Против Цельса. Книги 1—4. Пер. Л. Писарева. М., 1996. 546. От канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода. — Новое время, 26.07.1913 13 423). 547. От канцелярии Святейшего Синода: об игумене Арсении, именующем себя синодальным миссионером, и о рассылаемых им с Афона в Россию письмах. — Церковные ведомости 23, 1913. С. 330. 548. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 4–е. Брюссель, 1963. 549. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5–е, дополненное. Париж, 1989. 550. Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала 1—4, 1998. С. 228—239. 551. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Ал–феева). Т. П М., 1996. 552. Отцы и учители Церкви V века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи игумена Илариона (Алфе–ева). М., 2000. 553. Отъезд архиепископа Никона. — Утро России, 1.09.1913 202). 554. Отъезд епископа Никона. — Московские ведомости, 1.06.1913 125). 555. Охрана Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 556. П. Н. Милюков. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия. Париж, 1929. 557. Павел (Кусмарцев), инок. Мысли отцов о почитании Имени Божиего. Материал к выяснению Афонского богословского спора. СПб., 1913. 558. Павлен ко Е. Имяславие и византийская теория образа. — Богословский сборник Православного Свято–Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56—69. 559. Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. 560. Паисий Величковский, преподобный. Об умной или внутренней молитве. Изд. 4–е Афонского русского Пантелеимонова монастыря. М., 1912. 561. Памятники литературы Древней Руси. XI—haчaлo XII века. М., 1978. 562. Панкра тов А. Афонская трагедия. — Русское слово, 21.02.1914 43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

490 Деян. 1:4—8. 491 Ср. Пс. 25:9. 492 I/53 (237)=B82 (580). 493 I/53 (236)=B82 (579—580). 494 II/18,6. 495 II/18,8–9. 496 II/18,10—11. 497 I/48 (213)=B74 (516—517). 498 Исх. 20:21. Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). 499 I/48 (213—214)=B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. 500 I/89 (420)=B50 (346). 501 I/38 (160—161)=B62 (431—432). 502 II/37,1—2. 503 I/48 (213)=B74 (516). 504 I/89 (421)=B50 (346). 505 Мф. 18:3. 506 Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея–Евангелиста 58,2—3. 507 Пс. 114:5. 508 I/49 (214—215)=B77 (525). 509 Ср. 2 Кор. 12:9. 510 I/61 (333)=B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. 511 Ср. Мф. 19:26. 512 II/27, 1—3. 513 I/48 (212—213)=B74 (515—526). 514 I/56 (282)=B4 (47). 515 Главы о знании I,85. 516 I/48 (206—207)=B74 (508). 517 I/56 (277)=B4 (41). 518 I/57 (294)=B5 (63—64). 519 Ср. 3 Цар. 10:11. 520 I/57 (303—304)=B5 (76—77). 521 I/57 (306)=B5 (79). 522 I/23 (111—112)=B41 (307—308). 523 I/58 (310)=B6 (85—86). 524 Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. 525 I/11 (50)=B18 (142—143). 526 527 (201)=B73 (502). 528 I/71 (366)=B30 (213). Текст в квадратных скобках отсутствует в восточно–сирийской редакции. 529 (205)=B74 (507). 530 (201)=B73 (502). 531 I/83 (399)=B43 (317). Ср. Мф. 11:28. 532 533 II/10,19. 534 (397)=B43 (315). 535 I/84 (401)=B44 (319). 536 Ср. Григорий Богослов. Слово 39,17. 537 Т. е. кающиеся. 538 Т. е. мученики. 539 Главы о знании I,53. 540 I/51 (228)=B79 (542). 541 I/41 (175)=B65 (463—464). 542 I/89 (419)=B50 (344). 543 Ср. Пс.50:19. 544 545 II/40,13—14. 546 II/40,15—17. 547 Св. Григорий Нисский. Похвальное Слово Ефрему Сирину (авторство Григория оспаривается). 548 I/58 (309)=B6 (83—84). 549 I/22 (98)=B35 (251—252). 550 I/21 (92—93)=B35 (244—245). 551 Букв. «поставил ногу свою». 552 I/65 (343—344)=B14 (125—127). 553 Букв. «умащающие». 554 Букв. «умащают». 555 Притч.15:13. 556 I/21 (93—94)=B35 (245—246). 557 Ср. Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

