Правило 63 Святых Апостолов Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен ( Деян. 15:29 ). ( Трул. 67 , Гангр. 2 ) . Это правило выражает в форме закона предписание Св. Писания, воспрещающее христианам употреблять в пищу то, что уже было раньше воспрещено Моисеевым законом ( Деян. 15:20, 29 ; Лев. 17:14, 15 ), причем повелевает духовное лицо, уличенное в употреблении в пищу крови или мертвечины, извергнуть из священного сана, а мирянина – отлучить от св. причащения. Это предписание строго исполнялось всей церковью, как восточною, так и западною, о чем имеется много свидетельств у отцов и учителей церкви 282 . В православной церкви это соблюдается и поныне 283 . Главное в этом правиле – воспрещение употреблять в пищу кровь животных. Причиной этого, как указывает архим. Иоанн в толковании этого правила, является следующее: во-первых, причина естественная, как нам объясняет это сам Моисеев закон, потому что «душа тела в крови» ( Лев. 17:11 ), т.е. кровь является некоторым образом как бы вместилищем души, ближайшим орудием ее деятельности, главной действующей силой жизни у животных; во-вторых, причина нравственная, так как употребление крови в пищу обнаруживало бы крайне грубую и жестокую чувственность и, как то показывает опыт, имело бы пагубное влияние на духовные свойства человека. Кроме того, в Ветхом Завете была к тому и обрядовая причина, так как в законе Моисеевом говорится, что Бог повелел израильтянам употреблять кровь для алтаря, чтобы очищать души их, «ибо кровь сия душу очищает» ( Лев. 17:11 ). В силу этого кровь представляла нечто святое и являлась как бы прообразом крови Пречистого, Божественного Агнца Христа, пролитой Им на кресте за спасение мира ( Евр. 10:4 ; 1Иоан. 1:7 ) 284 . 282 Tertull., “Apolog”. c. 9 [Migne, s. l., t. 1, col. 314–327]. – Clem. Alexandr., “Paedag”. III, 3 [Migne, s. g., t. 8, col. 577–592]. – Minut. Fel., “Octav”. c. 38 [Migne, s. l, t. 3, col. 355–357]. – Origen., “Contra Cels”. lib. VIII [Migne, s. g., t. 11, col. 1521–1632]. – Euseb., “Hist eccl”. V, 1 [Migne, s. g., t. 20, col. 408–432]. О том, что на западе воспрещалось христианам употреблять в пищу morticinia, свидетельствует, между прочим, папа Григорий III (ок. 731 г.), который в своих canones poenitentiales предписывает наказания тому, qui morticinia comederit. См. прим. Беверегия к этому Ап. правилу (II, Annot., ρ. 32). Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1 Надписание в рукоп. указывающее на предмет послания. 2 Чит. «предспеяние» — преуспеяние. 3 Чит. «разума». 4 Димитрию Иоанновичу. 5 Т. е. «Дионисий». Значок над буквою Д., по утреблению его в ркп., заменяет букву и . 6 Пропуск, в подлиннике, нескольких слов, вероятно следующих: «Суждальскый, поставлен есмь всесвятым патриархом вселенским в архиепископа» (сн. Акт. ист. т. I. 5). 7 Чит. «рекшу», как далее. 8 Чит. «мьзду», как далее. 9 Замечательно здесь местоимение «еже» пред текстом: в настоящем послании оно употреблено неоднократно в качестве греческаго члена τ , см. напр. выше: «еже к Богу потщания», «еже к нему веры», «еже хотениа молитвы» и ниже «еже в всех и от всех искати ползы», «еже о сицевых пещися», «еже честнаго прадеда ти... потщание», «еже от злых на благое уклонение, а еже о христоименитых людей попечение», «еже от злобы на добро совращение», «еже о людех попечение», «еже добродетелное исправление». 10 Так в ркп. (испорченное место). 11 Вм. «иже» част. еже». 12 «Поисти бо» — поправлено в подл.; было написано. «но истинно» или «воистинно»; должно быть: «поистине бо» (как далее). 13 Да соблюдеши, еже приял еси. 14 «И» — лишнее. 15 «Святаго деда твоего» — Иоанна I Данииловича († 1340) Калиты, прозваннаго так потому, что он всегда носил с собою мешок или калиту, наполненную деньгами для бедных. Карамз . Ист. гос. росс. т. IV. изд. 5. Спб. 1842. стр. 148: тамже, о его достоинствах. Слово «святаго» ничего на доказывает: в этом же послании, далее, и отец Димитрия Иоановича назван «святым»; оно значит просто — покойнаго, отшедшаго к вечной жизни; см. Акт. ист. т. 1. 2. Доп. к Акт. ист. т. I. 4. С. Соловьев . Ист. России. т. I. прим. 96. 16 «Великаго князя, отца твоего» — Иоанна II Иоанновича († 1359) Кроткаго. Карамз . Ист. гос. росс. т. IV. изд. 5. стр. 179. 17 Бог чрез пророка (Самуила). 18 Чит. «еже». 19 В первоначальном, подлинном, спйске вероятно было «на мне грешнем». 20 Вм. «их», кажется, должно быть «и» («седмьдесять крат седмерицею пращайте и оставляйте» и проч.) 21 Слова «Отец» в ркп. недостает. 22 В ркп. ошибочно написано: «твоего». Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2815...

