Иннокентий XI, папа Римский. XVII в. Неизвестный художник (Музей истории искусств, Вена) Иннокентий XI, папа Римский. XVII в. Неизвестный художник (Музей истории искусств, Вена) 4 апр. 1650 г. папа Иннокентий X назначил кард. Б. Одескальки епископом Новары. 20 нояб. того же года в часовне архиепископского дворца Феррары состоялось рукоположение во пресвитера; епископскую хиротонию 29 янв. 1651 г. в кафедральном соборе св. Георгия в Ферраре возглавил архиеп. Феррарский кард. Франческо Мария Макиавелли. В марте 1654 г. епископ отправился в Рим ad limina apostolorum и в Новару не вернулся. После смерти Иннокентия X и избрания на Папский престол кард. Фабио Киджи (папа Александр VII ) кард. Б. Одескальки остался в Риме и вскоре был освобожден от должности епископа Новары (вместо него на эту кафедру в марте 1656 был назначен его брат бенедиктинец Джулио Одескальки). 21 апр. 1659 г. папа Александр VII возвел Б. Одескальки в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Онуфрия. С 12 янв. 1660 по 24 янв. 1661 г. камерленго коллегии кардиналов . Строгость нрава и аскетизм Б. Одескальки, вероятно, стали причиной того, что его кандидатура была отклонена на конклаве 20 дек. 1669 - 26 апр. 1670 г.: кард. Эмманюэль Теодоз де Ла Тур де Буйон убедил франц. кор. Людовика XIV воспользоваться правом вето против Б. Одескальки. Однако на следующем конклаве, в 1676 г., он получил абсолютное большинство голосов (представители франц. короля, стремившегося не допустить избрания на Римский престол происпански настроенного кандидата, согласились на кандидатуру Б. Одескальки). На этом конклаве впервые образовалась группа кардиналов, выступавшая против к.-л. политической ориентации буд. папы, к-рый, по их мнению, должен был максимально сосредоточиться на решении пастырских задач Римско-католической Церкви. Избранный 21 сент. 1676 г. папой Римским Б. Одескальки принял имя Иннокентий XI в память о папе Иннокентии Х. Коронация нового папы состоялась в соборе св. Петра 4 окт. 1676 г.; 8 нояб. прошла интронизация И. в Латеранской базилике. Став папой, И. отказался от системы непотизма и не назначал кардинала-непота. Проводником внутренней и внешней политики Папского гос-ва при И. стал кард. Альдерано Чибо, 23 сент. 1676 г. назначенный гос. секретарем (сохр. пост до смерти И.). Папа конституцией «Romanus Pontifex» от 1 апр. 1678 г. провел реформу секретариата: были созданы секретариат бреве (ординарных) и секретариат бреве для правителей.

http://pravenc.ru/text/468793.html

" ). Саккос архиеп. Кирилла. XVII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) И. X. отводят на допрос к первосвященнику Каиафе (Мф 26. 57; по Ин 18. 13: «сперва к Анне»; Ин 18. 24: «Анна послал Его, связанного, к первосвященнику Каиафе»), где Он подтверждает Свое мессианское достоинство (Мк 14. 61-62). Синедрион приговаривает И. Х. к смерти, Он подвергается поруганию. Но т. к. в оккупированной Иудее решение о казни человека могло быть принято только рим. властями, И. Х. ранним утром «отвели и предали Пилату» для подтверждения приговора. Сбывается пророчество И. Х. об отречении Петра. Пилат спрашивает Христа, считает ли Он Себя Царем иудеев, и получает утвердительный ответ (Мк 15. 2 и др.). Однако Пилат пытается отпустить обвиняемого, т. к. по обычаю к празднику Пасхи можно помиловать одного осужденного. Но собравшийся народ требует освободить Варавву , который во время мятежа совершил убийство (Мк 15. 7), и настаивает, согласно Евангелию от Матфея, на смертной казни Христа, крича «да будет распят» и «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27. 22-25). Пилат «умыл руки перед народом» в знак того, что ответственность за смерть Иисуса ложится не на него (Мф 27. 24; о том, что осужденный - Праведник, ему сообщает жена, к-рой это открыто во сне). И. Х. предается бичеванию и на распятие. Евангелисты описывают издевательства рим. легионеров над Царем: они одевают обнаженного Иисуса в «багряницу», возлагают Ему на голову «терновый венец», дают «в правую руку трость», бьют, оплевывают и, смеясь, приветствуют: «радуйся, Царь Иудейский!» (Мф 27. 27-31; Мк 15. 16-20; Ин 19. 2-3). Весь путь к месту казни (см. Голгофа ) И. Х. после бичевания Сам должен был нести тяжелый крест, помогает нести крест Симон Киринеянин (Мк 15. 21). Христа распинают (см. Распятие ). Перед казнью Ему предлагали «вино со смирною» (напиток, притупляющий чувствительность), «но Он не принял» (Мк 15. 23). Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим) Крест-хризмон. Страсти Христовы.