2264 Boring et a1., Commentary, 65 compares this possibly fourth-century C.E. legendary embellishment of an earlier account here with the gospel tradition, but the differences such as lapse of time and the continuance of eyewitnesses for the gospel tradition may mitigate the force of the comparison. 2267 Dunn, «Demythologizing,» 291 concurs that the Jewish accounts of Honi and Hanina are probably also rooted in genuine tradition. To claim that observers» experiences of events is genuine does not require interpretation of the character of said events. Interestingly, Hume («Miracles,» 38–40) cites some strong testimony for some miracle reports, then uses the very strength of this testimony to argue that even strong testimonies are useless in favor of miracles, since (he asserts, without argument) these particular miracles may be dismissed! 2271 Vermes, Jesus and Judaism, 6, uses this last point to argue that healings (paralleling modern faith healers, Wunderrebbe, and the placebo effect in medicine) probably did occur in antiquity, on purely secular presuppositions. 2272 Theissen, Stories, 284, noting the cynicism of Diogenes the Cynic in Diogenes Laertius 6.59. Witherington, Christology, 157 does note that many people could distinguish between natural and supernatural causes and cures. 2274 Ovid Metam. 4.402–415. Elsewhere when recounting something incredible (ghosts terrorizing Rome, Ovid Fasti 2.551–554), he notes that he can hardly believe it himself (Fasti 2.551). 2277 Plutarch Isis 8, Mor. 353F. After narrating some extraordinary events related to an oracle several centuries earlier (Plutarch Camillus 5.4), he admits that this may sound «mythical» (Camillus 5.5). 2278 Thucydides 1.22.4 (basing his probability assessments on the types of events that are historically repeatable, as we often do today). In 1.23.3 he notes that unusual events are typically harder to believe. But Thucydides also wants to make his own subject unique, hence his history more valuable than its predecessors.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

548 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 259 549 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, сс. 329–331. 550 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 265. 551 Рерих Е. И. Письма 1929–1938. Т. 1, Минск, 1992, с. 382. 552 Рерих Е. И. Письма 1932–1955. Новосибирск, 1993, с. 142. 553 Рерих Е. И. Письма 1929–1938. Т. 1, Минск, 1992, c. 184. 554 Рерих Е. И. Письма 1932–1955. Новосибирск, 1993, с. 276 и 102. 555 см. Шапошникова Л. В. Неугасимый свет тернового венца//Рерих Н. К. Душа народов. М., 1995. 556 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, сс. 275, 276, 337. 557 Свт. Григорий Богослово. Слово 27. О богословии первое//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т.1. С. 391. 558 Гарнак А. История догматов//Общая история европейской культуры. Т.6. Раннее христианство. Отдел 2. Спб., б.г. с. 292. 559 Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке.//Собрание сочинений. Т.5. Спб., 1998, с. 109. 560 Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998, с. 174. 561 преп. Иоанн Лествичник . Лествица. Сергиев Посад. 1908, с. 48. 562 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию.//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 348. 563 преп.Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия.//Творения. ТСЛ, 1901. ч.6.с.234. 564 свят. Иоанн Златоуст. Восемь слов на кн. Бытия. Слово второе. Творения. т.4. с.15. 565 преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Спб., 1894, с. 49. 566 Публ. в: Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, и бессмертии. М.1991. вып.1. с.153–154. 567 преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1894. с.46. 568 цит. по: Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк. 1955. c.233. 569 Хоружий С. С. Диптих безмолвия. М., 1991. с.52. 570 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с.551 571 блаж. Иероним. Письмо 57. К Вигилянцию//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 163.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