1 Robert Grosche, Pilgernde Kirche , Freiburg i Br., Herder, 1938. S. 27. 2 См. Paul S. Minear, Images of the Church in the New Testament , London, Lutterworth Press, 1961. P. 12. 3 Iohannes Chrysostomus, Sanctus, In Coloss. hom. , VII, MG, LXII, col. 375. 4 «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». — Прим. перев. 5 En Christo ( лат. ) — Во Христе. — Прим. перев. 6 Iohannes Chrysostomus, Sanctus, In Ephes. hom. , III, MG, LXII, col. 29. Уже Ориген обратил внимание на тот факт, что глагол стоит в пассивном залоге. 7 Литургия святого Иоанна Златоуста. Молитва приношения. 8 «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос». - Прим. пер. 9 Augustinus, Sanctus, In Evangel. Joannis tract ., CXXIV, 5, ML, XXXV, col. 1973. 10 Oikonomia ( лат. ) — от др.-греч. %Г [о?%Г [копот?%Г [a — устроение. В Новом Завете, у Святых Отцов и Учителей Церкви означает Божье устроение Своего дома для спасения человеческого рода от греха, страдания и смерти. — Прим. перев . 11 Hierosyne ( лат. ) — от др.-греч. ?%Г [егагх?%Г [a — священное правление. — Прим. перев . 12 In persona Christi ( лат. ) — от лица Христа. — Прим. перев . 13 In persona ecclesiae ( лат. ) — от лица Церкви — Прим. пер. 14 Игнатий Антиохийский, Игнатий Богоносец (греч. %Г [Ign?%Г [tio_s o Feoф?%Г [ro_s) — Прим. пер. 15 Cyrillus Hierosolymitanus, Sanctus, Catech. orat ., XVIII. 23, MG, XXXIII, col. 1044. [Русский текст: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — М.: Благовест, 2010. — С. 315. Перевод изменен — прим . пер .]. 16 Augustinus, Sanctus, De unitate ecclesiae , II. 2, PL, XLIII, col. 391 ss. Августин говорит здесь именно о единстве corpus mysticum и органической связи Главы и тела. 17 Secundum totum, quia per totum est ( лат .) — по целому, ибо есть через целое — Прим. пер. 18 Henry de Lubac, Catholicisme , Les aspects sociaux du dogme , Paris, Les éditions du Cerf, 1947. P. 26. 19 См. Florovsky G . The Catholicity of the Church , in: Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View. Collected Works. Vol. 1, 1972. P. 37—55. [Русский текст: Флоровский Г.В. Кафоличность Церкви//Избранные богословские статьи. М.: Издательство «Пробел», 2000. — С.141—158.]. 20 Пастырь Гермы, Эрмы — раннехристианская книга I или II века. — Прим. перев. 21 Similit. IX. 6, 8; см. Vis., III. 6, 5—6. 22 Iohannes Chrysostomus, Sanctus, In Joann. hom. , LXXVI, MG, LIX, col. 260. 23 Iohannes Chrysostomus, Sanctus, In II Cor. hom., XX, MG, LXI, col. 540. 24 In viae ( лат. ) — в пути — Прим. перев . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3031...

