541. Петра и Павла, при Киевском полку. Полк поместился в Александровских казармах в 1910 году. 542. Космы и Дамиана, во дворе Солдатенковской больницы, на Ходынском поле. Больница открыта 23 декабря 1910 г. 543. Кирилла и Мефодия. Церковь – школа, близ Даниловского кладбища. Построена в 1911 году. 544. Димитрия Солунского, на Благуше. Освящена 29 июня 1911 года. Приделы: 1) Петра Митрополита, 2) Анны Праведной успения. 545. Иоасафа Белгородского , при кельях наместника, в Чудовом монастыре. 546. Алексея Митрополита, в Ольгинском приюте, на Преображенской улице. Освящена 28 сентября 1911 года. 547. Великомученика Георгия. Деревянная церковь Сумского полка, на Хамовнической площади. 548. Покрова Пресвятой Богородицы, во дворе Обители Милосердия, на Б. Ордынке. Построена архитектором Щусевым. Закладка была 22 мая 1908 года, освящение 8 апреля 1912 г. 549. Филиппа Митрополита, при Казанском железнодорожном техническом училище, Красносельская, 67. Освящена 27 мая 1912 года. 550. Праведной Елизаветы, в Елизаветинской гимназии. Земляной Вал, Б. Казенный переулок. Построена в 1912 году. 551. Всех Скорбящих Радости, при Братстве во имя Царицы Небесной, на Зубовском бульваре. Освящена 13 ноября 1912 года. 552. Воскресения Словущего, в Тарасовской богадельне, на Шаболовке. Освящена 25 октября 1912 года. Приделы: 1) Стефана Первомученика, 2) Иоакима и Анны. 553. Марии Магдалины, в приюте слепых детей, на 1-й Мещанской. Освящена 14 ноября 1912 года. 554. Иерусалимской Божией Матери, за Покровской и Спасской заставами, близ городских боен. Построена в 1912 году. Приделы: 1) Космы и Дамиана, 2) Великомученика Георгия и Андрея Боголюбского. Митрополит Макарий 555. Трифона Мученика, при Убежище слепых мужчин, у Серпуховской заставы. Построена гг. Брашниными, освящена 3 ноября 1913 года. 556. Казанской Божией Матери, при железнодорожном училище, на Пантелеевской улице. Освящена в декабре 1913 года. 557. Воскресения Словущего, что у Сокольничьей заставы. Строилась прихожанами с 1909 года по проекту архитектора П. А. Толстых. Председателем строительного комитета состоял священник И. И. Кедров. Освящена 22 декабря 1913 года. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Упоминание о днях очищения служит в настоящем случае точною хронологическою датою, когда Спаситель был принесён в храм для посвящения Богу. В законе ясно говорится ( Лев.12:1–5 ), что женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою семь дней и сверх того ещё тридцать три дня не могла приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному 550 . Эти дни, собственно, и называются у евангелиста днями очищения. По окончании их, т. е. в сороковой день, Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в храм для посвящения Богу. Если Иосиф и Мария принесли Младенца вместе, то очевидно αυτων в словах: исполнишася дние очищения ею – относятся к Марии и Иосифу 551 , а не к Матери и Младенцу 552 . Хотя закону очищения подлежала одна мать, но Иосиф упоминается здесь вместе с нею потому, что он присутствовал при обряде очищения и несомненно принимал участие в обряде посвящения тем, что внёс выкуп за Младенца. Этим последним, собственно, и объясняется, почему они вместе (Иосиф в качестве воспитателя, а Мария как мать) принесли Младенца в храм Иерусалимский. – Так как обряд посвящения соединялся с обрядом очищения, то евангелист не только указывает на исполнение этих обрядов, но и цитует самые законы. Вознесоста 553 Его во Иерусалим, говорит Лука, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется. В этих словах мы слышим почти буквальное повторение закона, записанного Моисеем в Исх.13:2 : освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех израилевых. Господь повелевает освятить Себе всякого первенца, т. е. отделить Ему на служение. То же означают и слова евангелиста: свято Господеви наречется, т. е. будет отделено для Бога, или посвящено Ему на служение 554 . Впоследствии, когда на это служение избрано было колено Левиино ( Числ.3 ), то за первенцев при посвящении их назначен был выкуп в пять сиклей серебра 555 . И Господь наш И. Христос при посвящении Богу подобно всем первенцам еврейским был выкуплен от служения при скинии земной