527 Сокр . Церк. ист. VII, 19. 528 «Завещание» I, 22, 31. 529 Ориг . на Исх. бес. 7, на ев. Иоанн. бес. 10. 530 Ориг . Прот. Цел. VIII, 22. 531 См. выше, стр. 119. 532 Терт . Против иудеев 10. 533 Терт . О постах 14. 534 Терт . К жене II, 4. 535 Терт . О молитве 8. 536 Кан. Ипп. гл. 22, § 195—198. 537 Т.е. пусть совершит пасху, – подобно тому как Моисеев закон велит не праздновавшим пасхи во время пасхи праздновать ее в следующем месяце. 538 Египет. кан. гл.55. 539 Мф. 9:14—15; Мр. 2:19—20. 540 Сир. Дид. V, 12. 541 Апост. Пост. V, 11. 542 Речь от имени Спасителя; Его имя Иисус начинается с буквы йот, служащей и цифрой 10. 543 Пс. 73:4. 544 Апост. Пост. V, 13. 545 Апост. Пост. V, 14. 546 Сир. Дид. V, 14. 547 Сир. Дид. V, 15. 548 Сир. Дид. V, 16. 549 Апост. пост. V, 15. 550 Сир. Дид. V, 17. 551 Сир. Дид. V, 18. 552 Т.е. чтобы пасха, начинающаяся 14-го числа первого весеннего месяца не пришлась ранее весеннего равноденствия. 553 Апост. Пост. V, 17. 554 Апост. Пост. V, 18. 555 Апост. Пост. V, 19. 556 Сир. Дид. V, 19. 557 О причинах этого будет речь в IV ч. Тип., гл. 60 -Пасхалия. 558 См. там же. 559 См. там же. 560 Дион. Ал . Послание к Василиду гл. 1. Так и по Евсевию. (На ев. Иоанна 20, 1. Catena patr. gr. in S. Ioanne ed. Cordelius 1630 p. 448) одни разрешали пост в св. субботу вечером, а другие около полуночи, иные на рассвете воскресения и то позже, то раньше. Обычаю, который советуют Постановления, по Дионисию следовала римская церковь. Его признают далее Епифаний (Якорь 75 с. 6. Излож. веры с. 21), Кассиан (Собесед. XXI, 25). Соб. Трулльский 692 г. пр. 89 велит поститься до полуночи великой субботы. 561 Завещ. II, 6—8. 562 Завещание II, 11.12. 563 Завещ. II, 13—17. 564 Rahmanï diu noctuque. 565 Завещ. II, 18—21. 566 См. выше, стр. 68. 567 Терт . Об идолослужении 14. 568 Терт . о крещ. 19. 569 Терт . О венце воина 3. 570 Терт . Опостах 14. 571 См. выше, стр. 126. 572 См. выше, стр. 121. 573 Rahmani (Testamentum 200) первым считает упоминание о праздника крещения, находящееся в мученических актах св. Филлиппа, еп. Гераклийского; но этот мученик, по Ruinaut " у (Acta martyrum sincera, Ratisb. 1859p. 439—440), пострадал при Диоклитиане, а по другим — при Юлиане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

551 Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В 552 4, 5, 6 553 Ср.: Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400С 554 См.: 4, 5, 6 555 См.: 4, 15, 42 556 См.: 4, 14, 37 557 Т. е. варлаамитам и акиндинистам 558 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 2 — PG 96, 545B 559 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 9 — PG 96, 560C; 560 Там же, 12 — PG 96, 564В 561 740 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1269В 562 741 Имеется в виду «Триады в защиту священнобезмолвствующих», 3, 3 563 См.: выше § 33 564 Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа 30 на Иоанна 2 — PG 59, 174 565 745 Т. е. принадлежащим верхним слоям атмосферы 566 746 Мы решили последовать здесь новогреческому изданию Сакалиса, снабдившего эту главу следующим примечанием: «Текст глав 21 и 22, состоящий из двух гимнов божественному свету — один из прекраснейших текстов Паламы. Хотя он и представляет собой сводку различных текстов, его поэтический ритм очевиден». Отсюда и разбивка на строки 567 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D 568 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В 569 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B 570 Ср.: Иоанн Дамаскин, Там же — 569А 571 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С 572 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 573 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С 574 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В 575 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С 576 Там же, 949А 577 Там же, 949А 578 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В 579 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В 580 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B 581 Там же 582 Там же, 2 — 545В 583 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 584 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273 PG 45, 965В 585 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