1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю... 2 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя... 3 Соответственно, в 9.00,12.00 и 15.00 сравнительно с церковными сутками. (Здесь и далее — прим. редактора изд. 1900—1903.) 4 Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13. 5 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14. 6 Там же. Кн. 1, гл. 17. 7 Там же. Кн. 1, гл. 16. 8 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13. 9 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15. 10 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17. 11 Там же, гл. 12. 12 Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18. 13 Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.). 14 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1. 15 Там же. Кн. 8, гл. 6. 16 Там же. Кн. 8, гл. 1. 17 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1. 18 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15. 19 Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16. 20 Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4. 21 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49. 22 Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II). 23 Лактанций. Указ. соч., гл. 24. 24 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27. 25 Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44. 26 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32. 27 Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856. 28 Евсевий. Церков. история. Кн. 9, гл. 9. 29 Лактанций. Указ. соч., гл. 44. 30 Keim. Op. cit. S. 23, 24. 31 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 37. 32 Там же. 33 См.: Dollinger. Heidenthum und Judenthum. 34 Созомен. Церков. история. Кн. I, гл. 5. 35 Созомен. Церков. история. Там же. 36 Евсевий. Церков. история. Кн. 9, гл. 9; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 40. 37 Manso. Leben Constantins des Grosses. S. 320—321.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

II: 1156), или и грешных (I: 594–5), воскресение телесное (II: 1287,393), но только в Палестине, куда воскрешенные вне ее доставятся по подземным трубам (I: 596,377. 632,517);–в христианстве и у Ап. Павла по соотношению с иудейством (I: 24,53. 473 сл. 481,79) яко бы не признается промежуточного состояния (II: 376,1069) или даже совсем нет воскресения (I: 531,204. 532–4. 550. 616,482), а то оно является последовательным или представляет непосредственное посмертное блаженство (I: 523–5. 526–7) в воскресении каждого тотчас по смерти (II: 522. 575–6,1069 598,566), воскресение не частное (I: 525–6. 550–1. 566), а всеобщее (I: 532. 541. 570–1. 587. 589. 593. 600. 601. 602. II: 1155) и грешников (I: 585–7. 588. 592. 624), воскресение–физическое (I: 534–5. 538. 539. 558. 615. 625. 641. 642. 713,202), но яко бы не плоти (I: 520. 603. 604,418), а тела (I: 522. 621,495. 628,504. 641,540), воскресение из мертвых (I: 523) или мертвых (I: 603 сл. 627,504). Воскресение Иисуса Христа II: 600,574 997,116. 1185 (в 3-й день). 1287. Второзак. I, 31 (II: 149). IV, 19 (I: 685). V, 5 (II: 371). VII, 20 (II: 366). VIII, 5 (II: 149,277). X, 20 (II: 181,401. 187). XIII, 4 (II: 66,145). XVI, 16 (I: 154). XVIII, 15 (I: 854,530. 865,540). XX, 14 (II: 285. 764). XXI, 23 (I: 49). XXV, 3 (I: 201). XXV, 4 (II: 46. 395). XXVII, 26 (I: 128. II: 1237). XXVIII, 59. XXIX, 20. 21 (II: 1237). XXX 12 (I: 844). XXXII, 4 (II: 177). XXXII, 17 (I: 685). XXXIII, 2 (I: 194). Вера Авраамова в иудействе II: 182,404. 1001,117. Вера в иудействе (I: 34,70. II: 179,392. 196 и прим. 433); вера первых хр-н яко бы иудейская (I: 454–5. II: 196,431); вера у Ап. Павла (II: 604,589. 1134. 1261), у него вера и дела (II: 1001,117), вера и искупление (I: 424–8. 429–430. 432–4. 439. 476–7. 521), вера и надежда (II: 605,593), вера и праведность (II: 189–190. 192. 194. 196). Вечность (бесконечность) в смысле нескончаемости якобы не Павлово и не христианское понятие I: 568. 574. Гавриил Архангел I: 195,62. 664,76. 687,138. 780,329. 869,548 Галатам послание Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Исаия LXVI, 1. 