551 Одновременно с тем на западе началась усиленная агитация против эдикта императора и декрета папы. Самым авторитетным противником явился Факунд, епископ Гермианы. Он издал в свет обширный полемический трактат под заглавием: «В защиту трех глав», в форме обращения к императору. Факунд подробно разобрал вопрос, очень строго осуждал папу за его Judicatum, хвалил отношение к церковным вопросам императоров Маркиана и Льва, резко осуждал Юстиниана и, в заключение, советовал ему последовать примеру Феодосия, который отступился от своего суждения по делу Эфесского собора 449 года и подчинился авторитету папы. 552 В Африке на соборе в Карфагене в 550 году под председательством Репарата все епископы единогласно восстали в защиту трех глав и отрешили от церковного общения папу Вигилия за его Judicatum, пока он не принесет покаяния. 553 Епископы Иллирика также отказались принять Judicatum, составили определение в защиту трех глав и низложили епископа Первой Юстинианы Бенената за то, что он принял эдикт императора. Отдельные епископы присылали из разных мест от себя лично императору протесты и осуждения. 554 Оказавшись в столь трудном положении, папа желал взять назад свой декрет, чтобы поставить вопрос на обсуждение собора. Император дал на это свое согласие лишь после того, как Вигилий принес в присутствии свидетелей клятву на четырех евангелиях и гвоздях креста Христова в том, что он приложит все старания к тому, чтобы осуждение трех глав было изречено всей церковью. Клятва была дана 15 августа 550 года в присутствии римского сенатора Цетега и епископа Феодора Аскиды. 555 Но вопрос о созвании собора затянулся, и Юстиниан предпочел, под воздействием Феодора Аскиды, более простой путь и издал в 551 году свой второй эдикт в осуждение трех глав, текст которого дошел до нас. 556 Одновременно с тем начались преследования упорствующих. Вызванный из Карфагена епископ Репарат был низложен и сослан в Евхаиты, где скончался через несколько лет. 557 Помимо несогласия с эдиктом против Репарата было возбуждено обвинение в причастности к убийству Ареобинда.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Папа Вигилий в присутствии своего клира и зап. епископов осудил новый эдикт имп. св. Юстиниана, пригрозив отлучением всякому, кто его примет; через Феодора Аскиду, еп. Кесарийского, папа потребовал от императора уничтожить все экземпляры эдикта. Датий, еп. Медиоланский, от лица Церквей В. Италии, Галлии и Испании также заявил, что эдикт противоречит постановлениям Халкидонского Собора и правосл. вере. Пренебрегая угрозами папы, еп. Феодор Аскида в сопровождении неск. епископов совершил Божественную литургию в одной из церквей К-поля, где был вывешен эдикт, вычеркнул из диптихов имя патриарха Зоила, смещенного с кафедры за противодействие религ. политике императора, и вписал вместо него имя нового патриарха Александрийского Аполлинария . Видя безрезультатность своих требований, папа Вигилий разорвал общение с Феодором и Аполлинарием и 14 авг. 551 г. укрылся в базилике святых Петра и Павла (при дворце Гормизда). Там он вместе с Датием и др. 12 епископами из Италии и Африки составил документ (обнародование к-рого было пока отложено), объявлявший еп. Феодора Аскиду низложенным, а патриарха Мину и подчиненных ему епископов - отлученными от Церкви до покаяния ( Jaff é. RPR, N 930). Попытка силой извлечь папу из убежища не увенчалась успехом. Наконец после уговоров высших сановников папа согласился возвратиться во дворец Плацидии, где он оказался в полной изоляции. Видя, что его имя компрометируется, в ночь с 23 на 24 дек. 551 г. папа Вигилий вновь покинул дворец и укрылся на др. берегу Босфора в Халкидоне, в базилике св. Евфимии, где 100 лет назад проходили заседания IV Вселенского Собора. На этот раз папа не склонился на уговоры и 5 февр. 552 г. обнародовал послание «всему народу Божию» (ad universum populum Dei), где рассказал о бедах, к-рые пришлось претерпеть ему от своих гонителей ( Jaff é. RPR, N 931). Через неск. дней епископов, собравшихся в Халкидоне вокруг папы Вигилия, силой выдворили из церкви и отправили в заключение. В ответ на это папа обнародовал составленное в авг. 551 г. осуждение патриарха Мины и еп. Феодора Аскиды.

