11 Голубцов, Чиновник Новгородского Софийского собора, М. 1899, стр. 162, 164; ср. Макарий, История, II 3 , 350, 352. Обличая латинян, митр. Никифор, между прочим, пишет: «Егда же крестився возрастет и впадет в грех человеческий, ни покаянием, ни сповиданием исцеляют его, но помажут его маслом древяным на оставление грехом; а покаяние отметают» Ibid.338. 12 Мы надеемся издать со временем II часть исследования «Духовный отец» в древней восточной церкви», где попытаемся более или менее подробно описать состояние покаянной дисциплины в. греческой церкви X–XII вв. 13 Житие Феодосия, 64; Житие преп. Сергия, изд. Общ. JL Др. П., 146: «духовных отец учения и душеполезная словеса не токмо телеса, но и саму душу могут укрепити и окормляти к духовным подвигам». 14 В Судебнике ц. Феодора читаем «Царь и вел. князь ...приговорил и уложил сей судебник со отцем своим духовным патриархом Московским Иевом». Судебник, М. 1900, стр. 1. Патр. Константинопольский, по выражению одной патриаршей грамоты, есть «духовный отец и владыка, от Бога поставленный над всеми христианами во вселенной». Р. И. Б. VI 2 , 238 втор. сч. Ср. А. И. I, 227; А. Э. III, 108.– «И весь Псков, со своими отцы духовными с семи (чит. с всеми) соборы с священно иноки, священники и диаконы... поставиша по благословению отец своих духовных.. церковь ». II. С. Р. Л. IV, 230. 16 Нач.: «Сыну и чадо, буди судия своему телу на всяк день и час». Ркп. Соловецкого монастыря XVII в. 56, лл. 202–207. Наоборот, духовный отец, один раз нам встретилось, называется старцем: «иж кто без покаяния есть, тому вне церкви стояти, доколе покаяние прииметъ от старца, тож входити в церковь ». Поучение св. От. душеполезно. Нач. «Да (е)ще вы и се извещу любимые, понеж вижу вы»... Сборник XVI в. Погодин. Древнехр. 1590, л. 149. В греческой письменности встречается выражение μτηρ πνευματιχ– духовная мать, означающее – игуменья, старица. Но трудно понять, что значит это выражение в русском поновлении священникам». Алмазов, III, 241. 20 Кир.-Белоз. Сборн. 9/1086, л. 31: «Подобает детям мужска полу и женьска овем убо 14 лет, овем же по 12-м лет возраста согрешения исповедати мужем духовным». Термин этот греческий, см., наприм., известный вопрос-ответ Анастасия Синаита . Смирнов, Духовный отец, 201202, 334 и след. Значение термина в греческой письменности см. там же, 203–204, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

– Журналы заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе в 1899 г. Приложение V, стр. 31–49 (доклад В. В. Болотова о пасхалии, читанный в 3-м заседании Комиссии 31 мая 1899 г.). – День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христ. Чт. 1893, II, 143–174 (отд. отт. 281–312), 409 (317) прим. 71. – Настоящий отдел редактирован свящ. Д. А. Лебедевым , которому принадлежат и все дальнейшие примечания, отмеченные инициалами Д. Л. (А. Б.). 141 Спор этот, по предположению В. В. Болотова, Из эпохи споров о пасхе в конце II в., в Хр. Чт. 1900, I, 450–454, возгорелся по поводу пасхи 189 г., которая в Александрии праздновалась, вероятно, 20 апреля, а в Малой Азии 20 марта. (Д. Л.). 142 Мнения [K. L. Die Christliche Passafeier der drei ersten Jahrhunderte. Pforzheim 1848], что сверх 14 нисана малоазийские христиане праздновали еще следующий воскресный день, как годичный праздник воскресения, что в Малой Азии были во II в. кроме четыренадесятников – кафоликовеще четыренадесятники иудействуюшие (евинитствуюшие), – не имеют оснований в исторических данных. 