23  Латинократия, или франкократия — название периода господства в Греции франков (франками в средние века именовались все жители Западной Европы без национальных различий) с начала XIII до середины XVI в. — Прим. пер. 24  ω. Καρμρη, Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα..., τ. ΙΙ [Иоанн Кармирис, Догматические и Символические памятники..., т. II], Gratz 1968, σελ. 970-971. 25  Μητροπ. λβετας Δαμασκηνο, Πρς τν γαν κα Μεγλην Σνοδον. Προβλματα κα προοπτικα [Митрополит Швейцарский Дамаскин. К Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы], κδ.: κκλησιαστικν πιστημονικν κα Μορφωτικν δρυμα ωννου κα ριττης Γρηγοριδου, θναι 1990, σελ. 82. 26  π. Δημητρου Στανιλοε, Γι να ρθδοξο Οκουμενισμ [О. Думитру Станилоаэ. О Православном экуменизме], κδ. θως, 1976 27  π. Γεωργου Φλωρφσκυ, Θματα ρθοδξου Θεολογας [О. Георгий Флоровский. Вопросы православного богословия], κδ. ρτος Ζως, θνα 1973, σελ. 219. 28  Характерны документы Святой горы, называющие эти отклонения. См. соответственно: Послания Священного Кинота от 9/22 апреля 1980, 29 ноября 1980, 15 декабря 1987, 20 апреля 1988, 1/14 ноября 1995, 11/24 мая 1999, 11/24 сентября 2004, 18/31 июля 2014, 18/31 декабря 2014. А также заявление Священного Кинота от 10/23 декабря 2002, 17/30 декабря 2006, 22 сентября/5 октября 2009 и меморандум Комиссии по догматическим вопросам Священного Кинота о ВСЦ от 18 февраля 2007. Наш блаженной памяти игумен пишет: «Синкретический экуменизм является серьезным экклезиологическим отклонением, приближающимся к тому, чтобы стать ересью, то есть установившимся еретическим образом мыслей» (ρχιμ. Γεωργου Καψνη, ρθοδοξα κα Οκουμενισμς, Κυριακ τς ρθοδοξας [Архим. Георгий Капсанис, Православие и экуменизм, Неделя Православия] 1999, см. www.monastery.gr). 29  В меморандуме нашего монастыря от 4/17 марта мы уже отмечали: «Во вступлении к Мюнхенскому документу написано, что «мы совместно выражаем одну веру, которая есть продолжение веры апостолов». Также в документе, принятом в Новом Валааме: «В обеих наших Церквях апостольское преемство является основополагающим для освящения и единства народа Божия»». Мы не говорим ничего о соглашении в Бари, поскольку оно было переформулировано в более резком виде в Баламанде, и в таком виде осуждено в том числе иерархией некоторых Поместных Церквей, в частности Элладской Церкви. О соглашении в Равенне, которое, конечно, не было окончательно утверждено, несмотря на его повторные обсуждения на последующих встречах Смешанной Комиссии (Кипр, Вена, Амман), предлагаем вопрос: возможность первенства на всемирном уровне (третьем уровне, согласно Равеннскому документу), так и останется в будущем темой богословских исследований, несмотря на то, что подобное первенство не имеет никакого доказательства в Православном каноническом Предании и составляет сущность папского примата?