http://pravenc.ru/text/155498.html

Единственным средством, к которому Вигилий мог теперь обратиться с целью выпутаться из затруднения, именно нерешительности между желанием императора с одной стороны и решительным противодействием своих западных собратьев с другой, был вселенский собор; поэтому он предложил созвать такой собор, и устранил свой Judicatum, пока не состоится этот собор 2226 . Юстиниан согласился, но опасаясь, чтобы папа не попытался каким-нибудь образом уклониться от прямого решения дела под прикрытием собора (551 г.), он взял с него новое обязательство, подтвержденное клятвой на гвоздях св. Креста и на Евангелии, все свои силы употребить на достижение императорских намерений 2227 . Когда однако же император изложил также длинное и подробное исповедание веры, подписать которое он требовал от папы и других епископов, то Вигилий отказался, угрожал отлучением тем, которые согласятся на подпись, и с Датием, архиепископом миланским, который особенно настойчив был в своем отказе, нашли убежище в церкви. Для ареста его заслан был претор с отрядом войск (551 г.). Папа спрятался под престолом, и когда солдаты пытались вытащить его за ноги, за волосы и за бороду, он так крепко держался за столбы, что некоторые из них сломались, и престол упал бы на него, если бы некоторые клирики не поддержали его. Все свидетели этой безобразной сцены разразились громкими криками, к которым присоединились даже некоторые из воинов, и претор вынужден был от стыда отказаться от этой своей попытки 2228 . Клятвами в безопасности Вигилия уговорили оставить церковь , но узнав, что помещение его охраняется императорскими солдатами, он ночью бежал с Датием и другими сообщниками в Халкидон (25 дек. 551 г.) и искал убежища в церкви св. Евфимии, – в той самой, в которой имел свои заседания вселенский собор, как раз столетие перед тем. Наконец, после многих предложений со стороны императора, его убедили возвратиться в Константинополь 2229 . Когда Вигилий находился в Халкидоне, патриарх Минна умер, и на кафедру константинопольскую был назначен Евтихий (Авг. 552г.), который обратил на себя внимание императора указанием библейского примера для осуждения умерших неправославных богословов, именно сожжения костей идолопоклонников Иосией 2230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 551 г. П. прибыл в К-поль, вероятно, чтобы побудить Вигилия оказывать сопротивление религ. политике имп. Юстиниана. К тому времени император усилил давление на зап. епископов и издал 2-й эдикт против «Трех Глав». Воспринимая издание эдикта до созыва Собора как нарушение договоренности, Вигилий потребовал отозвать эдикт и велел епископам игнорировать его. Призыву понтифика последовал Александрийский патриарх Зоил (за это он был низложен), но императора поддержали К-польский патриарх Мина и Феодор Аскида. Папа Вигилий и объединившиеся вокруг него епископы отлучили Мину от Церкви и низложили Феодора Аскиду (14 авг. 551 - Schwartz. 1940. S. 10-15), но не обнародовали это решение в надежде на отмену эдикта. Этого не произошло, и Вигилий со свитой, опасаясь репрессий, укрылся в ц. св. Петра при дворце Вуколеон. Посланные за ним воины устроили погром в храме, но не смогли вывести понтифика; тот покинул церковь только тогда, когда получил гарантии неприкосновенности. После этого Вигилий и его окружение содержались под охраной; византийцы то запугивали их, то пытались подкупить; чтобы подорвать влияние понтифика, они распространяли дезинформацию о его поведении (Ibid. S. 5, 22-25). В дек. 551 г. папа Вигилий вместе со своими клириками и с епископами Дацием Медиоланским и Верекундом Юнкским бежал из дворца Плацидии в мартирий св. Евфимии в Халкидоне. В ответ на угрозы императора папа Римский издал энциклику «Dum in sanctae Euphemiae», где описал притеснения, к-рым он подвергался, изложил исповедание веры и потребовал прекратить гонения на несогласных (5 февр. 552 - Schwartz. 1940. S. 1-10; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 170-179). Когда византийцы насильно вывели из мартирия помощников папы, диаконов П. и Туллиана ( Schwartz. 1940. S. 16), Вигилий обнародовал отлучение Мины и Феодора Аскиды. После длительных переговоров Вигилий согласился снять отлучение при условии, что Мина и Феодор Аскида дадут клятву соблюдать решения 4 Вселенских Соборов и следовать учению свт. Льва Великого, а также будут своевременно извещать понтифика о своих действиях.

