разрисовывал стены зал роскошными фресками; то созидал мраморные или мозаические полы и лестницы; то устроял картинные галереи и музеи, наполняя их драгоценными египетскими или этрусскими древностями, или гениальными произведениями классической и современной скульптуры и живописи; то собирал богатую библиотеку и архивы; то разводил сады и парки; то строил в них павильоны и фонтаны. Исполнителями папских художественных предначертаний являлись всегда талантливейшие представители той страны, которая издавна славилась обилием талантов; а потому посетителю ватикана на каждом шагу свидетельствуют о себе в своих произведениях такие выдающиеся, а часто и гениальные, художники, как: Браманте, Сан Галло, Микель-Анджело, Рафаэль, Фонтана, Пинтуриккио, Удине, Боттичелли, Росселли, Леонардо да Винчи, Гверчини, Фра-Анджелико, Бернини и пр. и пр. – Вот в этих-то чертогах и обитает теперь папа. Не всегда, однако, ватиканский дворец был папской резиденцией. До эпохи Авиньонского пленения, т.е. до начала XIV века, римские первосвященники лишь изредка и временно живали в ватикане, постоянным же их местопребыванием был дворец латеранский подле их кафедральной базилики S. Giovanni. Когда папы оставили свою столицу и в продолжение целого семидесятилетия жили в Авиньоне, покинутый ими латеранский дворец, дважды (в 1308 и 1360 г.) ставший жертвой большого пожара, пришёл почти в полное разорение, а потому с 1377-го года возвратившиеся снова в Рим первосвященники водворились в ватикане, который с той поры и стал постоянной папской резиденцией. С конца XVI века соперником ватикану выступил новый папский дворец – квиринальский, но этому сопернику скоро выпала на долю совсем иная, неожиданная для папского престола, судьба. Вершина квиринального холма в шестнадцатом веке совсем ещё не походила на внутреннюю часть города; она сплошь была покрыта богатой растительностью и, благодаря царившей там тишине и прекрасному воздуху, считалась одним из лучших мест для пребывания в жаркое, летнее время года. Богачи и вельможи Рима стали строить себе там роскошные виллы, в тенистых садах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЕМП [Glemp] Юзеф (род. 18.12.1929, Иновроцлав, ныне Куявско-Поморское воеводство, Польша), кард., архиеп. Варшавский, примас Польши. Начальное образование получил в школе с. Косьцелец-Куявски. Во время нем. оккупации Польши (1939-1944) вместе с родителями был привлечен к принудительным работам в Рыцежеве. С марта 1945 г. продолжил учебу в школе им. Я. Каспровича в Иновроцлаве. В 1950 г. поступил на фак-т польск. исследований Варшавского ун-та, затем перешел в ун-т им. Н. Коперника в Торуне. Осенью того же года Г. принял решение получить духовное образование и поступил в Гнезненскую католич. ДС. С 30 сент. 1952 г. продолжил учебу в Познанской ДС, по окончании к-рой 25 мая 1956 г. рукоположен во пресвитера. В 1956-1958 гг. служил в Гнезненском архиеп-стве на приходах в Могильно, Вонгрове, Мястечко-Краеньске, Мельжине и Польска-Веси, осуществлял пастырское окормление приютов для неизлечимо больных детей. С разрешения гражданских властей в 1958 г. направлен в Рим для учебы в папском Латеранском ун-те. В 1964 г. Г. получил степень д-ра церковного и гражданского права за дис. «De evolutione conceptus fictionis iuris» (Развитие понятия юридической фикции). Одновременно с учебой в Латеранском ун-те обучался в школе церковной администрации при конгрегации Собора и в школе при трибунале Rota Romana, где в 1964 г. получил титул адвоката. В 1964-1967 гг. занимал должности секретаря Гнезненской ДС, нотариуса Гнезненской курии, консультанта и защитника в церковном суде. 1 дек. 1967 г. назначен референтом по правовым вопросам в секретариат примаса Польши в Варшаве, затем исполнял обязанности капеллана и личного секретаря при примасе Польши кард. Стефане Вышиньском . С 1968 г. преподавал каноническое право в Варшавской католич. ДА. 29 нояб. 1972 г. папой Римским Павлом VI удостоен звания почетного капеллана папы Римского. В 1975 г. назначен членом епископской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права. С 19 марта 1976 г. каноник Гнезненского капитула.

