III. ВАВИЛОНЯНЕ со времен касситской династии вели свое Л. по годам правления царей. В АССИРИИ существовали списки эпонимов, т.е. имен высокопоставл. чиновников (лиму, или лимму). В этих списках каждый год обозначен именем гос. деятеля Ассирийского царства, причем иногда бывает названо и важное событие соотв. года. Под девятым годом правления царя Ашшурдана III наряду с эпонимом «Бур-Сагале» сообщается, что в месяце сиван было солнечное затмение, которое, согл. астрономич. расчетам, пришлось на 15 июня 763 г. до Р.Х. Это стало отправной точкой при датировке ассир. истории 890–648 гг. до Р.Х. См.: Reallexikon der Assyrologie I Assyrien; Babylonien; F.Schmidtke, Der Aufbau der babylon. Chronologie. Muenster i.W., 1952. IV: 1) ВЕТХОЗАВЕТНАЯ хронология имеет некоторые пересечения с ассир. датировкой. С помощью ассир. надписей, в которых упоминаются имена Ахава и Ииуя, мы можем установить, что Ахав умер в 853 г. до Р.Х., а царствование Ииуя началось в 845 г. до Р.Х. Исходя из этого, на основании библ. данных о времени правления иуд. и израил. царей можно достаточно точно определить даты тех или иных ветхозаветных событий, происходивших между 931 и 586 гг. до Р.Х. Если время указано, напр., как 910–909 гг., то это объясняется не неуверенностью историка, а тем фактом, что годы правления царей в Иудейском царстве отсчитывались с осени, а в Израильском – с весны, приходясь, т.о., на два разных календарных года (⇒ Календарь , II,2); 2) согл. 3Цар. 6:1 , четвертый год царствования Соломона (967 г. до Р.Х.) совпадает с 480 г. после ⇒ исхода евреев из Египта. В соотв. с этим можно установить, что исход произошел прим. в 1445 г. до Р.Х.; на это же указывает и текст Суд. 11:26 . Однако против этой даты свидетельствует ряд археол. находок, говорящих о более поздней дате исхода, а именно ок. 1270 г. до Р.Х.; такая датировка, однако, оставляет слишком мало времени для периода судей. Несовпадающие библ. и археол. данные не позволяют с уверенностью говорить о той или иной дате исхода. Поэтому в хронологич. таблице представлены оба варианта;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

– Меня зовут Вдруг,– сказал он. Полное имя – Виктории Друг. Близкие друзья меня называют просто Дружок. Это немного по-собачьи, но так даже забавно! Я действительно обычно прилетаю неожиданно с какой-нибудь вестью. Наши с Викторией друзья всегда знают,– что бы я не сообщил – это к умножению их радости. Даже если мое сообщение сначала покажется далеко не радостным, а бывает даже, что более чем печальным. И друзья знают,– чтобы не впасть в уныние нужно жить одной жизнью с Викторией, иметь одни цели с ней, и доверять ей. Понимать, что она все устраивает в нашей жизни к нашему благу, к нашему настоящему счастью. Королева при этих словах стала смотреть на слоненка очень напряженно. А он говорит: – Ну вот, я вас немного подготовил. Насколько это возможно. И внимательно посмотрел на королеву. – А она уже очень разволновалась и говорит: – Да говорите же Вы, пожалуйста, скорее, что ли! Не томите! И побледнела очень. – Меня просили передать Вам,– говорит слоненок, что пробьют часы (притом неизвестно сколько и когда) и все это,– и корона (одна и другая), и платье, и все бриллианты, и украшения,– все превратится… в капустные листья! Лицо королевы из настороженного превратилось просто в напуганное и невероятно удрученное. Она побледнела еще больше. Я даже испугался,– не упала бы она в обморок. Посмотреть вложение 763 – Как,– в капустные листья? – прошептала она. – Да, простите, в капустные листья! Не могу сказать «к сожалению»,– сказал слоник, потому что все же это будет Вам ко благу. – Да к какому там благу?!– очень недовольно, с раздражением, нахмурив лоб, сказала королева. Какое из этого может произойти благо? В капустные листья! Это же ужас! Ужас! Понимаете ли Вы, что Вы говорите? Что это значит для меня? – Да,– опустив голову и сострадательно посматривая на королеву, продолжал слоненок,– в листья простой белокочанной капусты,– красавицы наших огородов, красавицы полей. Причем не гарантирую, что они будут слишком свежими. А надо сказать, что королеве в юности довелось побывать на колхозных полях, куда ее с ближайшими ко двору придворными возили познакомиться с бытом колхозников и помочь им в сборе урожая. И ей запомнился навсегда запах не слишком свежих капустных листьев.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/tainstvenn...

