Материал я внимательно просмотрел, – и кроме нижеизложенного не нашел другого. Глас 1: «Да радуется тварь, небеса да веселятся... Христос бо Спас наш, на Кресте пригвозди грехи наша » 760 . «Спасе Агнче непорочне, Иже мира грехи вземый, Тебе славим Воскресшаго» 761 . Глас 2: «Еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади» 762 . Эта мысль много раз повторяется во всех гласах, – показывая, что она отвечает истине, выражая ее таким образным сравнением: за человеком собственноручная долговая расписка, – неоплатная. Искупитель платит за нас Крестом и рвет, – или пригвождает ко Кресту, как уже не ценную. Глас 3: «Род человечь порабощен мучителем грехолюбным, Кровию Божественною Христос ИСКУПИ, и обоготворив обновил есть» 763 . «Каплями боготочныя Крове и воды возсоздася мир, пролиянныя от ребр Твоих, водою убо омыеши яко Щедр, всех грехи Господи, КРОВИЮ ЖЕ ПРОЩЕНИЕ ПИШЕШИ» 764 . «Якоже Агнец воздвиглся еси на древо, и ОТЦУ ЖЕРТВА принеслся еси о нас Блаже» 765 .– Чего же яснее?! Глас 4: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободься, безсмертие источил еси человеком: Спасе наш слава Тебе» 766 . Этот же седален поется за тропарь в Великую Пятницу. «Смерть приял еси плотию, нам безсмертие ходатайствуя Спасе» 767 . «Раздирается рукописание первозданнаго Адама, прободением Божественных ребр Твоих» 768 . «Рукописание наше на Кресте копием раздрал еси» 769 . Глас 5: «Избавление нас ради, и цену великую, пречистую Кровь Твою изволил еси дати, Безгрешне Христе мой, всем хотя спасение получити (добыть, приобрести)» 770 . «Душам всеконечное избавление сотворяя Христе, в руце Отцу предал еси пресвятую душу Твою , на древе волею висимь» 771 . «Воздвижеся якоже Агнец на Кресте, и возношения льстиваго низвергл еси: заклав же Ся, Кровию Твоею всю освятил еси землю... темже спасен быв страстию Твоею, зову радуяся: слава Божественному Кресту Твоему, имже клятвы избавихомся древния, и благословение от древа объемлем» 772 . «Веден был еси нас ради на Жертву Христе, яко овча, и яко агнец незлобив Еммануил на заколение вольное» 773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иной занят углублением в свои мысли и совокупляет с тем определенное ему правило 762 . Другой томит душу свою гладом, так что не в состоянии бывает совершать служб. А иной, ревностно поучаясь в псалмах, делает службу сию непрерывною. Иной проводит время в чтении, и согревается сердце его. Иной отдается в плен, тем, что старается понять Божественный смысл в божественных Писаниях. Иной, приходя в восторг от чудного смысла стихов, удерживается 763 , объятый обычным размышлением и молчанием 764 . Другой, вкусив всего этого и насытившись, возвратился назад и остался бездейственным. А иной, вкусив только малое нечто и надмившись 765 , вдался в заблуждение. Иному воспрепятствовали хранить правило его тяжкая болезнь и бессилие, а другому – господство какой-нибудь привычки, или какого-либо пожелания, или любоначалия, или тщеславия, или любостяжательности, или пристрастия к тому, чтобы собирать вещественное. Иной преткнулся, но восстал и не обратил хребта своего 766 , пока не получил многоценную жемчужину. Посему, всегда с радостью и усердием полагай начало Божию делу, и, если ты чист от страстей и колебаний сердца, то Сам Бог возведет тебя на вершину, и поможет тебе, и умудрит тебя, сообразно с волей Его, и в удивлении приимешь совершенство. Ему слава и держава ныне и присно и во веки веков! Аминь. Слово пятьдесят девятое. О чине монашеского жития, о сокращении 767 и различии оного и о том, почему и каким образом добродетели рождаются одна от другой От делания с понуждением 768 рождается безмерная горячность, распаляемая в сердце горячими помышлениями, впервые появляющимися в уме. А сие делание и хранение утончают ум своей горячностью и сообщают ему видение. И сие видение порождает сказанные выше горячие помыслы во глубине душевного видения, которое именуется созерцанием. А сие созерцание порождает горячность, и от сей горячности, производимой благодатью созерцания, рождается слезный поток, вначале – в малой некоторой мере, то есть в один день много раз идут у человека слезы и потом оскудевают, а засим следуют непрестанные слезы, и от непрестанных слез душа приемлет умирение помыслов; от умирения же помыслов возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих, потому что чистота скрывается в умирении от браней.