http://pravenc.ru/text/165113.html

Саландра настоял на внесении в него статьи 15, к-рая заранее исключала «любое предложение, целью к-рого было бы вовлечение представителя Св. Престола в мирные переговоры и обсуждение вопросов, возникших в связи с настоящей войной». Заслуги папы Бенедикта XV в миротворческой деятельности принесли ему после войны славу «апостола мира», а его план мирного урегулирования изучался державами-победительницами. После окончания войны был продолжен курс на нормализацию отношений с Королевством Италия, вошедшим в число держав-победительниц. Папа отменил запрет для глав католич. гос-в наносить визиты итал. королю. 12 нояб. 1919 г. была официально отменена булла «Non expedit», что повлекло за собой создание в том же году католич. Народной партии. Одновременно были созданы 2 орг-ции социальной деятельности: Итальянская кооперативная конфедерация и Итальянская конфедерация взаимопомощи и социального страхования, а неск. ранее, в 1918 г.,- объединение «белых» профсоюзов, Итальянская конфедерация трудящихся (ИКТ). В 1919-1920 гг. были сделаны попытки переговоров представителей итал. правительства и Папского престола. Эти переговоры в обоих случаях были прерваны в связи с последовательной отставкой правительств В. Э. Орландо и Ф. С. Нитти. Б. Муссолини и кард.-гос. секретарь П. Гаспарри подписывают Латеранские соглашения. 1929 г. Б. Муссолини и кард.-гос. секретарь П. Гаспарри подписывают Латеранские соглашения. 1929 г. После прихода к власти фашистов (1922), религ. и церковная политика итал. правительства стала крайне противоречивой. Однако, несмотря на возникавшие уже на этом этапе развития фашистского гос-ва противоречия и конфликты (они касались гл. обр. проблемы образования, воспитания и светских католич. орг-ций), в 1926 г. между Папским престолом и итал. правительством были начаты предварительные переговоры (с 1928 переговоры велись официально), завершившиеся 11 февр. 1929 г. заключением Латеранских соглашений, состоявших из 2 документов - Трактата и Конкордата. Согласно Трактату, Италия признавала суверенным, независимым и нейтральным гос-вом «Город Ватикан», В.

http://pravenc.ru/text/149913.html

1921 г. В. может осуществлять морскую навигацию под своим флагом на собственных судах или судах, принадлежащих гражданам В. и внесенных в его Морской реестр. В наст. время у В. нет ни одного корабля. В 1976 г. в В. была построена вертолетная площадка. Папа пользуется вертолетом при перелете в Кастель-Гандольфо (папскую летнюю резиденцию). Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура Вилла папы Пия IV. Сер. XVI в. Недвижимость вне территории В. Папскому престолу принадлежат также здания, находящиеся в Риме и пользующиеся правом экстерриториальности. Практически все они внесены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся: комплекс зданий Сан-Джованни ин Латерано (базилика, Латеранский апостольский дворец с прилегающими зданиями, Св. лестница); базилика Санта-Мария Маджоре (с прилегающими зданиями); базилика Сан-Паоло фуори ле Мура (с прилегающими зданиями); дворцы (палаццо): Канчеллерия, Конгрегации по распространению веры (с 1988 Конгрегация евангелизации народов), Сан-Каллисто ин Трастевере (в к-ром расположены различные Папские советы), Сант-Оффицио (где расположена Конгрегация вероучения), Конвертенди (где расположена Конгрегация по делам Вост. Церквей), Маттеи (епархиальная курия Рима), Конгрегации в Пропилеях, вилла Пия (домик папы Пия IV получил экстерриториальность с 1979); папская малая Римская семинария; комплекс зданий на холме Яникул. Вне Рима В. принадлежит папская резиденция в Кастель-Гандольфо, включающая в себя Папский дворец, виллы Чибо и Барберини, занимающие площадь 400 тыс. кв. м, а также новая радиопередающая установка Санта-Мария ди Галерия в 18 км от Рима. Папский Урбанианский ун-т К научным ин-там В. относятся все академии папские , самые старые из них - Большая папская академия изящных искусств и литературы виртуозов Пантеона (Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Lettere dei Virtuosi al Pantheon, 1542), Папская академия наук (Pontificia Accademia delle Scienze, 1603), Папская римская богословская академия (Pontificia Accademia Teologica Romana, 1695); высшие и средние учебные заведения ( университеты папские , в их числе Григорианский (Pontificia Università Gregoriana), Латеранский (Pontificia Università Lateranense), Урбанианский (Pontificia Università Urbaniana), Папский св.