для служения в скинии большей и совершеннейшей ( Евр.9:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Тем не менее, грешно называть Русского богослова без имени авторитетным человеком и недобросовестно придавать решающее спор значение его статье и рекомендовать мне автора ее в качестве «спасительного указателя и руководителя», когда этот «богослов» оказался не в силах логически связать собственные мысли по вопросу о Filioque, когда он вообще наговорил немало странностей и когда я же принужден был преподать ему некоторые уроки по логике и исправлять погрешности его статьи, а г-н Киреев был и есть неспособен хоть скольконибудь поддержать его. Что же касается до перевода статьи таинственного «Русского богослова» на русский язык, то она могла бы еще более, чем статьи г-на Киреева, запутать малосведущих в богословии читателей и, пожалуй, даже расположить некоторых из них в пользу лжеучения об отношении Сына Божия к Духу Святому». 551 Проф. Гусев полемизирует, между прочим, против мнения, что Сын есть хотя и не сопричина или вторая причина, но условие «безусловного» ис-хождения Св. Духа, 552 против признания учения об исхождении Св. Духа κ μνου το Πατρς лишь за теологумен, 553 утверждения, что не Filioque разделило Церковь и что общение между Восточной и Западной церковью продолжало существовать, когда в последней Filioque признавали уже за догмат. 554 К концу 1900 г. проф. Гусевым, по желанию протопресв. И. J1. Янышева, составлены были «Тезисы по вопросу о Filioque и пресуществлении», в которых резюмируется сказанное им ранее по этим вопросам (в шести трудах). Тезисы были напечатаны в январской книжке «Православного Собеседника» за 1901 г.; 555 в переводе на немецкий язык, сделанном под редакцией И. JI. Янышева, они были посланы старо-католикам. Вопросу о Filioque из 55 тезисов здесь посвящены тезисы 6–25 и некоторые из них направлены прямо против тезисов Русского богослова (например, тезис 13, конец, против 7; 14 против 7, § 3; 18 против 8, § 1; 19–20 против 5; 25 против 26; 15 тезис автор обосновывает ссылкой на введение к тезисам, Revue. 24. S. 699). После того как старокатолики (еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

О предполагаемой датировке см. 27, с. 117, прим. 135. Послания Казимира и Ольгерда достигли Константинополя одновременно, Филофей сообщил Алексию их содержание в августовском послании 1371 года (102, I, 582–585). В патриаршем реестре Ольгерд именуется Βασιλες–των Λητβ " , но там же титул исправлен на ρξ, ибо именно так в византийских документах именовались все русские князья. (102, 1, 580–581). 541 В 1365–1366 годах Страцимир, сын болгарского паря Иоанна–Александра, был перекрещен францисканскими монахами вместе с тысячами болгар в городе Вилине, который тогда был захвачен Людовиком Венгерским. Текст документа генерала францисканцев: L. Wadding, ed., Annales Minorum, VIII, Rome, 1783, pp. 196–197; см. также 111. 542 111, с. 581. 543 Ср. гл. 1. 544 Ср. гл. 8. 545 Подлинный ответ Филофея Ольгерду, к сожалению, не сохранился, он цитируется в послании к Алексию (102, I, 321; об этом документе, его дате и авторстве см. гл. 2). 546 102, I, 321–323; ср. Приложение 6. 547 246, с. 392. 548 237, стлб. 95. 549 Письмо Алексию (102, 1, 585–586) и Михаилу (102, I, 586). 550 102, I, 321. 551 102, 1, 591. 552 О Киприане см., в частности, 134 и 173. О его миссии в России в 1372–1375 годах см., в частности, 233, с. 25–31. 553 237, стлб. 105; ср. также молитвы за успех миссии Киприана в патриаршем постановлении 1389 года, 102, II, 118–119. 554 246, с. 395. 555 246. с. 395. 556 246, с. 398. 557 229, с. 102–103 и 233, с. 31/38. О Некомате и генуэзцах см. гл. 9. Ср. 236, стлб. 109–110. 558 Дату называет сам Киприан в своем «Завещании», воспроизведенном в летописи (217, с. 196); ср. 201, с. 214. Первоначальный титул нового митрополита находим в синодальном постановлении 1389 года: 102, II. 120. Тинефельд (177, с. 375) на основании постановления 1380 года утверждает, что официальным титулом Киприана был ΚυΕβου και Λιτβν. Однако постановление 1380 года очень небрежно передает титулы (это относится и к титулу Λιτβν και Μικρς " Ρωσας, 102, II, 13). Киприан всегда утверждал, что сначала он был поставлен митрополитом «русским». 559