143 Например, одна ветвь четыренадесятников на основании актов Пилата рассчитала, что Христос пострадал 25 марта (a. d. VIII kal. apr.) (Epiph. haeres. 50, I). Вероятно, один из представителей этого направления в начале IV в., Трикентий (против которого писал Петр александрийский † 26 ноября 311) говорил: «Нам нет никакого дела до иудеев и их календаря, мы желаем только одного: совершать ежегодно воспоминание страдания Христова в то самое время, в какое предали совершать самовидца от начала» (т. е. в исторически точный день). Предположение Weimzelя, Hilgenfelda, Schürera etc., что Трикентий совершал пасху всегда 25 марта, не имеет для себя твердых оснований в сохранившихся фрагментах его полемики с Петром александрийским . По всей вероятности, Трикентий был протопасхит. Ср. Е. Schwartz, Christliche und jüdische Ostertafeln, S. 109, 116. (Д Л.). 144 Эти слова четыренадесятников приводит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

4-12. Дан 7, 13-18. Собирательный образ (или " корпоративная личность " ) нередко встречается в Ветхом Завете. 4-13. См.: А. К. Волнин. Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908, с. 332 сл.; Shurer. Op. cit., v.2, p.547. 4-14. Втор 23, 1. Это правило позднее вызвало оппозицию; см.: Ис 56, 3. 4-15.  Ириней. Против ересей, III, 2, 9. Однако первые письменные свидетельства о христианстве в Эфиопии относятся лишь к IV веку. 4-16. Деян 9, 32-11, 18. 4-17. Рассказ о видении повторен в Деян дважды, как обычно поступает Лука, когда хочет подчеркнуть важность события. В символике видения примечательны две черты. Материя привязана за четыре угла (четыре — символ вселенскости, розы ветров); Петру предлагается не просто " трефная " (недозволенная) пища, а " четвероногие и пресмыкающиеся земные и птицы небесные " , которые у пророков нередко означали языческие страны (ср.: Дан 7-8). 4-18. Деян 12, 19-20. 4-19. См.: Т. Моммзен. История Рима. Т. V. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. М., 1945, с.408 сл. 4-20.  И. Флавий. Иуд. война, VII, 3, 3. 5-1. Павел единственный из апостолов, чью внешность запомнило предание. Наиболее раннее свидетельство содержится в фрагменте апокрифических Деяний ап. Павла, который принято называть Деяниями Павла и Теклы (Феклы). См.англ.перевод: J. M. R. James, ANT, p. 273. Этот апокриф был написан, вероятно, во II веке и опирается на историческое предание (см. ниже прим. 27). В летописи византийского историка Иоанна Малалы (конец VI века) находится очень солидное описание наружности Павла (X, 257). Поскольку выдающихся людей легенды обычно приукрашивают, этот реалистический портрет едва ли можно считать вымыслом. 5-2. Деян 20, 35; 1 Кор 7, 10, ср.: Мф 5, 32; 1 Кор 13, 2, ср.: Мф 17, 20; Рим 12, 14, ср.: Мф 5, 44. О том, что апостолу были известны основные события евангельской истории, свидетельствуют: 1 Кор 2, 2, 8; 11, 23 сл.; 15, 3-5; Гал 2, 20; 3, 1; 4, 4. Часто, говоря об этих событиях и учении Христа, Павел заявлял, что " принял " это непосредственно " от Господа " . Но для него Христос как бы отождествлялся с Первообщиной (ср.: слова Христа в видении у Дамаска: " Что ты Меня гонишь? " , Деян 9, 4, где подразумевается гонение на общину). Большинство экзегетов считает, что пасхальный текст в 1 Кор 15, 3 сл. был заимствован апостолом из предания Первообщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

