Чт. ibid. 763), что, полагаем, правильнее. Несколько ниже сейчас приведенного места в „Материалах“ читается: „и ждите того, егда станет римская власть разорятися, но обстоим будем Рим вои отвсюду, и тогда разумейте, яко приближися запустение ему и антихристово царство приде. По Ипполиту и Залатоусту, Божию и человеческую власть содержит ныне папа римский,..“ (VI, 274). В списке Черниговской духовной семинарии „и ждите того: егда станет римская власть разорятися и обстоим будет Рим вои отовсюду и тогда разумейте, яко... антихристово царство прииде, по Ипполиту и Златоусту. И Божию и человеческую власть“... и т. д. (Хр. Чт. Ibid 763). Более правильное разумение приведенного места зависит от пунктуация, которая принадлежит, нужно полагать, издателям, и в отмеченном месте она сделана проф. Субботиным неудачно, в чем убеждает нас и сам автор послания об антихристе несколько выше. Не о том говорят Ипполит и Златоуст, что „Божию и человеческую власть содержит папа римский“, а о том, что „римская держава от антихриста разорится“ (VI, 263; Хр. Чт. 1888 г. I, 763). След. и правильнее читать выше приведенное место нужно так, как указано г. Бороздиным. Далее в списке, изд. Субботиным, читаем: „а еже по временам, отступление прежде придет по Павлову глаголу к селунянам; и о том числе зверином указует, еже есть 666, и о сем добре протолковано в книге о вере печати московской“ (VI, 265). В списке, изд. Бороздиным, читается несомненно правильнее и согласнее со смыслом: „и о том число зверино указует“... (Хр. Чт. ibid 763). Непосредственно за приведенными словами, за ссылкой на книгу о вере, в „Материалах“ следует такое неудобовразумительное место: „И богом того не пщите и о себе ничего не мудрствуйте“; между тем в списке, изд. Бороздиным, мысль внолне ясная, согласная с предыдущим и след. правильная: „и боле того (т. е. больше того, что „добре“ истолковано в книге о вере печати московской) не ищите и о себе ничего не мудрствуйте“. Выражение (из списка, изд. Субботиным): „егда же не у время исполнися числу, тогда и премудрым и богословцем недоведомо бывает“...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

