Волевая деятельность будет состоять в служении Богу 762 и сонму совершенных личных тварей по началам чистой, святой любви 763 . Внешним, видимо наблюдаемым отличием и символическим покровом, имеющим облечь прославленные тела христиан–праведников, будет служить их свтоносное,–окруженное, проникнутое светом, сияющее и озарвнное состояние. « Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» 764 . Удовлетворение самых глубоких, интимных, возвышенных потребностей человека, – господство в нем вечной жизни необходимо должно сопровождаться в нем, как своим сопутствующим моментом, состоянием высшего блаженства. «Душа по природе своей христианка». Нормативные требования христианства не являются для человеческого духа чем-либо посторонним, чуждым, далеким, несоизмеримым с его собственными запросами и потребностями,– нет; напротив, христианство– и только оно одно – отвечает всеми своими сторонами, всеми своими требованиями именно самым существенным, специфическим, неискоренимым, глубочайшим нуждам и запросам человека. При этом освещении только и открывается действительный смысл глубоко-трогательных слов Господа: « придите ко мне, все труждающиеся и обремененные. и я успокою ( ναπαυσ’ω) вас; возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой ( να’παυσιν) душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» 765 . Удостаиваясь общения с Богом, христианин, вместе с тем, находит в Боге и свой истинный «покой»; внутреннее состояние христианина в земной жизни по-преимуществу, а в царстве славы безраздельно, вполне и исключительно является поэтому состоянием восторженной радости 766 , полного, ничем невозмущаемого мира 767 . Такого полного, совершенного, глубокого, непоколебимого «мира», который захватывал бы всю область. человеческого « сердца», проникал все его « помышления» ( τ νοη’ματα) 768 , не может дать весь строй « мира» со всеми его призрачными, скоропреходящими радостями 769 .–христианской радости « никто» не может « отнять» 770 от человека, хотя бы истощены были для этого все доступные мирскому могуществу средства 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Господь посылает Илию в страну языческую, в которой есть люди, стоящие нравственно выше, чем в Израиле, впавшем в идолопоклонство. И в этом повелении Господнем мы видим урок Илии всем Евреям, – как увидим его в истории пророка Ионы, – что «во всяком народе боящийся Господа и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. Х, 35 ). Еще не без интереса сопоставить две личности, – обе Сидонянки: Иезавель и бедную вдову Сарепты Сидонской. Одна из них, царского рода, предана с фанатизмом нелепому идолослужению; она коварна, лжива и жестока. Другая из самого низшего слоя общества, кротка, разумна, добродетельна и готова восприять благодать откровения; вера ее подобна вере простых, бедных Ниневитян, и она чистым сердцем воспринимает учение о едином вечном Боге, чтимом под священным именем Иеговы (XVII, 24). Некоторые, не без основания может быть, считают эту Сарептянку Израелитянкой по происхождению на основании Лyku IV, 25–26 . Господь говорит: «много вдов было во Израиле во дни Илии... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую? Но вслед за сим Господь говорит: (id. ст. 27) «много было прокаженных во Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился кроме Неемана Сириянина», – так что нельзя утверждать, чтобы вдова Сарепты Сидонской была непременно Израелитянкой 763 . Но для нас безразлично – была ли она по происхождению Израелитянка, или нет; она жила посреди идолопоклонническая населения и не пала нравственно, удержав чистоту и правдивость сердца; а Иезавель, просвещенная самым замужеством своим в догмате Единаго Бога и несомненно зная чистый и высокий закон, явленный Богом Израилю, не только не могла отрешиться от тьмы развратного и безумного культа, но еще преследовала ожесточенно всех веровавших в Бога, творящих истину и добро и проповедующих правду Божию. Илия по слову Божию идет в Финикию. Приидя на земли, принадлежащие Сарепте Сидонской, Илия встречает женщину, собирающую дрова, т.е. сучья и сухие ветви. К ней обращается пророк, прося ее принести ему воды напиться и кусок хлеба. Она сказала: «жив Господь Бог твой! У меня нет печеного хлеба, а есть только горсть муки и немного масла (елея), которые я берегу, чтобы последний раз вкусить пищи, после чего нам остается только умереть».