779 В синод. Рукописи: ϒποτυπωσις τν ν» τιτλων, обозначает оглавление 50 титулов. См. ниже, прим. 785. 780 Под этим названием (Nomocanon L. Titulorum) он издан у Питры, II. 416. В полном виде: Voelli et Justelli, Bibliotheca juris. can. veteris, II. 603. 781 Бинер (Gesch. der Nouell. 199) и Г. Геймбах (Аνκδ. II, LIII), по-видимому, полагают, что эти главы представляют извлечение из Собрания в 87 главах, а не остаток от него, как думают К. Геймбах (Ersch und Gruber, Encycl. 86, S. 290) и Цахариэ (Nomok. 9). Питра p. 370) высказывает догадку, что главы эти принадлежат самому И. Схоластику и составлены не после Собрания в 87 главах, а прежде того Собрания; сначала Схоластик сделал извлечение из новелл в 22 главах, а потом (более подробное) извлечение в 87 главах, из того же источника, из которого сделано и первое извлечение. 782 Zacharia, Nomok. 9. – Проф. Загоровский, найдя нужным дать некоторые сведения о номоканоне Иоанна Схоластика в своей докторской диссертации «О разводе» (стр. 72), в 1-х, вместо номоканона описывает «Свод», и во 2-х описывает только одну его каноническую часть. «О другой части номоканона (читай свода), приписанного И. Схоластику, т. е. об юстиниановских законах (исправь: новеллах), автор по-видимому не знает», говорит поэтому поводу проф. Суворов в своей рецензии на эту книгу (Отдельн. отр. стр. 20). Произошло это незнание конечно оттого, что г. Загоровский не только не заглянул в самый номоканон (изданный еще в 17-том столетии), не только «пребыл в неизвестности» относительно литературы предмета, но не прочитал внимательно даже тех трех или четырех русских сочинений, на которые он по этому поводу ссылается. Кстати тоже нужно сказать и о сведениях автора об изданном еже в 16 стол., «номоканоне в титулах с синтагмой», т. е. о Фотиевском. Первую часть составляет, по автору, синтагма; вторую – номоканон. Номоканон, по сведениям автора, «содержит в себе церковные правила и светские (правила?), касающиеся церкви, при чем первые означены только цифровыми цитатами (значит содержат не правила, как сказано за строку перед тем, а только цитаты) из соборов и отцов, а последние под названием κεμενος (этот способ склонять: κεμενον, нужно отнести, разумеется, на счет наборщика) (textus) состоят лишь из кратких извлечений из законов Юстиниана» (его кодекса и новелл) (исправь: a также дигест и институций), при чем Фотий излагает здесь не столько самый текст законов, сколько толкования на них (исправь: перифраз или сокращенное их изложение) из византийских законоведов (72–73).» Впрочем я счел долгом упомянуть об этом описании номоканона в 14 титулах не потому, чтобы оно заслуживало какого-нибудь внимания, a просто для предостережения читателей книги г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1724 См. Прохирон 39, 7 (Кормчая, гл. 48, столб. 39, 7. Упом. II изд., л. 162): «иже прибегшаго во святую церковь , на свое господство надеяся, исторгнет, биен быв отнюдь и во изгнания посылается». Cf. Basilicor. lib. LX, tit. 45, c. 18 (ed. cit. V, 820). 1725 См. постановление 1343 г. императора Иоанна Кантакузена Acta Patr. Constant. I, 232. В некотором отношении Константинопольский патриархат пользуется и теперь этою привилегией. См. канонизм об устройстве синода. 3, 2. 1726 См. упомянутое в 4 прим. 78 § рассуждение из «Христ. Чтен.» за 1861 г. и ср. также 27 § этой книги. 1727 См. наприм. закон 1890 г. о церковных властях в Сербии, чл. 185–197, или чл. 148–152 устава русских духовн. консисторий 1883 года. 1728 Относительно Австрии см. § 29 закона 7 мая 1874 г. и в свази с этим министерские распоряжения: 14 марта 1878 г. 3504, 28 декабря 1878 г. 17507 и 25 января 1880 г. 1091; Сербии – чл. 196 Закона о церковных властях; России – §§ 177 и 178 консист. уст. 1883 г. Греции – закон 26 апр. 1870 г. 1729 В цислейтанских пределах австро-венгерской монархии это входит в ведомство гражданск. судов [§ 14 закона (Civil-Jurisdictioinsnorm) 20 ноября 1852 г. 251. R. G. В.]