(5) Ибо Он испытывает наши мысли и желания, Его дыхание в нас, и Он заберет его как только пожелает». (109, 1) «Все это подтверждает вера, сущая во Христе. «Придите дети, – говорит Господь, – страху Божиему научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?» ( Пс. 33:12–13 ). (2) Далее он раскрывает гностический смысл гебдомады и огдоады: «Удерживая язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним» ( Пс. 33:14–15 ). (3) Словами этими он указывает на откровенное знание, гносис, которое позволяет уклоняться от зла и вершить добро, уча тому, что есть совершенное слово и дело. «Очи Господни обращены на праведников, и уши его открыты воплю их. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. (110, 1) Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей избавляет их». «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость». 757 «Многочисленные блага, – добавляет он, – окружают того, кто полагается на Господа». 758 (111, 1) «Благочестивое человеколюбие стремится к общему благу», – согласно Клименту 760 , вне зависимости от того, относится ли это к мученичеству или же наставничеству делом или словом (а последнее бывает двух видов – устное и письменное). Любовь состоит в том, чтобы любить Бога и своих ближних. (2) «И она возносит на невыразимые высоты». 761 (3) «Любовь покрывает множество грехов». «Любовь все покрывает и все переносит». 762 Любовь соединяет нас с Богом, все приводит к единению. В любви совершенствуются все, избранные Богом. И ничто так не радует Бога, как любовь. (4) «Нет лучшего толкователя», – как сказано. «Кто может ее сподобиться, если не тот, кого Бог считает достойным?» 763 (5) Апостол Павел говорит об этом же: «Если я говорю языками человеческим и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» ( 1Кор. 13:1–3 ). Только свободно избранная гностическая любовь дает мне право свидетельствовать, – хочет он сказать этими словами; (112, 1) если же из страха или мзды ради я открываю свои уста и исповедую Господа, то я всего лишь обычный человек, произносящий имя, но не понимающий его смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

В устах их Ты близок, но далек от сердца их ( Иер. 12:1–2 ). Мудрый пророк Софония 759 говорит от лица Господа то, что имеет совершенно тот же смысл, что и эти слова, упрекая злоречивых людей за то, что они порицают Промысл и считают святых несчастными: Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «Что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Вседержителя? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Это говорят боящиеся Господа каждый к ближнему своему ( Мал. 3:13–16 ). К этим словам то же самое добавляет и глашатай благочестия Павел: Злые же люди и обманщики будут преуспевать возле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3:13 ). Затем он показывает унижения святых, говоря: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками ( 1Кор. 4:9, 11–13 ). Ибо благой и справедливый Бог по неким тайным причинам простер мир наподобие ристалища 760 и сделал нас свободными 761 , чтобы, следуя своему выбору, мы в качестве праведных судей имели свои дела, как говорит закон: Вот, я положил пред лицом твоим жизнь и смерть ( Втор. 30:15 ), выбирай, что хочешь. Почему же Он положил? Говорить об этом сейчас не время. Нужно сказать лишь, что положил. Не было бы мудрым сотворить нас неизменными, не предложив наград и не исправив воли. Ибо только божественному и вечному соответствует неизменное 762 . Диакон. Ты хорошо и мудро возразил, просветив душу присутствующих, всегда претыкающихся в этих вопросах из-за незнания Священного Писания, потому что с давних времен Церковь стала училищем, указав на увенчанных ею мужей и жен, не напрасно в прежние времена вкушавших плоть Христову 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Так и Иоанн видит во Христе Жениха, фактически вступающего в брак с Церковью. – Так же рассматривает себя и Христос. Когда ученики Иоанновы стали упрекать Его, почему ученики Его не постятся, то Христос сказал им: «...могут ли печалиться сыны чертога брачного (ο υο το νυμφνος), пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ; ср. Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Тут ученики обозначены как «сыны чертога брачного», т. е. как товарищи Жениха. «Его пребывание с Его учениками походит на ликование жениха с своими товарищами во время брачных пиршеств. Могли Он приглашать Своих учеников поститься, пока был с ними? Когда Он будет взят от них, тогда они будут поститься» 763 . Христа спрашивали о посте ( Мф.9:14 и др.), а Он отвечал о печали. Это объясняется тем 764 , что пост и скорбь или печаль соединяются ( 1Сам.17:2 ; 2Сам.12:16–22 ). Не потому, чтобы пост был причиною скорби, что было бы чистым лицемерием, но пост есть знак или следствие скорби». Поэтому было бы для всех нелепым явиться на брак в черной одежде, со слезами на глазах, не есть (древний пост был полным воздержанием от пищи) и не пить. Наоборот, если случалось, что жених неожиданно умирал, то тогда начинался пост в знак траура по нагрянувшему бедствию. – В разбираемом образе Христос берёт тот момент свадьбы, когда невеста, закрытая покрывалом, находилась ещё обособленною (её прямо вводили в опочивальню), тогда как жених пировал с товарищами и друзьями 765 . Этим объясняется, что о ней нет упоминания, так что этот момент должен предшествовать тому, о котором говорил Иоанн Креститель. Образ Церкви-Невесты, как мы видели, почти переходит в образ Церкви-Жены. Но и этот последний выступает с ясностью в других местах. Христос, напоминая фарисеям Закон Божий о браке, указал им на таинственное слияние мужа и жены в одно существо, откуда явствует невозможность развода «не за прелюбодеяние» ( Мф.19:9 ). «Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 )?» И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что – молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» ( Лк. 23, 42 )! 763 «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»: 768 Снабдение ( περιποησις) – сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение ( Дьяченко Г. , прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις – сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987). 774 Как пишут литургисты, «после великого входа, перенесенное во святой алтарь тело Господа Иисуса дает нам видеть самое погребение и положение Его во гроб; тогда антиминс представляет гроб, святой престол – вертоград, покров чаши, вместо воздуха – плащаница, или синдон, коим обвили тело Господне, покров дискоса означает сударий, покрывавший лицо Спасителя во гробе.... Затворением царских врат означается сошествие Иисусово во ад, задергиванием же завесы – кустодиа, или стража, которую иудеи приставили ко гробу Иисуса.... Звездица остается над дискосом в ознаменование печати, которую, по укреплении гроба, положили на камне» (Вениамин, архиепископ. Новая скрижаль. [Почаев,] 2003. С. 215–216, со ссылкой на святого Германа). 779 «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»: 788 Как учит нас Церковь , Бог «и в существе, и в силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный ( ατρκης, νενδες), самовластный ( ατεξουσς), самодержавный ( ατοκρατς)» [ Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 110, с отсылкой на: Филарет (Дроздов) , святитель. Пространный христианский катехизис. Вопросоответ 86, и на: Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Вопросоответ 14/Догматические послания. С. 18–19]. Господь вседоволен – это славянское слово, как пишет о. Помазанский, «нельзя понимать как – довольный собой; оно означает полноту обладания, полное богатство, полноту всех благ» (Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 50), не требующую ничего для Себя извне.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ведь если и «Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом» ( Рим. 4, 2 ; ср. Иак. 2:21 ), что сказать мне, грешному? Какое дело доброе совершил я сам – без помощи Твоей, без Твоего непрекращающегося Промышления о мне, без того, чтобы Ты не подвиг меня к доброму свершению? Похвала за такие дела – поистине не мне принадлежит. И с полным осознанием ничтожества своего в делах праведности как не повторять мне всечасно: я раб ничего не стоящий, потому что сделал, что должен был сделать (См.: Лк. 17, 10 )... Потому и пел царь Давид: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» ( Пс. 113, 9 ). «Делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал. 2, 16 ; ср. Рим. 3, 20 ), потому что от меня самого – нет никакого дела доброго... «Мы признаём, что человек оправдывается верою», – учит божественный Павел ( Рим. 3, 28 ). Но – и «сие не от нас, Божий дар» ( Еф. 2, 8 )! Я верую: Ты Один – милосерд! Я прошу вместе с апостолами Твоими святыми: Господи, «умножь в нас веру» ( Лк. 17, 5 )! Удали от меня всякое сомнение! 