551 Эти дни суть: 26-го сентября; 26-го октября; 13-го ноября; 6-го декабря; 1-го, 17-го, 20-го, 25-го и 27-го января; 12-го, 24-го февр.; 23-го апреля; 8-го, 9-го мая; 24-го, 29-го июня; 29-го августа. 552 Евангельская стихира (воскресная) поется, при исхождении в притвор, в те Недели (воскресения), в которые она не была пета на утрени пред великим славословием, а вместо нее пелась стихира праздника (См., например, Тип., послед. 21-го ноября в Неделю, послед. Недели праотец, Отец и других). 553 Так бывает почти во все Недели, начиная с Недели мытаря и фарисея (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея и Тип., гл. 2, 3, 4, послед. 8-го сентября, 1-го января и др.). Но иногда назначается читать Оглашения Студитовы прежде отпуста утрени (Тип., послед. 8-го мая, 13-го августа, в Неделю отдания Благовещения, в З-ю Нед. Велик. поста). 554 В последованиях на 8-е сентября, 26-го сентября и иных об этом прямо говорится. Но есть в Типиконе и такого рода указания, из которых видно, что иногда елеопомазание должно совершаться и не в притворе. В последовании Типикона на 15-е августа, если оно случится в Неделю (воскресение), сказано: «дается, елей от кандила праздника, таже стихира евангельская, и Оглашение Студитово, и обычное исхождение, и час 1-й е притворе». Когда елеопомазание совершается в притворе после утрени пред 1-м часом, тогда по Уставу, следует быть прочитана в нем молитва: «Владыко многомилостиве», читаемая на литии, пред освящением хлебов, пшеницы, вина и елея (Тип., гл. 3) (См. выше). 555 В 9-й главе Типикона, где указан порядок богослужения в седмичные дни, сказано, что утреня совершается в храме, и после отпуста 1-го часа бывает обычное похождение из храма, и поем литию об усопших. 557 В дни Великого поста, в которые не бывает литургии, а положено сряду за 9-м часом совершать в храме чин Изобразительных и потом вечерню, в те дни вечерня начинается без возгласа священника, а словами: «Приидите, поклонимся», и после чина Изобразительных, совершаемого пред вечерней, не бывает отпуста (Тип., послед. понед 1-й седмицы Великого поста). Если же вечерня совершается пред литургией, то после чина Изобразительных бывает отпуст, а в начале вечерни – возглас иерея (Тип., послед. среды 1-й седм. велик, пост.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

532 . Синод и афонские монахи//Русские ведомости. 24.07.1913 (170). 533 . Скворцов В. М. Афонская смута и «всероссийский раздорник»//Колокол. 26.05.1913. 534 . Скворцов В. М. Афонская смута//Колокол. 5.07.1913. 535 . Скворцов В. М. Новый фазис в афонском деле имябожников//Колокол. 8.05.1914 (2405). 536 . Скворцов В. М. Афонское замирение//Колокол. 24.05.1914 (2417). 537 . Скворцов В. М. К Афонскому делу//Колокол. 24.05.1914 (2417). 538 . Скворцов В. М. По делу афонцев//Колокол. 16.02.1916 (2928). 539 . Скворцов В. М. На службе единой Божественной Истине//Колокол. 4.05.1916. 540 . Скворцов В. М. С. Т. [ Сергей Троицкий ]//Колокол. 1.09.1916. 541 . Скорбное дело//Петербургский листок. 4.04.1914 (92). 542 . Слово любви братской (по поводу современных споров об имени Иисус)//Русский инок. 1913. 11. 764–775; 19. 821–837. 543 . Соборянин. Афонская распря//Церковно-общественный вестник. 1913. 29. 1–3. 544 . Соборянин. Ликвидация Афонской истории//Церковно-общественный вестник. 1913. 42. 1–3. 545 . События дня//Новое время. 23.08.1913 (13451). 546 . События на Афоне//Русское слово. 24.07.1913 (170). 547 . События на Афоне//Русское слово. 30.07.1913 (175). 548 . События на Афоне//Русское слово. 2.08.1913 (178). 549 . С-ов. В. Афонские еретики и наши сектанты (об имени Иисус)//Миссионерский сборник. Рязань 1913. 4. 429–431. 550 . СПб., 21 августа//Новое время. 22.08.1913 (13450). 551 . Среди афонских монахов//Биржевые ведомости. 23.07.1913 (13662). 552 . Среди газет и журналов//Новое время. 