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

541. Гатри Д. С. 436. 542. Исследователи отмечают в Кол. отзвуки учений пифагорейцев, циников или популярной тогда стоической мысли, а также платонизма. Кроме того, философией тогда называли и мистические религии. Нельзя исключать даже иудейство, так как характеризуя фарисеев, саддукеев и ессеев, Иосиф Флавий называет их философами. К тому же в 2, 8 упоминается и «предание человеческое», что также связано с иудейством (ср. Мк. 7, 8). — cм. Brown R. P. 605, N. 14. 543. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 544. Чаще всего две фразы расцениваются как вставленные Павлом (выделены курсивом): «И Он есть глава тела Церкви» (ст. 18) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (ст. 20). — cм. Brown R. P. 603. N. 9. 545. Взято из: Данн Д.Д. С. 175. Другие варианты разбивки на строфы cм. Brown R. P. 603. 546. См. Сорокин А., прот. С. 257. 547. Brown R. E. The Introduction to the NT... 548. Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Еф. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: a)rxai/(начала, 6 раз), a)rxwn (начальник, 1), qro/noi (престолы, 1), kurio/thtej (господства, 2), e)cousi/ai (власти, 8), dunamij ((силы, 1), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (kosmokra/toroi, Еф. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). 549. Данн Д.Д. С. 176. 550. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 551. В древности строчные и прописные буквы не различались. 552. См. также Еф. 5, 21 — 6, 9; Тит. 2, 1-10; 1 Тим. 2, 1-2. 8-15; 5, 1-2; 6, 1-2 и 1 Петр. 2, 13 — 3, 7. 553. Cм. Brown R. P. 617. 554. Cм. Brown R. P. 620; Dunn J. P. 288. 555. Cм. Kümmel W.G. P. 356. 556. См. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 365.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

550 Синод, рук. 416-автограф Азарьина служба Дионисию, составленная биографом, л. 1 –9; житие, л. 10–103; далее: л. 103–467 – записка Ивана Наседки и остальные приложения: грамота царя об исправлении требника, защитительные речи Дионисия, Арсения Глухого и Ивана Наседки, обличительная речь последнего против Антония Подольского, изыскание его же о прибавке «и огнем» в 40 главах и два послания восточных патриархов о том же. В синод, рук. 85, как и в печатном издании 1824 года, записка Наседки внесена в текст жития, а остальные приложения опущены. 551 Синод, рукоп. 1723 года. N5 580, л. 232–251. Только в рассказе о Ферапонте и Кирилле есть несколько черт. которых не находим в известных житиях обоих. 552 Списки XVII века в рукоп. Унд. 341, л. 12, и 1209, л. 18; сокращение згой ред в рукоп. Унд. XVII века. 1255. Нач; «Ничтоже тепльшия души блажайше зрети ко всякой добродетели простирающийся». На автора – архиепископа указывает, по-видимому, выражение в рассказе о переложении мощей: «Узаконихом и гроб его святаго открывати в церковное славословие», если только форма глагола не есть здесь следствие обычной у древнерусских писателей нетвердости в церковно-славянском спряжении. 553 Рукоп. Унд. XVII века 1224, но почерку и формату сходная с указанным сп. жития Михаила, Унд. 1209; новые чудеса на л. 80–118, без конца. 554 Эта ред. в нашей рукоп. времени импер. Анны. Нач.: «Поновления почитати обыче древний закон». К этой ред. приложен составленный по ней синаксарь, или проложной очерк жизни святого. 555 Отисок этой ред. в синод, сб. XVII-XVIII веков. 596, л. 13. Нач.: «Много зело украшают царство диадима, багряница и самовластный скиптр». К биографии приложены акты, на которые ссылается биограф, ханские ярлыки и копия с найденной в казне рязанской митрополии подлинной грамоты Алексия на Черленый Яр с его собственноручной подписью по-гречески (Ант. Ист. I. 3). К ярлыкам биограф присоединил заметку: «Иных не возмогохом превести, зане неудобь познавамою речью писани быша» (л. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