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Пред нами очень интересный саркофаг, хранящийся в Риме в Латеране 119) 62 . Он разделен фризом на верхнюю и нижнюю половины. В верхней части мы видим несколько сцен. В стоящей на трех ступеньках экзедре помещена человеческая фигура, обернутая в покрывала; против нее взрослый мужчина, окруженный тремя мужчинами и одной женщиной, стоящей на коленях. Все смотрят на фигуру в экзедре, по направлению к которой центральный мужчина протянул руку. Конечно, нам не трудно теперь после того, как мы знакомы с генезисом христианских изображений, сказать, что пред нами – передача в художественной форме евангельского повествования о воскрешении Спасителем Лазаря. Но если бы к этой композиции подвести человека, не знакомого с этим повествованием, то он на основании только одной типики и особенностей рельефа должен бы был сказать, что это – какая-то сценка из классической жизни: последнее можно заключить на основании даже поверхностного взгляда на одежды персонажей. Если сравнить одежду центральной фигуры с одеждами консулов Бетия (487 г.) и Анастасия (517 г.) на диптихах в музеях бресчианском и парижском 63 , то нельзя не заметить здесь поразительного сходства. Там и здесь на тунику talaris накинута тога, переброшенная на левое плечо, так – что Христос латеранского саркофага одет в консульскую одежду. Эта деталь очень интересна, потому – что по ней можно заключить о происхождении и вообще характере одеяния других иконографических персонажей. Нет нужды много говорить относительно античных мотивов в сценах из истории пр. Ионы, которую фантазия художников – христиан богато иллюстрировала на саркофагах латеранском же и копенгагенском (Ny Carlsberg) 64 : здесь так много элементов ранних христианства, что невольно напрашивается вопрос: не заимствовал ли художник сюда отдельные моменты из помпейской настенной живописи из так называемых водных фризов? Здесь те же резвые мальчики-рыболовы на причудливом судне, спящий юноша под чудным трельяжем виноградника и пр. Все здесь полно античными языческими традициями художников, но все это – только те идеографические письмена, о которых была речь выше. Однако нужно сказать, что художники-христиане в настоящем случае строго выдерживали стиль, характер и традиции своего искусства античного, предоставляя самим зрителям подкладывать христианский смысл под чудные формы обнаженной мужской фигуры в томной позе под виноградной лозой. Типика саркофагов вообще совпадает с типикой диптихов: это подмечено давно. Но интересно, между прочим, что это совпадение можно наблюдать до мелочей. Как известно, на саркофаге в Латеранском музее есть изображение умовения рук Пилатом: пред ним стоит точно такой сосуд на треножнике, как и на диптихе Пробиана (Берлин), обращенном в церковное употребление 65 позже, но по происхождению – языческом консульском диптихе. Следовательно, автор латеранского саркофага, имея в виду представить христианское содержание, форму заимствовал до мельчайших подробностей у языческого антика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

Между тем именно создание такой Церкви было одной из главных целей светской власти южнославянских государств при обращении к Риму. Зародыши будущих конфликтов легко обнаруживаются при анализе переписки Калояна с Иннокентием III. Калоян хотел, чтобы в Болгарии был поставлен патриарх , т. е. он имел в виду создание для Болгарии самостоятельной Церкви, подобной православной Патриархии в Первом Болгарском царстве. Ссылаясь на отдаленность Болгарии от Рима и на трудности пути, болгарский царь настаивал на том, чтобы болгарские епископы могли сами избирать и посвящать патриарха . Папа же, сделав архиепископа тырновского примасом Болгарии и разъясняя, что примас и патриарх — это одно и то же , признал за примасом лишь те права, которые предоставлялись главам местных церквей — митрополитам по 5-му канону Латеранского Собора 1215 г. Не случайно папа настаивал на том, что новопоставленные епископы должны приносить клятву верности папскому престолу и получать от него паллиум , а в присяге примаса фиксировались его обязательства посещать синоды и раз в четыре года приезжать в Рим . Зная, какое раздражение в середине XIII в. вызывали у сербских королей попытки курии регулировать отношения между церковными центрами в католическом Приморье , можно легко представить, какие возникли бы противоречия, если бы курия действительно попыталась осуществить свои программные требования в этой области. Следует также учитывать, что XIII век стал временем, когда папство, достигнув апогея