. 1730 § 117 австрийского свода гражданских законов; относительно Греции см. ст. 16 синодального устава 1852 г.; Сербии – п. 6 ст. 96 закона о церковных властях 1890 года. – О прочих сведениях касательно компетенции церковных судов см. следующий 120 §. 1731 φελομεν ο ν λγειν, ς, ε τις κληρικς μλλει γομνσαι πθεσιν κατ κληρικο, πισκπου, μητροπολτου, τ φρ το ναγομενου κατ νμους κολουθετω. Ο μν γρ κληρικο, κα μοναχο πap τ γχωρ πισπ λκυσθσονται, πσκοπος παρ τ μητροπολτ, κα μητροπολτης παρ τ πατριρχ. Аф. Синт., II, 238. 1733 «Судопроизводству непосредственно архиерейскому подлежат: а) проступки неведения и нечаянности, требующие исправления и очищения совести священнослужительской иерархическим действием архиерея и неудобно-подвергаемые гласности и формам обыкновенного суда; б) вообще проступки против должности и благоповедения, не соединенные с явным вредом и соблазном, замеченные в священнослужителе, которого прежнее поведены было неукоризненно; в) жалобы, приносимые именно с тем, чтобы неправильно поступившего исправить архипастырским судом и назиданием без формального делопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

279 Здесь мы сходимся с Гефеле, Губертом и Бруксом и расходимся с г. Андреевым, который, в цит. книге стр. 84, и в статье: «Патриарх к-льский Герман» (Богосл. Вестник 1897, май, стр, 177, июнь, 323) считает днем поставления Германа не 11, а 1 августа 715 года. 280 В 6267 году индикт был 13; но Феофан тут не ошибается, а чтобы не отрывать рассказа о смерти Константина V от рассказа о предсмертной болезни, постигшей его в августе 13 индикта, переходит на нисколько дней границу своего 6267 года. Это объяснение кажется вам правдоподобнее, чем Губертово, который видит здесь доказательство, что Феофан считает года от Адама в точности от 25 до 24 сентября. 281 Monumenta Germaniae, Epistolae, т. III, собрание писем Лулла и Бонифация 12, 16, 17, 24, 26, 45. 282 Арабы, по-видимому, за 741 г. В 123 г. гиджры (26 ноября 740–14 ноября 741 г.), по Белазури, 20.000 ромеев осадили Малатию, и затем почему-то сняли осаду и ушли. Не смерть ли Льва III была тому причиной? 285 Поэтому с ними нельзя разделываться, как Губерт, фразой: «...inalgre les temoignages contraires». 286 Стефан свиделся с Пипином в начале января, договор состоялся 14 апреля, помазание Пипина на королевство 28 июля 754 г. (Jaffe I 272/3). 287 На верном пути к определению характера «сочинения» Константина, опровергаемого Никифором, стоял Бандури. (см. Аист. bibl. Patr., т. I. p. 267–280; II, 603–310. 1277. Филарет, Ист. Учение о отцах церкви, т. 3, 214 прим. 7). О пригласительных на собор письмах Константина V см. житие Стефана, Migne 100, 1112D. 289 Возможно, что сам Стефан II получил это приглашение с силепциарием Иоанном, и именно на него ответил путешествием к Нинину. Ср. в А: " Ρμης; ο κατεδξατο λβεν. 292 Здесь патр. Никифор отмечает безсвязицу. Мысль учителей Константина вероятно та, что реальный Христос есть παργωγος от двух первообразов; вместо τινος следовало бы νς κα μνου. 295 В оригинале πραγματεα, т.е. сумма активной и пассивной деятельности – πντα, τινα ποιε τε κα πσχει. 