По причине этого молчания ассирийских летописей относительно Фула (Пула), мы обратимся к древнему месопотамскому историку Берозу, и увидим, что мы сделаем это не напрасно. Бероз, действительно, упоминает о Пуле и относит его к тому же точно периоду, как и Писание, но он называет Пула монархом „халдейским», а не ассирийским. Если действительно так, если Пул царствовал в Вавилоне, а не в Ниневии, то ассирийские документы совершенно естественно могли о нем со своей стороны умолчать. Но по какой причине, – можно спросить, – священные писатели не называли его „царем Вавилонским», если он действительно был таким? Может быть, достаточно будет на это ответить, что всякий самый могущественный властелин западной Азии, во все времена после появления Ассирийской империи, считался у евреев как бы унаследовавшим эту (Ассирийскую) империю; почему и был назван ими „царем Ассирийским», как и Набопалассар ( 4Цар.23:29 ) и Дарий, сын Гистаспа ( 1Ездр.6:22 ). Но, может быть, есть и другая причина, по которой Пул назван ассирийским в то время. В Ассирии около 763 года до P. X. было замечено разделение, с одной стороны, – нетерпеливое желание в провинциях свергнуть иго Ниневии, а с другой – слабость со стороны Ниневийских монархов, которые могли допустить западным провинциям империи перейти в руки честолюбивого Вавилонского царя; последний, став властелином части Ассирии, естественно показался евреям как „царь Ассирийский». Таково, вероятно, было положение Фула (Пула). Это был „халдей», который в эпоху смут, постигших Ассирию, около 763–760 г. (до P. X.), – добился господства над западной Месопотамией, и, завладевши Сирией с той стороны, откуда обыкновенно приходили ассирийские войска, стоя во главе ассирийских полков, – показался евреям столько же ассирийским монархом, как и цари, имевшие свою резиденцию в Ниневии. Что касается царствования Тиглат-Пилезера (Феглафелассара) в Ассирии, – Азарии (Озии) и Ахаза в Иудее, также как Менаима и Факея (Пека) в Израиле, то есть очень много пунктов соприкосновения между документами ассирийскими и еврейскими (Библии). Тиглат-Пилезер рассказывает, что около пятого года (своего царствования) (741 до P. X.), занятый войной в южной Сирии, он встретил и вызвал многочисленную армию, под начальством Азарии, царя Иудейского, могущественного монарха; эта армия исчислена в книге Паралипоменон в 307,500 человек, и военные действия ее описаны там с значительными подробностями ( 2Пар.26:6–15 ). Затем Тиглат-Пилезер рассказывает также, что от двенадцатого и до четырнадцатого года (734–732 до P. X.), он воевал в тех же странах против двух царей, Пекаха (Факея) из Самарии и Рессина (Раассона) из Дамаска, которые были союзниками; далее, что он осаждал Рессина в его столице в продолжение двух лет, после которых взял его и предал смерти; между тем, как Факея наказал, отнявши у него большую часть его владений и уведя в плен большую часть его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Земля создана дебела, толста и тверда, дабы была обиталищем человеков и скотов... Тако и прочия твари устроил премудрый и благий Создатель наш к доброму концу; и нет такой вещи, которая бы не к нашей создана была пользе... Но Тойжде премудрый и преблагий Создатель, как премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и вся дивно к надлежащим концам управляет» (24: 68 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 5. 1899 г. С. 69–70); «Смотришь на небо, так чудное, высокое и обширное, различными звездами украшенное; на солнце и луну сияющия и всю поднебесную осиявающия; на облака, в воздухе туды и сюды преходящия, и, как мехи, дождь точащия и напояющия нивы наши. Представляет тебе чувство и разум землю с исполнением ея, с древесами, травами, скотами, зверями, морями, озерами, реками, источниками и прочим украшением. От видимых прейди умом к невидимым, от создания мира к Создателю. Да будет тебе случай сей удивлятися: 1) “Всемогуществу” Бога нашего, Который вся сия из ничего словом единым сотворил ( Быт. 1 -я…); 2) “премудрости” Его, Который так премудро сотворил; 3) “благости” Его, Который вся сия нас ради сотворил. Тако размышляющему, и от создания Создателя силу, премудрость и благость познавающему предлежит с Псаломником радостно духом восхитися и воспевать: “яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси” ( Пс. 103: 24 )» (24: 762, 763 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 19, 20); «Из видимаго мира, как из книги, видна премудрость Божия» (24: 763 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 8) 16 . По словам свт. Григория Нисского : «Так, человек – великая эта и досточестная тварь – не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того, как уготовано сперва владение, следовало показать и царя. Поэтому, когда Творец Вселенной устроил имеющему царствовать как бы царский некий чертог, и это были сама земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в царские эти чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством же называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

