В сент. 1592 г. К. назначил на высокие должности племянников, разделив между ними ответственность за внешнюю политику Папского престола: Пьетро Альдобрандини было поручено курировать деятельность нунциатур в Вене - при дворе императора Свящ. Римской империи, в Кёльне, в Швейцарии и в Польше, а также в Неаполе, во Флоренции и в др. итал. гос-вах; Чинцио Пассери Альдобрандини контролировал нунциатуры во Франции, в Савойе, в Испании и в Португалии, следил за управлением г. Авиньон. Через год оба племянника были возведены в достоинство кардиналов-диаконов (Пьетро стал кардиналом ц. Сан-Никола-ин-Карчере, Чинцио получил диаконию ц. Сан-Джорджо-ин-Велабро). Со временем племянники папы, особенно П. Альдобрандини, стали оказывать существенное влияние на политику Римской курии ( Jaitner. 1988). Роль кардинальских консисторий уменьшилась, К. на протяжении всего понтификата контролировал важные политические дела, лично просматривал дипломатическую корреспонденцию. Пытаясь упорядочить управление доходами Папского престола, К. буллой «Pro commissa nobis» от 15 авг. 1592 г. учредил Конгрегацию благого правления (Congregazione del Buon governo), но из-за активной внешней политики финансовое положение Папского престола не удалось существенно улучшить; понтифик все чаще прибегал к займам. Папы Римские Григорий XIII и Сикст V , с чьим именем связано масштабное строительство в Риме, вошли в историю как покровители искусств. В первые годы своего понтификата К. занимался завершением проектов Сикста V (см.: Abromson. 1978). В 1595 г. было окончено строительство Апостольского дворца в Ватикане (дворец Сикста V); при К. в нем велись декоративные работы, наиболее значимые из них - роспись Климентийского зала, выполненная братьями Альберти, и Зала консисторий. Подготовка к юбилейному 1600 г. (см. «Annus sanctus» ) стала стимулом для строительных работ, в частности в базилике св. Петра, особенно в капелле Клементина; главным проектом стало преобразование центральной части Латеранской базилики.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Средневек. рукописная традиция (начиная с X в.) насчитывает ок. 300 мелодий «A. D.» (см. Schildbach M.), древнейшей считается простейшая мелодия речитативного склада ( амбитус : f-h) из ординария мессы, помещенного под N18 в Книге обихода (Liber usualis) и в Градуале (Graduale Romanum), вышедших после Ватиканского I Собора . Хотя эта мелодия представлена рукописями не ранее XII в., о ее древности свидетельствует наличие той же мелодии в литании Всех святых. Более поздние образцы (большинство - XI в. и позднее) часто имеют богато украшенный мелос. В Кириале (Kyriale Romanum. R., 1905) приводится 20 мелодий «A. D.», в основном соответствующих древним. Большинство мелодий (разной степени распетости) имеет структуру ABA (вторая аккламация распевается иначе, чем первая и третья), меньшее число - AAA (или AA1A - с неизменным «miserere nobis»), 2 мелодии имеют структуру AAB и ABC соответственно, т. о., напевы 3 строк «A. D.» структурно равнозначны. В составе месс композиторов Нового времени (И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и др.) «A. D.» состоят из 2, часто разнохарактерных частей: тройной аккламации «Agnus Dei… miserere nobis» и «Dona nobis pacem», часто являющейся его муз. кульминацией. Древнего принципа муз. равенства всех 3 аккламаций придерживался в своих сочинениях Ш. Гуно (напр., Торжественная месса соль мажор) (см. также разделы «Церковная музыка» в статьях: Австрия , Германия , Италия , Франция ). Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г. Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г. 3. Овальные восковые пластины с изображением агнца, именем и годом понтификата папы, на обратной стороне (с XVI в.) - изображение одного или неск. святых, по преимуществу недавно канонизированных. Изначально A. D. изготовлялись архидиаконом в Великую субботу в Латеранской базилике из восковой массы, к-рую смешивали «в чистом большом сосуде» с елеем и благословляли; хранились «в чистом месте» и раздавались верующим тем же архидиаконом в субботу Светлой седмицы после мессы «для возжения и каждения».