551 Молчание Иисуса, во всем своём многогранном богословском смысле, глубоко отпечаталось в памяти древней Церкви. См. Nineham 412; Schmithals 2, 672–673. 553 N. Perrin, «The High Priest’s Question,» 93–94, пытается доказать, что, начиная с Мк 15:1 , евангелист не упускает ни одной возможности увязать титул «царь» с Иисусом, поскольку «для Марка повествование о Страстях есть повествование о воцарении Христа». Cp. W. Kelber, Mark’s Story of Jesus (1979) 81–83. 554 Из литературы по Мк 15:16–20 можно выделить, в частности: H. Schlier, Die Markuspassion ( 1974) 52–71; Р. Winter, On the Trial of Jesus (Studia Judaica 1, Berlin, 1974) 100–106; W. Schenk, Der Passionsbericht (1974) 250–253; L. Schenke, Der gekreuzigte Christus (1974) 51–54; O. Genest, Le Christ de la Passion ( 1978) 123–145. 555 Сцена издевательств столь ужасна, что Виктор Антиохийский (436) замечает: «Создаётся впечатление, что ученики отсутствуют, дабы они не соблазнились. Ибо происходящее находится за пределами логики». А вот слова Иоанна Златоуста : «Как будто по какому уговору ликовал тогда со всеми дьявол . Пусть, в самом деле, ругались над Христом иудеи, истаивая от зависти и ненависти; но каким образом и почему воины делали это? Не явно ли, что дьявол тогда со всеми пиршествовал?» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 87, PG 58.769). 557 Как замечает Тейлор, на поведение солдат в сцене издевательства мог повлиять праздник сатурналий. Подробнее см. Taylor 646–648. 559 Из литературы по Мк 15:21–32 можно выделить, в частности: J. A. Dvoracek, «Vom Leiden Gottes,» CV 14 (1971) 231–252; W. Schenk, Der Passionsbericht (1974) 13–64; L. Schenke, Der gekreuzigte Christus (1974) 83–110; J. H. Reumann, « Psalm 22 at the Cross,» Interpretation 28 (1974) 39–58; G. M. Lee, « Mk. 15, 21 . The Father of Alexander and Rufus,» ΝσυΤ 17 (1975) 303; T. J. Weeden, «The Cross as Power in Weakness,» The Passion in Mark, ed. Kelber (1976) 115–134; M. De Burgos Nunez, «La communion de Dios con el crucificado,» EstBib 37 (1978) 243–266; O. Genest, Le Christ de la Passion (1978) 97–122; D. Dormeyer, Der Sinn des Leidens Jesu (1979) 76–89; H. J. Steichele, Der leidende Sohn Gottes (1980) 193–266.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

550 Л. Г. Корнилов был освобожден из тюрьмы по распоряжению генерала Духонина 19 ноября (2 декабря) 1917 г. – Примечание. 551 54-е Деяние Собора 28 ноября (11 декабря) 1917 г. Председатель: митрополит Арсений. Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении «О распределении круга дел в органах Высшего Церковного Управления». Докладчик проф. И. И. Соколов (продолжение) (См.: Деяния... Т. 5. С. 87–115). – Примечание. 552 Ответное слово митрополита Арсения: «Благодарю за честь. Святой Григорий Богослов говорит, что священники, епископы и вообще духовные лица должны отличаться не титулами, а добродетелями. Так говорил он, имея в виду, чувство недоброжелательства, зависти, стремление к честолюбию среди людей вообще, в частности – среди духовного сословия. Я радуюсь этому званию. Не буду не искренен пред собою и вами. Радуюсь не перемене цвета головного убора, радуюсь не титулу самому по себе, а – вашему вниманию и любви, радуюсь чести, которой удостоен. Честь естественно соединена с добрым именем, а каждый должен стремиться к доброму имени. Премудрый Иисус сын Сирахов говорит, что доброе имя дороже всех сокровищ, – золота, серебра и драгоценных камней. Сам Спаситель заботился о добром имени и, когда его били, сказал: “за что меня бьешь? Если я виновен, скажи, в чем моя вина?” Таким образом, в этом случае Он ревновал об имени. Апостол Павел считает похвалу выше жизни: лучше смерть, чтобы, если кто испразднит похвалу. Итак, основание радости – в вашем внимании, любви и снисходительности, к моим немощам. Сознаюсь, что я недостоин такой чести, – говорю это не по ложному смирению. Вы любовью своей ответили на мою любовь... В таком согласии любви да благословит Господь наши общие труды во благо Церкви» (Там же. С. 124–126). – Примечание. 554 56-е и 57-е Деяния Собора 30 ноября (13 декабря), 1/14 декабря 1917 г. Председатель: митрополит Харьковский Антоний. Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». Докладчики П. Д. Лапин и архимандрит Иларион (Троицкий) (См.: Там же. С. 149–190, 191–224). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Войска Велисария вошли в Рим спустя 40 дней после ухода из него остготов и нашли в некогда миллионном городе всего 500 чел. В 548 г. готы захватили Перузию и Русцию (ныне Россано), в 549 г.