738-753/54), Винех из рода Вокил (ок. 753/54-762). При Винехе вторгшиеся в визант. владения болгары дошли почти до К-поля, однако на обратном пути были разгромлены войсками Константина V при Маркеллах (Фракия). После этого набега болгар Константин V начал систематические вторжения на территории Б., строя новые крепости на Балканах и постепенно отодвигая границу империи на север. Трудности в борьбе с византийцами привели к временному ослаблению ханской власти; трон переходил из рук в руки и оспаривался партиями сторонников сближения с Византией и консервативно настроенными сторонниками войны. В 60-х гг. VIII в. каждый хан, пытавшийся прийти к соглашению с империей, свергался представителями нек-рых знатнейших родов болг. боил (боляр). Такая участь постигла в 762 г. Винеха, в 763 г. Телеца из рода Угаин, в 766 г. Савина из рода Вокил, в 768 г. Пагана. Между тем Константин V продолжал свой натиск: в сражении 30 июня 763 г. при Анхиале он разбил войско хана Телеца и после этого праздновал триумф в К-поле. Телец по возвращении в Плиску был убит вместе со всеми представителями своего рода. Свергнутый в 766 г. хан Савин бежал в К-поль. После него во главе гос-ва стояли Умор (40 дней в 766), Токту (766-767) и Паган (767-768), убитый после заключения мира с византийцами. В 768-777 гг. правил хан Телериг, к-рый продолжал борьбу с Византией. В 774 г. Телериг предпринял поход в Македонию с целью подчинить нек-рые местные слав. племена, но имп. Константин V был извещен об этом намерении своими тайными сторонниками в Плиске и вновь разгромил болгар в битве в местности Лифосорий. В то же время ряд походов в Б., предпринятых Константином V в нач. 70-х гг., окончились безрезультатно; византийцам не удавалось закрепиться на территории к северу от Балкан. После смерти Константина V наступление византийцев прекратилось. Во 2-й пол. VIII в. в политике болг. ханов начинают ощущаться все более тесные связи болгар с Византией и влияние ее культуры. В 777 г. свергнутый хан Телериг бежал из Плиски под защиту преемника Константина V имп.

http://pravenc.ru/text/149669.html

250 кв. км; город занимал площадь ок. 4 кв. км) с населением 18-25 тыс. чел., однако его влияние распространялось на большую территорию бассейна р. Мотагуа. Самый могущественный из царей К. (13-й), Вашаклахуун Убаах Кавиль («18-й Кролик»; 695-738), проводивший крупнейшие строительные работы, даже привлек в город выходцев немайяских земель (учитывая географическое положение, это было нетрудно сделать), что превратило К. в полиэтничный центр. Но в 738 г. Вашаклахуун потерпел поражение от своего вассала, правителя г. Киригуа, и был принесен в жертву победителями. Это привело, как полагают, к 17-летнему периоду упадка К. и, возможно, прямому подчинению города его бывш. вассалу. Археологически упадок не прослеживается, но в течение 10 лет в К. не было воздвигнуто ни одной стелы. Но уже при следующем правителе, «Дым-Раковине», строительство возобновляется: между 749 и 763 гг. была сооружена знаменитая иероглифическая лестница. 16-й правитель Яш-Пак (763-820) столкнулся с трудностями, преодолеть к-рые гос-во не смогло (что не заставило его прекратить храмовое строительство: в частности, им фактически заново возведен т. н. Храм 11). Причину начавшегося при Яш-Паке запустения К. ученые связывают с перенаселенностью долины, вызванным этим процессом истощением ресурсов (лучшие земли были заняты монументальными строениями) и распространением эпидемий, причиной к-рых могло быть в т. ч. недоедание. В числе причин упадка называют также прогрессировавшую эрозию почв, снижение их плодородия, нарушение водного баланса и наступление 200-летнего засушливого периода (800-1000). Последний известный правитель династии, Укит Тоок, вступил на трон в 822 г. Как долго он правил, неизвестно, но возведенный в честь этого события алтарь L не был закончен и стал последним монументом, сооруженным в К. В сер. Х в. в долину пришло новое, отличное по культуре от прежнего, население, к-рое использовало камни монументальных построек для возведения очень простых домов. Однако в XII в. долина вновь опустела.