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Но из другого источника, более определённого, чем история собора против яковитов, а именно из „Прения Панагиота с Азимитом“ видно, что в конце XIII в. Константинополе было троеперстие, а не двуперстие. Автор разбирает и другие свидетельства раскольников в пользу двуперстия, как то: „свидетельство от Мелетия“, „заповедь блаж. Феодорита“, „свидетельство от Петра Дамаскина “, от „Прения Панагиота с Азимитом“ и „слова о крестном знамении Максима Грека “. Автор обстоятельно доказывает несостоятельность этих ссылок, а также испорченность славянского списка „Прения“, на который ссылаются раскольники. В „Прелести раскольнической“ г. Лотоцкий обращает внимание читателя на столкновение в отношениях Петра Великого к расколу двух основных принципов его государственной деятельности, с одной стороны борьбы его с консерватизмом, олицетворением которого служит раскол, а с другой стороны его широкой вероисповедной терпимости. Автор отмечает, что в первые годы его правления победил второй принцип. Услышав однажды отзыв о раскольниках, что они хорошие торговцы, Пётр Великий сказал: „если они таковы, то по мне пусть веруют чему хотят, и когда уже нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч, а мучениками за глупость быть ни они той чести недостойны, ни государство пользы иметь не будет“. Поэтому преследований раскольников не было и игумену Питириму Пётр поручал обращать раскольников с кротостью и разумом по апостолу: „бых беззаконным, яко боззаконен, да беззаконныя приобрящу“. Это было совершенной противоположностью указу Софьи Алексеевны от 1685 г., по которому наказывались смертью перекрещенцы, даже если они раскаивались и обращались в православие. Пётр дал раскольникам даже права гражданства. Правда указы 1714–16 гг. укоротили права раскольников, но всё же они могли спокойно жить при своих убеждениях. Эти указы развили только взяточничество в священниках и светских властях, которые за них прописывали раскольников в графе православных. Об этом свидетельствовал ещё Посошков. При этом многие и из священников разделяли в душе раскольничьи убеждения относительно обрядов и одинаково смотрели на реформы Петра. Начиналось в это время и беглопоповство, поддерживаемое крупными окладами, которые давали раскольники беглым попам. В числе раскольников тогда были не одни купцы и крестьяне, но и дворяне, и военные. Автор подробно рассказывает на эти темы несколько архивных дел, хранящихся в Св. Синоде. Расследование Нижегородского епископа Питирима (в 1769 г.) показало, что укрывательством раскольников занимались до 137 священников (из них 48 сами сознались в этом), а было показано не бывших у исповеди раскольников 28,763 чел. В 1720 г. в одном Елабужском уезде таковых оказалось 30½ т., а всего с 1721–23 г., при 220 церквах оказалось фальшиво записанными в числе православных до 300,000 чел. обоего пола. Эти обстоятельства страшно деморализировали и духовенство, и раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Светилен праздника 2. Слава, и ныне, Еже от века днесь познавается... Всякое дыхание... (т. е. надобно петь хвалитные псалмы, начав их со слов: Всякое дыхание да хвалит Господа, как это положено в воскресные и праздничные дни и во дни святых, имущих славословие, хотя в праздник Благовещения славословие великое читается, а не поется: петь же эти псалмы в данном случае надобно на 4 гл.) и хвалитные стихиры на 4. Слава, и ныне, Еже от века таинство... Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу... (читается, как мы уже сказали, а не поется) 762 . Ектения: Исполним утреннюю молитву... Возглас. Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Возглас. Аминь. Стихиры на стиховне. Благо есть 1-ды.. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Тропарь праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже (но не Господи, помилуй 40, как на великопостном богослужении). Возглас. Аминь. 3 великих поклона (о молитве Ефрема Сирина не упомянуто, но богослуж. практика вводит и ее), и тотчас, без отпуста утрени, 1 час. На нем кафизма 763 , тропарь и кондак праздника; в конце 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою); непосредственно после поклонов – Христе свете истинный, отпуст великий и многолетие. Пред прочими часами полагается лития вне храма; самые часы назначаются в трапезе. 3 к 6 часы читаются с кафизмами без поклонов. На них, как и на 9 часе, тропарь и кондак праздника. На 6 часе паремия и Слово: Паки радость благовещения... 9-й час с кафизмою и чтением (после богородична: Иже нас ради рождейся). За часами следуют молитвословия изобразительных не с начала, но прямо: Во царствии твоем и т. д. скоро, без пения и без поклонов. Конечные молитвословия изобразительных суть следующие: Ослаби, остави... Отче наш... Возглас. Аминь. Кондак праздника. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним... Возглас. Аминь. 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою Ефрема Сирина ). Всесвятая Троице. Премудрость. Достойно есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Такой же высокий, стройный, светлый и прекрасный, не замедлил явиться к нам и Его Высочество, В К КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ 755 . Экая троица ангеловидная! Тут же познакомились и с «батюшкой» фрегатским, которым оказался памятный паломник иерусалимский и часовщик о. Агафангел 756 . По окончании всех переговоров компания наша оставила корабль и возвратилась на берег. Златоносцы отправились в Русский приют, а мы, черноризцы, – в Русский сад 757 . Впрочем, Виссарион с Симоном застряли в некоей локанде 758 у знакомого грека, а мы с драгоманом подхватили свою кароцу 759 и укатили в Св. Тавифу, полные удовольствия и пота. Вел Князья ступят на Святую Землю в час пополудни и немедленно сядут в коляску. Ночуют у Латруна 760 , и завтра между 9-ю и 10-ю часами будут в Иерусалиме. Отдых и обед. Сборы всякие. Ненужные презенты стариковы фруктами и пр. Возвращение локандцев с известием, что Их Высочества уже уехали. Бахшиши многие. Отъезд из рая сладости в 3 часа с лишечком. Не жарко и очень весело. Удобный бы момент для нашего Пифагора, да вместо него носится перед взором что-то вроде мандрагора... В Рэмли на прежнем месте стакан пива, и марш вперед. В потемках уже проехали мимо великокняжеского лагеря, и часам к 9-ти достигли Баб-эль-уади. Четверток, 21 мая 761 Под памятною смоковницею постлали рогожку и расположились на ней отдыхать на полтора часа, разумеется, не обошлось при сем без закуски. Попотчивали на беду свою и Herra IKutschera шнапсом, да потом едва могли стащить его с Ноева ложа 762 . Медленно поднимались в горы, и только к свету достигли кое-каких своих Построек. Сон до 8-ми часов. Ревизия всего дома и инструкции всем и каждому. В 9 часов отправляюсь в город и встречаю Севастийского 763 , уже приветствовавшего Их Высочеств в Колонии. В алтаре храма и потом в ризнице ожидание благостного звона. Патриарх в дремоте и в видимой заботе о своей речи высоким гостям. Наконец – ρχονται 764 и φθασαν 765 ! Принимаем Их Высочеств у дверей храма. Патриаршее им приветствие, читанное по тетрадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мы знаем об авторе книги из свидетельства самой книги и из предания. Пятокнижие, по своим внутренним признакам, представляется нам, как писание Моисея, и предание показывает нам, что оно от него произошло, то прямым свидетельством, которое оно дает нам о нем, то заимствованиями, которые оно из него делало во все эпохи израильской истории, начиная с эпохи Иисуса Навина. Для восстановления подлинности Пятокнижия достаточно, если, так сказать, сама книга открывает нам ее и если еврейская литература доставляет нам доказательство того, что Пятокнижие было известно во все эпохи истории народа Божия со времени завоевания Палестины. Итак, мы покажем, что Пятокнижие само утверждает свое Моисеево происхождение, 761 и что все писатели Ветхого Завета, следовавшие за Моисеем, цитовали его или делали на него ссылки. 762 1. Моисеево происхождение Пятокнижия, доказываемое самим Пятокнижием Моисей – автор Пятокнижия, по свидетельству самой этой книги. В Исходе (17:14) Бог приказывает Моисею записать не просто в книгу, но в определенную, известную книгу, как показывает еврейский текст, сказание о сражении с амаликитянами, что предполагает существование книги, в которой были обозначены события, касающиеся истории Израиля. Стих 4-й XXIV-й главы Исхода говорит ясно: И написал Моисей все слова (речи) Господни. Стих 7-й той же главы прямо поименовывает Sefer Berith или Книгу завета, и Моисей читает ее народу. Моисей, следовательно, написал не только законы, но также и исторические события (ср. Исх.34:27 ; Числ.33:1–2 ). Второзаконие еще более изъясняет это: „И написал Моисей, говорит оно, закон сей (ha тноган) и дал его священникам, сынам Левииным“ ( Втор.31:9 ; см. также ст. 10–11, 24–26; cp. 17:18–19; 28:58–61; 29:20–21,27; 30:10). 763 Пытались, правда, ограничить одним только Второзаконием места, заимствованные из этой книги, но это ограничение противно толкованию всех веков. Некоторые критики думают также, что все, следующее со слов священного текста: Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего и т. д. ( Втор.31:24 ), принадлежит другому писателю; как бы то ни было, эти самые слова доказывают происхождение от Моисея всего предшествовавшего. Сказание о смерти Моисея, вообще признаваемое за работу позднейшего писателя, может быть, Иисуса Навина, и помещаемое в конце Пятокнижия, в виде прибавления, нисколько не доказывает того, что Моисей не был писателем всего предшествовавшего. 764

