Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАИЛИТЫ последователи одного из наиболее крупных течений шиитского ислама (см. ст. Шиизм ), возникновение которого связано с расколом среди шиитов во 2-й пол. VIII в. После смерти 6-го шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 г. большинство шиитов признало 7-м имамом Мусу аль-Казима, одного из сыновей Джафара. Однако часть шиитов провозгласила Исмаила, старшего сына Джафара, наследником имамата. Согласно исмаилитским источникам, Исмаил пережил своего отца и наследовал ему должным образом, по др. шиитским источникам, он скончался раньше (в 762 или 763). Седьмым имамом стал старший сын Исмаила - Мухаммад (род. ок. 738). Вскоре после признания имамата Мусы значительной частью шиитов Мухаммад оставил Медину и отправился на восток, стремясь избежать преследований со стороны Аббасидов . Он положил начало 1-му «периоду сокрытия» (араб. «даур ас-сатр»), сыгравшему впосл. важную роль в истории исмаилизма. Остаток дней он провел в Хузестане (Юж. Иран), где и скончался ок. 795 г. В сер. IX в. И. выступили против власти Аббасидов. В это время в их среде существовало 2 направления: собственно И. и карматы. . В 890 г. карматы во главе с Хамданом бен аль-Аш " асом подняли восстание в Ираке. В 899 г. представитель Хамдана, Абу Саид аль-Джаннаби, основал независимое карматское гос-во на о-ве Бахрейн со столицей в Эль-Ахсе. При Абу Тахире Сулеймане (914-943), сыне аль-Джаннаби, карматы Бахрейна захватили Оман. В 930 г., во время хаджа , они совершили набег на Мекку, разграбили город, выломали «черный камень» в Каабе , разбили его на 2 части и вывезли в Бахрейн. Только в 952 г. карматы вернули реликвию за выкуп. Карматское государство на Бахрейне просуществовало до кон. XI в., а их идеи продолжали там господствовать еще в течение 200 лет. Исмаилитская традиция признает 3 поколения между Мухаммадом бен Исмаилом и Абдаллахом аль-Махди, основателем Фатимидского халифата (см. ст. Фатимиды ) и последним имамом периода ас-сатр (араб.- «сокрытие») в истории раннего исмаилизма.

http://pravenc.ru/text/674985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ система записи демественного и строчного пения , выработанная в сер. XVI в. государевыми певчими дьяками на основе фонда знаков казанской нотации . Наиболее ранние образцы Д. н. зафиксированы в поголосных записях многолетий, выявленных Н. Д. Успенским в составе путевой рукописи РНБ. Солов. 763/690, датируемой 60-70-ми гг. XVI в. (см.: Успенский. Ил. XXIX а, б). Анализ поголосных записей многолетий и одноголосных записей путевых песнопений в этой рукописи выявляет много совпадающих по графике начертаний, что позволяет предположить использование в них одной и той же знаковой системы. Изучение азбук певческих путевого и демественного знамени, в к-рых изложен основной фонд певч. знаков соответствующих нотаций, обнаруживает, что наиболее ранними являются азбуки путевого знамени, время бытования к-рых приходится на период с 1603 г. до 90-х гг. XVII в. Азбуки Д. н. появились в кон. XVIII в. и используются в старообрядческой среде в сотнях экземпляров до наст. времени. При сопоставлении истории путевого и демественного распевов с историей их азбук обнаруживается, что появление азбук предваряется бытованием рукописей, в к-рых используются эти нотации. Период, предшествующий появлению азбук путевой нотации, занимает четверть века, а азбуки Д. н. отделены от наиболее ранних рукописей этой нотации почти 2 столетиями (РГАДА. Ф. 188. 1696: Сб. обиходных песнопений с чином пещного действа, нач. XVII в.; ГЦММК. Ф. 283. 15: Демественник, 1606-1612 гг.). Объяснить отсутствие демественных азбук в XVII в. их утратой невозможно - от этого времени сохранились десятки тысяч певч. рукописей. Древнерус. теория музыки имела практическую направленность, отсутствие демественных азбук в указанное время может быть объяснено только тем, что начертания, названия и разводы демественных знаков были хорошо известны. Все демественные азбуки представляют собой один тип руководства, в к-ром помещены начертания и разводы демественных знаков. По форме изложения это руководство аналогично Граням путевой нотации, за исключением того, что демественные знаки, а также их разводы столповым дробным знаменем снабжены степенными и указательными пометами , что значительно облегчает их понимание и изучение.