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду» 762 . В ветхом завете было сказано: не убивай 763 , а кто убьет человека, того должно предать смерти 764 . По-видимому, строгий ветхозаветный закон более мягкую форму, по которой человекоубийца подлежит суду, а не смерти, получил в позднейшем иудаизме, когда иудеи потеряли право исполнять смертные приговоры 765 . Но Евангелие не восстановляет только строгость ветхого завета, оно идет далее: оно запрещает не только убийство, но даже и гнев, оно запрещает каждому называть кого-нибудь пустым человеком, или безумным, т.е. считать его недостойным человеческого отношения. В ветхом завете убийство трактовалось, как социальное преступление, и там требовалась смерть преступника для восстановления социальной правды; напротив, в Евангелии заповедуется негневливость, как безусловное правило личной жизни, личных отношений человека к человеку. И в иудейской письменности гнев осуждается с точки зрения житейского благоразумия, как психическая причина общественной неурядицы 766 , а негневливость предписывается ради соответствия душевного настроения общественному строю 767 . Не то в Евангелии. Здесь негневливость требуется, как безусловный принцип личной деятельности: здесь изгоняется из сердца малейшее движение гнева и не допускается самое ничтожное его обнаружение. Психическое волнение может быть при этом ничтожно, и общественной непристойности или неурядицы может не последовать; но с принципиальной точки зрения получают важность и задержанный внутри гнев и его обнаружение в словах «пустой человек» или «безумный». Евангельское учение в том, что каждый сохраняет безусловную ценность своей личности только в том случае, если безусловно уважает личность всякого человека, а унижение брата необходимо влечет за собою потерю собственного достоинства. Этот евангельский принцип не количественно усиливает ветхозаветную заповедь, но изменяет ее качественно, отменяя присущую ей социальную условность. В ветхом завете так строго запрещалось убийство, что убийца предавался смерти; в Евангелии же запрещается даже убийство убийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Аминь. 1 Перевод с латинского языка сделан в 2000 г. в Греко-Латинском кабинете при Московской Духовной Академии по изданию: Leon le Grand. Sermons. T. 3. Paris, 1961. PP. 123–128 (Sources Chrétiennes 74). Во французской серии воспроизведен соответствующий текст из латинской патрологии аббата Миня. См.: PL. 54, 385A–390A. 5 Святитель Лев для описания полноты воспринятой Богом Словом человеческой природы использует термин «состояние» (conditio), которое в отличие от сущности (essentia) стало характерно для «ветхого человека» (ср. Послание 15; PL. 54, 685), и в этом смысле стало принадлежать согрешившей природе. Но при этом в этом «состоянии» не было ничего греховного. Для более точного понимания воззрений святителя Льва приведем отрывок из известного Послания к Флавиану, архиепископу Константинопольскому, о воплощении Бога Слова: «Следовательно, при сохранении особенностей обеих природ и сущностей, соединяющихся в одну Личность, величие принимает на себя смирение, сила – слабость, вечное – смертность: и для уплаты долга нашего состояния (conditionis nostrae) неуязвимая природа соединилась с природой, подверженной страданиям, чтобы, как и было необходимо для нашего исцеления, один и тот же Посредник между Богом и людьми мог умереть по одной природе и воскреснуть по другой. Итак, в нетронутой и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог , в полноте Своих свойств, в полноте наших. А нашим мы называем то, что в нас от начала сотворил (condidit) Бог, и то, что Он принял на Себя для исправления. Но то, что привнес обманщик и обманутый человек допустил, не имело в Спасителе никакого следа. Ведь из-за Своего снисхождения вплоть до принятия наших немощей Он не стал участником наших грехов…» (См.: Послание 28, 3; PL. 54, 763 AB. Ср. Слово 21, 2 На Рождество, русский перевод которого опубликован в журнале «Встреча» 1 (2000). С. 5). 