762 Дай мне хотя бы крохами веры моей оправдаться пред Тобою! 763 ( Лк. 17, 6 ). Господи, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего... Помилуй, Боже, помилуй мя. Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия: аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися Вновь возвращает нас преподобный Андрей к видению лествицы, ведущей в небо, которое узрел Иаков по дороге в Месопотамию, куда послали его родители его, Исаак и Ревекка, искать себе жену из дочерей Лавана, сына Вафуила Арамеянина, брата Ревекки, матери Исава и Иакова ( Быт. 28:2, 5 ). «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Однако, с другой стороны, слова, произносимые здесь Иовом, могут пониматься и как пророчество о Христе: многое здесь говорится как будто устами Самого страждущего Спасителя, от Которого отреклись Его близкие – Его богоизбранный народ. В истинности подобной пророческой интерпретации данных слов Иова убежден святитель Григорий Великий : «Мы покажем это лучше, если приведем свидетельство Иоанна, который говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ). Братья Его удалились от Него и знающие Его чуждались, – Того, о Ком хранившие закон евреи умели пророчить и Кого наяву не сумели узнать. Потому верно сказано: Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня ( Иов. 19:14 ). Иудеи, близкие по плоти и знакомые по наставлению закона, словно забыли Того, о Ком пророчествовали, когда словами закона воспевали Его [будущее] Воплощение и когда словами вероломства отреклись от Него по Воплощении» 761 . В таком же пророческом смысле изъясняет святитель Григорий и слова страдальца: Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их ( Иов. 19:15 ). Как пишет Двоеслов, иудеи «отказались признать и почитать воплотившегося Господа, Которого задолго до того предсказывали в словах закона. И вот он [Иов] еще яснее показывает, что по их превратной воле Он не был узнан: посторонним стал я в глазах их. Итак, Искупитель наш, Которого не узнала синагога, в доме Своем оказался посторонним» 762 . Тем самым, по святителю Григорию, Иов предсказывает здесь причину того, почему Господь, придя к Своему богоизбранному народу, «лишь немногих собрал в Иудее и, уйдя призвать народы, завершил начатый путь» 763 обращения человеческого рода к истине: свои – иудеи – не пожелали узнать Его, посчитали Его посторонним, презрели Его и от Него отреклись. Затем ( Иов. 19:21–22 ) Иов молит Елифаза, Вилдада и Софара о жалости. Если Сам Бог преследует его, то уж хотя бы они, в отличие от Господа, могли проявить к своему другу милосердие. Иов произносит: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? ( Иов. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В греческом тексте Нового Завета применены три синонима, обозначающих камень: ); скала в переводе обозначает камень и применяется для обозначения камней различной величины, каменистой местности, драгоценных камней, каменной глыбы 762 . В Новом Завете используется в следующих значениях: камень во главе угла 763 ; краеугольный камень 764 ; камень претыкания 765 . По своему значению синоним используется для обозначения Христа. ) – камень, используется в выражениях быть побитым камнями, привести все камни в движение, каменная порода, а так же в выражении пещера, высеченная в скале 766 . В Новом Завете используется для обозначения имени 767 , причем имя Петр имеет только такое правописание. – применяется в значении скала, утес, каменная глыба. 