http://pravenc.ru/text/63354.html

Так как таинство Евхаристии совершалось первоначально в катакомбах на гробах свв. мучеников, при чем саркофаг служил и престолом, то место, где он находился, отгораживалось резною решеткою; как на пример, можно указать на папскую крипту катакомб св. Каллиста, а также на остатки катакомб Прискиллы и св. Елены 5 . Прилагаемый при сем рисунок 1) изображает в реставрированном виде вышеуказанную крипту папы св. Сикста в катакомбах св. Каллиста 6 ; на нем мы видим также, что посредине святилища находятся две колонны со спиралеобразными выемами, поддерживающие два карниза и поперечную перекладину. Это сооружение представляет как бы первообраз той формы иконостасов, каковая повторяется затем в последующие века как в западных древних базиликах, так и в византийских храмах. Папская крипта (реставрация) в катакомбах св. Каллиста В Латеранском музее хранится мраморный осколок, найденный в катакомбах, на котором имеется изображение иконостаса первобытной формы. Рисунок 2) изображает две колонны ионического стиля, из трех пролетов которых – средний, более широкий, оставленный для прохода, а два других снабжены низенькими решетчатыми щитами или перегородками. Над решетками замечается занавес, служивший, очевидно, для сокрытия алтаря от взоров молящихся, когда этого требовали некоторые моменты богослужения. Перед проходом в алтарь замечаются на изображении две ступеньки, указывающие, что еще и в катакомбах алтари устраивались иногда выше, чем остальная часть крипты. Ниже иконостаса помещается поясное, орантное, изображение женщины (т. е. с молитвенно воздетыми вверх руками), которое Rohault de Fleury объясняет нам, как символическое изображение собрания верующих 7 . В настоящем тексте помещаем мы рисунок 3), изображающий иконостас в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе. Он состоит из двух колонн, соединенных на верху полукруглыми арками. Средняя нижняя часть между колоннами остается свободною для прохода. Части же по сторонам закрыты низенькими сплошными каменными щитами. Rohault de Fleury относит это сооружение к V веку 8 . Из всего вышесказанного мы видим, что первобытная алтарная преграды состояли не из одних решеток, но также и из каменной перекладины, укрепленной в двух противоположных стенах, чаще всего поддерживаемой колоннами, размещенными на равном расстоянии одна от другой. Промежутки между ними внизу заграждались или вышеуказанными решетками или сплошными щитами, при чем средний оставался свободным для прохода. Высокие колонны в таком случае заменяли низкие столбики, каковые входили в состав решетчатых преград, чтобы сообщить им большую устойчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

