Вскоре выяснилось, что, проводя свою великодержавную политику, Юлий II тоже не мог обойтись без внешних союзников; теперь он уже заключил союз с Габсбургами. Папа и император Максимилиан объединились в 1508 году, чтобы противостоять сухопутным экспансионистским устремлениям Венеции. Членами созданной ими камбрайской лиги стали наряду с другими итальянскими городами и французы. Однако поражение Венеции усилило французское влияние в Северной Италии. И все же по-настоящему в выгоде остался папа, потому что в 1509 году он приобрел Перуджию и Болонью и отвоевал всю Романью. После победоносной войны против Венеции Юлий II стал подогревать итальянское национальное чувство против французских завоевателей. В созданной по его инициативе новой Священной лиге из итальянских городов приняла участие только Венеция; таким образом, для войны против французов нужна была внешняя помощь. К Священной лиге присоединились Швейцария, испанцы, затем германский император и даже английский король. В результате военного похода 1512 года французов выбили из Милана; только Генуя осталась в их руках. Медичи вернулись во Флоренцию (из них вышел и преемник Юлия - папа Лев X). В то время как Юлий II боролся против «самого католического короля» отнюдь не церковным оружием, Людовик XII использовал против папы как раз ярко выраженные церковно-политические средства, потребовав проведения вселенского собора. По его инициативе профранцузски настроенные кардиналы решили созвать вселенский собор в Пизе в 1511 году наверняка с целью отстранения папы. Папы до этого всячески уклонялись от проведения вселенских соборов, поскольку видели в них серьезное ограничение своей власти. От требования реформ, явно преследовавшего политические цели, Юлий II не мог совсем уклониться, поэтому он сам созвал собор, который должен был осуществить реформы. Созванный весьма неожиданно, V Латеранский вселенский собор открылся в мае 1512 года. На Латеранский собор явились в основном итальянские и испанские епископы. Император сначала был сторонником поддерживаемого французами Пизанского собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

После смерти Урбана II ситуация изменилась. Новый папа Римский Пасхалий II (1099-1118), дружественно настроенный по отношению к Гвидо Вьеннскому, в янв. 1107 г. сократил привилегии, дарованные каноникам его предшественником. После того как Гвидо Вьеннский был избран на Римский престол, одним из первых его посланий каноникат был вновь переведен в юрисдикцию Вьеннского архиепископа (привилегия от 28 июня 1119). С нач. XII в. Гвидо принимал активное участие в папской церковной политике в качестве легата. После избрания папой Римским Пасхалия II Гвидо был вызван к понтифику и назначен папским легатом в Англии. Летом 1100 г. он отправился туда, вероятно, с целью заставить англ. кор. Вильгельма II (1087-1100) отказаться от практики утверждения папских легатов королем (это право было присвоено кор. Вильгельмом I Завоевателем). Неудача папского посланника, вероятно, стала причиной отзыва легатских полномочий. Вскоре (точная дата неизв.) Гвидо был назначен папским легатом в Вост. Франции и Бургундии и неоднократно принимал участие в урегулировании конфликтов между франц. епископами. В 1107-1109 гг. был папским наместником в архиеп-стве Безансон, а позднее разрешил спор между 2 главными церквами Безансона, Сен-Жан и Сент-Этьен, за статус кафедрального собора (и соответственно за право капитула собора избирать архиепископа). После того как имп. Генрих V в послании (предположительно, 1112 или 1113) поддержал каноников ц. Сент-Этьен, конфликт приобрел характер затяжной борьбы между партиями сторонников императора и папы Римского. Противостояние каноников двух церквей в Безансоне обсуждалось на Латеранском Соборе в марте 1116 г., затем на Латеранском I Соборе в 1123 г. Отношения между Гвидо Вьеннским и папой резко обострились после принятия Пасхалием II документа о признании Церковью права светской инвеституры до епископского рукоположения, к-рый был навязан папе имп. Генрихом V (его уничижительное название «Pravileg» образовано от лат. слов pravus - кривой, неправильный и privilegium - закон, привилегия).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

