236 Латеранский договор — Латеранские соглашения между итальянским государством и Ватиканом были подписаны 11 февраля 1929 г. Они положили конец так называемому «Римскому вопросу». Договор признал образование на территории города Рима суверенного государства Ватикан; были урегулированы финансовые отношения между двумя сторонами, а также определены права и привилегии католической церкви в Италии. Латеранские соглашения в основном действуют и поныне. 237 Пачелли Эудженио (1876–1958) — статс-секретарь Ватикана в 1929–1939 гг., ставший в 1939 г. папой Пием XII. До и во время второй мировой войны проводил политику уступок гитлеровцам и итальянским фашистам, но укрывал евреев, спасающихся от преследования. 238 …этого бывшего марксиста… — Свою политическую карьеру главарь итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883–1945) начинал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914 г., а в 1919 г. основал фашистскую партию и с помощью монополий, монархии и Ватикана захватил в 1922 г. власть. 239 …памятуя о сыновьях Ноя, прикрывших наготу отца… — Имеется в виду эпизод из Ветхого завета, где рассказывается, что один из сыновей патриарха Ноя посмеялся, увидев своего пьяного отца спящего голым, а два других сына, Сим и Яфет, напротив, набросили на того покрывало. 240 Индекс — список книг, запрещенных католическими религиозными властями, в частности папой. Эта цензура, введенная в XVI b., была отменена в 1966 г. 241 Томпсон Дороти — журналистка, бывшая жена американского писателя Синклера Льюиса (1885–1951), лауреата Нобелевской премии за 1930 г. 242 Бэббит — герой одноименного романа Синклера Льюиса, ставший классическим типом американского дельца и обывателя, олицетворяющий бездушие «долларовой цивилизации» и «бэббитовского образа жизни». 243 …Германия стала жертвой несправедливости. — Имеются в виду условия Версальского договора, которые потерпевшая поражение Германия считала несправедливыми. 244  «Силлабус» — обнародованный 8 декабря 1864 г. указ папы римского Пия IX, в котором содержалось осуждение таких главных «заблуждений» того времени, как например, либерализм, социализм, естествознание и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ [лат. Alanus ab Insulis] (1125 или 1130, Лилль, Сев. Франция - 1203, мон-рь Сито ), западноевроп. средневек. поэт и богослов, цистерцианец. Учился в Шартре, преподавал свободные искусства в Монпелье и Париже. В 1179 г. участвовал в заседаниях Латеранского III Собора . Его мировоззрение проникнуто неоплатонизмом шартрской школы , в философии близок Гильберту Порретанскому . А. Л. скептически относился к значению авторитета в философии, считал, что все христ. догматы могут быть подтверждены доводами разума. В своем труде «Правила святого богословия» (Regulae de sacra theologia) пользовался методом доказательства от противного. Творчество А. Л. отмечено интересом к натурфилософии и морально-психологическим проблемам. В соч. «De planctu naturae» (Плач природы), написанном в подражание «Утешению философией» Боэция , он обличает человеческие пороки, прежде всего извращенную любовь. Интересна картина мира А. Л., в к-рой человек предстает как микрокосм, идеальное отражение макрокосма: природа по повелению Божию творит «естество человеческое по образу всемирного механизма, дабы в нем, как в зерцале, явилось запечатленным естество всего мироздания». «Anticlaudianis» (Антиклавдиан), др. важнейшее сочинение А. Л., развивает тему морального совершенствования человека, побеждающего пороки: природа, недовольная своим творением, решила создать совершенного человека, 15 сестер Добродетелей и Семь свободных искусств снаряжают колесницу, к-рая отвозит тело человека к престолу Божию, и Господь вдыхает в него душу. Лит. стиль А. Л. стал образцом для подражания в последующей аллегорической лит-ре. Соч.: PL. Т. 210; О бренном и непрочном естестве человека/Пер. Ф. А. Петровского//ПСЛЛ, X-XII вв. М., 1972. С. 333; Плач природы/Пер. М. Л. Гаспарова//Там же. Лит.: Haskins Ch. H. The Renaissance of the Twelfth Century. Camb., 1927; Wetherbee W. Platonisme and Poetry in the Twelfth Century: Literary Influence of the School of Chartres. Camb., 1972. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/64002.html

