Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЬФА И ОМЕГА [ A и W ], первая и последняя буквы греч. алфавита. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Выражение «А. и О.» трижды встречается в Откровении св. Иоанна Богослова: дважды как самоназвание Бога Отца (Откр 1. 8; 21. 6) и один раз как самообозначение Иисуса Христа (22. 13). «В 8 ст. говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения, который, по 1 ст., дал откровение Иисусу Христу для сообщения верующим» (Николай Орлов, свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. СПб., 1999. С. 45). По др. толкованию, в 3 указанных местах Апокалипсиса А. и О. именуется Иисус Христос - сторонники этого взгляда принимают толкование архиеп. Андрея Кесарийского († ок. 565): «Словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный - Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу...» (Слово 1. 1); «Начало и конец есть Христос как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей» (Слово 22. 66). Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Смысл этого имени Божия, к-рое использовано в Апокалипсисе и у ранних христ. писателей ( Пруденций , Тертуллиан ), очевиден из «описательных» имен, сопровождающих наименование А. и О.: «Который есть и был и грядет» (Откр 1. 8), «Начало и Конец» (1. 8; 21. 6; 22. 13), «Первый и Последний» (1. 10; 22. 13), «Вседержитель» (1. 8). Сопоставление первой и последней букв алфавита объединяет Божественный акт творения и эсхатологическое новое творение. Бог положил начало этому миру и приведет его к конечному завершению. А. и О., следов.,- Бог-Творец всего. Весь космос имеет начало и завершение в Боге. Не только начало и конец мира, но и вся его история пребывает под действием промышления Божия.

http://pravenc.ru/text/114190.html

Для ряда древних христианских писателей обычным символом для всех четырех евангелистов были четыре таинственных животных, которых прор. Иезекииль созерцал при реке Ховаре ( Иез.1:5-26 ). Их лица напоминали собой лица человека, льва, тельца и орла. Эти образы – человека (ангела), льва, тельца и орла – стали эмблемами для евангелистов, поэтому христианское искусство, начиная c V в., изображает Матфея с человеком или Ангелом (так как в Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа); Марка со львом (в Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность); Луку с тельцом (в Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов); Иоанна с орлом (по слову блж. Августина, Иоанн «как орел парит над облаками человеческой немощности»). Примерно в конце XVI в. в росписях храмов вместо евангелистов иногда изображались только их символы (например, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вяземах). Что символизирует изображение евангелистов под куполом храма? В системе декорации крестово-купольного храма изображения четырех евангелистов помещают в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Изображения евангелистов под куполом впервые получили широкое распространение в Византии. Когда впервые начали изображать четырех евангелистов? Самое раннее изображение евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах свв. Марка и Марцеллиана (до 340). K IV в. относятся рельефные изображения евангелистов на саркофагах: в соборе г. Апт (Франция) – сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением Церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и евангелистами-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). C VI в. евангелисты изображаются вместе с Богородицей или св. прор. Иоанном Крестителем, например, на резных пластинах трона (кафедры) еп. Максимиана (546–556, Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения евангелистов встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI b., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изображений символов евангелистов – тельца и ангела среди клубящихся облаков – присутствует в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, около 400 г. (диптих из собрания Тривульцио, Милан). Имеет ли слово «евангелисты» какие-либо другие значения?