В мае 1580 (7088) года царь выдал из своей казны 2500 рублей по князе Андрее Палецком, вместо сел последнего, взятых царем (т. е. вместо сел: Гориньское и Петровское с деревнями в Пошехонском уезде и вместо сельца Зенково Васильевское Хотяйнцова в Коломенском уезде) 548 . В 158 1 / 2 (7090) году Грозный пожертвовал по сыне своем царевиче Иване Ивановиче 2000 рублей 549 и при игумене Игнатие – 9 санников (т. е. коней) ценою в 355 рублей 550 . По Григорие и по Александре Колтовских он-же отдал вороного коня стоимостью в 30 рублей 551 , а в 158 3 / 4 (7092) году (при игумене Игнатие) по князе Владимире Андреевиче прислал платья на 254 рубля, по Иване Висковатом – платья на 165 рублей и по Василие Умном – судов на 53 рубля 552 . Кроме того были сделаны еще четыре общих вклада «по опальных»: в первый раз царь дал по князе Андрее Ивановиче, его супруге Евфросиние (инокине Евдокие), их сыне Владимире, его супруге и по детях их (Василие и двух дочерях) 90 рублей 553 , по Иване Хабарове – 200 рублей 554 , по князе Михаиле Черкасском – 130 рублей 555 , по князе Александре Воротынского – 265 рублей, по князе Дмитрие Палецком – 120 рублей, по князе Михаиле Кубенском – 40 рублей 556 , по Сильвестре (т. е. по Благовещенском иерее) и его сыне Анфиме – 25 рублей 25 алтын 557 . Всего в «первую дачу» царя по опальных монастырская казна получила 870 рублей 558 . В другой раз Иван Грозный дал по опальных людях 900 рублей 559 . Третий вклад его, на сумму 1683 рублей с полтиною, был назначен для заупокойного поминовения: князя Юрия Ивановича (200 рублей), князя Андрея Ивановича (90 рублей), князя Юрия Васильевича (13 рублей с полтиною), князя Владимира Андреевича, его матери, супруги и детей (400 рублей), князя Петра Щенятева (500 рублей), князя Ивана Кубенского (100 рублей), Михаила Морозова (100 рублей), князя Дмитрия Палецкого (130 рублей) и Ивана Хабарова (54 рубля) 560 . В 4-ый раз царь дал 1300 рублей 561 . Всего в 4-х дачах монастырь приобрел 4754 рубля 8 алтын и 2 деньги. Кроме того Иван же Грозный пожаловал в монастырь драгоценных облачений («ризы игуменские», «стихарь» и проч.) на 6000 рублей 562 и при игумене Варлааме – 4700 рублей денег 563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