К. лично совершил церемонию канонизации основателя ордена гранмонтенсов Стефана Тьерского (Этьена из Мюре; ок. 1046/48-1124) (21 марта 1189) и реформатора-цистерцианца Малахии (Маэл Маэдока О Моргара), архиеп. Арма († 1148) (6 июля 1190), а через легатов - архиеп. Оттона Бамбергского († 1139) (1 марта 1189). В 1188 г. папа одобрил местное почитание (в еп-стве Виборг, Дания) св. Кетилла (Кьельда), препозита виборгского собора († 1150). К. покровительствовал искусству, уделял внимание строительной деятельности в Риме. Еще до избрания на Папский престол, будучи архипресвитером ц. Санта-Мария-Маджоре, близ базилики на личные средства он возвел резиденцию для его преемников в этой должности. Став папой, К. организовал перестройку монастырского двора (клуатра) базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, расширил и украсил Латеранскую базилику и дворец, построил фонтан перед конной статуей Марка Аврелия. Возможно, при К. портик Латеранской базилики украсили сцены «Константинова дара» . Деятельность К., направленная на укрепление светской власти папы Римского, улучшение материального положения Римской курии, вызывала критику нек-рых его современников. Монахи из Кентербери, долгое время находившиеся в Риме в связи с тяжбой, которую они вели со своим архиепископом, в письмах обвиняли К. в непостоянстве, алчности и др. пороках. Резко критиковал К. англ. кор. Ричард Львиное Сердце. Направляясь в 3-й крестовый поход с флотом вдоль побережья Италии, он отклонил предложение папы посетить Рим (авг. 1190). Позднее в беседе с Иоахимом Флорским кор. Ричард отождествил К. с антихристом. К. скончался весной 1191 г., так и не совершив имп. коронацию Генриха VI, к-рый с войсками уже стоял лагерем к северу от Рима. В источниках указываются разные даты смерти К. Похоронен в Латеранской базилике, перед хором каноников. Возведенное над могилой мраморное надгробие не сохранилось. Ист.: PL. 204. Col. 1273-1506; LP. Vol. 2. P. 451; Jaff é . RPR. T. 2. P. 535-576; Epistolae Cantuarienses: Letters of the Prior and Convent of Christ Church, Canterbury, from 1187 to 1199//Chronicles and Memorials of the Reign of Richard I/Ed. W. Stubbs. L., 1865. Vol. 2.

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Pyr.//PG. 91. Col. 353; Relatio Motionis// Allen, Neil. 1999. P. 21; Opusc. 9), где сделался одним из главных организаторов, идеологов и составителей деяний Латеранского Собора 649 г. ( Riedinger. 1982; Idem. 1985). Вероятно, М. И. находился в Риме до ареста папы Мартина I в июне 653 г. Обстоятельства ареста М. И. точно неизвестны, но, возможно, это произошло примерно тогда же ( Theoph. Chron. P. 329-332). Его подвергли суду в К-поле в 655 г. и сослали в Визию во Фракии. В ссылке М. И. противостоял попыткам властей склонить его отказаться от жесткой позиции защиты решений Латеранского Собора; известны 2 тщетные попытки уговорить М. И. изменить отношение в 656 и 658 гг. («Диспут в Визии», письмо мон. Анастасию). Может быть, М. И. имел отношение к восстанию Феодосия, брата имп. Константа II, в 659/60 г. ( Jankowiak. 2009. P. 341-347). Осужденный Собором, претендовавшим на название Вселенского, в 661 или 662 г., он был подвергнут жесточайшим наказаниям (ему вырвали язык и отрубили правую руку) и сослан в Лазику, где он умер. Вопрос о месте последних дней М. И. в ссылке и о месте его погребения является предметом научных дискуссий. Так, А. Ю. Виноградов подверг критике все предыдущие гипотезы о последних днях М. И. в районе крепости Мури в Грузии и предложил новую гипотезу, локализуя место кончины М. И. в районе Омаришарской крепости (в верховьях р. Кодори, при слиянии Гвандры и Клыча, совр. Абхазия) или, менее вероятно, в районе Чхалтинской или Клычской крепостей (также в верховьях Кодори) ( Виноградов. 2013). Весьма проблематичным в реконструкции биографии М. И. по сир. псогосу помимо версии о его палестинском происхождении является расходящееся с предыдущим научным консенсусом представление о том, что он не был в К-поле и не подвизался в монастыре близ него ( Boudignon. 2004). Пытаясь доказать это, исследователям пришлось внести существенные изменения в просопографию М. И. ( Jankowiak, Booth. 2015. P. 24-27) по сравнению с традиц. просопографией (напр.: Larchet. Introd.//Lettres.

http://pravenc.ru/text/Максим ...

