По молитве повелевает ему возстати, глаголя: Стани добре, стани со страхом, и пред Евангелием и святым Крестом Спасителя утверди данное тобою обещание . Он же, возстав, речет: Веру православно-кафолическую, юже ныне добровольне исповедую, целу и ненарушиму даже до конечнаго моего издыхания, Богу помогающу, твердо содержати, и заповеди ея радетельно и радостно исполняти потщуся, соблюдая в непорочности, елико мощно сердце мое. Во уверение сего моего обещания целую словеса и Крест Спасителя моего. Аминь. По лобызании, предстоятель глаголет: Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити, сый благословен во веки. Клир: Аминь . Посем глаголет: Преклони колена Твоя пред Господем Богом, егоже исповедал еси, и приимеши оставление грехов твоих. Преклоншу ему колена и главу, предстоятель разрешает его, сице: Господь наш Иисус Христос, ключи царствия небеснаго апостолом вручивый, и давый им и их преемником власть вязати и решити грехи человеков, чрез мене, недостойнаго архиерея (иерея), прощает тя, чадо ( имярек), и разрешает от связания клятвеннаго или запрещения, и от всех грехов твоих. И аз, данною мне от Него властию, присоединяю тя ко православней Церкви и привожду ко общению божественных Таинств церковных, и благословляю тя Именем Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Посем присоединенный станет, ожидая миропомазания (аще же присоединен по третьему чиноприему, Причащения). 1. Папство в период становления Церкви 1 . Петр (до 64 или 67) 2 . Лин (68–79) 3 . Анаклет (Клет) (80–92) 4 . Климент I (92–99) 5 . Эварист (96/99–108) 6 . Александр I (108/109–116/119) 7 . Сикст I (117/119–126/128) 8 . Телесфор (127/128–137/138) 9 . Игиин Философ (138–142/149) 10 . Пий I (142/146–157/161) 11 . Аникита (150/157–153/168) 12 . Сотирий (162/168–170/177) 13 . Елевферий (171/177–185/193) 14 . Виктор I (186/189–197/201) 15 . Зефирин (198–217/218) 16 . Калликст I (218–222) Наталис (антипапа) (199– ?) Ипполит Римский (антипапа) (217–235) 17 . Урбан I (222–230) 18 . Понтиан (21 июля 230 – 28 сентября 235)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

423 Lagarde 1886. p. 185. line 37–186, line 1; 186, lines 1–7. (издание рукоиси Parham 102, копия 888–889 года из Британской Бибилиотеки–Лондон. (подробнее см. Ehrman 1985. p. 53–56, note 94). 428 Arab. 452 (копия сделана в 1214 году в монастыре Св. Иоанна Kolobos (Kama) в Wadi I-Natrun), (подробнее см. Mai 1831. 519–520.) и arab. 410 (13–14 век) (подробнее см. Mai 1831. 504.). 440 Lantschoot 1965. p. 63. По мнению Итурдбе (Iturbe) из вышеуказанных рукописей, внутренне связаны между собой: Vat. arab. 452; Vat. arab. 410; Paris, arab. 55; Vat. Syr. 541. Рукопись Cairo, arab. Chr. 411 связана с Bodleian, ms. Huntington 262. Göttingen, arab. 103 связана с Cairo, arab. 195. (цитата по Ehrman 1985. p. 56). 444 Hieronymus Epistulae. 48.3 (ad Pammachium) PL 22, 511; 119.5 (ad minervium et Alexandrum monachos) PL 22, 968–970; 458 Cramer 1838–1844. V. 3. 21, 25, 34, 38, 40, 46, 48, 52, 65, 66, 69, 74, 79, 90, 94, 100, 112, 116, 119, 121, 128, 132, 139, 146, 147, 152, 153, 157, 166, 167, 168, 175, 187, 189, 191, 198, 215, 216, 230, 251, 269, 291, 295, 299, 304, 307, 309, 312, 317, 320, 331, 333, 337, 341, 347, 349, 367, 378, 413, 431, 434, 435. В издании Крамере отрывки 25–175 из Вульфа, а 21б 187–41 являются новыми. 461 Vatican City. Biblioteca Apostolica Vaticana. Barb. Gr. 582. (цитата по Ehrman 1985. p. 56. note 58). 462 Comm. Act. Apost. 1:25; 3:23. PG 125, 528B; 572B. Cramer 1838–1844. v. 3.p. 69, lines 22–24. PG 39, 1661C9–11. Эта катена основывается на Иоанне Златоусте , но как добавление к толкованию Дидима, Кирилла, Севира и Севериана. Греческий текст с латинским переводом был издан в Theophylacti 1567. (цитата по Ehrman 1985. p. 57. note 99). 466 Cassiodorus. Liber de Institutione. PL 70, 1120. «но тогда, работая над сохранившимися каноническими посланиями, много изнуряясь думая о них, конечно по промыслу Божию пришло в наши руки труд Дидима, написанный на греческом, толкование на семь канонических посланий, которые были переведены с прекрасной помощью Епифания, самого красноречивого мужа» (цитата по Russell 2001. p. 10. note 9.)