политического влияния, стремилось воплотить в жизнь принципиально новую для всей Центральной и Юго-Восточной Европы модель отношений между Церковью, государством и светским обществом, основные контуры которой были очерчены в решениях Латеранского Собора 1215 г.: освобождение Церкви от административно-судебной власти государственных органов и от уплаты государственных налогов. Нетрудно себе представить, как попытки реализации на практике такой модели могли повлиять на позицию южнославянских правителей, которые прежде всего и добивались сближения с Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Папа Иннокентий III, инициатор крестового похода против альбигойцев и созыва IV Латеранского (в католич. традиции - «12-й вселенский») Собора, внес существенный вклад в историю развития католич. учения о таинстве Е. В 90-х гг. XII в., будучи еще кардинал-диаконом, он составил обширное толкование на мессу «О святом таинстве алтаря», впосл. пользовавшееся большой известностью. В послании 1202 г. «Cum Marthae circa» Иоанну, архиеп. Лионскому, папа Иннокентий III использовал термин transsubstantiari, объясняя причины добавления к установительным словам канона мессы выражения «тайна веры» (mysterium fidei - Denzinger. Enchiridion. N 782). Впосл. это послание было включено в Декреталии Григория IX и имело большой авторитет (Decretales Gregorii. IX 3. 41. De celebratione missarum. 6). В послании 1208 г. архиеп. Таррагонскому, содержащем исповедание веры, предписанное вальденсам, говорится о том, что Жертва Е. может быть совершена лишь правильно рукоположенным священнослужителем и не зависит от его достоинства ( Denzinger. Enchiridion. N 794). Тайная вечеря. Пасхальный агнец. Миниатюра из «Зеркала спасения». Ок. 1360 г. (Б-ка Высшей школы и земли Гессен, Дармштадт. Ms. 2505. Fol. 22v) Тайная вечеря. Пасхальный агнец. Миниатюра из «Зеркала спасения». Ок. 1360 г. (Б-ка Высшей школы и земли Гессен, Дармштадт. Ms. 2505. Fol. 22v) В исповедании веры, подписанном папой Иннокентием III и обнародованном на IV Латеранском Соборе, говорится, что «Тело и Кровь в таинстве алтаря истинно содержатся под видами (sub speciebus) хлеба и вина, после того как хлеб в Тело, а вино в Кровь Божественной силой пресуществятся (transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem potestate divina), чтобы совершилась тайна единения». Далее говорится, что никто, кроме правильно рукоположенного священника, не может совершать это таинство (Ibid. N 802). Т. о., решение IV Латеранского Собора явилось кратким, но чрезвычайно важным итогом развития богословия Е. на Западе в XII в. В XIII в. появился целый ряд трактатов, содержавших систематическое изложение учения о Е. Альберт Великий († 1280) рассматривал учение о пресуществлении как богодухновенное откровение (inspirata revelatio - Albert. Magn. In Sent. IV 11. 7). Он доказывал, что только учение о пресуществлении может объяснить чудо Е. Один из основных его аргументов в пользу превращения субстанций хлеба и вина основан на букв. понимании установительных слов. Согласно со мн. древними отцами и церковными авторами Альберт писал, что Господь «не сказал: Примите в этом или вместе с этим Тело Мое, но «Примите, ядите, сие есть Тело Мое»» ( Idem. De corpore Domini. 6. 2. 1. 6).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Дисциплинарную комиссию Римской курии впервые возглавил мирянин Главой комиссии назначен ректор Папского Латеранского университета 15.01.2021 12:02 Версия для печати Винченцо Буономо.  Фото: Pontifical Lateran University Ватикан, 15 декабря. Папа Франциск впервые в истории назначил главой Дисциплинарной комиссии Римской курии мирянина – профессора Винченцо Буономо (Vincenzo Buonomo), ректора Папского Латеранского университета. Ожидаются новые подобные назначения, пишет « Седмица » со ссылкой на Catholic News Agency. Комиссия, состоящая из президента и шести членов, учреждена Папой Иоанном Павлом II в 1981 году. Ее главная задача состоит в обосновании и наложении наказаний на духовенство, в том числе лишений сана, отстранений и увольнений. Папа Франциск ранее назначил двух новых членов комиссии: священника Алехандро Бунге (Alejandro Bunge), президента Бюро труда Апостольского Престола (ULSA), и мирянина Максимино Кабальеро Ледо (Maximino Caballero Ledo), генерального секретаря Секретариата экономики. Назначение мирянина профессора Буономо на должность президента – случай беспрецедентный. Согласно Уставу комиссии от 2016 года, президентом Комиссии назначается кардинал или епископ, причем