768 Используется в Новом Завете в выражениях, обозначая Христа. Единственное место, толкование которого затруднено и используется католиками для вывода, что Апостол Петр – основание Церкви – Мф.16:18 . Другие места однозначно усваивают это слово для обозначения Христа: камень соблазна 769 ; духовный последующий камень 770 . В таблице приведены параллельные места на русском и греческом языках. Из их сравнения следует, что для символического обозначения Христа используются синонимы причем требуется вера в Того, Кто символически обозначен камнем. Рассматривая 1Пет.2:6–7 , следует обратить внимание, что слова используются как полные синонимы для обозначения камня, в Который должны веровать люди. Это очень важный момент – краеугольный камень не только основание, но и субъект веры, а в христианстве невозможна вера ни в кого иного, кроме Христа. Очень важно параллельное место 1Кор.10:4 , где прямо сказано, что символическое обозначение камень – относится ко Христу. Русский текст Греческий текст ты – Петр, и на сем камени Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее 771 ; Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, ( 1Пет.2:6–7 ) пили из духовного последующего камня, камень же был Христос. ( 1Кор.10:4 )

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

6. Когда они пришли, то увидев Елиава, сказал он: верно это помазанник пред лицем Господним? 7. Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я его не избрал. Ибо Я смотрю не так, как человек; человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. 8. Иессей позвал Авинадава, и привел его пред Самуила; он сказал: и сего не избрал Господь. 9. Иессей призвал Шамму; но он отвечал: и сего не избрал Господь. 10. Так привел Иессей семь сынов своих к Самуилу; но Самуил сказал Иессею: Господь не избрал из них. 11. И спросил Самуил у Иессея: все ли дети? Он отвечал: еще остался меньший; он пасет овец. Самуил сказал Иессею: пошли, и представь его; ибо доколе он не придет сюда, мы не возляжем за стол. 12. Иессей послал, и привел его. Он был красноват, имел прекрасныя очи и приятный вид. И сказал Господь Самуилу: встань, и помажь его; это он. 13. Самуил взял рог с елеем, и помазал его среди братьев его. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Самуил же встал, и пошел в Раму 761 . Сличая этот отрывок перевода с еврейским подлинником, мы находим, что он в общем возможно точно передает не только смысл, но и выражения сего последнего; даже произношение имен сынов Иессеевых: Авинадава и Шаммы удержано еврейское 762 . Есть случаи, в которых перевод святителя Московского точнее передает слова подлинника, нежели даже перевод издания 1868 года, в общем, как само собою понятно, превосходящий его. Так напр. в ст. 5 слово: jikra точнее передано у Филарета словом: звал, нежели в том переводе словом: пригласил; в ст. 11 слово: nasob ближе к подлиннику передано словом: возляжем, нежели: сядем, как в том переводе 763 . Но зато конечно наоборот есть места, которые могли бы быть переданы точнее, нежели как это видим в переводе святителя Московского. Так напр. в ст. 4 слово asah могло бы быть и прямо передано словом: сделал (как оно и передано в Синодальн. издании 1868 года); а оно передано у Филарета словом: поступил 764 ; равным образом и в 5 стихе глагол: kiddesch (форма пиел от kadasch – быть святым) мог бы быть прямо переведен глаголом: освятить, освятиться (как он и переведен в Синодальном издании); а у Филарета он переведен глаголом: очиститься 765 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ибо опять сказано: «и необрезанный по природе 762 исполняющий закон (то есть необрезанный из язычников поистине 763 исполняющий закон) не осудит ли тебя, преступника закона при... обрезании». 764 И снова: «Ибо если Бог не пощадил природных 765 ветвей (то есть истинно 766 соединенных с корнем), то смотри, пощадит ли и тебя», 767 снискавшего истину. Опять давайте ловко изменим это выражение и скажем: «Ибо если Бог не пощадил личных 768 ветвей». Каких таких личных, скажи мне? Где вообще в этом выражении смысл и согласование? Итак, природа не есть лицо. «Ибо если ты отсечен от дикой по природе 769 маслины (то есть поистине 770 от неверия) и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине». 