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Таким образом по возможности нашей, да соделается совершенно известным для всех, по всем африканским областям, уловленных их общением и приязнью, каким жалостным заблуждениеи они себя связали. Может быть тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнуть от диавольския сети, быв уловлены от него в свою его волю (2Тим.2:25-26) (Карф. 47, 57, 67-69, 91-94, 99, 117-119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 69(80) 145. Правило 1 карф. собора 401 г.  Правило 67(78). Заблагоразсуждено послати от нашего собора грамоты к начальствующим в Африке, и приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери кафолические церкви в том случае, когда власть епископов бывает пренебрегаема во градах, то есть, чтобы они с начальственным полномочием и попечительностию, и с усердием к христианской вере, сделали исследование о произшедшем во всех местах, в которых максимианисты овладели церквами, такожде и о тех, которые ими отторжены: и чтобы достоверное для всех сведение о сих происшествиях неотменно повелели внести в записи народных дел (Карф. 47, 57, 66, 68, 69, 91-94, 99, 117-119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 69(80) 146. Прав. 1 карф. собора 401 г.  Правило 68(79). О приятии клириков донатистов в клир кафолические церкви. Напоследок заблагоразсуждено послати грамоты к братиям и соепископам нашим, и наипаче к апостольскому престолу, на котором председательствует помянутый достойно чтимый брат и сослужитель наш Анастасий, о том, чтобы по известной ему великой нужде Африки, ради мира и пользы церкви, и из самых донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших прийти к кафолическому соединению, по рассуждению и извелению каждого кафолического епископа, управляющего церковью в том месте, приимати в своих степенях священства, аще сие окажется содействующим к миру христиан. Известно, что и в предшествовавшее время так поступаемо было с сим расколом: о чем свидетельствуют примеры многих и почти всех африканских церквей, в которых возникло сие заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

865. Требник , в четвертку, 89 лл., полууставом нескольких почерков XVI в. (1–57 лл.) и XV в. (58– 89 лл.), в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между 2 и 3, 57 и 58. Порваны с ущербом для текста листы: 1–7, 14, 17–21, 24, 27–29, 31, 32, 35, 38, 88 и 89. На полях листов 1–19 приписки скорописью: 1) «Лета 7083 (1575) августа … душеспасительную погребанье Ильинской поп Тимофей святому . . . и святому великомученику Димитрию … аще кому случится по той книге честь и тому бы ево поминать за упокой а подписал сию книгу евож природья Ворошилов Ивашко Иванов 143 (1635) году февраля в 9 день»; 2) «Сия книга Требник от церкви пророка Илии что на Устюге отобрана на Вологду». Состав: 1) служба и устав како подобает погребанье младенцам пети, неполные (1–3 об.); 2) чин погребание мирское (3 об.–27 об.); 3) молитва на исход души (27 об.–28), та же, что в 868 на 276 об.–277 лл.; 4) чин освящения воде августа (28–37); 5) чин освящения водам великых Богоявленских (37–46 об.); 6) особенности богослужения в неделю Пятидесятницы, без конца (47–57 об.); 7) часы царския на страсти Спасовы в пяток великий (58–89). 866. Требник , в восьмушку, 147 лл., полууставом XV и XVII вв. (119–144 лл. пергаментные), с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете с металлическими частями для засте жек; 147 лист чистый. На полях внизу листов: 3–5 н 8, 9 и 12 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга чернеца Трифилия». Состав. 