канцелярией, 2-е издан. 1867 г., часть вторая, Устав Уговн. Судопроизв. – Общие положения стат. 14, стр. 32 и Основн. Полож. Угол- Судопр. – Общие правила ст. 1, стран. VII. 544 Положение инородцев Северо- восточной России. Н. Фирсова. Казань, изд. 1866, стр. 200,215, 221, 65 и проч. 547 Материалы для этногр. России. Казанская губ. Сост. А. Риттих, изд. 1870 г. часть II, стр. 13. 550 Материалы для этнограф. России. Казанск. губ. XIV сост. А. Риттих, издан. 1870 г. часть II, стр. 14. 551 Справедливость и обстоятельное доказательство этого по основам мусульманского вероучения и его практик изложены мною во 2-м выпуске Материалов для изучения п обличения мохаммеданства, при рассмотрении мировоззрения мохаммеданства и отношения его к Христианству. 552 Списки населен, мест Росс. Импер. составл. и издан. в 1866 г. центральн. статист. Комитет Минист. Внутр. Дел. Казанская губ., общие сведения, стран. LXI, и проч. 553 Соображения о сист. образован, инородцев Каз. Учеб. Окр. в Представл. Каз. Попечит. Министерства Народного Посвящения в 1869 г. за 379 стр. 48 и проч. 554 Материалы для этногр. России. Казанская губерн. Сост. А. Риттихом, изд. 1870 г. часть II, стр. 9, 10, 15 и проч. 555 Известия по Казанской епархии за 1807 г., стр. 313. Еще наприм. 26 Янв. 1872 г. Казанск. Окр. Судом с прнсяжн. мохам. Абдрашитов на основании ст. 178 уложен, осужден и сослан за богохуление. 556 Подр. смотр, напр. в Русск. Вести., Июль 1873 г. стр. 329, 335. Казан. Учит. Сем. но отнош. к мест. населению; Журн. Мин. Нар. Просв. 1872 г. часть CLXI отд. 4, в заметке Остроумова. 558 Материалы для этногр. России А. Риттиха, изд. 1870 г., час. II стр. 5 и проч.; Материалы для геогр. и стат. России, собран, офиц. Генер. Штаба, – Казанск. губ. Сост. М. Лаптев, изд. 1866 г., стр. 231 – 232 и проч. Журн. Мин. Народ. Просв. 1867 г. часть CXXXI, стр. 75, 76, 135 и проч., 1872 г. CLXI отд. 4, стр. 95, 103 и проч.; Извл. из Всепод. отч. Обер-Прок. Св. Синода за 1866 г. стр. 26; за 1871 г., стр. 43 и проч. 559 Высочайшие слова Государя Императора Александра II в рескрипте, дан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Предызобразив погребение Христа с ароматами. 529 В беседе 80 на Евангелие от Матфея. 530 De dominicis et hebdomadibus Graecorum Allatii. 531 Церковный Устав в Великую Среду. 532 Epist. 33. 533 «Вечер четверга и пяток един день у еврей вменяется». Синаксарь в Великий Четверток. 534 В письмах Флавиану. 535 Epist. 119. 536 Augustin, epist. 118. 537 46 прав. Лаодик. Собора. 538 В 82 беседе на Евангелие от Матфея. 539 Т. е. для чего ножи? для чего дреколие, вероломные! 540 Синаксарь в Великий Четверток. 541 В беседе 87 на Евангелие от Матфея 542 В беседе на Великий Пяток 543 Св. Златоуст. В 84 беседе на Евангелие от Матфея. 544 Там же. 545 В 85 на Евангелие от Матфея. 546 В беседе 85 на Евангелие от Иоанна. 547 В беседе 86 на Евангелие от Матфея. 548 Златоуст. В 85 беседе на Еванг. от Иоанна. 549 Там же. Епифаний Кипрский. Против ересей, кн. 1, том 3. Голгофа — слово греческое, значит лоб. Путь до Голгофы получил название страстный, или скорбный, путь Господа. Путешествие по св. земле, 1835, гл. 10, ч. 1. 550 Златоуст. В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 551 В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 552 Там же. 553 Там же. 554 В 85 беседе на Евангелие от Иоанна, 3. 555 Там же, 3 и 4. 556 Стихир, по 9 Евангел. Златоуст. В 137 беседе на Евангелие от Матфея 557 В 72 беседе на Евангелие от Иоанна, 2. 558 В 85 беседе на Евангелие от Матфея. 559 Там же. 560 Св. Златоуст. В 88 беседе на Евангелие от Матфея. 561 Там же. 562 Ответы на некоторые вопросы. 563 Куропалат. О вел. церкви и двора, 6, 12–13. См. Рождество Христово. 564 Третий псалом этого часа произносится обычный (50). 565 Синаксарь в Великий Пяток. 566 Иннокентий. Церковная история, 2, с. 92–94. 567 Прав. св. Дионисия Александрийского. 568 Церковный Устав в Великий Пяток. 569 Златоуст. В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 570 Исследование Православн. веры, кн. 111, гл. 28. 571 Сокращенно. 572 Никоновская летопись, т. 1, под 876 годом. 573 Здесь представляются извлечения из канона в русском переводе. Христианское чтение, 1836 г., часть 1. 574