устав имеет пятилетний срок действия. До сих пор в комиссии было пять президентов: три кардинала, архиепископ и епископ. Последним президентом Дисциплинарной комиссии был епископ Джорджио Корбеллини (Giorgio Corbellini), одновременно возглавлявший ULSA. Епископ Корбеллини умер в ноябре 2019 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С весны 1513 г. Джулио Медичи принимал участие в работе V Латеранского Собора (с 6-й по 12-ю сессию). В мае 1513 г. папа включил его в группу кардиналов, определявших повестку дня соборных заседаний. В апр. 1517 г. Джулио Медичи провел во Флоренции провинциальный синод, к-рый предписал выполнение декретов V Латеранского Собора по реформированию католич. Церкви. Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Во внешней политике Лев X стремился сохранить баланс сил, сложившийся к началу его понтификата в итал. гос-вах, и не позволить Франции завладеть одновременно Миланом и Неаполем. По поручению папы Римского Джулио Медичи участвовал в решении важных внешнеполитических задач: в нояб. 1517 г. он вошел в состав комиссии, рассматривавшей перспективы заключения союза христ. государей против турок; вел переговоры с франц. кор. Франциском I после победы франц. армии в битве при Мариньяно (13-14 сент. 1515); в кон. 1515 - нач. 1516 г. организовал прием франц. монарха в Болонье, где он встретился с папой Римским, сопровождал Франциска I и Льва X во Флоренцию, потом в Рим, способствовал заключению мирного договора (по его условиям были признаны права франц. короля на Миланское герц-ство; папе пришлось отказаться от Пармы и Пьяченцы, а также вернуть Модену и Реджо-нель-Эмилию герцогу Феррарскому; в обмен Франциск I обещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино). После смерти правившего Флоренцией Лоренцо II Медичи (в 1516 он получил герц-ство Урбино) папа назначил кард. Джулио Медичи легатом a latere в Тоскане (27 мая 1519): он получил широкие полномочия и фактически стал правителем Флоренции. Кардинал сыграл важную роль в реализации договоренностей папы Льва X и испан. кор. и имп. Карла V , направленных против Франции. Папа назначил Джулио Медичи легатом папской армии, и он, командуя отрядом швейцарских наемных солдат, в ночь на 20 нояб. 1520 г. захватил Милан. Однако из-за смерти Льва X (1 дек. 1521) ему пришлось спешно вернуться в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Ранее считалось, что процесс составления сводов декреталий начался в Болонье, но исследования Ш. Куттнера, В. Хольцманна, П. Ландау и др. историков сер.- 2-й пол. ХХ в. опровергли это и показали, что первые своды декреталий были составлены в заальпийских региональных школах канонистики в Англии и во Франции. В Англии сборники содержали почти исключительно новые, т. е. вышедшие после Декрета Грациана, папские декреталии (jus novum), а во Франции (Туре, Реймсе, Сансе) и в Италии, в т. ч. в Болонье, материал декретальных сводов составляли как новые папские послания, так и «jus antiquum». Причины и обстоятельства появления декретальных сводов мало исследованы; все эти своды, а их обнаружено уже более 50, анонимные, названы по месту хранения наиболее известного списка, для большей части точное место создания неизвестно. В 70-х гг. XII в. появляются систематизированные своды; тексты декреталий и др. постановлений в них подвергались редактированию и расположены по титулам и тематическому принципу. Их распространение началось после Латеранского III Собора (1179). Наиболее значительными и распространенными из ранних систематизированных сводов являются «Appendix Concilii Lateranensis» (Приложение к [канонам III] Латеранского Собора), созданное в Англии, «Collectio Bambergensis» (Бамбергский свод), созданный в Туре и получивший распространение во Франции, в Италии и в Англии, «Collectio Francofurtana» (Франкфуртский свод), созданный в Сансе и известный во Франции и в Англии. В Болонье преподавание нового папского Д. п. было начато позже, чем в заальпийской Европе, однако болонские своды и методика преподавания быстро стали преобладать. В 1190/91 г. болонский магистр Бернардо Бальби (впосл. епископ Павии) составил для применения в преподавании нового папского права систематизированный сб. «Breviarium extravagantium» (Бревиарий экстравагант), получивший в Болонье, а затем и в др. ун-тах и правовых школах широкое распространение. Он является первым из 5 наиболее известных болонских декретальных сводов кон.

http://pravenc.ru/text/171628.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010