http://pravoslavie.ru/105052.html

3 Ignatius, Trail. 3.1. Текст писем Игнатия [и других ранних отцов церкви] приводится по изданию Ранние отцы церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988. Однако поскольку в этом русском переводе часто используются церковнославянизмы и он не всегда точен в изложении авторской мысли, постольку при необходимости этот перевод будет приводиться в соответствие с современным русским языком и авторским повествованием. – Прим. пер. (Здесь и далее под знаком примечания переводчика.) 4 С предшественником Игнатия возникает некоторая путаница. В одном месте Евсевий говорит, что непосредственным предшественником Игнатия был Еводий (Н. Е. 111.22). В другом случае он пишет, что сам Игнатий был вторым епископом после Петра (III.36.2). Затем он пишет, что преемником Игнатия стал Эрот (Ш.36.15), но позже говорит, что предшественником Эрота был Корнилий (IV.20). 5 The First and Second PrayerBooks of King Edward the Sixth (London: Everyman and New York: Dent, 1938), pp. 292,438. 6 John Milton, Of Prelatical Episcopacy, npoцumupobahobJ. В. Lightfoot, The Apostolic Fathers: A Revised Text with Introductions, Notes, Dissertations, and Translations. Part Ï St. Clement of Rome. Part IÏ St. Ignatius and St. Polycarp, 2nd edn (London: MacMillan, 1890), I, p. 231. 8 Полный список можно увидеть в книге В. D. Ehrman (ed.), The Apostolic Fathers, 2 vols, LoebClassical Library 24 (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003), I, pp. 213–215. 9 Ignatius (пространная редакция), Trail. 11 (упоминание о Василиде и Феодоте) и Phld. 6 (упоминание об Эбионе), последний, возможно, не является историческим персонажем вообще. 10 Eusebius, Н. Е. III.39.2; IV. 14.3–8, цитирует Irenaeus, A du Heur. II.22.5; III.3.4; ср. С. К.Ваггетт, The Gospel According to St. John: An Introduction with Commentary and Notes on the Greek Text (London: SPCK, 1970), pp. 83–97. Читать далее Источник: Игнатий Антиохийский : епископ-мученик и происхождение епископата/Аллен Брент ; [пер. с англ. С. Калюжный]. - Москва : Изд-во ББИ, 2012. - 188 с. (История Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

525 А. Кёстлер полагает, что хазарское государство, исповедующее иудаизм, продолжало существовать вплоть до XIII в. При этом он ссылается на известие о мятеже в Боспоре Георгия Цулы в 1016 г., считая его самостоятельным правителем и не упоминая о его печати, где указан его титул византийского чиновника: Koestler A. The Thirteenth Tribe. London, 1976. Рус. пер.: Кёстлер А. Тринадцатое колено. СПб., 2001. С. 130–182. Ср.: Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города//Причерноморье в Средние века. М., 1991. С. 118–119; Литаврин Г. Г. Византия и славяне. СПб., 1999. С. 215. 526 Текст Бертинских анналов о «хакане» «народа Рос» см.: Свердлов М.Б. Указ. соч. С. 9–10, комм. на с. 11–14. Библиография вопроса: Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии//ДГ 1999. М., 2001. С. 127–142. 527 Toloko P. Volodimer Svjatoslavi’s Choice of Religion: Fact of Fiction?//Proceedings... P. 825–826. 528 Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине X – первой половине XI в.//Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 74. 529 Лев Диакон. Указ. соч. С. 86–88; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1885. С. 59, 62; Матвеев А. С. Военное дело арабов//Никифор II Фока. Стратегикон. СПб., 2005. С. 183. 533 Ioannis Scylitzae Op. cit. Р. 239–240; Христианство в Венгрии на пороге второго тысячелетия//Христианство в странах... С. 342–345. Там же библиография вопроса. 535 Ioannis Scylitzae Ор. Р. 254; перевод см.: Лев Диакон. Указ. соч. С. 114–117. См. также: Шрайнер П. Miscelanea Byzantino-russica//ВВ. 1991. Т. 52. С. 157. 537 Ioannis Scylitzae Ор. Р. 336; перевод см.: Бибиков М. В. Указ, соч. С. 66; Михаил Пселл . Хронография. Пер. с греч., вступ, ст. и комм. Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 10; Розен В. Р. Указ. соч. С. 20–24. 538 Розен В. Р. Указ. соч. С. 197–198; Левченко М. В. Взаимоотношения Византии и Руси при Владимире//ВВ. 1953. Т. 7. С. 204. Отрывок текста см.: Лев Диакон. Указ. соч. С. 166, прим. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