http://pravenc.ru/text/171650.html

10. Имяславие Русский исихазм: Спор об Имени и его уроки Религиозное движение, известное под названием имяславия – или имеславия, как считал правильным называть его о. Павел Флоренский – после долгого забвения, в постсоветской России стало предметом активного интереса. Вначале плодами этого интереса служили лишь небольшие работы, напоминавшие заново детали происходивших событий и дискуссий; однако довольно скоро начали появляться и попытки более цельного охвата истории движения и более глубокого анализа его идей. Изучение имяславия постепенно становится всесторонним; составлена хроника движения (см. 10 .763), публикуются связанные с ним мемуары, сборники материалов, проводятся обсуждения его разнообразных аспектов (богословских, лингвистических, философских и др.). Создание современной научной базы для понимания явления делает заметные шаги, и процесс этот, несомненно, требует также и появления сводной библиографии имяславия. Вместе с тем, такая библиография составляет и необходимую часть библиографии русского исихазма – ибо, как бы ни относиться к имяславию, заведомо невозможно отрицать фактическую принадлежность этого движения к истории исихастской традиции. Напомним вкратце исторические и идейные очертания имяславческого эпизода. В 1907 г., в северокавказском городке Баталпашинске выходит в свет книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (см. 10 .284, полное название более пространно), посвященная Иисусовой молитве. Не сразу по выходе, но постепенно читатели книги обратили внимание, что в ней, кроме обычных предметов аскетической литературы – передачи и обсуждения молитвенного опыта – имеются богословские положения, выходящие за рамки опыта и утверждающие особый догматический и онтологический статус Имени Божия, его внутренне соприсущную, неотторжимую Божественность и его исключительную роль высшего предмета поклонения в христианском культе. В 1909–10 гг. среди русских иноков на Афоне, где всего более читалась книга, завязывается полемика по поводу этих положений, появляются их сторонники и противники.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Задавшись целью «войти» в многократно воспетое «содружество с Богом» [ Прем.7:14 ] 762 , ты, богочтимый отче, благомерно 763 совершаешь к нему свой бег. Разумом 764 ты определяешь природу вещей для возникновения добродетели 765 766 ; умом же ограничиваешь движение всякого века и времени (этими [двумя] 767 вносится более жгучее томление (πθος) о Боге) 768 для образования 769 безошибочного 770 ведения 771 , 772 . Сопротяженным беспредельности 773 ты делаешь свое движение в томлении, а непостижимостью предмета томления производишь в себе непостижимое влечение, завершение которого – Сам Бог, становящийся для достойных исполнением их томления, как олицетворенное наслаждение благ 774 . Об одном только опыте его говорится как о «постижении» – ясно, что о таком, какой бывает по ту сторону мышления, то есть о единении 775 , поскольку оно не подпадает ни под какой тип умственного действия. В силу этого твоя жизнь стала олицетворением 776 смысла 777 , а смысл – природой жизни 778 . Они дают очертание нового, поистине соответствующего Христу человека 779 , носящего, успешно подражая Ему, своего Создателя, Бога, образ и подобие, под которыми теперь надо понимать истину и благость 780 . Первая есть завершение созерцания, вторая – деятельности; противница же первая лжи, вторая – лукавства. Поэтому через следование добродетели к тебе пришло постижение божественных догматов, удерживаемое обилием ведения и силой доказательства. Распознав в соответствии с ним неточность в предложенных некоторыми понятиях о воле, ты их отверг, объявляющих, что тождественны друг другу воля (θλημα) 781 , хотение (βολησις), прикидка (βουλ), преднамеренный выбор (προαρεσις), намерение (γνμη), свобода воли (ξουσα), мнение (δξα), уразумение (φρνησις), и что они различаются только именами 782 ; и что у Бога и святых будет одна воля 783 ; и поэтому утверждающих и настаивающих, что у Христа одна преднамеренно выбирающая воля (θλημα προαιρετικν) 784 . Из-за воспитанной в тебе нищеты духа ты не удовольствовался самим собою для подтверждения своего справедливого решения, но благородно удостоил и меня, воспитанного в необразованности 785 , внести свою лепту в суждение о вещах, уже ведомых тебе. Что я и сделал, пусть и опрометчиво, покоренный наградой послушания. О каждом из этих понятий в их взаимосвязи напишу кратко, как бы в форме определений, не свои выводя слова – ибо как бы я мог, бедный ими? – но собрав те, над которыми потрудились в отношении тех вещей другие 786 , чтобы ведать нам, что и в том, и в другом отличаются те вещи друг от друга, то есть и по имени, и по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Закрыть Дорогу молодым учёным или заметки о кадровом голоде Идёт полное переформатирование молодого поколения учёных 23.02.2023 763 В наших беседах с университетскими знакомыми, «отпочковавшихся» от науки и ушедшие в исключительно прикладную, околобизнес сферу, регулярно поднимается больная тема: талантливые, способные ребята с прекрасным образованием уходят в свободное плавание и нередко в далёкую от их специальности сферу, оставляя за бортом свою мечту о научной степени и дальнейшей академической карьере. Причин этому две: низкие зарплаты и весьма пожилой коллектив в академической среде. За подтверждением ходить далеко не надо: средний возраст сотрудников одной из кафедр одного известного московского инженерного ВУЗа — 65 лет. Сами студенты и аспиранты, слегка подрабатывающие там, смущены тем фактом, что те технические дисциплины, которые сейчас плотно переплетены с IT и некоторыми другими современными технологиями, читаются весьма возрастными преподавателями, которые не всегда успевают обновлять курс с учётом новых требований техпрогресса и запросов общества: — «Это болото». Аналогичная картина и в другом ТОПовом университете — аспиранты сходят с дистанции, разочаровавшись с фундаментальных естественнонаучных исследованиях. Но совершенно другая картина наблюдается в ВШЭ: очень много молодых, не достигших даже 30 лет, преподавателей. Почему? Во-первых, там хорошее финансирование, приличный зарплатный фонд. Во-вторых, там идёт активное привлечение учащихся уже на первых курсах в научные проекты: часто встречаю, как студент 2-го курса выступает с докладом на конференции, где даже магистранты накануне защит диссертаций чувствуют себя «молодыми и зелёными». К сожалению, мы понимаем, какие настроения культивируются в «Вышке» и кто стоит за выделяемыми этой организации частными грантами, как в 1990-х на волне ельцинской вольницы переманили лучшие научные кадры — и вот тогда складывается пазл. Что в итоге получается? В университетах с традициями и качественной фундаментальной базой, с устоявшимися научными школами наблюдается кадровый голод: мало защит кандидатских диссертаций, не говоря уже о докторских, молодёжные научные проекты «сдуваются», пожилые преподаватели отходят от дел по состоянию здоровья или умирают, их места занимают другие сотрудники из тех, кто в условии дефицита кадров остался на факультете, но не всегда глубоко компетентные и увлечённые наукой. В это же время ВШЭ «пылесосит» исследовательские гранты, молодых и заинтересованных сотрудников, материально-техническую базу, не забывая и об аккуратном внедрении необходимой им политической конъюнктуры. Идёт полное переформатирование молодого поколения учёных, особенно в гуманитарной и естественнонаучной сфере.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/23/do...

Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби. 1864–1902 442. Отношение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к помощнику драгомана Миссии Я.Е. Халеби 760 Иерусалим 12 апреля 1871 г. Копия Г. помощнику драгомана Иерусалимской Духовной Миссии Иакову Г Халеби Е[го] В[еличество] государь император, согласно определению Святейшего Синода от 25 ноября/2 декабря 1870 года, соизволил в 21-ое декабря того же года пожаловать Вам «за преданность России и содействие Миссии в приобретении священного Дуба Мамврийского 761 и других важных и ценных мест в Палестине» 762 золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на шее. Передавая Вам при сем, по поручению Его Сиятельства г. обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого, Всемилостивейше пожалованную Вам медаль, я пользуюсь случаем принести Вам сердечное поздравление с сим знаком Высокомонаршей милости, в полной уверенности, что Вы и впредь с тем же достохвальным усердием, бескорыстием и самоотвержением не откажетесь служить Миссии, а через нее и всей Православной Церкви. Начальник Миссии архимандрит (подписал) Антонин Архив РДМ, п. 10, д. 176. 1 л. 443. Отношение посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь 2 июня 1873 г. Подлинник Высокопреподобнейший отец архимандрит. В ответ на письмо Вашего Высокопреподобия от 21 мая 43, честь имею препроводить к Вам при сем визириальное письмо на имя иерусалимского губернатора о признании Якуба Халеби драгоманом Духовной Миссии нашей в Палестине. Поручая себя Вашим святым молитвам, покорнейше прошу Вас, высокопрепо- добнейший отец архимандрит, принять уверение в совершенном моем почтении и душевной преданности. Архив РДМ, п. 54, д. 1047. 1 л. 444. Справка о драгомане Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим без даты Копия Якоб Георгиевич Халеби, уроженец города Иерусалима (из фамилии, переселившейся из Алеппо), еще бывши мальчиком, пользовался покровительством преосвященного Кирилла Мелитопольского, тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По его рекомендации был отправлен в 1860 г. в Петербург, где в течение трех с половиною лет обучался ювелирному мастерству у придворного ювелира Зефтигена 763 , причем изучил достаточно русский язык. В 1864 г. начальником Миссии архимандритом Леонидом был приглашен на службу в Миссию и состоял помощником драгомана ее около 10 лет. В 1873 г. определен штатным драгоманом Миссии, в каковой должности состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть Исторически «прирастаем Сибирью» Почему прав Шойгу 09.08.2021 763 Время на чтение 3 минуты Фото: kremlin.ru Источник: РуПостерс Министр обороны Сергей Шойгу призвал построить в Сибири несколько крупных городов, которые стали бы отраслевыми экономическими центрами. По его словам, они должны специализироваться на конкретных сферах деятельности. Дмитрий Лекух - о том, почему предложение министра можно считать новым шагом в развитии России. Довольно странно говорить такое про спасателя и солдата, но едва ли не главное качество Шойгу, как политика – это очень тонкое чувство, что называется, " политического момента " : наблюдатели обратили внимание на это еще в бытность Сергея Кужугетовича главой МЧС. Причем, политика в исполнении Шойгу имела место быть в целях сугубо практических: для того, чтобы спасать людей ему нужно было " приобретать вес " , - вот спасатель Шойгу и стал политиком: да, " для дела " . Словом, когда нынешний министр обороны РФ и лидер списка " Единой России " говорит о необходимости строительства новых городов в Сибири, то он отнюдь не занимается " популизмом " . Он говорит то, что от него ждет народ. Тут все просто. Россия, вновь начинающая осознавать себя именно отдельной, если хотите, " цивилизацией " (не противопоставляющей себя, кстати, ни условному " западу " , ни " условному Китаю " , но избирающая именно свой путь), остро нуждается в том, что раньше называлось " большие проекты " . Ничего личного: мы всегда так развивались, начиная с " петровских реформ " : от железной дороги Санкт-Петербург – Москва , через " Транссиб " до БАМа и космоса, вместе с " атомным проектом " . Просто – такая страна. И это предложение, о котором пойдет речь чуть ниже - отнюдь не " прожекты Шойгу " , а просто банальный ответ на " вызов времени " , который Сергей Кужугетович очень вовремя уловил. Впрочем, по порядку. Лидер списка " Единой России " , министр обороны Российской Федерации, Сергей Кужугетович Шойгу, выступил с предложением о строительстве на территории Сибирского федерального округа трех-пяти крупных научно-промышленных, экономических центров — городов с населением до миллиона человек. Предложение, - реально " космическое " (это, простите, даже не " крымский мост " - ни по инвестициям, ни по чисто человеческому масштабу проектов: города- " миллионники " , извините).