22 июля 1176 г. с санкции кор. Людовика VII, по желанию его брата еп. Шартрского Вильгельма ( 1202), к-рый стал архиепископом Реймса, И. С. был избран его преемником на кафедре Шартра «в память о Бекете»; 15 авг. состоялась его интронизация в Шартрском соборе. Об архипастырской деятельности И. С. известно крайне мало: сохранились лишь отрывочные замечания в различных документах, свидетельствующие, что он отличался мягким характером и уделял много времени заботе о пастве. В марте 1179 г. И. С. принимал участие в Латеранском III Соборе , где предложил ряд мер, направленных на упрощение и реформирование церковной жизни в духе евангельского благочестия. По сообщениям средневек. источников, после кончины И. С. не осталось никакого личного имущества, кроме книг, облачений и сосуда с кровью архиеп. Фомы - все это он завещал Шартрскому собору. Похоронен И. С. в церкви аббатства Нотр-Дам-де-Жозафа в Леве близ Шартра; его мраморное надгробие сохранилось до наст. времени. Сочинения и взгляды Лит. наследие И. С. разнообразно. Благодаря своим сочинениям он прославился как теоретик государственной власти и мыслитель гуманистического склада. В сочинениях И. С. нашли отражение и его собственные философские размышления, и актуальные мировоззренческие и общественные вопросы его времени. Следуя распространенному в XII в. обычаю, большинству сочинений И. С. давал «греческие» названия, хотя греч. языка он, судя по всему, не знал. Первое полное издание сочинений И. С. было выпущено в 1848 г. под редакцией Ж. А. Жиля; позднее оно было взято Ж. П. Минем за основу при публикации текстов И. С. в 199-м томе «Латинской патрологии». В XX в. все основные произведения и письма И. С. вышли в критических изданиях. На рус. язык ни одно из сочинений И. С. полностью не переводилось; в кон. XX - нач. XXI в. были изданы переводы небольших фрагментов из «Поликратика» и «Металогика». Наиболее ранним сочинением И. С. является поэма «Entheticus de dogmate philosophorum» (Энтетик, об учении философов; также называется «Entheticus Major», «Большой Энтетик»). Точная дата создания сочинения неизвестна; исследователи полагают, что поэма была написана между 1154 и 1162 гг. Возможно, что предварительные наброски отдельных частей поэмы относятся к более раннему времени - к периоду обучения И. С. Стоящее в заглавии поэмы слово «entheticus», по-видимому, было изобретено И. С.; наиболее убедительно выглядит предположение о том, что И. С. придавал этому слову смысл «предварительное введение», «обзор для начинающих». Главной задачей И. С. в поэме было представить защиту классического образования, предполагавшего, в числе прочего, знакомство с античной «языческой» философской мыслью. И. С. критически рассматривает в поэме взгляды мн. греч. и рим. философов, доказывает превосходство «христианской философии» и обосновывает допустимость для христианина обращаться к античному наследию в поисках разумных аргументов и моральных примеров, подтверждающих истины христ. веры.

http://pravenc.ru/text/471506.html

е. «большей и старшей частью») клира. Канон 3 устанавливал требования к кандидатам на церковные должности: зрелый возраст (не менее 30 лет для епископа, 25 лет - для любого др. поста, связанного с пастырскими обязанностями), серьезный характер (morum gravitas) и образование (scientia litterarum), в т. ч. знание лат. языка. Кандидаты в епископы должны были быть законнорожденными. Всем назначенным лицам в срок, определенный канонами, надлежало принять рукоположение в сан, соответствующий их должности; архидиаконы должны быть рукоположены в сан диакона, а деканы - в сан пресвитера. В случае если епископ совершал рукоположение пресвитера или диакона, не предоставляя бенефиция (sine certo titulo), он обязан был содержать тех, кто не имели иных источников существования, за собственный счет (канон 5). Запрещалась практика обещать бенефиций до того, как он станет вакантным по причине смерти держателя (канон 8). Епископы, а если они не сделают, то соборные каноники, должны были совершить назначение или провести выборы на вакантный пост в течение 6 месяцев, иначе они теряли это право. Ряд постановлений Л. С. был посвящен упорядочиванию жизни католич. духовенства в русле идей григорианской реформы . Настаивая на соблюдении целибата , Л. С. запрещал клирикам сожительствовать с женщинами под угрозой лишения бенефициев. Виновные в содомии клирики подлежали извержению из сана или покаянию в мон-ре, миряне - отлучению от Церкви. Клирикам запрещалось без необходимости посещать жен. обители (канон 11). Священнослужителям и монашествующим запрещалось заниматься оказанием юридических услуг (в качестве адвокатов, прокуроров и т. п.) светским правителям в светских судах; в таких судах клирики могли выступать только как защитники интересов своих церквей, а также как представители бедных (канон 12). Приходским священникам предписывалось постоянно жить при своих церквах, запрещалось одновременное держание неск. бенефициев (канон 13). Запрещалось отчуждение церковного имущества и назначение за деньги на должности сельских деканов (канон 15).

