая внимание, кто преклонных лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба, и сказал: Авраам, Авраам!... (Ст. 11). Кого нужно разуметь здесь под Ангелом Господним? Самого Господа Бога; ибо сей Ангел говорит как Бог 316 , клянется самим собою 317 , и повторяет свои прежние божественные обетования Аврааму. 318 .... теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоею.... для Меня ... (Ст. 12). Как будто прежде Господь не знал богобоязненности Авраама? Когда всеведущий Бог говорит «теперь Я знаю»; то это не значит, чтобы Он чего-нибудь не знал прежде. Человекообразным выражением «теперь Я знаю» Господь хотел сказать Аврааму, что вера и послушание его раскрылись до последних пределов, что Авраам явился таким, каким его предуведал Господь от вечности. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень…. Мною клянусь, говорит Господь.... Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое ... и овладеет семя твое городами врагов своих.... и благословятся в семени твоем все народы земли... (Ст. 15. 18). Надобно приметить о сем обетовании Божием Аврааму, что оно было заключительное и последнее в жизни Авраама, и содержит в себе усугубленное повторение и подтверждение всех предшествовавших обетований Божиих, поскольку и вера Аврамова при последнем искушении проявилась во всем своем величии. Смысл сего заключительного обетования Божия, как и всех предыдущих, двоякий. С одной стороны, Господь обещает потомству Авраамову силу и величие земное и победы над врагами 319 , каковое обещание буквально и исполнилось при завоевании земли Ханаанской; а с другой стороны, обещает вечное и небесное благословение не только потомству Авраамову, но из-за него – всем народам земным 320 , что исполнилось в лице великогои потомка Авраамова, Иисуса Христа 321 , основавшего свое благодатное царство из всех языков земных. 322 Как исчислить подряд все богоявления и откровения Божии Аврааму? Их было восемь. Первое в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество. 323 Второе в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что Ханаанская земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов. 324 Третье около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом. 325 Четвертое в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом. 326 Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание. 327 Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал гибель Содома. 328 Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила. 329 Восьмое – при жертвоприношении Исаака. 330

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(13.1) Как-то вышли мы из Рима в место, называемое Равенна 326 , и пригласил нас во дворец Григорий 327 , сын Боэтия 328 ; ибо он был там принцепсом и был нам другом с самого начала. И был там некий диакон византиец, поставленный служить в тамошней церкви. (13.2) Нам рассказывал он и говорил: «Во времена Ираклия царя я был схвачен и отведен в плен и много времени провел у них. (13.3) И в конце концов я бежал с прочими товарищами, которые были вместе со мной схвачены и уведены; и ночами мы шли по Фракийской пустыне много дней, но днем не ходили из боязни. (13.4) И ничего совсем не осталось у нас из еды, так что были мы на грани смерти 329 . И был день тот утро дня Господня 330 ; и горевали мы сильно, не только из-за еды, но и о том, что переходим от временного без приобщения Таин Божиих. (13.5) Начали те со мной просить меня, заклиная и принуждая, и говорили мне: «Не оставь нас умереть без приобщения; если же [сделаешь это], ты дашь ответ Господу за нас в страшный день Судный». (13.6) Я же ответил им и сказал: «Зачем так неразумно умоляете и принуждаете меня? Первое то, что я не пресвитер, и второе – у меня нет хлеба. И как мне возможно причастить вас?» (13.7) И поднялся один из них, и перетряс все наши карманы, и нашел малую долю хлеба; и когда увидели они его, поднялись все, и протянули мне, и сказали: «Возьми это и как хочешь сделай нам жертву». Я же спорил ними и говорил: «Не разрешается так делать». Они же принялись понуждать меня со многим плачем. (13.8) Тогда положился я на милосердие Божие и веру их, и поднялся, и нашел в месте том, по промыслу Божию, камень большой и голый. И дерзнул, и взял долю , и положил на него. И пал на землю, преклонив колени со своими товарищами, и долгое время плакал. И встал, и сотворил молитву диакона, и сказали мы, как в литургии говорят – и «Верую», и «Отче наш», и были очи наши устремлены в небо. И сказали: и как дальше следует. (13.9) И сделалась доля хлебом большим и святым 331 . И когда увидели мы это, прославили Бога и возблагодарили за таковое чудо. И приобщились от него, и укрепились; согласно слову, И более чем прежде укрепились. И вкушали от него двадцать дней, доколе не пришли в селение» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом, оставив бывший кружок, они не должны были вмешиваться в его деятельность». Комментируя стих из библейского Послания к Римлянам 14:5, где говорится: »Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума«, в книге «Новое творение» (стр. 326–328, 449, 450) Рассел