Под 6 правыми крыльями бесспорно разумеются: 1) Юлий Цезарь (60–44 до Р. X.), 2) Октавиан Август (44 г. до Р. X. – 14 г. по Р. Х.). 3) Тиверий (14 г.–37 г.). 4) Кай Калигула (37 г.–41 г.), 5) Клавдий (41 г.–54 г.) и 6) Нерон (54 г.–68 г.). Труднее разгадать 6 левых крыльев. Наиболее простым является предположение Гфререра (84–85), Визелера (270–271), Дильмана (Herzogs Real-Encyklopedie. 1 Aufl. XII, 312), Кабиша (113–114), Ширера (326–327) и Гункеля (345), что за 6 левыми или несчастными крыльями скрываются три императора, занимавшие всего по нескольку месяцев престол после Нерона: Гальба (от 6 апреля 68 г. до 15 января 69 г.), Оттон (от 15 января до 17 апреля того же года) и Вителлий, низложенный Веспасианом (в декабре 69 г.), и три претендента на престол: Виндекс, поднявший восстание против Нерона (67 г.), подготовившее воцарение Гальбы, Нимфидий, тщетно пытавшийся взбунтовать против Гальбы преторианцев и, наконец, Пизон, убитый вместе с Гальбой в тот момент, когда последний собирался провозгласить его своим соправителем. Против этого объяснения возможно одно возражение, что в виду принятого автором деления крыльев на главные и придаточные, едва ли он мог отнести трех претендентов на престол, потерпевших крушение, к главным крыльям. Но если стать на точку зрения автора, то в его оценке исторических деятелей не будет ничего странного. Во время смут, раздиравших страну по смерти Нерона, евреи с жадностью ловили каждый слух из придворной жизни, свидетельствовавший о близости Рима к гибели. Мелкие, почти забытые историей искатели власти вроде Виндекса, Нимфидия и Пизона, могли быть представлены под символом больших крыльев, так как их притязания играли не последнюю роль в начинавшемся разложении Римской империи, и Веспасиану стоило большого труда восстановить ее былое могущество. 3Езд.11:22 После сего не являлись более двенадцать перьев, ни два малых пера; 3Езд.11:23 и не осталось в теле орла ничего, кроме двух голов покоящихся и шести малых перьев. 3Езд.11:24 Я видел, и вот, из шести малых перьев отделились два и остались под головою, которая была с правой стороны, а четыре оставались на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.11:25 Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать; 3Езд.11:26 и вот, одно поднялось, но тотчас исчезло; 3Езд.11:27 а следующие исчезали еще скорее, нежели прежние. 3Езд.11:28 И видел я: вот, два остававшиеся пера покушались также царствовать. 3Езд.11:29 Когда они покушались, одна из покоящихся голов, которая была средняя, пробудилась, и она была более других двух голов. 3Езд.11:30 И видел я, что две другие головы соединились с нею. 3Езд.11:31 И эта голова, обратившись с теми, которые были соединены с нею, пожрала два подкрыльных пера, которые покушались царствовать. 22–31. Перечислить по именам тех лиц, которым автор уделил скромную роль 8 придаточных крыльев, представляется невозможным. Корроди (207), Ширер (326) и Гункель (345) относят их выступление ко времени смут 68–70 гг. Это правители провинций, искатели престола и просто мятежники, поднимавшие восстания из целей личного честолюбия. Цифра их могла доходить до шести. Под двумя последними малыми крыльями, переходящими под среднюю голову, разумеются, по мнению Гункеля, правители Сирии и Египта, Муциан и Тиверий Александр, способствовавшие воцарению Веспасиана. Гфререр (88–91), Визелер (271–281) и Кабиш (164) предполагают, что второстепенное место в широко задуманной автором картине отведено истории Иудеи. Бросается в глаза тот произвол, с каким Гфререр и Кабиш выбирают 4 Царей из дома Ирода, присоединяя к ним 4 зачинщиков последнего иудейского восстания. За первыми двумя малыми крыльями, исчезающими одновременно с 12 большими, по их мнению, скрываются Ирод Великий и Агриппа I, за 4 последующими вожди иудейских повстанцев Елеазар, Иоанн Гискальский, Симон Вар-Гиора и Иоанн Идумеянин и, наконец, за двумя малыми крыльями, переходящими под правую голову, современные Флавиям правители Иудеи, Агриппа II и его сестра Вероника. Предводители зилотов мечтали об отделении от Рима, так что к ним вполне подходит название противных или враждебных крыльев. Все они покушались властвовать, но это удавалось им ненадолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иные часто молятся о том, чтобы избавиться от тела, как побуждающего их душу к греху 68 . Но нам лучше молиться о том, чтобы избавиться от своего злого нрава и страстного и тяготеющего к скверне сердца. 