http://azbyka.ru/evangelisty

Нотр-Дам де Пари — не музей, только его ризница обладает таким статусом. Французская общественность, по словам священника, воспринимает собор именно как церковь. Как бы ни хотелось некоторым высокопоставленным чиновникам видеть в нем музей. " В случае прихода к власти крайне светского правительства, которое захочет сделать вход в собор платным, мы будем бороться. Этот собор нам передан, и значит, мы несем за него ответственность. Но и государство должно им заниматься: я обязан обращаться к нему, когда нужен какой-то ремонт, я не могу делать его сам. Но вместе с тем государство оставляет нам все полномочия в религиозной сфере " , —рассказывает отец Патрик Шове. В России: РПЦ неоднократно подчеркивала, что вход в Исаакиевский собор станет свободным. Платными будут лишь экскурсии. Вырученные средства пойдут на содержание храма. Такая модель успешно " обкатана " в Казанском соборе северной столицы. После его передачи Церкви все расходы, частично включая внутреннюю реставрацию интерьеров, покрываются общиной при содействии благотворителей. Противники передачи Исаакия обращают внимание на то, что музей платит налог в городскую казну. На это в РПЦ уточняют, что налог начисляется только с зарплат сотрудников учреждения, и в церкви, " естественно, все будут платить такие же подоходные налоги " . Фреска Микеланджело " Страшный суд " . Фото: AP Photo/Pool/Pier Paolo Cito    Жизнь под одной крышей Несколько иная ситуация в Италии. Некогда самое богатое и влиятельное в Европе государство Ватикан теперь во многом зависит от туристов. Собор святого Петра и Сикстинская капелла " кормят " Святой престол. Церковь и государство взаимодействуют в рамках Латеранских соглашений, подписанных в 1929 году кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Бенито Муссолини — основателем фашизма в этой стране. Однако вопрос принадлежности тех или иных культовых зданий в Италии сегодня является очень сложным, отмечает глава Папского совета по культуре кардинал Джанфранко Равази. Какая-то часть храмов находится в собственности католической церкви, другая принадлежит государству — многие здания, базилики и соборы были приобретены им в XIX веке. Например, в госсобственности находится самая необычная церковь Рима — Санта-Мария-дельи-Анджели.

http://pravoslavie.ru/102386.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 23 Май 2023 Вашингтонский Музей Библии проводит виртуальную выставку-путешествие по семи паломническим базиликам Рима В Избранное Вашингтон, 22 мая. Музей Библии проводит виртуальную выставку-путешествие по семи паломническим базиликам Рима, сообщает  «Седмица»  со ссылкой ha chrismianposm. Новая экспозиция «Путешествие веры: семь паломнических церквей Рима» предлагает христианам «возможность отправиться в духовное путешествие в Музее Библии и углубить свое понимание истории паломничества». Она подробно повествует об истории этих храмов и показывает множество книг и произведений искусства, предоставленных музеями и библиотекой Ватикана. Выставка будет проходить с 12 мая по 10 сентября. «На протяжении веков паломники со всех уголков Европы отправлялись в Рим, чтобы посетить семь паломнических базилик и поклониться хранящимся в них святыням, – рассказывает Коринна Рикасоли, куратор-консультант музея изобразительных искусств. – Цель нашей выставки состоит в том, чтобы ознакомить посетителей с историей, духовным значением и красотой семи церквей Ватикана. Паломничество – это путешествие не только физическое, но и духовное, в котором христиане укрепляются в вере и обновляют свою связь с божественным. Эти храмы – нечто большее, чем материальные сооружения, они являют собой свидетельства глубокого влияния веры на человека и преобразующей силы паломничества». Куратор-консультант поясняет, что в число семи паломнических церквей (базилик) изначально входили собор святого апостола Петра в Ватикане, собор святого апостола Павла, Латеранская базилика, базилика Санта-Мария-Маджоре, базилика святого Лаврентия, базилика Святого Креста Иерусалимского и базилика святого мученика Себастьяна. Первые четыре считаются великими базиликами (соборами), а последние три – малыми. Однако в юбилейном 2000 году Папа Римский святой Иоанн Павел II зaмehuл базилику святого мученика Себастьяна храмом Богоматери Божественной любви. Мария Адальгиса Оттавиани, сотрудник Отдела выставок библиотеки Ватикана, также выступила во время презентации и отметила, что эта выставка призвана напомнить верующим о древнем обычае паломничества, который, «к сожалению, в наше время постепенно уходит в прошлое». Ведущий куратор отдела искусства и выставок Эми Ван Дайк высказала надежду, что выставка порадует местных христианам возможностью совершить «виртуальное паломничество». «Идея путешествия веры или паломничества с целью посещения святынь чрезвычайно важна для католической веры и вообще для любого христианина, стремящегося укреплять веру и обновлять связь с ее вещественной историей, – сказала Ван Дайк в интервью Christian Post. – Этой нашей виртуальной экспозицией мы стараемся привнести хоть какую-то частицу святынь сюда, чтобы верующие могли пройти и посмотреть гравюры, образы, храмы, совершить личное виртуальное паломничество и прочувствовать, насколько такое путешествие важно и целебно для веры».

http://azbyka.ru/news/vashingtonskij-muz...

Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель) Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель) Вскоре после утверждения христианства в Римской империи св. равноап. имп. Константин Великий принял меры к отысканию, сохранению, прославлению Креста и Гроба Господня в Иерусалиме (326), святых мест. Со 2-й пол. IV в. известна традиция раскопок с целью обретения мощей, особо развитая в средневековье. Большое внимание реставрации катакомб, о посещении к-рых пишет уже блж. Иероним Стридонский, уделяли папы Римские. В ризницах соборов хранились огромные собрания святынь, впосл. ставшие опорой для изучения А. х. В хождениях многочисленных паломников описаны древние христ. святыни (итинерарии по Риму известны с VII в., самый подробный - Уильяма из Малмсбери , 1120-1140); в XII в. делались попытки систематического описания собора ап. Петра (П. Маллио) и Латеранской базилики (диак. Иоанн). В эпоху Возрождения стимулирующее воздействие на А. х. оказало зарождение интереса к античности и первые значимые находки христ. памятников в Риме (статуя Ипполита пресвитера, саркофаг Басса Юния и др.). А. х. сохраняла описательный характер до начала Реформации (Т. Альфарано, О. Панвинио, Альд Мануций, П. Угонио), когда в ответ на критику ученых-протестантов, указывавших католич. Церкви на ее «порчу (см. в ст. « Магдебургские центурии »), их оппоненты как к аргументам обратились к материальным свидетельствам, выявленным А. х. (Ц. Бароний ). Целенаправленное натурное изучение катакомб как памятников ранней Церкви начал А. Бозио . Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " , Ватикан)) Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " , Ватикан)) В XVII-XVIII вв. развитие А. х. определялось соперничеством ученых, представителей католицизма и протестантизма. Изучение раннехрист. древностей католич. стран сосредоточилось вокруг собирания святынь. В спорах по вопросам догматики и литургики нередко прибегали к подделкам надписей, печатей и т. п., чтобы подчеркнуть вклад Римской Церкви в развитие христианства. Протестанты, отрицавшие все, что исходило из Рима, приписывали фрески катакомб средневек. монахам, подвергали сомнению датировки и подлинность погребений и т. д. Но создание церковных собраний «мраморов» и мозаик, а позже и лапидариев с каталогами привили почтение и интерес к находкам, способствовали их сохранению. В Риме продолжались труды по описанию храмов (П. де Анджелис, Дж. Северано, Дж. Гримальди, А. Донати), исследовались Неаполь (Ж. Мабильон ), Равенна (Дж. Дж. Чампини), Сиракузы (М. А. Больдетти), в XVII в. при содействии ордена францисканцев появились первые обмеры памятников Св. земли. Развитие классической эпиграфики подтверждало историчность евангельских текстов надписями I в. ( «Клавдиева таблица» , надпись из Тиволи , Палатина Секунда надпись , Нимфея надпись , надпись из Баальбека ).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Этот сюжет, знаменующий торжество Церкви, встречается часто, но в короткий период, с сер. IV до кон. V в., в монументальной живописи (на фресках в катакомбах, мозаиках храмов), на рельефах саркофагов, на предметах мелкой пластики. Ее устоявшийся вариант представлен композицией, где образы первоапостолов обладают достаточной иконографической определенностью внешности, поз, а также фиксированным местоположением. Иисус Христос представлен в центре, восседающим на троне или стоящим, Он вручает ап. Петру (обычно изображен справа, нередко с крестом на плече) свиток с текстом, символизирующий Закон, ап. Павел (слева) воздает хвалу Господу. Одно из ранних изображений датируется 359 г. и представлено на стенке саркофага Юния Басса (Сокровищница собора св. Петра, Ватикан): восседающий на троне Спаситель (юный, безбородый) вручает свиток ап. Петру; образы первоапостолов сходны, оба с кудрявыми волосами, с короткими округлыми бородами (см. также: саркофаги - между 380 и 400 гг., базилика Сант-Амброджо, Милан; 3-я четв. или посл. треть IV в., ц. Сан-Чельсо, Милан (ап. Петр - слева, ап. Павел - справа); 2 саркофага, 1-я четв. и 1-я пол. V в., аббатство Сен-Виктор, Марсель и др.; предметы мелкой пластики - реликварий, кон. IV в., Музей Византийской культуры, Фессалоники; крышка реликвария, V в., Археологический музей, Венеция, и т. д.). «Traditio Legis» может являться и центром композиции с изображением 4 или 12 апостолов (напр., на саркофагах посл. трети и кон. IV в., собор св. Петра в Ватикане; см.: Bovini, Brandenburg. 1967. N 679, 667). В памятниках монументальной живописи соборная апостольская иконография отмечается наибольшей репрезентативностью благодаря в т. ч. важнейшим, с сакральной т. зр., местам ее размещения в храмовом пространстве: в апсиде, на триумфальной арке. Согласно условной реконструкции декора времени равноап. имп. Константина в базиликах Латеранской и ап. Петра, в их апсидах помещалось изображение предстоящих Христу первоверховных апостолов в иконографии «Traditio Legis» (см.: Ендольцева.