366 Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 367 Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 368 Быт. L, 13. 25… 369 4 Цар. XIII, 21. 370 .4 Цар. IV, 29. 371 Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 372 Прем. Солом. XIV, 7. 373 4 Цар. VI, 6. 374 Быт. II, 9. 375 Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 376 Числ. XXI, 9. 377 Числ. XVII. 378 3 Цар. VI. 379 Иезек. XL. 380 Исх. III; «куст — горевший и не сгаравший , как–бы облитый какой–то росою» (см. у. Lequ.). 381 Ср.лат.перев.в изд. Hopperi: «Indicatum a Deo» (т. е. Ephod). 382 Иерем. II, 27. 383 … (См. у. Lequ. лат.перев.; ср.примеч. Ср. греч.текст и лат.перевод в издании Hopperi). 384 Исх. XX, 4. 385 Иоан. III, 14–15. 386 «Подрбное, кажется, читается в жизнеописании тогоже Василия, которое носит имя Амфилохия, где, однако, об изображении не сделано никакого упоминания»… См. у. Lequ. (подстр.примеч.). 387 «Это разсказывают — Георгий Александрийский и анонимный (не знаю — какой) автор жизнеописания Златоуста.» См. у Lequ. (подстр.прим.). 388 … здесь значит :«reverantiam exhebere, inclinato corpore salutare». См. у Lequ. (подстр.прим.). 389 «Луг духовный написан Иоанном Мосхом и посвящен им своему ученику Софронию, который после был иерусалимским епископом» … Выдержка взята св. И.Дамаскиным из 45–й главы «Луга». Ср. Act. 4 e t 5 sept. Syn. — См. у Lequ. (подстр.прим. и сбоку текста).145. 390 Praes. Histor.146. 391 Ср. 73 прим. к 3–му слову. 392 Здесь, несколько выше, а равно и сейчас же далее, по требованию русскаго языка и согласно с особенностями греческаго синтаксиса, настоящия времена в двух–трех случаях переведены будущими. 393 См. изд. Hopperi и лат.перевод Lequ. 394 Отсюда начинается заключение перваго слова. 395 Исаии II, 3. 396 Был открыт 8 августа 449г. См. «Истор.христ.церкви» Робертсона; т.1, стр.433. 397 Мф. XVIII, 20. 398 Мф. XVIII, 18. 399 Галат. I, 8. 9. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Там было множество православных храмов. См. Сен-Мартен, том I, гл. 74. (П.р.) 8 Река Чорох орошает своими притоками юго-западные части Грузии, впадает в Черное море в трех верстах юго-западнее г. Батуми. 9 Сванетия - историческая область в Грузии на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта, по правую сторону истока р. Кубани, присоединена к России в сер. XIX в. (П.р.) 10 Он говорит, что ап. Матфий проповедовал во Второй Эфиопии, как древние называли Колхиду, а именно восточные ее части, т.е. бассейн реки Алазани. 11 Осетия расположена при истоках р. Терек. 12 Этот народ занимал правый берег среднего течения р. Кубани. 13 Местность в горах Осетии; в 35 верстах от Владикавказа существует аул Суадаг, или Суанджаг. 14 Смотри об этом описание Муравьева. Грузия и Армения, часть III, стр. 295. 15 Об этом свидетельствует и святой Ириней, епископ Лионский. Он описывает заточение св. Климента Римского. Irinei 1 I, с. IX. 16 Предание о построении им семидесяти церквей читается у Иеронима, Церковная история, кн. III, гл. 28. 17 Тертуллиан в начале 1-й книги Против Маркиона, изобразив в мрачных чертах природу Кавказа и грубые нравы его жителей, описывает также Маркиона и его дела. Тертул. том III, стр. 451, пар. 2. 18 В настоящем издании соответствует III части книги. (Прим. ред.) 19 Картлис Цховреба— " Жизнь Картли " (груз.), сборник грузинских летописей XII—XVIII веков. (Прим. ред.) 20 Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви облекается, как это было в Армении и Сирии, в сан Католикоса (греч. katholikos — всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом—— " Католикос-Патриарх " . (И. Джавахишвили, История Грузинского права, кн. II, вып. II, Тбилиси, 1929, с. 9—10, на Груз. яз.) (Прим. ред.) 21 Ныне Тбилиси. (Прим. ред.) 22 Царь Кахетинский и Имеретинский Арчил II (1664—1712гг.), умер в Москве. 23 27 января (н.ст.)