15.11.1913 (13535). 553 . Среди духовенства//Русские ведомости. 19.07.1913 (166). 554 . Старый богослов. Епископ Феофан и «Афонская ересь»//Биржевые ведомости. 12.06.1913 (13593). 555 . Столыпин А. Имябожники//Новое время. 6.03.1914 (13643). 556 . Суд Афонских старцев над имябожниками (акт заседания Протата – совета всех Афонских монастырей)//Русский инок. 1914. 1. 52. 557 . Суд или раскол?//Дым отечества. 27.03.1914 (13). 558 . Суд над «имябожцами». Возвращение в лоно православной церкви шести афонских иноков//Раннее утро. 25.04.1914 (95).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В то опасное для константинопольской церкви время, когда членам ее предстояло бороться, кроме мусульманства, с западными лжебратиями, мы видим на страже ее целый ряд смиренных, но неусыпных защитников чистоты православного учения, в лице ее писателей. Димитрий Мосхополит насчитывает между учеными греками, в продолжении одного 16 века, до девяноста девяти человек. 551 К сожалению, не все они оставили по себе письменные памятники своих ученых трудов и занятий. Посему мы ограничимся только обзором греческих писателей, от которых остались сочинения. Одни из них защищали в своих сочинениях, полных духа и силы, догматы православной веры, другие пастырскими беседами исправляли нравы народа и утверждали в нем веру и преданность св. Церкви; иные замечали и тщательно записывали, на память потомству, подвиги христиан, подъятые для избегания вероотступничества, или утешали изнемогавших под тяжестью креста возбуждением в них духа молитвы и упования на наказующий, но вместе милующий перст Божий; наконец многие переводили назидательные сочинения древних св. отцов на живой язык греческий, ограждая таким образом народ от забвения, при наводнении мусульманства, родного языка и спасая народность. Но характер сочинений, принадлежащих этому времени, преимущественно полемический. Обличение отступлений западной церкви от учения Церкви вселенской, а также обличение и опровержение лютеранских и кальвинских заблуждений, составляет главный предмет сочинений писателей константинопольской церкви в рассматриваемое время. Писатели второй половины 15 века были следующие: 1) Геннадий Схоларий . Он оставил после себя весьма много разного рода сочинений. 552 Одни из этих сочинений изданы в свет, другие, и большая часть, остаются в рукописях и хранятся в разных библиотеках европейских. Важнейшие из догматических сочинений Схолария суть следующие: 1) «История веры», написанное в ответ на вопрос Магомета 2 о предмете христианского вероучения и представляющее апологию христианства. В нем патриарх: 1) излагает веру христиан в единого Бога и изображает свойства Божии (§1, 2); 2) догмат откровения о Святой Троице приближает к общему разумению указанием на образы троичности в природе (3, 4); 3) излагая веру в промыслительную любовь Божию к миру, открывшуюся особенно в спасении мира Сыном Божиим, старается представить убедительным для разума воплощение Сына Божия (5–11); 4) объясняет веру христиан в воскресение мертвых и будущую жизнь (12), и наконец показывает, что Вера христиан есть вера чистая и святая (13–20). 553 2) Разговор с Эмиром о пути спасения. 554 3) Разговор с Магометом 2 о правой христианской Вере. 555 4) О Боге едином по существу и троичном в лицах. 5) Ответы на вопросы о Божестве Иисуса Христа. 6) О человеческой природе Господа Иисуса. 556

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