322. Ему же Руки и ноги Христа, пронзённые и пригвождённые ко кресту, означают воспрещение и прекращение лукавых деяний и стремления к злу и греху, и твёрдое для этого препятствие. Потому что силой Владычного Креста побеждаем, попираем и отражаем от себя прежде побеждавший, обольщавший и поражавший нас грех. 323. Мавриану Сын Божий Иисус Христос не пощадил Себя, чтобы пощадить нас, и единый безгрешный умер за грешников. Поэтому не отчаивайся, но поспеши к спасению. 324. Сенатору Феопомпу Некогда Иисус, сын Иоседеков, прообразовательно, а лучше сказать, пророчески был: одет в запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ). Но запятнанные одежды были сняты с него и облечён он в одежду чистую. Это сделано для того, чтобы мы познали и поняли: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). Потому что Христос добродетелью Своей побеждает скверны человеческие. Поэтому должно молиться о том, чтобы спастись и избавиться нам от привычных грехов и не умереть в оскверненном и предосудительном состоянии. 325. Монаху Иларию В Песне Песней сказано: Спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона ( Песн. 4:8 ). Сенир толкуется как «путь светильника», Ермон же – «приношение», а под «вершиной» Соломон имеет в виду рассудок наш. Поэтому всецело принесём себя самих в дар Богу, не ленясь, пройдём путем тесным и длинным, освятив душевные очи светильником Божиих заповедей. 326. Ему же Упоминаемые в Писании: запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ) – это лукавые помыслы, гнилые слова и беззаконные поступки. Поэтому в Псалтири сказано об Иуде: да облечётся проклятием, как ризой ( Пс. 108:18 ) и: да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей ( Пс. 70:13 ). Но ничто не посрамляет и не подвергает человека такому проклятию, как грех. 327. Химазию О начавших, но не усовершенствовавшихся в добродетелях сказано это пророчество: перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь ( Иоил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Наименованием кривизн или неровного пути пророк обозначает неровность характера или непостоянство веры, то оживающей и возвышающейся над уровнем обыкновенных понятий, то упадающей и как бы умирающей по подобию волнения морского. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа ( Иаков. 1:7 ). Ибо шаткость убеждений будет отнимать животворную силу у добрых его поступков, не допустит их обратиться в навыки добродетели. Для таковых людей пришествие и учение Христово предмет теории, источник раздоров и пустых и бесплодных противоречий. Под именем острых утесов или стремнин разумеется то состояние высокомерной и гордой души, в котором она делается коварною и зложелательною; каковы напр. были книжники и фарисеи. А под именем ровного и гладкого пути разумеется смиренное и точное следование обетованиям и пророчествам или твердая и благопослушливая вера, терпеливая и всегда готовая принять даруемую благодать. Таким только и открылась слава Господня в смиренном Иисусе; такие только и нашли Божие спасение в Церкви Христовой. Из вышеизложенного очевидно, что предсказанный Исаиею глас вопиющего потребует исправления нравственного. По сей-то причине у Евангелистов проповедь Предтечи называется проповедию покаяния ( Мф 3:2 ; Мк 1:4 ; Лк 3:3 ). h11 2) О кротком отроке Господнем В переводе Семидесяти и в нашем, Славянском оно начинается так: Вот, Отрок Мой, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя ( Ис 42:1 ). В Еврейском тексте предсказываемая личность наименована отроком и избранным, указывая этим на Мессию. Сказав, что он первый дал Сиону и Иерусалиму благовестника (Исаию) о грядущем Спасителе, тогда как у других народов нет таких предсказателей ( Ис 41:27–29 326 ), Господь изображает возвещаемого Спасителя так: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова ( Ис 42:1–4 ). Святой Евангелист Матфей, указав, что после многочисленных и постоянно совершаемых исцелений Господь скрывался от народа и запрещал делать известным Его местонахождение, говорит: да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя… Не воспрекословит, ни возопиет и проч. ( Мф 12:17–21 ). Следовательно нет сомнения, что пророк Исаия здесь говорит об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Во время четыредесятницы, обыкновенно, все спрашивают о том, сколько недель кто постился; и можно слышать от одних, что они постились две, от других, что – три, а от иных что – все недели. Но что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: постился всю четыредесятницу, – ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку клясться и оставил эту дурную привычку. Для мореходцев нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря, но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь и суетно». Эти слова ясно свидетельствуют о том, что для христиан времён св. И. Златоуста сорокадневный пост был всеобщей церковной практикой, установленной, конечно же, ещё во времена Апостолов. И поучение великого учителя Церкви о том, что истинный пост состоит в добрых делах и исправлении жизни, не говорит, естественно, о ненужности телесного поста, а о том только, что таковой пост бывает бесполезным, если не сопряжён с делами благочестия, с чем православные полностью согласны. Потому в посты Церковь призывает своих чад воздерживаться не просто от вкусной пищи, а и от многословия, пустословия, «безгодного» сна 325 , супружеского сожития 326 и всякого по плоти приятного времяпровождения; больше чем обычно творить дел милосердия; больше чем обычно молиться Богу и читать Священное Писание и душеполезные книги 327 , и обязательно исповедаться в грехах и причаститься. А чтобы подготовиться к Исповеди и Причастию, нужно осмыслить последнее время жизни, выявить свои недостатки и грехи, раскаяться в них и примириться со своими ближними. Перед исповедью в Храме многие исповедующиеся просят предварительно у всех прощения. То есть в Православии пост отнюдь не понимается просто как воздержание от еды, а как время, когда нужно приложить наибольшие усилия для своего спасения, для добрых дел, для молитвы, для освящения, для всякого духовного делания, как написано у пророка: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Господь зовёт нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовёт нас дать Ему другие одежды и другие ветви. Совершив воскрешение Лазаря, Господь идёт в Иерусалим, и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царствие Небесное. Только тот, кто умалится, как дитя, войдёт в него.      . Пустите детей приходить ко Мне ( Лк. 18:16 ), – говорит Господь, и дети первые почувствовали любовь Его к ним и воспевают Ему осанну. А за ними – и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгонял бесов, очищал от проказы. Этот самый народ вспоминает всё это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладёт свои одежды. А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о нем, сказав: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему ( Лк. 19:42 ). Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедовали о Мессии и пели ныне осанну, но не были просвещены Светом и не могли в своей гордости принять того Света, Который просветил всех людей. «Грядый Господь на вольную страсть» 324 . Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, но как идущего на Крест. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» 325 . Вот наша осанна, вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как? А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему, как отроки: «И мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием» 326 . Но, братья и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков. Святая Церковь через богослужение зовёт нас не к этому, а к иному, и второй тропарь, который мы мало слышим и который зачастую не поётся, раскрывает наше истинное состояние: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Первоначально был намечен маршрут, о котором Павел говорит в Первом послании к Коринфянам: Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у нас несколько времени, если Господь позволит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы... ( 1Кор. 16:5–8 ). Таким образом, Павел сначала хотел осенью отправиться в Македонию. а в Коринфе намеревался перезимовать, Оттуда он должен был весной, с началом навигации, перебраться на корабле в Эфес, где планировал провести время до Пятидесятницы. Из Эфеса он должен был либо идти в Иерусалим, чтобы лично доставить туда денежное пожертвование (об этом пожертвовании речь пойдет ниже), либо послать в Иудею учеников с собранными деньгами. Однако планы Павла изменились, о чем он сообщает во Втором послании к Коринфянам: «...Я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею» ( 2Кор. 1:15–16 ). Иными словами, если ранее Павел предполагал идти через Македонию в Коринф, то теперь он захотел прийти в Коринф. оттуда направиться в Македонию и снова вернуться в Коринф. Тем не менее в итоге и этот план пришлось изменить, и Павел из Эфеса отправил Тита в Коринф, а сам пошел по суше в Троаду, где они договорились встретиться. 