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Павел с книгой без меча; Иоанн евангелист; св. Венанций; папа Иоанн IV с рисунком церкви в руках; св. апостол Петр с ключом и посохом; Предтеча; св. Домн Далматский и папа Феодор с книгой; на сводах – Вифлеем, Иерусалим и символы евангелистов; ниже восемь славянских воинов, которых останки перенесены были сюда, с подписями имен их. Все эти мозаики казисты, но неизящны. Из крещальни я прошел в соседний дворец. На месте его до дней Константина Великого стояли палаты некоего Плавта Латерана, а при этом государе они достались супруге его Фавсте и потом были подарены им папе Сильвестру с базиликой внутри их. С этой поры сия патриархия, заключавшая в себе эту базилику, приделы, пресловутое святое святых, Sancta Sanctorum, т.е. домашний храм папы, столовую горницу и прочее, постоянно была помещением пап до времени возвращения их из Авиньона. Папа Захарий (741–752 гг.) обновил это помещение и прибавил к нему некоторые пристройки. Потом оно горело и в годы двупапства запустело так, что по окончании его римские первосвятители начали жить в Ватикане. Уже Сикст V в 1586 г. перестроил Латеранский дворец так, как он видится ныне. Но отдаленность его от ватиканского храма св. Петра, неимение при нем сада и нездоровый воздух принудили пап заменить Латеран Ватиканом. В нем помещена была больница для сирот, а Григорий XVI (1831–1846 гг.) обратил его в музей и тут в стены нижнего этажа вставил древле-христианские надписи из катакомб и из других мест, надписи догматические, исторические и другие, кои дают понятие об архитектуре и ваянии. В этом этаже 16 зал наполнены, кроме надписей, разными остатками древности языческой. Я не рассматривал их по недостатку времени и взошел в верхний этаж, в котором помещен музей христианский, придуманный папой Пием IX и приведенный в порядок отцом Марком Росси. Здесь мое внимание заняли только Ипполитова мраморная статуя и живописные картины, а на катакомбные древние саркофаги и надписи я взглянул мимоходом, так как невозможно было удержать в памяти великое множество их. Названная статуя, сидящая на кафедре, помещена в углу первого коридора, в который ведет лестница из нижнего этажа. Она была найдена в 1551 г. за городом Римом у храма св. Ипполита, при дороге Тибертинской, недалеко от церкви св. Лаврентия fuori. В этом памятнике четвертого века древни только кафедра (кресло) и нижняя часть Ипполитова тела. Кто же этот Ипполит, и чем замечательна кафедра, на которой он сидит?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На протяжении всей т. н. Великой Реконкисты кастильские короли пользовались поддержкой католич. Церкви. Несмотря на то что связи Церкви в И. с Папским престолом укреплялись, папские легаты часто бывали в испан. королевствах, испан. прелаты участвовали в Соборах Римско-католической Церкви (на IV Латеранском Соборе присутствовали 23 представителя испан. церковной иерархии), на Пиренейском п-ове, прежде всего в Леоно-Кастильском королевстве, Церковь не отстаивала свою независимость от светской власти, а предпочитала выступать в союзе с ней, получая привилегии в уплате податей и в решении вопросов о юрисдикции епископов. Поступаясь иногда доходами, субсидируя военные кампании королей, кастильское духовенство добивалось сохранения большинства своих привилегий. Во многом такая позиция объяснялась единством интересов королевской власти и Церкви в Реконкисте. Королевская власть могла быть уверена в содействии Церкви в освоении обширных территорий, присоединенных в ходе военных действий 1-й пол. XIII в. Когда после отвоевания Севильи начался раздел земель (repartimientos) и формирование адм. структуры на местах, именно король, а не папа Римский (это вызвало недовольство в Риме) и не совет испан. прелатов решал, кому поручать управление восстановленными и вновь учрежденными кафедрами (Севилья, Кордова, Хаэн, Картахена). Навершие епископского посоха и реликварий. Ок. 1200–1230 гг. (Музей Каталонии, Барселона) Навершие епископского посоха и реликварий. Ок. 1200–1230 гг. (Музей Каталонии, Барселона) Положение католич. Церкви в королевствах Наварра и Арагон в этот период было более прочным и в экономическом, и в политическом отношениях во многом из-за отсутствия тяжелых денежных повинностей и сохранения традиции созыва Соборов. Больший успех здесь имела и церковная реформа: вскоре после отъезда Иоанна Гальгрина Собор в Таррагоне утвердил постановления Соборов, проходивших в Леоно-Кастильском королевстве. Одним из деятельных сторонников реформы был архиепископ Таррагоны Пере д " Албалат (1238-1251).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова. Трон Максимиана.Фрагмент.Сер.6 в.Архиепископский музей в Равенне. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский. Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