6 В оригинальном тексте: ab utraque substantia – от обеих сущностей. Из контекста видно, что речь идет о душе и теле. 8 Большая часть третьего раздела дословно воспроизводится в послании к архиепископу Константинопольскому Флавиану (См.: Послание 28, 5; PL.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

Таким образом, все строения, по которым до 1 января 1911 года в Страховой отдел были присланы страховые оценки и карточки и которые не были застрахованы в частных и взаимных страховых обществах, считались застрахованными в Страховом отделе с 1 января 1911 года, независимо от времени уведомления Консистории отделом об утверждении оценок и kapmoчek[xiii]. Премия по строениям, страховая оценка которых была произведена в срок до 31 декабря 1910 года, подлежала немедленному взысканию по получении из отдела сведений об утверждении страховых оценок и карточек, в зависимости от произведенных отделом изменений в страховых документах. По тем же строениям, по которым страховые оценки не были произведены на местах до 31 декабря 1910 года без уважительных причин, страховая премия взыскивалась с начислением пени в порядке п. 31 Инструкции блaroчuhhым[xiv]. При получении страховой премии за подлежащие обязательному взаимному страхованию строения не взималась казенная пошлина и гербовый сбор согласно п. 11 ст. 69, ст. 378, ст. 308 Устава о noшлuhax[xv]. При пересылке благочинными вознаграждений за пожарные убытки страхователям пересылочные расходы возлагались на cmpaxobameлeй[xvi], а расходы по пересылке вознаграждений и денег, причитающихся к выдаче благочинным и священникам, участвовавшим в составлении пожарных актов и расчетов, на возмещение расходов по поездкам на места пожаров, Общее страховое присутствие постановило журналом от 2 ноября 1911 года за N 25 относить на счет суммы, ассигнуемой Консисториям на страховое делопроизводство. По свидетельству дореволюционных uздahuй[xvii], взаимное страхование церковных строений от огня дало хорошие результаты. Первый операционный год был закончен с прибылью в сумме 239 763 руб. Всего в 1911 г. " состояло на страхе " 372014 строений духовного ведомства, по которым было начислено премии 1 530 359 руб. 41 коп. За этот же 1911 год произошло 963 пожара, в которых пострадало церковное имущество. При предоставлении в Страховой отдел пожарных актов необходимо было точно обозначать, какая и на каком расстоянии ближайшая к месту пожара железнодорожная или почтовая cmahцuя[xviii]. Также обязательно в пожарном акте благочинным необходимо было указывать, не застраховано ли было строение на момент пожара в каком-либо другом учреждении на сроки, оканчивающиеся после 1 января 1911 года (следовательно, не перешедшее еще во взаимное страхование строений духовного ведомства). В таком случае за страховым возмещением необходимо было обращаться в то страховое учреждение, в котором сгоревшее строение находилось на страхе, даже если по нему были предоставлены страховые оценки в Страховой omдeл[xix].