сделал следующий вывод: единство важно, но не ценой доктринального однообразия, выявляя, таким образом, терпимость к инакомыслию. Даже водное крещение не являлось абсолютной необходимостью, если человек имел возражения. По сути, девизом ранних Исследователей Библии служили слова из «Сторожевой Башни» за апрель 1894 года: «В главном – единство, в мелочах – милосердие». В понятие «главное» входило признание Христа как господствующего Царя и Искупителя. Рассуждая о вопросах дисциплины и конфликтных ситуациях, Рассел писал: «Слово Господа не утверждает суда старейшин или кого-то еще». Он был уверен, что принцип из Мф.18:15–17 и есть единственное незыблемое указание Господа, иначе «это станет возвратом к временам средневековой инквизиции». В этом библейском отрывке говорится: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви». Иными словами, Рассел считал, что любые трудности в христианской общине необходимо разрешать путем открытого диспута, а не административными методами. Современная организация «Свидетели Иеговы» учит совершенно иному подходу. Под словами «скажи церкви» (собранию) рядовые члены должны понимать «скажи представителям церкви», то есть старейшинам, которые, в отличие от времен Рассела, не избираются, а назначаются сверху («Сторожевая Башня» за 15 июня 2009 года, стр. 24). При этом не наделенные властью верующие не имеют права голоса, а процедура разбирательств проводится при закрытых дверях. Таким образом, полностью игнорируется принцип из Мф.18 , что, по словам Рассела, является «возвратом к временам инквизиции».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Упоминаемый в Послании к Римлянам Эраст, «городской казнохранитель», фигурирует также во Втором Послании к Тимофею, где Павел пишет, что он «остался в Коринфе» ( 2Тим. 4:20 ). Имя и должность этого человека выгравированы на каменной плите, найденной в 1929 году при раскопках в Коринфе. 325 «Брат» Кварт мог, как думают некоторые ученые, 326 быть братом Эраста-казнохранителя. Однако это совсем не обязательно, так как Павел довольно часто добавляет слово «брат» к именам упоминаемых им членов общин. О Тертии – секретаре Павле, писавшим под его диктовку, – мы говорили в книге об апостоле Павле. 327 Там же мы коснулись вопроса о диктовке как наиболее распространенном в древности способе составления писем. Павел, вероятно, пользовался этим способом при составлении всех своих посланий. Однако готовый текст, написанный рукой секретаря, визировался самим апостолом. Об этом свидетельствуют такие формулы в концовках некоторых посланий: «Мое, Павлово, приветствие собственноручно» ( 1Кор. 16:21 ); «Видите, как много 328 написал я вам своею рукою» ( Гал. 6:11 ); «Приветствие моею рукою, Павловою» ( Кол. 4:18 ; 2Фес. 3:17 ). Тертий – единственный из всех секретарей Павла, оставивший собственноручную приписку к тексту его послания. Однако во многих посланиях Павла фигурируют имена его соавторов: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» ( 1Кор. 1:1 ); «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( 2Кор. 1:1 ; Кол. 1:1 ); «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ( Флп. 1:1 ); «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( Флм. 1 ); «Павел и Силуан и Тимофей» ( 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ); «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия» ( Гал. 1:1–2 ). Степень участия упоминаемых лиц в составлении текстов посланий Павла остается предметом научной дискуссии, однако весьма вероятно, что они, как и Тертий, выполняли секретарские функции. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В ранней Церкви было распространено множество вероисповедальных формул, соответствовавших различным аспектам христианской веры. Наиболее распространенные формулировки носили исключительно христологический характер. Чаще всего в них фигурируют два элемента: смерть и Воскресение Христа и как следствие – Его божественная природа 319 . Иными словами, основное внимание уделяется жизни Христа и тому, Кто Он. Жизнь Иисуса Христа Первые христиане твердо верили в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» – это исповедание веры приводится в 1Ин.4:2 . Мало где вера в Воплощение Иисуса выражена более явно, чем в «написанном до Павла гимне» в Флп.2:6 и далее 320 , где говорится о человеческой и божественной природах Иисуса, о Его смиренной жизни на земле – и о небесной славе («образ Божий»), о Его возвышении, о поклонении Ему. Другое древнее вероисповедание, подчеркивающее контраст между разными аспектами жизни Иисуса, – 2Тим.2:8 321 . Рождение Иисуса – потомка Давида – противопоставляется Его воскресению из мертвых, что снова подтверждает: ранние христиане помещали Иисуса в контекст исторических событий 322 . Еще одно древнее вероисповедание, появившееся до Павла, Рим.1:3–4 323 . Иисус, «Который родился от семени Давидова по плоти», но Он же – «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» 324 . Здесь достаточно упомянуть о том, что уже в ранних источниках прослеживается интерес к земному, физическому родству Иисуса, происходившему из семьи потомков