и пр. – Вот в этих-то чертогах и обитает теперь папа. Не всегда, однако, Ватиканский дворец был папской резиденцией. До эпохи Авиньонского пленения, т. е. до начала XIV века, римские первосвященники лишь изредка и временно живали в Ватикане, постоянным же их местопребыванием был дворец Латеранский подле их кафедральной базилики S. Giovanni. Когда папы оставили свою столицу и в продолжение целого семидесятилетия жили в Авиньоне, покинутый ими Латеранский дворец, дважды (в 1308 и 1360 г.) ставший жертвою большого пожара, пришел почти в полное разорение, а потому с 1377-го года возвратившиеся снова в Рим первосвященники водворились в Ватикане, который с той поры и стал постоянною папскою резиденцией. С конца XVI века соперником Ватикана выступил новый папский дворец – Квиринальский, но этому сопернику скоро выпала на долю совсем иная, неожиданная для папского престола, судьба. Вершина Квиринальского холма в шестнадцатом веке совсем еще не походила на внутреннюю часть города; она сплошь была покрыта богатою растительностью и, благодаря царившей там тишине и прекрасному воздуху, считалась одним из лучших мест для пребывания в жаркое, летнее время года. Богачи и вельможи Рима стали строить себе там роскошные виллы, в тенистых садах и парках которых укрывались от городского шума и зноя. На месте одной из таких вилл, принадлежавшей кардиналу Караффа, Григорий XIII начал в 1574 г. постройку нового папского дворца. Воздвигнутые таким образом палаты квиринала служили для папы летней резиденцией, где проводил он по несколько месяцев в году. Квиринал же стал и обычным местом конклава для избрания нового первосвященника, так как внутреннее расположение и устройство его помещений представляло более удобств для этого акта, обставленного, как известно, массою в высшей степени затруднительных и сложных формальностей. Однако главною папскою резиденцией оставался все-таки Ватикан, куда, после конклава, новоизбранный папа обыкновенно тотчас же и препровождался с торжественным церемониалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Латеранский папский дворец (патриархат), с IV до нач. XIV в. служивший резиденцией Римских пап и являвшийся местом проведения Латеранских Соборов , был разобран в 1585 г. Вместо него в 1589 г. архит. Фонтана построил дворец по образцу рим. Палаццо-Фарнезе (ныне в нем расположен филиал Исторического музея Ватикана). Нек-рые части старого дворца были включены в отдельно стоящее здание, возведенное по заказу папы Сикста V, объединившее Священную лестницу и капеллу римских епископов Санкта-Санкторум (Sancta Sanctorum - Святая святых); также в нем расположены ораторий св. Сильвестра (San Silvestro in Palatio), ораторий Сантиссимо-Сакраменто-аль-Латерано (Santissimo Sacramento al Laterano) и фрагмент триклиния папы Льва III (Triclinium Leoninum). Священная лестница Священная лестница Ведущую в капеллу Санкта-Санкторум парадную лестницу старого дворца из 28 мраморных ступеней в позднее средневековье легенда отождествила с привезенной в Рим ок. 326 г. равноап. Еленой лестницей из дворца Понтия Пилата, по к-рой, согласно преданию, Спаситель поднимался на суд прокуратора в Страстную пятницу. Она получила название Священная лестница (Scala Santa или Scalae Pilati). Вплоть до времени пребывания на престоле папы Сикста V лестница и капелла Санкта-Санкторум были расположены недалеко друг от друга, но существовали как самостоятельные сооружения. Значительность реликвии исключала возможность ее разбора при перестройке здания. В 1586 г. было принято решение сместить ее, приблизив к капелле, для чего архит. Фонтана разработал проект 2-этажного здания с лоджией на 1-м этаже. Архитектура здания перекликается с обликом Лоджии Благословений Латеранской базилики, построенной тем же зодчим. К Священной лестнице были добавлены 4 боковые (по 2 с каждой стороны), поднявшись по к-рым, можно было попасть в коридор, соединяющий все 5 подъемов, куда выходили и окна капеллы Санкта-Санкторум. На стенах и сводах над 5 лестницами коллектив художников под рук. Ч. Неббиа и Дж. Гуерры в 1588 г. изобразил сцены ВЗ и НЗ, отобранные, согласно указаниям Тридентского Собора, по принципу «библии для народа».