- Тарент (ныне Таранто) и Регий (ныне Реджо-ди-Калабрия). В кон. 40-х гг. VI в. они с моря совершили набеги на Салону и Сицилию, захватили Сардинию и Корсику. В битве при Анконе (551) флот готов был уничтожен. 16 янв. 550 г. Тотила вновь захватил Рим и сделал его столицей гос-ва остготов. К этому времени в руках византийцев оставались только район Равенны и неск. приморских крепостей. Интерьер ц. Сан-Витале в Равенне Интерьер ц. Сан-Витале в Равенне В 551 г. началась подготовка нового похода византийцев в И.- во главе с магистром армии Нарсесом. Весной 552 г. византийцы прошли через Иллирик в Равенну, летом состоялось сражение при Тегинах (ныне Гуальдо-Тадино), во время к-рого готы потерпели поражение, а кор. Тотила погиб. Вскоре Нарсес захватил Рим, осенью остатки гот. армии были разбиты. В 553-554 гг. в разоренную почти 20-летней войной страну вторглось войско франков и алеманнов. Первоначально византийцы не смогли дать отпор варварам, которые опустошали страну, но в 554 г. ослабленные эпидемией чумы франки были разбиты Нарсесом в битве при Касулине (Кампания). В 556-558 гг. Нарсес вытеснил остатки германцев (готов, франков, алеманнов) из Сев. Италии, продвинув границу Вост. Римской империи до предгорий Альп и бывш. рим. пров. Норик. Более чем 20-летняя готско-визант. война полностью разорила И. В 554 г. имп. Юстиниан I издал «прагматическую санкцию» - законодательный акт, согласно к-рому регулярное гражданское управление и правовая система в И. восстанавливались по рим. образцу, со строгим разделением гражданской и военной властей. Во главе чиновной администрации встал префект претория, резиденция к-рого находилась в Равенне. Заместитель префекта, викарий, исполнял его функции в Риме. Территория страны делилась на провинции во главе с judices provinciae. Военная власть находилась в руках стратига-автократора (первым такой титул получил Нарсес).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Тогда как лазы, будучи недовольны персидской тиранией 946 , отдались в 549 г. в руки Юстиниана 947 , абхазцы, прежде находившиеся под влиянием Византии, предались в 550 г. Хозрою 948 ; за ними последовали другие племена, а именно: в 552 г. народцы Сванетии 949 , а в 554 г. – Мизимиани. 950 В этой горной и лесистой стране, перерезанной ущельями, в которых нескольких решительных людей было достаточно, чтобы остановить целую армию, война сделалась нескончаемой. В течение многих лет сражались за обладание Петрой, взятой в 541 г. персами, безуспешно осаждаемой византийцами в 549 г. и наконец отнятой в 551 г. энергическим нападением Бессаса. 951 С таким же упорством велась война за другие укрепленные места в этой стране: Археополис (551 г.), Оногурис (552 г.) и Фазис (553 г.). Юстиниан, по-видимому придававший большое значение обладанию этой страной 952 , направлял в нее значительные силы: 12.000 человек в 551 г. 953 , и 50.000 в 552 г. 954 Тем не менее, благодаря ничтожеству византийских генералов, гораздо более заботившихся о собственном обогащении, чем о войне 955 , и столкновениям с туземными начальниками 956 , которые могли, вследствие убийства короля лазов, повести к полному отделению всей страны от империи, – император не мог извлечь из всего этого предприятия желанную пользу. В конце концов, Хозрой, сознав всю бесполезность этой нескончаемой борьбы, предложил в 555 г. перемирие на условиях uti possidetis 957 , а шесть лет спустя это перемирие превратилось в окончательный мирный договор 958 , который был заключен на 50 лет, при чем персы согласились очистить Лазику. Но император дорого заплатил за эту уступку. Он обещал выплачивать Персии ежегодную дань в 30.000 aurei  и сразу заплатил эту дань вперед за семь лет. По дополнительному договору Юстиниан добился полной религиозной терпимости для христиан, живших в Персии 959 , но при непременном условии не вести в этой стране религиозной пропаганды. Со стороны императора и христианина это являлось тяжелой уступкой, серьезно задевавшей гордость Юстиниана, но зато Лазика оставалась за ним и таким образом персидское государство было отрезано от моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010