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Между тем его аргументы, клонящиеся к тому, чтобы доказать, что ни Авраам ни Иосиф не могли быть в Египте при Гиксосах, подтверждают наше мнение, изложенное в настоящей диссертации. Сочинение д-ра Эберса «Aegypten und die Bücher Moses», появившееся несколько времени тому назад (1870), сделалось мне известным, когда диссертация эта была уже готова к печати. Мы ссылаемся на нее в примечаниях. 760 Кроме Бени-Гассана нет других монументов, которые рисовали бы нам обычаи Египта при XII династии. Но и на памятниках периода Птоломеев и римского периода нет изображения верблюдов, хотя нельзя сомневаться, что они были известны Египтянам. Эберс думает, что Египетское искусство не допускало изображения такой странной формы. Хотя это возможно, но едва ли вероятно, потому, что жираффа и другие странные животные обыкновенны на памятниках. Кажется, вероятнее, что их считали нечистыми. 761 Эта любопытная повесть – древнейший образчик литературного вымысла, находится в числе избранных Папирусов Британского Музеума и называется «Papyrus d’Orbiney». Факсимиле с этого папируса издан попечителями Музея; он содержит девятнадцать страниц отчетливо ясного для чтения гиератического письма; стиль этого манускрипта прост и представляет меньшие трудности, чем другие подобные документы. Он был переведен по частям Гудвином, Лепаж Ренуф’ом и Руже. Во всей повести встречаются картины, напоминающие сказания Пятокнижия. 762 «Таким же образом, в эпоху, вероятно, несколько позднейшую против событий рассказанных нашим папирусом, – у Авраама отнята была жена его Сара, которую поместили во дворце царя». 763 Имя его придается Египтянами кочевым скотоводам и в особенности жительствующим в Аравии и Палестине. Это Египетское слово, производное от слова Аму, означающего пастушеский кнут. Слово Шазу, которое часто встречается, также применяется к кочевым, но по вероятности относится более к привычкам бродячей жизни и однозначуще с нашим словом Бедуин. Гиксос, есть имя не народа, а династии, и по вероятности означает князь Шазу. Г. Шабас возражает против этой этимологии, но она принята всеми и построена на прочном основании. 764 Многие думали, что имя это тождественно с именем Авраама; но мы полагаем, что мнение это несправедливо, хотя есть замечательное тождество в значении имен, как в их форме: Ша – значит песок, а рахам – значит множество. Несомненно то, что там, где Абша был принят, там и Абрахам не был бы отвергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

князя Романа. Два деда его князья Юрий и Олег Игоревичи умерли страдальцами за отчизну, в битве с Батыем (1237 г.). Кн. Олег Игоревич, красавец ростом и лицом, умирал от ран на поле битвы; Батый, увидав мужественного князя, хотел лечить его, с тем, чтобы вступил он в службу его. «С врагом христиан не могу быть в приязни», сказал умирающий князь. Взбешенный Батый велел изрубить его в куски. 762 Кн. Олег Ингваревич, отец св. кн. Романа, также много вытерпел мук от татар. Захваченный в плен Батыем, он увлечен был в орду и томился там в неволе более десяти лет. Отпущенный в Рязань (1252 г.), он должен был покорно смотреть, как татарские численники (в 1257 г.) перечисляли земли рязанскую и муромскую и в 1258 г. скончался иноком. 763 Кн. Роман воспитался скорбями в любви к св. вере. Он жил в слезах и молитве за родину. Старался облегчать участь разоренных и угнетаемых подданных; особенно же заботился о том, чтобы словом и примером внушать детям и подданным любовь к вере и благочестию, как источникам лучших утешений в скорбях жизни. Наставления его были не бесплодны. И для нашего времени сохранился памятник благочестия детей и супруги к. Романа: это – номоканон, списанный по их усердию в Киеве. 764 Благочестивого князя рязанского много утешило то, что в 1261 г. в самой орде поставлена была кафедра православного епископа. Святитель русский среди шатров дикого язычества – явление отрадное для всех благочестивых сердец. В святителе сарайском видели утешителя и наставника и князья, томившиеся в орде и целые тысячи народа, захваченные в неволи татарами. 