1. Постановка вопроса В «Изборнике Святослава», представляющем собой древнеславянский перевод патристического флорилегия, среди фрагментов прочих отцов церкви фигурируют обширные выдержки (л. 223а-2376) из трактата Феодора Раифского «Приуготовление». О личности этого автора практически ничего не известно: внешние свидетельства о нем отсутствуют и всю информацию относительно Феодора Раифского можно почерпнуть только из самого сочинения. Особого внимания исследователей данное произведение не привлекало. Одним из первых ученых, заинтересовавшихся им, был Й. Юнглас, высказавший гипотезу о тождестве Феодора Раифского и автора «Desectis». Но эта гипотеза не получила широкого признания. Несмотря на то что М. Ришар нашел ряд точек соприкосновения между мировоззрениями обоих авторов, идентичность их вряд ли может быть доказана. Можно отметить и своеобразную точку зрения русского исследователя В. Соколова , который, критикуя гипотезу Юнгласа, приходит к выводу, что Феодор Раифский зависит от Максима Исповедника , т. е. считает его трактат относящимся самое раннее к концу VII в. Необходимо сказать, что сочинение Феодора Раифского до недавнего времени в полном объеме не издавалось. Известна была только первая часть его труда, которая неоднократно переиздавалась начиная с XVI в. под названием «De Incarnatione», и в таком виде она вошла в «Патрологию» Миня (PG 91. 1484–1504). Полное издание трактата было осуществлено только в 1938 г. Ф. Дикампом. В предисловии к этому изданию Дикамп датирует трактат 580–620 гг. Отмечает он и специфику рукописной традиции сочинения. Из 10 манускриптов, учитываемых им, пять содержат обе части, три – только первую, одна – первую часть и начало второй и одна – выдержки из второй части; указывается еще на три рукописи, в которых наличествует начало второй части. Данное критическое издание трактата позволило исследователям заняться изучением его на более солидной основе. Спустя некоторое время после публикации Дикампа с оригинальным предложением относительно авторства этого сочинения выступил В. Элерт. Им высказывается гипотеза о тождестве Феодора Раифского с известным монофелитом Феодором Фаранским, осужденным на Латеранском соборе 649 г. и шестом вселенском соборе (680–681 гг.). По мнению Элерта, Феодор был первоначально пресвитером в Раифу, а затем епископом Фаранским. Родился он ок. 570 –580 гг., а умер, скорее всего, до 638 г. Его сочинение «Приуготовление» датируется 580 – 620 гг. Далее Элерт предполагает, что Феодор Фаранский (т. e. Раифский) тождествен также пресвитеру Феодору, о котором упоминает в своей «Библиотеке» патриарх Фотий. Данная гипотеза Элерта получила признание у многих византиноведов и историков христианства. Идентичность Феодора Раифского и Феодора Фаранского считают вероятной Г. Г. Бек, Б. Алтанер, Ф. Винкельманн и другие исследователи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Репортажи 90 лет городу-государству Ватикан Этой дате апостольский нунций в РФ посвятил пресс-конференцию в Москве 06.06.2019 11:02 Версия для печати Фото Ю.Зайцевой Москва, 6 июня, Благовест-инфо. 90-летию образования государства Ватикан была посвящена пресс-конференция, которую дал 5 июня в пресс-центре МИА «Россия сегодня» апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре. Вместе с ним на вопросы журналистов отвечали генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский и историк-ватиканист Алексей Юдин. В своем выступлении представитель Святого Престола дал краткую историческую справку о государстве Ватикан и его особенностях. Это самое маленькое по территории (меньше половины квадратного километра, 44 га) и «совершенно особое образование в международной системе», как назвал нунций Ватикан, было создано 11 февраля 1929 года в результате Латеранских соглашений между Королевском Италия и Святым Престолом. Рассказав об основных документах этих соглашений, архиепископ отметил: «Святой Престол принимал аннексию Рима Королевском Италия, а Италия признавала за Папой суверенную власть над Ватиканом. Эта формула дала жизнь новому государству». По его словам, в отличие от других государств, город-государство Ватикан не имеет функции «гарантировать упорядочение общежития граждан», но призван «обеспечить и гарантировать суверенитет и независимость Святого Престола в международной сфере».