http://ruskline.ru/opp/2021/08/09/istori...

Закрыть Любовь как русская идея К 110-летию со дня рождения А.Т. Твардовского (21.06.1910 –18.12.1971) 23.06.2020 763 Время на чтение 30 минут Александр Трифонович Твардовский – великий русский поэт. Один из тех, кто духовно помог русскому народу вынести Великую Отечественную войну. Он тот, кто сказал о коллективизации потаённую духовную правду во время коллективизации. Своим творчеством он продолжил народную эпическую линию в литературе. Он невозмутимо перешагнул через кураж эгоцентризма, мощным потоком, ворвавшимся в русскую литературу и захлестнувшим её. Привнесённым, как свежая струя в литературе, на русскую почву байронизмом Лермонтова. И внедрившимся в неё подобно новомодному вирусу. Под флёром изысканности самоуглубления эгоцентризм, философски мощно обоснованный, проявился в психологических исследованиях Достоевского и Толстого. И достиг полноты художественного расцвета в поэзии серебряного века. По-сути извращённый и интеллектуально упрощённый вариант классового эгоцентризма содержится и в пафосе насилия пролетарских литераторов. Когда мировая координата ценностей смещается в точку зрения громовержца-обличителя. В убеждение о том, что «гвоздь у меня в сапоге страшнее, чем фантазия у Гете». В то, что именно мне (нам) принадлежит знание о необходимом всем счастье и право на его организацию для всех. И как бы совершенны в художественном отношении ни были произведения, как бы ни соответствовали они духу времени, но мертвящий дух зловонных испарений эгоизма читателем в них улавливается. Александр Твардовский взял свой курс. Его духовными поэтическими наставниками стали Пушкин , Некрасов, народ. Он заговорил нарочито простым, сказовым, умным языком. Светло, легко, задушевно: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». Это народная речь, но без диалекта, очищенная, промытая кристально прозрачной классической литературной формой. Твардовский категорически не был деревенщиком, этаким разлапистым крестьянским самородком. Он был безукоризненным в мысли и в форме слова. Он был элегантен и сдержан при всей своей душевной искренности, обладал «народной интеллигентностью».