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Среди регулярных каноников наиболее крупными реформированными объединениями О. были Виндесхеймская конгрегация, действовавшая на нидерландских и герм. землях (см. в статьях Братья общей жизни , Devotio moderna ), и Латеранская конгрегация (первоначально центром была община каноников во Фреджонае близ Лукки; папа Римский Евгений IV (1431-1447) передал каноникам Латеранскую базилику, давшую название всей конгрегации; к нач. XVI в. в нее входило ок. 60 обителей, в т. ч. за пределами Италии). У бенедиктинцев движение О. означало продолжение реформы ордена, начатой папой Римским Бенедиктом XII (булла «Summa magistri», 1336). Центром бенедиктинцев-О. стал итал. мон-рь Субиако (с 1362). Монахи этого мон-ря оттуда участвовали в реформировании аббатств Кастль в Пфальце (с 1378), Санта-Джустина в Падуе (с 1408), Мельк в Австрии (с 1418), Санкт-Маттиас в Трире (с 20-х гг. XV в.), Бурсфельд в Н. Саксонии (с 30-х гг. XV в.), которые в свою очередь становились региональными центрами движения О. Для бенедиктинцев-О. были характерны стремление квосстановлению общинной жизни, борьба с привилегированным положением знати в мон-рях, повышение образовательного уровня монахов (в т. ч. предусматривалась возможность отправлять молодых монахов на обучение в ун-ты и принимать новициев из университетской среды). Некоторые бенедиктинцы-О. были связаны с культурой ренессансного гуманизма (напр., аббат Иоганн Тритемий (1462-1516)). Неудовлетворенность проводившимися в орденах преобразованиями в некоторых случаях побуждала О. вступать в др. монашеские ордены, имевшие репутацию более строгих, напр. в орден картузианцев. Число картузианских обителей в XIV-XV вв. возросло с 70 до примерно 220. В др. случаях О., не покидая своего ордена, вводили элементы картузианского устава (напр., практику регулярных визитаций мон-рей). Большое распространение получили сочинения картузианцев по аскетике, монашеской дисциплине и духовным практикам (напр., соч. «О монашеском призвании» (De votis et professione religiosorum seu De professione monastica) Дионисия Картузианца ).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

к. они «соглашаются с теми, которые полагают, что могут быть спасены без вмешательства Христовой благодати» ( Beda. Hist. eccl. V 21). Беда повторил этот аргумент в соч. «Об исчислении времен» ( Idem. De temporum ratione. 6// Bedae Opera de temporibus/Ed. Ch. W. Jones. Camb. (Mass.), 1943. P. 191). На основании тезиса о связи неверной пасхалии с отрицанием спасительной благодати защитники системы Дионисия обвиняли оппонентов в пелагианской ереси. Т. о., обвинение ирландцев в пелагианстве являлось исключительно полемическим аргументом, не имевшим реального основания ( Ó Cr ó in í n. 1985). В Liber Pontificalis сообщается, что И. послал в Далмацию и Истрию для выкупа пленных, захваченных язычниками, доверенное лицо - аббата Мартина (по мнению С. Шкунцы, буд. папа Римский Мартин I ). Незадолго до этого Далмация и ее главный город Салона были разорены во время вторжения аваров и славян. Точная дата разрушения Салоны остается неизвестной: по мнению Ф. Булича, это произошло в 614 г., совр. исследователи на основании археологических данных датируют это событие 30-ми гг. VII в. (см.: Marovi I. O godini razorenja Salone//Vjesnik za arheologiju i povijest dalmatinsku. Split, 2006. Vol. 1. N 99. S. 253-273). По сведениям, сохранившимся в сочинениях имп. Константина VII Багрянородного (X в.) и Фомы Сплитского (XIII в.), жители покинули город и поселились в бывш. дворце имп. Диоклетиана , вокруг к-рого возник г. Сплит. Кроме выкупа пленных аббат Мартин по поручению папы разыскал и вывез из разрушенных городов в Рим мощи «блаженных мучеников Венанция, Анастасия, Мавра и многих других мучеников». Имена святых известны по мозаичным изображениям в капелле св. Венанция при Латеранском баптистерии, устроенной И. для хранения привезенных из Далмации мощей. Это епископы Домний, Венанций и Мавр, пресв. Септимий, диак. Астерий, миряне Анастасий, Павлиниан, Телий, Антиохиан и Гаиан. Почитание Домния, Анастасия и других святых в позднеантичной Далмации подтверждается данными археологических раскопок некрополей в пригородах Салоны - Манастирине, Марусинаце и Каплюче ( Duval.