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Ватикан: назначен новый секретарь Конгрегации по канонизации святых 19.01.2021 13:38 Версия для печати Рим, 19 января. В понедельник 18 января в Ватикане было объявлено, что Папа Франциск назначил епископа Фабио Фабене, прежде занимавшего пост заместителя секретаря Синода епископов, секретарем Конгрегации по канонизации святых. Напомним, что префектом этого ведомства Папа Франциск в октябре прошлого года назначил епископа Марчелло Семераро, которого в конце ноября возвел в кардинальское достоинство. Новоназначенный секретарь Конгрегации по канонизации святых родился в 1959 году в Риме, учился в Папской региональной семинарии в Витербо и в 1984 году был рукоположен в священники. Он защитил докторат по каноническому праву в Папском Латеранском университете, а с 1998 года работал в Римской Курии, сначала в Конгрегации по делам епископов, а впоследствии и в секретариате Коллегии кардиналов. В 2014 году Папа Франциск назначил его заместителем секретаря Синода епископов, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Vatican News. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рассекреченный дневник ватиканского дипломата показывает, что Папа Римский Пий XI был противником нацизма 21 сентября 2006 г. 15:12 19 сентября французский историк Филипп Шено, профессор церковной истории в Папском Латеранском университете в Риме, рассказал корреспонденту Associamed Press о содержании дневника, который в предвоенные годы вел ближайший помощник Папы Римского Пия XI монсиньор Доменико Тардини, возглавлявший внешнеполитическое ведомство Ватикана. В дневнике, который хранится в недавно открытых секретных архивах Ватикана, Тардини рассказывает о беседах с Понтификом в сентябре 1938 года, незадолго до провальной попытки западных стран договориться с Гитлером в Мюнхене. «Я не боюсь», — сказал Пий XI в личной беседе с Тардини, и добавил, что лучше будет просить милостыню, чем уступит давлению со стороны Муссолини, запретившего в те дни итальянским газетам передавать информацию из ватиканского официоза «Оссерваторе Романо». Как видно из дневника, Пий XI был решительно намерен противодействовать и антисемитским законам 1938 года, принятым режимом Муссолини. По мнению Шено, дневник показывает твердость характера Пия XI, ставшего в оппозицию и фашизму, и нацизму. Ранее многие исследователи уже предсказывали, что архивные материалы предоставят новые подтверждения тому, что Пий XI в конце своего понтификата занял более жесткую позицию по отношению к диктаторским режимам Гитлера и Муссолини. Первоначально Папа поддерживал ультраправые европейские режимы в надежде на то, что они станут заслоном на пути либерального секуляризма и коммунизма, угрожавших традиционным национальным и семейным ценностям. Но к середине 1930-х годов, на фоне усиливающихся гонений на евреев и меньшинства, Пий XI осознал опасности тоталитаризма, полагает Эмма Фатторини, профессор современной истории в римском университете Ла Сапиенца, также работающая в ныне открытых секретных архивах Ватикана. Пий XI подготовил энциклику, осуждающую расизм и агрессивный национализм в Германии. Однако он умер, не успев ее издать, и ее текст так и не был опубликован. По словам ученых, работа с более чем 30 тысячами связок документов, находящихся на хранении в секретном архиве, займет много месяцев. Патриархия.ru   Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/143910.htm...