1) последование малого первого образа ангельского (1–10 об.); 2) чин бываемый вели ангельского образа (10 об.–60); 3) чин бывает на разлучение души (60–83); 4) кафизма 17 (83 об.–99 об.); 5) чин исповеданию кающемуся грехов своих (99 об.–115 об.), неполный, тот же, что издан у профессора Алмазова («Тайна Исповеди», т. III, 120 стр.); 6) последование о усопших инокех (116–146). 867. Требник, в четвертку, без начала, 357 лл., полууставом XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тисненою кожею переплете. Перепутаны листы 105–107; нет нескольких листов между листами: 100 и 101, 112 и 113, 119 и 120, 121 и 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ατοπθιος selbst als Pythia fungierend: τρπους Δελφικς α. γενσομαι PselOr 22,88. ατοπκτης, der sich selbst mit der Faust schlägt: τελνης Neoph 151. ατοπυραμς, Pyramide an sich: Syrian., CAG VI 1,179,29.– LSSup. ατοπρσευτος von selbst entflammt: ητορικς -ον στμα Philes Ι 110,156. ατρειθρος von selbst fließend: χσις VAberc 79,6. ατρεκτος (ατς + ζω) sich selbst tötend: Phot. Lex. α 3247 (Theodoridis). BekkerAn 467.– Tgl, (ατρρεκτος LS). ατορζα, die wahre Wurzel: OpScript 1221 C.– L; vgl. LS, L, Kr ατρ(ρ)ιζος. ατροος von selbst fließend: χεμα AnLaur 231,85. ατορφιος von selbst überdacht: Neoph 151.– Vgl. ατροφος LS, DGE, Kr. ατορρεπς sich von selbst hinneigend: προαρεσις πρς ωφλειαν MarkAnek E 4,7.– KumN -πς. ατορρυθμα, Handeln nach eigenen Vorstellungen, eigenes Vorgehen: ThStudCatM 55 (p.391).– Vgl. -θμισις Stam. ατρυκτος selbst gegraben: τφος MarkKod 179 Nr.337,13. τφροι GregAntioch 99. ατορυπαρα, Schmutz an sich: LeoSyn 12,27. ατς er: formae encliticae: του TaktNik 68,19. Barth 62,17. KamAst 736. Kekaum 673. της Trinch 119 (a.1122). KamAst 119.1511. τ(τον?) KamAst 1512. τον TaktNik 68,20. KamAst 1513. 1516. MM I 321 (a.1352). CantHist III 96,4. την Malal 281,1. KamAst 1661. 1801. MM I 581 (a.1371), το KamAst 1512. Kekaum 673. CantHist III 94,18. τν DeCerV II 103,28; 104,2. Kekaum 673. Cant., PG 154,376D. τους TaktNik 69,34. Barth 80,15. KamAst 545.561. MM VI 220 (a.1307), τος (=τως) MM VI 220–1 (a.1307). TsirpDod 1,11 (а.1453). τα Kekaum 673. CantHist 95,12.– Kr, Car, Psaltes 194. ατσαθρος in sich selbst hinfällig, ganz fehlerhaft: συλλογισμς TheorEp 331,146. ατοσαπρα, die Fäulnis selbst: PhotEp 128,7. ατοσεμντης, die Ehrbarkeit selbst: StichIoanBry 109,19. MiChon I 299,22. HolobTreu 550,15. ατοσθενς absolut mächtig: δναμις MaxExeg II 456. id. Zigab III 97C.– L. ατσιτος sich selbst versorgend: PselAutob 1885.– LS, Tgl, Stam. ατσκευος selbstgemacht, natürlich: ροφ VSab 19,31. einfach, schlicht: SynesOp 168,15. SynesEp 265,12. PsOec I 77D. MiAnchLog 48. mit einfacher Ausrüstung: PselChron III 9,2. Anna III 204,9. Zonar V 576,19.– LS, Tgl, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Соф. 1095 . Требник. Конволют середины XIIb.: 1) л. 1–119; 2) л. 120–161. 8°. 161 + II л. Филиграни: первая часть: 1) Колонны, близкий: Дианова. Костюхина, 1207 (1638 г); 2) Кувшин с одной ручкой, литерами, полумесяцем, вид: Тромонин, ИЗО (1638 г.); вторая часть: Голова шута, тип: Дианова, Костюхина, 421 (1645–1661 гг.). Записи: л. 119 (простой литореей) «аминь»; л. 119 об. (простой литореей) – «Боголипново Преображения священнику Максиму Петровичю. Бористоо Афанасьевичъ. благословления, прошоу и много челомъ бию» 1321 Содержание: л. 1–66 об. – чин исповеди; л. 11–12 – поновление краткое; л. 13 об.