http://pravoslavie.ru/412.html

Изумленные жрецы Ваала в недоумении смотрят друг на друга. – в Третьем, нижнем ряду изображений – в первой клейме, слева (от зрителя), – избиение пророков Вааловых. Пророки Ваала лежат – несколько человек в ряд. Над ними пр. Илия, вонзает нож в горло одному из них. Действие происходит на горе; вдали – дерево. – Во втором клейме – явление ангела пророку Илие. В горах, покрытых растительностью – деревьями, лежит пророк; ангел будит его. – В последнем клейме – взятие Илии на небо. Илия, в белой одежде, без милоти, несется на огненной колеснице (в виде четырехугольного ящика на колесах) на облака, левою рукою указывает вверх, правой подает стоящему внизу пророку Елисею милоть. У ног последнего река Иордан. Икона эта замечательна по превосходному исполнению, принадлежащему, несомненно, одному из наиболее выдающихся иконописцев XVII века, к каковому времени можно отнести икону, судя по надписям на ней. – Икона поступила в музей из Вознесенского монастыря. – На иконе кое-где сохранились части древнего серебряного оклада; на обратной стороне она подложена крашениной. – Самым древнейшим изображением из жизни пророка Илии является взятие его на небо. Изображения взятия Илии на небо появляются весьма рано в христианском искусстве на гробницах, как аллегория воскресения. Пророк изображался на колеснице, везомой четырьмя лихими конями, одной рукой он держит вожжи, а другой бросает милоть на руки Елисея, покрытые полою из благоговения к этой благодатной одежде, чтобы не касаться ее непосредственно. Для обозначения вечной юности, вступившего в райское блаженство пророка, на саркофагах он представлялся молодым и безбородым. Внизу колесницы Иордан, в виде человека, с камышом в руке и в венке из тростника, локтем опирается на урну, из которой бежит вода. Некоторые древнейшие изображения взятия Илии на небо имеют ту особенность, что на втором плане на них помещались две издали наблюдающие чудо фигуры – сыны пророческие, о которых говорится в 4 книге Царств, что они “стояху издалеча”. На барельефе Латеранского музея они изображены в виде – двух детей, выражающих свое изумление пред светоносной колесницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010