—Прим. ред. 24 Святая Нина была ближайшей родственницей великомученика Георгия (память 23 апреля/6 мая), а по одной древнейшей рукописи -двоюродной сестрой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В таком случае пади со смирением пред неисповедимыми судьбами, но не дерзай, никогда не дерзай воспящать путей Божиих, - и слава Господня узрится на тебе! Памятуй, как шествия Промысла Божия совершаются (см.: Пс. 77 и 14). Посему, прежде и паче всего, тщись украшать себя невинностью нравов и правдою. Без святости никто и нигде не узрит Господа - ни цари, ни народы, - ни на земле, ни на небе (Евр. 12; 14). Аминь.   Имеется в виду упразднение при Петре I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода. Одобрение этих преобразований святителем Иннокентием следует приписать только его дипломатическим дарованиям. (Прим.ред.) Хотя Екатерина II продолжала политику Петра I в отношении Церкви, упразднив " за ненадобностью " 252 монастыря, а 161 предоставив жить на пожертвования, разделы Польши объективно вынудили ее действовать в пользу Православия. Только с 1781 по 1783 гг. около 120 000 человек добровольно покинули навязанную им унию и вернулись в лоно Православной Церкви. В 1794 г. Екатерина II издает указ о разрешении свободного присоединения к Русской Церкви всех униатов, одновременно гарантируя полную неприкосновенность православным, католикам, унитам. И эти гарантии строго соблюдались! К концу царствования императрицы около двух миллионов человек покинули унию, вернувшись к православной вере; единственной униатской кафедрой в западных областях оставалась Полоцкая. (Прим. ред.) Речь идет о кодификации законов, проведенной в 1767-1769 гг. Уложенными комиссиями. (Прим.ред.) Имеются в виду масонские организации, подготовившие Великую французскую революцию 1789 г., а затем вызвавшие контрреволюцию Наполеона Бонапарта. (Прим.ред.) Александр I (1777- 1825 гг.), император с 1801 г. (Прим. ред.)         Слово в день восшествия на престол Николая Павловича, благочестивейшего государя императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Софийском соборе 20 ноября 1832 г.   Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! И в жизни частных людей, тем паче в жизни народов, есть дни, которые всякий раз, когда ни возвращаются, пробуждают множество различных воспоминаний и чувствований. Таковы, между прочим, великие дни преемства царей и народоправителей; дни, от которых зависят нередко целые века. Таков наипаче настоящий день восшествия нового самодержца на престол Российский, тот престол, который не раз давал благотворное направление событиям всего света и доселе остается главным оплотом против всемирных треволнений. Кто из сынов Отечества может сретить день сей без множества важных воспоминаний и глубоких чувствований? Кто даже из иноземных сынов может сретать его равнодушно при мысли о неизмеримых последствиях от преемства российских венценосцев? - Это день, которым связуются между собой не два царствования, а, может быть, две всемирные эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

В совершенно иной тональности выдержано исключительно любезное ответное Послание митрополита Uoahha II антипапе Клименту III (1080/1084–1100). Этот соперник папы Григория VII после смерти последнего предпринял ряд попыток расширить круг кафедр, признававших его спорное верховенство. К числу таких попыток относятся и контакты, направленные на восстановление церковного единства с Византией и Киевом 804 . Хотя эти контакты не привели к сколько-нибудь существенным результатам, послание Uoahha II (1076/1077 – после 14 августа 1089 г.) 805 , написанное по-гречески, имеет особую богословскую значимость в ряду древнерусских полемических сочинений. Объясняется это происхождением и образованностью этого отнюдь не обычного митрополита: будучи дядей (?) известного византийского стихотворца Феодора Продрома, Хрйстос Продром (в монашестве Иоанн) обладал глубокими познаниями в области литературы, канонистики, да и патристики 806 . В Повести временных лет отмечается его большая ученость и “ласковость” в общении, так что “сякого не бысть преже на Руси, ни по нем не будет сяк” 807 . Относительно количества написанных им сочинений в науке долго не было единого мнения, однако в настоящее время, помимо Послания Клименту III (1084/1085 или 1088 г.), сохранившегося