298 Понятно, что эти рассуждения не восприняты собором 754 г.; но считать на их основании Константина монофиситом нельзя: он просто путает здесь φσις естество и существо (ипостась), как раньше путал πρσωπον обличье и личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Наше деление впервые введено на западе Ferd. Walter ’ом в его учебнике церковного права (первое издание напечатано в 1822 г.), а после него это деление было усвоено большинством западных канонистов. См. Lehrlmch Вальтера (XIV Ausg.), стр. 29, прим. 5. 714 ερατικα λειτουργαι – кан. 1 Анкирского собора, ερατικ φροντς – послание Ефесского собора (Аф. Cuhm.,II, 207). ρατικ ξα – кан. 81 трул. соб., Геннадия окружное послание (Аф. Синт., IV, 371), ρατικ διοκησις – апост. 83 кан. Ср. «О должн. пресв. прих.» Ч. III, стр. 107 и сл. 721 Ради этого установлено, что ежегодно в каждой поместной церкви должен быть собор всех епископов. Ап. кан. 37; I Всел. соб. 5, IV Всел. 19, Трул. 8, VII Всел. 6, Ант. 20, Карф. 95. 722 ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduin., XI, 241). Послан. восточн. патриархов о прав. вере., чл. 10. 725 Мф. 18:20. Ср. послание Халкид. собора папе Льву в Harduin, Аста concil, II. 658, а также записи 18 заседания VI Всел. собора (ib. III, 1397). 727 Πρεσβυτριον упоминается и в апостольских посланиях ( 1Тим. 4:14 ), а как собрание пресвитеров для совместного действования упоминается в Деян. (21:18). О пресвитерском совете в первые времена церкви мы будем говорить в рубрике о консисториях. 728 Многочисленные соборы в первые века церкви по поводу вопросов: о дне празднования пасхи, о монтанистах, о значении крещения, совершенного еретиком, и по другим подобным вопросам всего яснее свидетельствуют нам об этом. Ср. С. J. Hefele, Conciliengeschichte. I, 83 fg., 86 fg., 117 fg. 730 Деян. 13:3 . Иероним (De viris illust., с. 5) упоминает об ап. Петре, Иакове и Иоанне, что они посвятили Павла на апостольское служение. Ср. Евсевий, Церк. ист. 2, 1, где он описывает деяния апостолов после вознесения Христова. 733 Кроме канонических постановлений, приведенных нами до сих пор, и других, которые мы будем приводить далее, чтобы показать, что только соборно и никак не иначе могут решаться самые важные дела церкви, об этом свидетельствует нам и практика церкви древнейших времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

в отделе об апокрифах и у Handmann’a, Hebräer-Evangelium в Texte et cet. v. Harnack, V. 3). В 2-х, о том времени, когда, за отсутствием греческой обработки Матфея, каждый сам должен был толковать малопонятную речь арамейского подлинника (в Палестине, Сирии и смежных странах говорили понемногу и на греческом и на арамейском жаргонах; но в малоазийских городах преобладал греческий язык), пресвитер Иоанн говорит Папию как о давно прошедшем, противоположность коему представляло настоящее, так что Папий передает это сообщение пресвитера Иоанна как нечто интересное для читателей и уже забытое. А это отодвигает время написания евангелия в самую глубь эпохи апостольской, с чем согласны как внутренние признаки ( Мф.27:8:15; 28:15; 23:35; 24:15–16 ; Мк.13:14–15 ср. Лк.21:20–21, 24 ), так и внешние свидетельства (Ирин. haer. III. 1. р. 423 из Евс. Н. Е. V, 8. р. 224; ср. Кл. Ал. у Евс. Н. Е. VI, 14. р. 279; Ориг. In Matth. М. XIII. 829; Евсев. H. Е. III. 24. р. 128 сл.; Епиф. Haeres. 51:5, Dind. II. 454–455. Злат. на Мф. hom. 4:1. Migne LVII, 39; Иероним, Devir. ill. 3. Migne XXIII, 613; Августин, De coin sensu Evang. 