http://pravenc.ru/text/2057186.html

В 721 г. правитель Мумана Катал, сын Фингуйне, в союзе с лагенами напал на И Нейлов. «Царь Темры» Фергал в знак подчинения был вынужден выдать заложников. Катал и правитель лагенов Мурхад, сын Брана, вторглись на территорию обл. Миде и опустошили Брегу. После ухода муманского войска Фергал напал на лагенов и заставил Мурхада выдать ему заложников, что в средневек. традиции интерпретировалось как возобновление дани «борома», якобы отмененной Финснехтой Фледахом. За этим событием последовало вторжение Фергала на земли лагенов и сражение 11 дек. 722 г. при Алмайне (ныне Аллен), в к-ром вместе с Фергалом погибли представители разных ветвей династии Южные И Нейл и подчиненные князья. Последовавшая борьба между 4 основными ветвями этой династии привела к ослаблению Сил н-Аэдо Слане. Титул «царь Темры» получил Флатбертах, глава рода Кенел Коналл (728–734). Однако в соперничестве с Аэдом Алланом, сыном Фергала, Флатбертах был вынужден отказаться от власти и стать клириком, что привело к отстранению рода Кенел Коналл от борьбы за титул «царь Темры». Ссора с лагенами (735) заставила Катала, правителя Мумана, заключить в 737 г. союз с Аэдом Алланом. В 738 г. их войска вторглись в Лаген и добились подчинения местных правителей. На правление Домналла Миди (743–763) и Ниалла Фроссаха (763–770) пришлось затишье политического соперничества. В средневек. традиции Ниалл представлен как благочестивый и справедливый правитель, покровительствовавший Церкви, при к-ром в И. царил мир. После отречения Ниалла и ухода в мон-рь Иона к власти пришел Доннхад, сын Домналла, правление к-рого совпало с засухами, неурожаями, эпидемиями, а также «кровавыми дождями». Аэд Ордниде, сын Ниалла Фроссаха (797–819), к-рый описывался в источниках как агрессивный правитель, участвовавший в междоусобицах, положил начало практике разделять подчиненные территории между ставленниками (в 802 обл. Миде была разделена между сыновьями Доннхада, в 818 на 2 части поделили Лаген). В 804 г. по настоянию Фотада, участника движения Кели Де, Аэд освободил духовенство в И. от военной службы. Правитель пользовался поддержкой церковных иерархов, о чем свидетельствует его прозвище Ордниде (Ordnide — помазанный (на царство)). О помазании правителей в И. известно с VI–VII вв., однако эта практика не имела широкого применения (в 793 состоялось помазание (ordinatio) Артри, правителя Мумана). Помазание Аэда следует, вероятно, рассматривать как подражание церковной политике Каролингов. Согласно более поздним источникам, обряд интронизации ирл. правителей включал элементы языческих верований (ритуал совершался на холме при участии клирика или поэта, использовались свящ. растения (напр., ветвь с т. н. орешника св. Маэдока в обл. Брефне) и животные (см., напр., описание жертвоприношения лошади у Гиральда Камбрийского (кон. XII в.)).