540. Deuteronomium VIII, 5. 541. Gregorii Nysseni Vita Moysis 45//PG. 44. Col. 316 C. 542. Theodoreti Cyrrensis De Sancta et Vivifica Trinitate II//PG. 75. Col. 1161 C. 543. В традиционном переводе (славянском и затем «синодальном») — «детоводитель». С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой яркий пример «педагогическою» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш — святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Paedagogus I, 7, 55). 544. Epistola ad Galatos III, 24—25. 545. I Epistola ad Corinthios XIII, 10—12. 546. Epistola ad Hebraeos V, 12—14. 547. Barhadbesabba Arabaya, eveque de Halwan. Cause de la fondation des ecoles//PO. 4. P. 319—404. 548. Пигулевская H. История Нисибийской академии: Источники по истории сирийской школы//ПС. 17 (80). Л., 1967. С. 90—109, особенно с. 93—96. 549. Barhadbehbba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 345-362. 550. Deuteronomium VIII, 2—5. 551. Имеется в виду роль Иоанна Предтечи как посредника между Ветхим и Новый Заветом, авторитетно отождествившею Христа с тем, кого предсказывают библейские пророчества. 552. Barhadbesabba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 367-368. 553. Ibid. P. 378—381 (о Феодоре Мопсуестийском) и др. 554. Ibid. Р. 393. 555. Ср.: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. 556. Aeliani De natura animalium I, 4. 557. Ibid. VI, 61. 558. Ibid. VI, 34. 559. Adamantii Sophisti Physiognomonica I, 5. I. 396 Foerster. 560. Procqpii Caesariensis Historia arcana VIII, 13—21. 561. Характерен анекдот, передаваемый автором схолий к сатирам Персшп «Естествоиспытатель Зопир распознавая по лицам людей их нравы. Придя к Сократу, он сказал ему: „Ты похотлив“. Алкивиад рассмеялся; ученики вознамерились нанести ему оскорбление, ибо он оскорбительно говорил об их учителе. Сократ сказал: „Не трогайте его, я и впрямь похотлив; но в моей власти — побеждать и самоё похоть“» (Ad Persii satiram IV, 24; ср. также: Ciceronis Tusculanae disputationes IV, 37, 80; eiusdem De lato V, 10). О философской разработке мотива преображающею «обращения», предвосхитившей христианскую разработку того же мотива, см.: Nock А. D. Conversion. The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford, 1933.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

С 1-го мая шел снег 2 дня «и выпало снегу в колено», а 3-го мая и «приморозило». Работы каменные были прерваны 546 . 24-го мая состоялись торги бить сваи и класть на сваи брусья – под фундамент соборной церкви, «в самой скорости». Работы были начаты 25-го мая, закончены 16-го июня 547 . 17-го июня 1722-го года была заложена соборная церковь 548 . 17-го июля на Александро-Невскую церковь поднят крест, поставленный на куполе на золотом яблоке 549 , а в конце августа укреплены на куполе и золоченые медные «штуки» (доски), числом 48 550 . Во вторую половину строительного сезона 1722-го года золотили деревянные наружные части церковной крыши; под крестом деревянный «каракштын», «да вокруг церкви под кровлею в 4-х зеркалах 4 штуки алебастровые» 551 . Вокруг верхнего малого купола поставлено было 8 разных деревянных вызолоченных «ангельских лиц» 552 . «Каменное здание от трапезы вторую линию палаты лицевую стену с уступом, что к Неве реке, до третьей линии» отмазывали и отбеливали известью, расписывали красками, ставили и укрепляли наличники и фигуры алебастровый, по данному образцу, «как сделана трапезная лицевая стена», ни в чем не делая разницы 553 . С июля 1722-го года писали на холсте, по заказу Швердфегера, картины из евангельской истории в купол, 8 картин 554 . В январе 1722-го года комиссарство строельных дел подрядило, при посредстве двух подрядчиков, крестьян Тихона Дмитриева и Степана Овчинникова, 150 каменщиков и 50 работников с 1-го июня до окончания строительного сезона для постройки соборной церкви: на готовых уже сваях бутить фундамент и выводить стены, по рисункам архитектора, разной толщины – по 15, 12, 7 и 3 фута. Рабочее обязывались, в случае требования, и «к прежнему зданию недоделанные в третьей линии 13 столпов доделать», как в первых двух линиях, а также доделать и на Васильевском острову палаты. 