http://religare.ru/2_101323.html

Проповедь, оглашение в истинах веры, ведется сирийцами на языке китайцев, а самое Богослужение и чтение Св. Писания на сирском. Краткое изложение основных пунктов вероучения на языке китайском и сделанное сирийцами на их храмоздательной доске VII века, как и две каменных таких же таблицы у евреев в г. Кхай-фын-фу 1488 и 1511 гг. с своеобразным же изложением своего вероучения и краткой истории, указывают всего лучше и наглядно на самый способ сообщения публике и официальным лицам своего вероисповедания. Со времени издания эдикта 639 г. при Дай-Цзуне в пользу проповеди и распространения религии «Цзин-цзяо» замечательны следующие года событий из истории церкви сирийской в Китае: в 698 г. буддийскими монахами воздвигается жестокое гонение на христиан, в 742 г. христианство терпимо в Китае и покровительствуется государями, в 756 г. строятся новые христианские храмы в некоторых местах империи, при Су-цзуне; в 763 г. при Тай-цзуне, Танской династии, рассыхаются подарки по христианским церквам, и сама Китайская империя простирается на Запад до восточной Персии и Каспийского моря, на север до гор Алтая; Согдиана, Туркестан и Хоразан, пересекаемые цепью гор Гинду-Ку, подвластны князьям этой же династии. Из далеких стран Непала, и Индии, от арабов Танские императоры получают мирные предложения, посольства, дары, заводятся дружелюбные сношения с Китаем. Учения Лаоцзы и буддизма достигают своего процветания и образовательного значения среди народа в ущерб христианству, которое после двухсотлетнего (с 636 по 782 г.) процветания скоро угасает. Причина заключается частью в охлаждении китайцев к чужеземной «светоносной религии» и, главным образом, – в ослаблении эмиграции христиан из Сирии, падении Антиохийского патриархата и миссионерских учреждений для дальнего Востока; при владычестве и усилении мусульман с ослаблением сирийских выходцев и миссионеров, место их занимают другие – появляющиеся из Персии, персидские священники и монахи-христиане, известные под именем Бо-су-цзэн, «Po-szu-tseng», которые по милостивым декретам императоров существуют в Китае в течении монгольской династии, проповедуют христианство и устрояют церкви; о чем упоминает и Марко Поло.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Итак, если искусство есть следствие и удовлетворение существенной потребности идеи и познающего духа, то мы справедливо можем отвергнуть мнение дилетантов науки, уверяющих, будто искусство есть форма знания, приличная только детскому возрасту человечества. И это тем с большею уверенностию можем отвергать, что искусство не всегда предупреждало науку, но, в самом цветущем своем состоянии, часто бывало современным науке. Фидиас 761 и Платон, Моцарт и Кант были современниками. И даже искусство вправе сказать, что самая наука иногда может более из него 762 прояснять для себя идею: так Гизо признается, что, по прочтении романов Вальтера Скотта, 763 он яснее стал понимать эпоху рыцарства Средних веков. Никита Гиляров Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 846. Л. 1–9 об. Сочинение по эстетике, в котором заметно влияние идей Шеллинга и Гегеля, написано Гиляровым на первом курсе МДА и проверено преподавателем. При публикации подчеркнутые последним слова и выражения выделены подчеркиваниями же. В конце текста – отзыв профессора: «Предмет раскрыт полно и весьма основательно; ход мыслей строен; тон в опровержении и защищении спокоен и благороден; язык соединяет сжатость с ясностию, силу с простотою. Весьма хорошо». IV. Н. П. Гиляров-Платонов предварительные замечания (к книге «В каком смысле могут принадлежать евреям права гражданства в Христианских государствах? На основании сочинений Паулуса 764 составил и собственными примечаниями снабдил Н. Г.») (1861) Настоящее сочинение вызвано появлением интересной брошюрки, под заглавием: «Голос об эманципации исповедников Моисеевой веры в Бадене». 