http://pravenc.ru/text/2579906.html

– Весьма хороша и знаменательна мозаическая икона преображения Господня. Знатный художник был пресвитер Феодор, который сделал эту икону. – Жаль, что он в надписи своей под нею не означил года от Адама, или от Р. Хр. А по рисунку и выполнению его можно ли угадать, когда он жил? Наши старцы по преданию говорят, что эта икона сделана при Иустиниане. – Это предание верно. Его подтверждает самая надпись под иконою, гласящая так: «сие художественное дело кончено при игумене и пресвитере Лонгине.» 15 Сей игумен назван тут пресвитером, а не епископом: значит, при нем Синайская обитель еще не была почтена достоинством епископии. Поскольку же это достоинство присвоено было ей Иустинианом около 553 года, в который Синайский игумен – епископ Константин подписал определения четвертого Константинопольского Собора; то явно, что икона, о которой мы говорим, сделана была при Лонгине ранее сего года. Притом художник ее пресвитер Феодр означил под нею 24 год и 14 Индикт 16 . А этот Индикт совпадает с 24 годом царствования Iycmuhuaha и с 551 по Рождестве Христове 17 . Следовательно икона отделана была в это лето Господне при жизни сего Государя; и помещенные по обеим сторонам ее лики, его, и супруги его Феодоры, сделаны из мусии по рисункам современным. Замечательно, что в мозаической раме сей иконы изображен игумен Иоанн Лествичник . Художник поместил его тут, или потому что мозаическая работа начата была в его настоятельство, или потому что Синайское братство пожелало увековечить память его из уважения к нему, хотя он еще жив был в 551 году, и подвизался в Фолийской юдоли. – Приятное открытие вы сделали нам. Теперь не остается и тени сомнения в верности монастырского предания о современности иконы царствованию Иустиниана; и мы еще более радуемся тому, что о. Самуил сохранил и обновил нам такую драгоценную древность. – И я радуюсь с вами. Невыразимо приятно мне видеть здесь мозаическую икону времени Иустиниана. Эта икона говорит мне о многом. Она доказывает, что Синайский монастырь, основанный при игумене Дулосе в конце 527 года 18 был строен и отделываем во время настоятельства Иоанна Лествичника и Лонгина, и что в 551 году еще не была освящена соборная церковь сего монастыря, и ему еще не было усвоено достоинство Епископии. Эта икона свидетельствует о высоком искустве Византийских мозаистов шестого века, с каким они умели прочно сочетавать разноцветную мусию, и изображать ею святые лики в верхней наклонно-вогнутой части алтарного углубления, так что эти лики кажутся стоящими прямо. Эта икона подтверждает сказание историка Прокопия (VI век.) и Александрийского патриарха Евтихия (Х в.) о построении Синайской обители Иустинианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