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

и к душе обратился своей. «Душа моя, воздай ты кесарево кесарю». Но он точно сохранил дело Божие и Его повеления . Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537). Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится: Угрозы несносные и постоянные землетрясения сотрясли землю и все, что в ней, и заставили бежать ветров многие удары разнообразные и море. По сообщению хронистов , землетрясение 551 года заставило отступить море более чем на милю. Землетрясение 554 года чувствовалось и в Александрии, и в Константинополе. Следовательно, в 554 году (и немного позже) святой Роман еще был жив. Из этих сообщений, как и из других источников, попробуем реконструировать биографию святого Романа. Роман Сладкопевец родился в Эмессе Сирийской, в еврейской, но, очевидно, уже христианизированной семье (в службе ему говорится, что он от юности последовал Христу), но возможно и личное крещение Романа. Судя по тому, что он пришел в Константинополь еще во время императора Анастасия († 518), время его смерти следует относить к 560 году (не позднее 562); с другой стороны, должно было пройти определенное (пусть небольшое) время его служения в Бейруте в церкви Воскресения; поскольку канонический возраст для посвящения в диаконы – не менее 25 лет , то время рождения святого Романа следует определять не позднее 490 года. Однако предполагаемый год его смерти 560 не позволяет нам отодвинуть год его рождения ранее 480. Следовательно, святой Роман родился между 480 и 490 годом.

http://pravoslavie.ru/74385.html

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

468-471 ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. 471-472 ДОБРОДЕТЕЛЬ фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека 472-486 486-487 487-488 488-489 ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги 489-490 490-491 491-512 ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви 512-513 ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ) 513-514 514-516 ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье 516-517 517-518 ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме 518-519 ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) 519-527 ДОВОЛЯ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви 527-532 532-534 534-542 ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов 542-548 ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) 548-549 549-551 551-553 553-554 554-555 ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога 555-573 573-575 ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xv.html

551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

К открытию Вселенского собора в 553 г. папа был доставлен в Константинополь и помещен под надзор, но бежал и так и не появился на заседаниях собора. Впрочем, в 554 г. Вигилия удалось уговорить одобрить принятое в Константинополе осуждение «трех глав». Это вызвало очередную бурю негодования на Западе: отдельные епископы даже прекратили общение с папой (самой продолжительной стала схизма в Аквилее, длившаяся 140 лет). Целью политики Юстиниана было уврачевание всех расколов, возникших в связи с христологической полемикой, и восстановление церковного единства христианского Востока. Такая политика не могла не вызвать обеспокоенности в соседнем Иране, где власти поддерживали те течения христианства, которые были оппозиционно настроены к Империи. При этом Церковь Востока, объединявшая сироязычных христиан Месопотамии, ориентировалась на антиохийскую христологическую традицию, тогда как триада церквей Кавказа придерживалась прямо противоположной линии, жестко противостоя «несторианам» и отстаивая учение Кирилла Александрийского о «единой природе». Едва ли случайно, что и в Месопотамии, и на Кавказе поспешили отрицательно отреагировать на V Вселенский собор – хотя и с разных позиций. Уже в 554 г. собор Церкви Востока в столице Сасанидов Селевкии-Ктесифоне подтвердил авторитет Феодора Мопсуэстийского, осужденного в числе «трех глав», и провозгласил формулу «две природы». В том же 554 г. II Двинский собор Армянской церкви, осудив Евтиха и Нестория, присоединился к осуждению «трех глав», но добавил при этом проклятие Томосу папы Льва и Халкидонскому собору; под анафему подпал и Севир Антиохийский – осуждение его учения о тленности тела Христа провел игравший видную роль на соборе сирийский юлианист Абдишо. На том же II Двинском соборе было принято новое армянское летосчисление, основанное на отличающемся от общеимперского варианте александрийской пасхалии. Армянский календарь, восходящий к иранскому, состоит из 365 дней и не содержит високосов. В силу этого он постоянно смещается относительно римского юлианского календаря, что крайне усложняет пасхальные вычисления. После окончания имевшейся у армян пасхальной таблицы армянская делегация направилась в Александрию, где по ее просьбе ученый Эант разработал новую пасхалию. Она немного отличалась от пасхалии классического александрийского типа (т.е. современной православной), что приводит к недельному расхождению в датах «армянской» и александрийской Пасхи 4 раза за 532 года (напр., в 1824 и 2071 гг.). Первый год новой пасхалии стал началом так называемой армянской эры (с 11 июля 552 г. н.э.). Собор установил также одновременное празднование Рождества и Богоявления 6 января (древняя традиция, засвидетельствованная еще во II в.) и пение Трисвятого с добавлением Петра Кнафея «распныйся за ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010