765 Брошюрка издана с целию облегчить успех прошений, поданных в баденское собрание государственных чинов. Автор, уже прославившийся искусством защищать спорные права, выставил в ней все, что можно было, с правдоподобием, сказать в защиту еврейства. По способу изложения брошюра в особенности должна была подействовать на тех из членов собрания, которые лишены логического образования. Она способна была произвести в них, так сказать, призрак убеждения. 766 Написано остроумно, кратко, по-видимому – сильно: но стоит быть немного внимательным в чтении, – каждый почувствует, хотя, может быть, и не сумеет себе этого ясно высказать, что в сущности дело рассматривается односторонне и с неверной точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Мы получаем познание о вещах, равно как о Боге, лишь на основании их „многоразличных действований“, которые удостоверяют нас, что известный предмет „есть“, а не дают адекватного понятия об его сущности 763 . Отсюда наше познание о Боге имеет характер не знания, но веры 764 . Все те качества и определения, которые мы получаем о предмете, могут быть мыслимы лишь присущими предмету, но не выражающими самую его сущ ость. „Научаемые Давидом, что Бог есть Судия или долготерпеливый, мы познаем не божескую сущность, но нечто из того, что созерцается при ней“. Равным образом, „слыша слова; быть нерожденным, мы из этого объяснения не познаем подлежащего предмета, но только получаем руководство, чего не должно мыслить о подлежащем: что же оно есть по сущности, это тем не мене остается неизвестным 765 . Указание на сущность предмета, как просто на непостижимую для нас реальность, выражается в слове „есть“. „При всяком имени, которое употребляется в нашей речи для означения божеского естества, напр., праведный, нетленный, бессмертный, нерожденный и других, непременно подразумевается слово: есть, хотя бы это речение и не сопровождалось звуком слова... Если бы при каждом из заключающихся здесь имен не подразумевалось слово; есть, то мысль была бы пуста перечисление наименований, не прикреплённое ни к какому подлежащему, было бы несостоятельно“ 766 . Сказанное о непознаваемости божественной сущности относится и к познанию всех вообще сущностей. Вообще „пусть не представляют нам разностей в качествах и отличительных свойствах, какие по закону мышления понимаем, как принадлежности сущности, составляющая нечто иное с подлежа- —122— щим“ 767 . Познание сущностей, недоступное нам в эмпирическом изучений предмета, недоступно и для чистого разума (против Евномия). „Если кто-нибудь будет разлагать своим рассудком являющееся нам на то, из чего оно состоит, и, отвлекши качества, будет стараться понять подлежащее в себе самом, то не вижу, что будет постигнуто таким умозрением“ 768 . Недоступное для человеческого естественного познания понятие о сущности Божией не открыто нам и в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деятельность Мессии на земле состояла в сообщении истинного ведения: в своей природе, жизни и учении он обнаружил таинственное устройство плеромы. Четырехчастный состав его указывал на первую Четверицу; 763 30-летний возраст при крещении – на 30 эонов; 764 исцеление 12-летней дочери начальника синагоги – на образование 12-го эона додекады, Ахамот. 765 Страсти ее Спаситель изобразил таинственно на кресте 766 и т. п. Распятие и смерть Христа гностики также понимали докетически. Горний Спаситель, по их учению, пребыл непричастным страданию. Как невидимый и член плеромы, Он не мог страдать. Поэтому, когда исторический Мессия приведен был к Пилату, то Спаситель отошел от Христа. Даже духовное начало, вложенное в Мессию Ахамот, не страдало. Подверглись страданию лишь психические элементы его: те, которые дарованы были Демиургом, и призрачное тело. Да и эти страдания имели целью лишь показать образ горнего Христа, Который древле, простершись через Предел, дал Ахамот образование по сущности. 