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чтобы эта последняя действительно началась в человеке, а не оставалась только предметом его желаний, и чтобы она развивалась свойственным ей образом, необходимы, в качестве самых существенных и самых главных ее принадлежностей, вера и любовь. О вере и о любви, как столь важных принадлежностях духовной жизни последователей Своих, весьма часто говорил Сам Богочеловек. 760 Согласно с Его словами учат об этом и все апостолы. Так, например, ап. Иоанн, говоря о воле нашего Отца небесного замечает: заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 761 Ап. Павел внушает христианам, чтобы они сохраняли веру в себе и любили друг друга. 762 Тот же апостол, говоря о христианской жизни Фессалоникийцев, замечает следующее: мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг к другу между всеми вами. 763 Скажем несколько слов сперва о вере, а затем о любви. Что же собственно должно быть предметом веры для христианина, в чем ее сущность и как она должна проявляться в нем? Гр. Толстой настойчиво утверждает, будто бы Христос никогда не требовал веры в Себя Самого или во что-либо иное, кроме веры в Его учение. Трудно зайти в произвольном обращении с евангельским текстом и в произвольном отношении к его букве и смыслу дальше, чем заходит этот злополучный писатель наш. Христос не только говорил о вере в Себя, но и объявлял Себя Самого средоточием веры христианина. Так, однажды будучи спрошен Своими многочисленными слушателями касательно того, что им делать, чтобы творить дела Божии, Спаситель отвечал: вот дело Божие (τοτ στι τ εργον το Θεο), чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (να πιστεσητε ες Ον πστειλεν εχενος. 764 Что здесь идет речь неверии в учение Христа, а о вере в Него, как в Богочеловека, как в Спасителя мира, это видно не из одного только выражения, указывающая на посольство Его от Самого Бога Отца. Слова Христа были поняты Его слушателями именно в смысле требования веровать в Него самого. 765 Таким образом, Спаситель веру в Себя объявлял делом угодным не Ему только, но и Богу Отцу. Исцелив человека, бывшая слепым от рождения, Христос спросил прозревшая: верует ли последний в Него, как Сына Божия, и после утвердительного ответа с его стороны одобрительно принял возданное Ему особого рода поклонение. 766

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И как мы носили образ (=весь тип земной) перстного, будем носить и образ небесного (т. е. по подобию воскресшего Тела Христа). И уже ничто из тленного – плоть и кровь – наследовать Царствия Божия не могут, и тление не наследит нетления. Когда же тленное сие облечется в нетление и мертвенное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» 760 . «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа» 761 762 . «Тогда – созерцал и Иоанн – отдало море (на берегу которого стоял он) мертвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них… И смерть и ад повержены в озеро огненное» 763 … Тогда-то и будут «вся новая». Думается, нечего и говорить, что в понятии всемогущества Божия дается более, чем достаточно данных для того, чтобы обосновать и объяснить нам себе и возможность, и несомненную реальность этого будущего всеобщего воскресения. И всякий, кто, как мы, признает для мира от Бога его творение, и как именно творение из ничего, тем более легко, и прямо необходимо, должен признать для этого мира и такое его изменение и восстановление. Св. Иоанн Златоуст так и говорить: «… не верить воскресению свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной на все силе Божией. Ведь если Он, «… сотворил сущее из несущего, то тем более может воскресить разрушившееся». И с разумной, если даже угодно-философской, точки зрения, это тем более приемлемо и понятно, что такое воскресение есть не только, в собственном смысле, не новотворение (как в начале мира), но даже не просто новосоставление со стороны совершенно распавшихся и обособившихся друг от друга элементов, – подобно, например, составлению нового здания из бревен какого-нибудь разобранного или рухнувшего дома. И особенно это – для душ, «сотворших благая», – установившихся в делании и житии своем по началам добродетели христианской. Едва ли не самым трезвым и основательным с научной точки зрения является в философии при объяснении нашего видимого мира, так называемый, гиломорфизм (υλη вещество, материал Μορφη образ, вид, облик), т. е. признание того, что в основе всего существующего лежит, с одной стороны, что-то вещественное, какая-то субстанция, то, что называется материей, и с другой – какой-то соответственно строящий и образующий внутренний