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Самая простая композиция на саркофаге Юния Басса (359 г., Музеи Ватикана): Спаситель едет верхом на осле; небольшого роста человек в тунике постилает пред Ним одежду, другой влез на дерево. Более подробно изображение на Латеранском саркофаге (IV в., Латеранский музей, Рим): юный Христос едет верхом на ослице, возле которой идет жеребенок; Его сопровождают два апостола; впереди небольшой человек расстилает на пути одежду; другой, взобравшись на дерево, срезает и бросает на дорогу пальмовые ветви На другом Латеранском саркофаге эта сцена очень живая и динамичная: юный Христос с благословляющей десницей едет верхом; за Ним следуют два апостола с воздетыми руками для выражения восклицания «Осанна!». Впереди группа людей: иные расстилают на пути одежды, другие, с одеждами и пальмовыми ветвями в руках, выходят из ворот Иерусалима; другой человек сидит на пальмовом дереве и срезает ветви Интересны рельефные изображения последующего времени. На окладе Евангелия VI в., хранящегося в сокровищнице собора в Милане, Вход в Иерусалим дан в краткой редакции. Иногда Спасителя изображают, сидящего на осле не верхом, а сбоку – это типично для византийских памятников. В резном изображении слоновой кости трона (кафедры) архиепископа Максимиана (546–556, Архиепископский музей, Равенна) перед Спасителем расстилает одежды женщина, означающая, вероятно, город Иерусалим. В стихире на литии говорится: «…веселится дщи Сионова, радуются языцы земнии, ветви держат дети, ризы же ученицы». На Парижском окладе в воротах Иерусалима изображена женщина в нимбе; она также олицетворяет Иерусалим Начиная с VI в. встречается сюжет Входа Господня в Иерусалим в книжной миниатюре. В сирийском Евангелии Раввулы (586 г., из флорентийской библиотеки Лауренциана) композиция краткая, видимо, из-за недостатка места: Христос без бороды, в багряной тунике, в сопровождении апостола; перед Ним один человек расстилает тунику, еще трое с пальмовыми ветвями в руках. Образцом полной редакции византийской миниатюры Входа в Иерусалим является миниатюра из т. н. Кодекса Россано (рукописи Евангелия VI в. – Россано, кафедральный собор), занимающая целый лист. Христос со свитком и благословляющей десницей, в крестчатом нимбе едет на осле; за Ним следуют два апостола; они ведут между собой беседу. Возле апостолов пальма, на которую взобрались двое и срывают ветви. Впереди Христа большая толпа народа: два человека постилают на дороге одежды; группа мужчин и женщин с пальмовыми ветвями в руках вышла навстречу Ему из городских ворот; тут же группа детей в коротких украшенных клавами туниках, также с ветвями в руках. На заднем плане город Иерусалим, окруженный стеной; из окон городских домов выглядывают люди с пальмовыми ветвями. Торжество встречи показано вполне ясно. Заметим, что в этой миниатюре впервые появляется изображение детей с ветвями

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

алфавита) икоса, составленные Иоанном Евгеником (Ibid. Σ. 84-96). Е. Е. Макаров Иконография Ап. Иоанн Богослов. Мозаика Баптистерия православных в Равенне. Сер. V в. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика Баптистерия православных в Равенне. Сер. V в. Древнейшие дошедшие до нас изображения И. Б. относятся к III-IV вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где И. Б. представлен не единолично, а в числе 12 апостолов или реже четырех евангелистов, окружающих Иисуса Христа или предстоящих Ему (рим. катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., святых Марка и Марцеллиана на Виа Ардеатина, ок. 320 г., на Виа Анапо, 1-я пол. IV в.; саркофаг из ц. Сант-Амброджо в Милане, кон. IV в. и др.). Устойчивые иконографические признаки или атрибуты, позволяющие определить основную часть изображений (за исключением апостолов Петра и Павла), в подобных сценах отсутствуют. Лики апостолов - единого обобщенно-идеализированного типа и различаются лишь наличием или отсутствием бород, реже - длиной волос. В росписях катакомб апостолы облачены, как правило, в одинаковые белые хитоны с клавами и паллии, в скульптурных композициях - в хитоны и гиматии. Уверенно отождествлять с И. Б. одного из изображенных апостолов или евангелистов можно только в тех случаях, когда сохранилась надпись, как, напр., на саркофаге в соборе г. Апт, Франция (IV в.), украшенном фигурами четырех евангелистов со свитками в руках. И. Б., придерживающий свиток обеими руками, представлен юным