767 Конец мировой жизни гностики представляют так. Когда духовное начало достигнет своего совершенства, то Ахамот вместе с пневматиками войдет в плерому. Здесь она вступит в брачный союз с членом плеромы – Спасителем; а пневматики, освободивших от психических элементов и обратившись в умных духов, соединятся в сизигии с ангелами Спасителя. Демиург переселится вместе с праведными душами (психическое начало) на место Ахамот, в рай, или среднее место. А мир и самая материя и истребятся огнем, таящимся в них, и обратятся вместе с ним в ничто. 768 Как видим, в учении гностиков валентинианской школы о Боге и мире господствует дуализм в слабой форме. Наряду с плеромой эонов существует кэнома, хотя последняя здесь, подобно платоновскому учению, и представляется как почти μ ν (не-сущее). Верховное Божество, Первоотец, не входит в непосредственное общение с миром. Для этого, в противоположность общехристианскому учению, у гностиков предназначается целая цепь эонов: у Птолемея 30, а у Марка до бесконечности много. Творение, точнее, образование мира приписывается тварному, не принадлежащему к плероме, психическому по своей природе Демиургу. Он же является Богом Ветхого Завета. – В антропологии гностики различают пневматиков, психиков и иликов, причем для последней группы считают даже невозможным спасение, а первых представляют какими-то духовными аристократами. Христология их имеет в основе докетизм. Тело Христа, а равно Его страдания и смерть представляются у них призрачными. Сущность же дела Его заключается в сообщении людям и Демиургу истинных понятий о плероме и мире. В конце концов, материя совсем уничтожится. Воскресение мертвых гностики отрицали. 769

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

На фоне по сторонам головы святого золотными прядеными нитями шита надпись: блговрны црвич кн(з) дими(т)ри у(г)лицкиі мо(с)ковски новы чюдо(т)//ворецъ. На каймах по светло-коричневой итальянской камке прядеными золотными нитями вязью шиты тропарь и кондак святому: кондакъ//глас. й восн днесь бгцвтуща отрасль блгоч(с)тиваго корене т некие петра [?] де(р)жавных ру(с)каго цр(с)твн доброва имен без…изирасті//…колене пло(д) роз бг т(м) же т зе(м)ли возвавы т к вчны(м) обителе и по убиени твое(м) соблода(р)е тло твое страдалчески обагреное кровию блгородне сте дмитр… соблюда тече(с)тво свое и град твои невредим тому бое си утвержение//црскою диадимою однъ блгор(д)е мчиче за скипетръ кр(с)тъ в руку приі(м)ъ и ко побдоносе(ц) і все(ж)со(ж)ение сщенно себе принеслъ еси димитрие вис изрдъне врачъ ру(с)кому цр(с)вию//бра(з) в себ чюдотворне нос ко агнец непорочнеі т бада заколение прі(т) убивающаго тло дши же коснутис немогуща да плачес убо злы властолюбец ты же радус предтоиши (т)и сго (т)ие моли т о держав сродник твои(х) благоугодие быти и сыново(м) руски(м) сп(с)е сти. Текст имеет ошибки и сильно отличается от песнопений, приводимых в современной Минее 762 . Надпись начинается на нижней кайме, переходит на правую, затем на верхнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены наружу. Каймы обрамлены шитыми золотом полосами. Подкладка из зеленовато-коричневой китайской камки с узором хризантем 763 . В нижнем углу подкладки – надписи чернилами 51–14 ЛИСТ 93, НА СЕМЪ ПОКРОВЪ//СОЧТЕНО ВСЕГО ЖЕМЧУГА//747 ЗЕРЕН 1857 24/ІХ. Саккос из турецкого золотного атласа с узором золотых остроовальных клейм, заполненных внутри тонкими веточками и мелкими белыми, голубыми и красными цветами по малиновому полю. На передике вшита вертикальная полоса малинового бархата с изображениями фигур святителей в рост, с разведенными в стороны руками (одна благословляет, другая держит Евангелие) в килевидных фигурных арках, поддерживаемых колоннами, с жемчужными надписями поверх арок: аги(с) василе(и) веліки, аги(с) грігореі блвъ, агі(с) іанъ златаустъ, агі(с) ніколае чюдотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010