326 В Троаде Павел ждал Тита, но так и не дождался. Об этом он пишет: «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита» ( 2Кор. 2:12–13 ). Из Троады, находящейся в Малой Азии, Павел через пролив Дарданеллы переправляется на европейский континент, в Македонию ( 2Кор. 2:13 ). Там – в Фессалонике или Филиппах – он наконец встречает Тита, прибывшего из Коринфа. Павел не скрывает своей привязанности к этому ученику и с радостью сообщает о его прибытии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И крещение во «Имя Господа Иисуса Христа» неизменно сопровождается сошествием Духа Св., но не наоборот (кроме случая с Корнилием, имеющего особое значение), а в отдельных случаях (как в Ефесе: Деян. 19,1–6 ) эта связь и нарочито подчеркивается. Это отожествление откровения Христа и Духа Св. многократно свидетельствуется в Новом Завете. Связь пророчеств Ветхого Завета, – «духом Христовым», и Нового Завета, – «Духом Святым», так изображается у Петра ( 1Петр. 1, 10–12 ): «к сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда он предвещал Христовы страдания и последующую за ними славу... что ныне проповедано нам, благовествовавшим Духом Святым, посланным с небес»; ( Рим. 8, 9 ): «кто Духа Христова не имеет, тот не Его»; ( Еф. 1, 17 ): «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его»; ( Флп. 1, 19 ): «но спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа»; 326 ( Гал. 4,6 ): «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего». Наконец, третье догматическое следствие, связанное с предыдущим, таково, что хотя в Пятидесятнице совершилось ипостасное сошествие Св. Духа во всей полноте Его даров, однако не было Его ипостасного явления, Его ипостась остается невидима и неведома миру. Это есть граница Пятидесятницы для нас, она в этом смысле есть благодатное, но еще не ипостасное явление Духа. Здесь получается известное несоответствие между ипостасным сошествием с неба и неипостасным явлением: именно первое еще не сопровождается вторым, а, следов., может быть от него, по крайней мере во временном откровении, отделено. Вместе с тем в отношении даров Св. Духа, которые всегда изливаются на Церковь , Пятидесятница есть событие, хотя и имеющее пребывающую силу в своих последствиях, но в себе не законченное. Напротив, это событие имело для себя начало, но не имеет конца. Утешитель послан, «да пребудет с вами вовек» ( Ин. 14, 16 ), и это вечное пребывание есть продолжающаяся Пятидесятница, себя никогда не исчерпывающая, и в этом смысле сущая вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Братие, видите ли сколько благодеяний изливает на вас Творец и Спаситель чрез священников» (Св. Иоанн Кроншт. Моя ж. во Христе, том 2, стр. 27). 326. В какую минуту после Таинства Священства новопоставленный Священник воспринимает завет Христов? После преложения Даров, когда Архиерей вручает дискос с частью Агнца новому пастырю, произнося слова: «Приими Залог сей и сохрани Его, о немже истязан имашь быти в день Страшного Суда». Склонясь челом к Святыне, говорить тихо новопоставленный псалом 50-й «Помилуй мя Боже..» «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук Священства« ( 1Tuм. IV, 14 ). 327. Кто ответствен пред Богом за несоблюдение священником своей души и своего служения? Св. Ап. Петр, по преданию, возвестил римскому епископу Льву 1-му о прощении ему всех грехов, кроме неосторожного посвящения пресвитеров. »Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Tuм. V, 22 ). Таким образом, после самого священнослужителя, несоблюдшого служения, пред Богом ответствен возлагавший руки архиерей. § 54. Таинство брака 328. Что есть Таинство Брака? Таинство Брака есть священнодействие, в котором жених и невеста, после их свободного обещания взаимной верности пред алтарем храма, по молитве Священника соединяются в одно существование и в таком единстве любви обретают Божие благословеше на рождение и христианское воспитание детей. 329. Откуда видно, что брак есть Таинство? Из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов: «Потому, оставить человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Быт. 11,24 ). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Eф. V, 31.32 ). «Брак – установление Божественное и есть что то великое и святое» (Св. Климент Александрийский , Строматы, кн. 4). 330. Где в Писанин указано, что Бог дал благословение браку? " И благословиль их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быm. I, 28 ). Иисус Христос благословил брак Своим присутствием на нем. После откровения Христова цель брака стала более высокой: умножать и наполнять Христову Церковь , расширять круг людей, связанных в их жизни с Божиим Заветом ( Дeяh. IX, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010