Международный коллоквиум, посвященный взаимоотношениям религии и свободы в современном обществе, состоялся в Риме 20 октября 2008 г. 12:08 17 и 18 октября в Римском университете «Тор Вергата» прошел международный коллоквиум-семинар на тему: «Религия, свобода и общее благо в постсекулярном обществе». Организованный по инициативе профессоров факультета словесности и философии университета «Тор Вергата» и Римской Академии гуманитарных и социальных наук (A.S.U.S.) семинар собрал ведущих представителей философской политической и социальной мысли, которые вместе размышляли о феномене секуляризации эпохи постмодерна, обменивались мнениями о перспективах развития постсекулярного общества и о роли религии в сегодняшнем и завтрашнем дне планеты. Приветствие участникам коллоквиума направили президент Итальянской республики Джорджио Наполетано, ректор университета «Тор Вергата», декан факультета словесности и философии. В качестве докладчиков в коллоквиуме приняли участие такие известные философы, как Джакомо Маррамао (Университет «Рома Тре»), Витторио Поссенти (Университет Венеции), Алессандро Феррара (Президент итальянской ассоциации политической философии), французский мыслитель Филипп Немо, автор монументальной «Истории политических идей», переведенной на многие языки мира, Гаспаре Мура (Латеранский университет). Второй день работы коллоквиума был посвящен работе круглого стола, в ходе которого ученые, представлявшие разные страны и континенты, поделились своим видением религиозной и социо-культурной ситуации в их странах. Выступавшие представляли Аргентину, Индию, Китай, Пакистан и Шри-Ланку. Взглядом на современную религиозную ситуацию в России поделился доктор философии Римского Урбанианского университета, настоятель прихода святых жен мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции, священник Алексий Ястребов. Он представил историческую справку о межрелигиозных и межхристианских отношениях на Руси и в Российской империи. В докладе отмечалась традиционная толерантность «религии большинства» Православной веры в отношении религиозных меньшинств, во множестве представленных на обширной территории России, как в прежние века, так в наши дни. Это, по мнению священника, делает российский опыт мирного сосуществования и сотрудничества традиционных религиозных общин уникальным и весьма востребованным в современном обществе.

http://patriarchia.ru/db/text/476869.htm...

К концу XII в. церковные учреждения обладали уже немалыми земельными владениями и желали сами распоряжаться доходами от них. Аналогичные стремления были присущи светским феодалам, недовольным вовлечением появившихся у них владений в систему централизованной эксплуатации. Не случайно в конце XII в. в Польше духовные и светские вельможи совместно выступили против попыток князя Мешко Старого усилить эффективность ее действия . Однако верхушка светских феодалов занимала ключевые позиции в этой системе и ее стремление освободиться от старых порядков не могло быть столь последовательным, как у церковных иерархов. Если светским феодалам еще необходимо было своими силами выработать определенную программу действий, то духовные иерархи получили ее в готовом виде от папской курии. Именно к началу XIII в. решениями Соборов Католической Церкви была окончательно оформлена программа консолидации и возвышения духовного сословия в обществе латинского средневекового мира — «освобождение» Церкви от повинностей в пользу государственных органов и от вмешательства светских людей в церковную жизнь. Не случайно наиболее активные выступления с требованиями реформ имели место после посещения польскими и чешскими епископами в 1215 г. Латеранского Собора. Папская курия не только предлагала польскому и чешскому духовенству программу действий, но и готова была поддержать борьбу за ее осуществление своим политическим влиянием. Все это позволяет объяснить, почему в начале XIII в. именно духовные иерархи первыми выступили с программой создания самоуправляющейся сословной организации, находящейся вне сферы действия системы институтов «княжого права». Начальным (не только хронологически, но и по существу) этапом проведения реформ стало введение с первого десятилетия XIII в. выборов епископа капитулами в соответствии с нормами канонического права , таким образом с полной зависимостью церковной иерархии от светской власти было покончено и открылась дорога на церковные кафедры политикам, которые, опираясь на поддержку сторонников реформы — членов капитулов, могли приступить к осуществлению дальнейших преобразований.