–15 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр); л. 15–25 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 21–22 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 25 об.–32 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 32 об.–40 – поновление; л. 43–47 об. – поучение духовника; л. 51 об.–54 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 54 об.–55 – поновление мужчинам; л. 55–59 – поновление священникам; л. 76–79 об. – вопросник инокам (Основная редакция). Соф. 1101 . Служебник. Первая четверть XII в. 8°. 340 л. Филиграни: 1) Цветок, не отожд.; 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем, литерами, вид: Дианова, Костюхина, 142 и 146 (1610 и 1606 гг.); 3) Кувшин с одной ручкой (вставная тетрадь), не отожд.; 4) Рука с цветком (вставные листы), не отожд.; 5) Кувшин с цветком, вид: Дианова, Костюхина, 28 (1604 г.); 6) Кувшин с одной ручкой, литерами GL, тип: Гераклитов. 390 (1620–1621 гг.); также не отожд. филиграни Записи: л. 70 об.– «190 году (нрзб.) Ефимка (?) Дмитрова генваря вътории на десять день»; л. 112 116 – «Сия книга глаголемая Потребннк попа Феодота Иванова»; л. 339 об. – «192-го году марта в 7 день сии Требник мегорского погоста Куштозерскои Ивана Федотова» (запись обрывается); л. 340 – «Иван Федотов по милости Божией и великих московских чудотворцев»; л. 340 об. – «По милости Божии великих московских чудотворцев киевских Петра...» (нрзб.). Содержание: л. 162 об.–200 об. – чин исповеди: л. 168 об.–171 – поновление; л. 172–172 об. – поновление больному; л. 172 об.–173 об. о делах, избывающих грехи; л. 174 об.–178 – поновление мужчинам; л. 178–181 – поновление женщинам; л. 181–182 – вопросник мужчинам (Кр- Соф. 1061 ); л. 182–185 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1101); л. 185 об.–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1101 ); л. 188–192 – поновление; л. 195 об.–200 об. – поновление священникам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 227 (поновление больному).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Epistola ad Constantium imp., de visione Crucis, ll65–76; præloquium, 1135–64; testimonia veterum de hac visione, 1175–8. Fragmenta 1–3, 1181–2; monitum, 1179–80. Homilia in occursum Domini; 1187–1204: admonitio, 483–88. Fg. lat. ex S. Thoma, 1203–4. Chronologia, 1203–4. Suppositæ epistola; ad Julium papam, 1207-l0. Supposita epistola ad Augustinum, PL.,33,1126. Testimonia veterum, 293–322. Editorum veterum, Grodecii, Provolii, Milles præfationes, 1211–30. Toullæi præfatio, 9–30. – notitia codicum 29–32. Milles notæ, 1229–60. Toullæi descriptio Ecclesiæ Resurrectionis, 1261–72. Toullæi dissertationes Cyrillianæ (1, de vita; 2, de scriptis; 3, de doctrina, 31–29. Index anaiyticus, 1633–1716, CYRILLUS SCYTHOPOLITANUS, s. VI, 114. Prologus in vitam S. Euthymii, latine, 594. CYRILLUS SIDÆ metr., s. XIV, 152. Attestatio (acta Joan. Calecæ СР., 8), 1225–6. D DALMATIUS CYZICENUS ep., s. V, 85. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1797–1802. Apologia (id.), 1801–2. Notitia Lequien, 1797–8. DAMASCENUS. Vide JOANNES D. DANIEL RAITHENUS, monachus. Vita S. Joannis Climaci (Rader), 88, 595–608. DAPHNOPATA. Vide THEODORUS D. DECAPOLITA. Vide GREGORIUS D. DEMETRIUS CHOMATENUS, Bulgarorum metr., s. XII, 119. Responsiones canonicæ, 1, 937–46; 2, 947–60: 3, 1125–30. DEMETRIUS CHRYSOLORAS, s. XV. Fg. in analectis de oleo S. Demetrii, 116, 1422–6. DEMETRIUS CYDONIUS, s. XIV, 154. Adversus Palamam (Arcudius), 835–64. De processione Spiritus