7. С. 216-234) и «Материалы для истории Кавказской епархии» (1880. 7. С. 232-239; 8. С. 259-268; 12. С. 403-407; 13. С. 423-429) Михайловского, «Очерк Черноморской Мариинской женской пустыни» свящ. Филиппа Николайченко (1874. 20. С. 649-658; 21. С. 683-690), «Из летописи Покровской церкви г. Ейска» свящ. Максима Прозоровского (1877. 13. С. 440-448; 14. С. 468-477; 15. С. 517-528), «Екатерино-Лебяжская Николаевская общежительная пустынь Кубанской области» архим. Самуила (Сардовского) (1878. 11. С. 382-390; 12. С. 413-423; 13. С. 440-464), «Управление Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского, кавказскою паствою с 1800 по 1805 г.» еп. Нестора (Метаниева) (1879. 3. С. 117-132), «О причитаниях в Черноморском крае» свящ. Петра Павильонова (1874. 14. С. 460-464; 15. С. 483-492; 16. С. 518-521; 17. С. 551-554), а также путевые записки, составленные еп. Германом при обозрении епархии (1875. 11. С. 356-372; 12. С. 383-407; 1884. 14. С. 516-528; 15. С. 555-572; 16. С. 594-613). Среди немногочисленных оригинальных статей на др. темы примечательны исследование «О христианской живописи» П. С. Случевского (1874. 1. С. 28-41; 2. С. 70-77; 3. С. 99-104; 8. С. 264-270; 9. С. 282-287) и речь «Об отношении просветительской деятельности св. Кирилла и Мефодия к основанию Русской Церкви» А. И. Васильева (1884. 9. С. 372-389; 10. С. 420-432). Лит.: Рункевич С. Г. Кавказские ЕВ//ПБЭ. Т. 7. Стб. 643-644; Никольский С. Я., прот. Указ. статей неофиц. части Кавказских-Ставропольских ЕВ за 35-летний период времени их издания, 1873-1907 гг. Ставрополь, 1907; Андреев. Христианская периодика. 293; Митрофаненко В. «Кавказские ЕВ»: (К 125-летию 1-го вып.)//Ставропольский хронограф на 1998 г. Ставрополь, 1998. С. 238-244; Слуцкая С. А. Кубань в «Ставропольских (Кавказских) ЕВ»: Библиогр. указ. Краснодар, 2009. Прот. Александр Троицкий Рубрики: Ключевые слова: ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

191 the text says, according to Beaulieu’s translation: “On account of the wish for an entu priestess, in the month Ululu, the month (whose Sumerian name means) “work of the goddesses,’ on the thirteenth day the moon was eclipsed and set while eclipsed. Sin requested an entu priestess. Thus (were) his sign and his decision.” (Beaulieu, op. cit., p. 127) The conclusion that this lunar eclipse indicated that Sin requested a priestess was evidently based on the astrological tablet series Enurna Anu Enlil, the “Holy Writ” of the Assyrian and Babylonian astrologers, who regularly based their interpretations of astronomical events on this old omina collection. A lunar eclipse seen in the morningwatch of Ulûlu 13 is expressly interpreted in these tablets as an indication that Sin desires a priestess. – See H. Lewy, “The Babylonian Background of the Kay Kaus Legend,” Archiv Orientální Vol. XVII (ed. by B. Hrozny, Prague, 1949), pp. 50, 51. 193 Lambert, “A New Source for the Reign of Nabonidus, “Archiv fur Orientforschung, Vol. 22 (ed. by Ernst Weidner, Graz, 1968/69), pp. 18. Lewy’s conclusion has been confirmed by other scholars. (See for example Beaulieu, op.cit., pp. 127128.) The eclipse of September 26, 554 BCE, was examined in 1999 by Professor F. Richard Stephenson at Durham, England, who is a leading expert on ancient eclipses. He says: ” My computed details are as follows (times to the nearest tenth of an hour): (i) Beginning at 3.0 h[our] local time, lunar altitude 34 deg[rees] in the SW. (ii) End at 6.1 local time, lunar altitude 3 deg[rees] in the W. The eclipse would thus end about 15 minutes after moonset. A deep penumbral eclipse may possibly be visible for a very few minutes and them is always the possibility of anomalous refraction at the horizon. However, I would judge that the Moon indeed set eclipsed on this occasion.” – Letter StephensonJonsson, dated March 5, 1999 194 claim it is possible to find another lunar eclipse setting heliacally on UMW 13 a number of years earlier that fits the description given by Nabonidus, perhaps about twenty year’s earlier, in order to adapt the observation to the chronology of the Watch Tower Society. However, modern astronomical calculations show that no such lunar eclipse, visible in Babylonia, took place at this time of the year within twenty years, or even within fifty years before the reign of Nabonidus! The closest lunar eclipse of this kind occurred fiftyfour years earlier, on August 24, 608 B.C.E. The lunar eclipse of Nabon. No. 18, therefore, can only be that of September 26, 554 B.C.E. For additional information on the identification of ancient lunar eclipses, see the Appendix for Chapter 4: “Some comments on ancient lunar eclipses “

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010