Давида. Как отмечает Моул, именно этот Человек Иисус жил, умер и подтвердил Свою истинность после смерти 325 . Одна из ранних вероисповедальных формулировок приводится в 1Тим.3:16 326 (иногда ее называют «гимном Христу»). В ней содержатся краткие упоминания о человеческой и божественной природах Иисуса: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Моул обращает внимание не только на раннюю дату этого вероисповедания, но и на ритмическую структуру, которая скорее всего использовалась в богослужении и в пении гимна 327 . В этой формулировке также подчеркивается контраст между рождением Человека Иисуса «во плоти» и Его божественной природой 328 ; далее упоминаются оправдание Духом и свидетельство ангелов. Христос был проповедован среди народов мира; люди уверовали в Него, прежде чем Он «вознесся во славе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк. 2, 10–11 ). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное: исцеление от расслабления – чудо внешнее, физическое. Этим событием оправдывается и утверждается излияние силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее ради первого, ибо в нем цель всего. Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободой. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир вместе с тем отвергают и свободу человека, сознавая, что последняя необходимо вызывает первое; и, наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире поверх естественного течения явлений могут смело им говорить: «Мы чувствуем, что мы свободны». Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий; следовательно, и их призвание так же твердо стоит, как сознание свободы. Святитель Феофан Затворник ( 107, 325–326 ). Свобода от грехов есть истинное счастье христианина ( 104, 1654 ). Сам рассуди, что пользы быть свободным извне, но внутри быть низким и рабом; телом от людей принимать служение, но душой служить Греху? Благородство души в том, чтобы стоять против всякого греха и Против него подвизаться и не допускать ему обладать собой. Лучше служить человеку, чем греху и грехом – диаволу. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», – говорит Господь, Освободитель наш ( Ин. 8, 36 ) ( 104, 1654–1655 ). Свободны христиане от закона, ибо уже «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла ( Рим. 6, 14 ). Не по принуждению закона, но сво бодным духом исполняют они заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, проявляющие охотное и любовное послушание отцу своему, и приносят плод духовный: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5, 22–23 ). Кажется, это подразумевал Павел, когда писал: «Закон положен не для праведника» ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что повелевает закон. Но для кого же положен закон? «Для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» и прочее, как добавляет тот же апостол ( 1Тим. 1, 9–10 ). Они нуждаются в законе, обуздывающем их страсти, предохраняющем от беззакония, грозящем им наказанием ( 104, 1655–1656 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но как только достигло слуха его то евангельское учение о богатстве, которое Господь проповедал юноше, а именно: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» 326 ; и в другом месте: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» 327 , тотчас, продав все, что имел, раздал нищим 328 . Облегчившись от груза всех страстей, он, свободный, следует за Учителем, полагая, что, не обладая ничем преходящим, обогатился райским богатством. Кому дает Божественное Величие, тот удостаивается исполнить на деле названное в Евангелии невозможным. Однажды некто пришел к нему и просил милостыни. Он сказал жене: «Пойди, дай ему то, в чем он нуждается». Она отвечала: «У нас ничего нет, кроме одного хлеба». Он же: «Иди, подай ему. Господь даст нам средства на пропитание». Но та, не желая испытывать недостатка, не захотела подать. Между тем пришли люди, сказавшие, что они посланы своими господами, чтобы доставить ему пшеницу и вино, но они задержались потому, что возникшая буря унесла у них один корабль с пшеницей. Тогда муж Божий, обратившись к жене, сказал: «Пойми – давеча ты похитила один хлеб у нищего, поэтому затонул тот корабль». После этого он с женой, как странник, ушел в другую область, не имея ничего, кроме своего высокого положения. Спустя долгое время после того, какжители их области искали их, но совершенно не могли найти, один торговец сих города 329 пришел в тот город, где блаженный муж служил небесному господину. Он, как только увидел блаженного, тотчас бросился ниц и стал лобызать ноги святого, говоря: «Это известный всему городу блаженный Павлин, которого жители наши много искали, но не могли найти!» И, рассказывая всю его жизнь, привел в изумление всех слушающих. Вскоре скончался епископ города Нолана 330 , и на его кафедру избрали самого Павлина. Та церковь имела много богатств, и Господь исполнил на нем то, что изволил обещать в Евангелии: «Всякий, кто оставит все ради имени Моего, получит в этом мире во сто крат и наследует жизнь вечную 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010