771 Схолия. Неверие названо «дикой маслиной», никто ведь не является неверующим по природе, но по свободному выбору. Потому что и здесь «по природе» стоит вместо «поистине». Когда я это говорил и старался различными доказательствами от Писания установить, что природа и лицо не одно и то же, снова взял мою руку святой апостол, вручив свое Первое Послание к Коринфянам, в котором он опять ясно нас учит, что природа обозначает ничто иное, как саму истину вещей. 772 Порицая некоторых женщин, молящихся с непокрытой головой, он говорит: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас», 773 то есть, не само ли обстоятельство 774 ? Если мы переиначим и произнесем вместо «природа»: «не сама ли ипостась учит вас?», разве это выражение вообще имеет стиль и согласование? Конечно, нет, потому что природа не одно и то же, что лицо и ипостась. Однако риторы – начальники Севирова десятирога – об этом никак не подумали: в словах о природе, ипостаси и лице они не упомянули ни Моисея, ни Соломона, ни Христа, ни Иакова, ни Павла. Ибо если нечестивцы познали бы их, то, пожалуй, не злословили бы Христа славы, говоря: «Нет безличной природы, ведь природа и лицо – одно и то же». Они считают, что Халкидонский Собор, точнее же Святые Отцы, сказавшие о двух нераздельных природах во Христе, непременно говорят и о двух у Него лицах, что согласно с Несторием, и поэтому праведный судья Севир уничтожил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Вопрос 763. Если кто покупает или продает какую-либо вещь, не грех ли договариваться о большей или меньшей цене ее? Ответ. Доколе это делается не по принуждению, а по свободной воле, то нет греха дать и взять (условную) цену по взаимному согласию. Но кто знает, что он приобрел более (чем вещь стоит), тот сам собою должен возвратить (излишнее), и этим он сделает доброе дело, за которое заслужит благодарность. Если же кто договаривается с кем-либо из подвластных ему, то должен наблюдать, чтобы не делать сего насильственно, потому что это грех; но должен сказать ему наперед: «Я не оскорблюсь, брат, ежели ты не согласишься на то, что я тебе предлагаю, более же дать я не намерен. Посему как тебе угодно и как знаешь, так и делай». Вопрос 764. Вы учите, что хорошо во всяком случае укорять себя самого. Но когда кто-либо порицает меня как виновного против него, а я не знаю за собою вины, — как поступить мне (в таком случае)? Ибо если захочу признать себя виновным, то это послужит к подтверждению его огорчения на меня, как будто я действительно согрешил против него; если же, напротив, стану оправдываться пред ним, говоря, что сие дело было иначе, то это будет самооправдание, как же понести мне (сию) укоризну? Вразуми меня, отче святой, как должен я поступить (в таком случае). Ответ. Прежде укори себя в сердце своем и сделай брату поклон, говоря: «Прости меня Господа ради». И таким образом со смирением (не для того, чтобы оправдать себя, но дабы уврачевать его и избавить от подозрения) скажи ему: «Отец мой! Я не знаю за собою того, чтобы я хотел оскорбить тебя в чем-либо, или в чем-либо согрешить против тебя, а потому (прошу тебя) не думай обо мне так». Если же и после сего он не удостоверится, то скажи ему: «Согрешил, прости меня». Вопрос 765. Если же я действительно согрешу против него, и он, услышав о сем, опечалится, — то хорошо ли скрыть истину, чтобы устранить скорбь его, или (должно) признаться в своем согрешении и просить прощения? Ответ. Если он достоверно узнал это, и ты знаешь, что дело это подвергнется исследованию и (поступок твой) обнаружится, то скажи ему правду и попроси прощения, потому что ложь твоя еще более раздражит его. Если же он не знал (достоверно), и ты видишь, что дело не подвергнется исследованию, то не неприлично будет промолчать, чтобы не дать места скорби. Ибо и пророк Самуил, когда был послан помазать Давида в царя, хотел (вместе) принести и жертву Богу, но убоялся Саула, чтобы он не узнал главной цели его; и сказал ему Бог: возьми с собою юницу от волов… и речеши: пожрети Господеви иду (1 Цар. 16, 2). Итак, скрыв первое намерение, пророк объявил ему только второе. Так и ты умолчи о прискорбном (для ближнего твоего), и дело кончится благополучно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010