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Посейдон, «Колебатель земли», «Владыка вод», «Земледержец», не может смириться с мощью Зевса. Более того, его потомству не дано рассчитывать на законное наследование власти в мире олимпийцев: все его сыновья незаконны и чудовищны, они гибнут от рук героев, а единственный законный, Тритон - божество морское. В 8-й песни «Илиады» (18-27) приводится речь Зевса, обращенная ко всем богам и богиням. Он кичится силой, предлагая олимпийцам ухватиться за золотую цепь, спущенную с небес на землю, но они не сумеют стащить с Олимпа «всевышнего Зевса». Однако власти Зевса, как бы он ни был могуч, угрожает (Ibid. I 397-400) не только брат Посейдон, но и супруга Гера и дочь Афина. Но, по схолиям к этому месту, в заговоре против Зевса участвует Аполлон, что более вероятно, т. к. Аполлон враждует с отцом. От заговора богов Зевса спасает скромная богиня Фетида, призвав одного из сторуких - Бриарея. Боги устрашились и отступили. Вмешательство Фетиды не случайно. Она дочь морского старца Нерея, племянница океаниды Евриномы, возлюбленной Зевса, бывшей супруги Офиона, хтонического змея ( φις - змей), с к-рым они вместе когда-то царствовали на Олимпе, пока их оттуда не вытеснили Кронос и Рея. Биография Фетиды очень сложна, и в ней много архаических черт древнего божества. Когда-то на ее руку претендовали Зевс и Посейдон. Она предпочла Зевса, но Земля-Гея пообещала, что взявший в жены Фетиду будет иметь сына, который лишит его власти. Оба жениха отказались от Фетиды, и ее выдали замуж за смертного героя Пелея, тем самым унизив божество. Сын Пелея и Фетиды Ахилл стал великим героем, но погиб при взятии Трои. Зевс же, питавший склонность к Фетиде, помог Ахиллу (в пределах «Илиады») одержать победу над Гектором. Что касается Аполлона, то после заговора против Зевса (см. схолии к Homer. Il. I 399) его и Посейдона Зевс заставил в унизительном рабском виде служить троянскому царю Лаомедонту. В «Илиаде» Аполлон - на стороне троянцев (он малоазийского происхождения, как Афродита и Гефест). Это страшный бог, несущий своими стрелами чуму на лагерь ахейцев (Ibid. I 43-53), но вместе с тем он благодетель (Ibid. II 763-767). В «Илиаде» упоминаются кобылицы потомка царя Ферета, у к-рого Аполлон, наказанный Зевсом, пас стада, умножая их (Ibid. 763-767). Также на склоне Иды, служа Лаомедонту, Аполлон пас стада коров (Ibid. XXI 444-450). В «Илиаде» Аполлон, будучи на стороне троянцев, особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос - Ibid. I 37-38) и в самой Трое (Ibid. V 446). Перед Аполлоном смиряется даже неустрашимый Диомед (Ibid. V). Он же отбрасывает Патрокла, защищая в бою одну из башен Трои, «замышляет ему гибель и угрожает дерзкому» (Ibid. XVI 698-711). Рудиментом архаики является имя Аполлона. Он назван по имени матери Лето как Летоид. У Гомера Аполлон отнюдь не кифаред и водитель муз, а грозный и коварный бог.

http://pravenc.ru/text/180431.html

Согласно Н. э., протестанты имели право занимать любые должности - королевские, сеньориальные, муниципальные; в секретных статьях, изложенных в грамоте от 30 апр. 1598 г., король обязывался доверять гугенотам посты губернаторов. Гугеноты должны были принести присягу: подняв руку, обещать Богу верно служить королю и соблюдать королевские ордонансы. Запрещалось отказывать протестантам в допуске в коллежи, школы, ун-ты, больницы. Согласно Н. э., в крупных городах, где были разрешены протестантские богослужения (Монтобан, Седан, Ним и др.), позволялось открывать школы и академии для гугенотов. Протестанты во Франции получали политическую организацию и армию. Ассамблее в Шательро предписывалось создать совет из 10 чел., на к-рый возлагался контроль за исполнением Н. э. до тех пор, пока королевское постановление не будет утверждено Парижским парламентом. Важной частью Н. э. стали секретные статьи, предусматривавшие сохранение за гугенотами на 8 лет (с возможностью продления) занимаемых ими со времен религ. войн городов-крепостей и укрепленных мест (Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Ним, Ньор и др.), нек-рые из них являлись портами. На содержание протестант. гарнизонов из королевской казны выделялось 180 тыс. экю в год. В случае появления вакантной должности губернатора или капитана этих крепостей король обязывался назначать на этот пост представителя «так называемых реформатов», причем протестант. совету, в ведении к-рого будет находиться резиденция этого чиновника, для утверждения нового чиновника в должности предписывалось получить его характеристики как доброго христианина-протестанта. Нантский эдикт. 1598 г. (Национальный ар-хив Франции. AE II 763) Нантский эдикт. 1598 г. (Национальный ар-хив Франции. AE II 763) Н. э. был с недовольством встречен Папским престолом, франц. католич. духовенством и парламентами, затянувшими регистрацию документа на неск. лет. Парижский парламент зарегистрировал Н. э. только 25 февр. 1599 г. В сент. того же года эдикт прошел регистрацию в парламенте Гренобля, 12 янв.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