http://pravenc.ru/text/2463155.html

Отсутствие единства среди миссионеров в Китае побудило К. издать бреве «Apostolicae sollicitudinis» (от 26 сент. 1735) с осуждением попытки нек-рых католич. иерархов в Китае навязать практику аккомодации всем миссионерам. В то же время папа создал комиссию кардиналов для нового исследования вопроса о кит. ритуалах: конфуцианские обряды и обычаи были вновь рассмотрены на предмет их противоречия христ. вероучению, опрошены бывшие в Китае миссионеры и приехавшие в Европу католики китайцы. Комиссия закончила работу после смерти К., на основании ее выводов папа Римский Бенедикт XIV апостольской конституцией «Ex Quo singulari» (от 11 июля 1742) окончательно запретил практику аккомодации. Надгробие папы Римского Климента XII в Латеранской базилике. 1742 г. Скульпторы Дж. Б. Маини, К. Мональди Надгробие папы Римского Климента XII в Латеранской базилике. 1742 г. Скульпторы Дж. Б. Маини, К. Мональди К. также завершил спор о т. н. малабарских ритуалах - миссионерской практике иезуитов в Индии, допускавшей соблюдение инд. христианами индуистских обрядов и обычаев. В 1733 г. по поручению папы вопрос о т. н. малабарских ритуалах был изучен Конгрегацией инквизиции; на основании ее заключения бреве «Compertum exploratumque» (от 24 авг. 1734) К. подтвердил запрет инд. христианам соблюдать т. н. малабарские ритуалы. Папа установил для инд. христиан 10-летний срок постепенного отказа от обрядов и обычаев, несовместимых с христ. вероучением. В бреве «Concredita nobis» (от 13 мая 1739) К. обязал миссионеров в Индии принести присягу об исполнении предписаний Папского престола относительно отказа от т. н. малабарских ритуалов. Папа поддержал инициативу кит. миссионера М. Рипы, предложившего создать особую коллегию по подготовке клириков для католич. миссий из числа местных жителей. Бреве «Nuper, pro patre carissime» (от 7 апр. 1732) К. учредил в Неаполе кит. коллегию Св. Семейства, а бреве «Iniuncti nobis caelitus» (16 апр. 1736) утвердил ее устав, указав в качестве задачи учреждения обучение учеников из Китая и Индии (pro educatione alumnorum Sinensium et Indorum).

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Деятельность И. была направлена на утверждение высшей административной власти Римского папы в Церкви, прелатам к-рой следовало лишь исполнять роль представителей папы. Нередко И. назначал епископов и архиепископов, не считаясь с мнением капитула; характерной чертой политики И. стало стремление к непосредственному утверждению Римским папой епископских избраний без согласия архиепископов, переводов епископов с одной кафедры на другую, лишения их полномочий. Среди монашеских орденов наибольшим вниманием и уважением И. пользовался орден цистерцианцев . Мн. доверенные лица папы и его легаты принадлежали к этому ордену. Вероятно, И. привлекала не только духовность ордена, но и его внутренняя организация (главным органом управления у цистерцианцев являлся генеральный капитул; существовала практика регулярных визитаций дочерних мон-рей, что позволяло быстро решать возникавшие проблемы). По инициативе папы подобные генеральные капитулы стали создаваться в др. мон-рях, следовавших бенедиктинскому уставу (напр., в обителях Дании в 1205, в Руане в 1210). Установление подобного органа управления предписывалось 12-м каноном IV Латеранского Собора всем церковным провинциям (осуществить это в полной мере удалось только в Англии). Иннокентий III, папа Римский, держит дарственную от св. Бенедикта. Роспись церкви мон-ря Санто-Спеко, Субиако, Италия. 1228 г. Иннокентий III, папа Римский, держит дарственную от св. Бенедикта. Роспись церкви мон-ря Санто-Спеко, Субиако, Италия. 1228 г. В понтификат И. получил офиц. статус нищенствующий орден тринитариев , созданный в 1198 г. для выкупа пленных христиан у мусульман. Тогда же происходило становление францисканского и доминиканского орденов. В нояб. 1206 г. И. повелел папскому легату в Лангедоке Раулю де Фонфруаду принять в миссию, посланную с целью убедить катаров отказаться от своих идей, Диего де Осма и Доминика де Гусмана, которые стремились следовать идеалу Христовой бедности. В нач. 1208 г. один из легатов, Петр де Кастельнау, был убит, миссия оказалась безрезультатной, но Доминик по-прежнему пользовался папским покровительством, благодаря чему в 1214 г. смог образовать 1-ю общину братьев-проповедников в Тулузе. В 1209 г. папа утвердил краткий устав ордена миноритов, который возглавлял Франциск Ассизский ; орден насчитывал 12 чел. Тем не менее 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал создание новых орденов.