и безбородым, что вряд ли можно рассматривать как устойчивый иконографический признак, поскольку такой же облик имеют и два из трех других евангелистов (в т. ч. ап. Марк, также опознаваемый по надписи). И. Б. идентифицируется по надписи и на фрагменте саркофага из Сполето (IV в., Латеранский музей, Рим), на котором представлено аллегорическое изображение Церкви-корабля с Иисусом Христом и гребцами-евангелистами (сохранность не позволяет судить о наличии или об отсутствии у И. Б. бороды). Обобщенно-условные типы в изображениях апостолов и евангелистов преобладают и в искусстве V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. под председательством римского папы Мартина I, направленный против монофелитской ереси. Император Константин (Констант) II правил в 641–668 г. Епископы называют его «благочестивейшим», хотя он был сторонником монофелитства и после собора сослал папу Мартина в Крым, где тот и умер. 835 Будучи греком, Теодор осторожно высказывается по вопросу исхождения Святого Духа, ставшему позже главным пунктом расхождений между восточной и западной церковью. Как известно, первая считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как вторая со времен борьбы с ересями приняла положение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. 836 Архикантор или регент Иоанн прибыл в Англию с Бенедиктом–Бископом после его пятого путешествия в Рим с аббатом Кеолфритом в 678 г. Здесь Беда впервые упоминает о Бенедикте, который в 674 г. основал монастырь в Уирмуте. Очевидно, он мало пишет о Бенедикте, как и о его преемнике Кеолфриде, чтобы не дублировать свое подробное повествование о них в «Истории аббатов Уирмута и Ярроу». Иоанн был регентом храма св. Петра и настоятелем маленького римского монастыря св. Мартина. 837 Имеется в виду монастырь Уирмут в устье реки Уир (Wear). Его основал Бенедикт–Бископ, приближенный короля из знатного англосаксонского рода, первый аббат Уирмута в 674–689 гг. В 681 г. неподалеку был основан монастырь Ярроу, аббатом которого стал Кеолфрит (после смерти Бенедикта он занял и должность аббата Уирмута). Монастыри были знамениты не только тем, что там жил Беда, но и своими скрипториями, где были созданы первые рукописи «Истории» и богато орнаментированные Библии (сохранилась только oдha–Codex Amiatinus, ныне во Флорентийской библиотеке). В IX в. Уирмут и Ярроу были уничтожены скандинавами, позже восстановлены, но потеряли былое значение. Окончательно их закрыли в XVI в. Ныне Уирмут (Монкуирмут) и Ярроу–небольшие рыбацкие городки. Развалины обоих монастырей раскопаны; в Ярроу действует музей Беды и его времени. 838 Кеолфрит был аббатом Ярроу в 689–716 гг. и учителем Беды. В 716 г. он отправился в Рим и там в скором времени умер. Его жизнь описана Бедой в «Истории аббатов»; существует также анонимное «Житие Кеолфрита» того же времени. 839

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

43 Фото В этот удивительный город мы прибыли поздно вечером. Зарегистрировались в гостинице и отправились гулять по старинным улицам. 29 Фото Эта церковь кажется ничем не примечательной. Много похожих храмов в Риме… И в самом деле, немудрая средневековая перестройка храмов, пришедших в ветхость, стерла с их лика черты индивидуальности, древней неповторимости… 13 Фото Пожалуй, Венеция – это самый изысканный и красивый город из всех, в которых я бывал в своей жизни. Это музей под открытым небом, город-чудо. 101 Фото Мы у храма Сан-Пьетро-ин-Винколи, то есть церкви Вериг святого Петра. Храм здесь был построен еще в 5-м веке, но впоследствии перестраивался. 9 Фото В настоящем фотоальбоме я расскажу о древностях Рима, увиденных мною в музеях Вечного города. 73 Фото В центре Рима, на живописном берегу Тибра, стоит серо-коричневая громадина древнего замка. Строить это здание начал император Адриан в 135 году как мавзолей для себя и членов своей «божественной» семьи. 19 Фото Этот собор, являясь главным католическим храмом Рима, является и вообще самым главным католическом храмом в мире. Об этом гласит латинская надпись на фронтоне: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города (то есть Рима. – прот. К.) и мира мать и глава». 25 Фото Трастевере (дословно: за Тибром) – это один из моих самых любимых районов Рима. Маленькие улочки (еще меньше, чем в историческом центре города), более камерные храмы, древность, которой еще меньше коснулись перепланировки и перестройки последующих веков. 21 Фото Мы в Риме, у внушительной и роскошной базилики св. Апостола Павла. Здесь, за чертой города, Ап. Павел был казнен и похоронен. 9 Фото Венеция. Собор Святого Марка. Когда входишь под своды этого здания, точной копии собора Двенадцати Апостолов в Константинополе, захватывает дух от красоты. 25 Фото Старинный провинциальный итальянский городок Салерно. При подъезде к городу сразу обращает на себя внимание большая гора с водруженным на вершине крестом. 51 Фото Каждый город, если его подсветить, если в нем продолжается жизнь, если не страшно ходить по улицам, прекрасен в ночное время по-своему. Рим и вообще город замечательный, но едва ли не лучше он в ночное время.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