http://sedmitza.ru/lib/text/442919/

Вот такая вот очень широкая и большая тематика, очень сложная. Дело в том, что в христианском искусстве эти сюжеты могут сочетаться вместе, то есть изображаться небольшим циклом, расположенном прямо на одном изобразительном поле, так, чтобы человек их считывал так вот, одну за другим, в одном пространстве. А может каждый из сюжетов изображаться отдельно, и по каждому из этих сюжетов существует огромная традиция. Традиция того, как располагать персонажей, как передавать их переживания, какие должны у них быть жесты, какое соотношение персонажей с пространством и так далее. То есть, вообще, если полностью охватывать эту тему, то фактически каждый из перечисленных мною сюжетов может оказаться темой отдельной лекции. Эта тема настолько огромна, что, конечно, мы за одну лекцию ее не охватим, и я выбрала, может быть, самое, на мой взгляд, значимое в этой тематике. Вот, какие-то сюжеты самые показательные и самые важные, которые не только раскрывают нам содержание главного источника, повествующего об этих событиях, Евангелия, но они становятся своего рода лицом эпохи. По тому, как, например, изображают Христа на кресте, как вообще относится художественная культура к его страданиям, можно в принципе судить и об акцентах, которые в ту или иную эпоху ставятся на событиях христианской истории, о духовных и художественных ценностях этого времени и о приоритетах. Наверное, тем, кто недавно или впервые сталкивается со Страстной тематикой в образах искусства, будет интересно и несколько странно услышать, что вот в таком объеме сюжеты Страстного цикла в искусстве существовали не всегда, и что на заре развития христианского искусства: на фресках из катакомб, на рельефах из саркофагов, обнаруженных тоже в катакомбах в III, IV,V веках, еще в период существования Римской империи, — очень многих из перечисленных мной сюжетов не было. Вот сейчас я вам показываю произведение, относящееся к истокам христианской художественной культуры. Это саркофаг, который находится сейчас в Латеранском музее в Риме, в музее при одном из крупнейших раннехристианских храмов, Латеранской базилике.

http://foma.ru/kak-hudozhniki-izobrazhal...

8. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам,что соединение природ согласно составлению, или, говоря истино, по Ипостаси, через которое существует Один и Единый Христос, явилось в Нем неслиянно и нераздельно, да будет осужден. 9. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, что естественные свойства Божества Христа и Его Человечества сохраняются в Нем постоянно, не уменьшаясь, что действительно подтверждает, что он есть Совершенный Бог , как и Совершенный Человек по природе, да будет отлучен. 10. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух воль (voluntates), Божественной и Человеческой, Одного и Того же Самого Христа Бога, тесно связанных, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественным образом благоволил (voluntarius) совершить наше спасение, да будет осужден. 11. Если кто-либо не исповедует в подлинном и истинном смысле, согласно Святым Отцам, двух тесно связанных действий (operationes, energeias) Одного и Того же Самого Христа Бога, Божественного и Человеческого, поскольку и через одну, и через другую природу Он естественно является деятелем (opertor, energetikon) нашего спасения, да будет осужден. 12. Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, исповедует одну природу, или одну-единственную волю, или одно действие Божества и Человечества Христа , Бога нашего, разрушая таким образом, то, что исповедуют Святые Отцы и отрицая тайну Воплощения Спасителя нашего, да будет осужден. 13. Если кто-либо исповедует, согласно нечестивым еретикам и против учения Святых Отцов, что во Христе Боге есть одна воля и одно действие, тогда как в Нем две воли и два действия, Божественное и человеческое, субстанциально сохранены (даже) в единстве, как учат наши Святые Отцы, да будет осужден. 14. Если кто-либо, согласно нечестивым еретикам, сторонникам одной воли и одного действия, исповедуемых в их нечестии о Христе Боге, отрицает и отвергает две воли и два действия, Божественное и человеческое, сохраненные в единстве во Христе Боге, как исповедуют Святые Отцы согласно правильному учению, да будет осужден.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/lat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010