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Преграда Св. Софии на внешней стороне также имела Христа и апостолов. А изображение Богоматери с Младенцем во чреве, обращенное к сидящим в алтаре на сопрестолии иереям, может быть иконографическим результатом того временного промежутка, который прошел со времени Латеранского Фастигиума, в особенности несторианских и христологических споров. Можно осторожно предположить, что именно «богословский» характер этого изображения повлек за собой помещение его на внутреннюю сторону преграды. Если верно наше предположение о том, что на обращенной к верующим стороне алтарной преграды Св. Софии находились изображения Христа и двенадцати апостолов – даже если Христос был в обрамлении ангелов, которые могли держать медальон 376 , – можно констатировать необыкновенное постоянство изобразительной программы на преграде. Действительно, подобная типология представляет собой самый полный, «распространенный» вариант Traditio legis – изображение Христа и всех двенадцати апостолов. В таком варианте эта иконография присутствует на большом числе саркофагов; назовем, например, саркофаг из Сан Франческо в Равенне (ок.500), где Traditio legis не ограничивается тремя фигурами 377 . В иконографии Traditio legis объединены два прототипа. Первый – изображение философа с учениками, главы школы, который передает свое учение последователям. Особенно отчетлив этот прототип в более пространном варианте иконографии, когда изображение не свернуто в формулу «Христос и два апостола», но в одном композиционном поле с Христом присутствуют все двенадцать апостолов. В частности, знаменитая композиция на лицевой стороне Брешианской ставротеги (350–370) напоминает изображение на нескольких доконстантиновских саркофагах с философами, таких как саркофаг из Латеранского музея, и называемый «Плотин с учениками» и с изображением философа, учеников и муз (270). Кстати, возможно, именно присутствие муз подготовит композиционное место для ангелов, которые в более поздних композициях иногда отделяют изображение Христа от апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Появление нищенствующих орденов было, с одной стороны, тесно связано с личностями их основателей, но при этом стало формой, с помощью к-рой церковные власти смогли сохранить мирянские движения в лоне Церкви. Первые последователи св. Франциска Ассизского, организуясь в общины (см. в ст. Конвент ), вели странствующий образ жизни и отказывались от строительства монастырей. Движение изначально носило миссионерский характер. Поскольку 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал основывать орден с новым уставом и требовал выбирать из уже существующих, устав францисканцев был утвержден только со 2-й попытки благодаря поддержке кард. Уголино ди Сеньи (папы Григория IX). Еще при св. Франциске внутри движения наметились 2 течения - конвентуалов и спиритуалов, различавшихся во взглядах на собственность: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, др.- что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность. Жен. ветвь ордена, основание которой связано с Кларой Ассизской , долгое время жила по «Уставу св. Бенедикта». Правила, составленные св. Кларой, были утверждены папой только накануне ее кончины, тем не менее до XV в. клариссы жили по разным уставам. Различие в положении 2 ветвей францисканцев объяснялось тем, что женщины не могли вести странствующий образ жизни и жить на подаяние. Булла Бонифация VIII «Periculoso et detestabili» (1298) обязывала все женские общины пребывать в затворе в монастырях. Особенностью всех нищенствующих орденов стало появление в их составе терциариев (3-й ветви) - мирян, разделявших идеалы ордена, но продолжавших жить в своих семьях. При жизни св. Франциска появились т. н. братья и сестры покаяния, или пенитенты. Нищенствующий орден «братьев проповедников» был основан св. Домиником де Гусманом для борьбы с альбигойцами . Поскольку сам Доминик изначально принадлежал к регулярным каноникам, для новой конгрегации он избрал «Устав блж. Августина», дополненный конституциями премонстрантов. Доминиканцы сразу сделали акцент не только на проповеди, но и на развитии образования, создав свою структуру учебных заведений (от начальных до высших). Ради получения образования доминиканцам было разрешено сокращать суточный круг богослужения, посты и свободно перемещаться, не пребывая в одном мон-ре. Каждому члену ордена полагалась отдельная келья для ученых занятий. Доминиканцы становились штатными проповедниками при соборных и приходских храмах в соответствии с 11-м каноном IV Латеранского Собора, часто были духовниками (в т. ч. в жен. обителях), а также инквизиторами (см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010