встречаются повсеместно: в росписях римских катакомб (Каллиста, Присциллы, Петра и Марцеллина и др.), в мозаиках базилик и гробниц (в соборной базилике в Аквилее, сер. IV в., в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне), на рельефах саркофагов (Музеи Ватикана, IV в.), на надгробных стелах (Музей Терм, Рим, III-IV вв.), в виде статуй (ГЭ, IV в.). Позднеантичный буколический образ пастуха и идиллической природы получил в христ. искусстве новое содержание. Пастух с овцой на плечах стал символом божественного человеколюбия ( Grabar. 1979. P. 26), прекрасный сад - образом рая, где вместе со своим пастырем - И. Х. пребывают души праведников. Образ Доброго пастыря в раннехрист. искусстве соотносится с темой Крещения, напр. в росписи крещальни в Дура-Европос, в рельефах саркофагов (саркофаг из ц. Санта-Мария Антиква в Риме, ок. 270), в мозаиках баптистериев (собора Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, 2-я пол. IV в.; в Латеранском баптистерии, IV в.). Образ Доброго Пастыря связан также с темой учения, где паства - ученики (ср.: Ин 21. 15-17; Еф 4. 11). Символическим изображением И. Х.- Учителя является также фигура античного философа ( Grabar. 1979. P. 27). Так, на рельефах саркофага из ц. Санта-Мария Антиква последовательно представлены Крещение, Добрый Пастырь, сидящий философ, оранта, прор. Иона и пасущиеся в саду овцы. Изображения И. Х. как античного философа, окруженного учениками, сохранились в катакомбах Люцины и катакомбах Каллиста. В IV в., в эпоху имп. св. Константина, доминируют изображения юного И. Х. и юных апостолов в одинаковых белых одеждах с полосами-клавами, сидящих или стоящих группами вокруг Учителя, в т. ч. в сценах агап (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.). Распространены изображения, свидетельствующие о чуде Воплощения: поклонение волхвов (катакомбы святых Петра и Марцеллина), поклонение пастухов (саркофаги), Благовещение (катакомбы святых Петра и Марцеллина, катакомбы Присциллы, 2-я пол. II или 1-я пол. III в.). Со 2-й пол. IV в. наряду с образом юного, безбородого И.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Les voies de la création en iconographie chrétienne. P., 1994. P. 182-185, 219-228). При адаптировании традиционной схемы к предтеченскому циклу в нее был включен дополнительный эпизод - «Наречение имени Иоанна Захарией», иконография к-рого известна c IV в. и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV в., Латеранский музей, Рим). В развитых житийных циклах этот эпизод мог составлять отдельное клеймо: на синайской иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.), в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос (нач. XIII в.), а также в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса Архангельской обл. (2-я пол. XVI в., АМИИ). Композицию мог дополнять эпизод «Поднесение младенца Иоанна Захарии», как в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314); на фресках ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1378); в клейме иконы из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК). В XIV в. в соответствии с тенденцией палеологовского искусства вводить в иконографию бытовые детали в композиции «Рождество св. Иоанна Предтечи» появились изображение стола с яствами рядом с ложем Елисаветы и сцена «Укачивание младенца» (параллельно такое же добавление было сделано в композицию «Рождество Богоматери»; см.: Лихачева. 1970). В XVI-XVII вв. «Рождество св. Иоанна Предтечи» стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон: новгородской иконы 1-й четв. XVI в. из Клопского мон-ря; 2 икон-таблеток из ГТГ (2-я пол. XVI в.); иконы из собрания Н. П. Лихачёва (XVI в., ГРМ). На последней иконе в традиц. схему включен возвышающийся над композицией образ И. П. Ангела пустыни, фронтально обращенного к зрителю. Сходное решение встречается на ряде икон XVII в., что, вероятно, было вызвано необходимостью усилить функцию моленного образа на праздничной иконе. Будучи непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Имперский крест. 