в греческом и славянском вариантах, к их числу почти единодушно относят, по меньшей мере, греческий Трактат об опресноках (о котором упомянуто и в Послании) и так называемое Правило, дошедшее опять-таки как в греческих, так и в славянских списках и написанное предположительно ранее послания. Правило содержит 34 канонических ответа на вопросы некоего мниха Иакова, некоторые из которых (4, 5:13) находят аналоги в Послании. Без веских оснований Иоанну II атрибутировали также и надписанную именем “Иоанна” Службу сев. Борису и Глебу, которая принадлежит скорее перу митрополита Uoahha I . Издания: а. Послание (в рукописях заглавия не имеет): Калайдович К. Памятники (прим. 218). С. 209–218 (editio princeps слав, текста) [есть более раннее изд.: (Калайдович К.Ф.) Послание Иоанна митрополита русского//РусДост. Μ., 1815. 4.1. С.86–103. – Прим, изд. (А.Н.)]; Григорович В.И. Послание митрополита Uoahha II //Уч. зап. II отделения АН. 1854. Т.1. Отд.3. С.4–20 (улучшенное изд. греч. и слав, текстов); Oikonomos S.K. Το οσου πατρς ημν ωννου, μητροπολτου «Ρωσσας, επιστολ προς Κλμεντα, ππαν »Ρμης. Athen, 1868. Ρ. 1–13 (лучшее изд. греч. текста, включающее источниковедческий анализ); Павлов А.С. (прим. 28). С. 169–186 (греч. и слав, тексты) 808 [Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века/Подг. А.И. Плитузов, Г.В. Семенченко, Л.Ф. Кузьмина. Μ., 1987. Ч.П. С.378–384 (новое изд. слав, текста по списку, изд. Павловым); Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси (прим. 208). С.30–35 (только слав, текст, по семи спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Об опресноках: Oikonomos S.K. Р. 13–18 809 ; в. Правило 810 : см. в разделе о канонической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

862 Князь Димитрий Иванович Жилка, сын вел. кн. Uoahha III , родился в 1482 г., женат не был, помер 14 февраля 1521 г. (П. C. Р. Л VI, 29, 263; VIII, 269. А. В. Экземплярскаго , Вел. и удельные князья сев. Руси, II, 116 стр., прим. 344) – Сохранились в архиве Данилова монастыря три грамоты на сельцо Будовское Старое: от апреля 1525 г. купчая игумена Даниила, в которой сказано: «а дали есмя двесте рублев да десять рублев пополнка, а купили есьма то сельцо теми деньгами, что дал к Пречистой Похвале и Всем святым по себе на село в вечный поминок князь Дмитрей Иванович, сын великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, полтора ста рублев, а к тому есмя прибавили монастырских денег шестьдесят рублев» (Добронравова, История Данилов монастыря, прил., 87), от 20 июня 1525 грамота вел. кн. Василия Иван. о пожаловании сельца Будовскаго (Тажм же, стр. 16–17), от 1 июня 1526 г. несудимая грамота митр. Даниила (Там же, стр. 5–6) – Село Будовское в 24 верстах к востоку от уезд. гор. Переяславля-Залескаго, стоит при речке Круглице. (Истор. статист. описание церквей и приходов Влад. епархии, II, 138–141). 867 Вероятно второе посещение вел. кн. Василием Данилова монастыря было то, о котором повествует летопись под 1516 г. в сентябре (П. С. Р. Л. VI, 280). 874 Точно неизвестны годы игуменства Иова (Строев, Списки иерархов, 667). Вероятно об этом путешествии говорится в Продолжении Нестора (стр. 278) так: «лета 7031 (1523) июля в 28 день пойде великий книзь с братиею с Москвы к Переславлю, да к Юрьеву, а к Москве прииде к Покрову». (Си. Свирелина, О нач. и устр. Пер. Данил. мон. 62–63, прим. Житие прп. Даниила 2, 31, прим. Едва ли впрочем справедливо это летописное известие здесь относится ко второму посещению вел. кн. Василием Данилова монастыря). 957 Путешествие это было в 1528 г. прсле филиповского заговенья (П. С. Р. Л. VIII, 272, XIII,1 пол., 46, Карамзин, VII, 383 прим.). 997 Село Сватково, при речке Кунье или, по древнему названию, Куньеме, Владим. губ. Александровского у. в 35 верстах от Александрова и в 9 верстах к северу от Троице-Сергиевой Лавры по Ярославскому шоссе. Упоминается впервые в XV в., в первой его половине (Истор. статист. опис. церквей и приходов Владим. епархии, вып. II составл. В. Добронравовым, стр. 460–463).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010