1908. P. 55, 504) (текст 1-й редакции Мартиролога после 25 июля не сохр., но запись о поминовении увенчанных мучеников содержится во 2-й редакции Мартиролога Беды и в более поздних «исторических» мартирологах). По свидетельству Беды, при архиеп. Меллите (619-624) в г. Доруверн (ныне Кентербери) существовал «мартирий» увенчанных мучеников (martyrium beatorum IIII Coronatorum - Beda. Hist. eccl. II 7). В мартирологах, составленных Рабаном Мавром (он опирался на Мученичество «четверых увенчанных» - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 159) и Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 598), а также в большинстве франк. календарей эпохи Каролингов, восходящих к рим. богослужебной традиции, увенчанными мучениками верно названы Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций. Однако в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда, а также в некоторых календарях увенчанные мученики отождествляются с 4 мучениками, пострадавшими в Альбане (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1477-1479. (MGH. Libri Memoriales; 2)). По этой причине в средневек. богослужебных книгах встречаются противоречивые сведения об именах и о числе увенчанных мучеников. Частицы мощей мучеников были среди реликвий, подаренных в 1063 г. аббатом Мегингозом мон-рю Бенедиктбойерн (MGH. SS. T. 17. P. 322). С XIV в. известно о мощах мучеников, хранившихся в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763). В позднем средневековье мученики считались покровителями каменщиков, скульпторов и строителей, в основном в Италии, во Фландрии и в Нидерландах. В 1368 г. в кафедральном соборе в Сиене на средства городских каменщиков была устроена капелла во имя мучеников, в Риме члены корпорации каменотесов собирались в ц. Увенчанных мучеников, в капелле св. Сильвестра. В честь мучеников называли профессиональные братства и гильдии, напр. корпорацию каменотесов и кровельщиков в Антверпене (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763-765; Beer J., de.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

1864 De corrept. et grat., с. 7 (§14): «Nemo eorum [electorum] périt, quia non fallitur Deus. Horum si quisquam perit, vitio humano vincitur Deus; sed nemo eorum perit, quia nulla re vincitur Deus». Ibid., с. 9 (§23, f. 763): «Quicunque ergo in Dei providentissima dispositione praesciti, praedestinati, vocati, justificati, glorificati sunt, non dico etiam nondum renati, sed etiam nondum nati, jam filii Dei sunt, et omnino perire non possunt». Здесь он ссылается на Рим. 8:31 и далее; Ин. 6:37,39 и т. д. 1865 De corrept. et gratia, с. 9 (§23, χ, f. 763): «Ab illo [Deo] datur etiam perseverantia in bono usque in finem; neque enim datur nisi eis qui non peribunt: quoniam qui non persévérant peribunt». Ibid., с. 11 (§36, f. 770): «Qui autem cadunt et pereunt, in praedestinatorum numéro non fuerunt». 1866 Opus imperf., iv, 124; De corrept. et gratia, i, 28; De praed. sanct., 8; Enchir., c. 103; Epist., 217, c. 6. См. также Wiggers, l. c, pp. 365, 463 ff. 1867 Виггерс (ii, pp. 359–364) приводит сопоставление трех систем в соответствующих колонках. См. также критику Баура (Baur, Die christliche Kirche vom vierten bis zum sechsten Jahrhundert, p. 181 ff.). Последний, со своей знаменитой критической проницательностью, очень неблагоприятно отзывается о полупелагианстве в целом. «Это половинчатая и нейтрализующая система, – говорит он (р. 199 ff.), – это попытка равномерно распределить элементы двух учений, не только разделяя их, но и стараясь уравновесить одно другим, так что иногда преобладает одно, иногда другое, а в целом все произвольно и случайно, разнообразно и неопределенно в зависимости от обстоятельств и личностей, и это характерно для полупелагианства вообще. Если две противоположные теории не могут быть примирены внутренне, они, по крайней мере, должны быть объединены так, чтобы из каждой были взяты специфические элементы; в ней пелагианской свободе и августиновской благодати должно было отдаваться равное предпочтение, но этот метод дает нам лишь внешнее наложение одного на другое».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010