1370–1382 гг. (Сокровищница дворца Хофбург, Вена) Имперский крест. 1370–1382 гг. (Сокровищница дворца Хофбург, Вена) Дискуссия о пресуществлении в католич. богословии, к-рая продолжалась до IV Латеранского Собора 1215 г., способствовала тому, что К. (особенно с изображением Распятия) мог служить иллюстрацией реального присутствия Христа во время Евхаристии. Кроме того, все более личный характер, к-рый приобретала вера, подразумевал прямое обращение к Христу, пострадавшему за грехи человечества, что требовало наличия Его образа на престоле. Согласно Гонорию Отёнскому (XII в.), К. ставили на престол, чтобы во время молитвы он был символом Христа, напоминал о Его страстях и призывал людей следовать за Ним ( Honor. August. Gemma animae. 135). Одним из ранних сохранившихся примеров алтарного К. может служить серебряный «малый» К. св. Бернхарда, еп. Хильдесхайма (ок. 1130-1140; Музей собора в Хильдесхайме). Алтарные К. были особенно распространены на территории Свящ. Римской империи, в Тоскане и Ломбардии, а также в Дании и на юге Швеции, неск. примеров алтарных К. романского стиля сохранилось в Англии, Франции и Испании. Не существовало специальных предписаний о материале для изготовления алтарных и процессионных К. в средневековье, сохранившиеся - в основном бронзовые или медные, обычно золоченые. В описях часто упоминаются золоченое серебро и золото, под последним, вероятно, также подразумевалась позолота. В бедных приходах К. могли быть деревянными. Редкие примеры К. из слоновой кости - английский К. c изображением Распятия, сер. XII в. («Клойстерс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк); К. Гунхильды, до 1076 (Нац. музей Дании, Копенгаген) и др. Лиможские эмалевые К. со 2-й пол. XII в. распространились по всей Европе. Процессионные К. часто украшали драгоценными камнями и жемчугом, напр. К. Лотаря (кон. X в., сокровищница собора в Ахене); в их перекрестьях располагаются мощи, как в «большом» К. св. Бернхарда (Музей собора в Хильдесхайме). Основная форма алтарных и процессионных К.- латинский с прямыми концами, которые могут быть расширенными, трапециевидными, крестовидными или закругленными.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

К той же категории смешанных музеев относится музей Кирхера в Риме. Высшее место принадлежит Латеранскому музею в Риме, где собраны многочисленные предметы христианской древности, найденные в Риме и его окрестностях; здесь хранятся предметы, найденные в катакомбах: саркофаги, памятники эпиграфические, лампы, фрагменты фресковых живописей. Сюда же следует отнести музей христианский, основанный проф. Пипером при Берлинском университете. Специальных музеев и собраний византийских древностей до сих пор еще нет: предметы византийского искусства рассеяны по разным музеям западной Европы, Греции и России, по монастырям и церквам Греции, Турции, Кавказа; особенно по монастырям Афона. Русские церковные древности сосредоточиваются отчасти в музеях; в патриаршей ризнице в Москве, в монастырях: Троице-Сергиевой Лавре, Ипатьевском монастыре в Костроме, Спасо-Преображенском в Ярославле, Рождественском во Владимире, Антониевом и Юрьевом в Новгороде; в соборах: Новгородском Софийском, Псковском Троицком, в московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском, киевском Софийском, ярославском Успенском и др. Научная обработка памятников периода началась в XVI–XVII вв. Капитальные труды Бозио положили прекрасное начало исследований римских катакомб. Продолжателями его были в XVIII веке Фабретти, Миссон, Боттари, Буонаротти, Больдетти и Аженкур. В XIX в. наибольшей славой покрыты имена Марки и его ученика Джиованни Баттиста де Росси: труды их, особенно последнего, легли в основу большей части исследований новейших авторов, – Аляра, Мартиньи, Перре, Резана, Сальмона, Клоке, Орацио Марукки, Норзскота, Крауса, де-Валя, Вильперта, Бейсселя, Лиля, Фиккера и Фриккена; большей оригинальностью отличается французский ученый Ролле и немецкий В. Шульце. Гарруччи поставил дело исследования памятников христианских (I–VIII в.) шире, чем де-Росси, издал и оценил все известные памятники христианские первых восьми столетий, кроме архитектуры; однако и эта последняя имеет уже достаточно обширную литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010