S. (Arcudius), 1, 863–958; 2 (epist. ad Barlaam. Canisius), 151, 1283–1301. Oratio de subsidio Latinorum (Combefis), 164, 961–1008. Oratio de non reddenda Callipoli (id.), 1009–36. Monodia occisorum Thessalonicæ (id.), 109, 639–52. Contra Mahometem, translatio libri fr. Richardi (Oporinus), 154, 1075–152. De contemnenda morte (Kuinoel), 1169–1212, Epistola ad Phacrasem (Hase), 1213–16., – ad Philotheum (Boivin), 148, 74. – ad Niceph. (Gregoram (id.), 148, 89–90, fir. Notitia FH., 154, 825–34. DEMETRIUS SYNCELLUS CYZICENUS ep., s. X, 119. Responsiones canonicæ, 119, 1097–1116 et 1115–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

184 «О нисхождении Иисуса Христа во ад мы имеем свидетельство в Соборном послании апостола Петра, в котом говорится: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находившимся в темнице духам, сойдя, проповедовал… ( 1Петр. 3:18,19 ). Здесь ясно видно, что Христос Своим Божеством спустился в темницу духов, то есть душ, и проповедовал покаяние. То же говорится и в другом месте того же послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Петр. 4:6 ). Упразднилась власть ада, поскольку Христос, сошедши в царство смерти, освободил души всех праведников» (179. См. листок за 6 апреля). «Святоотеческая традиция четко объясняла зависимость от прародительского грехопадения и посмертной участи праведников – даже праведников! Ведь на иконах “Сошествие во ад” Господь именно их души изводит из преисподней» (75: 157). При этом «праведники Ветхого Завета, во всем стремившиеся угодить Богу, но “в Адаме умершие” до сошествия во ад Господа Иисуса Христа, сами не подвергаясь мукам (А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. Прем. 3: 1 – П. Д.) и пребывая на лоне Авраамове ( Лк. 16:26 ), не имели возможности ходатайства (о нас пред Престолом Божиим – П. Д.): между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк. 16:26 )» (75: 157). «Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное» (92: 139, 140). 185 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода (с двумя переходными гранями из одного периода в другой). 1-й период – жизнь души в теле человека. 2-й период – жизнь души, освободившейся от тела, начало Вечной Жизни... 3-й период – новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни» (61: 167, 17). Монах Митрофан о состояниях (периодах жизни) души пишет так: «Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом» (119: 9). При этом «загробная жизнь человека состоит из двух периодов: загробная жизнь до воскресения мертвых и всеобщего суда – жизнь загробная жизнь после этого суда – вечная жизнь человека» (119: 159). В свою очередь, загробная жизнь до воскресения мертвых включает в себя как жизнь души от разлучения с телом до частного суда, так и жизнь души после частного суда до всеобщего суда (119: 162). Игумен Антоний называет этот период «тенью смертной»: «время от разлучения души с телом до второго пришествия Христова на землю в Священном Писании называется тенью смертной ( Пс. 22:4 )» (164: 9).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Нач.: «Болезнует тщеславный, зря смиренномудра проливает слезы...» л. 106-111 об. Григория Синаита (избранные главы). Нач.: «120. Малая и великая и сокращенная повинующихся лествица пять имать степеней…» л. 111 об.-115. Исихия пресвитера (избранные главы). Нач.: «24. Но неможет ум победити мечтание бесовское собою токмо…» л. 115 об.-116 об.Филофея Синайскаго (избранные главы). Нач.: «21. А иже имать память смерти по всяк вечер нашествия бесов…» л. 116 об.