принцип, нечто организующее и приводящее в должное сочетание те мертвые элементы материи, дающее им ту или иную форму. Так это во всем (в области внеорганической материи, например, – в явлениях кристаллизации), так это особенно в более высокой и организованной сфере бытия – природе органической: и растительной, и животной, и человеческой. Везде данное состояние, данный вид бытия устанавливается и поддерживается соответствующим организующим началом – «энтелехией» или растительной, чувствующей и сознающей душой Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Евангелист ничего не говорит о том, кем были люди, поведавшие Иисусу о происшествии. Судя по упоминанию о том, что они «пришли», вероятно, что они либо были очевидцами события, либо пришли оттуда, где слышали об этой новости от ее очевидцев. Возможно, пришедшие были из числа книжников и фарисеев, которые хотели увидеть, как Иисус отреагирует на новость. Вероятно, от Него ожидали, что Он либо осудит поступок Пилата, либо даст какое-то объяснение произошедшему исходя из общепринятого представления о Божественной справедливости. Иисус, однако, не дает никакой оценки действиям префекта. Что же касается Божественной справедливости, то Он показывает, что она не может измеряться мерками человеческой справедливости, основанной на принципе адекватного воздаяния: между конкретным грехом и конкретным воздаянием нет прямого От этой мысли, выраженной в форме вопроса, Иисус переходит к главной теме Своей проповеди. Мы помним, что Его проповедь началась с призыва к покаянию (Мф 4:17; Мк 1:15). Рассказ о безвременной гибели галилеян становится для Него поводом, чтобы вновь призвать к покаянию тех, кто остается в живых: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:2–5). Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 4, 1. С. 765–766. Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 3, 2. С. 763. Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. P. 7. Силоамская башня: смерть не настигает только самых грешных История с падением Силоамской башни — еще один инцидент, о котором ничего не известно из других источников. Возможно, эта башня была частью фортификационных сооружений, ограждавших Иерусалим, например, одной из башен, составлявших часть его древних стен. Согласно Иосифу Флавию, город был обнесен тройной стеной. Наиболее древняя из стен «была труднопобедима вследствие окружавших ее пропастей и возвышавшегося над последними холма, на котором она была построена». Она начиналась «на севере у так называемой Гипиковой башни... и оканчивалась у западной галереи храма». В другую сторону она шла с того же пункта, проходила мимо Силоамского источника и оканчивалась у восточной галереи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Такой пневматологический характер веры и единения, исповедания веры и единомыслия в ней, очень ясно виден из слов 1Кор. 2:10–16 : А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в Нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным... А мы имеем ум Христов. Смысл последних слов ум Христов, как видно из контекста всей второй главы этого Послания, имеет одновременно и христологический и пневматологический характер. Иметь ум Христов здесь значит иметь Дух Христов ( Рим. 8:6 ) 761 . Как говорят святые Отцы: «А мы имеем ум Христов, это Дух, Который говорит в святых, и Который им открывает тайны, и проявляет ( ποφανον – показывает) божественный ум» 762 . Следовательно, Церковь Христова имеет ум Христов, то есть Духа Святого, Который ведёт ко всякой истине ( Ин. 16:13 ; Рим. 8:14 ; Гал. 5:18 ) 763 . «В самом деле, – говорит святой Златоуст, – апостолы не с горы (Синая) сошли с каменными досками в руках подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая (от Него) сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати (другими) одушевлёнными книгами и законами. Потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог (Дух)» 764 . Согласно с этим, благодать Святого Духа, любовь Его и причастие Его 765 в Церкви, или, как говорит Златоуст, «управление ( κυβρνησς) Духом» или «кроткое веяние Духа» ( πραεα α ρα το Πνεματος) 766 , есть то, что осуществляет и сохраняет единство веры в Церкви. Сам апостол начал свою проповедь веры Христовой, будучи «послан от Духа Святого» ( Деян. 13:4 ), и слово этого христодухновенного «проповедника и Апостола, учителя язычников в вере и истине» ( 1Тим. 2:7 ), было мечом Духа, проявляясь в утверждении Духа и силы ( Еф. 6:17 ; 1Кор. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