http://pravenc.ru/text/469676.html

Основными документами в составе Л. с. были трактат и конкордат. Главным значением трактата явилось решение «римского вопроса» путем создания нового Папского гос-ва под наименованием «Город Ватикан» (итал. Città del Vaticano), к-рое Италия признавала суверенным, независимым и нейтральным гос-вом под юрисдикцией Папского престола (ст. 3); в свою очередь Папский престол признавал Итальянское королевство под властью Савойской династии и Рим в качестве столицы этого гос-ва (ст. 26). Трактат подтверждал положение Альбертинского статута о статусе католицизма как гос. религии в Италии (ст. 1); Папский престол признавался самостоятельным в международных отношениях (ст. 2), а также в сношениях с религ. орг-циями и об-вами на территории Италии (ст. 5); для обеспечения свободы сообщений трактат предусматривал создание телеграфных, телефонных и почтовых служб и сооружение железнодорожной станции на территории Ватикана (ст. 6). Римский папа признавался персоной священной и неприкосновенной, покушение на его жизнь или оскорбление приравнивалось к покушению на жизнь или оскорблению короля (ст. 8). Подданными Ватикана считались те, чье место жительства находилось на его территории. Лица, меняющие свое место жительства и поселяющиеся за пределами гос-ва Ватикан, автоматически становились подданными Итальянского королевства, при условии, что они не имеют иного гражданства или подданства (ст. 9), за исключением кардиналов курии, живущих в Риме, к-рые, даже если живут за пределами Ватикана, сохраняют его подданство, пользуясь правами и привилегиями принцев крови (ст. 21). Согласно ст. 12, стороны устанавливали дипломатические отношения и обменивались представителями на уровне послов. Послом Италии при Папском престоле был назначен один из высших фашистских функционеров Ч. М. де Векки, граф ди Валь Чисмон, папским нунцием в Риме - пресв. Ф. Боргоньини Дука, в связи с этим рукоположенный во епископа. Итальянское гос-во гарантировало Папскому престолу свободу дипломатических отношений со странами, включая те, с к-рыми у Италии не было дипломатических отношений. Папский престол выражал желание остаться в стороне от любых межгос. объединений, не быть замешанным в к.-л. конфликтах между державами, не участвовать ни в каких международных конгрессах, за исключением тех случаев, когда страны, находящиеся в конфликте, обратятся к нему с просьбой о посредничестве. Т. о., гос-во-город Ватикан объявлялся гос-вом постоянно нейтральным (ст. 24). Трактат отменял Закон о гарантиях от 13 мая 1871 г. и все остальные акты, противоречащие заключенному трактату (ст. 26).