-117 об. Отечник «От жития аввы Агафона». Нач.: «Брат вопроси авву Агафона…» л. 117 об.-119 об. аввы Марка от послания к Николаю иноку (отрывок). Нач.: «Аще убо хощеши,чадо светилник свой умнаго света…» л. 119 об.-120. Главы прп. Иоанна Карпафийскаго (выписки). Нач.: «Карпафия. Многий подвиг и труд потребен в молитвах…» л. 120-120 об. «Феолипта слово о сокровенном делании». Нач. «Аще знаеши, яже поеши,то познание приемлеши…» л. 119 об.-120. «Блаженнаго Калиста». Нач.: «На новоначалных и нравоучимых и деятелных, бес звуками неясными...» л. 120 об.-123. «О молитве святаго Калиста патриарха». Нач.: «Молитва непрестанна есть, еже призывати имя Божие выну…» л. 123 об.-125. «Главы деятелны преподобнаго Феодора (Эдесскаго)». Нач.: «Три убо суть рождественныя страсти, ихже ради бывают вся…»   Библиография Каталог славянских рукописей афонских обителей/составили А. А. Турилов и Л. В. Мошкова ; под редакцией профессора А.-Э. Н. Тахиаоса. 2-е, испр. и доп. изд. Београд: штампа, 2016. Б. Райков, Ст. Кожухаров, Х. Миклас, Хр. Кодов. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света Гора. Cibal, Sofia, 1994.     Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6192471

Gr., tom.119, pp. 761–765), Николаю принадлежит еще синодальное определение: de praestatione canonicorum, в котором объясняется, что и плата с посвящаемых во священники, и сбор в пользу духовенства с пасомых (как то и другое определено одной новеллой Алексея Комнина, см. выше, не представляют ничего противозаконного, противного Св. Писанию и правилам прежних соборов (Migne. t.119, pp. 860–864). Рассматриваемое определение при Николае дано вслед за подобного же рода новеллой императора Алексея (через два месяца, в 1086 г.). С именем того же Николая существует соборная грамота к Алексею Комнину по вопросу о возведении императорской властью епископов в архиепископы или митрополиты (Migne. tom.119, р. 864 et cet.) Грамота эта написана в ответ на новеллу Алексея по тому же вопросу (см. Migne. tom.127, р. 928, nota 7). Свод общих сведений о Николае можно найти: Cuperi Ad histor. patriarch. Constantinop., cap. 81. Ср.: Le-Quien. Oriens christianus. Т. I, pp. 264–266. 371 Опускаем без обозрения правление двух ближайших Николаевых преемников: Иоанна Халкидония (1111 –1134) и Льва Стипиота (1134–1143). Ни о том (Cuperi Ad histor. patr., cap. 82; Le-Quien, I, p. 266), ни о другом (Cuperi cap. 83; Le-Quien, I, pp. 266–267) не сохранилось сколько-нибудь интересных сведений. Заслуживает внимания лишь следующее: Купер, говоря о Льве Стипиоте, доказывает, что ни этот патриарх, ни современный ему император, Иоанн Комнин, не были склонны к унии с Латинской церковью (доказывает – в противоположность, например, Остеру, который смотрит иначе на этот вопрос, но без должных оснований). Описание истории Косьмы и его отношений к Нифонту нами сделано, главным образом, на основании Киннама. Но нужно сказать, что Никита Хониат иначе освещает рассматриваемую историю, чем как это делает современник Косьмы (Киннам). Никита думает, что Мануил и епископы только воспользовались отношениями Косьмы к Нифонту, чтобы погубить патриарха, хотя, по разумению историка, в этих отношениях не было ничего преступного; основание же для Мануила питать нерасположение к Косьме историк этот находит в том, что будто бы патриарх очень любил Исаака, брата Мануилова, в чем видели политическую опасность для царствующего государя (Хониат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010