750 Ст. 89–96. Двенадцатая строфа. На небе и на земле все подчинено Закону Божию (ст. 89–91); Псалмопевец согласует свою жизнь с волею Божией, и это избавляет его от гибели (ст. 92), дарует ему жизнь, надежду на спасение (ст. 93–94), обезвреживает козни противников (ст. 95). Ст. 89–91. Псалмопевец говорит о незыблемости Божественного порядка на небе, на земле и в видимом мире (ср.: Быт. 1 ). Ст. 89. ...слово Твое – имеется в виду слово, изъявление воли, которым Бог сотворил мир (ср.: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» [ Ис. 40:8 ]). 753 Ст. 96. Ограниченным, имеющим свой предел вещам и явлениям мира сего противопоставлена беспредельная, неисчерпаемая, не имеющая преград воля Божия. 754 Ст. 97–104. Тринадцатая строфа. Повествование о том духовном богатстве и мудрости, которые дает человеку исполнение Закона Божиего. 755 Ст. 99–100. В этих стихах противопоставлены человеческий и Божественный источники мудрости -ср.: «Да не хвалится мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня. Что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле» ( Иер. 9:23–24 ). 757 Ст. 103. ...слова Твои – заповеди Божии. Человек, оживший для духовного чувства, испытывает неведомое ему дотоле наслаждение. 758 Ст. 105–112. Четырнадцатая строфа. Псалмопевец заверяет Бога в бесповоротной преданности Его заповедям. Ст. 105. Похожее сравнение со светильником находим в Притчах Соломона: «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Притч. 6:23 ); ...свет его на путях моих – Закон Божий освещает тропу, по которой я иду, мой ум получает способность видеть духовные вещи при свете веры. 759 Ст. 106. ..хранить суды правды Твоей – выполнять Твои заповеди, ведущие к познанию истины; человек, просвещенный светом веры в Божий Закон, полон непоколебимой готовности не отступать от него. 763 Ст. 113–120. Пятнадцатая строфа. Псалмопевец порвал все связи с людьми лукавыми и беззаконными (ст. 113, 115), воля его решительно на стороне Закона Божиего (ст. 113), Бог помогает ему и охраняет его на этом пути (ст. 114), надежда на помощь Божию укрепляет его (ст. 116–117), он видит, как унижены нарушители воли Божией (ст. 118), и стремится усвоить себе страх Божий, чтобы он был ему поддержкой при исполнении заповедей Божиих (ст. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25, 33–35)… . Смотри, как Он признает Себя должником перед теми, кто был милостив к Нему в лице бедных? Жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня (ст. 35, 36). Итак, если по внешности ты одеваешь бедного, на самом деле ты одеваешь Христа. Одень же Христа, чтобы Он одел тебя в день суда; введи Его под свой кров, чтобы Он укрыл тебя в день гнева. Помнишь, что сказано у Давида; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего (Пс. 26, 5)? И там нужен кров, и там угрожает тот страшный огонь – неумолимая геенна: кого не прикроет рука Христова, тому придется испытать на себе чуждый огонь, который всеми, кто чужд (Христу), овладевает: святых он по читает, благочестия боится, но нечестие становится его добычей. Там не имеют значения ни богатство, ни деньги, ни власть, ни могущество, – все это одинаково предстанет перед судилищем Христовым. Хотя бы и была здесь разница между людьми, но перед Владыкою все становятся равночестными, всякая разница изглаждается. с. 763. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне] Нет греха, которого бы не могла очистить, которого бы не могла истребить милостыня; всякий грех ниже ее; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря? Он способен на всякое нечестие; но и это все нечестие Закхей очистил (Лк. 19, 8–9). Смотри, как и Христос внушает это тем, что установил: имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 6). И Павел говорит: только чтобы мы помнили нищих (Гал. 2, 10). И везде в Писаниях много говорится об этом предмете. Так, (Премудрый) говорит: богатством своим человек выкупает жизнь свою (Притч. 