87 Донесение преосвященного Августина Св. Синоду от 13 марта 1813 года. Арх. М. Д. К. Дело (23 янв. 1813) г. 1078. 88 В настоящее время в бывшем Запасном дворце помещается Институт Московского Дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II. 92 Известно, что в Евпловской, на Мясницкой, церкви во время неприятельского нашествия на Москву совершал богослужение со звоном протоиерей Кавалергадского полка Михаил Гратинский. Но этот протоиерей не принадлежал к Московскому духовенству и попал в Москву 29 августа 1812 года совершенно случайно, имея из Петербурга отпуск в Москву на 7 дней для исправления церковных вещей. Оставшись по необходимости в Москве, протоиерей Гратинский, с позволения французских генералов Миллье и Виллерса, и устроил богослужение в означенной церкви со звоном. – По выходе неприятелей из Москвы, об этом протоиерее возникло дело – об употреблении им «по нужде» на собственные надобности 50 рублей церковных денег, но по указу Св. Синода от 23 января 1813 года протоиерей Гратинский был освобожден от уплаты этих денег. Розанов, Ист. М. Е. М. 1881. Ч. 3, кн. 2, прим. 66. 95 М. Д. К. «Ведомость именная священнослужителям, священнодействовавшим до наступления 1813 года». Дело (14-го октября 1814 г.) 1119. 96 Рассказы Корбелецкого, чиновника, бывшего в плену и на невольной службе у неприятеля. Напечатаны в книге; «Пожар Москвы». Москва. 1911, стр. 153. 100 Письмо епископа Дмитровского Августина к митрополиту С.-Петербургскому Амвросию от 20 января 1813 г. А. М. Д. К. Дело 231. 101 В собственноручно написанном показании священник Игнатий Иванов, например, говорит, что он при настоящих обстоятельствах великую терпит нужду; ибо собственный дом сожжен, имение разграблено, доходов никаких не имеет». А. М. Д. К. Дело (1813 г.) 1093. 105 Интересные письма М.А. Волковой напечатаны (не все) в книгах: В. В. Каллаш «Двенадцатый год». Москва, 1912 г. и «Пожар Москвы». Москва, 1911 г. О случае в Голицынской больнице рассказано в письме от 17 Декабря 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

«Αν δ και τον μεστητα πρτον χοντα ν ριθμος πισωρεσας ς ν πιπδψ θς, οτω τν τε πρτον νεργεα τργωνον αποτελσεις αριθμν» — смысл фразы не представляется нам вполне ясным, как, похоже и издателю, так переведшему это место на новогреческий: «ν τν πρτον ποιος χει μεστητα πισωρεσεως αριθμητικς ς εις ππεδον σχμα, ττε τν πρτον αριθμν θ καταστσης νεργς τργωνον…». «Треугольными» в античной арифметике назывались числа кратные трем, так как их можно изобразить графически в виде треугольников. 125 Григорий Богослов, Богословские песни, 3, 57, PG 37, 412А (р. п.: Т. 2. С. 22). Цитата несколько изменена Паламой применительно к потребности момента. 126 В греческом тексте не стоит вопросительный знак, но нам кажется, что без него фраза теряет смысл. 127 Пс. 67:8–9. 128 Иоил. 3:1. 129 Т. е. пустой от благодати. Ср. в Великом покаянном каноне Андрея Критского: «вселишися в пустыню страстей покаянием». 130 См. Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36,160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 131 Ин. 1:14,18. 132 Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:12. 133 Ин. 1:33. 134 Ин. 1:32. 135 Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 172–173 (р. п.: С. 21 (93)). 136 Ibid., 1, 13, op. cit., 13, 88–89 (р. п.: С. 40 (112)). 137 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 601C. 138 Ibid., PG 75, 580C. 139 Григорий Великий, Dialogi, II, PL 66, 203B. В PL 77, 145–146, прим. XXVI, говорится, что греки испортили оригинальную рукопись «Диалогов». Иоанн Диакон обвиняет Фотия во вставке и замене «et Filio» на «et in Filio maneat» (примечание издателей). 140 Пс. 35:10. 141 Дионисий Ареопагит, Послание 9,1, С. 828 (р. п.: С. 829). 142 Источник цитаты не обнаружен. 143 Ин. 15:26. 144 Григорий Богослов, Слово 20, 7, PG 35, 1073А (р. п.: Т. 1. С. 301). 145 Его же, Слово 31, 12, PG 36, 145D–148A (р. п.: Т. 1. С. 450). 