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/23/...

Закрыть Эфиопия в игре глобалистов К проблеме интернационализации положения в многонациональном государстве 12.08.2021 763 Время на чтение 5 минут Фото: REUTERS/Mohamed Nureldin Abdallah В последние месяцы в Эфиопии разворачиваются драматические события, позволяющие не только понять направление развития в этой стране, но и уяснить определённые тенденции глобальной политики. Несколько дней назад состоялось интересное заседание Совета Безопасности ООН. На нём впервые был публично обсужден пункт повестки дня «Ситуация в Эфиопии». Ранее аналогичное обсуждение уже происходило, но за закрытыми дверями. Эфиопия выразила несогласие с тем, что положение в стране стало объектом обсуждения в ООН. Россия поддержала эту позицию, заявив, что необходимости в данном заседании нет. Однако большинство членов СБ выступили в поддержку «оонизации» ситуации в Эфиопии. В чём причина попытки интернационализации внутренних дел Федеративной Демократической Республики Эфиопия? Причин несколько и главных две. Во-первых, Эфиопия в последние годы стала выходить на высокие темпы роста ВВП и предприняла попытку произвести рывок в создании мощной энергетической системы с перспективами ещё более высоких темпов развития, причем в реальном производительном секторе, а не только в добыче сырья на экспорт. Во-вторых, в этой политике Эфиопия во многом стала ориентироваться на Россию, что основано на традиционных связах двух стран. Абиссиния, так тогда называлось данное государство, установило дипломатические отношения с Россией более ста лет назад, что объяснялось особым положением православия в обеих странах. Отношения углубились в 1970-е годы во время правления Менгисту Хайле Мариама, провозгласившего ориентацию на социализм. А что сегодня? Фото: REUTERS/Tiksa Negeri Высокие темпы развития Эфиопии давно вызывают обеспокоенность Запада. Последней каплей стал гигантский проект по строительству Плотины Великого эфиопского возрождения (Grand Ethiopian Renaissance Dam), который предусматривает сооружение ГЭС мощностью в 4,45 гигаватт. Это будет самая мощная электростанция в Африке и седьмая в мире.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/12/efiopi...

Закрыть Уметь верно веровать - это искусств 02.08.2017 763 Время на чтение 6 минут Каждый ли из нас знает, что «не всё, называемое в просторечии и даже в литературе религиозностью и религией, есть в самом деле религиозность и религия»? Оказывается, «не всё заслуживает этого наименования». Подобным образом обстоят дела и с верой. Человек может веровать, но вера его может быть неосновательной, так как он сам может не знать, ни для чего он верит, ни во что он верит, ни почему он верит и, вообще, верна ли его вера. Нередко вместо религиозной веры у человека есть только ее иллюзия, человеку может только казаться, что он верит. А еще религиозность может быть «бездуховной» и даже «противодуховной», то есть вовсе непредметной - «фантастической и даже химерической». Вообще, в духовной жизни человека существуют пути, «возводящие к подлинной вере, и другие пути, низводящие к слепому ожесточению». Раскрытию этих сложных комбинаций в религиозной жизни на основе двухтысячелетнего опыта Церкви Христовой посвятил свою книгу «Аксиомы религиозного опыта» известный философ Иван Ильин. Немногие обращают внимание на основной труд невероятно одаренного русского православного мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954), который вместе с другими представителями российской интеллигенции в двадцатых годах XX века был выслан на «философском пароходе» из России в Германию за то, что был непримиримым врагом большевизма. Как и многие другие его книги, «Аксиомы религиозного опыта» «посвящена не бого­словию, а тихому философскому богохвалению...». Это книга, насквозь христианская по духу и стилю и совершенно свободная от псевдофилософского «богословствования». С уверенностью скажем, что все содержимое данной книги было рождено «главным органом православного христианства - созерцающим сердцем», а источником ее была евангельская совесть. Над этой книгой Иван Ильин трудился почти половину своей жизни - целых 32 года. Она представляет собой фундаментальное православно-апологетическое исследование, начатое ученым еще в 1919 году, за три года до рокового изгнания с родной и до боли любимой Русской земли. Ильин писал, что посвятил свое исследование «выяснению аксиоматических основ религиозного опыта и религиозного акта». Предметом исследования данной книги является религиозная вера, а объектом - религиозный опыт.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/2/ume...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010