13, 8). И Христос: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). В этом, подлинно, состоит совершенство. Милостыня же совершается не только деньгами, но и делами. Так, например, можно ходатайствовать, можно подать руку помощи; часто в делах ходатайство помогало даже больше денег… Итак, приведем в действие в настоящем случае все роды милостыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ст. 5. Чтобы в самом порядке и распределении черед один священнический род не был предпочтен другому, – ибо на долю одной чреды могло выпасть будничное и сравнительно бездоходное время, а на долю другой – великие годовые праздники, когда особенно торжественно было самое богослужепие и особенно обильны приношения и дары молящихся, – чтобы, говорим, соблюсти равенство и в этом отношении, Давид употребил жребий. …Распределял же их, т. е. священнические чреды, по жребиям, потому что главными во святилище и главными пред Богом были из сынов Елеазара и из сынов Ифамара… , т. е. на службе Божией и пред очами Божиими (в противоположность человеческим взглядам и житейским соображениям) одинаково равны все священнические роды из обеих Аароновых фамилий. Ст. 6. Чтобы преемственный порядок священнических черед получил на все последующие времена силу закона и неизменяемую твердость, жребии записывались царским писцом (секретарем) Шемаией …пред лицем царя и князей, и пред обоими первосвященниками – Садоком и Ахимелехом, сыном Авиафара, и пред главами семейств священнических и левитских.. Ст. 7–19. Для полной же справедливости и беспристрастия не только между отдельными священническими чредами, но и между обеими фамильными их половинами (Елеазаровой – Садоковой и Ифамаровой – Ахимелеховой), дело поставлено было так, что …брали, при бросании жребия, одно семейство из рода Елеазарова, потом брали из рода Ифамарова… и т. дал. – попеременно. Те двадцать четыре главы священнических родов, которые в первый раз при Давиде брали жребии для священнических черед, навсегда оставили своим чередам и свои имена. Так, восьмая чреда Авиева называется тем же именем и при евангелисте Луке 761 . Сроком для передней священнической службы полагалась неделя 762 , так что не менее двух раз в году приходилось каждой чреде отправляться в Иерусалим. Ст. 20–31. По подобию священников, и левиты были разделены на двадцать четыре чреды, по числу глав левитских поколений. Чреды определялись тоже жребием в присутствии царя, первосвященников и глав семейств священнических и левитских. Таким образом, каждой священнической чреде соответствовала чреда левитская, которая вместе с нею начинала и оканчивала свое чередное и срочное (т. е. недельное) служение. Это служение состояло, главным образом, в помощи священникам при жертвах, в соблюдении чистоты всего святилища во дворе и в пристройках, в наблюдении за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения, и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Для Господа же не могло быть материальных препятствий. И вот опять среди ожидающих в благоговейной тишине, но уже без страха, с одной любовью 763 , Господь Иисус: «ста посреди их и рече: «мир вам». 27. Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо, и виждь руце мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра моя: и не буди неверен, но верен. 28. И отвеща Фома и рече ему: Господь мой и Бог мой. Господь Иисус, говоря Фоме: «принеси перст твой» и пр. указывает ему и всем предстоящим, что в то время, когда Фома произносил слова неверия, Господь невидимо присутствовал в собрании учеников, напоминая им слово Им сказанное: «где двое или трое собраны во имя Мое: там Я посреди их» 764 . Под сими словами разумеется не только всеведение и вездесущие Божие, но еще особое милостивое отношение к той общине или группе людей, которые собраны не для целей земных и материальных, а во имя Господа нашего Иисуса Христа. Фома в сообществе Апостолов, слушая с любовью повествование о Господе и Его страданиях, и сомневаясь, быть может, от сильной любви, не решающейся верить слишком великому счастью, – душою был Господень, несмотря на колебания свои. Показывая священные раны свои Фоме, Господь предупреждает его не идти по тому ложному пути мудрствования, который ведет к неверию. «Не буди неверен», глаголет Господь: не возмущай души своей, требующей веры, намеренным сопротивлением этому чувству; отдайся ему, и ты узнаешь, что вера есть высшая мудрость. «Будь верен», т. е. веруй, и тогда только приобщишься даров Духа Святого, которые Я, Господь, дарую верным Мне. Тогда Фома восклицает от глубины души своей, с глубоким чувством раскаяния и убеждения: Господь мой и Бог мой! Фома и не нуждается в эту минуту в осязании ран Господних; одно присутствие Господа не только убеждает его в воскресении Господа, но и возносит душу его к ясному уразумению, что Господь Иисус есть Бог во плоти, Искупитель мира. Вся тайна искупления становится для него понятною, ибо благодатное присутствие Господа низвело и на него дары Духа Святого, освятившие других Апостолов, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010