146 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33, PG 75, 569A. Св. Григорий несколько изменяет здесь цитату из св. Кирилла, которая в оригинале выглядит так: «останется [принадлежащим] Ему в собственном смысле слова [понимаемое выражение] «от Него», по причине того, что Он — от сущности Отца. Впрочем, [оно] подойдет и к ним [т. е. сущим], по причине того, что от Бога к бытию устремились не сущие, через Сына конечно». 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Агнцы Вассанские, как и весь скот богатых за Иорданских пастбищ, считался лучшим, как видно из указания Псалма XXI, 13 г Иезекииля XXXIX, 18. Виноградная лоза превосходно растет в Палестине (Ср. Чucлa XIII, 24 ; Исаии XVI, 8 др.) Выражение стиха 14-го напоминает слова благословения Иакова о Иуде в Быm. XLIX, II . Оба читаемые нами стиха рисуют в привлекательных красках благоденствие страны и богатство и довольство жителей. 673 (Ст. 15). Стих 15-й переводится западными, а также русскою Библиею для евреев с двумя изменениями; вместо Израиля употреблено весьма редкое имя его Иешурун и вместо слов «стал упрям» употреблено выражение « стал лягаться». Слово Иешурун есть существительное нарицательное, производное от глагола Иашар быть праведным и есть имя даваемое Израилю только в настоящем месте в гл. XXXIII, 5, 26 и в Исаии XLIV, (Еспин, О. Герлах, Альдис Райт в Библ. сл. Смитта с ссылкою на Кимхи). Таргумы, по указанию Райта, всегда передают это слово именем Израиль. Название праведного, даваемое народу, указывает на его призвание и на то, чем он должен был быть. Сопоставление благодеяний Божиих и цели, к которой должен был стремиться Израиль, (выраженной в его имени, праведного) с его упрямством и неблагодарностью вследствие, того, что он пользовался дарами Господними, весьма рельефно должно было рисовать народу в образах грех отпадения от царя своего Иеговы. 674 (Ст. 16–17). Ср. Ucx. XXXIV, 14 я Bmop. XXXI; 16 . Гебраисты передают слово раздражили стиха 16-го в смысле ревности. В прим. 4-м на XXXIV главу Исхода мы говорили, что народ израильский, как впоследствии христианская церковь , часто изображаются в Святом Писании как невесты Господня. (Ср. выраж. Исаии прор. LIV, 5: «Ибо твой Творец есть супруг твой». Ср. также как Eфec. V, 32 ). Стих 17-й поясняет то, что пророки называют блудодейством Израиля: оно есть забвение Бога истинного, для того чтобы, говоря словами пророка Иеремии, (II. 25) «любить чужих, и ходить во след их». Весьма замечательно указание, что жертвоприношения богам языческим суть жертвы бесам, на что указывал впоследствии и Апостол Павел (I Коринф.: X, 20). Шедим – еврейское слово, означающее бесов, значит буквально разрушители (от глагола шадад – опустошать, разрушать; О. Герлах, Еспинъ). – В Пс. 105 , ст. 37–38 употреблено то же выражение, причем по-видимому стих 38-й поясняет его, упоминая немедленно после слова разрушители, что израильтяне проливали кровь невинную, принося детей своих в жертву идолам ханаанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Кормчей (II,205): " сия бо чревобесия суть ухищрения? (букв. перевод с греческого). 26. См. в Аф. Синт, IV,431, прим.1. Правило 17. Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49). Правило 18. Ибо неуместно, чтобы чрез них разносилось по миру то, что делается в монастыре. (IV Всел. 4; VII Всел. 21; Карф. 80; Двукр. 4). Данные два правила (17 и 18) в Кормчей, равно и в Пидалионе, составляют одно правило, и совершенно правильно, ибо настоящее (18) правило есть не что иное, как обоснование последнего пункта 17-го правила, а именно: почему монаху дозволяется оставить монастырь, если дети мирян учатся в монастыре (точнее - οο, в общежитии)? В другом собрании Никифоровых правил оба эти правила значатся под одним номером, и тут сказано, что монаху дозволяется оставить монастырь, если в нем учатся дети мирян, потому, что неуместно, чтобы по миру распространялось то, что доброго () в монастыре делается, причем к этому прибавлено место из евангелия от Матфея (6:2), где сказано: не трубите пред собою, когда добро творите Примечания 27. Аф. Синт., IV,431 (Текст евангельский воспроизводится в данном правиле не с буквальною точностью). Правило 19. Монахи, которые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди. О благословенном хлебе или антидоре мы говорили в толковании 14-го лаодикийского правила. Этот хлеб назывался также и (frustum panis benedicti, часть благословенного хлеба) Примечания 28. Suicerus, упом. изд., см. под этим словом. Правило 20. Монахи, живущие в монастыре, в течение поста святых Апостолов и поста святаго Филиппа, также по средам и пяткам, могут вкушать пищу только однажды в день, вечером; а те, которые занимаются полевыми работами, после шестаго часа могут обедать и вечером ужинать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

Вып. 1. С. 40; Св. Дионисий Александрийский . Из письма к Сиксту, еп. Римскому. Церковная история Евсевия, кн. VII, 9. Собрание древних литургий. С. 69 и др. 11 Св. Игнатий Богоносец . К Смирнянам. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 39. 12 «Мы должны благодарить… воспоминаем… повторяем… умоляем… воспоминаем… повторяем…» Св. Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово. Творения. СПб., 1913. С. 248–249. 13 Св. Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам. Беседа 18, 3. Творения в русском переводе. Т. X, кн. 2. СПб., 1904. С. 632–633. 14 Собрание древних литургий. Вып. 2. СПб., 1875. С. 26–37; Brightman. С. 87–96; Сирийская Литургия Св. Василия Великого . Ibid. С. 89–101; Коптская Литургия св. Кирилла Александрийского . Ibid. Вып. 3. С. 54–70; Эфиопская Литургия. Ibid. С. 99–108; Мозарабская Литургия. С. 140–149. 15 См. мученические акты св. Перепетуи. Ее сон. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 75. 16 Возглас диакона в армянской Литургии «Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься сего божественного таинства, да выйдут за двери» (Вып. 2. С. 200). Возглас в коптской Литургии св. Кирилла Александрийского – «непричащающиеся, изыдите» (Ibid. Вып. З. С. 99). 17 Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 1. Киев, 1910. С. 164. 18 Св. Василий Великий . Творения. Изд. 3, ч. 6. С. Посад, 1892. С. 201. 19 Скабалланович М. Op. cit. С. 165. 20 Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 40, 42. 21 Например: Причащение Серапиона. Церковная история Евсевия. Кн. VI, гл. XLIV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 68. 22 Например: Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. II. Одесса, 1894. С. 116–123. 23 См.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. Москва, 1823. С. 244–245. (Прим. автора). 24 «Старайтесь иметь одну Евхаристию: ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его. Один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами».

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

К 45-летию преподавательской деятельности А.А. Дмитриевского им самим или его учениками был подготовлен «Библиографический список трудов печатных и находящихся в рукописях профессора А.А. Дмитриевского », хранящийся ныне в ОР РИБ (Ф. 253. Д. 108. 24 л.). Фрагмент этого списка работ, «приготовленных к печати и намеченных к изданию», был опубликован в: Акишин С.Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А.А. Дмитриевского. С. 265–266 (прим. 73). Для наглядности широты научных интересов Алексея Афанасьевича приведем этот фрагмент здесь еще раз: «Работы, приготовленные к печати: 1. Московский Служебник 1655 года и его дальнейшая судьба до наших дней (к сожалению, утрачены 4 страницы); 2. Исторический очерк «Палестинского комитета» 1858–1864 г. (начальный период и не доведен до конца); 3. Исторический очерк «Палестинской комиссии» (1864–1889); 4. Наши собиратели рукописей и старопечатных книг: еп. Порфирий Успенский , архим. Анонин (Капустин) и проф. В.