765 Кн. Роман беспрекословно повиновался Хану Беркаю; и ту же покорность оказывал и преемнику его Хану Менгу-Темиру. Но он горячо любил своих подданных. И эта-то любовь его вызвала против него бурю бед. Хану Менгу-Темиру донесли что кн. Роман поносит великого Царя и его веру. Это была клевета злобного баскака, которого князь удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани. Но для сильного злодея всегда готовы помощники: и для баскака нашлись такие, которые подтвердили донос на благов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дело в том, что многие из населённых пунктов, которые посетили православные просветители со своей проповедью, контролировались клефтами или находились неподалёку от убежищ, где они скрывались, поэтому их контакты были неизбежны, и нам остаётся лишь выяснить их суть и специфику. Данные о беседах одного из участников традиционно-просветительского движения Космы Этолийского с клефтами подтверждаются рядом источников, к рассмотрению которых мы сейчас и переходим. Наш интерес привлекла история встречи Космы Этолийского со знаменитым греческим клефтом Тоцкасом. В период их первой встречи Тоцкас был жестоким разбойником, однако проповедник смог убедить его оставить разбой и посвятить себя делу освобождения нации, «отношения клефта с апостолом нации 762 всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму» 763 . Во всей этой истории важно, что после встречи с Космой Этолийским Тоцкас посвятил себя борьбе с турецким игом, нам представляется маловероятным, что такое решение было принято им без поддержки святого. Существует целый ряд народных легенд о встречах Космы с клефтами Олимпа, района Аграфа и многих других областей Греции 764 . Косма не избегал встречи с ними, те, в свою очередь, как и весь греческий народ, почитали его как святого. Их отношения, хотя и укладывались в схему духовный наставник – ученики, тем не менее, помимо беседы по духовным вопросам, очевидно, не могли не включать обсуждения возможного освобождения Греции. Так как все традиционалисты были авторитетными духовными наставниками, они не только активно общались со всеми людьми (духовник не может никому отказать), но и не могли не обсуждать с ними перспективы народного восстания. На наш взгляд, очевидно, что в ходе этого общения традиционные просветители не могли не рассказать им о своей программе достижения освобождения. Свидетельством этому может служить и то обстоятельство, что такая программа была воспринята многими авторитетными общественными лидерами, в том числе и участниками повстанческого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Третья и превосходнейшая степень состоит в утвердившемся неверовании своему добру и в постоянном желании научаться» [ 754 ]. «В том, кто стяжал смирение, не проявляется ни ненависть, ни прекословие, не слышится из него вони непокорства» [ 755 ]. «Соединившийся теснейшим союзом с добродетелию смирения соделывается тихим, кротким, удобопреклонным к умилению, милосердым, спокойным, радостным, благопокорливым, беспечальным, бодрым, неленостным, — и что много говорить, — соделывается бесстрастным. Соделывается таким, потому что во смирении нашем помяну ны Господь, избавил ны есть от врагов наших [ 756 ], от страстей и скверн наших» [ 757 ]. «Возлюбленный! ведай, что удолия умножат пшеницу [ 758 ] и духовный плод на почве своей. Долиною названа смиренная душа, чуждая возношения, пребывающая постоянно и непоколебимо, как бы среди гор, среди подвигов и добродетелей. Не постился я, — говорит святой Давид, — не бдел, не лежал на голой земле; но смирихся и Господь спасе мя вскоре» [ 759 ]. «Покаяние восставляет; плач ударяет в небеса; преподобное смирение отверзает врата небесные» [ 760 ]. «Иное — превозноситься, иное — не превозноситься, и иное — смиряться. Находясь в первом устроении, мы судим и осуждаем ближних в течение всего дня; находясь во втором — не судим и не осуждаем ни других, ни себя; в третьем, будучи оправданы Богом, осуждаем себя непрестанно» [ 761 ]. «Желая достигнуть самопознания, не престанем рассматривать и истязывать самих себя. Если от искренности сердца сознаем, что каждый ближний превосходнее нас, то близка к нам милость Божия» [ 762 ]. «Очень многие называют себя грешными, даже признают себя такими; но истинное понятие человека о себе, тайно живущее в сердце его, вынаруживается нечаянно нанесенным бесчестием» [ 763 ]. «Поспешающий в тихое, не страшащееся бурь пристанище смирения не престанет прибегать к всевозможным средствам, к словам, к помышлениям, к различным действиям, избирая соответствующий образ жительства, принося многие молитвы и моления, доколе содействием Божиим и смиреннейшим уничиженнейшим подвижничеством не освободит ладии, — души своей, — от бури, постоянно свирепствующей на море превозношения» [ 764 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010