http://pravenc.ru/text/2463153.html

Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г. Б. Муссолини, Ф. Пачелли, кард. П. Гаспарини, монсеньор Ф. Б. Дука. Фотография. 7 июня 1929 г. В ходе переговоров остро встал вопрос о молодежных католич. организациях, входивших в состав «Католического действия», т. к. в условиях усиления фашистской диктатуры деятельность любых образовательных и спортивных орг-ций, не связанных с Национальной фашистской партией, была сильно ограничена. Еще 3 дек. 1926 г. Бароне предупредил Муссолини, что ход переговоров может оказаться под угрозой, если не будут учтены требования папы Пия XI, касавшиеся свободы деятельности молодежных католич. орг-ций. Однако 9 апр. 1928 г. был издан королевский декрет, запрещавший все молодежные орг-ции, кроме юношеских фашистских движений «Балилла» и «Авангардисты». 17 апр. папа Пий XI направил Пачелли письмо, в к-ром поручил подготовить заявление о прекращении переговоров по «римскому вопросу». Угроза прекращения переговоров заставила Муссолини издать 14 мая 1928 г. циркуляр префектам королевства, где разъяснялось, что нормы декрета относились только к тем молодежным орг-циям полувоенного характера, к-рые противостояли «Балилле». Новый проект текста конкордата был выработан к кон. марта 1928 г., в него удалось включить неск. новых положений, благоприятных для Папского престола, таких как отказ гос-ва от права требовать отставки епископов по политическим причинам и не вошедшая в окончательный текст конкордата статья об удалении из епископской присяги политических обязательств. Летом 1928 г. в новые варианты трактата и конкордата вносили исправления и изменения. Наибольшие трудности по-прежнему вызывали вопросы о границах территории Папского гос-ва и о религ. образовании в школах. 1 июня 1928 г. папа Пий XI в письме к Пачелли указал на необходимость религ. воспитания не только в начальной, но и в средней школе, однако в представленном 20 авг. проекте конкордата пункт об этом вновь отсутствовал, и 1 сент. кард. П. Гаспарри сообщил Пачелли о недовольстве папы, поскольку «его требования (столь разумные и скромные) в отношении... религиозного обучения в средней школе не были приняты во внимание» ( Scoppola. 1971. P. 137). В авг. 1928 г. папа Римский Пий XI выразил согласие на высказанное Муссолини еще в янв. того же года предложение об ограничении суверенитета Папского гос-ва территорией Ватикана, в то время как вилла Дория-Памфили стала бы территорией, зависимой от Ватикана, но без суверенитета. 7 сент. 1928 г. кард. П. Гаспарри в письме к папе Пию XI выразил надежду, что данная уступка поможет добиться от итал. правительства принятия др. требований Папского престола ( Martini. 1963. P. 99). Однако сохранявшаяся в тексте трактата формула «Италия уступает...» вызывала большое недовольство папы. 7 сент. Бароне сообщил Муссолини о том, что папа принял все предложения итал. правительства, кроме пунктов о церковном браке и религ. обучении.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

" Большой взрыв " имел совершенно определенную, с невероятной точностью рассчитанную силу. Теоретический анализ показывает, что если бы в момент времени, соответствующий первой секунде по абсолютной шкале времени, когда картина расширения уже полностью определилась, скорость разлета вещества отличалась бы от реального значения более чем на 10 " 8доли своей величины в ту или иную сторону, то это оказалось бы вполне достаточным для катастрофических последствий для жизни: Вселенная либо давно сколлапсировала в исходное состояние " материальной точки " под действием сил гравитации, либо вещество в ней полностью Неужели такой тонкий баланс есть следствие лишь слепой игры случайных сил?! Для полноты картины необходимо упомянуть и о самой первой по времени - " инфляционной " стадии расширения Вселенной, которая продолжалась всего около 1035 секунды, начиная с того времени, как " заработали " мировые часы. Однако за это время вдруг появившийся из абсолютного ничто " зародыш " Вселенной успел увеличить свой размер до В древние времена толкователи библейского текста уподобляли свиток Пятикнижия Моисея Вселенной. Развертывание свитка подобно расширению Вселенной, а свертывание - ее сжатию. Согласно одному из древних толкований Библии, имя Бога " Всемогущий " (по древнееврейски " Ше-дай " ) объясняется так: " Тот, Кто сказал " Довольно " . Это толкование сопровождается преданием, согласно которому Вселенная, будучи сотворена, стала расширяться с огромной скоростью, и тогда Бог сказал ей: " дай " - " довольно " ! Быть может, на этом и закончилось мгновенное и гигантское по масштабам растягивание пространства, что на научном языке ныне называют " инфляционной " стадией расширения. Согласно этой научной концепции, далее расширение продолжилось, но не с такой колоссальной скоростью, а (по сценарию " Большого взрыва " ) благодаря первоначальному импульсу, приобретенному в период инфляции. Температура Вселенной стала постепенно уменьшаться, расходуя свой потенциал на расширение мира. Человечеству потребовалось затратить колоссальные интеллектуальные усилия, чтобы прийти к непостижимому, удивительнейшему выводу о " рождении " мира из ничего. Однако он не является новостью для христиан. Задолго до появления научного метода познания природы истина о сотворении мира ex nihilo была указана в Библии и подтверждена специальным постановлением IV Латеранского собора.

http://foma.ru/razmyishleniya-fizika-o-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010