И. Григорович; 5. Служба Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Великий Четверток; 6. Отношения Церкви к государству в период до V-ro Вселенского Собора; 7. Астраханский епископ Мефодий II (биографический очерк); 8. Замечательная рукопись Астраханского государственного медицинского института «Летописец вкратце от сотворения мира»; 9. Археологическое описание ризницы астраханского кафедрального собора (имеются фотографические снимки); 10. Описание предметов и рукописей армянских церквей города Астрахани, католического костела и немецкой кирхи; 11. Описание археологических предметов церквей города Астрахани; 12. Греческое Нежинское братство и его архив (два реферата); 13. Отзыв о Библии V в. Синайской библиотеки; 14. Хо мегас дискос или блюдо великой княгини Ольги в Константинополе; 15. Описание литургических рукописей прав. Востока. Т. 4. Ч. 2. Евхология; 16. То же. Т 5. Рукописи болгарские и сербские; 17. Яков Гоар и его Евхологий 1647 г. (две главы готовы, а третья в работе); 18. Обрядник Византийского двора в издании Рейске (в процессе работы); 19. Лекции под заглавием: «Наука о православном богослужении»; 20. Путешествие по Сирии и Палестине в 1910 году (об иерусалимских и палестинских учреждениях общества и официальном отчете, а по школам отчет утрачен); 21. Обширная биография арх. Леонида, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, с кратким очерком истории нашей миссии до последней войны. Намечаются к изданию: 1. Мемуары арх. Арсения Элассонского о смутном времени (текст готов полностью); 2. Греческие нежинские акты (текст частью уже готов, перевод пока в черновом виде). Начало их было напечатано в 1886 г. в ТКДА; 3. Типиконы Великой константинопольской церкви по рукописям Иерусалимской патриаршей библиотеки XI в. 40 и Дрезденской библ. XI в. 140».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но, во-первых, опять-таки: если Симон и Николай – псевдонимы Павла, то или Павел в Послании к галатам лжет, или Послание подложно. Между тем, что касается клементин, то здесь действительно под Симоном разумеется едва ли не Павел; но нет никаких доказательств, что в этом романе конца II в. уцелело хотя бы партийное воззрение I в., а не проводится совершенно новый крайний антипавлинизм. Климент Римский (сам, по- видимому, иудей) в конце I в. ставит Петра и Павла рядом как «достохвальных Христовых воинов». Значит, или и здесь надо предполагать подлоги тенденцию (а чем таких подлогов больше, тем они невероятнее); или – первичная римская традиция ничего не знала о том, что Петр и Павел в Риме сошлись как враги, и показание клементин в этом случае такая же поздняя тенденциозная фантазия, как и во всех прочих (никакой тюбингенец не признает, конечно, учение клементиновского апостола Петра – пантеистический гностицизм – за подлинное Петрово учение). Что касается николаитов, то тут тюбингенцам приходится признать, что в Апокалипсисе искажено не только имя апостола Павла, но и самое его учение, и даже фактическая история его церквей. Николаиты «хвалятся, что они иудеи; но не суть таковы». Правда, Павел указывал иногда на свое иудейство; но зато 1) он же настоятельно учил, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, 2) он был иудеем; оспаривать это было бы прямо смешно. У николаитов в г. Фиатире есть пророчица Иезавель. Трудно вообразить себе в Павловых церквах пророчицу, когда Павлом поставлено было правило: «Жены ваши в церквах да молчат» ( 1Кор.14:34 ). Николаиты учат есть идоложертвенное и любодействовать; Павел, хотя с различною степенью строгости, запрещал и то и другое ( 1Кор.8:9; 10:27–28; 5:1–5 и пр.). Наконец, николаитов не терпит церковь ефесская, а ранее, как кажется, она их еще менее терпела ( Откр. 2:6.4 ) (в оригинале книги в этой ссылке на Библию опечатка. Возможно ее следует читать как Откр. 2:6,15 – прим. эл.редакции). Ефесская церковь основана была Павлом, и нет ни малейших причин думать, что она когда-либо была вытеснена здесь иудаистами ( Деян.20:16 и след.; 2Кор.1:8 ср. гл. 11; все Послание к Ефесянам не имело бы смысла, если бы в 58 г. в Ефесе не было Павловой церкви). Итак, характеристика николаитов отчасти вовсе не подходит к Павлу, отчасти – только с натяжками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010