1:2. Migne, XXXIV, 1043. В 3-х, так как написание греческого Матфея и Марка нельзя относить позднее года разрушения Иерусалима, т. е. написание обоих евангелий необходимо относить к апостольской эпохе: то и гипотезы первоматфея и первомарка, в отношении подлинности и достоверности евангелия, оказываются праздными измышлениями досужей и капризной фантазии западных ученых. 2047 В вышеприведенном отрывке Папия (прим. 30-е), как и в 4-м евангелии, упоминаются следующие апостолы и в таком порядке: Андрей Ин.1:40–41 (еще 1:44; 6:8; 12:12:22), Петр ( Ин.1:40:41, 42:44 и др., между тем как у синоптиков первенствует Петр ср. Мф.4:18; 10:2 ; Мк.1:16, 29 ; Лк.6:14 ), Филипп ( Ин.1:43–46 и др. мн.; имя этого апостола в 4-м евангелии названо 12 раз, тогда как у синоптиков по 1 разу – в общем списке 12-ти апостолов), Фома ( Ин.11:16 и еще 7 раз, у синоптиков же по 1 разу – в списке); Иаков, совсем не называемый в 4-м евангелии, упомянут, как брат Иоанна-евангелиста, а сам Иоанн и Матфей, также не называемые в 4-м евангелии, упомянуты как апостолы-евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

101 При посещении Царьграда Стефаном Новгородцем эта трапеза находилась в храме св. Софии (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 52). 104 Византий приводит свидетельства, что император Василий положил, как сокровище, милоть пророка Илии на престол этой церкви: κα τν μηλωτν πεϑησαρισεν ες τν γαν τρπεζαν το ναο, κα κατ’ τος νταϑα πανηγριζον τ 20 ουλου, ερουργοντος το πατριρχου (. Κωνσταντινοπολις, σελ. 217). 106 Ксилолой – ξυλαλη, γλλοχον, lignum aloës, алойное дерево, алой. Ботанисты насчитывают до 48 видов настоящего алоя. Здесь надобно разуметь так называемый деревянистый алой, aloe syriana, иначе asphalata,– смолистое деревцо, вооруженное колючками, которое имеет очень приятный запах и некогда сожигаемо было для курения на жертвенниках: aloë in Arabia et India gignitur, arbor odoris svavissimi atque summi; denique lignum ejus vice thymiamatum adoletur in altaribus (См. Xp. Штокка, Clav. linguae sanctae V. T. Petrop. 1827. pag. 20. Ол. Цельса, Hierobotan. s. de plantis S. S. 1745. tom. I. р. 135–170. К. Шпренгеля, Hist. rei herbariae. 1807. t . 1 , р. 271. Сибирц. Он. библ. ест. ист. Спб. 1867. стр. 130; особенно: Гезения, Thesaurus philolog. crit. linguac hebr. et chald. V. T. Lips. 1835. p. 33, sub v. и E. Фр. К. Розенмил. Handbuch der biblischen Alterthumskunde, t. IV. Th. I. Leipz. 1830. S. 225–228). В священном писании В. З. это деревцо называется (агалим), которому усвояется очень приятный запах: Псал. 45:9  (Евр.) . Притч. 7:17 . Песн. 4:14 . 110 Св. мученик Исидор – воин Нумериева полка, за исповедание имени Христова обезглавленный на о. Хиосе, в 251 году (О мученичестве его см. Чет. Мин. 14 мая; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. tom. VI. p. 343–348, где упоминается и о перенесении мощей его из Хиоса в Царьград). 111 О написании образа пресвятой Богородицы евангелистом Лукою в Четии Минеи приводится следующее предание: «глаголют же о нем, яко он первее образ пресвятыя Богородицы, носящия Младенца предвечнаго Господа нашего Иисуса Христа на руках своих, живописным художеством написа, и иныя две иконы пресвятыя Богородицы» (Чет. Мин. 18 октября). Императрица Пульхерия, получив этот образ из Иерусалима, поставила его в храме Одигийском (см. выше, прим. 86). Впоследствии этот образ приносим был в царские палаты, где и оставался от половины пятой недели великого поста до святой пасхи (М. Куропал. De official. palat. Constantinop. ed. 1588. p. 145). Здесь-то и видел его наш паломник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010