6-го июня подрядчики поставили к соборной церкви 191 человек и на Васильевский остров 20 человек. Но в виду недоразумений при расчетах почти тотчас же началось повальное бегство рабочих. Бежало в самое же первое время 58 человек. Оставшиеся 133 рабочих по 9-е июля работали все у соборной церкви, 9-го июля разделились на две артели и у церкви осталось 78 человек. 25-го августа все они, бросив работы, бежали. Остальные 55 человек оставались на работах – «у сводов и у тески плиты» – до окончания работ, 8-го сентября. На Васильевском острове все 20 рабочих оставались до роспуска 11-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

551. Евр. 5. 14 552. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14. 13–15). 553. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3. 17). 554. Откр. 3. 18. 555. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (2 Кор. 1. 8–9). 556. 1 Кор. 4. 7. 557. Мф. 5. 3. 558. …превозношение, восстающее против познания Божия… в послушание Христу (2 Кор. 10. 5). 559. Фантазии. 560. «Подражание» Фомы Кемпийского, кн. 2, гл. 8. 561. «Подражание» Фомы Кемпийского, кн. 3, гл. 1. 562. «Подражание» Фомы Кемпийского, кн. 3, гл. 3. 563. 2 Тим. 3. 8. 564. Лк. 18. 7. 565. Житие Феофила, Пимена Болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. 566. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 567. Мф. 9. 17. 568. Лк. 18. 11. 569. Страница 37. 570. «Подражание», при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своею Латинскою Церковию и преследовалось инквизицией. Преследование прекращено впоследствии и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целию, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее — даже вера во Христа без оставления веры в идолов.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Ряд их после Леона есть следующий: 2 . Иоанн 1, по свидетельствам не совершенно надёжным занявший кафедру не позднее 1008г. 542 , а по свидетельствам совсем надёжным – занимавший её в первые годы правления Ярослава 543 , (который 1019–1054). 3 . Феопемпт, упоминаемый под 1039г. 544 . 4 . Кирилл 1, не упоминаемый летописями, но стоящий в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Копыстенский, и в московских списках митрополитов Никоновской летописи, напечатанном в Летописях Археографической Комиссии и читаемом в Волоколамской рукописи 5 . Иларион, поставленный в 1051г. 6 . Ефрем, упоминаемый под 1055г. 545 . 7 . Георгий, упоминаемый под 1072 и 1073 гг. 546 . 8 . Иоанн 2-й, прибывший, если верить показанию некоторых позднейших источников, перед 1077г. или не позднее этого года 547 и скончавшийся в 1089г. 548 . 9 . Иоанн 3, преемник предшествующего, прибывший в 1089г. или 1090г. 549 и умерший после годичного правления. 10 . Николай, упоминаемый под 1097г. и 1101г. 550 . 11 . Никифор 1, прибывший 6 Декабря 1104г. и умерший в Апреле 1121г. (Лаврентьевской и Ипатской) 551 . 12 . Никита, преемник Никифора, прибывший в 1122г. (Лаврентьевская и Ипатская) и умерший 9 Марта 1126г. (Лаврентьевская, по Ипатской – в 1127г.) 552 . 13 . Михаил, по Ипатской летописи прибывший в 1131г., но вероятнее, что, по крайней мере, не позднее 1129г. 553 , оставивший кафедру и удалившийся в Константинополь в 1145г. (Лаврентьевская). 14 . Клим или Климент, преемник Михаила, поставленный в 1147г., после неоднократного удаления с кафедры окончательно оставивший её в 1155г. и упоминаемый как живой под 1164г. (см. ниже) 554 . 15 . Константин 1, преемник Климента, пришедший в 1156г. после Апреля месяца (Лаврентьевская и Ипатская, cfr Новгородская 1 летописи) 555 , удалившийся с кафедры в 1158г. и умерший в 1159г. (Лаврентьевская и Новгородская 1). 16 . Феодор, преемник Константина, пришедший в Августе 1161г. (Ипатская), сидевший на кафедре или год и 10 месяцев или просто 10 месяцев и умерший в 1162г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010